1. Пояснительная записка
Требования, предъявляемые к обучающимся в VII класса, соответствуют общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, многообразии растительных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных и межпредметных связей.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Это даёт возможность тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Нормативно-правовая основа рабочей программы
1) Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 года №1897
3) Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» от 31.03.2014 №253 с учётом внесённых изменений согласно приказу №576 от 08.06.2015 года.
4) Положение о рабочих программах МОКУ Амаранская СОШ
5) Основная образовательная программа школы на 2018-2019 уч. год
6) Базисный учебный план МОКУ Амаранская СОШ на 2018-2019 учебный год .
7) Конценция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основные цели курса:
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
-овладение умениями работы с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Формы и методы работы с обучающимися: словесные (беседа, дискуссии), наглядные (показ, демонстрация), частично-поисковый, метод проблемного изложения, лабораторные работы.
Приоритетные виды и формы контроля – тематическое и контрольное тестирование, отчет по лабораторным работам.
7 класс.docx
муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Амаранская средняя общеобразовательная школа»
Ромненский район Амурская область
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Разумова Анжела Андреевна
Ф.И.О.педагога
биология
Название предмета
для 7 класса
класс
на 20182019 учебный год 1. Пояснительная записка
Требования, предъявляемые к обучающимся в VII класса, соответствуют общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Учащиеся
получают общие представления о структуре биологической науки, ее методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к
природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности
бактерий, грибов и растений, многообразии растительных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать
экологически правильные решения в области природопользования. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую
программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных и
межпредметных связей.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов,
Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства
проведение наблюдений. Это даёт возможность тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной
учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Нормативноправовая основа рабочей программы
1)
2)
образования РФ от 17.05.2012 года №1897
3)
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию» от 31.03.2014 №253 с учётом внесённых изменений согласно приказу №576 от 08.06.2015 года.
4)
5)
6)
7)
Положение о рабочих программах МОКУ Амаранская СОШ
Основная образовательная программа школы на 20182019 уч. год
Базисный учебный план МОКУ Амаранская СОШ на 20182019 учебный год .
Конценция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основные цели курса:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов; методах познания живой природы;
1 овладение умениями работы с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими
объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми
организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Формы и методы работы с обучающимися: словесные (беседа, дискуссии), наглядные (показ, демонстрация), частичнопоисковый, метод
проблемного изложения, лабораторные работы.
Приоритетные виды и формы контроля – тематическое и контрольное тестирование, отчет по лабораторным работам.
2. Общая характеристика курса
Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая (общая) часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой
систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности,
распространенности и экологии. Знание систематических таксонов не является обязательным. Для повышения образовательного уровня и получения
навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривает выполнение ряда лабораторных работ, которые
проходятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Преемственность связи между разделами обеспечивают целостность курса биологии, его содержание способствует формированию
всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, способной творчески их
использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими ценностями
В программе заложены также возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности.
3. Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения
биологии в 7м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю, учебных недель 34.
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта и Программы основного общего образования по
биологии для VII класса «Многообразие живых организмов» автора Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5
11 класс. М.: Дрофа, 2011).
Учебник: В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений,
рекомендован Министерством образования РФ. М.: Дрофа, 2015
2 Рабочая тетрадь к учебнику В.Б.Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения
в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о
собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в
окружающей среде, профилактики травматизма.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Многообразие живых организмов»
Личностные:
• формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
• эмоциональноценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
Предметные:
•
•
получить общие представления о структуре биологической науки, ее методах исследования,
применить в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений и
животных, многообразии сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека, учатся принимать экологически правильные решения
в области природопользования
• видеть важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
• знать факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения
Метапредметные:
• описывать по предложенному плану внешний вид объектов;
• сравнивать природные объекты не менее чем по 45 признакам;
• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
• находить значение указанных терминов в справочной литературе
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность;
выбирать средства и применять их на практике;
3 оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством естественнонаучных знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
результатов;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно либо при поддержке педагога организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (3 часа)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная
система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
РАЗДЕЛ 1
Царство Прокариоты (3 часа)
Тема 1.1
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения
бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и
роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
■ Демонстрация
Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике.
Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.
■ Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка —
элементарная структурнофункциональная единица всего живого.
■ Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи
эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в
биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.
РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы (4 часа)
Тема 2.1
4 Общая характеристика грибов (3 часа)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы:
Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и
распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
■ Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы.
Строение плодового тела шляпочного гриба.
Тема 2.2 Лишайники (1 час)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и
экологическая роль лишайников.
Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы,
имеющие ограниченное оболочкой ядро.
Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в
биоценозах.
РАЗДЕЛ 3
Царство Растения (16 часов)
Тема 3.1
Общая характеристика растений (1 часа)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений;
фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
■
Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2Низшие растения (3 часа)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные
водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных
биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.
Высшие растения (4 часа)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений.
5 Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение
папоротников в природе и их роль в биоценозах.
Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения
папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.
■ Лабораторная работа
Изучение внешнего строения папоротника*.
Тема 3.4
Отдел Голосеменные растения (2 часа)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие,
распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
Тема 3.5
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (16 часов)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы
Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие,
распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение).
Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений*.
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека*.
■ Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.
Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.
Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.
Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и
гаметофит.
■ Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей,
споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.
6 7 КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Биология», 7 класс ( 34 часа в год, 1 час в неделю)
№
Наименование раздела, темы
Количе
ство
часов
Дата
по
плану
по
факту
Виды учебной деятельности,
направленные на формирование
универсальных учебных действий
Планируемые предметные
результаты освоения
материала
Введение
1 Уровни организации жизни.
2 Основные положения учения Ч.
3
Дарвина
Естественная система живой
природы
Часть 1. Царство Бактерии
4 Подцарство Настоящие бактерии
5 Подцарство Архебактерии
6 Подцарство Оксифотобактерии
Часть 2 . Царство Грибы
7 Общая характеристика грибов.
8 Отдел Зигомикота.
Лабораторная работа № 1
«Строение плесневого гриба
3
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
определять наиболее рациональную
последовательность индивидуальной
деятельности
вносить необходимые изменения в
содержание учебной задачи
выслушивать и объективно оценивать
другого
формулировать проблемные вопросы
определять наиболее рациональную
последовательность индивидуальной
деятельности
вносить необходимые изменения в
содержание учебной задачи
формулировать проблемные вопросы
классифицировать информацию по
различным признакам
организовать деятельность в группах
и парах
Знать: уровни организации
Уметь работать с текстом
учебника; анализировать,
обобщать
Знать роль Ч. Дарвина в
объяснении причин эволюции
Знать: особенности бактерий,
роль в природе и для человека
Уметь: самостоятельно
работать с учебником;
Знать строение различных
систематических групп грибов
Уметь: сравнивать, описывать
по плану, составлять план
описания внешнего вида
грибов
8 мукора»
9 Отдел Базидиомикота.
Лабораторная работа № 2
«Распознавание съедобных и
ядовитых грибов»
Группа Лишайники
1
1
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
Часть 3. Царство растений
Общая характеристика растений
18
1
Подцарство Низшие растения
Строение водорослей.
Лабораторная работа № 3
«Изучение внешнего строения
водорослей»
Многообразие водорослей,
экологическая роль,
практическое значение.
1
1
1
выявлять связи соподчинения и
зависимости между компонентами
объекта
уметь доказывать и опровергать
вырабатывать общее решение
вносить необходимые изменения в
содержание учебной задачи
выслушивать и объективно оценивать
другого
формулировать проблемные вопросы
организовать деятельность в группах
и парах
выявлять связи соподчинения и
зависимости между компонентами
объекта
вырабатывать общее решение
выявлять связи соподчинения и
зависимости между компонентами
объекта
уметь доказывать и опровергать
вырабатывать общее решение
формулировать проблемные вопросы
классифицировать информацию по
различным признакам
организовать деятельность в группах
и парах
уметь доказывать и опровергать
вырабатывать общее решение
Знать, что лишайники –
симбиотический организм, его
процессы жизнедеятельности
Иметь представление об общей
характеристики царства
растений (строение клетки,
органов, тканей, деление на
низшие и высшие растения)
Знать: строение водорослей,
признаки однокл. и
многокл.водорослей
Уметь: объяснять роль
водорослей в природе и жизни
человека
Знать: строение водорослей,
признаки однокл. и
многокл.водорослей
Уметь: объяснять роль
водорослей в природе и жизни
человека
9 1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
Общая характеристика
подцарства Высшие растения.
Отдел Моховидные.
Лабораторная работа № 4
«Изучение внешнего строения
мхов»
Отдел Плауновидные, отдел
Хвощевидные.
Отдел Папоротниковидные.
Лабораторная работа № 5
«Изучение внешнего строения
папоротника»
Обобщение темы «Высшие
споровые растения»
Отдел Голосеменные растения.
Особенности строения и
жизнедеятельности.
Многообразие голосеменных
Лабораторная работа №6
«Изучение строения и
многообразия голосеменных
растений»
Особенности покрытосеменных.
Лабораторная работа №7
«Изучение строения
покрытосеменных растений»
Класс Двудольные. Семейство
Крестоцветные. Лабораторная
работа № 8 «Определение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
вносить необходимые изменения в
содержание учебной задачи
самостоятельно вырабатывать
алгоритм действий
выслушивать и объективно оценивать
другого
составлять сложный план
формулировать проблемные вопросы
организовать деятельность в группах
и парах
вырабатывать общее решение
классифицировать информацию по
различным признакам
определять наиболее рациональную
последовательность индивидуальной
деятельности
самостоятельно вырабатывать
алгоритм действий
Знать: признаки высших
споровых растений, их
строение, особенности
жизненного цикла, места
обитания и условия жизни,
значение в природе и жизни
человека
Уметь: различать на рисунках,
плакатах, гербариях
представителей споровых
растений
Знать: признаки высших
семенных растений, их
строение, особенности
жизненного цикла, места
обитания и условия жизни,
значение в природе и жизни
человека
Уметь: различать на рисунках,
плакатах, гербариях
представителей голосеменных
растений
Знать: термин «Цветковые»,
признаки высших семенных
растений, их строение,
особенности жизненного
цикла, места обитания и
условия жизни, значение в
природе и жизни человека
10 Роль цветковых растений
растений семейства
Крестоцветные»
Класс Двудольные. Семейство
Розоцветные и Бобовые.
Класс Двудольные. Семейство
Паслёновые и Сложноцветные.
Класс Однодольные. Семейство
Лилейные. Злаковые.
Эволюция растений
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
Часть 4. Растения и окружающая
среда
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
Охрана растений и растительных
сообществ
Растения Красной книги
Амурской области
Урокобобщение по теме:
«Растения и окружающая среда»
Растительное сообщество
Многообразие фитоценозов
Растения и человек
Уметь: различать на рисунках,
плакатах, гербариях
представителей голосеменных
растений; описывать растения
по плану; оформлять
результаты лаб. работы
выслушивать и объективно оценивать
другого
составлять сложный план
формулировать проблемные вопросы
организовать деятельность в группах
и парах
выявлять связи соподчинения и
зависимости между компонентами
объекта
уметь доказывать и опровергать
вырабатывать общее решение
выявлять связи соподчинения и
зависимости между компонентами
объекта
уметь доказывать и опровергать
вырабатывать общее решение
Знать: что такое фитоценоз,
виды фитоценозов
Уметь: объяснять роль
растений и растительных
сообществ в природе и жизни
человека
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11 12
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.