Рабочая программа по физической культуре для без снежных районов. Программа направлена на развитие у детей физических способностей в игровых видах спорта, а так же постепенное подведение детей к сдачи норм ГТО. Уроки лыжной подготовки переведены на кросс, подвижные игры, спортивные игры.Рабочая программа начальные классы.
Рабочая программа по физкультуре 1-4 классы на 2016-2017 уч.год.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новосретенская средняя общеобразовательная школа»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Бичурского района Республики Бурятия
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_________________
Ефремов И.В.
Протокол № 1
от 25.08.2016 г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________________
Н.Н.Слепнёва
28.08.2016 г.
«Утверждаю»
Директор: ____________
Н.Ю. Банщикова
Приказ № 14
от 31.08.2016 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Физическая культура»
1 4 класс
1
Разработана:
Ефремовым Игорем Васильевичем
учителем физической культуры
первой квалификационной категории
с. Новосретенка
2016 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе положений нормативноправовых актов РФ, в том числе:
требований к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, представленной в Федеральном
государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО);
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина;
Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
Стратегии национальной безопасности до 2020 г.;
Комплексной программы физического воспитания учащихся 111 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2007).
Учебного плана и основе образовательной программы НОО МБОУ «Новосретенская СОШ»
Положение о рабочей программе, принятого в МБОУ «Новосретенская СОШ» Логика изложения и содержание рабочей программы в
14 классах полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной
активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации
трудовой деятельности и организации активного отдыха. В начальной школе целью программы по физической культуре является
формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной
деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
— Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни
2
— совершенствование жизненно важных навыков и умений посредствам обучения подвижным играм, физическим упражнениям и
техническим действиям из базовых видов спорта;
— формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии
и физической подготовленности;
— развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и
подвижными играми и выявление предрасположенности к тем лил иным видам спорта;
— обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической
подготовленности. Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и
Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, предлагаемая учебная программа
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
— на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастнополовыми
характеризуется направленностью:
особенностями учащихся, материальнотехнической оснащенностью учебного процесса, региональноклиматическими условиями и видом
учебного учреждения;
— на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего
развитие познавательной и предметной активности учащихся;
— на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и
планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе
— на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование
и в самостоятельной деятельности;
мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений
и процессов;
— на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками
освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурнооздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных
Программа предусматривает проведение тренировочных, комбинированных, обобщающих уроков, игровых уроков, практических
занятиях физическими упражнениями.
занятий, уроков – соревнований, эстафет, подвижных игр.
Особое место в овладении данным курсом отводится подвижным играм, спортивным играм, разучиванию комплексов утренней
гимнастики, физминуток.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для развития двигательной активности через подвижные игры,
спортивные игры, общеразвивающие упражнения, занятия на свежем воздухе, прогулки.
Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроков), занятия на свежем воздухе, на спортивной площадке
школы, прогулки, усвоение теоретического материала из раздела программы «Основы знаний о физической культуре, умения и навыки,
приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля», выполнение внеурочных (домашних) заданий: выполнение комплекса утренней
гимнастики, общеразвивающих упражнений, подвижных игр.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе.
3 В рабочей программе в соответствии с авторской программой программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В
базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный
минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм
на основе спортивных игр и региональный компонент –кроссовая подготовка
№
п/п
Вид программного материала
Количество часов (уроков)
Класс
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Базовая часть
Основы знаний о физической культуре
Подвижные игры
Гимнастика с элементами акробатики
Лёгкоатлетические упражнения
Кроссовая подготовка
Вариативная часть
Подвижные игры с элементами баскетбола
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2
2.1
РОЛЬ УЧЕБНОГОКУРСА, ПРЕДМЕТА
1
83
20
17
25
21
19
19
2
81
3
81
В процессе урока
18
18
24
21
24
24
18
18
24
21
24
24
4
81
18
18
24
21
24
24
4
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ
физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является
средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в
метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих
за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
—умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
—умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоциональнояркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и
взрослыми людьми. КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ, НА КОТОРОЕ РАССЧИТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение ФК в начальной школе в 1 классе 102
часов (3 часа в неделю, 34 учебные недели), по 105 ч во 2, 3 и 4 классах ( 3 ч в неделю в каждом классе, 35 учебных недель).
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной
деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной
активности человека: знания о природе (медикобиологические основы деятельности), знания о человеке (психологопедагогические основы
деятельности), знания об обществе (историкосоциологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими
упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую
подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр
и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной
направленностью.
Структура и содержание учебного предмета задаются в программе в конструкции двигательной деятельности с выделением
соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое
совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной
активности человека: знания о природе (медикобиологические основы деятельности); знания о человеке (психологопедагогические основы
деятельности); знания об обществе (историкосоциологические основы деятельности).
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности,
отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их
всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные
игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит
учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами:
«Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Кроссовая подготовка». При этом каждый
тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности
согласуются с соответствующим видом спорта.
5 В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов
двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической
культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям
самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах.
Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и
теоретических разделов.
Формы организации образовательного процесса
К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры,
физкультурнооздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно
познавательной, образовательнопредметной и образовательнотренировочной направленностью.
На уроках с образовательнопознавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации
самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее
изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре,
особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления
разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательнопредметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов
гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются
предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки с образовательнотренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения
соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его
основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательнотренировочной направленностью
необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии
на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее
величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).
В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает
школьников в выполнение самостоятельных заданий.
Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями:
утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок,
дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного
материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в
6 учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление
направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к
систематической заботе о своем теле и здоровье.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных
праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и
знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.
Для полной реализации программы необходимо постоянно укреплять материальнотехническую и учебноспортивную базу, регулярно
проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.
По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания,
разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и
настоящей примерной программой.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структура и содержание учебного предмета задаются в программе в конструкции двигательной деятельности с выделением
соответствующих учебных разделов:
Знания о физической
Способы физкультурной
культуре
деятельности
Физическое
совершенствование
(информационный компонент)
(операциональный компонент)
(мотивационный компонент).
Основные разделы программы
Тематическое планирование
7 Соответствует основным
направлениям развития
познавательной активности
человека: знания о природе
(медикобиологические основы
деятельности), знания о
человеке (психолого
педагогические основы
деятельности), знания об
обществе (историко
социологические основы
деятельности).
Представления о
самостоятельных занятиях
физическими упражнениями,
способах организации
исполнения и контроля за
физическим развитием и
физической подготовленностью
учащихся.
Ориентировано на гармоничное
физическое развитие,
всестороннюю физическую
подготовку и укрепление
здоровья школьников. Данный
раздел включает в себя
освоение жизненно важных
навыков и умений, подвижных
игр и двигательных действий из
программных видов спорта, а
также общеразвивающих
упражнений с различной
функциональной
направленностью
Излагаются темы основных
разделов программы и
приводятся характеристики
деятельности учащихся.
Данные характеристики
определяют результат
педагогического процесса,
которые должны быть получены
в конце освоения содержания
учебного курса.
8
I КЛАСС
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у
древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека.
Способы физкультурной деятельности
Режим дня и личная гигиена. Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры
во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования
правильной осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенствование Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение
команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и
шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и
раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев
назад и боком.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и
спиной к опоре; ползание и переползание попластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно
перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной
гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).
Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной
вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и
высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками изза головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой изза головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка»,
«Салкидогонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный
ручей», игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на
болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одногодвух шагов; по мячу, катящемуся
навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте
(мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в
небо», «Охотники и утки»
9 В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся I класса должны:
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Требования к качеству освоения программного материала
иметь представление:
— о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
— о способах изменения направления и скорости движения;
— о режиме дня и личной гигиене;
— о правилах составления комплексов утренней зарядки;
уметь:
— выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
— выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
— играть в подвижные игры;
— выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
— выполнять строевые упражнения;
демонстрировать уровень физической подготовленности .
Прыжок в длину с места;
Челночный бег 3 х 5 метров;
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
Поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 30 сек;
Наклон вперед из положения «сидя».
Контрольные упражнения для определения уровня физической подготовленности:
10
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних
Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота,
выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
II КЛАСС Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих
быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во
время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раздва»; перестроение по двое в шеренге
и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в
группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на
согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Легкая атлетика
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя изза головы.
Метание малого мяча на дальность изза головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конникиспортсмены»,
«Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под
ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки — желуди — орехи», «Невод», «Заяц
без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по
сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей»,
«Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной
вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч
среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча
11 на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся II класса должны:
иметь представление:
— о зарождении древних Олимпийских игр;
— о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
— о правилах проведения закаливающих процедур;
— об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки;
уметь:
— определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
— вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
— выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
— выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
— выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
— выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;
демонстрировать уровень физической подготовленности .
Контрольные упражнения для определения уровня физической подготовленности:
Прыжок в длину с места;
Челночный бег 3 х 10 метров;
Сгибание и разгибание рук в висе ( подтягивание) мальчики;
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа девочки;
Наклон вперед из положения «сидя»;
Поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 30 сек;
12
Знания о физической культуре
III КЛАСС Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений
(подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на
частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих
упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во
время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение
элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со
скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье и перелазанья по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, по
канату; передвижения и повороты на гимнастическом бревне (скамейке).
Легкая атлетика
Ходьба с изменением длины и частоты шагов ,бег с изменением длины и частоты шагов ,бег с изменением направления ;метание мяча (150
г) на дальность с места ;метание теннисного мяча в цель расстояние 4 5м, 1,5х1,5;равномерный медленный бег до 5 мин; прыжки в высоту с
разбега. (4 5 шагов);многоскоки с ноги на ногу; прыжки в длину с места, с разбега на гимнастические маты.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту»,
«Метатели».
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7—8 м) и
вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7—8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры:
«Передал — садись», «Передай мяч головой».
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и
передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками впередвверх; нижняя прямая подача; подвижные игры:
«Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
13 В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся III класса должны:
Требования к качеству освоения программного материала
иметь представление:
— о физической культуре и ее содержании у народов Древней Руси;
— о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
— об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол;
уметь:
— составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации;
— выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для освоения технических действий игры в футбол, баскетбол и
волейбол;
— проводить закаливающие процедуры (обливание под душем);
— составлять правила элементарных соревнований, выявлять лучшие результаты в развитии силы, быстроты и координации в процессе
соревнований;
— вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений;
демонстрировать уровень физической подготовленности .
Прыжок в длину с места;
Бег 30 м. с высокого старта или челночный бег 3 х 10 метров;
Сгибание и разгибание рук в висе ( подтягивание) мальчики;
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа девочки;
Наклон вперед из положения «си
Поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 30 сек;
Контрольные упражнения для определения уровня физической подготовленности:
14 IV КЛАСС
Знания о физической культуре
История развития физической культуры в России в XVII—XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая
подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической
нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения
травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных
водоемах).
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней
гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных
упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и
ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное
положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в
упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком
переход в упор присев, кувырок вперед.
Гимнастические упражнения прикладного характера: висы и упоры; лазание и перелезание; упражнения в равновесии.
Легкая атлетика
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».
Низкий старт.
Стартовое ускорение.
Финиширование.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи»,
«Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».
На материале спортивных игр:
15 Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Минифутбол»).
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками
его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Минибаскетбол»).
Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на
месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».
Общеразвивающие упражнения
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, взмахами ногами;
наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; выкруты с гимнастической палкой, скакалкой;
высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений,
включающие в себя максимальное сгибание туловища (в стойках и седах), прогибание туловища; индивидуальные комплексы по развитию
гибкости.
Развитие координации движений: произвольное преодоление простых препятствий; передвижения с изменяющимися направлениями
движения, с остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и
длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, концентрацию
ощущений, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, седах); жонглирование мелкими предметами; преодоление
полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку из матов; комплексы упражнений на
координацию движений с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие (например, ласточка на широкой
ограниченной опоре с фиксацией равновесия различных положений); жонглирование мелкими предметами в процессе передвижения;
упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных
мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу; жонглирование
мелкими предметами в движении (правым и левым боком, вперед и назад).
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку;
комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в
движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления и коррекции мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с
использованием тяжести своего тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы),
комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с
дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке: в упоре на коленях и в упоре
присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на
гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте
16 вверх и вверх с поворотами вправо и влево); прыжки вверхвперед толчком одной и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска
партнера в парах; комплексы упражнений с дополнительным отягощением и индивидуальные комплексы избирательной направленности на
отдельные мышечные группы.
На материале раздела «Легкая атлетика»
Развитие координации движений: бег с изменяющимся направлением во время передвижения; бег по ограниченной опоре; пробегание
коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной и двух ногах, поочередно на правой и левой.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с низкого и высокого старта, из разных
исходных положений; челночный бег; бег «с горки» в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски теннисного мяча
в стенку и ловля его в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами; рывки с места и в движении по команде (по
сигналу).
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой
интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или уменьшающимся
интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см); передача
набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений, метание набивных мячей (1—2 кг) одной и двумя
руками из разных исходных положений различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок «в
горку»; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с
доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание на горку из матов и
последующее спрыгивание с нее.
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся IV класса должны:
знать и иметь представление:
— о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии;
— о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
— о физической нагрузке и способах ее регулирования;
— о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;
уметь:
— вести дневник самонаблюдения;
— выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
— подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
— выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощенным правилам;
17 — оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях;
демонстрировать уровень физической подготовленности
Контрольные упражнения для определения уровня физической подготовленности
Прыжок в длину с места;
Бег 30 м. с высокого старта или челночный бег 3 х 10 метров;
Сгибание и разгибание рук в висе ( подтягивание) мальчики;
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа(девочки);
Наклон вперед из положения «сидя»;
Поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 30 сек;
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны
демонстрировать школьники по завершении обучения в начальной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки
успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в
обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим начальную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» оцениваются по трем базовым уровням, исходя из
принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными
результатами.
18
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся,
проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметнопрактической деятельности. Приобретенные на
базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных
дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной
повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
:
В области познавательной культуры
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления,
физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного
(отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям,
имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей
при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные
позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих
результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической
культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование
физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и
эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурномассового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения,
неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и
уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии
общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного
19 наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической
культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивнооздоровительной и физкультурнооздоровительной
деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности,
использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах
двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением
самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между
народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической
культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и
уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий,
• корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной
деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест
занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессиональноприкладной физической подготовкой, подбирать
физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
20 В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки,
подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей
физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной,
ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической
подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с
общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их
организации и проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для
оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину
физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств,
контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе
освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего в положительном отношении
учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать
ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых
результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их
21 возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики
заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной
направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического
развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой,
игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурнооздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их
организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать
спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила
безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и
спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
22
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать,
анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно
оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с
партнерами во время учебной и игровой деятельности. В области физической культуры:
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в
различных изменяющихся внешних условиях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических
действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
ФОРМИРОВАНИЕ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ПО ПРЕДМЕТУ .
Итоговая оценка качества освоения учащимися основной образовательной программы осуществляется педагогом по физической
культуре, либо другими педагогами, преподающими данный предмет, согласно штатному расписанию.
Предметом итоговой оценки освоения учащимися основной образовательной программы является достижение предметных и
метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет две составляющие в итоговой
оценке:
I.
II.
Результаты промежуточной аттестации обучающихся:
1. Динамика индивидуальных образовательных достижений;
2. Продвижение в достижении планируемых результатов.
Результаты итоговых работ:
1. Степень овладения техникой двигательных действий;
2. Выполнение учебных нормативов;
3. Уровень освоения разделов «Знания о физической культуре» и «Способы физкультурной деятельности»;
4. Выполнение домашних заданий.
Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используется для
23
принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
К концу учебного года учащиеся должны знать:
об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
о способах и особенностях движений, передвижений;
о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за
деятельностью этих систем;
о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм; об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений
осанки;
о причинах травматизма на занятиях физической культуры.
Учащиеся должны уметь:
выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала;
выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, скорости;
взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий физической культурой.
Учащиеся должны уметь демонстрировать:
Физические способности Физические упражнения
Скоростные
Силовые
Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, с
Прыжок в длину с места, см
Сгибание рук в висе лежа, колво раз
К выносливости
К координации
Бег 1000 м
Челночный бег 3 х 10 м, с
Мальчики
6,5
130
5
Без учета времени
11,0
Девочки
7,0
125
4
11,5
24
Оценивание учащихся начинается со второго класса. Аттестация учащихся планируется по четвертям с учетом результатов текущих
оценок и результатов тестирования по каждому разделу программы. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью
демонстрации уровня физической подготовленности, которые включают задания по легкой атлетике, гимнастике: подтягивание на низкой
перекладине из виса лежа, прыжок в длину с места, наклон вперед, не сгибая ног в коленях; бег 30 м с высокого старта; бег 1000 м (без учета
времени).
Система оценки достижений учащихся:
Инструментарий для оценивания результатов:
Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:
I. Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность,
умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.
Оценка 5 (12, 13, 14)
Оценка 4 (9, 10,11)
Оценка 3 (6, 7, 8)
Оценка 2 (5,4,2) За ответ, в котором учащийся
демонстрирует глубокое
понимание сущности материала;
логично его излагает, используя
в деятельности
За тот же ответ, если в нем
содержатся небольшие
неточности и незначительные
ошибки
За ответ, в котором отсутствует
логическая последовательность,
имеются пробелы в знании мате
риала, нет должной аргу
ментации и умения использовать
знания на практике
II. Техника владения двигательными умениями и навыками
За непонимание и незнание
материала программы
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из
строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.
Оценка 5 (12, 13, 14) Оценка 4 (9,10, 11)
1
Оценка 3 (6, 7, 8)
3
2
Движение или
отдельные его
элементы выполнены
правильно, с
соблюдением всех
требований, без оши
бок, легко, свободно,
четко, уверенно,
слитно, с отличной
осанкой, в
надлежащем ритме;
При выполнении
ученик действует так
же, как и в
предыдущем случае,
но допустил не более
двух незначительных
ошибок
Двигательное действие
в основном выполнено
правильно, но
допущена одна грубая
или несколько мелких
ошибок, приведших к
скованности движений,
неуверенности.
Учащийся не может
выполнить движение в
нестандартных
Оценка 2 (51)
4
Движение или
отдельные его
элементы выполнены
неправильно,
допущено более двух
значительных или одна
грубая ошибка
25 и сложных в сравнении
с уроком условиях
ученик понимает
сущность движения,
его
назначение, может
разобраться в
движении, объяснить,
как оно выполняется,
и продемонстрировать
в нестандартных ус
ловиях; может
определить и
исправить ошибки, до
пущенные другим
учеником; уверенно
выполняет учебный
норматив
III Владение способами и умение осуществлять физкультурнооздоровительную деятельность
Оценка 5 (12, 13, 14) Оценка 4 (9, 10, 11)
Оценка 3 (6, 7, 8)
Оценка 2 (51)
26 Учащийся не может
выполнить
самостоятельно ни
один из пунктов
Более половины видов
самостоятельной
деятельности
выполнены с помощью
учителя или не
выполняется один из
пунктов
Учащийся умеет:
самостоятельно
организовать место
занятий;
подбирать средства и
инвентарь и применять
их в конкретных
условиях;
контролировать ход
выполнения
деятельности и
оценивать итоги
Учащийся:
организует место
занятий в основном
самостоятельно, лишь
с незначительной
помощью;
допускает
незначительные
ошибки в подборе
средств;
контролирует ход
выполнения
деятельности и
оценивает итоги
IV. Уровень физической подготовленности учащихся
Оценка 5 (12, 13, 14)
Исходный показатель
соответствует
высокому уровню
подготовленности,
предусмотренному
обязательным
минимумом подготов
ки и программой
Оценка 4 (9,10, 11)
Исходный показатель
соответствует
среднему уровню
подготовленности и
достаточному темпу
прироста
Оценка 3 (6, 7, 8)
Исходный показатель
соответствует низкому
уровню
подготовленности и
незначительному
приросту
Оценка 2 (51)
Учащийся не
выполняет
государственный стан
дарт, нет темпа роста
показателей
физической
подготовленности
27 физического
воспитания, которая
отвечает требованиям
государственного
стандарта и
обязательного
минимума содержания
обучения по
физической культуре,
и высокому приросту
ученика в показателях
физической
подготовленности за
определенный период
времени
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТНОТЕСТОВЫХ УРОКОВ
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ: проверка нормативов проводится в течении учебного года с целью контроля уровня физической
подготовленности учащихся на разных этапах обучения.
28
Нормативы
1
2
3
Бег 30 м (сек.)
Бег 1000 м
(мин,сек.)
("+" без учета
времени)
Челночный бег
3х10 м (сек.)
2 класс
"5"
6,0
6,3
"4"
6,6
6,9
+
м
д
м +
3 класс
"5"
5,7
5,8
+
"4"
6,2
6,3
+
"3"
6,8
7,0
+
"3"
7,1
7,4
+
"4"
4 класс
"5"
5,4
5,5
+
+
6,0
6,2
"3"
6,6
6,8
+
д +
м
д
+
+
+
+
+
+
9,0
+
+
9,6 10,5
9,5
10,2 10,8 Прыжок в длину
с места (см)
Прыжок в
высоту, способом
"Перешагивания"
(см)
Прыжки через
скакалку (колво
раз/мин.)
Отжимания (кол
во раз)
Подтягивания
(колво раз)
4
5
6
7
8
9 Метание т/м (м)
Подъем
туловища из
положения лежа
на спине (колво
раз/мин)
Приседания
(колво раз/мин)
10
11
м 150
140
д
80
м
130
125
75
115
110
70
160
150
85
140
130
80
125
120
75
д
м
д
м
д
м
м
д
70
70
80
10
8
3
15
12
65
60
70
8
6
2
12
10
60
50
60
6
4
1
10
8
75
80
90
13
10
4
18
15
70
70
80
10
7
3
15
12
65
60
70
7
5
2
12
10
165
155
90
80
90
100
16
14
6
21
18
155
145
85
145
135
80
75
80
90
14
11
4
18
15
70
70
80
12
8
3
15
12
д
23
21
19
25
23
21
28
25
23
м
м
д
28
40
38
26
38
36
24
36
34
30
42
40
28
40
38
26
38
36
33
44
42
30
42
40
28
40
38
ТЕСТОВЫЕ НОРМАТИВЫ: проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока с целью выявления динамики физического развития
учащихся и с целью более правильного распределения нагрузки на уроках (см. таблицу)
(При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по
улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого
учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для
выставления высокой оценки.)
Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, легкой атлетике путем
сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.
29 №
п/п
1.
1.1.
1.2.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным
разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную,
физкультурнооздоровительную деятельность.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения
Количество
Основная литература для учителя
Стандарт начального общего образования по физической культуре
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11х классов. – М.:
Просвещение, 2007.
Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 14 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2010.
Рабочая программа по физической культуре
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4. Школьникова Н.В., Тарасова М.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры 1 6 классы. Издательство
Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»
Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методики физического воспитания 2001г.
Дополнительная литература для учителя
«Первое сентября» 2002 г.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 1998.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 14 класс, Москва «Вако» 2006
Дополнительная литература для обучающихся
Научнопопулярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.
2.5.
2.6.
3.
3.1.
4.
4.1.
4.2.
5.
5.1. Мячи для метания
5.2.
5.3.
5.4.
Музыкальный центр
Аудиозаписи
Козел гимнастический
Канат для лазанья
Перекладина гимнастическая (пристеночная)
Технические средства обучения
Учебнопрактическое оборудование
30
Д
Д
Ф
Д
Ф
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
П
П Гимнастический подкидной мостик
Кегли
Лента финишная
Рулетка измерительная
Стенка гимнастическая
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)
Мячи: баскетбольные, волейбольные, футбольные
Палка гимнастическая
Скакалка детская
5.5.
5.6.
5.7.
5.8.
5.9.
5.10.
5.11. Мат гимнастический
5.12.
5.13.
5.14. Обруч пластиковый детский
5.15. Планка для прыжков в высоту
5.16.
Стойка для прыжков в высоту
5.17. Флажки: разметочные с опорой, стартовые
5.18.
5.19.
5.20. Набор инструментов для подготовки прыжковых ям
5.21. Щит баскетбольный тренировочный
5.22.
5.23.
5.24. Аптечка
Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект
составлено в соответствии с программой.
Сетка для переноски и хранения мячей
Сетка волейбольная
П
П
П
К
К
К
П
Д
К
Д
Д
Д
Д
К
Д
П
Д
Д
31 32
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Рабочая программа 1-4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.