Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по «Окружающему миру» для обучающихся 1 класса
составлена на основе:
1. ФЗ «Об образовании в Российской федерации» N 273ФЗ от 29 декабря 2012 года;
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от
22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643; от 31.12.2015. № 1576).
3. Основной образовательной программы начального общего образования МОБУ «Средняя
общеобразовательная школа № 19» (протокол № 1 от 28.08.2015г, приказ № 0110/275 от
29.08.2015г.).
4. Положения о составлении рабочих программ учебных предметов, курсов МОБУ «Средняя
общеобразовательная школа № 19» (протокол № 12 от 02.06.2016г, приказ № 0110/190)
Цель интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины
окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Основные учебновоспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Задачи:
1. сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта – опыта
сельской жизни, с естественноприродным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой
инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
2. последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности
ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить
обобщение; специальных умений: работа с научнопопулярной, справочной литературой и проведение
фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
3. изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества
(на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребёнка
мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и
обществоведческих дисциплин;
4. воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей,
сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической
культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
5. охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский
народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
и личностный смысл учения;
– самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
– эстетические потребности, ценности и чувства; – этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость,
понимание и сопереживание чувствам других людей;
– навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего
ученика»;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ
и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в
своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
–
–
–
–
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
–
поступках;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– учитывать способы решения проблем творческого и поискового характера;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
– понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха; – учитывать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– использовать знаковосимволические средства представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
– владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– оперировать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
– использовать базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи
и отношения между объектами и процессами;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве сети Интернет;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
– излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что
нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех
участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
– смысловому чтению текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
– работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том
числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
– с последующим формированием начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий;
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста; – вычленять
содержащиеся
в
тексте
основные
события
и
устанавливать их последовательность;
– упорядочивать информацию по заданному основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте
несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение, характеризовать явление по
его описанию, выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы,
диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать
нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
–
использовать
формальные
элементы
текста
(например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
–
–
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
– осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте
напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
подтверждающие вывод;
поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
–
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования;
–
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; – в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся
(метапредметные результаты)
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
–
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно
двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами
ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку).
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
–
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат
видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэшкарты);
–
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;
составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием
ссылок).
Обучающийся получит возможность научиться:
– грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных;
– оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
– критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Планирование деятельности, управление и организация
Обучающийся научится:
–
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции
(простые алгоритмы) в несколько действий;
–
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
–
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей
собственной деятельности и деятельности группы;
–
моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты с учетом специфики содержания
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего
образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о
природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами
практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою
этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского
общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих
формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и
культуры; ознакомятся с началами естественных и социальногуманитарных наук в их единстве и
взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать
восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить
свое место в ближайшем окружении;
получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рациональнонаучного познания
и эмоциональноценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что
станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно
следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в
том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТсредствами, поиска информации
в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде
текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку
собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и
культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в
мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного
природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Обучающийся научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
–
–
–
–
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов
природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
–
–
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в
том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на
вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
–
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель
растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для
поиска необходимой информации; –
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи
в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния
–
–
этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
–
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:
–
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и
видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации
по результатам наблюдений и опытов;
–
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
–
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение,
соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и
электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
–
–
–
оказывать первую помощь принесложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
–
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую
Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
–
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с
датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
–
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни,
обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические
факты от вымыслов;
–
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,
группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и
эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
–
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для
создания собственных устных или письменных высказываний.
Обучающийся получит возможность научиться:
–
группами;
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
–
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство
исторической перспективы; –
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума,
этноса, страны;
–
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и
правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке;
участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной
среде;
–
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
2. Содержание учебного предмета
Окружающий мир
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Примеры явлений природы:
смена времен года, , смена времени суток.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого
на Земле. Глобус как модель Земли.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Водоемы, их
разнообразие. Вода. Свойства воды.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к
полезным ископаемым.
Растения, их разнообразие. Комнатные растения.. Условия, необходимые для жизни растения
(свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло,
пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Домашние животные. Роль животных в природе и
жизни людей, бережное отношение человека к животным. Лес, луг, водоем – единство живой и
неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир). Личная ответственность каждого человека за состояние своего
здоровья и здоровья окружающих его людей.
Человек и общество
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Семья – самое близкое окружение
человека.
Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Разнообразие предметов дома.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах. Значение труда в жизни человека и общества..
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом. Компьютер и человек. Средства связи: почта,
телеграф, телефон, электронная почта, аудио и видеочаты, форум.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Москва – столица России.
Города России. Россия – многонациональная страна.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Личная
ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного
здоровья.
основные правила обращения с электричеством.
Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих
людей .
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы.
№ п/п
Тема урока в соответствии с содержанием ООП
Количество
часов
Дата
проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Природные объекты и предметы,
человеком. Природа
Наша Родина – Россия, Российская Федерация
созданные
Россия – многонациональная страна.
Москва – столица России.
Города России.
Звезды и планеты
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным
ископаемым
Растения, их разнообразие
Растения, их разнообразие
Дикорастущие и культурные растения
Деревья, кустарники, травы
Деревья, кустарники, травы
Насекомые и их отличия
Рыбы и их отличия
Птицы и их отличия
Звери и их отличия
Человек – член общества, носитель и создатель
культуры
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в
режиме дня
Правила безопасного поведения
Глобус как модель Земли
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Семья – самое близкое окружение человека
Вода. Свойства воды.
Основные правила обращения с электричеством
Средства связи: почта, телеграф
Водоемы, их разнообразие
Вода. Свойства воды
Условия, необходимые для жизни растения
Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища)
Условия, необходимые для жизни животных
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей
Ценность здоровья и здорового образа жизни
Контрольная работа за первое полугодие
Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах.
Классный, школьный коллектив, совместная учеба,
игры, отдых
Примеры явлений природы: смена времени суток
Примеры явлений природы: смена времен года
Природные зоны России: общее представление,
основные природные зоны (климат, животный мир).
Природные зоны России: общее представление,
основные природные зоны (климат, животный мир).
Птицы. Условия необходимые для жизни животных
Человек – член общества, носитель и создатель
культуры
Транспорт города или села
Значение труда в жизни человека и общества
Человек – член общества, носитель и создатель
культуры
Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле
Звезды и планеты.
Погода, ее составляющие (температура воздуха,
облачность, осадки, ветер).
Личная ответственность каждого человека за
сохранение и укрепление своего физического и
нравственного здоровья
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
№
п/п
1
Примеры явлений природы: радуга
Домашние животные.
Домашние животные. Проект.
Животные, их разнообразие.
Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в
режиме дня
Личная ответственность каждого человека за
состояние своего здоровья и здоровья окружающих
его людей
Личная гигиена
Средства связи: почта, телеграф, телефон,
электронная почта, аудио и видеочаты, форум.
Наземный транспорт
Транспорт города или села
Водный транспорт.
Воздушный транспорт
Правила безопасного поведения в транспорте.
Промежуточная аттестация. Тестирование.
Земля – планета, общее представление о форме и
размерах Земли
Личная ответственность каждого человека за
сохранность природы
Правила безопасного поведения в транспорте.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Материально – техническое обеспечение курса «Окружающий мир»
Наименование объектов и средств материально
технического обеспечения
Коли
чество
Примечание
Учебнометодические комплекты (УМК) для 1 – 4
классов (программы, учебники, рабочие тетради
хрестоматии и т.п.)
1. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 2 кл. :
учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С.
А. Трафимов. М. Академкнига/Учебник, 2012.
2. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 2 кл. :
хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А.
Трафимов. М. : Академкнига/Учебник, 2009.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
В
фонд
комплекты
учебников,
рекомендованные
или
Министерством
образования и науки
РФ
библиотечный
входят
К
допущенные
2
3
Научнопопулярные, художественные книги для
чтения (в соответствии с основным содержанием
обучения)
Детская справочная литература (справочники, атласы
определители, энциклопедии) об окружающем мире
П
П 4
(природе, труде людей, общественных явлениях и пр.)
Стандарт начального образования и документы по его
реализации
5 Методические пособия для учителя
6
7
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Таблицы природоведческого и обществоведческого
содержания в соответствии с программным обучением
Плакаты по основным темам естествознания,
магнитные или иные (природные сообщества, леса,
луга, сады, озёра и т.п.)
Географические и исторические карты
Атлас географических и исторических карт
8
9
10 Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты
Д
Д
Д
Д
Д
К
Ф
открыток и др.)
КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
Например,
репродукции картин
12
14
13 Аудиторная доска с набором приспособлений для
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Д
крепления карт и таблиц
Экспозиционный экран (по возможности)
к
Рекомендации
организации
учебного процесса
по «Окружающему
миру»
Размер не менее
150х150 см
Д
Д
Д
18 Персональный компьютер
19 Мультимедийный проектор
УЧЕБНОПРАКТИЧЕКОЕ И УЧЕБНОЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ЭКРАННО – ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ
23 Лупа
24 Компас
25 Модели светофоров, дородных знаков, средств
транспорта
26 Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом
содержания обучения
27 Макеты архитектурных сооружений, исторических
памятников и т.п.
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
36
Гербарий культурных и дикорастущих растений (с
учётом содержания обучения)
37 Живые объекты (комнатные растения, животные)
42 Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования
43 Ученические столы 1 – 2 местные с комплектом
ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА
стульев
Стол учительский с тумбой
44
45 Шкафы для хранения учебников, дидактических
материалов, пособий и пр.
К
К
Д / Ф
Д
П
Ф / П
Д
К
Ф
Д
Д
Например,
макет
Кремля, славянского
поселения и пр.
В соответствии с
санитарно
–
гигиеническими
нормами 46 Настенные доски для вывешивания иллюстративного
материала
47 Подставки для книг, держатели для карт и т.п.
Д
К
Рабочая программа 1 класс "Школа России"
Рабочая программа 1 класс "Школа России"
Рабочая программа 1 класс "Школа России"
Рабочая программа 1 класс "Школа России"
Рабочая программа 1 класс "Школа России"
Рабочая программа 1 класс "Школа России"
Рабочая программа 1 класс "Школа России"
Рабочая программа 1 класс "Школа России"
Рабочая программа 1 класс "Школа России"
Рабочая программа 1 класс "Школа России"
Рабочая программа 1 класс "Школа России"
Рабочая программа 1 класс "Школа России"
Рабочая программа 1 класс "Школа России"
Рабочая программа 1 класс "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.