Рабочая программа (4 класс технология - ручной труд)
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
труд
4 кл
01.10.2017
Адаптированная рабочая программа для учащихся 4 класса по труду, рассчитана на 34 часа в год. Состоит из краткой характеристики предмета, представлена дополнительная литература. В пояснительной записке поставлены цель и задачи программы, формы и методы работы, методы стимуляции, Основные требования к знаниям учащихся, Что должны знать и уметь к концу обучения, содержание образования по четвертям. Имеется календарно-тематическое планирование.
раб программа (ручной труд) 4 кл. Зориной Н.И..docx
Классы: 4 класс
Учитель: Зорина Нина Ивановна
Количество часов: 68
Краткая характеристика учебного предмета
Планирование составлено на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
№ 1599
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г
Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», авторсоставитель С.Л. Мирский,
под редакцией В. В. Воронковой. М.: Просвещение, 2013.
Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе;
Учебник: Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. Технология: Ручной труд: 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных организаций
VIII вида. – 3е изд. – СПб.: филиал издва «Просвещения», 2014. 143с.: ил.
Дополнительная литература:
1. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя». Л.В.Куцакова. М.: Просвещение, 1999.
2. «Простые поделки из бумаги и пластилина» Е.Г. Лебедева. – М., Айриспресс,2012. – 128 с.
3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1997.
4.
5. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах: Книга для учителя. Из опыта работы. – 2е изд., доработанное – М.: Просвещение, 1985.
6. «Рукоделие в начальных классах»; книга для учителя. Составитель А.М. Гукасова. М., «Просвещение», 2009.
Филенко Ф.П. Поделки из природного материала. М.: Просвещение, 1980.
7. Трушина В.П. Уроки труда 34 классы: в помощь преподавателю. Волгоград: Учитель. 2007.
8. Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида». М., Академия, 2005.
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор
Компьютер
1 Пояснительная записка
Целью данной программы является воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;
уважение к людям труда; получение элементарных знаний по видам труда.
Задачами являются:
формирование трудовых качеств;
обучение доступным приемам труда;
развитие самостоятельности в труде;
привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы,
убирать их по окончании работы; знать и выполнять правила безопасной работы
формирование эстетических представлений и вкуса.
выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях 8 вида решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)
предварительно планировать ход работы над изделием
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий)
Коррекционноразвивающие:
коррекция мелкой моторики пальцев рук;
развитие познавательной деятельности;
коррекция речемыслительной деятельности;
развитие внимания, творческой активности;
Согласно действующему учебному плану на изучение курса технология (ручной труд) 4 класс отводится не более 68 часов (2 часа в неделю).
Трудовое обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно
воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Занятия ручным трудом в младших классах направлено на решение общих и
специальных задач, на подготовку учащихся к профессиональнотрудовому обучению. Обучающиеся знакомятся с инструментами для ручного труда,
предусмотрены упражнения по освоению приемов с ними. Изучают свойства бумаги, ниток, получением ткани. Уроки труда тесно связаны с уроками
чтения, развития речи, рисования и математики. Эти знания помогают им составлять рассказ об изделии, определять форму, количество деталей,
строить простейшие геометрические фигуры по точкам при помощи линейки, измерять стороны шаблонов и т. д.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи,
пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер,
способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.
Успешное формирование трудовых навыков у воспитанников возможно лишь при правильной организации учебного процесса. Центральное место на
уроке занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение воспитанниками
2 знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарногигиенические требования к урокам ручного труда. Программа
обучения ручному труду в начальных классах содержит перечень изделий, изготовлением которых должны овладеть воспитанники.
Формы и методы работы.
Словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, играсказка, Дидактические игры, урокипутешествия, экскурсии
Практическая работа является основной формой проведения урока.
Наглядный метод: демонстрация образцов изделий на всевозможных выставках, конкурсах.
Промежуточный и конечный итог: уроки «творческой мастерской», где учащиеся стараются выполнить индивидуальную, творческую работу.
Методы стимуляции:
Демонстрация натуральных образцов;
ИТК
Дифференцирование, разноуровневое обучение; Наглядные пособия, раздаточный материал;
Создание увлекательных ситуаций;
Занимательные упражнения;
Экскурсии;
Участие в конкурсах;
Участие в выставках декоративноприкладного творчества.
Уметь работать в коллективе.
Принципы построения уроков: Уроки построены на основных педагогических принципах: доступности (от простого, к сложному)
Умения и навыки к концу года.
Умение выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия. Принимать участие в коллективном анализе образца учителя по вопросам учителя.
Уметь проводить сравнение изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Пооперационное выполнение работы с опорой на
наглядность и словесной инструкции учителя с показом приёмов выполнения задания. Уметь отвечать на вопрос учителя полным предложением, что из
чего сделано, оценка изделия (аккуратное, красивое, непохожее на образец и т.д.) Пространственная ориентировка при выполнении и изготовлении
плоскостных и объёмных изделий с помощью учителя: умение показать верх, низ, правую и левую стороны бумаги, разделить лист бумаги на равные
части на глаз, правильно складывать. Уметь узнавать и называть основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Дифференцированное
понятие большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий. Употребление данных слов в речи учащимися. Ориентировка в задании частично с
помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом. Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчёт по вопросам
учителя о последовательности изготовления изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Частично с помощью
учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений. Правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров,
материала на рабочем месте, макета на подставке.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
3 уметь пользоваться инструментами и приспособлениями;
соблюдать правила поведения в мастерской;
использовать технологию изготовления изделий по программе;
изготавливать шаблоны. Лепить предметы простой и сложной формы, по образцу и самостоятельно;
самостоятельно ориентироваться в задании;
самостоятельно составлять план работы;
самостоятельно выполнять задания;
употреблять в речи технические термины;
Учащиеся должны знать:
правила поведения в мастерской, технику безопасности с инструментами, клеем, санитарногигиенические требования;
оборудование рабочего места, инструменты, приспособления, материалы для работы;
технологию изготовления изделий;
технические термины;
основные приемы работы с различными материалами;
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с природными материалами;
работа с глиной и пластилином;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
Формы контроля.
Индивидуальный, фронтальный, групповой опрос. Показ знаний и умений на практических занятиях. Промежуточные выставки работ. Итоговая выставка
изделий.
Содержание уроков технологии: ручной труд 4 класс
I Четверть – 16 часов
Вводное занятие – 1 ч. Распределение мест. Знакомство с планом работы, с изделиями, запланированными к выполнению; соблюдение инструкций,
правил техники безопасности.
Работа с природным материалом 7 ч. Экскурсия с целью сбора природного материала. Теоретические сведения: Виды природного материала и его
применение для изготовления поделок. Практические работы: Изготовление поделок: журавль, панно «осень», вазочки из семян арбуза, составление
декоративного букета из засушенного материала.
4 Работа с пластическим материалом 8 ч. Теоретические сведения: Виды пластических материалов; Свойства пластилина и алебастра; Знакомство с
поделками из пластического материала. Техника безопасности при работе пластилином и алебастром. Практические работы: Лепка геометрических
фигур, посуды, овощей, фруктов, животных, игрушек.
II Четверть 14 часов
Работа с бумагой и картоном – 14 ч. Теоретические сведения: Знакомство с производством бумаги, с видами бумаги и её свойствами; Техника безопасности
ножницами. Практические работы: Изготовление аппликаций: орнамент, предметных. Изготовление развёрток для объёмных изделий: конверта, мебели.
Изготовление объёмных открыток и ёлочных украшений.
Четверть – 22 часа
III
Сведения о ткани и нитках – 4 ч. Теоретические сведения: Получение ткани и её применение. Умение различать стороны ткани. Ткачество. Долевая
и поперечная нити, Полотняное переплетение. Виды ниток. Способы закрепления ниток в начале и в конце работы. Практические работы: Скручивание
ткани. Изготовление куклыскрутки.
Изготовление салфетки – 10 ч. Теоретические сведения: Сведения о салфетках: назначение, применяемые ткани. Практические работы: Раскрой по
выдернутым нитям. Образование по срезам бахромы. Выполнение украшающих стежков. Вышивание салфетки.
Изготовление прихватки – 8 ч. Теоретические сведения: Назначение, применяемые ткани. Практические работы: Раскрой прихваток. Соединение деталей
прихватки петельным стежком.
Четверть – 16 часов.
IV
Пошив изделий из ткани – 12 ч. Изделие: подушечка для игл. Теоретические сведения: Назначение подушечки, применяемые материалы. План пошива.
Стачной ручной шов, его применение, технология выполнения. Практические работы: Выполнение на образце ручного стачного шва. Пошив мягких
игрушек.
Ремонт одежды – 4 ч. Теоретические сведения: Виды ремонта. Сведения о пуговицах. Способы пришивания пуговиц. Практические работы:
Изготовление вешалки. Соединение вешалки с изделием. Стачивание распоровшегося шва.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 I ЧЕТВЕРТЬ 16 ЧАСОВ.
№
п/п
I
1
Вводное занятие
Тема урока
Колво
часов
Дата
по плану фактическая
II. Работа с природным материалом 7 часов
Экскурсия в природу с целью сбора природного материа. Просушка. Правила хранения природного
материала.
Изготовление поделки из шишек (журавль)
Изготовление панно осень.
Изготовление вазочки с применением семян арбуза, скорлупы орехов, фасоли, гороха, желудей.
Составление декоративных букетов.
2
3
4
5
6
7
8
III. Работа с пластическими материалами – 8 часов
Правила подготовки рабочего места и материала. Свойства и цвета пластилина. Подготовка
пластилина к работе.
Лепка геометрических тел по заданным размерам.
(куба, шара, конуса, цилиндра)
Лепка из пластилина моделей посуды (кувшина, чашки, тарелки).
Подбор цвета пластилина и лепка овощей и фруктов.
Подбор цвета пластилина и лепка животных.
Лепка по образцу игрушек.
9
10
11
12
13
14
15
16
II ЧЕТВЕРТЬ – 14 ЧАСОВ
I. Работа с бумагой и картоном – 14 часов.
17
Производство бумаги. Виды бумаги, её свойства и применение. Оформление листа «Виды
бумаги».
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
2
2
1
4.09
6.09
11.09
13.09
18.09
20.09
25.09
27.09
2.10
4.10
9.10
11.10
16.10
18.10
23.10
25.10
6.11
6 № урока
Тема урока
Лист корректировки
Количеств
о часов по
плану
Уплотнение часов, выпавших на праздничные дни
Дата по
плану
Дата
фактическа
я
Примечание
7
Рабочая программа (4 класс технология - ручной труд)
Рабочая программа (4 класс технология - ручной труд)
Рабочая программа (4 класс технология - ручной труд)
Рабочая программа (4 класс технология - ручной труд)
Рабочая программа (4 класс технология - ручной труд)
Рабочая программа (4 класс технология - ручной труд)
Рабочая программа (4 класс технология - ручной труд)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.