Рабочая программа (4 класс технология - ручной труд)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 01.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Адаптированная рабочая программа для учащихся 4 класса по труду, рассчитана на 34 часа в год. Состоит из краткой характеристики предмета, представлена дополнительная литература. В пояснительной записке поставлены цель и задачи программы, формы и методы работы, методы стимуляции, Основные требования к знаниям учащихся, Что должны знать и уметь к концу обучения, содержание образования по четвертям. Имеется календарно-тематическое планирование.
Иконка файла материала раб программа (ручной труд) 4 кл. Зориной Н.И..docx
Классы: 4 класс Учитель: Зорина Нина Ивановна Количество часов: 68 Краткая характеристика учебного предмета Планирование составлено на основе: ­ Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ­ Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  № 1599                                                                                                                                                                                                                                                        ­  Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г ­  Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;  ­ Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», автор­составитель С.Л. Мирский, под редакцией В. В. Воронковой. ­ М.: Просвещение, 2013. ­ Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе;   Учебник: Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. Технология: Ручной труд: 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных организаций  VIII вида. – 3­е изд. – СПб.: филиал изд­ва «Просвещения», 2014. ­143с.: ил.                                                                                                                                     Дополнительная литература: 1. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя». Л.В.Куцакова. ­ М.: Просвещение, 1999. 2. «Простые поделки из бумаги и пластилина» Е.Г. Лебедева. – М., Айрис­пресс,2012. – 128 с. 3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. ­ М.: Просвещение, 1997. 4. 5. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах: Книга для учителя. Из опыта работы. – 2­е изд., доработанное – М.: Просвещение, 1985. 6. «Рукоделие в начальных классах»; книга для учителя. Составитель А.М. Гукасова. М., «Просвещение», 2009.  Филенко Ф.П. Поделки из природного материала. М.: Просвещение, 1980. 7. Трушина В.П. Уроки труда 3­4 классы: в помощь преподавателю. ­ Волгоград: Учитель. 2007. 8.  Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида». ­  М., Академия, 2005. Технические средства обучения: ­ Мультимедийный проектор ­ Компьютер                         1Пояснительная записка Целью данной программы является воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;  уважение к людям труда; получение элементарных знаний по видам труда.  Задачами являются: ­ формирование трудовых качеств; ­ обучение доступным приемам труда; ­ развитие самостоятельности в труде; ­ привитие интереса к труду; ­ формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы; знать и выполнять правила безопасной работы ­ формирование эстетических представлений и вкуса. ­ выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;  Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях 8 вида решаются и специальные задачи, направленные   на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ­ ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы) ­ предварительно планировать ход работы над изделием ­ контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий) Коррекционно­развивающие: ­  коррекция мелкой моторики пальцев рук; ­  развитие познавательной деятельности; ­  коррекция речемыслительной деятельности; ­  развитие внимания, творческой активности;  Согласно действующему учебному плану на изучение курса технология (ручной труд) 4 класс отводится не более 68 часов (2 часа в неделю).        Трудовое   обучение   учащихся   с   интеллектуальной   недостаточностью   является   важнейшим   звеном   в   общей   системе   учебной   и   коррекционно­ воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Занятия ручным трудом в младших классах направлено на решение общих и специальных задач, на подготовку учащихся к профессионально­трудовому обучению. Обучающиеся знакомятся с инструментами для ручного труда, предусмотрены упражнения по освоению приемов с ними. Изучают свойства бумаги, ниток, получением ткани. Уроки труда тесно связаны с уроками чтения, развития речи, рисования и математики. Эти знания помогают им составлять рассказ об изделии, определять форму, количество деталей, строить простейшие геометрические фигуры по точкам при помощи линейки, измерять стороны шаблонов и т. д.        В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной   ориентировки,   а   также   недостатков   физического   развития.  Вся   работа   на   уроках   должна   носить   целенаправленный   характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.     Успешное формирование трудовых навыков у воспитанников возможно лишь при правильной организации учебного процесса. Центральное место на уроке занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение воспитанниками 2знаний  познавательного характера,  они  изучают  технику безопасности  и санитарно­гигиенические требования  к урокам ручного труда. Программа обучения ручному труду в начальных классах содержит перечень изделий, изготовлением которых должны овладеть воспитанники. Формы и методы работы. Словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра­сказка, Дидактические игры, уроки­путешествия, экскурсии Практическая работа является основной формой проведения урока.  Наглядный метод: демонстрация образцов изделий на всевозможных выставках, конкурсах. Промежуточный и конечный итог: уроки «творческой мастерской», где учащиеся стараются выполнить индивидуальную, творческую работу. Методы стимуляции: ­ Демонстрация натуральных образцов; ­ ИТК ­ Дифференцирование, разноуровневое обучение; Наглядные пособия, раздаточный материал; ­  Создание увлекательных ситуаций; ­  Занимательные упражнения; ­  Экскурсии; ­  Участие в конкурсах; ­  Участие в выставках декоративно­прикладного творчества. ­  Уметь работать в коллективе. Принципы построения уроков: Уроки построены на основных педагогических принципах: доступности (от простого, к сложному) Умения и навыки к концу года. Умение выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия. Принимать участие в коллективном анализе образца учителя по вопросам учителя. Уметь проводить сравнение изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Пооперационное выполнение работы с опорой на наглядность и словесной инструкции учителя с показом приёмов выполнения задания. Уметь отвечать на вопрос учителя полным предложением, что из чего сделано, оценка изделия (аккуратное, красивое, непохожее на образец и т.д.)  Пространственная ориентировка при выполнении и изготовлении плоскостных и объёмных изделий с помощью учителя: умение показать верх, низ, правую и левую стороны бумаги, разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать. Уметь узнавать и называть основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Дифференцированное понятие большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий. Употребление данных слов в речи учащимися. Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом. Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчёт по вопросам учителя о последовательности изготовления изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений. Правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, макета на подставке. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: 3­  уметь пользоваться инструментами и приспособлениями; ­  соблюдать правила поведения в мастерской; ­  использовать технологию изготовления изделий по программе; ­  изготавливать шаблоны. Лепить предметы простой и сложной формы, по образцу и самостоятельно; ­ самостоятельно ориентироваться в задании;  ­  самостоятельно составлять план работы;  ­  самостоятельно выполнять задания;  ­  употреблять в речи технические термины; Учащиеся должны знать: ­  правила поведения в мастерской, технику безопасности с инструментами, клеем, санитарно­гигиенические требования; ­  оборудование рабочего места, инструменты, приспособления, материалы для работы; ­  технологию изготовления изделий;  ­  технические термины; ­  основные приемы работы с различными материалами; Предусмотрены следующие виды труда: ­  работа с природными материалами; ­  работа с глиной и пластилином; ­  работа с бумагой и картоном; ­  работа с текстильными материалами; Формы контроля. Индивидуальный, фронтальный, групповой опрос. Показ знаний и умений на практических занятиях. Промежуточные выставки работ. Итоговая выставка изделий. Содержание уроков технологии: ручной труд 4 класс I   Четверть – 16 часов Вводное занятие – 1 ч. Распределение мест. Знакомство с планом работы, с изделиями, запланированными к выполнению; соблюдение инструкций, правил техники безопасности.  Работа с природным материалом ­ 7 ч.  Экскурсия с целью сбора природного материала. Теоретические сведения: Виды природного материала и его применение для изготовления поделок. Практические работы: Изготовление поделок: журавль, панно «осень», вазочки из семян арбуза, составление декоративного букета из засушенного материала. 4Работа с пластическим материалом ­  8 ч.  Теоретические сведения: Виды пластических материалов; Свойства пластилина и алебастра; Знакомство с поделками из пластического материала. Техника безопасности при работе пластилином и алебастром. Практические работы: Лепка геометрических  фигур, посуды, овощей, фруктов, животных, игрушек.  II    Четверть­ 14 часов Работа с бумагой и картоном – 14 ч. Теоретические сведения: Знакомство с производством бумаги, с видами бумаги и её свойствами; Техника безопасности ножницами.   Практические   работы:   Изготовление   аппликаций:   орнамент,   предметных.   Изготовление   развёрток   для   объёмных   изделий:   конверта,   мебели. Изготовление объёмных открыток и ёлочных украшений.   Четверть – 22 часа III  Сведения о ткани и нитках – 4 ч. Теоретические сведения: Получение ткани и её применение. Умение различать стороны ткани. Ткачество. Долевая и поперечная нити, Полотняное переплетение. Виды ниток. Способы закрепления ниток в начале и в конце работы. Практические работы: Скручивание ткани. Изготовление куклы­скрутки. Изготовление салфетки –  10 ч.  Теоретические сведения:  Сведения о салфетках: назначение, применяемые ткани.  Практические работы:  Раскрой по выдернутым нитям. Образование по срезам бахромы. Выполнение украшающих стежков. Вышивание салфетки. Изготовление прихватки –  8 ч.  Теоретические сведения:  Назначение, применяемые ткани. Практические работы:  Раскрой прихваток. Соединение деталей прихватки петельным стежком.   Четверть – 16 часов. IV  Пошив изделий из ткани – 12 ч. Изделие: подушечка для игл. Теоретические сведения: Назначение подушечки, применяемые материалы. План пошива.  Стачной ручной шов, его применение, технология выполнения. Практические работы: Выполнение на образце ручного стачного шва. Пошив мягких  игрушек.  Ремонт одежды – 4 ч. Теоретические сведения: Виды ремонта. Сведения о пуговицах. Способы пришивания пуговиц. Практические работы:  Изготовление вешалки. Соединение вешалки с изделием. Стачивание распоровшегося шва.                                                                                                                                                                КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                                             5I ЧЕТВЕРТЬ 16 ЧАСОВ. № п/п I 1 Вводное занятие Тема урока Кол­во часов   Дата  по плану    фактическая II. Работа с природным материалом­ 7 часов Экскурсия в природу с целью сбора природного материа. Просушка. Правила хранения природного материала.  Изготовление поделки из шишек (журавль) Изготовление панно осень. Изготовление вазочки с применением семян арбуза, скорлупы орехов, фасоли, гороха, желудей. Составление декоративных букетов. 2 3 4 5 6 7 8 III. Работа с пластическими материалами – 8 часов Правила подготовки рабочего места и материала. Свойства и цвета пластилина. Подготовка  пластилина к работе. Лепка геометрических тел по заданным размерам. (куба, шара, конуса, цилиндра) Лепка из пластилина моделей посуды (кувшина, чашки, тарелки). Подбор цвета пластилина и лепка овощей и фруктов. Подбор цвета пластилина и лепка животных. Лепка по образцу игрушек. 9 10 11 12 13 14 15 16 II ЧЕТВЕРТЬ – 14 ЧАСОВ I. Работа с бумагой и картоном – 14 часов. 17 Производство бумаги. Виды бумаги, её свойства и применение. Оформление листа «Виды  бумаги». 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 1 4.09 6.09 11.09 13.09        18.09        20.09     25.09      27.09  2.10 4.10 9.10 11.10 16.10 18.10 23.10 25.10 6.11 6№ урока Тема урока   Лист корректировки Количеств о часов по  плану Уплотнение часов, выпавших на праздничные дни Дата по  плану Дата фактическа я Примечание 7