Туристские занятия, походы, экскурсии, правильно подготовленные и хорошо проведённые, благотворно влияют на здоровье ребенка. Вместе с тем они обогащают детей знаниями, развивают волю, инициативу, стремление преодолевать трудности, дисциплинируют и организуют, дают высокий оздоровительный эффект, снимают нервное напряжение, улучшают настроение, повышают бодрость, работоспособность. В походе рождается чувство дружбы, любовь к природе.Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.
Программа 3 часа ФК (5 класс) туризм.docx
Пояснительная записка
Туристскокраеведческая деятельность является одной из самых доступных и
эффективных форм интерактивного развития ребёнка.
Туристские занятия, походы, экскурсии, правильно подготовленные и хорошо
проведённые, благотворно влияют на здоровье ребенка. Вместе с тем они обогащают детей
знаниями, развивают волю, инициативу, стремление преодолевать трудности, дисциплинируют и
организуют, дают высокий оздоровительный эффект, снимают нервное напряжение, улучшают
настроение, повышают бодрость, работоспособность. В походе рождается чувство дружбы,
любовь к природе.
В курсе физического воспитания по ОФП для учащихся 5х классов программой
третьего часа предусмотрены учебнотренировочные занятия по туризму.
Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности
ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении
поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и
найти подход к нему. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению
отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.
Учащиеся 5х классов кроме прохождения маршрута должны уметь ориентироваться на
местности (на открытой и в лесу), пользоваться картой, компасё ом, выбрать и оборудовать
место для бивака, разжечь костер, приготовить пищу, избрать способ преодоления препятствий,
знать правила охраны природы и др.
Исходя из условий школы и возможностей учащихся, более приемлемыми по способу
передвижения являются пешие, лыжные и велосипедные виды похода. Данный вид туризма
является прекрасным средством увеличения двигательной активности учащихся.
Цель :
оздоровление детей посредством включения их в туристскокраеведческую деятельность
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
обучать воспитанников туристским навыкам;
повышать образовательный уровень школьников через туристскокраеведческую
деятельность;
развивать творческую активность воспитанников объединения в процессе освоения
краеведческого материала.
Воспитательные:
воспитывать у детей патриотические чувства к родному краю;
формировать потребность обучающихся в здоровом образе жизни.
Содержательные цели туризма:
1. Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей и
подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять
преимущества регулярных занятий.
2. Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций,
занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей
заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое
здоровье достигается за счёт активного образа жизни.
3. Социальная активность – создание команды и социальная активность в ходе
выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член
команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида
спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности
сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.
4. Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к
нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его
интересным.
Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на открытом воздухе,
Концепции программы:
оздоровление учащихся в процессе практических занятий (ОФП);
повышение духовной культуры учащихся;
развитие индивидуальных психологических качеств ребёнка в
процессе коллективной деятельности в сфере спортивного туризма и краеведения;
изучение истории, географии и экологии родного края.
Ожидаемые результаты:
Должны знать
правила поведения юных туристов;
требования техники безопасности в
походе;
правила поведения в природной среде;
перечень группового и личного снаряжения
и правила ухода за ним;
правила обустройства бивуака;
нормы личной и общественной гигиены,
экологические требования к группе;
основы топографии и ориентирования;
значение и правила применение узлов.
Должны уметь
применять указанные знания на практике;
ориентироваться на местности при помощи
карты и компаса;
выполнять общие обязанности участника
похода;
обустраивать бивуак;
завязывать 10 узлов;
выполнять отдельные элементы техники
пешеходного туризма.
Примерный тематический план
5 класс (Туризм34 часа)
Количество часов
Практические занятия
В помещении
На местности
Всего
Tеоретические
занятия
I.
Введение (2 часа)
2
1
1
Основы краеведения (4 часа)
4
1
1
1
1
№
Темы занятий
1.Оздоровительная роль
туризма
2.Правила поведения юных
туристов
II.
1. Природа родного края и его
история.
2. Краеведческая работа в
походе
1
2
3
III.
Азбука туристскобытовых навыков юного туриста (16 часов)
1.Основы безопасности в
природной среде.
2. Личное снаряжение и уход
за ним
3. Питьевой режим на
туристской прогулке
1
1
1
1 4. Групповое снаряжение и
уход за ним
5. Индивидуальный и
групповой ремонтный набор
6.Организация биваков и
охрана природы
7.Туристская группа на
прогулке (экскурсии)
IV.
1.План местности
2.Условные знаки
16
1
1
1
1
1
Азбука топографии (6 часов)
6
1
1
V.
Азбука спортивнооздоровительного туризма
4
5
1.Туристская группа в походе.
(Пешеходный туризм)
ИТОГО:
1
1
5
1
3
6
34
12
4
18
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Раздел «Введение»
1. Оздоровительная роль туризма
Теория
Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека,
познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для
организма человека. Укрепление костномышечной системы, сердца, легких и других органов
человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях.
2. Правила поведения юных туристов
Практика
Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебнотренировочной площадке, в
поле (лесу). Порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов.
Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках.
II. Раздел «Основы краеведения»
1.Природа родного края
Теория
Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды. Времена года, сезонные изменения
в природе. Растения и животные своей местности в разные времена года.
Практика
Экскурсии на реку «Онон» . Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород
деревьев, поиск и зарисовка отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и
пр.).
2. Краеведческая работа в походе
Теория
Растительность и животный мир родного края.
Практика
Рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. История края, памятные исторические места.
III. Раздел «Азбука туристскобытовых навыков юного туриста»
1. Основы безопасности в природной среде
Теория
Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии на реку
«Онон». Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада,
гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в степи (лесу) при обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече в природной среде с
представителями животного мира (в том числе домашними животными). Необходимость
выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Взаимопомощь в
туристской группе.
2. Личное снаряжение и уход за ним
Теория
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: Требования к упаковке
продуктов для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Подбор
личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Уход за личным
снаряжением.
Практика
Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка по окрестностям
школы в межсезонье для проверки умений готовиться к туристским мероприятиям.
3.Питьевой режим на туристской прогулке
Практика
Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Необходимый запас воды для питья
и правила его транспортировки во время туристской прогулки.
Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки
(экскурсии). Рациональное расходование воды во время туристской прогулки (экскурсии).
4.Групповое снаряжение и уход за ним
Теория
Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и
назначение. Кухонное и костровое снаряжение.
Снаряжение для наблюдений за природой и выполнения простейших краеведческих заданий.
Маршрутные документы и схемы (карты) для туристской прогулки (экскурсии).
Практика
Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения для туристской
прогулки. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его во время
туристской прогулки.
5.Индивидуальный и групповой ремонтный набор
Теория
Состав ремонтного набора. Назначение предметов ремонтного набора и правила пользования
ими. Обязанности ремонтного мастера группы. Ремонт личного и группового снаряжения.
6.Организация биваков и охрана природы
Теория
Бивак на туристской прогулке. Охрана природы при организации привалов и биваков.
Требования к бивакам Устройство и оборудование
Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки.
Практика
Планирование места организации бивака по плану местности. Планирование и организация
бивака на местности во время туристской прогулки. Организация бивачных работ.
Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка
палатки для транспортировки.
Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки (на пришкольной площадке).
7.Туристская группа на прогулке (экскурсии)
Теория
Строй туристской группы. Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки
(экскурсии). Взаимопомощь в туристской группе. Привалы промежуточный, обеденный.
Практика
Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и
замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия).
IV. Раздел «Азбука топографии» 1.План местности
Теория
История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества.
Рисунок и простейший план местности (школьного двора, двора своего дома или своей улицы).
Изображение местности (школьного двора) на рисунке, фотографии, схеме или плане.
Практика
Рисовка плана класса, своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, школьного
двора, двора своего дома или своей улицы.
Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе. Освоение навыков чтения и
движение по схеме (плану) школы или школьного двора.
2.Условные знаки
Теория
Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных объектов, искусственных
сооружений, растительности и пр. Простейшие условные знаки.
Знакомство с изображением местности, школьного двора. Роль топографа в туристской группе.
Карта туристского маршрута.
Практика
Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам. Рисовка условными знаками поляны,
лагеря группы на туристской прогулке, экскурсии.
Овладение навыками чтения картымаршрута во время туристской прогулки. Составление
картымаршрута движения группы условными знаками.
V.Раздел «Азбука спортивнооздоровительного туризма»
1.Туристская группа в походе.
(Пешеходный туризм)
Практика
Порядок движения по дорогам (тропинкам). Способы преодоления простейших естественных
препятствий (без специального туристского снаряжения); организация движения группы по
слабопересеченной и равнинной местности. Преодоление простых водных преград (ручьев,
канав). Техника преодоление крутых склонов (спуски, подъемы).
Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных
препятствий. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа
через условное болото по кочкам. Переправа по бревну. Преодоление завалов.
Рабочая программа 5 класс ("Туризм" 3 час.)
Рабочая программа 5 класс ("Туризм" 3 час.)
Рабочая программа 5 класс ("Туризм" 3 час.)
Рабочая программа 5 класс ("Туризм" 3 час.)
Рабочая программа 5 класс ("Туризм" 3 час.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.