Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования и в соответствии с Программой для основной школы: 7–9 классы Босова Л.Л., Босова А.Ю. ИнформатикаТекстовый документ, совместим с MS Office 2003
РП_информатика_7 класс.doc
Рабочая программа по предмету
«Информатика» для 7 класса
Разработчик: Афельд Вячеслав Эдуардович, учитель информатики.
1 Содержание
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
программы
5. Содержание программы
3
6
7
7
9
6. Тематическое планирование с определением основных видов
10
учебной деятельности
7. Описание учебнометодического и материальнотехнического
23
обеспечения образовательного процесса
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
23 1. Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС
ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным,
метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных
учебных действий (УУД) для основного общего образования и в соответствии с Программой для
основной школы: 7–9 классы Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2015 (Информатика. Программы для общеобразовательных организаций. 211 классы.
Составитель М.Н. Бородин. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015). В ней соблюдается преемственность
с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени
основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала,
определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов
деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым
компонентом учебнометодического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л.
Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является
системнодеятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения,
предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе
изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода
обучения в школе. Организация учебновоспитательного процесса в современной информационно
образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры
современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с
необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую
учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения
социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для
индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На
протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета
было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики
школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали
практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при
изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к
школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть подростками. В процессе
обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже
можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.
Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя:
формированию целостного мировоззрения,
уровню
развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных
процессов в современном мире;
соответствующего современному
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в
процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов
3 деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности
школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования
и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Цели и задачи предмета
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического
осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ);
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков
информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков
самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и
этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению
образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других
средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную
информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами
ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном
мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость
подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных
гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
владение общепредметными понятиями «объект», «система»,
«исполнитель» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими:
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и
того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных
«алгоритм»,
«модель»,
4 целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи
фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль –
интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью
установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение
необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка –
осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебнопознавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для
них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение
преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково
символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания
объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели
объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации,
навыки создания личного информационного пространства.
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель –
и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами — линейной, условной и циклической;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ
представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики,
диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и
права.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового
материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа
учеников за компьютером в 7 классах 1015 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие
(510 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел
доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без
посторонней помощи учителя или товарищей.
В 97классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на
компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность
должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностнозначимой для обучаемого. Это
5 достигается за счет информационнопредметного практикума, сущность которого состоит в наполнении
задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Используемые технологии, методы и формы работы:
При организации занятий школьников 7 классов по информатике и информационным технологиям
необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести
работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического
эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением
средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
проблемное обучение;
метод проектов;
ролевой метод.
Формы обучения:
учебноплановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные, коллективные,
групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников.
внеплановые (консультации, конференции, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным
программам),
вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия).
Формы итогового контроля:
тест;
проект.
Количество учебных часов:
Рабочая программа в 7 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть
34 часа в год.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
2. Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их
автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и
использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией,
биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на
уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы
деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики,
находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей,
так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е.
ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего
6 периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных
результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными
результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего
мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную
мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных.
Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития
разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной
деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении
фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии
алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который
включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших
классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в
соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу
начальной школы должны обладать ИКТкомпетентностью, достаточной для дальнейшего обучения.
Далее, в основной школе, начиная с 5го класса, они закрепляют полученные технические навыки и
развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы
опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое
осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане основной школы информатика может быть представлена как:
1) расширенный курс в V–IX классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 170 часов);
2) базовый курс в VII–IX классах (три года по одному часу в неделю, всего 102 часа);
3) углубленный курс в VII–IX классах (VII – один час в неделю, VIII и IX классы – по два часа в неделю,
всего 102 часа).
Предлагаемая программа рекомендуется при реализации углубленного курса информатики в VII –
IX классах.
В авторской программе Босовой Л.Л. на изучение курса в 7 классе отводится 34 часа. Рабочая
программа составлена на 34 учебных часа по 1 часу в неделю.
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения программы
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными
личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость
подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
7
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественнополезной, учебноисследовательской, творческой
деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех
учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в
других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
владение информационнологическими умениями: определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний:
умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или
знаковосимволическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры
для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,
самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТкомпетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых
сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению
нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно
проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных
представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
8 ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения
информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков
и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки
данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики
и права.
5. Содержание программы
1. Информация и информационные процессы
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от
личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность,
достоверность, актуальность и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления
информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного)
Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины
кодирования.
(разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и
недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения
количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры
информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флешпамять).
Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем
информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации.
Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка,
связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
2. Компьютер – как универсальное средство обработки информации.
Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная
память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию
на текущий период времени).
9 Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное
программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная
профилактика.
Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню).
Оперирование компьютерными информационными объектами в нагляднографической форме: создание,
именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и
разархивирование.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
3. Обработка графической информации.
Формирование изображения на экране монитора.
Компьютерное представление цвета.
Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы
графических файлов.
4. Обработка текстовой информации.
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии
создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на
компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм,
формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные
указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений.
Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация
страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский
стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов.
Представление о стандарте Юникод.
5. Мультимедиа.
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие
мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.
Возможность дискретного представления мультимедийных данных
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Тема 1. Информация и
информационные
процессы (9 часов)
Информация.
процесс.
Информационный
характеристики
Субъективные
информации,
от
личности получателя информации
и обстоятельств получения
информации:
важность,
своевременность,
достоверность,
актуальность и т.п.
зависящие
Представление информации.
Формы
представления
информации. Язык как способ
Аналитическая деятельность:
информацию с
её
свойств
достоверность,
оценивать
позиции
(актуальность,
полнота и пр.);
приводить примеры кодирования
с использованием различных
алфавитов, встречаются в жизни;
классифицировать
информационные процессы по
принятому основанию;
выделять
информационную
10
составляющую процессов в
биологических, технических и
социальных системах;
анализировать отношения в
живой природе, технических и
социальных (школа, семья и пр.)
системах с позиций управления.
Практическая деятельность:
представления
информации:
естественные и формальные языки.
Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации.
дискретного
Универсальность
в том числе
(цифрового,
кодирования.
двоичного)
Двоичный алфавит. Двоичный код.
Разрядность двоичного кода. Связь
длины (разрядности) двоичного
кода и количества кодовых
комбинаций.
Размер (длина) сообщения как
мера количества содержащейся в
нём информации. Достоинства и
недостатки такого подхода.
Другие подходы к измерению
количества информации. Единицы
измерения
количества
информации.
Основные
виды
информационных
процессов:
хранение, передача и обработка
информации.
Примеры
информационных процессов в
системах различной природы; их
роль в современном мире.
Хранение
оптические,
Качественные
информации.
Носители информации (бумажные,
флэш
магнитные,
память).
и
количественные характеристики
современных
носителей
информации: объем информации,
хранящейся на носителе; скорости
записи и чтения информации.
Хранилища информации. Сетевое
хранение информации.
кодировать и декодировать
сообщения
по известным
правилам кодирования;
определять
количество
различных символов, которые
могут быть закодированы с
помощью двоичного кода
фиксированной
длины
(разрядности);
определять
разрядность
двоичного кода, необходимого
для кодирования всех символов
алфавита заданной мощности;
оперировать с единицами
измерения
количества
информации
байт,
килобайт, мегабайт, гигабайт);
оценивать числовые параметры
информационных
процессов
(объём памяти, необходимой для
хранения информации; скорость
передачи
информации,
пропускную
способность
выбранного канала и пр.).
(бит,
Передача
информации.
Источник, информационный канал,
приёмник информации.
связанная
связанная
Обработка
информации.
Обработка,
с
получением новой информации.
Обработка,
с
но не
изменением формы,
изменяющая
содержание
информации. Поиск информации.
Общее описание компьютера.
Программный принцип работы
компьютера.
Основные
компоненты
Тема 2. Компьютер как
универсальное
устройство обработки
информации. (7 часов)
Аналитическая деятельность:
анализировать компьютер с
точки
единства
программных и аппаратных
зрения
11 компьютера
персонального
оперативная и
(процессор,
долговременная
память,
устройства ввода и вывода
информации),
их функции и
основные характеристики (по
состоянию на текущий период
времени).
и
Состав
функции
обеспечения:
программного
программное
системное
обеспечение,
прикладное
программное обеспечение, системы
программирования. Компьютерные
вирусы.
Антивирусная
профилактика.
Правовые
использования
обеспечения.
нормы
программного
Файл. Типы файлов. Каталог
(директория). Файловая система.
Графический
пользовательский
интерфейс
(рабочий стол, окна, диалоговые
окна,
Оперирование
меню).
компьютерными
информационными объектами в
нагляднографической
форме:
создание, именование, сохранение,
удаление объектов, организация их
семейств.
Архивирование и
разархивирование.
Гигиенические,
эргономические и технические
условия безопасной эксплуатации
компьютера.
средств;
анализировать
устройства
компьютера с точки зрения
организации процедур ввода,
хранения, обработки, вывода и
передачи информации;
определять программные и
аппаратные
средства,
необходимые для осуществления
информационных процессов при
решении задач;
анализировать
информацию
(сигналы о готовности и
неполадке)
при включении
компьютера;
определять
основные
характеристики операционной
системы;
планировать
информационное пространство.
собственное
Практическая деятельность:
информацию о
получать
характеристиках компьютера;
оценивать числовые параметры
информационных
процессов
(объём памяти, необходимой для
хранения информации; скорость
информации,
передачи
пропускную
способность
выбранного канала и пр.);
выполнять основные операции с
файлами и папками;
оперировать компьютерными
информационными объектами в
нагляднографической форме;
оценивать размеры файлов,
подготовленных
с
использованием
различных
устройств ввода информации в
заданный интервал времени
(клавиатура, сканер, микрофон,
фотокамера, видеокамера);
использовать
архиваторы;
осуществлять
защиту
информации от компьютерных
вирусов помощью антивирусных
программ.
программы
Тема 3.
графической
Обработка
Формирование изображения на
экране монитора. Компьютерное
Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский
12 информации (4 часа)
Тема 4.
Обработка
текстовой информации
(9 часов)
представление
Компьютерная
(растровая,
Интерфейс
редакторов.
графических файлов.
цвета.
графика
векторная).
графических
Форматы
условия
используемого
интерфейс
программного средства;
определять
и
возможности
применения
программного средства для
решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных для решения
одного класса задач.
с
Практическая деятельность:
определять код цвета в палитре
RGB в графическом редакторе;
создавать и редактировать
изображения
помощью
растрового
инструментов
графического редактора;
создавать и редактировать
изображения
помощью
векторного
инструментов
графического редактора.
Аналитическая деятельность:
с
условия
анализировать пользовательский
интерфейс
используемого
программного средства;
определять
и
возможности
применения
программного средства для
решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных для решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:
создавать небольшие текстовые
документы
посредством
квалифицированного
клавиатурного письма
с
использованием базовых средств
текстовых редакторов;
текстовые
форматировать
(установка
документы
страницы
параметров
документа;
форматирование
символов и абзацев; вставка
колонтитулов и номеров
страниц).
вставлять в документ формулы,
таблицы, списки, изображения;
13
документов
Текстовые документы и их
структурные единицы (раздел,
абзац, строка, слово, символ).
Технологии создания текстовых
документов.
Создание,
редактирование и форматирование
на
текстовых
компьютере
Стилевое
форматирование.
Включение в
текстовый документ списков,
формул и
таблиц,
графических
объектов.
Гипертекст.
Создание ссылок:
сноски, оглавления, предметные
указатели. Коллективная работа
над документом.
Примечания.
Запись и выделение изменений.
Форматирование
страниц
документа. Ориентация, размеры
страницы,
полей.
Нумерация страниц. Колонтитулы.
Сохранение
в
различных текстовых форматах.
диаграмм,
документа
величина
Инструменты распознавания
компьютерного
и
текстов
перевода.
Компьютерное представление
текстовой информации. Кодовые
таблицы.
Американский
стандартный код для обмена
информацией,
примеры
кодирования букв национальных
алфавитов.
Представление о
стандарте Юникод.
выполнять
коллективное
создание текстового документа;
создавать
гипертекстовые
документы;
выполнять кодирование и
декодирование
текстовой
информации, используя кодовые
таблицы (Юникода,
КОИ8Р,
Windows 1251);
использовать
и
цитирование источников при
создании на их основе
собственных информационных
объектов.
ссылки
Тема 5. Мультимедиа (5
часов)
Понятие
технологии
мультимедиа и области её
применения. Звук и видео как
мультимедиа.
составляющие
Компьютерные
презентации.
Дизайн презентации и макеты
слайдов.
Звуки и видео изображения.
Композиция и монтаж.
Возможность
дискретного
представления мультимедийных
данных
Аналитическая деятельность:
условия
анализировать пользовательский
интерфейс
используемого
программного средства;
и
определять
возможности
применения
программного средства для
решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных для решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:
с
готовых
презентации
создавать
использованием
шаблонов;
записывать звуковые файлы с
различным качеством звучания
(глубиной кодирования и
частотой дискретизации).
№
1
2
3
4
5
Тематическое планирование по курсу «Информатика» 7 класс
Название темы
Количество часов
Общее
теория
практика
Информация и информационные
процессы
Компьютер как универсальное
устройство обработки информации
Обработка
информации
Обработка текстовой информации
Мультимедиа
Итого:
графической
9
7
4
9
5
34
6
4
2
3
2
17
3
3
2
6
3
17
14 Тематические и итоговые контрольные работы:
Тематика
Вид
Форма
Информация и
информационные процессы
Компьютер – как
универсальное средство
обработки информации
Обработка графической и
текстовой информации
Обработка текстовой
информации
Мультимедиа
Итоговый тест
Тематический
контроль
Тематический
контроль
Тематический
контроль
Тематический
контроль
Тематический
контроль
Итоговый тест
Контрольная работа на
опросном листе
Контрольная работа на
опросном листе
Контрольная работа на
опросном листе
Контрольная работа на
опросном листе
Контрольная работа на
опросном листе
Тест
№
1
2
3
4
5
6
Формы контроля и возможные варианты его проведения
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет
оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В 7м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; проверочная работа
на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их
выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может
уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение
которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 7 классов представлены в трех уровнях
сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их
возможностям.
Сегодня, в условиях личностноориентированного обучения все чаще происходит: смещение
акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному
предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку.
В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ
учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке
информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка,
содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или
даже нескольких лет обучения.
15 16 Календарнотематическое планирование по информатике 7 класса
№
п/п
Тема урока
Дата
проведе
ния
Планируемые результаты освоения материала
1
2
3
Цели изучения курса
информатики. Техника
безопасности и
организация рабочего
места.
Информация и её
свойства
Информационные
процессы. Обработка
информации
Информация и информационные процессы (9 часов)
предметные – общие представления о месте информатики в системе других
наук, о целях изучения курса информатики;
метапредметные – целостные представления о роли ИКТ при изучении
школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное
содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки
в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества; умение работать с учебником;
личностные – умения и навыки безопасного и целесообразного поведения
при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию
ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических,
эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств
ИКТ.
предметные – общие представления об информации и её свойствах;
метапредметные – понимание общепредметной сущности понятий
«информация», «сигнал»;
личностные – представления об информации как важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества.
предметные – общие представления об информационных процессах и их
роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки
информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
метапредметные – навыки анализа процессов в биологических, технических
и социальных системах, выделения в них информационной составляющей;
общепредметные навыки обработки информации;
личностные – понимание значимости информационной деятельности для
Домашнее
задание
Учебно
методическое
обеспечение,
оборудование
Интерактивная
доска,
презентация
Лекция,
введение
Интерактивная
доска,
презентация
§ 1.1.,
примеры
Интерактивная
доска,
презентация
§ 1.2.,
задания 13
на с.21 4
5
6
7
Информационные
процессы. Хранение и
передача информации
Всемирная паутина как
информационное
хранилище
Представление
информации
Дискретная форма
представления
информации
современного человека.
предметные – общие представления об информационных процессах и их
роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи
информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
метапредметные – навыки анализа процессов в биологических, технических
и социальных системах, выделения в них информационной составляющей;
навыки классификации информационных процессов по принятому основанию;
общепредметные навыки обработки, хранения и передачи информации;
личностные – понимание значимости информационной деятельности для
современного человека.
предметные – представление о WWW как всемирном хранилище
информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых
запросов (по одному признаку),
сохранять для индивидуального
использования найденные в сети Интернет информационные объекты и
ссылки на них;
метапредметные – основные универсальные умения информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска;
личностные – владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной
ответственности за качество окружающей информационной среды.
предметные
представления информации;
метапредметные – понимание общепредметной сущности понятия «знак»;
общеучебные умения анализа, сравнения, классификации;
личностные – представления о языке, его роли в передаче собственных
мыслей и общении с другими людьми.
предметные – представления о преобразовании информации из непрерывной
формы в дискретную; понимание сущности двоичного кодирования; умение
кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ.
метапредметные – понимание универсальности двоичного кодирования;
– обобщённые представления о различных способах
Интерактивная
доска,
презентация
§ 1.2.,
вопросы 57
на с.22
Интерактивная
доска,
презентация
§ 1.3.,
задание в
тетради
Интерактивная
доска,
презентация
§ 1.4,
задания 17
на с.35
Интерактивная
доска,
презентация
§ 1.5.,
вопросы 28
на с.44
18 навыки представления информации в разных формах; навыки анализа
информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд
различных процессов;
личностные – навыки концентрации внимания
предметные – знание единиц измерения информации и свободное
оперирование ими;
метапредметные – понимание сущности измерения как сопоставления
измеряемой величины с единицей измерения;
личностные – навыки концентрации внимания.
предметные – представления об информации как одном из основных понятий
современной науки, об информационных процессах и их роли в современном
мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению
информации;
метапредметные – основные универсальные умения информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска;
личностные – владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной
ответственности за качество окружающей информационной среды.
Компьютер – как универсальное средство обработки информации (7 часов)
предметные – компьютер как модель человека, работающего с информацией;
схема информационного обмена в компьютере; различие программы и данных;
персональный компьютер – компьютер для личного пользования; основные
устройства ПК; минимальный комплект устройств; магистральный принцип
взаимодействия устройств ПК, характеристики микропроцессора: тактовая
частота, разрядность.
Метапредметные умение подключать внешние устройств компьютера:
монитора, клавиатуры, мыши
8
9
Единицы измерения
информации
Контрольная работа по
теме «Информация и
информационные
процессы».
10
Основные компоненты
компьютера и их функции
11
Персональный компьютер.
12
Программное обеспечение
компьютера. Системное
программное обеспечение
§ 1.6.,
конспект,
таблицы на
с. 49
заполнить
Интерактивная
доска,
презентация
Раздаточный
материал
Интерактивная
доска,
презентация
Интерактивная
доска,
презентация
Интерактивная
доска,
презентация
§ 2.1,
вопросы 15
на с.61
§ 2.2, задачи
68 на с.68
§ 2.3,
вопросы 18
на с.79
19 13
14
15
16
Системы
программирования и
прикладное программное
обеспечение
Файлы и файловые
структуры
Пользовательский
интерфейс
Контрольная работа по
теме «Компьютер как
универсальное устройство
для работы с
информацией».
17
Формирование
изображения на экране
компьютера
личностные – понимание значимости информационной деятельности для
современного человека.
предметные – файл; файловая система как часть OS; имя файла, правила
формирования имени; понятие логического диска; файловая структура диска,
понятие каталога, путь к файлу – координата местоположения файла на диске;
назначение таблицы размещения файлов
метапредметные смена устройства (логического диска); смена папки,
создание папок; копирование, перемещение, переименование, удаление файлов и
папок; изменение вида содержимого папки; сортировка файлов и папок;
использование КОРЗИНЫ для удаления файлов и её очистка запуск приложений,
изменение размеров окна, перемещение окна, переключение между запущенными
приложениями, сворачивание окна и его восстановление, закрытие окна и
завершение работы приложения, использование встроенной справочной системы.
личностные – понимание значимости информационной деятельности для
современного человека.
метапредметные – основные универсальные умения информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска;
личностные – владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной
ответственности за качество окружающей информационной среды.
Интерактивная
доска,
презентация
§ 2.3,
вопросы 9
12 на с.79
Интерактивная
доска,
презентация
Интерактивная
доска,
презентация
§ 2.4,
задания 110
на с.88
§ 2.5,
вопросы 15
на с.99100
Раздаточный
материал
Обработка графической информации (4 часа)
предметные – принцип формирования цвета пикселя на экране; связь между
количеством цветов в палитре и количеством битов для кодирования одного
пикселя (формула); формула определения объёма видеопамяти для хранения
изображения заданного размера
метапредметные
использование инструментов для рисования
прямоугольника, окружности, линии, многоугольника; использование различных
Интерактивная
доска,
презентация
§ 3.1,
вопросы 17
на с.111
20 18
Компьютерная графика
19
Создание графических
изображений
20
Обобщение и
систематизация основных
понятий темы Обработка
графической
информации.
Проверочная работа
21
Текстовые документы и
технологии их создания
типов заливки; копирование, удаление и перемещение объектов изображения;
изменение размеров объектов; изменение толщины линии
личностные способность увязать учебное содержание с собственным
жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и
ИКТ в условиях развития информационного общества;
предметные – история компьютерной графики; области применения
компьютерной графики; два принципа представления изображения; растровая
графика; векторная графика возможности графических редакторов; среда
графического редактора; режимы работы графического редактора
метапредметные использование инструментов для рисования
прямоугольника, окружности, линии, многоугольника; использование различных
типов заливки; копирование, удаление и перемещение объектов изображения;
изменение размеров объектов; изменение толщины линии
личностные способность и готовность к общению и сотрудничеству со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
метапредметные – основные универсальные умения информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска;
личностные – владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной
ответственности за качество окружающей информационной среды.
Обработка текстовой информации (9 часов)
предметные – преимущества компьютерного хранения документов;
метапредметные владение умениями самостоятельно планировать пути
достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в
рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи;
личностные – способность увязать учебное содержание с собственным
Интерактивная
доска,
презентация
Интерактивная
доска,
презентация
§ 3.2,
задания 16
на с.121
§ 3.3,
задания 18
на с.132
Раздаточный
материал
Интерактивная
доска,
презентация
§ 4.1,
вопросы 17
на с.149
21 22
Создание текстовых
документов на
компьютере
23
Прямое форматирование
24
25
26
27
28
Стилевое
форматирование
Визуализация
информации в текстовых
документах
Распознавание текста и
системы компьютерного
перевода
Оценка количественных
параметров текстовых
документов
Оформление реферата по
теме «История
вычислительной техники»
жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и
ИКТ в условиях развития информационного общества;
предметные – понятия текстового редактора и текстового процессора;
структурные единицы текста; среда текстового редактора; назначение программ
переводчиков; системы распознавания текстов
метапредметные
личностные – способность увязать учебное содержание с собственным
жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и
ИКТ в условиях развития информационного общества;
предметные –задание параметров страницы; орфографическая проверка текста с
использованием встроенного словаря; выделение фрагментов текста; задание
шрифта, его размера и начертания; установка параметров абзаца и его
форматирование; выравнивание абзацев
метапредметные владение умениями самостоятельно планировать пути
достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в
рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи;
личностные – способность увязать учебное содержание с собственным
жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и
ИКТ в условиях развития информационного общества;
предметные – включение в документ формул; сканирование текста и его
распознавание с помощью специализированных программ; перевод текста с
одного языка на другой с помощью одной из программпереводчиков
метапредметные – основные универсальные умения информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска;
личностные – владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной
ответственности за качество окружающей информационной среды.
Интерактивная
доска,
презентация
§ 4.2,
вопросы и
задания 15
на с.157
Интерактивная
доска,
презентация
Интерактивная
доска,
презентация
Интерактивная
доска,
презентация
§ 4.3,
вопросы 14
на с.167
§ 4.3,
вопросы 5
10 на с.167
§ 4.4,
задания 18
на с.173
Интерактивная
доска,
презентация
Интерактивная
доска,
презентация
Интерактивная
доска,
презентация
§ 4.5,
задания 17
на с.177
§ 4.6,
вопросы 14
на с.183
Оформить
реферат по
требованиям
22 29
Контрольная работа по
теме «Обработка
графической и текстовой
информации».
30
Технология мультимедиа.
31
32
Компьютерные
презентации
Создание
мультимедийной
презентации
33
34
Контрольная работа по
теме «Мультимедиа»
Итоговый урок
Мультимедиа (5 часов)
Личностные формирование понятия связи различных явлений, процессов,
объектов с информационной деятельностью человека;
актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной
деятельности.
предметные – формирование умений формализации и структурирования
информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных;
метапредметные
владение основными универсальными умениями
информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск
и выделение необходимой информации,
применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера;
личностные – способность и готовность к принятию ценностей здорового
образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
метапредметные – основные универсальные умения информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска;
личностные – владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной
ответственности за качество окружающей информационной среды.
Раздаточный
материал
Интерактивная
доска,
презентация
§ 5.1,
задания 28
на с.209
Интерактивная
доска,
презентация
Интерактивная
доска,
презентация
§ 5.2,
задания 19
на с.213
Составить
презентацию
по теме
«Мои
увлечения»
Раздаточный
материал
Раздаточный
материал
Задание в
тетради
23 24 7. Описание учебнометодического и материальнотехнического
обеспечения образовательного процесса
Учебнометодическое обеспечение образовательного процесса
1.
2.
3.
4.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
5.
6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
Кабинет, оснащенный по всем требованиям безопасности и охраны труда.
Компьютеры для возможности организации индивидуальной работы ученика.
Сканер.
Принтер.
Мультимедиа проектор.
Экран.
Программное обеспечение для работы на компьютерах.
Выход в Интернет.
8. Планируемые результаты изучения учебного курса
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного
общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и
предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с
позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного
учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень
освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально
достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня
(исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний,
умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник
получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и
способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике,
но могут включаться в материалы итогового контроля.
Тема 1. Информация и информационные процессы
Обучающийся научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
25
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти,
необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
перекодировать информацию из одной пространственнографической или знаковосимволической
формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой
информации;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Обучающийся получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как
одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в
современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного
алфавита
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным
кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете,
полученных по тем или иным запросам.
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника,
сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Обучающийся научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
Обучающийся получит возможность:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных
возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального
информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения
компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с
применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Тема 3. Обработка графической информации
Обучающийся научится:
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.
Обучающийся получит возможность:
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными
фрагментами.
Тема 4. Обработка текстовой информации
Обучающийся научится:
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых
документов;
26
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших
текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися
фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом,
изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать формулы;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Обучающийся получит возможность:
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового
процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и
цвету, к выравниванию текста.
Тема 5. Мультимедиа
Обучающийся научится:
использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;
создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;
Обучающийся получит возможность:
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды
которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
27
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Рабочая программа (7 класс, информатика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.