Скрябина Галина Нафанаиловна
Информатика, 7 класс
Тема урока: Системы счисления, кодирование растровых изображений «Числовой биатлон»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: закрепить знания, умения и навыки по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую и умения кодировать растровые изображения; развивать информационную культуру и абстрактное мышление; совершенствовать общеучебные навыки работы с информацией.
Личностные результаты:
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам другого человека;
-Соблюдать
правила техники безопасности в кабинете информатики;
Метапредметные результаты:
– Развивать познавательный интерес к предмету, навыки самоконтроля и оценки деятельности в самостоятельной работе, применять полученные знания по предмету в нестандартных ситуациях. Повышать мотивацию уч-ся путём использования нестандартных задач и игрового изложения материала;
- Формировать умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Предметные результаты:
- Закрепить умение переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную;
- Определять количество различных символов, с помощью которых закодировано графическое изображения;
- понимать смысл и возможность использования дух знаков для кодирования изображения.
Форма проведения – урок-соревнование «Числовой биатлон»
Объект изучения – системы счисления, кодирование графики
Предмет изучения – правила перевода целых чисел из двоичной системы счисления и обратно
Используемые учебники и учебные пособия:
Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса, автор Босова Л. Л.
Используемая методическая литература:
Занимательные задачи по информатике, автор Босова Л. Л.
Оборудование:
1. Компьютеры
2. Презентация к уроку с ключами к заданиям и домашним заданием
3. Маршрутные листы
4. Карточки с заданием для практической работы
5. Готовые карточки с домашним заданием
6. Смайлики для рефлексии
Технологическая карта урока
№ п/п |
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методы, приёмы обучения |
Время, мин |
1
|
Организационный момент Мотивация |
Организация уч-ся на урок Пробуждение у уч-ся познавательного интереса к теме |
Приветствует уч-ся. Проверяет готовность к уроку |
Садятся на свои места, проверяют принадлежности к уроку |
Словесный |
1 |
Задаёт вопросы: 1.Какое крупнейшее событие состоялось в феврале 2014 года в Сочи? Впервые при подготовке к Олимпиаде применялись различные инновационные технологии - уникальная спортивная инфраструктура, технологии защиты окружающей среды, новые возможности для простого и быстрого обмена информации. 2.Какие виды спорта участвовали в олимпиаде? 3.Какой талисман сочинской олимпиады? Их три, назовите 4.Какой зимний вид спорта особенно популярен в нашей школе? Задаёт проблемную задачу, почему урок называется – числовой биатлон. Почему биатлон? Вы тоже будете участвовать в лыжной гонке и стрелять по мишеням |
Отвечают на вопросы
Предлагают различные объяснения темы урока |
|
2 |
|||
3 |
Проверка знаний |
Выявление знаний у уч-ся на начало урока |
Организовывает
игровой момент: 1. Система счисления — это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами. 2. Основанием двоичной системы счисления 3. Последовательностью нолей и единиц можно закодировать графическую информацию 4. Алфавит десятичной системы
счисления 5. Число 100101 записано' в
двоичной системе Организовывает работу по закреплению основных понятий Проверим, кто прошел допинг – контроль. У кого все 5 правильных ответов – поднимите руки, К гонкам допускаются те, у которых 4-5 правильных ответов В маршрутном листе проставить количество правильных ответов. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл. Посчитайте общее количество баллов и запишите его в маршрутный лист
|
Выполняют задания в тетради
выполняют предложенное задание №1 «Да-нет»
самопроверка отмечают правильные ответы, подсчитывают их количество, выставляют количество правильных ответов в маршрутном листе |
Игровой
Словесная игра «да-нет»:
1 — да,
2 — нет,
3— да,
4 — нет,
5- да,
|
5 |
4 |
Закрепление изученного материала |
Закрепление на практике полученных ранее знаний
Практическая работа за компьютером |
Объявляет
о следующем этапе: «Лыжная гонка и стрельба из положения стоя» Найдите в «лабиринте» слово, обозначающее качество необходимое спортсмену. Скажите,
как перевести число из двоичной системы счисления в десятичную? Объясняет
выполнение практической работы за компьютером: следующий этап - «стрельба
из положения стоя».
Кто выполнит все задания поднимет руку – он будет победителем наших соревнований, будут ещё вторые и третьи места. До начала соревнования скажите: 1. На каком расстоянии от монитора нужно находиться пользователю? 2. Как нужно сидеть за компьютером? 3. Какие правила техники безопасности при работе за компьютером необходимо соблюдать? |
перечисляют качества
называют правило перевода чисел из 2-ой с/сч. в 10-ую
слушают и запоминают выполнение задания работают с маршрутным листом
работают с карточками-заданиями, воссоздают рисунок по двоичному коду. Делают записи в маршрутном листе
Вспоминают правила ТБ при работе за компьютером |
Работа в тетради «лабиринт»
Показ презентации
Практическая работа за компьютером
|
15
15
1 |
|
Рефлексия |
Осознание учениками смысла их деятельности на уроке, предпочитаемых способов выполнения заданий и оценка деятельности на уроке |
Объявляет
об окончании работы. Какое задание вам показалось самым трудным? Что необходимо сделать, чтобы трудностей стало меньше? Критично отнеситесь к своей работе и если были: Довольны, прикрепите на доску весёлого красного смайлика. Не совсем доволены своей работой, могли сделать лучше, прикрепите на доску весёлого зелёного смайлика. Не доволены - прикрепите на доску грустного синего смайлика. Поднимите
руки, у кого 12-15
баллов – это оценка за урок 5 5-7 баллов – это соответствует оценке 3 |
Отвечают на вопросы
Прикрепляют смайликов на магнитную доску
|
Беседа (ответы на вопросы)
|
3 |
|
Домашнее задание |
Закрепление изученного на уроке |
Выдает дифференцированное домашнее задание: Получено «3» или «2» Переведите числа из одной с/сч в другую: 1710=?2 5510 =?2 6410 =?2 1001012=?10, 111012 = ?10, 10000102 = ?10 Получено «4» Закодировать пословицу в двоичном коде Получено «5» Отметить и последовательно соединить на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в двоичной с/счисления |
Получают домашнее задание |
Дифференцированное домашнее задание |
2 |
|
Подведение итогов урока |
Подведение итогов урока |
Вместе с учащимися подводит итоги урока Заканчивает урок русской народной пословицей: «От знаний уйдешь в хвосте пойдешь». Поздравляет победителей соревнования.
|
С помощью маршрутных листов подводят результат соревнования и определяют победителей |
|
1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточка с заданием - лабиринт.
Переведите числа в лабиринте из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. В таблице найдите букву,' соответствующую получившемуся числу, и составьте слово в порядке движения по лабиринту.
|
11112 |
|
|
|
|
|||
1101002 |
|
|
|
1101₂ |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||||
1002 |
|
|
||||||
|
|
|||||||
1011₂, |
|
|
|
|
||||
|
101₂ |
100012 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
11011₂, |
|
|
|
4 -а |
, 24-м |
47-ю |
15 -с |
34 -ё |
59-х |
5-о |
25-н |
49 - э |
17-р |
35 - ж |
62 - ч |
7-е |
27-6 |
52 - ы |
19- п |
38-з |
64 -ц |
9-и |
29-в |
53 -ъ |
20-к |
42-й |
65 - ш |
11 - т |
31 -г |
54 - ь |
22 -л |
43-я |
67-щ |
14-у |
33-д |
58-ф |
|
|
|
Запишите ответ:_____________________ '_____ .
Ответ. Быстрота
Примечание. В других карточках
ответами будут слова «сила»,
«воля», «труд», «лыжи», «Смелость»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Маршрутный лист
Фамилия, имя_______________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.