Рабочая программа " Эколидер"
Оценка 5

Рабочая программа " Эколидер"

Оценка 5
Разработки курсов
doc
экология
7 кл
19.01.2017
Рабочая программа " Эколидер"
Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения - двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.
Эколидер проверенная.doc
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА                                                       « Эколидер»                                 естественнонаучной  направленности   ( ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ (13­14 ЛЕТ)                         СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ­1ГОД                    АВТОР – Богатырёва Жанна Юрьевна,  педагог ДО                                  Содержание 1. Пояснительная записка …………………………………………..3 2.Календарный учебный график на 2016­2017 учебный год……...7  3.Учебный план………………………………………………………7 4.Содержание программы …………………………………………..7 5.Прогназируемые результаты и способы их проверки …………..9 6. Организационно­ педагогические условия ……………………...9 7. Список литературы………………………………………………...10  8. Рабочая программа курса « Экологическая грамотность»………..11­16 9. Рабочая программа курса « Экологическое просвещение»……. 17­26 Пояснительная записка   Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется  организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе  которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе,  научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения ­  двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение  и улучшение богатств и красоты природы. Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных,  познавательных. Эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек­ часть живой природы; его назначение­познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость  сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических  катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для  всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление  принимать личное участие в преодоление экологического кризиса, в решении  экологических проблем. Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами  происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического  кризиса. В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам формирования  экологического сознания людей на основе конкретной, практико ­ ориентированной  деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части  природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи  эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования  детей. Актуальность программы  Поэтому курс «Эколидер» является актуальным и  необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и их  родителей, общества в целом. Особенностью организации учебно­воспитательного процесса по данной программе  является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в  изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические  и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков  исследовательской работы в области экологии. Роль педагога заключается в создании  условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию  воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы  доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка. В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как  социально необходимого нравственного качества личности. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.Программа внеурочной  деятельности способствует формированию экологической и культурологической  грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в  природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в  энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на  экскурсиях, из рассказов взрослых.Содержание курса строится на основе деятельностного  подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием  приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования  основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает  проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.п.). Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его  изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний,  создавать условия для высказывания  школьниками суждений нравственного,  эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учится  различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все  возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам  и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции  научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной,  практической. Отличительные особенности программы внеурочной деятельности. Реализация программы проектной внеурочной деятельности предполагает взаимосвязь с  курсом «Окружающий мир» и имеет следующие отличительные особенности: 1. Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края. 2. Долгосрочный характер познания природы и культуры своего края имеет (программа  может быть рассчитана на все четыре года обучения). 3. Проектная внеурочная деятельность может носить как групповой характер  (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов школьников , олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение  дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.). Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к  всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету  труда, естественной среде жизнедеятельности человека. экологическая культура включает: культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в  отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических  условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний.  Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по  отношению к природной среде на основе формирования умений принимать  альтернативные решения; культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом  учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении  конкретных дел в различных областях природопользования; культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции,  умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной  природной сферы.   –   развитие   экологической   культуры   поведения   учащихся   в  Цель   программы   окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе. Задачи: Образовательные задачи: ­ научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования; ­ научить работать со справочниками и определителями; ­ научить оформлять исследовательские работы;  Воспитательные задачи: ­ воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма; ­ воспитывать аккуратность, вежливость; ­ формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе. Развивающие задачи: ­ развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; ­ развивать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия; ­ развивать понимание многосторонней ценности 2. Принцип   межпредметных   связей,   раскрывающий   единство   и   взаимосвязь 3. Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной единства окружающего мира;  окружающего мира; период; природы как источника материального и духовного развития общества. Достижение цели возможно при использовании основных принципов экологического  образования: 1. Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание 4. Принцип   взаимосвязи   регионального   и   глобального   подходов,   способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность; 5. Принцип направленности, способствующий развитию  гармоничных отношений с окружающей средой.         Система   экологических   умений   осуществляется   путем   ориентации   школьников   на экологические   проблемы   той   местности,   где   они   живут.   Приемом   обучения   является работа в “поле”. Полевая экология занимает важное место в изучении школьного курса экологии, так как способствует более глубокому и осмысленному изучению этой науки, формирование   практических   и   исследовательских   умений,   развитию   творческого мышления,   установлению   связей   между   теоретическими   знаниями   и   практической деятельностью  человека,  облегчают  понимание  фактического  материала.  Теоретические знания,   полученные   учеником   на   уроках   должны   стать   базой   для   самостоятельной исследований,   умение   обобщить   результаты   своих   наблюдений, способствовать   экологически   грамотному,   безопасному   для   природы   и   собственного здоровья поведению.   наблюдений, Возраст детей, участвующих в реализации программы. Содержание программы рассчитано н детей 13­14 лет. Минимальный состав группы 15 человек. Программа занятий рассчитана на год. Формы работы с детьми. Формы проведения занятий ­ традиционная  ­ беседа  ­ экскурсия  ­ лекция  ­ консультация  ­ мониторинг  ­ исследовательская работа ­ полевые исследования Формы организации занятий 1. коллективная (фронтальная) 2.   групповая (более 2­х человек) Формы подведения итогов 1. выставка 2. 3. 4. 5.  тест  оформление гербариев  письменный отчет  конкурс 6.  экологическая викторина 7.защита творческого проекта Нормативно ­ правовые документы, на основе которых разработана дополнительная общеразвивающая программа.  Конвенция о правах ребёнка;  ФЗ­273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;  Порядок   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным   общеобразовательным   программам   (Приказ   Министерства образования и науки Росийской Федерации № 1008 от 29 августа 2013 г.);  СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации   обучения   в   общеобразовательных   учреждениях»   (утверждены Постановлением   Главного   государственного   санитарного   врача   Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189);  СанПиН 2.4.4.3172­14 «Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию   и   организации   режима   работы   образовательных   организаций дополнительного   образования   детей»   (утверждены   постановлением   Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41).  Устав МБОУ СОШ №2;  Календарный учебный график МБОУ СОШ №2 на 2016­2017 учебный год;  Положение   о   структуре,   порядке   разработки   и   утверждения   дополнительных общеразвивающих программ МБОУ СОШ №2;  Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ к дополнительной общеразвивающей программе   Календарный учебный график на 2016­2017 учебный год Количество возрастных групп Возрастной состав групп Продолжительность учебного года  Начало учебного года  Окончание учебного года  Количество часов в неделю количество часов в год  Организация занятий  Продолжительность  занятий  Педагогическая диагностика  1 13­14 лет 37 недель 01.09.2016г. 20.05.2017г 2 часа  74 часа вторая половина дня 11.45­ 13.45 45 минут 1 раз в мае 2017г.  Учебный план  Дополнительная общеразвивающая программа научно­познавательной  направленности  рассчитана на 74 часа в год и включает в себя 2 курса. Первый курс « Экологическая грамотность» рассчитан на 32 часа  и направлен на обучение  детей экологических понятий и определений , Закладываются основы экосистемной позна­ вательной модели, позволяющей мысленно выделять в окружающем мире систему «живое  — окружающая его среда». Второй курс « Экологическое просвещение» расчитан на 44 часа и направлен на   реализацию     индивидуальных   просветительских   проектов,   направленные   на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого­направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде. №п/п 1. 2. итого Наименование курса  « Экологическая грамотность» « Экологическое просвещение « количество занятий в год  Количество часов  32 44 74 Содержание программы    1.   «Как   обнаружить   экологическую   опасность:   учусь   экологическому мышлению»  направлен   на   развитие   важного   метода   познания   —   экологического мышления. В данном разделе  закладываются основы экосистемной познавательной модели, позволяющей мысленно выделять в окружающем мире систему «живое — окружающая его среда»; анализировать её; описывать потребности живого в экологических условиях жизни; факторы окружающей среды, дающие возможность удовлетворения этих потребностей или несущие в себе опасность для жизни. Рассматриваются модели поведения по избеганию экологической   опасности,   приспособлению   к   ней   или   активному   её   устранению. Формируется опыт обнаружения экологических рисков в повседневной жизни. 2.   «Экологическая   грамотность:   уроки   прошлого»  обобщается   историко­культурный опыт   экологически   безопасной   жизнедеятельности   местного   населения,   даётся   оценка возможности его использования в современной жизни. Развиваются общеучебные умения целенаправленного   поиска   необходимой   информации   в   разных   источниках   (музеи, библиотеки, Интернет), её анализа, обобщения, фиксации. Формируются коммуникативные умения организации работы в малых группах сотрудничества детей и взрослых по выпол­ нению исследовательских проектов. 3.«Экологическая   безопасность   в   школе   и   дома:   учусь   предосторожности» предусматривает  освоение основного принципа экологически  безопасного поведения — принципа   предосторожности   («не   навреди»).   Развиваются   познавательные   и коммуникативные   умения   по   сбору   и   проверке   на   достоверность   современной экологической   информации.   Например,   по   вопросам   качества   питьевой   воды,   воздуха, продуктов питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов; публичного устного и письменного представления информации. 4.   «Экономное   потребление:   учусь   быть   взрослым»  направлен   на   развитие регулятивного   умения   осознанного   самоограничения   в   целях   экономного   потребления природных ресурсов. В народных сказках, художественных произведениях, религиозных текстах отражено отношение к таким качествам личности, как рачительность, скромность, забота о близких людях и природе, умение соблюдать во всём меру. В рамках данного раздела разрабатываются проекты потребительского  ресурсосбережения  в повседневной жизни. 5.   «Экологическая   безопасность   в   природной   среде»  направлен   на   формирование представлений  о роли общения человека  с природой для сохранения и укрепления его здоровья,   удовлетворения   материальных   запросов,   духовных   потребностей   в   красоте, чувственно­эмоциональном   общении   с   природой,   её   познании.   В   рамках   раздела развиваются   коммуникативные   и   личностные   умения   непрагматического,   субъект­ субъектного   отношения   к   природе.   Обучающиеся   знакомятся   с   этнокультурными традициями духовного общения с природой у разных народов, на психологических тре­ нингах получают практический опыт проживания чувства единения с ней. У школьников формируется осознание ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.). 6.«Мой вклад в экологическое просвещение»  В нём реализуются индивидуальные про­ светительские   проекты,   направленные   на   распространение   среди   детей   и   взрослых достоверной   эколого­направленной   информации   для   формирования   потребности соблюдать   правила   экологически   грамотного   поведения   в   школе,   дома,   в   окружающей среде. 7.Экономное потребление: учусь быть взрослым  Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных   произведениях,   верованиях   разных   народов,   в   международной   Хартии Земли.   Причины   формирования   сходных   ценностей   у   разных   народов.   Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, теологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия. Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды,     здоровья   человека   и безопасности  жизни.  Хартия Планируемый уровень подготовки обучающихся Учащиеся должны знать : 1. Что изучает экология; 2. Простейшие примеры взаимодействия природы и человека; 3. Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному  использованию природных ресурсов; 4. Правила поведения в природе; 5. Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и  6. Главные особенности природы своей местности; 7. Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее  8. Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье  общества; чистоты; человека; 9. Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности  человека на окружающую среду; 10.Понятие об экологическом кризисе; 11.Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения Учащиеся должны уметь: 1. Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из 2. Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы; 3. Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае; 4. Подобрать   наиболее   подходящий   способ   и   меры   по   охране   природы   своей природы в целом; местности; 5. Приводить примеры загрязнения окружающей среды; 6. Работать   с   различными   источниками   информации,   раскрывающими   проблему экологического   состояния   окружающей   среды,   готовить   выступления   по   этой проблеме; 7. Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем; 8. Проводить подкормку птиц; 9. Охранять растения и животных; 10.Озеленять территорию школы; Организационно­ педагогические условия  Организационно ­ педагогические условия  1. Наглядные материалы  ­ «Экологические плакаты» проектор  фильмы  ­ Запрещающие знаки в лесу, на водоёме, и документальные фильмы  т.д.  ­ Презентации на экологическую тему  ­« Плакаты» ­ « Листовки»  ­« Буклеты»   книги  журналы  газеты  Методическое обеспечение Наряду с теоретическими знаниями большое внимание уделяется проектной работе, а  также большое внимание уделяется практическим, исследовательским работам. Разнообразие и оптимальное сочетание форм занятий поддерживает интерес школьников к  данному направлению воспитательной работы. Существует множество подходов к классификации форм. В целом все формы и методы  работы по экологическому воспитанию можно разделить на группы: 1. по направленности: на вербальные (воздействующие на сознание и чувства)  и невербальные (формирующие у школьников опыт личного участия в  работе по оказанию помощи природе); 2. по использованию в практике работы школы: традиционные и  инновационные; 3. по характеру деятельности школьников: познавательные,  исследовательские, практические, игровые, развлекательные, творческие; 4. по целевой установке: организационные, благотворительные,  теоретические, практические, исследовательские, заключительные и т.п. Экоинформация используется для обсуждения экологических проблем в мире.  Отличительной чертой является использование статистического материала, ярких примеров взаимоотношения человека и природы, дискуссионных фактов, краткость  сообщений. Устные журналы обладают широкими возможностями для рассмотрения различных  аспектов проблемы охраны природы в мире, в своей стране, в области. Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей. Беседы  могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на  экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически  выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к детям, побуждающих их к  размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы  игр, викторин, загадки и т. д. Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и  самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса  являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов  конкурса можно приурочить к экологическому празднику. Игры способствуют расширению знаний о природе, формирует нравственные  представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение,  формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу,  находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна  соответствовать возрасту и опыту детей. Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной  мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями  воспитанников, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным  опытом ребёнка и требованиями к нему со стороны воспитателей. К числу сравнительно новых в экологическом воспитании можно отнести дискуссию.  Целью дискуссии является поиск решения актуальных экологических проблем.  Диспуты, целью которых является формирование у школьников умения отстаивать свою  точку зрения в пользу охраны природы, выработка твёрдых взглядов и убеждений. Целесообразно использовать новые формы работы по экологическому воспитанию  – экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей  деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные,  художественные, творческие, наполнив их экологическим содержанием Техническое оснащение занятий:  аудиовизуальные (экранно­звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы,  компьютерные программы, диапозитивы, диафильмы, слайды. Все аудиовизуальные средства обучения направлены на повышение эффективности  экологического воспитания. Учебно­дидактический материал :  экологические   знаки,   карточки   с   заданиями,   Красная   книга   Липецкой   области, экологические таблицы, схемы. Материально­техническое оснащение занятий: Кабинет для обучения: Столы – _8 штук; Стулья – 16 штук; Литература   Рекомендуемая литература для учителя Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.­метод. пособие / Т. Я.  Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000. Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.; Московский городской психолого­педа­ гогический институт, 2000. Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при  чрезвычайных ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. ­ М.: ФАИР­ПРЕСС, 2000. Данилов­Данильян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов­Данильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001. Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради  «Учусь учиться» / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008. Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская.  — М.: Образование и экология, 2009. Рекомендуемая литература для учащихся Дзятковская Е. Н. Учусь учиться: рабочая тетрадь для 4—5 кл. / Е. Н. Дзятковская.  — М.: Образование и экология, 2008. Рянжин С. В. Экологический букварь / С. В. Рянжин. — СПб.: Пит­Та, 1996. Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. — Ч.  Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф.  Церцек. — М.: Либирея­Бибинформ, 2007. Энциклопедия для детей / метод, ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г. Вильчек; отв.  ред. Е.Ананьева. — М.: Аванта+, 2003. — Т. 19. Экология. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М.П.Константинова ПРИНЯТО на заседании педагогического  совета МБОУ СОШ №2 Протокол №_____ от «___» ______2016г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №2 ________Прибыткова Г.А. Приказ №_______ от «___» _________2016г                                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного курса « Экологическая грамотность» к дополнительной общеразвивающей программе « Эколидер»                                 научно­познавательной  направленности               на 2016­ 2017 учебный год                                            Возраст детей : 13­14 лет                           Срок реализации программы : 32 часа                                             АВТОР –   Богатырёва Жанна Юрьевна                                        педагог  дополнительного образования г. Усмань ­2016г. Пояснительная записка  Как известно, воспитание  в широком смысле слова ­ это процесс и результат развития  личности под  воздействием  целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же ­ это  процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется  образование человека.   Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно  формирование экологического сознания.  Цель курса ­ формирование ответственного  отношения к окружающей среде, которая  строится  на базе экологического сознания.  Ответственное  отношение к природе ­ сложная характеристика личности. Она означает  понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении  нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной  деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного  природопользования, в борьбе со всем что губительно отражается на окружающей природе.  Условием  такого обучения и воспитания  выступает  организация  взаимосвязанной    научной, нравственной, правовой, эстетической  и практической  деятельности  учащихся,  направленной на  изучение  и улучшение отношений между  природой и человеком.   Критерием  сформированности  ответственного  отношения к  окружающей среде   является нравственная забота  о будущих  поколениях. Цель  курса достигается  по мере решения в единстве следующих  задач: ­    образовательных ­ формирование системы знаний об экологических проблемах  современности и пути их разрешения;  ­    воспитательных ­ формирование мотивов, потребностей и привычек экологически  целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; ­     развивающих ­ развитие системы интеллектуальных и практических умений по  изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие   стремления к активной деятельности по охране окружающей  среды:  интеллектуального( способности к анализу экологических  ситуаций),эмоционального(отношение к природе как к универсальной ценности),  нравственного( воли и настойчивости). Было  выявлено, что воспитание в широком  смысле рассматривается многими  учеными­ педагогами как общественное явление, передача социального опыта  одного  поколения людей – другому. Однако, природная среда не менее, чем социум, содержит в  себе развивающий, воспитывающий потенциал, реализация которого происходит не только,  условно говоря, « при посредничестве» социума, но и в процессе индивидуального  взаимодействия личности с природным окружением. Условия реализации рабочей программы курса « Экологическая грамотность» Календарно ­ тематическое планирование курса  «Экологическая грамотность» Наименование темы Сроки проведения     Дата проведе ния Корректировк а дат ко л­ во час ов  Раздел№1   «Экономное потребление: учусь быть взрослым» (10 ч): № п/п 1. 2. Земля – наш общий дом.  Влияние космоса на Землю. Глобальные экологические  проблемы. Определение  географических координат  районов Земли с  экологическими  проблемами.   предусматривают  умения: —  оценивать  значимость для  личности осознанного  выбора экологически  безопасного образа  жизни; —   позиционировать себя в  роли учителя,  популяризатора  экологически  безопасного образа  жизни,  2ч. 2ч 3.09 10.09 2ч 17.09 1ч 24.09 1ч 24.09 3. Места экологической  опасности в Липецком  районе. Работа с картой  района (условные знаки,  определение расстояний и  пр.) Строение Земли. Работа с  пластилином. Хартия Земли. Общее  знакомство. 4. 5. 6. Основные принципы Хартии  Земли. ресурсосберегающего  поведения; 2ч 1.10 —  выражать  отношение к случаям  экологического ванда­ лизма, расточительному  потребительскому  ресурсопользованию,  вредным привычкам; Метапредметным и результатами  являются умения: —  объяснять  смысл экологического  мышления как обще­ научного метода  изучения взаимосвязей  живого с окружающей  средой; —  представлять  экосистемную  познавательную модель  в виде  последовательности  аналитических  действий; Предметными  результатами являются представления: —  о научной  области экологии,  предмете её изучения; —  о принципе  предосторожности; Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его Раздел №2 «Экологическая грамотность » (14ч)  7. 8. 9. 10. 11. Ресурсосбережение. Виды  ресурсосбережения. Полезные ископаемые и их  рациональное использование. Движения Земной коры.  Техногенное выветривание  горных пород. Рациональное использование водных ресурсов. Описание  рек и озер России. Рациональное использование биологических ресурсов. 12. Докучаев  В.В. –  основоположник  почвоведения.  13. Почвы и их рациональное  использование. Личностные  результаты: —   демонстрировать  личную готовность к  непрагматическому  отношению к природе; к  самоограничению в  потреблении  материальных благ в  целях сохранения  экологического качества окружающей среды,  2ч. 2ч 2ч 8.10 15.10 22.10 2ч    29.10 2ч 2ч 5.11 12.11 2ч 19.11 14. Деятельность человека для  сохранения качества  окружающей среды. здоровья человека,  безопасности жизни. Метапредметным и результатами  являются умения: —   рефлексировать личные  затруднения при работе  с информацией;  формулировать  индивидуальные  учебные задачи по  преодолению этих  затруднений; —  находить  необходимую  информацию в  библиотеке, Интернете,  музее, у представителей  старшего поколения,  специалистов; —  представлять  информацию в кратком  виде, без искажения её  смысла; Предметными  результатами являются представления: —  об  историческом опыте  экологически  грамотного поведения  коренных народов своей  местности; —  о моделях  поведения в условиях  экологической опас­ ности: избегание  опасности,  приспособление к ней,  устранение её; —  о способах  ресурсосбережения Раздел №3 «Экологическая безопасность в природной среде» (8 ч): 15. Природа родного города.  Работа с атласом Липецкой  области. 16. Водоемы  Липецкой области. Работа с атласом Липецкой  области. 17. Состояние питьевых  источников в Липецкой  области. 18. Почвы Липецкой области.  Меры по восстановлению  почв. Личностные  2ч 26.11 2ч 3.12 2ч 10.12 2ч 17.12 результаты: —  выражать  отношение к случаям  экологического ванда­ лизма, расточительному  потребительскому  ресурсопользованию,  вредным привычкам; —  демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; Метапредметным и результатами  являются умения: —  объяснять  смысл экологического  мышления как обще­ научного метода  изучения взаимосвязей  живого с окружающей  средой; Предметными  результатами являются представления: —  о принципе  предосторожности; —  о способах  экологически  безопасного образа  жизни в местных  условиях; Содержание рабочей программы 1 курса «Экологическая грамотность»  Экономное потребление: учусь быть взрослым (10ч) Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, не расточительности,  рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии  Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность  природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической  ответственности, теологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия. Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из  дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях  сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и  безопасности жизни. Хартия Земли. Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого (14 ч) Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре  разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы  фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами. Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи  народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов,  фольклоре. Экологическая культура коренных Народов своего региона. Особенности  питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным  привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность  использования традиций прошлого в современном мире.  Экологическая безопасность в природной среде (8ч)Безопасность общения с природой  для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи,  змеи, состояние источников питьевой воды и др.). Природа в жизни человека. Роль  природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник  удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте,  чувственно­эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с  природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой.  Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов  пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры. № п/п Тема Раздел№1   «Экономное потребление: учусь быть взрослым» (10 ч): 1 Земля – наш общий дом.  Влияние космоса на Землю. Формы работы Беседа Задачи развитие познавательного интереса   учащихся, их творческой активности;   овладение навыками  поведения в  окружающей  природной среде и  простейшими  способами  самостоятельного  постижения 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Глобальные экологические  проблемы. Определение  географических координат  районов Земли с  экологическими проблемами. Места экологической  опасности в Липецком районе.  Работа с картой района  (условные знаки, определение  расстояний и пр.) Строение Земли. Работа с  пластилином. Хартия Земли. Общее  знакомство. Основные принципы Хартии  Земли. Раздел №2 «Экологическая грамотность » (14ч)  Ресурсосбережение. Виды  ресурсосбережения. Полезные ископаемые и их  рациональное использование. Движения Земной коры.  Техногенное выветривание  горных пород. Рациональное использование  водных ресурсов. Описание рек  и озер России. природных  закономерностей раскрытие  творческих  способностей,  воображения и  фантазии воспитать у ребят  любовь к  природе, воспитывать ответственность за  сохранность живой  природы воспитывать бережное отношение  к жизни, ценность  жизни воспитание понимания эстетической ценности природы; раскрытие  творческих  способностей,  воображения и  фантазии  воспитывать  ответственность за  сохранность живой  природы  воспитывать  бережное отношение  к жизни, ценность  жизни воспитание  трудолюбия, развитие умений работать с  текстом, рисунками,  природным  материалом научить любить  природу, правильно  её использовать научить наблюдать  учащихся за жизнью  природы Практическая  работа Работа с картами  Работа с  пластилином Беседа Видеофильм Работа с интернетом Практическая  работа  Игра Создание буклета 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Рациональное использование  биологических ресурсов. Докучаев  В.В. –  основоположник почвоведения.  Почвы и их рациональное  использование. раскрытие  творческих  способностей,  воображения и  фантазии углубление  теоретических знаний учащихся в области  экологии;  воспитывать  ответственность за  сохранность живой  природы Создание  листовки Беседа Викторина Деятельность человека для  сохранения качества  окружающей среды.   научить   учащихся пользоваться научной литературой; Экскурсия Раздел №3 «Экологическая безопасность в природной среде» (8 ч): Природа родного города.  Работа с атласом Липецкой  области. Водоемы  Липецкой области.  Работа с атласом Липецкой  области. Состояние питьевых  источников в Липецкой  области. Почвы Липецкой области.  Меры по восстановлению почв. развитие любознательности   и желания   получать знания об окружающем мире;   нравственное  развитие личности,  воспитание чувств  воспитывать  ответственность за  сохранность живой  природы  привлечь к  практической  деятельности и дать  навыки работы с  живыми организмами Работа с картой  липецкой области Работа с  литературой  Практическая  работа Создание  перечня  мероприятий по  сохранению почв. Планируемый уровень подготовки учащихся по окончанию курса. Учащиеся должны знать:.. Называть предмет изучения науки экологии .­Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность».  ­Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания  взаимосвязей живого с окружающей средой.  ­Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения  экологической опасности.  ­Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности  (природные и вызванные деятельностью человека). Учащиеся должны уметь:  ­В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности,  приспособление к ней, устранение её.  ­Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных  людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных  привычек.  ­Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только  материальных, но и духовных потребностей человека. ­Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия,  духовного самосовершенствования. ­Описывать личный опыт экологически грамотного  поведения.  ­Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение  кинофильмов).  Организационно ­ педагогические условия  1. Наглядные материалы  ­ «Экологические плакаты» проектор  фильмы  ­ Запрещающие знаки в лесу, на водоёме, и документальные фильмы  т.д.  ­ Презентации на экологическую тему  ­« Плакаты» ­ « Листовки»  ­« Буклеты»   Для организации курса требуется  помещение и оборудование для просмотра  кинофильмов книги  журналы  газеты  фильмотека(перечень фильмов,  приведённый в программе, является  примерным, он может изменяться или  дополняться), помещение для тренингов,  изобразительные инструменты и  материалы.!                              Рекомендуемая литература для учителя Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.­метод. пособие / Т. Я.  Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар,  2000. Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.; Московский городской психолого­педа­ гогический институт, 2000. Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при  чрезвычайных ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. ­ М.: ФАИР­ПРЕСС, 2000. Данилов­Данильян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов­Данильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001. Рекомендуемая литература для учащихся Дзятковская Е. Н. Учусь учиться:  / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и эколо­ гия, 2008. Рянжин С. В. Экологический букварь / С. В. Рянжин. — СПб.: Пит­Та, 1996. Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. — Ч.  Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф.  Церцек. — М.: Либирея­Бибинформ, 2007. Энциклопедия для детей / метод, ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г. Вильчек; отв.  ред. Е.Ананьева. — М.: Аванта+, 2003. — Т. 19. Экология. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М.П.Константинова ПРИНЯТО на заседании педагогического  совета МБОУ СОШ №2 Протокол №_____ от «___» ______2016г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №2 ________Прибыткова Г.А. Приказ №_______ от «___» _________2016г                                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного курса « Экологическое просвещение » к дополнительной общеразвивающей программе « Эколидер»                                 научно­познавательной  направленности               на 2016­ 2017 учебный год                                            Возраст детей: 13­14 лет                           Срок реализации программы: 42 часа АВТОР –   Богатырёва Жанна Юрьевна                                        педагог  дополнительного образования                                                                      Усмань ­ 2016г.  Пояснительная записка В  этом курсе экологии рассматриваются важнейшие проблемы человечества, связанные с  опросами экологии, построением новых принципов во взаимоотношении человека с  природой. Курс является новым для учащихся, в связи с этим рассматриваются  содержание, предмет и задачи экологии как науки, даются оценки влияния деятельности  человека на биосферу. Изучаемый материал опирается на примеры природных и  экологических факторов, сложившихся в России и мире. Задача курса заключается в том,  чтобы на основе научного обобщения многовекового опыта о взаимоотношениях живых  организмов с окружающей средой, охране природы и борьбе с экологическими проблемами  дать соответствующие знания. В данном учебном курсе рассматриваются закономерности  развития экологической науки, взаимоотношения живых организмов, среда их обитания,  раскрываются причины изменения природы, положительные и отрицательные стороны  деятельности человека, ее влияние на экологическую обстановку. Наряду с этим при  изучении некоторых тем определяются проблемы, пути решения эффективного  использования природных ресурсов. Они касаются экологических проблем, водных и  земельных ресурсов Калининградской области, охраняемых природных территорий.  Данный курс экологии рассматривает природные живые системы как единое целое. Создает условия для развития мыслительной деятельности, формирование мировоззрения,  расширяет кругозор учащихся, знакомит с разнообразием живых организмов и их  взаимоотношениями между собой и окружающей средой, воспитывает бережное отношение  к природе родного края. Формирование грамотной всесторонне развитой личности ученика. Цель и задачи курса Цель курса ­внедрение практических форм и методик преподавания естественнонаучных  дисциплин (биологии, географии и экологии) в средней школе, а также пропаганда  «натуралистического» подхода в экологическом образовании и воспитании детей. Задачи курса:  разработка содержания образования (обучения) детей на примере объектов, существующих  в естественных условиях; разработка и адаптация современных методов описания и исследования объектов природы  и естественных экосистем применительно к практике экологического образования; разработка непосредственных приемов (способов) активизации механизмов саморазвития и  самообразования детей посредством их вовлечения в практическую учебную и  исследовательскую деятельность; разработка организационных основ использования «натуралистических» методов обучения  в рамках учебных программ общеобразовательных школ. Условия реализации рабочей программы курса. Программа рассчитана на учащихся 7­8 классов общеобразовательных школ, а также иных объединений учащихся с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин объединений характерен весьма низкий уровень знаний о «реальной» природе. Занятия в рамках программы проводятся преподавателями, школьными  учителями –предметниками (биологи, географы, экологи) также могут вести такие занятия , или принимать участие в Календарно ­ тематическое планирование курса «Экологическое просвещение » на 2016­2017 учебный год. их проведении. Раздел 1. «Мой вклад в экологическое просвещение» ­ 22 ч Тема №1 «Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека» кол­ во часо в 2ч Дата  Корректиров ка дат 24.12 2ч 31.12 2ч 14.01 2ч 21.01 Личностные  результаты  предусматривают  умения: —  оценивать  значимость для  личности эколого­ культурного опыта для  осознанного выбора  экологически  безопасного образа  жизни; —   позиционировать себя в  роли учителя,  2ч 28.01 1 2. 3 4. Правила экологически грамотного поведения. Викторина. Открытый   просмотр кинофильма   «Дом   — свидание с планетой» (2009), Франция.   Режиссёры:   Люк Бессон, Ян Артюс­Бертран. Участие   в   конкурсе   по благоустройству территории ОУ  Создание презентаций на тему: «Экологическая грамотность» 5. Выпуск буклета «Наш дом – Земля» 6 7 8 9 10. Подготовка к выступлению в 8 классах  Уборка памятников . обелисков закреплённой территории  Участие в акции « С любовью к России мы делами добрыми едины» Участие в районной экологической конференции  Выступление в 7­9  классах на тему: «Экологическая грамотность» популяризатора  экологически  безопасного образа  жизни,  ресурсосберегающего  поведения; —  выражать отношение к случаям экологического ванда­ лизма и пр. Метапредметным и результатами  являются умения: 2ч 4.02 2ч 11.02 2ч 18.02 2ч 2ч 25.02 4.03 11. Итоговое повторение изученного курса. 2ч 11.03 —  представлять  информацию в кратком  виде, без искажения её  смысла; —  пересказывать  полученную  информацию своими  словами, публично  представлять её; —  различать  достоверные  объективные знания и  субъективные мнения о  них; —  называть  признаки ложной  информации, способы  проверки информации  на достоверность; —  выполнять  проект; Предметными  результатами являются представления: —  называть  источники информации,  из которых можно  узнать об экологических опасностях в своей  местности, формы  оповещения о ней; —  приводить  примеры экологически  сообразного образа  жизни и  нерасточительного  природопользования в  местных условиях. Раздел №2 «Природа в жизни человека»  ­20 ч 12. Опасные для человека  растения нашего края. Меры безопасного общения с  природой. 13. Опасные для человека  животные  нашего края.  Меры безопасного общения  с природой. 14. Сохранение и укрепление  15. психологического и  нравственного здоровья  человека в общении с  природой.  Звуки природы.  Благотворное влияние  определенных  звуков на  здоровье человека. 16. Красота природы в  литературных  произведениях и  изобразительном искусстве. 17. Природные ресурсы –  источник духовных  потребностей человека. 18. Основные природные  достопримечательности  нашего края.   2ч 2ч 2ч 2ч 2ч Личностные  результаты: —   демонстрировать  личную готовность к  непрагматическому  отношению к природе; к  самоограничению в  потреблении  материальных благ в  целях сохранения  экологического качества окружающей среды,  здоровья человека,  безопасности жизни. Метапредметным и результатами  являются умения: —  называть  признаки ложной  информации, способы  проверки информации  на достоверность; 18.03 25.03 1.04 8.04 15.04 2ч 22.04 2ч 29.04 6.05 13.05 20.05 27.05 19. Составление эколого  —  выполнять  6ч ­краеведческого  экскурсионного  маршрута.   проект; —  называть  правила работы в группе сотрудничества, уча­ ствовать в планировании её действий; Предметными  результатами являются представления: —  устанавливать  причинно­следственные  связи между  ограниченностью  природных ресурсов на  планете и потреб­ ностями  расточительного  потребительства; —  называть  источники информации,  из которых можно  узнать об экологических опасностях в своей  местности, формы  оповещения о ней;                                                     Содержание   Раздел №1«Мой вклад в экологическое просвещение» ­ 22 ч Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы  просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.).  Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской,  природной среде.   В нём реализуются индивидуальные просветительские проекты,  направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого­ направленной информации для формирования потребности соблюдать правила  экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде. Правила экологи¬чески грамотного поведения. Викторина. Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с пла¬нетой» (2009), Франция.  Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс­Бертран. Участие в конкурсе по благоустройству территории ОУ  Создание презентаций на тему: «Экологическая грамотность» Выпуск буклета «Наш дом – Земля» Подготовка к выступлению в 8 классах  Уборка памятников . обелисков закреплённой территории  Участие в акции « С любовью к России мы делами добрыми едины» Участие в районной экологической конференции Выступление в 7­9  классах на тему: «Экологическая грамотность» Итоговое повторение изученного курса. Раздел №2 «Природа в жизни человека»  ­ 20 ч Опасные для человека растения нашего края. Меры безопасного общения с природой. Опасные для человека животные  нашего края. Меры безопасного общения с природой. Сохранение и укрепление психоло¬гического и нравственного здоровья человека в  общении с природой.  Звуки природы. Благотворное влияние определенных  звуков на здоровье человека. Красота природы в литературных произведениях и изобразительном искусстве. Природные ресурсы – источник духовных потребностей человека. Основные природные достопримечательности нашего края.   Составление эколого ­краеведческого экскурсионного  маршрута.   № п/п 1 Тема Правила экологически грамотного поведения. Викторина. 2. 3 4. 5.   Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой»   (2009),   Франция. Режиссёры:   Люк   Бессон,   Ян Артюс­Бертран. Участие   в   конкурсе   по благоустройству территории ОУ  Создание презентаций на тему: «Экологическая грамотность» Выпуск буклета «Наш дом – Земля» Задачи развитие познавательного интереса   учащихся, их творческой активности;   овладение навыками  поведения в  окружающей  природной среде и  простейшими  способами  самостоятельного  постижения  природных  закономерностей раскрытие  творческих  способностей,  воображения и  фантазии воспитать у ребят  любовь к  природе, воспитывать ответственность за  сохранность живой  природы воспитывать бережное отношение  к жизни, ценность  жизни воспитание понимания эстетической Формы работы Викторина просмотр  кинофильма Конкурс Презентация выпуск буклета 6 7 8 9 Подготовка к выступлению в 8 классах  Уборка памятников . обелисков закреплённой территории  Участие в акции « С любовью к России мы делами добрыми едины» Участие в районной экологической конференции  10. Выступление в 7­9  классах на тему: «Экологическая грамотность» Итоговое повторение изученного курса. Раздел №2 «Природа в жизни человека»  ­22 ч Опасные для человека растения  нашего края. Меры безопасного  общения с природой. Опасные для человека животные  нашего края. Меры безопасного  общения с природой. ценности природы; раскрытие  творческих  способностей,  воображения и  фантазии  воспитывать  ответственность за  сохранность живой  природы  воспитывать  бережное отношение  к жизни, ценность  жизни воспитание  трудолюбия, развитие умений работать с  текстом, рисунками,  природным  материалом научить любить  природу, правильно  её использовать научить наблюдать  учащихся за жизнью  природы углубление  теоретических знаний учащихся в области  экологии;  воспитывать  ответственность за  сохранность живой  природы Доклад Трудовые дела Акция Выступление Выступление Викторина Создание листовки Работа с красной  книгой  11. 12. 13. 14. 15. Сохранение и укрепление  психологического и  нравственного здоровья человека в общении с природой.  Звуки природы. Благотворное  влияние определенных  звуков на здоровье человека.   научить   учащихся пользоваться научной литературой; Тренинг Аудиозапись  воспитывать  ответственность за  сохранность живой  природы 16. 17. 18. 19. Красота природы в литературных произведениях и  изобразительном искусстве.   научить   учащихся пользоваться научной литературой; Работа в библиотеке Природные ресурсы – источник  духовных потребностей  человека. Основные природные  достопримечательности нашего  края.   Составление эколого  ­краеведческого экскурсионного  маршрута.   нравственное  развитие личности,  воспитание чувств  воспитывать  ответственность за  сохранность живой  природы  привлечь к  практической  деятельности и дать  навыки работы с  живыми организмами Беседа Презентация Создание маршрута Планируемый уровень подготовки по окончании учебного курса . Учащиеся должны знать:..          —  оценивать значимость для личности эколого­культурного опыта для осознанного   выбора экологически безопасного образа жизни;          —  позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного  образа жизни, ресурсосберегающего поведения;         —  выражать отношение к случаям экологического вандализма и пр умения: Учащиеся должны уметь: —  представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла; —  пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять  её; —  различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них; —  называть признаки ложной информации, способы проверки информации на  достоверность; Организационно ­ педагогические условия  1. Наглядные материалы  ­ «Экологические плакаты» проектор  фильмы  ­ Запрещающие знаки в лесу, на водоёме, и документальные фильмы  т.д.  ­ Презентации на экологическую тему  ­« Плакаты» ­ « Листовки»  ­« Буклеты»   книги  журналы  газеты Для педагога с. Литература  1. Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2008.­203  2. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические  проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002, ­ 112  с. 3. Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города:  Школьный практикум.­ М.: ВЛАДОС, 2001.­112с 4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ,2006.­64с.  Для учащихся: 1. Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной  экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2003 г. 2. Глушко О.В. Лесоведение и экология. Программа по экологическому образованию.  3. Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 1997 г. 4. Летние школьные практики по ботанике. Методическое пособие. – М.: МЦМНО,  5. Материалы Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. –  – М.: ИСАР, 1998 г. 1998 г. М.: ЦСЮК, 2001 г.

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"

Рабочая программа " Эколидер"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017
Посмотрите также: