Программа кружка «Моя малая Родина» предназначена для ознакомления учащихся начальной школы с природой, историей Поволжского края, казачьим бытом. За основу взята Программа по краеведению «Моя малая Родина» МБОУ «СОШ №43 г. Саратова». Программа кружка рассчитана на 2 года изучения и составляет 68 часов. Возраст учащихся – 2-3 класс или 3-4 класс. Темы занятий распределены по блокам, что позволяет вариативность в применении различных типов уроков в зависимости от специфики краеведческого материала. В программе отсутствуют специальные уроки для контроля знаний, так как в процессе любого занятия предусматривается практическая деятельность учащихся, что позволяет контролировать и оценивать результативность обучения. В каждом блоке предусмотрены два резервных часа, которые могут использоваться как повторительно-обобщающие занятия и зачет.
Рассмотрена
На педагогическом совете
МБОУ «СОШ №4 г. Красноармейска»
Протокол №______
от «__»________2017 г.
Утверждено
Директор МБОУ «СОШ № 4
г. Красноармейска»
____________ Л.В.Чуева
Приказ №___ от «__»________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Мой родной край»
Направление: «духовнонравственное»
срок реализации: 2 года.
Составитель:
Шамсетдинова Александра Витальевна
учитель начальных классов
Красноармейск2017 год
Программа кружка «Моя малая Родина» предназначена для ознакомления учащихся
начальной школы с природой, историей Поволжского края, казачьим бытом. За основу
взята Программа по краеведению «Моя малая Родина» МБОУ «СОШ №43 г. Саратова».
Программа кружка рассчитана на 2 года изучения и составляет 68 часов. Возраст учащихся
– 23 класс или 34 класс. Темы занятий распределены по блокам, что позволяет
вариативность в применении различных типов уроков в зависимости от специфики
краеведческого материала. В программе отсутствуют специальные уроки для контроля
знаний, так как в процессе любого занятия предусматривается практическая деятельность
учащихся, что позволяет контролировать и оценивать результативность обучения. В
каждом блоке предусмотрены два резервных часа, которые могут использоваться как
повторительнообобщающие занятия и зачет.
Цели курса «Моя малая родина»:
воспитание любви и уважения к родному краю, его истории и культуре;
воспитание межэтнической и межконфессиональной толерантности;
формирование представлений о культуре казаков, об историческом, этническом,
природном и хозяйственном своеобразии поволжского края;
развитие практических знаний и умений для ориентации в природных и социальных
условиях современной жизни;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса являются:
Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее
природы;
Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в
желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и
целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
России;
Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и
принятия базовых общечеловеческих ценностей;
Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя
освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных
норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
Установка на безопасный ЗОЖ, умение оказывать доврачебную помощь себе и
окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому
труду.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных
действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему совместно с учителем
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной
задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в
предложенных учителем словарях и энциклопедиях, других источниках информации.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами являются:
Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
Сформированность целостного, социально – ориентированного взгляда на
окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур,
религий;
Овладение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения
дальнейшего образования в области естественно – научных и социально – гуманитарных
дисциплин;
Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира,
выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и
характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых
национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
Владение навыками устанавливать и выявлять причинноследственные связи в
окружающем мире природы и социума;
Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами
нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего
поведения в природной и социальной среде;
Содержание
Содержание курса формирует у младших школьников знания о богатстве и разнообразии
природы родного края, понятие о рельефе, природных явлениях, животном и растительном
мире родного края. Учащиеся получают исторические сведения о народах, населявших
территорию края, героических событиях, происходивших на волжской земле, подвигах
своих земляков, в том числе изучается своеобразие истории и быта казачества, обычаи и
традиции Волги.
Блок 1. «С чего начинается Родина?» 10 часов.
1.Моя Родина – Россия
Наша страна на карте. Границы России.
Государственная символика, столица.
Название нашей страны в прошлом. Древние города России.
2.Поволжский край – мой край.
Саратовская область – святыня волжская. Границы Саратовской области, символика.
Города и поселки Волги – история возникновения.
Экономика Саратовской области. Вклад в экономику страны.
3. Моя малая Родина – Красноармейск.
Красноармейск на карте Саратовской области. Символика.
Экономика района – вклад в экономику области. Люди труда.
Достопримечательности района.
Блок 2. «Волжская природа» 15 часов
1.Климатические условия
Времена года. Природные зоны.
Наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности для практической
деятельности.
Влияние природных условий на характер и род занятий населения Волги.
Возможные стихийные бедствия. Поведение при стихийных бедствиях.
2.Флора и фауна Поволжья.
Растительный мир.
Животный мир.Красная книга Саратовской области.Заповедные места.
3.Географические особенности рельефа Саратовской области.
Рельеф. Водоемы. Возвышенности.
План местности. Ориентирование по солнцу и местным признакам.
Полезные ископаемые нашего края, их охрана.
Почвы и их плодородие.
4. Особенности флоры и фауны Красноармейского района.
5. Памятники природы нашего района.
Блок 3. «Народы, заселявшие наш край» 9 часов.
1. Как у нас было на Волге.
По следам древних поселений на Волге. Археологические памятники Саратовской области.
По следам Золотой Орды.
2.Возникновение казачества.
Возникновение казачества в Поволжье.
Появление первых казачьих поселений и городков.
Казаки – служилые люди.
Казачья вольница – от Разина до Пугачева.
Блок 4. «История казачьего края» 17 часов.
1.Казачье жительство.
Как жили казаки. Тип казачьего жилища: землянка, курень, холобуда.
Внутреннее убранство жилища.
Приусадебный участок, хозяйство казака.
Духовная жизнь казаков: традиции и обычаи.
Казачьи храмы. Церковные традиции.
Молитвы, которые должен знать каждый казак.
2.Казак рождался воином.
Воспитание мальчика и девочки в казачьих семьях.
Казачья служба.
Проводы и встреча казака со службы.
Военное искусство казаков.
3.Занятия казаков.
Казак – земледелец.
Казак –рыболов и охотник.
Казак – виноградарь.
Казачьи ремесла.
Животноводство и коневодство.
Блок 5. «Быт и культура поволжского казачества» 17 часов.
1.Бабушкин сундук
Традиционный тип мужской одежды.
Женский народный костюм.
Украшения казачек.
Народная одежда жителей Волги конца XIX начала XX века.
2.Народный театр на Волге.Казачьи песни и танцы.
3.Обряды и праздники на Волге.
Проводы зимы.
Коляда новогодняя.
Пасха, Троица, Покров.
4.Старинная казачья кухня.
Казачья трапеза: пища и утварь.
Традиционные рецепты.
Казачьи пироги.
Десерты и напитки.
5. Духовная жизнь.
Обряды свадебный, поминальный, крестины.
Тематическое планирование
1й год изучения
Тема(блок)
№
п/п
1 блок С чего начинается Родина?
13
46
79
10
Моя Родина Россия
Поволжский край – мой край
Моя малая Родина – Красноармейск
Резерв
2 блок
1114
1517
1821
22
23
2425
3 блок
2628
2932
3334
«Волжская природа»
Климатические условия
Флора и фауна Поволжья
Географические особенности рельефа Саратовской
области
Особенности флоры и фауны Красноармейского района.
Памятники природы нашего района.
Резерв
«Народы, заселявшие наш край»
Как у нас было на Волге.
Возникновение казачества.
Обобщение, повторение.
Тематическое планирование
2й год изучения
Количество часов
10
3
3
3
1
15
4
3
4
1
1
2
9
3
4
2
№
п/п
Тема(блок)
Количество часов4 блок
16
710
1115
1617
5 блок
1821
2223
2426
2730
3132
3234
«История казачьего края»
Казачье жительство.
Казак рождался воином.
Занятия казаков.
Резерв
«Быт и культура поволжского казачества»
Бабушкин сундук
Народный театр на Волге.
Обряды и праздники на Волге.
Старинная казачья кухня.
Духовная жизнь.
Обобщение, повторение
1 7
6
4
5
2
17
4
2
3
4
2
2