Программа кружка «Моя малая Родина» предназначена для ознакомления учащихся начальной школы с природой, историей Поволжского края, казачьим бытом. За основу взята Программа по краеведению «Моя малая Родина» МБОУ «СОШ №43 г. Саратова». Программа кружка рассчитана на 2 года изучения и составляет 68 часов. Возраст учащихся – 2-3 класс или 3-4 класс. Темы занятий распределены по блокам, что позволяет вариативность в применении различных типов уроков в зависимости от специфики краеведческого материала. В программе отсутствуют специальные уроки для контроля знаний, так как в процессе любого занятия предусматривается практическая деятельность учащихся, что позволяет контролировать и оценивать результативность обучения. В каждом блоке предусмотрены два резервных часа, которые могут использоваться как повторительно-обобщающие занятия и зачет.
Рабочая программа кружка Моя малая родина.docx
Рассмотрена
На педагогическом совете
МБОУ «СОШ №4 г. Красноармейска»
Протокол №______
от «__»________2017 г.
Утверждено
Директор МБОУ «СОШ № 4
г. Красноармейска»
____________ Л.В.Чуева
Приказ №___ от «__»________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Мой родной край»
Направление: «духовнонравственное»
срок реализации: 2 года.
Составитель:
Шамсетдинова Александра Витальевна
учитель начальных классов
Красноармейск 2017 год
Программа кружка «Моя малая Родина» предназначена для ознакомления учащихся
начальной школы с природой, историей Поволжского края, казачьим бытом. За основу
взята Программа по краеведению «Моя малая Родина» МБОУ «СОШ №43 г. Саратова».
Программа кружка рассчитана на 2 года изучения и составляет 68 часов. Возраст учащихся
– 23 класс или 34 класс. Темы занятий распределены по блокам, что позволяет
вариативность в применении различных типов уроков в зависимости от специфики
краеведческого материала. В программе отсутствуют специальные уроки для контроля
знаний, так как в процессе любого занятия предусматривается практическая деятельность
учащихся, что позволяет контролировать и оценивать результативность обучения. В
каждом блоке предусмотрены два резервных часа, которые могут использоваться как
повторительнообобщающие занятия и зачет.
Цели курса «Моя малая родина»:
воспитание любви и уважения к родному краю, его истории и культуре;
воспитание межэтнической и межконфессиональной толерантности;
формирование представлений о культуре казаков, об историческом, этническом,
природном и хозяйственном своеобразии поволжского края;
развитие практических знаний и умений для ориентации в природных и социальных
условиях современной жизни;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса являются:
Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее
природы;
Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в
желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и
целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
России;
Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и
принятия базовых общечеловеческих ценностей;
Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя
освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных
норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
Установка на безопасный ЗОЖ, умение оказывать доврачебную помощь себе и
окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому
труду.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных
действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему совместно с учителем
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной
задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в
предложенных учителем словарях и энциклопедиях, других источниках информации.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами являются:
Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
Сформированность целостного, социально – ориентированного взгляда на
окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур,
религий;
Овладение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения
дальнейшего образования в области естественно – научных и социально – гуманитарных
дисциплин;
Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира,
выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и
характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых
национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
Владение навыками устанавливать и выявлять причинноследственные связи в
окружающем мире природы и социума;
Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами
нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего
поведения в природной и социальной среде;
Содержание
Содержание курса формирует у младших школьников знания о богатстве и разнообразии
природы родного края, понятие о рельефе, природных явлениях, животном и растительном
мире родного края. Учащиеся получают исторические сведения о народах, населявших
территорию края, героических событиях, происходивших на волжской земле, подвигах
своих земляков, в том числе изучается своеобразие истории и быта казачества, обычаи и
традиции Волги.
Блок 1. «С чего начинается Родина?» 10 часов.
1.Моя Родина – Россия
Наша страна на карте. Границы России.
Государственная символика, столица.
Название нашей страны в прошлом. Древние города России.
2.Поволжский край – мой край.
Саратовская область – святыня волжская. Границы Саратовской области, символика.
Города и поселки Волги – история возникновения.
Экономика Саратовской области. Вклад в экономику страны.
3. Моя малая Родина – Красноармейск.
Красноармейск на карте Саратовской области. Символика.
Экономика района – вклад в экономику области. Люди труда.
Достопримечательности района.
Блок 2. «Волжская природа» 15 часов
1.Климатические условия
Времена года. Природные зоны.
Наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности для практической
деятельности.
Влияние природных условий на характер и род занятий населения Волги.
Возможные стихийные бедствия. Поведение при стихийных бедствиях.
2.Флора и фауна Поволжья.
Растительный мир.
Животный мир. Красная книга Саратовской области.Заповедные места.
3.Географические особенности рельефа Саратовской области.
Рельеф. Водоемы. Возвышенности.
План местности. Ориентирование по солнцу и местным признакам.
Полезные ископаемые нашего края, их охрана.
Почвы и их плодородие.
4. Особенности флоры и фауны Красноармейского района.
5. Памятники природы нашего района.
Блок 3. «Народы, заселявшие наш край» 9 часов.
1. Как у нас было на Волге.
По следам древних поселений на Волге. Археологические памятники Саратовской области.
По следам Золотой Орды.
2.Возникновение казачества.
Возникновение казачества в Поволжье.
Появление первых казачьих поселений и городков.
Казаки – служилые люди.
Казачья вольница – от Разина до Пугачева.
Блок 4. «История казачьего края» 17 часов.
1.Казачье жительство.
Как жили казаки. Тип казачьего жилища: землянка, курень, холобуда.
Внутреннее убранство жилища.
Приусадебный участок, хозяйство казака.
Духовная жизнь казаков: традиции и обычаи.
Казачьи храмы. Церковные традиции.
Молитвы, которые должен знать каждый казак.
2.Казак рождался воином.
Воспитание мальчика и девочки в казачьих семьях.
Казачья служба.
Проводы и встреча казака со службы.
Военное искусство казаков.
3.Занятия казаков.
Казак – земледелец.
Казак –рыболов и охотник.
Казак – виноградарь.
Казачьи ремесла.
Животноводство и коневодство.
Блок 5. «Быт и культура поволжского казачества» 17 часов.
1.Бабушкин сундук
Традиционный тип мужской одежды.
Женский народный костюм.
Украшения казачек.
Народная одежда жителей Волги конца XIX начала XX века.
2.Народный театр на Волге. Казачьи песни и танцы.
3.Обряды и праздники на Волге.
Проводы зимы.
Коляда новогодняя.
Пасха, Троица, Покров.
4.Старинная казачья кухня.
Казачья трапеза: пища и утварь.
Традиционные рецепты.
Казачьи пироги.
Десерты и напитки.
5. Духовная жизнь.
Обряды свадебный, поминальный, крестины.
Тематическое планирование
1й год изучения
Тема(блок)
№
п/п
1 блок С чего начинается Родина?
13
46
79
10
Моя Родина Россия
Поволжский край – мой край
Моя малая Родина – Красноармейск
Резерв
2 блок
1114
1517
1821
22
23
2425
3 блок
2628
2932
3334
«Волжская природа»
Климатические условия
Флора и фауна Поволжья
Географические особенности рельефа Саратовской
области
Особенности флоры и фауны Красноармейского района.
Памятники природы нашего района.
Резерв
«Народы, заселявшие наш край»
Как у нас было на Волге.
Возникновение казачества.
Обобщение, повторение.
Тематическое планирование
2й год изучения
Количество часов
10
3
3
3
1
15
4
3
4
1
1
2
9
3
4
2
№
п/п
Тема(блок)
Количество часов 4 блок
16
710
1115
1617
5 блок
1821
2223
2426
2730
3132
3234
«История казачьего края»
Казачье жительство.
Казак рождался воином.
Занятия казаков.
Резерв
«Быт и культура поволжского казачества»
Бабушкин сундук
Народный театр на Волге.
Обряды и праздники на Волге.
Старинная казачья кухня.
Духовная жизнь.
Обобщение, повторение
1 7
6
4
5
2
17
4
2
3
4
2
2
Рабочая программа " Мой родной край"
Рабочая программа " Мой родной край"
Рабочая программа " Мой родной край"
Рабочая программа " Мой родной край"
Рабочая программа " Мой родной край"
Рабочая программа " Мой родной край"
Рабочая программа " Мой родной край"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.