Рабочая программа Анатомия и физиология человека
Оценка 4.9

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
биология
Взрослым
14.03.2019
Рабочая программа Анатомия и физиология человека
1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело». 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Анатомия и физиология человека» входит в состав раздела «Общепрофессиональные дисциплины» профессионального цикла.
Рабочая программа Анатомия и физиология человека.doc
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по научно­методической работе _______________М.А. Жаров «______»________________20____г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по учебной работе _______________ Е.А. Дмитриева «______»________________20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Специальность 34.02.01 Сестринское дело (базовая  подготовка) основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена Квалификация: Медицинская сестра / Медицинский брат Форма обучения: очная Нормативный срок обучения – 2 года и 10 мес. на базе среднего общего образования г. Череповец 2018 год Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного   стандарта   среднего   профессионального   образования   по   специальности 34.02.01 Сестринское  дело. Организация­разработчик: БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» Разработчик: Карымова О.В., преподаватель высшей категории Рассмотрено на заседании ЦМК  Общепрофессиональных дисциплин Протокол №___от «____»____20___г. Председатель ________Э.Р. Ганичева 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ. стр. 4 ­ 6 7 ­ 35 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 36 ­ 37 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 38 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» 1.1. Область применения программы Рабочая   программа   учебной   дисциплины   «Анатомия   и   физиология человека»   является   частью   основной   профессиональной   образовательной программы   в   соответствии   с   ФГОС   по   специальности   СПО   34.02.01 «Сестринское дело». 1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы: Дисциплина   «Анатомия   и   физиология   человека»   входит   в   состав раздела «Общепрофессиональные дисциплины» профессионального цикла. 1.3. Цели и задачи дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  применять знания о строении и функциях органов и систем организма  человека при оказании сестринской помощи; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  строение человеческого тела и функциональные системы человека, их  регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой. Медицинская сестра (медицинский брат) (базовой подготовки) должна обладать профессиональными компетенциями, соответствующие видам деятельности: ПК   1.1.   Проводить   мероприятия   по   сохранению   и   укреплению   здоровья населения, пациента и его окружения. 4 ПК 1.2. Проводить санитарно­гигиеническое воспитание населения. ПК   1.3.   Участвовать   в   проведении   профилактики   инфекционных   и неинфекционных заболеваний. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК   2.2.   Осуществлять   лечебно­диагностические   вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК   2.5.   Соблюдать   правила   использования   аппаратуры,   оборудования   и изделий медицинского назначения в ходе лечебно­диагностического процесса. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия. ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь. ПК   3.1.   Оказывать   доврачебную   помощь   при   неотложных   состояниях   и травмах. ПК   3.2.   Участвовать   в   оказании   медицинской   помощи   при   чрезвычайных ситуациях. ПК   3.3.   Взаимодействовать   с   членами   профессиональной   бригады   и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. Медицинская сестра (медицинский брат) (базовой подготовки) должна обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК   1.   Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 5 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы   выполнения   профессиональных   задач,   оценивать   их   выполнение   и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного   осознанно   планировать   и развития,   заниматься   самообразованием, осуществлять повышение квалификации. ОК   11.   Быть   готовым   брать   на   себя   нравственные   обязательства   по отношению к природе, обществу и человеку. 1.4.  Рекомендуемое   количество  часов  на  освоение   программы  учебной дисциплины по специальности СПО: 34.02.01  «Сестринское дело»: максимальной учебной нагрузки обучающегося   270   час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  180  часов; самостоятельной работы обучающегося   90   часов 6 7 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Объем часов Сестринское дело 270 60 90 Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: ­ практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:  написание доклада, реферата по конкретной теме;  домашняя работа (работа с учебником, учебно­методическим пособием,   рабочей   тетрадью,   составление   таблиц,   схем, диаграмм   логико­дидактических   структур   по   теме   занятия, составление   алгоритмов   действий   по   теме   или   разделу дисциплины,   решение   ситуационных   задач,   решение   или составление   кроссвордов,   подготовка   к   практическим занятиям и др.);  создание   презентации   по   конкретной   теме   по   заданию преподавателя,  поиск   информации   в   периодической   печати,   работа   в   сети Internet;  учебно­исследовательская работа Промежуточная аттестация в форме экзамена 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Анатомия и физиология  человека» Наименование  разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся  Анатомия   и Раздел   1 физиология как науки. Тема 1.1. Человек как предмет изучения   и Основные физиологии. анатомические понятия, анатомическая номенклатура.   анатомии       Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Определение анатомии, физиологии; предмет изучения этих дисциплин,  связь с другими науками  Методы изучения организма человека   Взаимосвязь организма человека с внешней средой, классификация  потребностей человека  Анатомическая номенклатура. Основные физиологические термины  Части тела человека,  отделы, полости, оси, плоскости тела человека, условные линии Морфологические типы конституции. Объем часов Уровень усвоения 2 2 ч. 1 Раздел  2  Отдельные   вопросы цитологии и гистологии 10 ч. 9 Тема 2.1. Эпителиальная  ткань, расположение,   классификация, особенности строения, функции. Тема 2.2. Соединительная ткань, расположение,   классификация, особенности строения, функции. Тема   2.3.   Мышечная   ткань, расположение,   классификация, особенности строения, функции. Тема   2.4   Нервная   ткань, расположение,   классификация, Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 2 ч. 1  Ткань – определение. Классификация тканей (эпителий,  соединительная, мышечная, нервная) Функциональные различия тканей, особенности регенерации тканей  Эпителиальная ткань: классификация, функции, строение и  месторасположение видов  в организме Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Зарисовка видов эпителия  Выполнение схем классификации эпителиальной ткани. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: Соединительная   ткань: месторасположение видов.   классификация,   строение,   функции   и Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Зарисовка видов соединительной ткани.  Выполнение схем классификации соединительной тканей  Составление таблицы  «Сравнительная характеристика видов эпителия и соединительной  тканей» Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Мышечная ткань: свойства, функции  Виды мышечной ткани, месторасположение, строение, функциональные особенности. 10 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 1 2 1 особенности строения, функции. Раздел 3 Процесс движения. Тема   3.1.   Общие   вопросы анатомии   и   физиологии аппарата   движения.   Скелет туловища,   соединения   костей туловища. 2 ч. 2 ч. 4 ч. 40 ч. 2 ч. 2 2 2 1 Практические занятия: Практические занятия:  Определение разновидностей эпителиальной и соединительной тканей  на макро­ и микропрепаратах.  Определение разновидностей мышечной ткани  на макро­ и  микропрепаратах. Семинарское занятие: Семинарское занятие: «Основные вопросы гистологии». Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Составление словаря терминов Составление   таблицы     «Сравнительная   характеристика   видов   мышечной ткани». Зарисовка   нервной   клетки,   нейрофибриллярный   аппарат   и   базофильное вещество нервной клетки, строение миелинового нервного волокна. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Опорно­двигательный аппарат, определение, части (активная,  пассивная), их функции   Скелет: понятие, функции, отделы, кости их  составляющие   Кость как орган; химический состав, возрастные изменения, виды  костей, строение, рост кости  Классификация костей, виды костей по форме. Понятие о соединении  костей  Скелет туловища, структуры, его составляющие.  Позвоночный столб, отделы, количество и строение позвонков.  Позвоночный столб в целом  11 Тема   3.2.   Скелет   верхней конечности,   соединения   костей верхней конечности.  Грудная   клетка,   строение.   Виды   ребер.  Грудная   клетка   как   целое. Грудная полость. Функции. Практические занятия: Практические занятия: Изучение опорно­двигательного аппарата и препаратов костей туловища. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Зарисовка строения позвонка  Выполнение  схем «Виды ребер», «Изгибы позвоночного столба»  Составление таблицы  «Сравнительная характеристика позвонков». Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Скелет верхней конечности, отделы  Скелет плечевого пояса, кости, его образующие, строение лопатки и  ключицы  Скелет свободной верхней конечности, отделы и кости, их образующие, строение костей Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Составление таблицы  «Строение эпифизов длинных трубчатых костей  верхних конечностей. Тема   3.3.  Скелет   нижней конечности,   соединения   костей нижней конечности. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Скелет нижней конечности, отделы, кости их образующие  Скелет свободной нижней конечности, кости его образующие, их  строение. Стопа как целое. Практические занятия: Практические занятия: 12 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 2 1 2 1 Тема 3.4. Таз в целом. Отделы, стенки большого и малого таза. Размеры женского таза. Половые отличия в строении таза. Изучение   препаратов   костей   верхних   конечностей:   плечевого   пояса   и свободного отдела. Изучение препаратов костей свободного отдела нижних конечностей.  Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Составление таблиц  «Строение эпифизов длинных трубчатых костей  нижних конечностей».  Схематическое изображение мест переломов конечностей Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Тазовая кость, строение. Таз как целое. Функции и строение большого и малого таза.  Половые различия таза. Размеры женского таза: дистанции, конъюгаты. Практические занятия: Практические занятия: Изучение препаратов костей тазового пояса. Таз как целое. Функции и  строение большого и малого таза. Половые различия таза. Размеры женского  таза: дистанции, конъюгаты. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов. Тема 3.5. Скелет головы – череп. Кости   лицевого   и   мозгового отдела   черепа.   Соединения костей черепа. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: Мозговой и лицевой отделы черепа, функции, кости их образующие Особенности строения костей мозгового и лицевого черепа. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Составление словаря терминов 13 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 2 1 2 2 1 2 Тема   3.6.   Череп   в   целом. Мозговой   и   лицевой   отделы (свод     наружное, внутреннее   основание   черепа). Особенности черепа новорожденного. черепа;     Тема   3.7.   Мышца   как   орган, строение, вспомогательный аппарат   мышц,   классификация мышц. Области  головы,  мышцы и фасции головы. Составление таблицы «Характеристика строения костей мозгового черепа» Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Череп как целое: свод, внутреннее и наружное основание, кости их  образующие, структуры костей  Черепные ямки, глазницы, полость носа, полость рта: строение,  функции  Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия  родничков. Практические занятия: Практические занятия: Изучение препаратов костей мозгового черепа; внутреннего и наружного  основания, свода черепа, сагиттального распила черепа. Изучение препаратов костей  лицевого отдела черепа, стенок полости носа,  полости рта, стенок глазниц. Череп в целом. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Составление таблицы «Характеристика строения костей лицевого  черепа». Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Расположение, значение скелетных мышц. Мышечные группы  Мышца как орган, строение, виды мышц, свойства мышц. Режимы и  виды сокращения   Работа мышц, образование АТФ и тепла в мышцах, утомление, отдых,  физ. тренировка мышц 14 2 ч. 1 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 2 1  Мимические и жевательные мышцы: расположение, принципы начала и  прикрепления  Группы мышц шеи: поверхностная, срединная, глубокая, расположение, прикрепление, функции. Фасции головы и шеи. Топографические  образования головы и шеи. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Составление таблицы «Мышцы головы» Тема 3.8. Области шеи, мышцы и фасции шеи, топография шеи. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Группы мышц шеи: поверхностная, срединная, глубокая, расположение, прикрепление, функции. Фасции головы и шеи. Топографические  образования головы и шеи. Практические занятия: Практические занятия: Изучение мышц головы. Изучение мышц шеи.  Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Составление таблицы «Мышцы шеи» Тема 3.9. Области груди, спины, живота.   Мышцы   и   фасции туловища,   топография   груди, спины, живота. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Мышцы спины: классификация, расположение, принципы начала и  прикрепления, функции   Мышцы груди: классификация, расположение, принципы начала и  прикрепления, функции   Мышцы живота: классификация, расположение, принципы начала и  прикрепления, функции  15 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 2 1 2 2 1  Расположение   и   строение   диафрагмы:   части,   сухожильный   центр, отверстия, функции диафрагмы. Практические занятия: Практические занятия:  Изучение поверхностных и глубоких мышц спины и груди:  расположение, начало, прикрепление, функции;  расположения,  строения и функций диафрагмы   Изучение   мышц,   образующих   стенки   живота:   расположение,   начало, прикрепление, функции. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Составление   таблиц   «Мышцы   груди»,   «Мышцы   спины»,   «Мышцы Тема   3.10.   Области   верхней конечности.   Мышцы   и   фасции верхней конечности, топография верхней конечности. живота» Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: и свободного отдела  Классификация и значение мышц верхней конечности: плечевого пояса   Мышцы плечевого пояса,  плеча, предплечья, кисти: принцип начала и  прикрепления, функции. Практические занятия: Практические занятия: Изучение:  групп мышц верхних конечностей, пояса и свободного отдела,  функциональных групп  мышц. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Составление схемы «Топографические образования конечностей»  Составление таблиц «Мышцы верхней конечности». 16 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 2 1 2 2 Тема   3.11.   Области   нижней конечности.   Мышцы   и   фасции нижней конечности, топография нижней конечности.   4. Раздел физиологические саморегуляции организма.   Анатомо­ аспекты   Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Классификация и значение мышц нижней конечности: мышцы тазового  пояса и свободного отдела  Мышцы таза, бедра, голени, стопы: принципы начала и прикрепления,  функции.  Топографические   образования   верхней   конечности   конечности.   и   нижней Практические занятия: Практические занятия: Изучение    групп   мышц   нижних   конечностей,   пояса   и   свободного   отдела, функциональных групп мышц. Семинарское занятие: Семинарское занятие: «Мышечная   система   человека»   (Мышцы   верхней   и   нижней   конечности, основные топографические образования). Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Составление схемы «Топографические образования конечностей»  Составление таблиц «Мышцы нижней конечности». 17  2 ч. 1 2 2 2  2 ч. 2 ч. 2 ч. 34 ч. Тема   4.1   Основные   принципы строения   нервной   системы, отделы нервной системы. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Основные принципы строения нервной системы,   Отделы нервной системы. Тема   4.2   Центральная   нервная система.   Спинной   мозг. Оболочки спинного мозга. Тема 4.3 Головной мозг. Отделы головного мозга. Продолговатый мозг, мост, средний мозг. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Составление словаря терминов. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Спинной мозг ­ расположение, внешнее строение, полость, отделы,  микроструктура. Оболочки  Сегмент­понятие, виды, латинские обозначения  Проводниковая функция спинного мозга, проводящие пути  Рефлекторная функция спинного мозга, рефлексы спинного мозга    Нервные центры спинного мозга Практическое занятие: Практическое занятие: Изучение расположения спинного мозга, его оболочек Изучение внешнего и внутреннего строения спинного мозга, его функций. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Выполнение таблицы «Проводящие пути спинного мозга»  Составление конспекта «Оболочки спинного мозга». Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Головной мозг­расположение, отделы. Ствол мозга: отделы,  структуры, их составляющие   Продолговатый мозг ­ расположение, строение, полость, центры,  функции 18 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 2 1 2 2 1  Средний мозг: ножки мозга, четверохолмие ­ расположение, строение,  центры, функции Практическое занятие: Практическое занятие: Изучение структур отделов ствола головного мозга: особенностей строения и функциональной значимости. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Заполнение таблицы «Функциональное значение отделов и структур  ствола головного мозга»  Составление сообщения «Ретикулярная формация»   Тема промежуточный мозг. 4.4   Мозжечок, Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Задний мозг: мост и мозжечок – расположение, строение, центры,  функции.  Промежуточный мозг – структуры, его образующие. Полость  промежуточного мозга  Таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус – расположение,  структуры, ядра, функции  Ретикулярная формация – строение, функции. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Составление словаря терминов. Зарисовка среднего мозга, промежуточного мозга, мозжечка. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Конечный мозг – внешнее строение, внутреннее строение. Полость  конечного мозга  Базальные ядра – виды, расположение, функции  19 Тема   4.5   Конечный   мозг. Основные   борозды   и   извилины полушарий   головного   мозга. Базальные ядра. 2 ч. 2 ч. 2 ч 2 ч. 2 ч. 2 2 1 2 1  Проекционные зоны коры. Ассоциативные поля и их функции.  Физиологические свойства коры  Лимбическая система ­ структуры, её составляющие, функции. Практическое занятие: Практическое занятие:   особенностей   строения   большого   мозга: Изучение   расположения, поверхности, полюса, доли  Изучение локализации борозд, извилин. Изучение локализации   центров   в   долях   большого   мозга   Изучение   локализации   и функций базальных ядер. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Составление сообщения «Лимбическая система»  Составление схемы «Полости головного мозга, ликворообращения» Итоговая проверочная работа. Тема   4.6   Оболочки   головного мозга. Полости головного мозга. Кровоснабжение головного мозга.   Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: Оболочки   мозга,   расположение, Межоболочечные  пространства.   строение,   сосудистые   сплетения. Практическое занятие: Практическое занятие: Оболочки головного мозга. Полости головного мозга. Тема   4.7   Периферическая   нервная система. Спинномозговые нервы. Нервные   сплетения,   основные   Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Периферическая нервная система, структуры, функции  Спинномозговые нервы: образование, виды, количество, нервные  волокна, их образующие  20 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 2 1 2 1 ветви, области иннервации.  Ветви спинномозговых нервов, функциональные виды нервных волокон    Название, Тема   4.8   Черепно­мозговые нервы.   место образования,   место   выхода   из мозга,   полости   черепа,   области иннервации. идущих в их составе  Грудные спинномозговые нервы  Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, нервные стволы, области иннервации. Практическое занятие: Практическое занятие: Спинномозговые   нервы.   Нервные   сплетения,   основные   ветви,   области иннервации. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов.  Заполнение таблицы «Характеристика сплетений спинномозговых  нервов». Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Количество черепно­мозговых нервов (ЧМН), соответствие названия  ЧМН номеру  Функциональные виды ЧМН (чувствительные, двигательные,  смешанные)  Принцип образования чувствительных, двигательных, и  парасимпатических волокон ЧМН   Характеристика  12 пар ЧМН, области иннервации. Практическое занятие: Практическое занятие: «Нервная система» (Проводящие пути головного и спинного мозга). Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение таблицы «Области иннервации черепных нервов». 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 21 2 2 1 2 2 Отделы, Тема 4.9. Вегетативная нервная   влияние система. симпатической   и парасимпатической нервной системы   на   деятельность внутренних органов.   Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Области иннервации и функции ВНС. Классификация ВНС   Симпатическая, парасимпатическая НС: центральный и   периферический отделы, характеристика  Симпатическая и парасимпатическая рефлекторные дуги, медиаторы в  их синапсах.  Влияние симпатической и парасимпатической НС на деятельность  органов и состояние структур  Принципы образования и расположение симпатических сплетений. Практическое занятие: Практическое занятие: Изучение   особенностей   строения   и   работы   симпатической   и парасимпатической нервной системы. Семинарское занятие: Семинарское занятие: « Нервная система» Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Выполнение таблиц: «Структуры симпатической и парасимпатической  нервной системы», «Сравнительная характеристика влияния  симпатической и парасимпатической нервной системы». Раздел   5.   Органы   чувств. Анализаторы. 2 ч. 1 2 2 2 2 ч. 2 ч. 3 ч. 6 ч.   Тема обонятельная, 5.1.   Вкусовая, соматическая   Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Определение сенсорной системы, ее значение. Классификация  2 ч. 1 22 сенсорная   система.   Рецепторы, проводниковый   и   центральный отделы, вспомогательные аппараты.   сенсорных систем  Органы чувств, их вспомогательный аппарат. Виды рецепторов,  функции.   Соматическая сенсорная система.   Обонятельная сенсорная система.  Вкусовая сенсорная система.  Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Выполнение схемы «Слои кожи»  Выполнение   схем:   части   анализаторов   вкусового,   обонятельного, кожного.   Тема 5.2. Зрительная сенсорная система, рецепторы, проводниковый   и   центральный отделы, вспомогательный аппарат. Физиология зрительной сенсорной системы.         Слуховая   и Тема   5.3. сенсорная вестибулярная система, рецепторы, проводниковый   и   центральный отделы, вспомогательный аппарат и слуховой сенсорной вестибулярной         Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Зрительный анализатор: отделы, расположение, функции.  Физиология зрительной сенсорной системы. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Составление словаря терминов Выполнение схем: части зрительного  анализатора. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Слуховой анализатор: отделы, расположение, функции.  Вестибулярный анализатор: отделы, расположение, функции.  Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Составление словаря терминов Выполнение схем: части анализаторов слухового, вестибулярного. 23 2 ч. 2 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 2 1 2 Эндокринная систем. Раздел   6. система  Тема   6.1.   Железы   внутренней секреции.   виды гормонов,   их   характеристика. Механизм   действия   гормонов. Органы–мишени.   Гипоталамо­ гипофизарная система.   Гормоны, Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Гормоны щитовидной железы (тиреоидные, тиреокальцитонин), их  физиологические эффекты  Паращитовидные железы: физиологические эффекты паратгормона  Гормоны   коркового   и   мозгового   вещества,   их   физиологические эффекты.  Гипоталамо­гипофизарная система ­ структуры, ее образующие, связь между ними.  Тропные гормоны передней доли гипофиза, физиологические эффекты  Гормоны   средней     и   задней   доли   гипофиза   ­   происхождение, физиологическое действие   Физиологические эффекты гормонов эпифиза. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Составление словаря терминов. Тема   6.2.   Железы   внутренней секреции.   Строение   желез внутренней   секреции,   гормоны желез внутренней секреции и их действие. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Щитовидная железа ­ расположение, внешнее строение, внутреннее  строение  Паращитовидные железы: количество, расположение, строение.  Надпочечники ­ расположение, строение Практическое занятие: Практическое занятие: «Железы внутренней секреции». 24 8 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 2 1 2 Раздел 7. Кровь Тема 7.1. Система крови, состав крови, крови. Форменные   элементы,   их свойства, функции, показатели в норме.   функции   2 ч. 1 ч. 10 ч. 2 ч. 2 2 1 Практическое занятие: Практическое занятие: «Железы внутренней секреции» Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Составление словаря терминов Заполнение   таблиц:   «Характеристика   ЖВС»,     «Физиологические   эффекты гормонов». Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Состав, функции, основные физиологические константы внутренней  среды организма. Гомеостаз   Место крови в системе внутренней среды организма. Функции крови  Кровь как ткань  Количество крови. Состав крови: плазма крови, форменные элементы.  Константы крови  Эритроциты: функция, форма, строение, количество,  продолжительность жизни, разрушение  Гемоглобин, СОЭ.  Процесс  гемопоэза  Лейкоциты: строение, виды, их количество, продолжительность жизни,  функции. Лейкограмма  Тромбоциты:   функции.   количество,   строение,   продолжительность   жизни, Тема   7.2.   Гемостаз:   структуры, осуществляющие гемостаз, звенья гемостаза.   Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Система РАСК: свертывающая, антисвертывающая, фибринолитическая 2 ч. 1 системы  25  Гемостаз,   определение,   механизмы.   Гемокоагуляция   ­   определение, факторы свертывания, стадии. Самостоятельная работа: Самостоятельная работа:  Работа с литературой, подготовка к семинару.  Зарисовка клеток крови.   АВО, Тема   7.3.   Группы   крови   по системе   методы определения групп крови. Резус фактор,   причины   и   механизм резус­конфликта. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Агглютинация, гемолиз, виды гемолиза. Группы крови.  Обусловленность групп крови   Локализация резус­фактора. Резус­конфликт. Переливание крови. Практическое занятие: Практическое занятие: Изучение групп крови по системе АВ0. Семинарское занятие: Семинарское занятие: «Кровь». «Кровь».   Процесс Раздела 8 кровообращения Тема   8.1.   Общие   вопросы анатомии   и   физиологии сердечно­сосудистой   системы. Строение   системы   органов кровообращения. Круги кровообращения.     Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Процесс кровообращения ­ определение; структуры, осуществляющие  процесс кровообращения  Функциональные группы сосудов. Система микроциркуляции. Строение стенки сосудов  Круги кровообращения: функциональное значение, сосуды. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: 26 4 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 26 ч. 2 ч. 2 ч. 2 1 2 2 1 2 Тема 8.2. Сердце, расположение, границы,   клапаны сердца, строение стенки сердца.   строение, Тема   8.3.   Физиологические свойства   сердечной   мышцы. Проводящая   система   сердца. Сердечный цикл. Выполнение рисунка­схемы «Круги кровообращения». Составление словаря терминов. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Сердце: расположение, строение, проекция структур на поверхность  грудной клетки. Клапаны сердца.   Строение стенки сердца: расположение, строение, функции слоев.  Строение перикарда.   Сосуды и нервы сердца. Значение коронарного кровообращения Практическое занятие: Практическое занятие: Изучение расположения и особенностей строения сердца (строение камер  сердца, стенки сердца) Изучение особенностей расположения (проекция на грудную стенку) и  строения клапанного аппарата. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов.  Выполнение рисунка­схемы «Строение сердца». Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Электрические явления в сердце, их регистрация .  Электрокардиограмма – зубцы, интервалы   Физиологические свойства сердечной мышцы.  Сердечный цикл, его фазы, продолжительность и характеристика   Физиологические Тема   8.4. проявления деятельности сердца.   Верхушечный   толчок. Тоны сердца.    Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Внешние проявления сердечной деятельности: сердечный толчок, тоны  сердца  Факторы, обуславливающие звуковые явления в сердце. Перкуссия и  27 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 2 2 1 1 Электрические Тема   8.5.   деятельности проявления сердца. Компоненты нормальной ЭКГ,   механизм   формирования ЭКГ. Тема 8.6. Артерии малого круга кровообращения.   Артерии большого круга кровообращения.   Тема   8.7.   Артерии   большого круга кровообращения. аускультация сердца  Регуляция   деятельности   сердца:   местные   и   центральные   механизмы, сердечно­сосудистый центр. Практическое занятие: Практическое занятие: Анатомия и физиология сердца. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Электрические проявления деятельности сердца.  Компоненты нормальной ЭКГ.  Механизм формирования ЭКГ. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Сосуды малого круга кровообращения, механизм кровоснабжения  легких Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Сосуды большого круга кровообращения. Аорта ­ отделы, артерии, от  них отходящие   Артерии шеи и головы: области кровоснабжения  Артерии верхних и нижних конечностей, таза: расположение, области  кровоснабжения. Практическое занятие: Практическое занятие: Изучение топографии частей аорты и ее крупных ветвей Изучение областей кровоснабжения ветвей аорты 28 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 1 1 1 2 Тема 8.8. Вены большого круга кровообращения. Изучение артерий малого круга Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Составление словаря терминов Выполнение рисунка­схемы «Отделы аорты, ветви и области их  кровоснабжения» Подготовка сообщения «Особенности кровообращения плода». Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Система верхней полой вены: образование, притоки, области оттока  крови   Вены головы и шеи, грудной клетки, верхней конечности ­  области  оттока крови в них   Система нижней полой вены: образование, притоки, области оттока  крови  Вены брюшной полости, таза, нижних конечностей  ­ области оттока  крови в них   Система воротной вены. Кровоснабжение печени. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Выполнение рисунков­схем «Образование и притоки верхней полой  вены», «Образование и притоки нижней полой вены», «Образование и  притоки воротной вены»  Составление схем оттока венозной крови из различных областей тела. Тема   8.9. система, структуры, функции.   Лимфатическая Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Строение лимфатической системы. Лимфоидная ткань. Состав лимфы,  29 3 ч. 2 ч. 3 ч. 2 ч. 2 1 2 1 ее образование  Основные лимфатические сосуды, стволы и протоки.  Строение стенки  лимфососудов  Функции лимфатической  системы, связь лимфатической системы с  иммунной системой  Строение и функции лимфатического узла. Группы лимфатических  узлов   Причины   движения   лимфы   по   лимфатическим   сосудам.   Регуляция системы лимфообращения. Семинарское занятие: Семинарское занятие «Процесс кровообращения». Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Работа с литературой.  Подготовка к семинару.  Составление словаря терминов. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Структуры организма человека, обеспечивающие процесс дыхания.  Дыхательный  аппарат  Дыхательная система: структуры, составляющие ее и их функции  Верхние дыхательные пути (полость носа, части глотки), расположение, строение, функции  Нижние дыхательные пути , их расположение, строение и функции. Практическое занятие: Практическое занятие: Изучение расположения, строения верхних и нижних дыхательных путей. 30 2 ч. 2 ч. 14ч. 2 ч. 2 ч. 2 2 1 2 Раздел 9 Процесс дыхания. Тема   9.1.   Общие   вопросы анатомии   и   физиологии дыхательной системы. Дыхательные   пути,   строение, функции. Тема   9.2.   Легкие   –   внешнее строение,   внутреннее   строение. Проекции   органов   дыхательной системы   на   грудную   стенку   и позвоночный   столб.   Плевра   – строение,   листки,   плевральная полость, синусы. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика строения стенок дыхательных путей» Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Плевра, плевральная полость, значение, пневмоторакс, виды  Средостение ­ границы, значение  Легкие – топография, внешнее строение, поверхности, края, границы  Внутреннее строение легких: доли, сегменты, дольки, ацинусы.  Функции структур легкого  Факторы, препятствующие спадению легких. Практическое занятие: Практическое занятие: Изучение особенностей расположения, строения легких.  Изучение и определение границ легких и плевры. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Выполнение схем: «Бронхиальное дерево»,  «Альвеолярное дерево»  Составление конспекта «Границы легких и плевры». Тема   9.3.   Физиология   процесса дыхания.   Дыхательный   цикл, этапы   процесса   дыхания, показатели внешнего дыхания. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Значение кислорода и углекислого газа для человека. Процесс дыхания, определения, этапы  Внешнее дыхание, показатели. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательный  цикл  Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Принцип газообмена между дыхательными средами 31 3 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 2 1 2 2 1  Механизм первого вдоха новорождённого  Нервная, гуморальная регуляция дыхания. Семинарское занятие: Семинарское занятие: «Дыхательная система». Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Работа с литературой,   Подготовка к семинару.   10   Процесс Раздел пищеварения. Тема   10.1.   Общие   вопросы анатомии   и   физиологии пищеварительной системы. Принципы   строения.   Отделы желудочно­кишечного тракта.   Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Пищеварительная система: функции, органы. Пищеварительный тракт:  отделы, функции   Полые органы пищеварительного тракта, принцип строения их стенки. Практическое занятие: Практическое занятие: Изучение отделов желудочно­кишечного тракта.   Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Работа с литературой. Тема 10.2. Полость рта, глотка, пищевод,   тонкий   кишечник, толстый   кишечник.   Строение отделов, топография, пищеварение   в   различных отделах.   Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Полость рта, отделы, функции, органы. Особенности строения  слизистой полости рта  Анатомо­функциональная характеристика: щек, губ, десен, твердого и  мягкого неба   Строение   языка.   Язык   как   рецепторный   орган.   Зубы:   функции, 32 2 ч. 2 ч. 14 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 2 1 2 2 1 строение, формы. Лимфоэпителиальное кольцо.  Глотка ­ расположение, строение стенки, отделы, функции  Пищевод ­ расположение, отделы, физиологические сужения, строение  стенки, функции  Желудок   ­   расположение,   проекция   на   переднюю   брюшную   стенку, строение желудка.  Тонкий кишечник: отделы и их расположение, проекция на переднюю  брюшную стенку  Строение стенки отделов тонкого кишечника, образования слизистой  оболочки, функции  Толстый кишечник: отделы, их расположение, проекция, строение  стенки  Слепая кишка: илеоцекальный клапан, червеобразный отросток,  расположение, строение, функции Особенности строения ободочной  и  прямой кишки. Практическое занятие: Практическое занятие:  Изучение особенностей строения отделов полости рта и их органов  Изучение значения органов полости рта в процессе пищеварения,  для  2 ч. 2 выполнения других функций  Изучение особенностей расположения и строения глотки, пищевода,  желудка  Изучение   расположения   отделов   тонкого   и   толстого   кишечника, особенностей строения стенки, наличия клапанов. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов  Составление схем: «Вкусовые поля языка», «Зубные формулы  3 ч. 2 33 Тема   10.3.   Печень,   желчный пузырь,   желчевыводящие   пути, поджелудочная железа. Брюшина, брюшинная полость.   постоянных и молочных зубов»  Выполнение рисунка «Строение зуба», выполнение схемы «Строение  лимфоэпителиального кольца»  Выполнение схем: «Отделы глотки, пищевода, желудка», «Железы  желудка».  Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика строения стенки  отделов тонкого кишечника Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Поджелудочная железа: расположение, строение, части, их функции,  выводные протоки   Печень: расположение, границы, проекция, функции, строение,  структурные единицы  Структурно­функциональная единица печени ­ долька печени, строение, функции  Желчный   пузырь:   функции   расположение,   проекция,  части,  строение стенки. Желчные протоки.  Брюшина,   строение,   отношение   брюшины   к   органам.   Образования брюшины. Брюшинная полость. Практическое занятие: Практическое занятие: Изучение   расположения,   внешнего   и   внутреннего   строения   печени, поджелудочной железы и желчного пузыря. Изучение   особенностей   строения   и   расположения   париетального   и висцерального листков брюшины. Семинарское занятие: Семинарское занятие: «Пищеварительная система». Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: 34 2 ч.  1 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 2 2 Раздел 11 Процесс выделения и репродукции. Тема   11.1.   Общие   вопросы анатомии   и   физиологии мочевыделительной   системы. расположение, Почки: макроскопическое и   строение, микроскопическое мочевыводящие   пути: мочеточники,   мочевой   пузырь, мочеиспускательный канал.      Составление словаря терминов  Выполнение схем: «Строение дольки печени», «Формирование желчных протоков»  Выполнение конспекта «Топография печени и поджелудочной железы». Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Процесс выделения. Вещества, подлежащие выделению с мочой, калом,  потом, при дыхании  Органы и структуры, выполняющие выделительные функции. Этапы  процесса выделения  Почки: расположение, проекция, строение почки, фиксирующий  аппарат, структурные единицы  Строение и функции частей нефрона. Юкстагломерулярный аппарат  почки  Структуры, отводящие мочу от почки: собирательные трубочки, малые  и большие чашки, лоханка  Кровоснабжение почки, чудесная артериальная сеть почки  Мочеточники, расположение, строение  Мочевой пузырь – расположение, отношение к брюшине, строение  Мочеиспускательный канал женский и мужской.  Практическое занятие: Практическое занятие: Изучение расположения, внешнего и внутреннего строения почек Изучение расположения, строения мочевых путей Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: 35 14 ч. 2 ч. 2 ч. 3 ч. 1 2 2 11.2.   Физиология Тема мочевыделительной   системы. Особенности   кровоснабжения почки. Механизмы мочеобразования:   клубочковая ультрафильтрация,   канальцевая реабсорбция и секреция. Состав и   физико­химические   свойства мочи.   Показатели   общего анализа мочи в норме. Тема   11.3.   Половая   система   Мужская   половая человека. система.   Женская   половая система.  Составление словаря терминов  Выполнение схемы­рисунка «Строение нефрона»  Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика мужской и  женской уретры»  Составление конспекта «Топография почек. Аппарат фиксации почек» Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Этапы образования мочи  Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция   Состав первичной и вторичной мочи  Механизм отделения мочи из нефрона, чашечек, лоханок, мочеточников  Регуляция   мочевыделения     Центры (ФУС   мочевыделения). мочеиспускания. Практическое занятие: Практическое занятие: Изучение механизмов образования и состава первичной и вторичной мочи в почках Решение ситуационных задач по нормальному составу мочи. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала:  Процесс репродукции, значение, структуры, этапы процесса  репродукции  Мужские половые органы – внутренние и наружные. Наружные органы:  топография, строение  Яички   –   расположение,   оболочки,   внутреннее     строение.   Придаток яичка, проток придатка Семявыносящий, семявыбрасывающий протоки, семенные   пузырьки   –   расположение,   функции.   Семенной   канатик   – расположение, структуры, его составляющие.  Женские половые органы – внутренние и наружные. Наружные органы:  расположение, строение 36 2 ч. 1 2 ч. 2 ч. 2 1  Яичник: расположение, функции, строение. Менструальный цикл   Маточная труба – расположение, функции, части, строение стенки   Матка ­ расположение функции, части, строение стенки: периметрий, миометрий, эндометрий Параметрий.   Практическое занятие: Практическое занятие: Изучение половой системы человека. Семинарское занятие: Семинарское занятие: «Процесс выделения и репродукции» Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:  Составление словаря терминов,  Работа с литературой,  Подготовка к семинару.  Выполнение схемы «Особенности мочеотведения»  Составление конспекта «Регуляция мочевыделения» 2 2 2 2 ч. 2 ч. 4 ч. 180 ч. Всего: 37 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ   Требования   к   минимальному   материально­техническому 3.1. обеспечению  Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета анатомии и физиологии  человека. Оборудование учебного кабинета:  столы, стулья для преподавателя и студентов;  шкафы   для   хранения   приборов,   наглядных   пособий,   учебно­ методической документации;  доска классная;  стеллажи для муляжей и моделей  тонометр  микроскопы с набором объективов  спирометры  плакаты  схемы  рисунки  фотографии  рентгеновские снимки  таблицы  скелеты  наборы костей   модели   фантомы  муляжи  влажные препараты  микропрепараты. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий: ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Анатомия и физиология [Электронный ресурс] : учебник / Н. В.  Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун ­ 2­е издание, перераб. и доп. ­  М. : ГЭОТАР­Медиа, 2015. ­  http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970433072.html 2. Анатомия человека: атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для  медицинских училищ и колледжей / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава ­ 38 М. : ГЭОТАР­Медиа, 2015. ­  http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970432570.html 3. Нормальная физиология [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Л. З.  Теля, Н. А. Агаджаняна ­ М. : Литтерра, 2015. ­  http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785423501679.html ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский.   ­   2­е   изд.,   стереотип.   ­   М.  :   Академия,   2006.  ­   496   с.  ­ (Среднее проф.образование) 2. Митрофаненко   В.П.   Учебно­методическое   пособие   по   анатомии   и физиологии человека / В.П. Митрофаненко. ­ М. : АНМИ, 2003. ­ 343 с. ­ (Сестринское дело) 3. Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека : учеб. пособие для мед. училищ / В.Я. Липченко, Р.П. Самусев. ­ 2­е изд., перераб. и доп. ­ М. : Медицина,   1988.   ­   320   с.   :   ил.   ­   (Учеб.   литература.   Для   учащихся мед.училищ 39 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а   также   выполнения   обучающимися   индивидуальных   заданий,   проектов, исследований. Результаты обучения  (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Усвоенные знания: Усвоенные знания:  тестовый   контроль   с   применением Знать   анатомию   и   физиологию информационных технологий; человека. Освоенные умения: Освоенные умения: использовать знания анатомии и  физиологии для обследования  пациента, постановки  предварительного диагноза.  устный экзамен;  оценка   аудиторной   и   внеаудиторной самостоятельной работы студентов;  наблюдение   и   оценка   выполнения практических действий.  тестовый   контроль   с   применением информационных технологий;  наблюдение и экспертная оценка умения определять   топографию   органов   и систем,   практических   действий, домашних заданий;  устный экзамен. 40 41

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека

Рабочая программа Анатомия и физиология человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2019