Изучение астрономии в средних образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира;
-приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
-овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; формирование научного мировоззрения;
Рабочая программа астрономия 10-11 фгос.docx
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
• положительное отношение к российской науке;
• готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• умение управлять своей познавательной деятельностью;
• в ценностноориентационной сфере — чувство гордости за российскую науку,
гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
• в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей
познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты
• использование умений различных видов познавательной деятельности (наблюдение,
эксперимент, работа с книгой, решение проблем, знаковосимволическое оперирование
информацией и др.);
• применение основных методов познания (системноинформационный анализ,
моделирование, экспериментирование и др.) для изучения различных сторон
окружающей действительности;
• владение интеллектуальными операциями — формулирование гипотез, анализ, синтез,
оценка, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно
следственных связей, поиск аналогии — в межпредметном и метапредметном
контекстах;
• умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации
(проявление инновационной активности);
• умение определять цели, задачи деятельности, находить и выбирать средства
достижения цели, реализовывать их и проводить коррекцию деятельности по реализации
цели;
• использование различных источников для получения физической информации;
• умение выстраивать эффективную коммуникацию.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
понимать смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная
величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит,
метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное
1 время, внесолнечная планета (экзопланета) спектральная классификация звезд, параллакс,
реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра;
понимать смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная
величина;
понимать смысл физического закона Хаббла; основные этапы освоения космического
пространства; гипотезы происхождения Солнечной системы; основные характеристики и строение
Солнца, солнечной атмосферы; размеры Галактики, положение и период обращения Солнца
относительно центра Галактики;
уметь:
приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов
исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения
информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью
космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений,
фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип
действия оптического телескопа, взаимосвязь физикохимических характеристик звезд с
использованием диаграммы «цветсветимость», физические причины, определяющие равновесия
звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с
помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства
планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел,
возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую Медведицу,
Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие звезды, в том числе
Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на
любую дату и время сток для данного населённого пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для понимания взаимосвязи астрономии и с другими науками, в основе которых лежат знания по
астрономии, отделение ее от лженаук;
для оценивания информации, содержащейся в сообщения СМИ, Интернете, научнопопулярных
статьях.
Содержание учебного предмета
Изучение астрономии в средних образовательных учреждениях на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей:
осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формирования естественнонаучной картины мира;
приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции
Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами
определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками
практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного
неба в конкретном пункте для заданного времени;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
2 информации и современных информационных технологий; формирование научного
мировоззрения;
формирование навыков использования естественнонаучных и физико математических
знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений
современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Задачи учебного предмета:
формирование естественнонаучной грамотности;
научно объяснять явления;
понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Как видно из поставленных целей, астрономия призвана стать для каждого ученика 1011
классов предметом, формирующим не только единую естественнонаучную картину мира,
но и познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности. Нельзя не
отметить важную роль предмета в становлении гражданской позиции и патриотическом
воспитании выпускников Российская Федерация в развитии астрономии, космонавтики и
космофизики всегда занимала лидирующие позиции в мире.
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки
учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на
реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного
подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение
знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и
собственного здоровья.
Базовый уровень
Структура и масштабы Вселенной. Далекие глубины Вселенной.
Звездное небо. Небесные координаты.
Видимое движение планет и Солнца.
Движение Луны и затмения.
Время и календарь.
Система мира. Законы движения планет.
Космические скорости. Межпланетные полеты. Обобщение по теме «Законы движения
планет»
Современные представления о Солнечной системе. Планета Земля. Луна и ее влияние на
Землю. Планеты земной группы.
Планетыгиганты. Планетыкарлики.
Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной
системы. Обобщение по теме «Строение солнечной системы»
Методы астрофизических исследований.
Солнце. Внутреннее строение и источник энергии Солнца. Основные характеристики звезд.
Внутреннее строение звезд. Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары и черные дыры.
Двойные, кратные и переменные звезды. Новые и сверхновые звезды. Эволюция звезд.
3 Газ и пыль в галактике. Рассеянные и шаровые звездные скопления. Сверхмассивная черная
дыра в центре галактики.
Классификация галактик. Активные галактики и квазары. Скопления галактик.
Конечность и бесконечность Вселенной парадоксы классической космологии.
Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей вселенной и реликтовое излучение.
Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия. Обнаружение планет около других
звезд. Поиск жизни и разума во Вселенной.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема
Введение в астрономию
Астрометрия
Небесная механика
Строение Солнечной системы
Астрофизика и звездная астрономия
Млечный путь наша галактика
Галактики
Строение и эволюция Вселенной
Современные проблемы астрономии
Повторение
Количество
часов
1
4
4
6
8
3
2
2
2
2
4
Рабочая программа астрономия 10-11 фгос
Рабочая программа астрономия 10-11 фгос
Рабочая программа астрономия 10-11 фгос
Рабочая программа астрономия 10-11 фгос
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.