Рабочая программа "Биология 5 класс"
Оценка 4.7

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Оценка 4.7
Документация
docx
биология
5 кл
04.04.2017
Рабочая программа "Биология 5 класс"
Общая характеристика учебного предмета. Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царства живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях. Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.docx
Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего бразования (одобрена решением федерального учебно­методического объединения по общему образованию (протокол от ... 201.. г. № ...), авторской программы  основного общего образования по биологии для 5 класса Н.И.Сонин, В.Б. Захаров,   в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом основного общего образования, ООП ООО школы, учебным планом ...............,  календарным учебным графиком на 2016­2017 уч. год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Главными целями изучения предмета «Биология» являются: • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира; овладение научным подходом к решению различных задач; • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; • • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и  адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения  межпредметного анализа учебных задач. Задачи: систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета  «Окружающий мир.1­4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;  формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного  отношения к природе и человеку.     Базисный учебный план школы рассчитан на 34 учебных недели, программа рассчитана на 35 часов, сокращено количество часов резерва на 1  час, 1 час резерва добавлен в раздел «Многообразие живых организмов». Внесённые изменения Общая характеристика учебного предмета. Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а  также научные методы и пути познания человеком  природы. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царства живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах  отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии,  распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим  компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся  эмоционально­ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных,  гражданско­правовых, коммуникационных и информационных областях. Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений,  лабораторных и практических работ. Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения «.........» на изучение Биологии. Введение в биологию. 5 класс  отведено 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебных недели). Место предмета в учебном плане. Распределение учебного материала по четвертям Полугодие  I 9 II 8 III 10 IV 7 в год 34 По плану Фактически №  п/п 1 2 3 4 Название раздела Кол­ во  часов 8 Живой организм: строение и  изучение Многообразие живых организмов 15 6 Среда обитания живых  организмов Человек на земле ИТОГО 5 34 Учебно – тематический план по разделам. 70% 30% Неурочная деятельность   я а н ь л е т а в о з а р б О я и с р у к с к э 1 1   я а н ь л е т а в а н з о П   я а н т к е о р П ь т с о н ь л е т я е д 1 1 2   е о н б е ч У е и н а в о д е л с с и   е и к с е ч р о в Т е и к с р е т с а м   ы р г И 2 2 7 11 4 3 24 2 4 2 2 10     е е и о н к ь с л е ч а у р т о р в и Т и В е и и р в о т т с а е р ш о б е т а у л п 1 2 1 1 2 3   м у к и т к а р П   е и к с е ч и т к а д и Д ы р г и Формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации учащихся  разноуровневые задания контрольные работы словарные диктанты тестовые задания, эссе, схемы, таблицы • • • • Сетка  контрольных работ. № п/п Название работы 1 2 3 4 Контрольная работа по теме «Живой организм». Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов». Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов». Контрольная работа по теме «Человек на Земле». Корректировка дат Дата проведения 18.10 21.02 11.04 23.05 Содержание контрольно – измерительных материалов находится в приложении к РУП.  Сетка  лабораторных работ. № п/п Название работы 1 2 3 4 5 6 7 Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных  исследований». Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с  целью конкретизации знаний о методах изучения природы». Лабораторная работа №3 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа». Лабораторная работа №4 «Строение клеток кожицы чешуи лука». Лабораторная работа №5 «Определение состава семян пшеницы». Лабораторная работа №6 «Определение физических свойств белков, жиров,  углеводов». Лабораторная работа №7 «Исследование особенностей строения растений и  животных, связанных со средой обитания». Дата проведения 6.09  Корректировк а дат 13.09  20.09 27.09 4.10 11.10 28.02 8 9 10 11 12 Лабораторная работа №8 «Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации» Лабораторная работа №9 «Знакомство с экологическими проблемами  местности и доступными путями их решения». Демонстрация «Ядовитые расстения и опасные животные своей местности» Лабораторная работа №10 «Измерение своего роста и массы тела» Лабораторная работа №11 «Овладение простейшими способами оказания  первой доврачебной помощи». Итого  Распределение лабораторных работ по четвертям. Название  Лабораторные работы 1ч. 6 2ч. 3ч. 3 7.03 14.03 18.04  16.05 11 4ч. 2 год 11 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Живой организм: строение и изучение (8 час) Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение размножение. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие   биологических   наук.   Методы   изучения   природы:   наблюдение,   эксперимент   (опыт),   измерение.   Оборудование   для   научных исследований   (лабораторное   оборудование,   увеличительные   приборы,   измерительные   приборы).   Увеличительные   приборы:   ручная   лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов клетки. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели. Лабораторная работа «Знакомство с оборудованием для научных исследований». Лабораторная работа «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучений природы». Лабораторная работа «Устройство ручной лупы, светового микроскопа». Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука». Лабораторная работа «Определение состава семян пшеницы». Лабораторная работа «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов». Многообразие живых организмов (14+1 час) Развитие   жизни   на   Земле:   жизнь   в   древнем   океане;   леса   каменноугольного   периода;   расцвет   древних   пресмыкающихся;   птицы   и   звери прошлого.   Разнообразие   живых   организмов.   Классификация   организмов.   Вид.   Царства   живой   природы:   Бактерии,   Грибы,   Растения, Животные. Существенные признаки основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы. Среда обитания живых организмов (6 час) Наземно   –   воздушная,   водная   и   почвенная   среды   обитания   организмов.   Приспособленность   организмов   к   среде   обитания.   Растения   и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщество поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Лабораторная работа «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания». Лабораторная работа «Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации» Лабораторная работа «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения». Человек на Земле.(5 час) Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий.   Человек   разумный   (неандерталец,   кроманьонец,   современный   человек).   Изменения   в   природе,   вызванные   деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнения. Здоровье человека и безопасность жизни.   Взаимосвязь   здоровья   и   образа   жизни.  Вредные   привычки   и   их   профилактика.   Среда   обитания   человека.  Правила   поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация «Ядовитые расстения и опасные животные своей местности» Лабораторная работа «Измерение своего роста и массы тела» Лабораторная работа «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».   Планируемые  результаты освоения учебного предмета « Биология» Личностными результатами: Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни на Земле. Формировать навыки осознания ценности живых объектов.  Формирование представлений о методах изучения природы. Формирование представлений о строении микроскопа, ручной лупы и работы с ними. Формирование мотивации в изучении клеток живых организмов.  Формирование мотивации в изучении состава клеток. Воспитание патриотизма и уважения к прошлому России. Формирование навыков самостоятельной работы без консультативной помощи учителя. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. Формирование позновательного интереса к предмету исследования. Формирование позновательного интереса к предмету. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. Формирование навыков самоанализа учебной деятельности. Формирование позновательного интереса к предмету. Формирование мотивации позновательного интереса к предмету. Формирование коммуникативной комнетенции в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Формирование знаний основных принципов и правил отношения к живой природе. Формирование бережного отношения к окружающей среде.  Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях. Формирование ответственного отношения к природе и ее охране. Формирование знаний основной жизни в морях. Формирование знаний основной жизни в океанах. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,  бережного отношения к окружающей среде. Формирование понимания ценности жизни человека на земле. Воспитание патриотизма и уважения к Земле. Воспитание патриотизма и бережного отношения к Земле. Формирование понимания здорового и безопасного образа жизни. Формирование представлений о живом организме и ценности природы. Метапредметными результатами Регулятивные: Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения; Уметь сопоставлять свойства живых  организмов. Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты. Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни. Формирование умения видеть проблему. Уметь находить отличия у живых клеток. Уметь работать с наглядным материалом. Умение работать с разными источниками биологической информации. Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации. Умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности. Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа  Умение работать в составе творческих групп.  Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов. Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию. Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию  умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение. Умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением. Находить и использовать причинно­следственные связи;  Объяснить место и роль человека в природе. Объяснить необходимость защиты среды обитания человека, выявить экологические причины экологических проблем. Умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки  коррекция результатов. Познавательные: Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности;  Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, анализировать, сравнивать,  классифицировать и обобщать факты и явления. Вычитывать все уровни текстовой информации. Знать ученых сделавших, открытия. Уметь находить закономерности Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты. Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными  источниками информации. Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными  источниками информации. Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными  источниками информации. Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы. Знать значение животных в природе и в жизни человека. Уметь находить изучаемые объекты в природе. Использовать дополнительные  источники информации для выполнения учебной задачи. Умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. Умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно­следственных связей. Умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства. Коммуникативные: Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Уметь показать знания по изучению курса биологии за 5 класс. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.  Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Формирование умения выдвигать версии решения проблемы.   умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками. Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог. Умение работать в составе творческих групп. Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение.  Умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение. Умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.  Умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений. Знать природную и социальную среду обитания человека.  Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Предметными результатами: Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. Учащиеся должны научиться: Предков человека, их характерные черты, образ жизни; основные экологические проблемы, стоящие перед  современным человечеством; правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; простейшие способы оказания  первой помощи при ожогах, обморожении и др. Объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; Объяснять роль растений и животных в жизни человека; Обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; Соблюдать  правила поведения в природе; Определять основные признаки живой природы; Работать с микроскопом. Характеризовать методы биологических исследований. Работать с увеличительными приборами.  Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты. Определять основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки. Сопоставлять ведущих естествоиспытателей и их открытия в природе. Узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки; Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами  в кабинете биологии. Учащиеся получат возможность научиться: Вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей;  различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных Объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни. Объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни. Распознавать органоиды клетки под микроскопом. Определять основные органоиды клетки. Узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки. Объяснять вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. Определять зависимость живых организмов от неживой природы; Определять основные органические и минеральные вещества, входящие в  состав клетки; Характеризовать методы биологических исследований; Объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. Раздел 2. Многообразие живых организмов. Учащиеся должны научиться: определять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов. Владеть основами научных представлений о том, когда появилась жизнь на Земле.  выделять основные характеристики царства Бактерии  описывать строение шляпочных грибов Выделять существенные признаки водорослей  описывать строение мхов и давать им характеристику  Давать характеристику папоротникам. определять особенности голосеменных растений и их отличия от покрытосеменных определять особенности покрытосеменных растений и их отличия от голосеменных проводить сравнительную характеристику представителей различных царств живой природы и определять их значение  определять простейших  отличать признаки беспозвоночных и их значение  Знать значение животных в природе и в жизни человека  Определять основные признаки представителей царств живой природы; Определять принадлежность биологических объектов к одному из  царств живой природы; Различать изученные объекты в природе, на таблицах; Устанавливать черты приспособленности организмов к среде  обитания; Учащиеся получат возможность научиться: Различать изученные объекты в природе, на таблицах.  иметь представление об основных этапах развития жизни на планете. давать характеристику бактериям.  определять ядовитые, съедобные грибы и плесневые. определять виды водорослей, и их применение. различать виды мхов. определять отличительные признаки папоротников. Давать характеристику голосеменным растениям, различать семена голосеменных растений от покрытосеменных. Давать характеристику покрытосеменным растениям, различать семена покрытосеменных растений от голосеменных. Различать лекарственные растения и ядовитые, узнавать изучаемые объекты в природе. отличать их отличительные признаки. Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение. Уметь находить изучаемые объекты в природе. Отличать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; Устанавливать черты сходства и  различия у представителей основных царств; Объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.  Раздел 3. Среда обитания живых организмов Учащиеся должны научиться: определять основные среды обитания живых организмов; сравнивать различные среды обитания;  сравнивать условия обитания в различных природных зонах; выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным  условиям.  определять природные зоны нашей планеты, их обитателей;  определять основные среды обитания живых организмов; сравнивать различные среды обитания; сравнивать условия обитания в различных  природных зонах; выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям; приводить примеры обитателей морей и  океанов. приводить примеры обитателей океанов. приводить примеры обитателей морей. Учащиеся получат возможность научиться: Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. определять природные зоны нашей планеты, их обитателей; характеризовать условия жизни в различных средах обитания. сравнивать условия обитания в различных природных зонах. характеризовать условия жизни в различных средах обитания. характеризовать условия жизни в различных средах обитания. .определять природные зоны нашей планеты, их обитателей; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; наблюдать за  живыми организмами. Раздел 4. Человек на Земле Учащиеся должны научиться: Объяснить место и роль человека в природе. Объяснить необходимость защиты среды обитания человека, выявить экологические причины экологических проблем.  основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; правила поведения человека в опасных ситуациях  природного происхождения;  основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;  простейшие способы оказания первой помощи при ожогах,  обморожении и др. Различать основные органоиды клетки и основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки. Учащиеся получат возможность научиться: Знать этапы появления человека на Земле. Объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; Объяснять роль растений и животных в жизни  человека; Обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; Соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных Обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; Вести здоровый образ жизни. Объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса №П\П Наименование  объектов и  средств материально­технического  обеспечения                 1 2 3 4 5 6 7 8 Книгопечатная  продукция Примерная основная образовательная программа основного общего образования Учебники  Методические пособия  для учителя Печатные пособия Учебно­практическое и  учебно­лабораторное  оборудование Экранно­ звуковые  пособия Технические средства.  Оборудование класса Программа общеобразовательных учреждений. «Биология. Живой организм». 6 класс. Н.И.  Сонин, В.Б. Захаров. Учебник для общеобразовательных учереждений « Биология. Живой организм». 6 класс. Н.И. Сонин – М. Дрофа 2013 Рабочая тетрадь по « Биология. Живой организм». 6 класс. Н.И. Сонин – М. Дрофа 2013. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) Справочные пособия (энциклопедии,    справочники по биологии) Научная, научно­популярная   литература. Определители. Развитие животного и растительного мира Систематика  животных Правила поведения в учебном кабинете Систематика растений Строение, размножение и разнообразие животных Схема строения  клеток живых организмов Строение, размножение и разнообразие растений Беспозвоночные животные Позвоночные животные Растения. Грибы. Лишайники Комплекты по тематике необходимых разделов биологии  функционально заменяют   демонстрационные таблицы на печатной основе, которые используют  эпизодически. Комплекты по тематике необходимых разделов биологии  функционально заменяют   демонстрационные таблицы на печатной основе, которые используют  эпизодически. Весы учебные с разновесами Комплект  посуды и принадлежностей для проведения  лабораторных работ Лупа ручная Микроскоп  школьный   ув.300­500  Термометр наружный Комплект реактивов для базового уровня Видеофильмы по разным разделам биологии. Слайды (диапозитивы) по разным разделам биологии. Экран (на штативе или навесной) Слайд­проектор Столик для слайд­проектора Ученические столы двухместные с комплектом стульев.  Стол учительский с демонстрационным столом.  Вытяжной шкаф №  п/п Количество часов Тема урока Тематическое планирование Планируемые результаты Личностные  Метопредметные  Предметные  2 1ч 3 1 Раздел 1. Живой организм: строение и изучение – 8 часов Формирование  1 представлений о  живом организме  и ценности  природы. Введение. Что такое  живой организм. 2 1ч Наука о живой  природе. Формировать  навыки осознания ценности живых  4 Регулятивные: Умение  использовать речевые средства  для аргументации своей  позиции, точки зрения; Уметь  сопоставлять свойства живых  организмов. Позновательные: Знание и  соблюдение правил работы в  кабинете биологии, техника  безопасности; Формирование  умения ориентироваться в  учебнике, находить и  использовать нужную  информацию, анализировать,  сравнивать, классифицировать и обобщать факты и  явления.Вычитывать все уровни текстовой информации. Коммуникативные:  Формирование умения слушать  и понимать речь других людей. Р: Уметь ставить задачу.  Определять значение  биологических знаний в  Используемые  УМ и МТ  средства 5 Учебник,  таблица. Учащиеся должны  научиться:  Различать основные  органоиды клетки и  основные органические и  минеральные вещества,  входящие в состав клетки. Учащиеся получат  возможность научиться:  Объяснять роль  органических и  минеральных веществ в  клетке. Учащиеся должны  научиться: Определять  основные признаки живой  Учебник, лупа,  микроскоп. объектов. 3 1ч Методы изучения  природы.  Формирование  представлений о  методах изучения природы. 4 1ч Увеличительные  приборы. Формирование  представлений о  строении  микроскопа,  ручной лупы и  работы с ними. современной жизни. П: Знать основные свойства  живой природы. К: Формирование умения  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при  работе в паре. Р: Уметь проводить  наблюдения, измерения, опыты. П: Знать характеристику  методов биологических  исследований. К: Сформировать умение  слушать и понимать речь других людей. Сформировать умение  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при  работе в паре. Р: Уметь работать с  увеличительными приборами. П: Знать устройство светового  микроскопа, лупы. К: Сформировать умение  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при  работе в группе (паре). природы; Работать с  микроскопом. Учащиеся получат  возможность научиться:  Объяснять значение  биологических знаний в  повседневной жизни. Учащиеся должны  научиться:  Характеризовать методы  биологических  исследований. Учащиеся получат  возможность научиться:  Объяснять значение  биологических знаний в  повседневной жизни. Лупа, учебник,  микроскоп. Учащиеся должны  научиться: Работать с  увеличительными  приборами. Учащиеся получат  возможность научиться:  Распозновать органоиды  клетки под микроскопом. Лупа,  микроскоп,  микропрепарат ы, учебник,  интернет  ресурсы. 5 1ч Живые клетки. Формирование  мотивации в  изучении клеток  живых  Р: Уметь находить отличия у  живых клеток. П: Знать основные органоиды  клетки. Учащиеся должны  научиться: Проводить  простейшие наблюдения,  измерения, опыты. Учебник,  интернет  ресурсы,  таблица. 6 1ч Химический состав  клетки. 7 1ч Великие  естествоиспытатели организмов.  Формирование  мотивации в  изучении состава  клеток. Воспитание  патриотизма и  уважения к  прошлому  России. К: Сформировать умение  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при  работе в группе (паре). Р: Уметь работать с наглядным  материалом. П: Знать химический состав  клетки, различать органические  и неорганические вещества. К: Сформировать умение в  диалоге с учителем  совершенствовать  самостоятельно выработанные  критерии оценки. Р: Умение работать с разными  источниками биологической  информации. П: Знать ученых сделавших,  открытия. К: Формирование умения в  диалоге с учителем  совершенствовать  самостоятельно выработанные  критерии оценки. 8 1ч Контрольная работа  по теме «Живой  организм». Формирование  навыков  самостоятельной  работы без  консультативной  помощи учителя. Р: Уметь систематизировать и  обобщать разные виды  информации. П: Знать строение живого  организма, клетки. К: Формирование умения  Учащиеся получат  возможность научиться:  Определять основные  органоиды клетки. Учащиеся должны  научиться: Определять основные  органические и  минеральные вещества,  входящие в состав клетки. Учащиеся получат  возможность научиться:  Узнавать на таблицах и  микропрепаратах основные  органоиды клетки. Учащиеся должны  научиться: Сопоставлять  ведущих  естествоиспытателей и их  открытия в природе. Учащиеся получат  возможность научиться:  Объяснять вклад великих  естествоиспытателей в  развитие биологии и других естественных наук. Учащиеся должны  научиться: Узнавать на  таблицах и  микропрепаратах основные  органоиды клетки;  Соблюдать правила  Учебник,  рабочая  тетрадь,  таблица,  микроскоп,  семена. Учебник,  рабочая  тетрадь. Тестовый  материал выдвигать версии решения  проблемы. Р: Умение организовывать свою  работу, планировать действия,  развитие навыка самооценки и  коррекции результатов  деятельности. П: Уметь находить  закономерности Умение работать с текстом,  выделять главное ,  классифицировать объекты. К: умение слушать и вступать в  поведения и работы с  приборами и  инструментами в кабинете  биологии. Учащиеся получат  возможность научиться:  Определять зависимость  живых организмов от  неживой природы;  Определять основные  органические и  минеральные вещества,  входящие в состав клетки;  Характеризовать методы  биологических  исследований; Объяснять  роль органических и  минеральных веществ в  клетке. Учащиеся должны  научиться: определять  существенные признаки  строения и  жизнедеятельности  изучаемых биологических  объектов. Учащиеся  получат возможность  научиться: Различать  изученные объекты в  природе, на таблицах. Учебник,  рабочая  тетрадь,  интернет  ресурсы. Раздел 2. Многообразие живых организмов – 15 часов 9 1ч Как развивалась жизнь на Земле. Формирование  устойчивой  мотивации к  обучению на  основе  алгоритма  выполнения  задачи. 10 1ч Разнообразие живого. 11 1ч Бактерии. 12 1ч Грибы. диалог, работать в группах и  высказывать свои мысли,  обсуждать вопросы с  одноклассниками. Р: Умение организовать  выполнение заданий учителя.  Развитие навыков самооценки и  самоанализа. П: Умение давать  определениям понятия,  классифицировать объекты. К: Умение воспринимать  информацию на слух, отвечать  на вопросы учителя, вступать в  диалог. Р: Умение работать в составе  творческих групп. П: Уметь дать характеристику  бактерий; Умение выделять  главное в тексте,  структурировать учебный  материал, грамотно  формулировать вопросы,  работать с различными  источниками информации. К: Умение работать в составе  творческих групп. Р: Умение работать в составе  творческих групп. П: Уметь дать характеристику  съедобных и ядовитых грибов Умение выделять главное в  Формирование  устойчивой  мотивации к  обучению в  группе. Формирование  позновательного интереса к  предмету. Формирование  позновательного интереса к  предмету  исследования. Учащиеся должны  научиться: владеть  основами научных  представлений о том, когда  появилась жизнь на Земле. Учащиеся получат  возможность научиться:  иметь представление об  основных этапах развития  жизни на планете. Учащиеся должны  научиться: выделять  основные характеристики  царства Бактерии Учащиеся получат  возможность научиться:  давать характеристику  бактериям.   Учебник,  рабочая  тетрадь, чучела  птиц, муляжи,  интернет  ресурсы. Учебник,  интернет  ресурсы и  рабочая  тетрадь. Учащиеся должны  научиться: описывать  строение шляпочных  грибов Учащиеся получат  Муляжи,  плакаты,  учебник,  рабочая  тетрадь, 13 1ч Водоросли. Формирование  навыков работы  по образцу при  консультативной помощи  учителя. 14 1ч Мхи. Формирование  позновательного интереса к  предмету. тексте, структурировать  учебный материал, грамотно  формулировать вопросы,  работать с различными  источниками информации. К: Умение работать в составе  творческих групп. Р: Умение организовывать свою  работу по выполнению заданий  учителя, развитие навыка  самооценки, коррекция  результатов. П: Знать особенности строения  и жизнедеятельности  водорослей Уметь дать характеристику  водорослям Умение выделять главное в  тексте, структурировать  учебный материал, грамотно  формулировать вопросы,  работать с различными  источниками информации. К: Умение эффективно строить  взаимоотношения с  одноклассниками, вступать в  диалог, высказывать свое  мнение. Р: Умение организовывать свою  работу по выполнению заданий  учителя, развитие навыка  самооценки, коррекция  возможность научиться:  определять ядовитые,  съедобные грибы и  плесневые. микроскоп. Учебник,  рабочая  тетрадь. Учащиеся должны  научиться: Выделять  существенные признаки  водорослей  Учащиеся получат  возможность научиться:  определять виды  водорослей, и их  применение. Учащиеся должны  научиться: описывать  строение мхов и давать им  характеристику Учебник,  рабочая  тетрадь,  гербарий. 15 1ч Папоротники. Формирование  позновательного интереса к  предмету. Учащиеся получат  возможность научиться:  различать виды мхов. Учащиеся должны  научиться: Давать  характеристику  папоротникам. Учащиеся получат  возможность научиться:  определять отличительные  признаки папоротников. Учебник,  рабочая  тетрадь,  интернет  ресурсы и  гербарий. результатов. П: Знать особенности строения  мхов. Уметь дать  характеристику мхам, различать  виды мхов  Умение выделять главное в  тексте, структурировать  учебный материал, грамотно  формулировать вопросы,  работать с различными  источниками информации. К: Умение эффективно строить  взаимоотношения с  одноклассниками, вступать в  диалог, высказывать свое  мнение. Р: Умение организовывать свою  работу по выполнению заданий  учителя, развитие навыка  самооценки, коррекция  результатов. П: Знать отличительные  признаки папоротников. Уметь  дать характеристику. Умение выделять главное в  тексте, структурировать  учебный материал, грамотно  формулировать вопросы,  работать с различными  источниками информации. К: Умение эффективно строить  взаимоотношения с 16 1ч Голосеменные  расстения. Формирование  навыков работы  по образцу при  консультативной помощи  учителя. 17 1ч Покрытосеменные  расстения. Формирование  навыков работы  по образцу при  консультативной помощи  учителя. одноклассниками, вступать в  диалог, высказывать свое  мнение. Р: Умение организовывать свою  работу по выполнению заданий  учителя, развитие навыка  самооценки, коррекция  результатов. П: Знать особенности строения  голосеменных. Уметь дать характеристику голосеменных. Умение  выделять главное в тексте,  структурировать учебный  материал, грамотно  формулировать вопросы,  работать с различными  источниками информации. К: Умение эффективно строить  взаимоотношения с  одноклассниками, вступать в  диалог, высказывать свое  мнение. Р: Умение организовывать свою  работу по выполнению заданий  учителя, развитие навыка  самооценки, коррекция  результатов. П: Знать отличительные  признаки цветковых растени.  Уметь дать характеристику  покрытосеменным. Учебник,  гербарий. Учащиеся должны  научиться: определять  особенности голосеменных  растений и их отличия от  покрытосеменных Учащиеся получат  возможность научиться:  Давать характеристику  голосеменным растениям,  различать семена  голосемменых растений от  покрытосеменных. Учебник,  гербарий. Учащиеся должны  научиться: определять  особенности  покрытосеменных растений и их отличия от  голосеменных Учащиеся получат  возможность научиться:  Давать характеристику Умение выделять главное в  тексте, структурировать  учебный материал, грамотно  формулировать вопросы,  работать с различными  источниками информации. К: Умение эффективно строить  взаимоотношения с  одноклассниками, вступать в  диалог, высказывать свое  мнение. Р: Умение планировать свою  работу при выполнении заданий  учителя, делать выводы по  результатам и проводить  коррекцию. П: Знать о значении растений в  природе и жизни человека.  Уметь узнавать изучаемые  объекты в природе , различать  лекарственные и ядовитые  растения. Самостоятельно сравнивать и  анализировать информацию,  давать определения понятиям. К: Умение слушать учителя,  одноклассников, высказывать  свое мнение. Р: Умение организовывать  выполнение заданий учителя  согласно установленным  правилам работы в кабинете,  покрытосеменным  растениям, различать  семена покрытосеменных  растений от голосеменных. Учебник,  рабочая  тетрадь,  презентация. Учащиеся должны  научиться: проводить  сравнительную  характеристику  представителей различных  царств живой природы и  определять их значение Учащиеся получат  возможность научиться:  Различать лекарственные  растения и ядовитые,  узновать изучаемые  объекты в природе. Учащиеся должны  научиться: определять  простейших Учащиеся получат  Учебник, видео  фрагменты. 18 1ч Значение расстений в  природе и жизни  человека Формирование  навыков  самоанализа  учебной  деятельности. 19 1ч Простейшие. Формирование  позновательного интереса к  предмету. развитие навыка самооценки  коррекция результатов. П: Знать отличительные  признак . Уметь определять  простейших. Умение выделять  главное в тексте,  структурировать учебный  материал, грамотно  формулировать вопросы,  работать с различными  источниками информации.  Готовить сообщения и  презентовать результаты своей  работы. К: Умение работать в группах и парах, вступать в диалог  совершать взаимоконтроль. Р: Умение организовывать  выполнение заданий учителя  согласно установленным  правилам работы в кабинете,  развитие навыка самооценки  коррекция результатов. П: Знать отличительные  признаки и значение  беспозвоночных. К: Умение работать в группах и парах, вступать в диалог  совершать взаимоконтроль. Р: Умение организовывать  выполнение заданий учителя  согласно установленным  возможность научиться:  отличать их отличительные  признаки. Учащиеся должны  научиться: отличать  признаки беспозвоночных и  их значение Учащиеся получат  возможность научиться:  Учебник,  рабочая  тетрадь. Учащиеся должны  научиться: Знать  отличительные признаки  Учебник,  рабочая  тетрадь,  20 1ч Беспозвоночные. Формирование  мотивации  позновательного интереса к  предмету. 21 1ч Позвоночные. Формирование  мотивации  позновательного 22 1ч Значение животных в  природе и жизни  человека.  интереса к  предмету. Формирование  коммуникативно й комнетенции в  сотрудничестве  со сверстниками в процессе  образовательной деятельности. 23 1ч ТКУ Контрольная  работа по теме  «Многообразие живых организмов». Формирование  знаний основных  принципов и  правил  отношения к  живой природе. правилам работы в кабинете,  развитие навыка самооценки  коррекция результатов. П: Знать отличительные  признаки позвоночных, их  систематику, и значение. К: Умение работать в группах и парах, вступать в диалог  совершать взаимоконтроль. Р: Умение планировать свою  работу при выполнении заданий  учителя, делать выводы по  результатам и проводить  коррекцию  умение слушать учителя,  одноклассников, высказывать  свое мнение. П: Знать значение животных в  природе и в жизни человека.  Уметь находить изучаемые  объекты в природе. К: Умение слушать учителя,  одноклассников, высказывать  свое мнение. Р: Проводить простейшую  классификацию живых  организмов по отдельным  царствам. П: Использовать  дополнительные источники  информации для выполнения  учебной задачи. позвоночных, их  систематику, и значение. Учащиеся получат  возможность научиться:  скелеты. Учебник,  рабочая  тетрадь. Учащиеся должны  научиться: Знать значение  животных в природе и в  жизни человека Учащиеся получат  возможность научиться:  Уметь находить изучаемые  объекты в природе. Тестовые  задания. Учащиеся должны  научиться: Определять  основные признаки  представителей царств  живой природы;  Определять  принадлежность  биологических объектов к К: Самостоятельно отвечать на поставленные вопросы. одному из царств живой  природы; Различать  изученные объекты в  природе, на таблицах;  Устанавливать черты  приспособленности  организмов к среде  обитания; Учащиеся получат  возможность научиться:  Отличать существенные  признаки строения и  жизнедеятельности  изучаемых биологических  объектов; Устанавливать  черты сходства и различия  у представителей основных  царств; Объяснять роль  представителей царств  живой природы в жизни  человека.  Р: Знание сред обитания и их  особенностей. Умение  различать на рисунках и  таблицах организмы разных  сред обитания. Умение организовать  выполнение заданий учителя  согласно установленным  правилам работы в кабинете. П: Умение работать с  Учащиеся должны  научиться: определять  основные среды обитания  живых организмов;  сравнивать различные  среды обитания; Учащиеся получат  возможность научиться:  Умение различать на  рисунках и таблицах  Учебник,  рабочая  тетрадь. Раздел 3. Среда обитания живых организмов – 6 часов 24 Три среды обитания. 1ч Формирование  бережного  отношения к  окружающей  среде. 25 1ч Жизнь на разных  материках. Формирование  экологической  культуры на  основе признания  ценности жизни во всех её  проявлениях. текстом, выделять в нем  главное, структурировать  учебный материал,  классифицировать объекты. К: Умение слушать учителя и  отвечать на вопросы,  обсуждать вопросы со  сверстниками. Р: Мение организовать  выполнение заданий учителя  согласно установленным  правилам работы в кабинете. П: Умение работать с  дидактическими материалами, классифицировать объекты,  давать определения понятиям. К: Умение слушать учителя и  отвечать на вопросы, работать  в составе творческих групп,  обсуждать вопросы с  одноклассниками. 26 1ч Природные зоны. Формирование  ответственного  отношения к  природе и ее  охране. Р: Умение организовать  выполнение заданий учителя  согласно установленным  правилам работы в кабинете, развитие навыков оценки и  самоанализа. П: Умение давать  определения понятиям.  организмы разных сред  обитания. Учебник,  рабочая  тетрадь. Учебник,  рабочая  тетрадь. Учащиеся должны  научиться: сравнивать  условия обитания в  различных природных  зонах; выявлять черты  приспособленности живых  организмов к определенным условиям. Учащиеся получат  возможность научиться:  определять природные зоны нашей планеты, их  обитателей;  характеризовать условия  жизни в различных средах  обитания. Учащиеся должны  научиться: определять  природные зоны нашей  планеты, их обитателей; Учащиеся получат  возможность научиться:  сравнивать условия  обитания в различных 27 1ч Жизнь в морях. Формирование  знаний основной  жизни в морях. 28 1ч Жизнь в океанах. Формирование  знаний основной  жизни в океанах. Развитие элементарных  навыков устанавливания  причинно­следственных  связей. К: Умение слушать учителя и  одноклассников,  аргументировать свою точку  зрения. Овладение навыками  выступлений перед  аудиторией. Р: Умение корректировать  собственные представления о  происхождении человека с  научным мировоззрением. П: Умение формулировать  гипотезу и находить  аргументы для ее  доказательства. К: Умение обобщать  информацию и выстраивать  доказательность своих  убеждений. Р:Умение корректировать  собственные представления о  происхождении человека с  научным мировоззрением. П: Умение формулировать  гипотезу и находить  аргументы для ее  доказательства. К: Умение обобщать  информацию и выстраивать  природных зонах. Учащиеся должны  научиться: приводить  примеры обитателей морей. Учащиеся получат  возможность научиться:  характеризовать условия  жизни в различных средах  обитания. Учебник,  рабочая  тетрадь,  интернет  ресурсы. Учебник,  рабочая  тетрадь,  интернет  ресурсы. Учащиеся должны  научиться: приводить  примеры обитателей  океанов. Учащиеся получат  возможность научиться: характеризовать условия  жизни в различных средах  обитания. 29 1ч ТКУ Контрольная  работа по теме «Среда обитания живых  организмов». доказательность своих  убеждений. Р: Находить и использовать  причинно­следственные связи;  П: Формулировать и  выдвигать простейшие  гипотезы; К:Выделять в тексте  смысловые части и  озаглавливать их, ставить  вопросы в тексте. Формирование  экологической  культуры на  основе признания  ценности жизни во всех её  проявлениях и  необходимости  ответственного,  бережного  отношения к  окружающей  среде. Тестовые  задания. Учащиеся должны  научиться: 1.определять  основные среды обитания  живых организмов;  2.сравнивать различные  среды обитания;  3.сравнивать условия  обитания в различных  природных зонах;  4.выявлять черты  приспособленности живых  организмов к определенным условиям; 5.приводить  примеры обитателей морей  и океанов. Получить возможность  научиться:  1.определять природные  зоны нашей планеты, их  обитателей; 2.характеризовать условия  жизни в различных средах  обитания; 3.наблюдать за живыми  организмами. Раздел 4. Человек на Земле – 5 часов 30 1ч Как человек появился  на Земле. Формирование  понимания  ценности жизни  Р: Объяснить место и роль  человека в природе. П: Знать этапы появления  человека на Земле. Учащиеся должны  научиться: Объяснить  место и роль человека в  природе. Учебник,  рабочая  тетрадь. человека на земле. К: умение слушать учителя и  31 1ч Как человек изменил  Землю. Воспитание  патриотизма и  уважения к Земле. отвечать на вопросы,  обсуждать вопросы со  сверстниками. Р: Объяснить необходимость  защиты среды обитания  человека, выявить  экологические причины  экологических проблем. П: Знать как повлиял человек  на окружающий мир,  экологические проблемы  современности. К: Умение слушать учителя и  отвечать на вопросы, работать  в составе творческих групп,  обсуждать вопросы со  сверстниками. 32 1ч Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля  пустыней. Воспитание  патриотизма и  бережного  отношения к  Земле. Р: Выявить и приводить  примеры растений и  животных, занесенных в  Красную книгу России и  Красноярского края. П: Знать растения и животных Учащиеся получат  возможность научиться:  Знать этапы появления  человека на Земле. Учащиеся должны  научиться: Объяснить  необходимость защиты  среды обитания человека,  выявить экологические  причины экологических  проблем. Учащиеся получат  возможность научиться: Объяснять причины  негативного влияния  хозяйственной  деятельности человека на  природу; Объяснять роль растений и  животных в жизни  человека; Обосновывать  необходимость принятия  мер по охране живой  природы; Соблюдать  правила поведения в  природе; Учащиеся должны  научиться: основные  экологические проблемы,  стоящие перед  современным  человечеством; правила  Учебник,  рабочая  тетрадь,  интернет  ресурсы. Учебник,  рабочая  тетрадь. 33 1ч Здоровье человека и  безопасность жизни. Формирование  понимания  здорового и  безопасного  образа жизни. занесенных в Красную книгу  России, нашего региона. К: Умение работать в составе  творческих групп. Р: Приводить доказательства  взаимосвязи человека и  окружающей среды,  зависимости здоровья  человека от состояния  окружающей среды. П: Знать природную и  социальную среду обитания  человека. К: Знать природную и  социальную среду обитания  человека. 34 1ч ТКУ Контрольная  работа по теме  «Человек на земле». Формирование  понимания  ценности  здорового и  Р: Формирование умения  видеть проблему. П: Анализ и оценка  деятельности на уроке. поведения человека в  опасных ситуациях  природного  происхождения; Учащиеся получат  возможность научиться:  различать на живых  объектах, таблицах опасные для жизни человека виды  растений и животных Учащиеся должны  научиться: основные  экологические проблемы,  стоящие перед  современным  человечеством;  простейшие способы  оказания первой помощи  при ожогах, обморожении и др. Учащиеся получат  возможность научиться:  Обосновывать  необходимость принятия  мер по охране живой  природы;  Вести здоровый образ  жизни. Учащиеся должны  научиться: Предков  человека, их характерные  черты, образ жизни;  Учебник,  рабочая  тетрадь. Тестовые  задания. безопасного  образа жизни на  Земле. К: Уметь показать знания по  изучению курса биологии за 5  класс. основные экологические  проблемы, стоящие перед  современным  человечеством; правила  поведения человека в  опасных ситуациях  природного  происхождения;  простейшие способы  оказания первой помощи  при ожогах, обморожении и др. Объяснять причины  негативного влияния  хозяйственной  деятельности человека на  природу; Объяснять роль растений и  животных в жизни  человека; Обосновывать  необходимость принятия  мер по охране живой  природы; Соблюдать  правила поведения в  природе; Учащиеся получат  возможность научиться: Вести здоровый образ  жизни и проводить борьбу с вредными привычками  своих товарищей; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды  растений и животных. №п/п № урока Тема урока Дата  Корректировк а Неурочная деятельность Вид деятельности (ФГОС НОО и ФГОС ООО) Вид контроля Календарно – тематическое планирование. Цели: Изучить живой организм. Строение живого организма. Раздел 1: Живой организм: строение и изучение (8 час) дат. 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 Введение. Что такое живой организм. Наука о живой природе.  Лабораторная работа №1  «Знакомство с оборудованием для  научных исследований». 20 мин Методы изучения природы.  Лабораторная работа №2  «Проведение наблюдений, опытов и  измерений с целью конкретизации  знаний о методах изучений природы». 20 мин Увеличительные приборы.  Лабораторная работа №3  «Устройство ручной лупы, светового  микроскопа». 20 мин Живые клетки. Лабораторная работа  №4 «Строение клеток кожицы чешуи  лука». 20 мин Химический состав клетки.  Лабораторная работа №5  «Определение состава семян  пшеницы». 20 мин Великие естествоиспытатели.  Лабораторная работа №6  «Определение физических свойств  белков, жиров, углеводов». 20 мин Контрольная работа по теме «Живой  6.09 13.09 20.09 27.09 4.10 11.10 18.10 25.10 Объясняют роль биологических  знаний в жизни человека.  Выделяют существенные признаки живых организмов. Определяют  основные методы биологических  исследований. Учатся работать с  лупой и световым микроскопом,  готовить микропрепараты.  Выявляют основные органоиды  клетки, различают их на  микропрепаратах и таблицах.  Сравнивают химический состав  тел живой и не живой природы.  Объясняют вклад великих  естествоиспытателей в развитие  биологии и других естественных  наук. Лабораторная  работа №1  Лабораторная  работа №2  Лабораторная  работа №3  Лабораторная  работа №4  Лабораторная  работа №5  Лабораторная  работа №6  Тестовая  Творческие лаборатории Проектная деятельность организм». 40 мин  Цели: Изучить многообразие живых организмов от бактерий до животных. Раздел 2: Многообразие живых организмов (15час) работа №1 по  теме «Живой  организм» 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Растения. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные растения. Покрытосеменные (цветковые)  растения. Значение растений в природе и жизни  человека.  Животные. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и  жизни человека. Контрольная работа по теме  «Многообразие живых организмов».  40мин. 8.11 15.11 22.11 29.11 6.12 13.12 20.12 27.12 17.01 24.01 31.01 7.02 14.02 21.02 28.02 Игры Игры Называют основные этапы в  развитии жизни на Земле.  Определяют предмет изучения  систематики. Выявляют  отличительные признаки  представителей царств живой  природы. Сравнивают  представителей царств, делают  выводы на основе сравнения.  Приводят примеры основных  представителей царств природы.  Объясняют роль живых  организмов в природе и жизни  человека. Различают изученные  объекты в природе, таблицах.  Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности  изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и  домашних животных. Оценивают  представителей живой природы с  эстетической точки зрения.  Наблюдают и описывают внешний  вид природных объектов, их рост,  развитие, поведение, фиксируют  результаты и формулируют  выводы. Работают с учебником.  Тестовая  работа №2 по  теме  «Многообразие живых  организмов» Цели: Изучить и сравнить среды обитания живых организмов. Раздел 3: Среда обитания живых организмов (6час) Находят доп. информацию.  24 25 26 27 28 29 1 2 3 4 5 6 Три среды обитания. Лабораторная  работа №7 «Исследование  особенностей строения растений и  животных, связанных со средой  обитания». 20 мин Жизнь на разных материках.  Лабораторная работа №8  «Определение наиболее  распространённых растений и  животных с использованием  различных источников информации»  20 мин Природные зоны Земли.  Лабораторная работа №9  «Знакомство с экологическими  проблемами местности и доступными путями их решения». 20 мин Жизнь в морях. Жизнь в океанах. Контрольная работа по теме «Среда  обитания живых организмов». 40  мин. 7.03 14.03 21.03 4.04 11.04 18.04 Виртуальное путешествие Характеризуют и сравнивают  основные среды обитания, а также называют виды растений и  животных, населяющих их.  Выявляют особенности строения  живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания.  Приводят примеры типичных  обитателей материков и  природных зон. Прогнозируют  последствия изменений в среде  обитания для живых организмов.  Объясняют необходимость  сохранения среды обитания для  охраны редких и исчезающих  биологических объектов.  Называют природные зоны Земли,  характеризуют их основные  особенности и выявляют  закономерности распределения  организмов в каждой из сред. Лабораторная работа №7  Лабораторная работа №8  Лабораторная работа №9  Тестовая  работа №3 по  теме «Среда  обитания  живых  организмов» Цели: Сформировать понятия о том, как появился человек на земле. 30 1 Как человек появился на Земле.  25.04 Творческие Описывать основные этапы  Лабораторная  Раздел 4: Человек на земле (5 час) Лабораторная работа №10  «Измерение своего роста и массы  тела». 20 мин Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли  Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность  жизни. Лабораторная работа №11  «Овладение простейшими способами  оказания первой доврачебной  помощи». 20 мин Контрольная работа по теме  «Человек на Земле». 40 мин. 2.05 16.05 23.05 30.05 31 32 33 34 2 3 4 5 лаборатории Проектная деятельность работа №10  Лабораторная работа №11  Тестовая  работа №4 по  теме «Человек  на Земле» антропогенеза, Характерные  особенности предковых форм  человека разумного. Анализируют  последствия хозяйственной  деятельности человека в природе.  Называют исчезнувшие виды  растений и животных. Называют и  узнают в природе редкие и  исчезающие виды растений и  животных. Выясняют, какие  редкие и исчезающие виды  растений и животных обитают в  их регионе. Объясняют причины  исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают  необходимость соблюдения  правил поведения в природе и  выполнение гигиенических  требований и правил поведения,  направленных на сохранение  здоровья. Оценка устного ответа Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определённой логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две­три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя Оценка письменных контрольных работ Отметка «5»: ответ полный и правильный, на основе изученных теорий, при этом возможна несущественная ошибка.  Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две­три несущественные.  Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок. При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие. Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения практических видов занятий, работ по биологии В классе – 10 учащихся Класс Вид работы, №, тема работы (по  физической культуре – раздел программы)  Наименование  оборудования  5 Лабораторная работа №1 «Знакомство с  оборудованием для научных  исследований». Микроскоп  Лупа Пробирки Необходимый минимум ( 1 комплект на 1 уч,  1 комплект на 2 уч 1 комплект на группу уч, 1 комплект на класс ) 1 (на класс) 1 (на класс) 1 (на класс) % оснощённости Количество  оборудования в наличии 1 1 1 100% 100% 100% Лабораторная работа №2 «Проведение  наблюдений, опытов и измерений с целью  конкретизации знаний о методах изучений  природы». Лабораторная работа №3 «Устройство  ручной лупы, светового микроскопа». Лабораторная работа №4 «Строение  клеток кожицы чешуи лука». Лабораторная работа №5 «Определение  состава семян пшеницы». Лабораторная работа №6 «Определение  физических свойств белков, жиров,  углеводов». Лабораторная работа №7 «Исследование  особенностей строения растений и  животных, связанных со средой обитания». Лабораторная работа №8 «Определение  наиболее распространённых растений и  животных с использованием различных  источников информации» Лабораторная работа №9 «Знакомство с  экологическими проблемами местности и  доступными путями их решения». Лабораторная работа №10 «Измерение  своего роста и массы тела» Лабораторная работа №11 «Овладение  Спиртовки  1 (на класс) Микроскоп  Лупа Микроскоп  Лупа Микроскоп  Предметное стекло ­ 1 (на класс) 1 (на класс) 1  1 1 (на парту) 1 (на парту) ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Весы Метр  ­ 1 (на класс) 1 (на класс) ­ 1 1 1 1 1 4 4 ­ ­ ­ ­ ­ 1 1 ­ 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% простейшими способами оказания первой  доврачебной помощи».

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"

Рабочая программа "Биология 5 класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017