Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс
Оценка 5

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Оценка 5
Образовательные программы
doc
биология
6 кл
23.10.2017
Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс
программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2012); Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-х классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.
биология 6 класс.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Басинская основная общеобразовательная школа» Рассмотрено на                                                                     Рассмотрено на заседании                                                 Утверждаю заседании МО                                                                        педагогического совета                                                     Директор МКОУ Протокол №                                                                           протокол №                                                                         «Басинская ООШ» От «___»_____201                                                                  от «___»____201                                                                   приказ № Руководитель МО                                                                                                                                                                от «___»_____201 _______//                                /                                                                                                                                                 _______/Авдеева Е.В./   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии  6 класс Составила: учитель физики и математики Тирмитова И.Т. ­2017­ Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса биологии 6 класса составлена на основе: ­ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; ­ Фундаментального ядра содержания общего образования; ­ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273­ФЗ; ­ примерной программы основного и среднего (полного) общего образования по биологии; ­ программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой,   А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана­Граф, 2012); ­ учебным планом МКОУ «Басинская ООШ»» на 2017 – 2017 учебный год.   Программа отражает идеи и положения Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования   универсальных   учебных   действий   (УУД),   составляющих   основу   для   саморазвития   и   непрерывного   образования,   выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6­х классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час  в неделю, 34 часа в год.          В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у обучающихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.            На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6­х классах реализуется базовый уровень. Курс биологии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе.  Общая характеристика курса биологии Курс   биологии   на   ступени   основного   общего   образования   направлен   на   формирование   у   школьников   представлений   об   отличительных особенностях   живой   природы,   о   ее   многообразии   и   эволюции,   человеке   как   биосоциальном   существе.   отбор   содержания   проведен   с   учетом культурологического   подхода,   в   соответствии   с   которым   учащиеся   должны   освоить   содержание,   значимое   для   формирования   познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает: ­ формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира; ­ овладение научным подходом к решению различных задач; ­ овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; ­ овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; ­ воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; ­ формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач. Разделы   «Растения.   Бактерии.   Грибы.   Лишайники»   (изучается   в   5­м   и   6­м   классах)   включают   сведения   об   особенностях   строения   и жизнедеятельности организмов этих групп, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Ведущей идеей содержания этих разделов является ценность биологического разнообразия для поддержания жизни на планете. Место курса биологии в учебном плане В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе и включающий основные понятия биологии, физики, химии и астрономии. По отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию — в процессе его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека. Курс   биологии   основной   школы   содержит   знания   о   строении,   жизнедеятельности   и   многообразии   живых   организмов,   их   роли   в   природе, особенностях жизнедеятельности организма человека и сохранении его здоровья.  Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе.  Таким   образом, содержание  курса  биологии  в  основной  школе   представляет  собой  базовое  звено в  системе   непрерывного  биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии 6 класса Личностными результатами являются следующие умения: ­ осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости; ­ постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; ­ осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; ­ оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасносго образа жизни и сохранения здоровья; ­ оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы; Метапредметными результатами  являются формирование УУД. Регулятивные УУД: ­ самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; ­ выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей; ­ составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); ­ работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; ­ в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: ­ анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений; ­   осуществлять   сравнение,   классификацию,   самостоятельно   выбирая   основания   и   критерии   для   указанных   логических   операций;   строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); ­ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей; ­ составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой; ­ уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: ­  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: ­ определять роль растений в природе и жизни человека; ­ объяснять роль растений в круговороте веществ; ­ приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение; ­ находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения; ­ перечислять отличительные свойства растений; ­ различать основные группы растений; ­ определять основные органоиды растительной клетки, органов растений; ­ объяснять строение и жизнедеятельность различных групп растений; ­ понимать смысл биологических терминов; ­ характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; ­   проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов; ­ использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; ­ различать съедобные и ядовитые растения Смоленской области. Содержание курса биологии в 6 классе                Курс  биологии   в  6   классе   «Растения.   Бактерии.   Грибы.   Лишайники»   имеет  комплексный   характер,   так   как   включает   основы   различных биологических   наук   о   растениях:   морфологии,   анатомии,   физиологии,   экологии,   фитоценологии,   микробиологии,   растениеводства.   Содержание   и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному ­ биогеоценотическому  и способствует формированию  эволюционного и  экологического мышления, ориентирует  на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально­ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности. Наука о растениях – ботаника (4 ч) Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием. Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме. Экскурсия «Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений». Органы растений (9 ч) Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений. Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян. Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений  Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек. Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений. Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.  Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение. Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление. Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов. Лабораторные работы  «Строение  семени фасоли»  «Строение вегетативных и генеративных  почек»  «Внешнее строение листьев» «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»  «Изучение строения соцветий» Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч) Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.  Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.  Размножение растений. Особенности размножения растений.  Оплодотворение у цветковых растений.   Размножение  растений черенками — стеблевыми,   листовыми,   корневыми.   Размножение   растений   укореняющимися   и   видоизмененными   побегами.   Размножение   растений   прививкой. Применение   вегетативного   размножения   в   сельском   хозяйстве   и   декоративном   растениеводстве.   Биологическое   значение   семенного   размножения растений. Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений. Практические работы «Черенкование комнатных растений» «Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами» Многообразие и развитие растительного мира (9 ч) Понятие   о   систематике   как   разделе   науки   биологии.   Основные   систематические   категории:   царств,   отдел,   класс,   семейство,   род,   вид. Международные названия растений. Царство растений. Низшие   растения.   Водоросли:   зеленые,   бурые,   красные.   Среды   обитания   водорослей.   Биологические   особенности   одноклеточных   и многоклеточных   водорослей   в   сравнении   с   представителями   других   растений.   Пресноводные   и   морские   водоросли   как   продуценты   кислорода   и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. Высшие споровые растения.  Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве. Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов. Высшие семенные растения. Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека. Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений. Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных. Класс   Двудольных   растений.   Биологические   особенности   двудольных.   Характеристика   семейств:   Розоцветных,   Бобовых   (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных),  Пасленовых, Астровых (Сложноцветных). Класс   Однодольных   растений.   Общая   характеристика   класса.   Характеристика   семейств:   Лилейных,   Луковых,   Злаковых   (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение. покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды. Историческое   развитие   растительного   мира.   Этапы   эволюции   растений.   Выход   растений   на   сушу.   Приспособленность   Господство Разнообразие   и   происхождение   культурных   растений. Дикорастущие,   культурные   и   сорные   растения.  Центры   происхождения   культурных растений. Лабораторные работы «Изучение внешнего  строения мхов» Природные сообщества (3 ч) Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества. Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах. Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ. Экскурсия «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе» Учебно­тематическое планирование Модуль (глава) Количество часов № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Наука о растениях ­ ботаника Органы растений Основные процессы жизнедеятельности растений Многообразие и развитие растительного мира Природные сообщества Итоговое повторение Итоговый контроль 4 9 6 9 3 3 34                     Итого       Контроль уровня знаний. Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: ­ лабораторные работы ­ подготовка сообщений ­ практические работы ­ выполнение проектов ­тестовый контроль Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам  промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов  и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов  освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются  материалы:  тематических и итоговых проверочных работ;  творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также   к   представлению   и   интерпретации   результатов   измерений.   Одним   из   проявлений   уровневого   подхода   является   оценка   индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.     Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни: низкий уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»); повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»); высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»). Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового. Планируемые результаты изучения курса биологии Система   планируемых   результатов:  личностных,   метапредметных   и   предметных   в   соответствии   с   требованиями   стандарта   представляет комплекс взаимосвязанных учебно­познавательных и учебно­практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом. По окончанию 6 класса обучающийся научится:  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;  •  применять методы  биологической  науки для изучения  клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми  организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;  •  использовать   составляющие   исследовательской   и   проектной   деятельности   по   изучению   живых   организмов   (приводить   доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. По окончанию 6 класса обучающийся получит возможность научиться:  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;  • использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы; • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;  •  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы);  • находить информацию о растениях и животных в научно­популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;  •выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Литература И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс» М.: издательство «Вентана­Граф», 2013 И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс. Методическое пособие» М.: издательство «Вентана­Граф», 2013 1. 2. 3. М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5­11 классах», Волгоград, издательство «Учитель», 2005 4. 5. 6. Н.Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» М.: «5 за знания», 2006 О.П. Дудкина «Биология. Проверочные тесты. Разроуровневые задания 6­11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2011 Н.В.   Ляшенко,   Е.В.   Попова,   В.П.   Артеменко,   Е.Н.   Маслак   «Биология.   Секреты   эффективности   современного   урока»   Волгоград. издательство «Учитель», 2013 7. Интернет­ресурсы: В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов «ЕГЭ: шаг за шагом. Растения. Грибы. Лишайники» М.: издательство «Дрофа», 2011 1. http://www.livt.netЭлектронная иллюстрированная  энциклопедия "Живые существа" 2. http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных 3. http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений 4. http://ebio.ru/ ­ Электронный учебник «Биология». 5.  .  ru   /  education ­ учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» . www   .  km  Материально­техническое обеспечение учебного процесса Материально­техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно­воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение включает различные типы средств обучения. Имеется учебно­практическое и учебно­ лабораторное оборудование, в том числе модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы. В комплект технических и информационно­коммуникативных средств обучения входят: ноутбук, мультимедиа проектор, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов. Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных­биологов). Разработаны  задания для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ. ­ Гербарии: Основные группы растений, Растительные сообщества. ­ коллекция «Семена и плоды» ­ магнитные модели – аппликации: Классификация растений и животных, Деление клетки ­ прибор для демонстрации всасывания воды корнями растений ­ лупы ручные ­микроскопы ­ набор химической посуды для проведения лабораторных работ и опытов ­ комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения» № уро ка 1. Класс: 6 УУД: регулятивные (Р), личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П). Предмет: Биология Календарно­тематическое планирование  Тема урока Планируемые результаты личностные метапредметные предметные Практическ ая часть Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа) Царство Растения. Общая характеристи ка растений.   в Ориентация межличностных отношениях. Умение     выделять нравственный   аспект поведения. Самоопределение    Различать   царства   живой   природы. Характеризовать различных представителей царства Растения. Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях. Использовать информационные     Знать   правила   работы   в кабинете биологии, технику безопасности при работе   с   биологическими объектами и лабораторным оборудованием.   Царства   Домашн ее задание П. 1, с.6 ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об   истории   использования   растений человеком   (П)   Умение   слушать   и вступать в диалог (К) Характеризовать   внешнее   строение растений.   Объяснять   отличие   вегетативных органов от генеративных. Умение   слушать   и   вступать   в диалог(К) Осваивать   приёмы   работы   с определителем растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об   истории   использования   растений человеком (П)   Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Различать   и   называть   органоиды клеток растений. Характеризовать   основные   процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи   работы   всех   частей клетки. Выявлять   отличительные   признаки растительной клетки Овладение   учебными   умениями:   материал; логично анализировать таблицу, рисунок   и   на   этой   основе излагать текст,       2. 3. Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. Ориента­ ция   в   межлично­ стных отношениях. Умение     выделять нравственный   аспект поведения. Самоопределение  Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. 4. Ткани растений Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии           Наука живой   природы.   Места обитания растений. История использования  и изучения растений. Семенные   и   споровые растения.   о растениях — ботаника Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Семенные   и   споровые растения.   Представление о   жизненных   формах растений, примеры. Характеристика отличительных   свойств   наиболее крупных категорий   жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав Клетка   как   основная единица структурная растения.   Строение растительной клетки: клеточная   стенка,   ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки.   Деление   клетки.   как   живая Клетка система.   Особенности растительной клетки Определять понятие «ткань».   Характеризовать особенности   строения   и функции тканей растений.         П.2, с.14 П.3, с. 17 Самостояте льная работа по теме П.4,   с.21, с. 26 (вопросы) формулировать выводы Устанавливать взаимосвязь   и функций тканей. строения Тема 2. Органы растений (9 часов) 1 (5) Семя,   его строение   и значение. Условия прорастания семян   Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, выводы).   делать Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной литературой,   логично   излагать материал; овладение исследовательскими умениями: цели лабораторной   работы,   осуществлять фиксирование   и   анализ   фактов   или явлений,   проводить   презентацию полученных знаний и опыта. определять       Лабораторн ая работа № 1 «Строение семени фасоли» П.5, с.28 П. 6, с.34           Объяснять   роль   семян   в природе. Характеризовать функции   частей   семени.   строение Описывать зародыша   растения.   Устанавливать   сходство проростка   с   зародышем семени. Описывать стадии прорастания семян. Выявлять   отличительные семян признаки двудольных и однодольных   растений.   Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека. Проводить   наблюдения, фиксировать их результаты   во   время выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы   в   кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Характеризовать   роль воды   и   воздуха   в прорастании семян. Объяснять значение 2 (6) Корень, его  строение и  значение Овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно­ следственные   связи, делать   обобщения   и выводы).     определять Овладение исследовательскими умениями: цели лабораторной   работы,   осуществлять фиксирование   и   анализ   фактов   или явлений,   проводить   презентацию полученных знаний и опыта.   3 (7) Побег, его  строение и  развитие Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной литературой,   логично   излагать материал; проводить   анализ   и   обработку информации.     запасных   питательных веществ   в   прорастании семян. Объяснять   зависимость прорастания   семян   от температурных условий. сроки Прогнозировать посева   семян   отдельных культур Различать   и   определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь   строения   и функций частей корня. Объяснять   особенности роста   корня.   Проводить за наблюдения изменениями в верхушечной части корня в   период   роста.   Характеризовать значение видоизменённых   корней для растений. Называть части побега. Определять   типы   почек на рисунках, фотографиях, натуральных   объектах. Характеризовать   почку как   зачаток   нового побега. Объяснять   вегетативных генеративных почек.   назначение и       П. 7, с.37 П. 8, с. 43 Лабораторн ая работа № 2 «Строение вегетативны х и генеративны х почек» 4 (8) Лист,   его строение   и значение Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной литературой,   логично   излагать материал; проводить   анализ   и   обработку информации. 5 (9) Стебель,   его строение   и значение Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной литературой,   логично   излагать материал; проводить   анализ   и   обработку информации 6 (10) «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно­ следственные   связи, делать   обобщения   и выводы). Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной литературой,   логично   излагать материал; исследовательскими овладение умениями: цели лабораторной   работы,   осуществлять фиксирование   и   анализ   фактов   или   проводить   презентацию явлений, определять             строение Объяснять роль прищипки и   пасынкования   в растениеводстве. Определять   части   листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать   простые   и сложные листья. Характеризовать внутреннее листа, его части. Устанавливать взаимосвязь   строения   и функций листа. Характеризовать видоизменения   листьев растений. внешнее Описывать стебля, строение приводить примеры различных типов стеблей.  Называть внутренние части   стебля   растений   и их функции. Определять видоизменения надземных и   подземных   побегов   на рисунках,   фотографиях, натуральных объектах. Изучать и описывать  строение подземных  побегов, отмечать их  различия. Фиксировать   результаты исследований.   Соблюдать правила в кабинете,   обращения   с лабораторным   работы           Лабораторн ая работа № 3   «Внешнее строение листьев» П. 9, с.48 Биологическ ий диктант   10, П. с.54 Лабораторн ая работа № 4 П.10 7 (11) Цветок, его  строение и  значение.  Соцветия.  Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии 8 (12) Плод.  Разнообразие  и значение  плодов Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии полученных знаний и опыта Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной литературой,   логично   излагать материал; исследовательскими овладение цели умениями: лабораторной   работы,   осуществлять фиксирование   и   анализ   фактов   или явлений,   проводить   презентацию полученных знаний и опыта определять           определять Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной литературой,   логично   излагать материал; овладение исследовательскими умениями: цели лабораторной   работы,   осуществлять фиксирование   и   анализ   фактов   или явлений,   проводить   презентацию полученных знаний и опыта; умение   работать   с   информацией: самостоятельно поиск источников   (справочные   издания   на печатной   основе   и   в   виде   CD, вести               опыления оборудованием Определять   и   называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.  Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий   на   рисунках   и натуральных объектах.  Характеризовать значение соцветий.  Объяснять   взаимосвязь и опыления оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать  типы   растений. Устанавливать взаимосвязь   функций частей цветка и поведения животных   в   период опыления Объяснять процесс  образования плода.  Определять типы плодов  и классифицировать их по рисункам, фотографиям,  натуральным объектам. Описывать способы  распространения плодов и семян на основе  наблюдений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов у     Лабораторн ая работа № 5   «Изучение строения соцветий»   с. П.11, 66   12, П. с.66 9 (13) Обобщение   и систематизац ия   знаний   по материалам темы «Органы растений» 1 (14) Минеральное питание растений Овладение интеллектуальными умениями   (делать обобщения и выводы) Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии 2 (15) Воздушное питание растений   — фотосинтез Сформированность   у учащихся ценностного отношения к природе   ресурсы периодические   издания, Интернета) Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. овладение коммуникативными  умениями и опытом межличностных  коммуникаций, корректного ведения  диалога и дискуссии и   семян   в   природе   и жизни человека. Обобщать и  систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать   на   итоговые вопросы темы, выполнять задания Тестовый контроль С.71 Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов) Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной   логично   излагать литературой, материал;   умение   работать   с информацией:   самостоятельно   вести поиск   источников   (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);  проводить   анализ   и   обработку информации Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной   логично   излагать литературой, материал;   умение   работать   с информацией:   самостоятельно   вести поиск   источников   (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);  проводить   анализ   и   обработку информации   и   Объяснять роль корневых волосков   в   механизме почвенного питания. Обосновывать роль почвенного   питания   в жизни растений. Сравнивать   и   различать значение состав органических   и минеральных   удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь   почвенного питания   растений   и условий внешней среды. Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять   роль   зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить организмов автотрофов гетеротрофов, различия в их питании. Обосновывать   космическую зелёных растений. примеры —   и   находить     роль       П.13, с.74   14, П. с.78 Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной литературой,   логично   излагать материал; овладение коммуникативными умениями   и   опытом   межличностных коммуникаций,   корректного   ведения диалога и дискуссии   Овладение учебными умениями:  работать с учебной и справочной  литературой, логично излагать  материал 3 (16) Дыхание   и обмен веществ растений   у сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии 4 (17) Размножение   растений:  половое и  бесполое Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно­ следственные   связи, делать   обобщения   и выводы).       процесса Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения   о   роли фотосинтеза   на   нашей планете Характеризовать сущность дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь   процессов дыхания   и   фотосинтеза, проводить их сравнение.   Определять понятие «обмен   веществ».   Характеризовать   обмен веществ   как   важный признак жизни Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть   и   описывать способы бесполого размножения,   приводить примеры.   Обосновывать биологическую   сущность бесполого размножения. Объяснять биологическую сущность полового   размножения. Сравнивать   бесполое   и половое размножение растений,   находить   их различия. Называть основные  особенности  оплодотворения у        П.   15,   с. 82 П.16 с. 86 5 (18) 6 (19) Вегетативное размножение растений   и его использовани е человеком и Рост   развитие растений. Обобщение знаний   по теме. Сформированность   у учащихся ценностного отношения к природе Осуществлять фиксирование и анализ фактов   или   явлений,   видеть   пути   и способы   решения   исследуемой проблемы Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной   логично   излагать литературой, материал;   умение   работать   с информацией:   самостоятельно   вести поиск   источников   (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);  проводить анализ и обработку  информации.  Обобщать и систематизировать  знания по теме, делать выводы. овладение коммуникативными умениями   и   опытом   межличностных коммуникаций,   корректного   ведения диалога и дискуссии     к цветковых растений. Доказывать обоснованность определения   «двойное оплодотворение» применительно цветковым растениям. Называть характерные  черты вегетативного  размножения растений. Сравнивать   различные способы и приёмы работы в   процессе   вегетативного размножения растений. Называть основные черты, характеризующие   рост растения. процессы Объяснять развития   растения,   роль зародыша. процессы Сравнивать   роста   и   развития. Характеризовать   этапы индивидуального развития растения. Устанавливать зависимость   роста   и развития   растений   от условий среды. Обобщать и  систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать   на   итоговые вопросы темы, выполнять задания     1 (20) Систематика растений,   её Сформированность познавательных Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (9) примеры различных Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной Приводить названий     Практическа я   работа «Черенкова ние комнатных растений» Тестовый контроль П.   17,   с. 91 П.18,   с. 96, с.101 П. 19, 20, с. 104 интересов   и   мотивов к изучению биологии значение   для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе   логично   излагать литературой, материал;   умение   работать   с информацией:   самостоятельно   вести поиск   источников   (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);  проводить   анализ   и   обработку информации   растений. Систематизировать   растения   по   группам. Характеризовать   единицу систематики —   вид.   Осваивать приёмы работы с определителем растений. Объяснять значение систематики растений для ботаники. Использовать  информационные ресурсы для подготовки  презентации сообщения о  деятельности К. Линнея и роли его исследований в  биологии. Выделять   и   описывать существенные   признаки водорослей. Характеризовать   главные черты,   лежащие   в   основе систематики водорослей.  Распознавать   водоросли на   рисунках,   гербарных материалах. Сравнивать   водоросли   с наземными   растениями   и находить общие признаки.       процессы у и Объяснять размножения одноклеточных многоклеточных водорослей.  Использовать  информационные ресурсы 2 (21) Отдел Моховидные. Общая характеристи ка и значение Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной литературой,   логично   излагать материал;   умение   работать   с информацией:   самостоятельно   вести поиск   источников   (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);  проводить   анализ   и   обработку информации 3 (22) Плауны. Хвощи, папоротники Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной литературой,   логично   излагать материал;   умение   работать   с информацией:   самостоятельно   вести поиск   источников   (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);  проводить   анализ   и   обработку информации   мхов. признаки для подготовки  сообщения о значении  водорослей в природе и  жизни человека Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Называть   существенные признаки   Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных   материалах, живых объектах. Выделять принадлежности моховидных   к   высшим споровым   растениям.   Характеризовать процессы   размножения   и развития   моховидных,   их особенности.   Устанавливать взаимосвязь строения   мхов и их воздействия на среду обитания. Сравнивать   особенности строения   и   размножения мхов и папоротникообразных. Обосновывать необходимость   охраны исчезающих видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации   проекта   о       Лабораторн ая работа № 6   «Изучение внешнего строения мхов» П.   21,   с. 113 П.   22,   с. 113 4 (23) Отдел Голосеменные .   Общая характеристи ка и значение Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии и   с природой общению   Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной   логично   излагать литературой, материал;   умение   работать   с информацией:   самостоятельно   вести поиск   источников   (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);  проводить   анализ   и   обработку информации 5 (24) Отдел Покрытосеме нные.   Общая характеристи ка и значение. Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии и   с природой общению   Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной   логично   излагать литературой, материал;   умение   работать   с информацией:   самостоятельно   вести поиск   источников   (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);  проводить   анализ   и   обработку информации           и строение семени. разнообразии   и   роли высших споровых растений в природе. Выявлять   общие   черты строения   и   развития семенных растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Сравнивать споры     Характеризовать процессы   размножения   и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности   человека для жизни голосеменных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации   проекта   о значении   хвойных   лесов России Выявлять черты усложнения   организации по покрытосеменных сравнению   с голосеменными. Сравнивать   и   находить признаки   сходства   и различия   в   строении   и жизнедеятельности покрытосеменных голосеменных. приёмы Применять работы   с   определителем   и     П.   23,   с. 122 П.   24,   с. 126 к причины растений. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных условиям среды.  Выделять   и   сравнивать существенные   признаки строения   однодольных   и двудольных растений. Объяснять   использования покрытосеменных   для выведения   культурных форм.  Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации   проекта   об охраняемых видах   покрытосеменных растений Выделять признаки Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств Двудольных. Распознавать представителей   семейств на   рисунках,   гербарных материалах,   натуральных объектах. Применять приёмы работы   с   определителем растений. Использовать информационные ресурсы основные класса           Самостояте льная работа П.   25,   с. 132 6 (25) Семейства класса Двудольные Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии и   с природой общению   Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной   логично   излагать литературой, материал;   умение   работать   с информацией:   самостоятельно   вести поиск   источников   (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);  проводить   анализ   и   обработку информации 7 (26) Семейства класса Однодольные Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии и   с природой общению   Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной   логично   излагать литературой, материал;   умение   работать   с информацией:   самостоятельно   вести поиск   источников   (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);  проводить   анализ   и   обработку информации Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии 8 (27) Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхожден ие культурных растений. Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной литературой,   логично   излагать материал;   умение   работать   с информацией:   самостоятельно   вести поиск   источников   (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);  проводить   анализ   и   обработку информации             для подготовки презентации   проекта   о роли   растений   класса Двудольные   в   природе   и жизни человека Выделять признаки класса Однодольные.   признаки Определять классов деления и   Двудольные Однодольные   на семейства.   Описывать   характерные черты семейств однодольных растений. Применять приёмы работы   с определителем растений. Приводить охраняемых   видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации   проекта   о практическом использовании   растений семейства Однодольные Объяснять сущность понятия   об   эволюции живого мира. Описывать этапы организмов на Земле. Выделять этапы развития растительного мира.  Называть приспособленности растений   к   наземному основные эволюции примеры   черты           П.   26,   с. 138 Биологическ ий диктант П. 27, 28, с. 143 образу жизни. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения   о   редких   и исчезающих видах растений. основные Называть различия признаки культурных   и дикорастущих   растений. Характеризовать   роль человека   в   появлении многообразия культурных растений.    Приводить культурных   своего региона. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации   сообщения  о научной жизни и деятельности Н.И. Вавилова. Обобщать и  систематизировать знания по теме , делать выводы примеры растений         Тестовый контроль   по теме П.   29,   с. 150,   с. 155 Овладение интеллектуальными умениями   (делать обобщения и выводы) Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. овладение коммуникативными умениями   и   опытом   межличностных коммуникаций,   корректного   ведения диалога и дискуссии   9 (28) Обобщение   и систематизац ия   знаний   по материалам темы «Многообрази е   и   развитие растительного мира» 1 (29) Понятие   о природном сообществе Сформированность познавательных интересов   и   мотивов Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной   логично   излагать литературой, Объяснять понятия сообщество».     сущность «природное Тема 5. Природные сообщества (3 часа)   30, П. с.159 к изучению биологии — биогеоценозе и экосистеме материал;   умение   работать   с информацией:   самостоятельно   вести поиск   источников   (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);  проводить   анализ   и   обработку информации 2 (30) Совместная жизнь организмов   в природном сообществе Сформированность   у учащихся ценностного отношения природе, жизни к       Овладение исследовательскими умениями:   формулировать   проблему   определять   цели, исследования, гипотезу, этапы   и   задачи самостоятельно исследования, моделировать проводить эксперимент и на его основе получать новые осуществлять фиксирование   и   анализ   фактов   или явлений,   видеть   пути   и   способы решения исследуемой проблемы знания; и                     энергии   Устанавливать взаимосвязь   структурных   звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота   веществ   и потока в экосистемах. Выявлять   преобладающие типы природных сообществ родного края. Характеризовать   влияние абиотических   факторов на формирование природного сообщества. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения   о   природных сообществах России   природные Наблюдать   фиксировать явления, результаты   наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять   количество ярусов   в   природном называть сообществе, формы жизненные растений, отмечать весенние   явления   в   природе. Систематизировать и знания   о обобщать   живого многообразии               Экскурси я «Весенние явления   в жизни экосистемы (лес,   парк, луг, болото)» П.   31,   с. 163, составить проект   – отчет   об экскурси и мира. Соблюдать поведения в природе   правила 3 (31) Смена природных сообществ   и её причины Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной литературой,   логично   излагать материал;   умение   работать   с информацией Объяснять причины  смены природных  сообществ. Приводить примеры  смены природных  сообществ, вызванной  внешними и внутренними  причинами. Объяснять   неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения   к   природным сообществам. причины Итоговое повторение, итоговый контроль (3 часа) 1 (32) 2 (33) 3 (34) Итоговое повторение Промежуточн ая   (годовая) аттестация:те ст Летние задания Овладение интеллектуальными умениями   (делать обобщения и выводы)   уровня Выявление сформированности основных   видов   учебной деятельности. Сформированность познавательных интересов   и   мотивов к изучению биологии Овладение   учебными   умениями: работать   с   учебной   и   справочной литературой,   логично   излагать материал;   умение   работать   с информацией Излагать свою точку  зрения на необходимость  принятия мер по охране  растительного мира. Выбирать задание на лето, анализировать его содержание     32, П. с.171 С.176 С.174

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2017