Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс
Оценка 5

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Оценка 5
Документация +1
docx
биология
9 кл
23.10.2017
Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс
Рабочая программа по биологии для 9 класса со¬ставлена на основе Федерального компонента государс¬твенного стандарта среднего (полного) общего образо¬вания и примерной программы для основного общего образования по биологии (базовый уровень): «Природоведение. Биология. Экология. 5 – 11 классы: программы / И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана-Граф, 2010
биология 9 класс.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Басинская основная общеобразовательная школа» Рассмотрено на                              Рассмотрено на заседании                                                      Утверждаю заседании МО                                педагогического совета                                                           Директор МКОУ Протокол №                                   протокол №                                                                             «Басинская ООШ» От «___»_____201                          от «___»____201                                                                      приказ №                                    от «___»_____201 _______/Авдеева Е.В./ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии 9 класс Составила: учитель физики и математики Тирмитова И.Т. ­2017­ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В курсе основ общей биологии учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат   основой   при   рассмотрении   экологии   организма,   популяции,   биоценоза,   биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а   его   содержание   способствует   формированию   всесторонне   развитой   личности,   владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их   использовать   в   соответствии   с   законами   природы   и   общечеловеческими   нравственными ценностями. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического,   физического,   трудового,   санитарно­гигиенического   воспитания   школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы,   его   жизнь   зависит   от   неё   и   поэтому   он   обязан   сохранить   природу   для   себя   и последующих поколений людей. Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы.   Для   понимания   учащимися   сущности   биологических   явлений   в   программу   введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно   воздействовать   на   личность   учащегося:   тренировать   память,   развивать наблюдательность,   мышление,   обучать   приёмам   самостоятельной   учебной   деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Для   достижения   базового   уровня   биологического   образования   необходимо   добиться определенной   завершенности   знаний   об   условиях   жизни,   о   разнообразии   биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса   включены   основы   различных   областей   биологии,   его   отличает   целостность,   поскольку главной   идеей   является   выделение   закономерностей   исторического   развития   и   разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества. Содержание   программы   отражает   состояние   науки   и   ее   взаимосвязи   с   решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса. Рабочая   программа   по   биологии   для   9   класса   составлена   на   основе   Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 9­м классе основной школы из расчета 2 учебного часа в неделю. В том числе 7 часов отводится на выполнение лабораторных работ. Программа   конкретизирует   содержание   предметных   тем,   предлагает   распределение предметных   часов   по   разделам   курса,   последовательность   изучения   тем   и   разделов   с   учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Нормативно­правовые документы,  на основании которых составлена рабочая программа. Рабочая   программа   по   биологии   для   9   класса   составлена   на   основе   Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования   и примерной программы для основного общего образования по биологии (базовый уровень):  «Природоведение. Биология. Экология. 5 – 11 классы: программы / И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана­Граф, 2010  Реализация программы обеспечивается нормативными документами: 1) Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266­1 (редакция от 02.02.2011) «Об образовании». 2) Санитарно­эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821­10 (Санитарно­ эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в   общеобразовательных учреждениях,   зарегистрированные   в   Министерстве   Юстиции   России   3   марта   2011   г., регистрационный номер 19993). 3)   Федеральный   базисный   учебный   план   и   примерные   учебные   планы   для общеобразовательных   учреждений   РФ,   реализующих   программы   общего   образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312. 4)   Приказ   Министерства   образования   РФ   от   05.03.2004   г.   №   1089   «Об   утверждении федерального   компонента   государственных   образовательных   стандартов   основного,   общего   и среднего (полного общего образования). 5)   Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   20.08.2008   г.   №   241   «О   внесении изменений   в   федеральный   базисный   учебный   план   и   примерные   учебные   планы   для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312». Использование учебного и программно­методического комплекса.      Преподавание ориентировано на использование учебного и программно­методического комплекса, в который входят:  Учебник:   Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Москва, «Вентана­Граф», 2012 год. Авторская программа: «Природоведение. Биология. Экология. 5 – 11 классы: программы / И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана­Граф, 2010 Методические пособия для учителя: «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана­Граф», 2006 год. Пономарева И.Н.  Биология: 9 класс: методич. пособие. – М.: Вентана­Граф, 2007 Дудкина О.П. Биология. Развернутое тематическое планирование по программе  И.Н. Пономаревой. – Волгоград: Учитель, 2011 Электронные издания: Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2005 Основные цели  изучения курса биологии в 9 классе:            Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей: 1. освоение   знаний  о   живой   природе   и   присущих   ей   закономерностях;   строении, жизнедеятельности   и   средообразующей   роли   живых   организмов;   человеке   как биосоциальном   существе;   о   роли   биологической   науки   в   практической   деятельности людей; методах познания живой природы;  2. овладение   умениями  применять   биологические   знания   для   объяснения   процессов   и явлений   живой   природы,   жизнедеятельности   собственного   организма;   использовать информацию   о   современных   достижениях   в  области   биологии   и   экологии,   о   факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить   наблюдения   за   биологическими   объектами   и   состоянием   собственного организма, биологические эксперименты;  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; 4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; 5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни  для ухода за растениями,   домашними   животными,   заботы   о   собственном   здоровье,   оказания   первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной   среде,   собственному   организму,   здоровью   других   людей;   для   соблюдения правил   поведения   в   окружающей   среде,   норм   здорового   образа   жизни,   профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ­инфекции. Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов В результате изучения биологии ученик должен: знать/понимать:        • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и  организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем;  биосферы; растений, животных и грибов своего региона;        • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания,  дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и  изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и  превращения энергии в экосистемах;    уметь:        • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно­научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и  эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных  организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;  роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей  среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;  взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния  окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных  заболеваний       • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,  описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и  животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых  микропрепаратах и описывать биологические объекты;        • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы  взаимодействия разных видов в экосистеме;        • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы,  представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;        • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической  группе (классификация);        • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на  здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на  живые организмы и экосистемы;        • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте  учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и  справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую  информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной  жизни для:        • соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ­инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Содержание обучения 9 класс (68 ч, 2 ч в неделю) 1. Введение в основы общей биологии ( 3 ч ) Элементы обязательного минимума образования Биология – наука о живом мире. Разнообразие   и   общие   свойства   живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен   веществ   и   превращение   энергии, раздражимость,   развитие,   рост, воспроизведение, движение, адаптация.   гомеостаз, Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.   2. Основы учения о клетке ( 10 ч )   Элементы обязательного минимума образования                 Клетка   как   основная   структурная   и           Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.     функциональная единица организмов.            Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы   и   гетеротрофы   (на   примере   строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.           Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их   структура   и   функции.   Механизм   самоудвоения ДНК.           Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение   хромосом.   Цитоплазма   и   основные Требования к уровню подготовки  обучающихся Знать общие свойства живого; многообразие форм  жизни; уровни организации  живой природы Уметь объяснять значение  биологических знаний  для современного  человека; давать характеристику  уровням организации  живой природы Требования к уровню подготовки  обучающихся Знать основные положения  клеточной теории; химическая организация клетки: строе  ние и  функции воды и  минеральных солей,  белков, липидов,  углеводов, нуклеиновых  кислот, АТФ; строение и функции  основных органоидов  клетки; особенности клеток про­ и эукариот; сущность пластического и энергетического  Уметь пользоваться  цитологической  терминологией; характеризовать  основные положения  клеточной теории; объяснять роль  химических веществ в  жизни клетки; пользоваться  микроскопом, готовить и  рассматривать  микропрепараты; рассказывать о форме,  величине и строении  клеток, рассматриваемых органоиды, их функции в клетке.                  Обмен веществ   и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.          Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.                  Обеспечение   клетки энергией в  процессе дыхания.   Воздействие   факторов   внешней   среды   на процессы в клетке. обмена веществ; сущность биосинтеза  белка; фотосинтез, его  значение под микроскопом 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) ( 5ч ) Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки  обучающихся Уметь пользоваться  терминологией; определять на  микропрепарате и  характеризовать фазы  митоза   Оплодотворение.                  Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.                  Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.                   Сущность   мейоза.   Особенности   половых клеток.   Сущность   зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.                  Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное   развитие   организмов.   Влияние факторов   среды   на   онтогенез.   Вредное   действие алкоголя,   курения   и   наркотиков   на   онтогенез человека.   Экологическое   состояние   территории проживания и здоровье местного населения.  Знать формы размножения  организмов: бесполое и  половое; способы деления  клеток; фазы митоза; видовое постоянство  числа хромосом; диплоидный и  гаплоидный набор  хромосом; биологическое значение  митоза и мейоза; оплодотворение; развитие  оплодотворенной  яйцеклетки: бластула,  гаструла; 4. Основы учения о наследственности и изменчивости ( 10 ч )  Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки  обучающихся Уметь характеризовать методы  и законы  наследственности; решать задачи на моно­ и  дигибридное  скрещивание                 Краткий   экскурс   в   историю   генетики.   Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность,   изменчивость.   Закономерности изменчивости организмов.                   Закономерности   наследования   признаков. Генетические   эксперименты   Г.Менделя.   Закон единообразия   гибридов   первого   поколения.   Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.                   Хромосомная   теория   наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение   пола.   Наследование   признаков, сцепленных   с   полом.   Наследственные   болезни человека.   Значение   генетики   в   медицине   и здравоохранении.                   Закономерности   изменчивости.   Виды Знать генетическую  символику и  терминологию; законы Менделя; схемы скрещивания; хромосомное  определение пола; особенности изучения  наследственности  человека; модификационную и  мутационную  изменчивость, их  причины; значение генетики для  медицины и  здравоохранения   изменчивость. изменчивости:   наследственная   и   ненаследственная. Генотипическая   (комбинативная   и   мутационная)   Модификационная   изменчивость. изменчивость. Онтогенетическая   Причины изменчивости.   Опасности   загрязнения   природной среды   мутагенами.   Использование   мутаций   для выведения   новых   форм   растений.   Генетически модифицированные организмы, их значение.         Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве. 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов ( 4ч )  Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки  обучающихся               Генетические   основы  селекции   организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.              Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.   Особенности   региональной   флоры   и фауны.     Основные   направления   селекции   микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической   промышленности.   Понятие   о биотехнологии.         Уметь пользоваться научной  терминологией; характеризовать  основные методы  селекции, приводить  примеры Знать основные методы  селекции растений:  гибридизация и отбор  (массовый и  индивидуальный); основные методы  селекции животных:  родственное и  неродственное  скрещивание; что такое  биотехнология   6. Происхождение жизни и развитие органического мира ( 3 ч )  Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки  обучающихся Знать развитие взглядов на  возникновение жизни; основные этапы  возникновения жизни ; основные эры развития  жизни на Земле,  важнейшие события Уметь давать определение  понятия жизни; характеризовать  основные этапы  возникновения и развития жизни гетеротрофность        Представления о возникновении жизни на Земле в  истории  естествознания.  Теория  А.И.   Опарина  и современная теория возникновения жизни на Земле.               Появление   первичных   живых   организмов. Зарождение   обмена   веществ.   Возникновение матричной   основы   передачи   наследственности. Предполагаемая     первичных организмов.   Раннее   возникновение   фотосинтеза   и биологического   круговорота   веществ.   Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция   прокариот   и   эукариот.   Влияние   живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие   в   формировании   первичных   почв. Возникновение биосферы.                Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные   черты   наземных   растений. Эволюция   наземных   растений.   Освоение   суши животными.   Основные   черты   приспособленности животных к наземному образу жизни.                 Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. 7. Учение об эволюции ( 8 ч )  Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки  обучающихся   Приспособленность                Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и   его   роль   в   создании   новых   форм.   Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции:   наследственность,   изменчивость,   борьба за   существование,   естественный   и   искусственный отбор.   как   результат естественного   отбора.   Относительный   характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции.                  Современные   представления   об   эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе.   Вид,   его   критерии.   Популяционная структура   вида.   Популяция   как   форма существования   вида   и   единица   эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.                 Процессы   видообразования.   Понятие   о микроэволюции   и   макроэволюции.   Биологический прогресс   и   биологический   регрессс.   Основные направления   эволюции:   ароморфоз,   идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.     Влияние   деятельности   человека   на микроэволюционные   процессы   в   популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность   биологического   разнообразия   в устойчивом развитии природы.              Уметь пользоваться научной  терминологией; характеризовать учение  Ч. Дарвина об эволюции,  движущие силы  эволюции, критерии вида; иллюстрировать  примерами главные  направления эволюции; выявлять ароморфозы у  растений, идиоадаптации  и дегенерации у  животных Знать эволюционную теорию  Ч. Дарвина; движущие силы  эволюции:  наследственная  изменчивость, борьба за  существование,  естественный отбор; доказательства  эволюции органического мира: сравнительно­ анатомические,  эмбриологические и  палеонтологические; вид, его критерии; популяция как  структурная единица  вида и элементарная  единица эволюции; формирование  приспособлений в  процессе эволюции; видообразование:  географическое и  экологическое; главные направления  эволюции: прогресс и  регресс; пути достижения  биологического  прогресса: ароморфоз,  идиоадаптация,  дегенерация 8. Происхождение человека (антропогенез) ( 5 ч ) Элементы обязательного минимума образования          Место человека в системе органического мира. Человек   как   вид,   его   сходство   с   животными   и отличие от них.          Доказательства эволюционного происхождения человека   от   животных.   Морфологические   и физиологические   отличительные   особенности человека.   Речь   как   средство   общения   у   людей. Биосоциальная   сущность   человека.   Взаимосвязь социальных   и   природных   факторов   в   эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Требования к уровню подготовки  обучающихся Знать факты,  свидетельствующие о  происхождении  человека от животных; движущие силы  антропогенеза:  биологические и  социальные; этапы антропогенеза; расы, их краткая  Уметь характеризовать  биологические и  социальные факторы  антропогенеза; давать характеристику  древнейшим, древним и  первым современным  людям; определять по рисункам  расы человека характеристика Требования к уровню подготовки  обучающихся Знать предмет и задачи  экологии; основные экологические факторы; структуру и функции  биогеоценозов; основные пищевые цепи; что такое биосфера; границы биосферы; биомассу поверхности  суши и Мирового  океана; функции живого  вещества; роль человека в  биосфере Уметь пользоваться научной  терминологией; характеризовать  экологические факторы; приводить примеры  биогеоценозов; составлять цепи питания определять границы  биосферы; характеризовать функции живого вещества; приводить  положительные и  отрицательные примеры  влияния деятельности  человека на биосферу                   Человеческие   расы,   их   родство   и происхождение. Человек как единый биологический вид.   Движущие   силы   и  этапы   эволюции   человека: древнейшие,   древние   и   современные   люди, становление   Человека   разумного.   Человек   как житель биосферы и его влияние на природу Земли.   9. Основы экологии ( 12 ч )  Элементы обязательного минимума образования   и   антропогенные. Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей   средой.   Среда   –   источник   веществ, энергии   и   информации.   Среды   жизни   на   Земле: водная,   наземно­воздушная,   почвенная,   другие организмы как среда обитания.              Экологические факторы среды: абиотические, биотические   Основы закономерности   действия   факторов   среды   на организмы.               Приспособленность   организмов   к  действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы   организмов;   суточные   и   сезонные   ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.               Основные   понятия   экологии   популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.         Динамика численности популяций в природных сообществах.   Биотические   связи   в   регуляции численности.                 Понятие   о   биоценозе,   биогеоценозе   и экосистеме.   Компоненты   экосистемы:   продуценты, консументы,   редуценты.   Круговорот   веществ   и поток   энергии   как   основа   устойчивости.   Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.        Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые   биогеоценозы.   Понятие   о   сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым   (на   примере   восстановления   леса   на месте   гари   или   пашни).   Разнообразие   наземных   и водных   экосистем.   Естественные   и   искусственные биогеоценозы.   Изменения   в   экосистемах   под влиянием деятельности человека.           Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского   о   роли   живого   вещества   в преобразовании Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в   биосфере.   Роль   биологического   разнообразия   в устойчивом развитии биосферы.                Экология как научная основа рационального использования   природы   и   выхода   из   глобальных верхних слоёв экологических   кризисов.   Роль   биологического   и экологического   образования,   роль   экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Перечень разделов и тем Тема Количество часов Лабораторные работы Введение в основы общей биологии. Основы учения о клетке. Размножение   и   индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Основы учения о наследственности и изменчивости. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Происхождение   жизни   и   развитие органического мира. Учение об эволюции. Происхождение (антропогенез). Основы экологии.   человека Повторение, итоговое тестирование. Итого 3 10 5 10 4 3 8 5 12 8 68 Л/р №1 «Сравнение растительной и  животной клеток» Л/р. № 2. Рассмотрение  микропрепаратов делящихся клеток. Л/р. № 3. Решение генетических задач. Л/р. № 4.  Выявление генотипических и  фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов),  произрастающих в неодинаковых  условиях Л/р №5. Изучение изменчивости у  организмов. Л/р №6. Приспособленность организмов к среде обитания Л/р №7. Оценка качества окружающей  среды. Ресурсное обеспечение рабочей программы: 1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Москва, «Вентана­Граф», 2012 год. 2. «Природоведение.   Биология.   Экология.   5   –   11   классы:   программы   /   И.Н.   Пономарева,   Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана­Граф, 2010 3. «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана­Граф», 2006 год. 4. Пономарева И.Н.  Биология: 9 класс: методич. пособие. – М.: Вентана­Граф, 2007 5. Дудкина О.П. Биология. Развернутое тематическое планирование по программе  6. И.Н. Пономаревой. – Волгоград: Учитель, 2011 7. Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005. 8. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2005 Календарно­тематический план по биологии 9 класса. 2 часа в неделю, всего – 68 часов. № Тема урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки. Домашнее задание Дата по плану Дата по факту Тип урока Введение в основы общей биологии (3 часа) 1. Биология – наука о  живом мире. Биофизика, биохимия, генетика, бионика. Научное исследование, научный факт, наблюдение. Становление биологии как науки. Вводный урок 2. Общие свойства живых  организмов. Комбинированный  урок 3.  Многообразие форм  живых организмов. Комбинированный  урок Основные понятия: жизнь, открытая система,  наследственность. Изменчивость. Отличительные  особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии. Особенности развития: упорядоченность.  Постепенность, последовательность, реализация  наследственной информации. Основные понятия: таксон , система, иерархия. Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика  естественной классификации живых организмов.  Царства живой природы Знать: Комплексные науки с биологией; что  такое научное исследование и его этапы. Уметь: Самостоятельно проводить научное  исследование. Гл. 1, § 1, в. 1­3 Знать: Свойства живого Уметь выделять: Особенности развития живых организмов § 2, рис.  1, в. 1­3 § 3, рис.  2­3, в. 1­3 Знать: Уровни организации жизни и элементы,  образующие уровень. Основные царства живой природы. Основные таксономические единицы. Уметь: Определять принадлежность  биологических объектов к уровню  организации и систематической группе. Основы учения о клетке (10 часов, л/р ­ 1) 4. Цитология ­ наука,  изучающая клетку. Урок изучения и  первичного  закрепления новых  знаний Клетка­основная структурная единица организмов.  Клетка как биосистема. Клеточное строение  организмов, как доказательство их родства,  единства живой природы . Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена.  Уметь:  Приводить примеры организмов,имеющих  клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойств клетки и  положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения  растений и животных. Гл. 2, § 4, сх. 4, в.  1­3 5. Химический состав  клетки. Урок изучения и  первичного  закрепления новых  знаний Микро­ и макроэлементы, углеводы, липиды,  гормоны. Особенности химического состава клетки. Микро­  и макроэлементы, их вклад в образовании  органических и неорганических  молекул живого  вещества. Роль неорганических веществ: вода,минер.соли. 6. Белки и нуклеиновые  кислоты. Белки, аминокислоты, их роль в организме. Структура и функции белков. Ферменты.  Нуклеиновые кислоты и их структура. Комбинированный  урок 7. Строение клетки.  Органоиды клетки и их  функции. Л/р №1 «Сравнение  растительной и  животной клеток» Комбинированный  урок Обмен веществ ­ основа существования клетки.  Комбинированный  урок Биосинтез белков в  живой клетке. Комбинированный  8. 9. Органоиды, цпл, эу­ и прокариоты. Строение клетки. Строение и функции ядра.  Клетки бактерий. Клеточное строение организмов  как док­во их родства , единства живой природы.  Вирусы – неклеточная форма жизни. Лизосомы.  Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки,  центриоли, реснички, жгутики.  Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс  Гольджи. Ассимиляция, диссимиляция, фермент.  Обмен веществ и превращение энергии – признак  живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция –  противоположные процессы.  Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон,  полисома, трансляция, транскрипция. Обмен веществ и превращение энергии – признак  живых организмов. Свойства генетического кода:  Уметь:  Приводить примеры микро­ и  макроэлементов, а так же веществ,  относящихся к липидам и углеводам Называть неорганич и органич вещества  клетки. Характеризовать биологич значение микро и макроэлементов, биологич роль воды,  солей неорганических кислот. Уметь:  Давать полные названия нуклеиновым  кислотам ДНК и РНК. Называть продукты, богатые белками.  Нахождение молекулы ДНК в клетке.  Мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК. Характеризовать функции белков и  нуклеиновых кислот. Уметь:  Различать по немому рисунку  прокариот и эукариот. Называть способы проникновения веществ  в клетку и функции основных органоидов  клетки.  Называть функции  основных органоидов  клетки. § 5, рис.  5­6, в. 1­3 § 6, рис.  7­8, в. 1­3 § 7, рис.  9­12, в. 1­ 3, § 8, в.  1­3 Уметь:  Давать определения понятиям  ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена веществ, роль  ,АТф и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в Уметь:  Давать определения понятиям ген,  ассимиляция. § 9, рис.  13, в. 1­3 § 10, рис. 14­15, в.  1­3 урок избыточность, специфичность, универсальность. Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип  комплиментарности. Реализация наследственной  информации в клетке. 10. Биосинтез углеводов –  фотосинтез. Комбинированный  урок 11. Обеспечение клеток  энергией. Комбинированный  урок Питание, фотосинтез, фотолиз.  Питание. Различия организмов по способу питания.  Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла.  Космическая роль зеленых растений.  Хлоропласты. Световая и темновая фазы  фотосинтеза. Гликолиз, брожение, дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания.  Биологическое окисление. Результаты  преобразования энергии. Этапы энергетического обмена Называть свойства генетического кода,  роль и­РНК и т­Рнк в биосинтезе белка Анализировать содержание определений:  триплет, кодон, антикодон, полисома,  трансляция, транскрипция. Характеризовать сущность процесса  трансляции и транскрипции. Уметь:  Давать определения понятиям питание,  автотрофы, фотосинтез. Называть органы растения где происходит  фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза. Уметь:  Давать определение понятию   диссимиляция. Анализировать содержание определений:  Гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы процесса  диссимиляции. Называть вещества источники энергии,  продукты реакции этапов обмена веществ,  локализацию в клетке этапов обмена  веществ. Описывать роль АТФ в обмене веществ. § 11, рис. 16­17, в.  1­3 § 12, рис. 18, в. 1­3 повт. Гл.  2,  тетрадь задачи по тетради 12. Урок­зачёт. Основы  учения о клетке. 13. Решение задач по теме  «ДНК и РНК.  Обеспечение клеток  энергией. Синтез  белка» 14. Типы размножения. Урок изучения и  первичного  Принцип комплементарности, триплетность  генетического кода. Стадии гликолиза, анаэробная  стадия, аэробная стадия. Выход АТФ. Рассмотрение и решение задач по  материалам ЕГЭ. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов, л/р ­ 1) Размножение, бесполое и вегетативное  размножение, гаметы, гермафродиты. Половое и бесполое размножение. Бесполое  размножение – древнейший способ размножения.  Уметь:  Давать определение понятию   размножение. Называть основные формы размножения,  Гл. 3, §  13, рис.  19, в. 1­3 закрепления новых  знаний Виды бесполого размножения: почкование, деление  тела, спорообразование. Виды вегетативного  размножения 15. Деление клетки. Митоз. Л/р. № 2.  Рассмотрение  микропрепаратов  делящихся клеток. Комбинированный  урок 16. Образование половых  клеток. Мейоз. Комбинированный  урок Митотический цикл, интерфаза, митоз,  редупликация, хроматиды. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и  значение митоза. Деление клетки прокариот. Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация,  перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его  биологическое значение. Половые клетки: строение и функции. Образование  половых клеток (гаметогенез). Осеменение.  Оплодотворение. 17. Индивидуальное  развитие организма. Комбинированный  урок Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы.  Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Дробление, гаструляция, органогенез. Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра) виды полового и бесполого размножения,  способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных  с различными формами и видами  размножения. Характеризовать сущность бесполого и  полового размножения. Объяснять биологическое значение  бесполого размножения. Уметь:  Называть процессы , составляющие  жизненный цикл клетки, фазы  митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в  различных фазах митоза. Уметь:  Узнавать и описывать по рисунку половые  клетки. Выделять различия мужских и женских  половых клеток. Выделять особенности бесполого и  полового размножения. Объяснять биологическое значение  полового размножения, сущность и  биологич значение оплодотворения. Использовать ресурсы Интернета для  составления справки о генетических  заболеваниях, связанных с нарушением  деления половых клеток. Уметь:  Давать определения понятиям  Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание  постэмбрионального развития, виды  постэмбр развития. Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития Анализировать и оценивать влияние  § 14, рис. 20­22, в.  1­4 § 15,  рис. 23­ 24, в. 1­4 § 16, в. 1­ 3 18. Тестирование  Размножение и  индивидуальное  развитие организмов Основы учения о наследственности и изменчивости (10 часов, л/р ­ 2) факторов риска на здоровье, использовать  приобретенные знания для профилактики  вредных привычек. 19. Основные понятия  генетики. Из истории развития  генетики.  Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость,  наследственность, фенотип. Наследственность и изменчивость ­  свойства  организмов. Генетика – наука о закономерностях  наследственности и изменчивости. Урок изучения и  первичного  закрепления новых  знаний 20. Генетические опыты  Г.Менделя. Комбинированный  урок Гомо­ ,гетерозигота, доминантный и рецессивный  признаки, моногибридное скрещивание. Использование Менделем гибридологического  метода. Моногибридное скрещивание. Неполное  доминирование. Анализирующее скрещивание.  Цитологические основы закономерностей Правило единообразия. Закон расщепления.  Гипотеза чистоты гамет. 21. Дигибридное  скрещивание. Третий  закон Г.Менделя. Комбинированный  Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип. Условия проявления закона независимого  наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1. Уметь:  Давать определения понятиям Аллельные  гены, ген, генотип, изменчивость,  наследственность, фенотип Называть признаки биологических  объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич  процессов наследственности и  изменчивости. Объяснять причины наследственности и  изменчивости, роль генетики в  формировании современной научной  картины мира, в практической  деятельности людей. Уметь:  Давать определения понятиям Гомо­  ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и  рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила  единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления  закономерностей моногибридного  скрещивания, механизм неполного  доминирования. Уметь:  Описывать механизм проявления  закономерностей дигибридного  скрещивания. Называть условия закона независимого  повт. Гл.  3,  тетради Гл. 4, §  17, в. 1­4; § 18, в. 1­ 3 § 19, рис. 26­28, в.  1­4 § 20, рис. 29, в. 1­4 урок Закон независимого наследования. 22. Сцепленное  наследование генов и  кроссинговер. Комбинированный  урок 23. Взаимодействие генов. Комбинированный  урок 24. Наследование  признаков, сцепленных  с полом. Л/р. № 3. Решение  генетических задач. Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест,  конъюгация, сцепленные гены. Расположение генов : в одной или разных  хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т.Моргана. Перекрест хромосом ­  источник генетической  изменчивости. Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип. Генотип – система взаимодействующих генов.  Качественные и количественные признаки.  Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на  проявление признаков. Гетеро­ и гомогаметный пол, половые хролмосомы.  Наследственные заболевания , сцепленные с полом. Расщепление фенотипа по признаку определения  пола. Закон сцепленного наследования. Комбинированный  урок 25. Наследственная  изменчивость. Комбинированный  урок Геном, изменчивость, мутации, мутаген,  полиплоидия. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по  степени изменения генотипа: генные, геномные,  хромосомные. . 26. Другие типы  изменчивости. Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции. Зависимость проявления действия генов от условий наследования. Анализировать содержание определений  основных понятий, схему дигибридного  скрещивания. Уметь:  Давать определения понятиям  Гомологичные хромосомы, конъюгация. Объяснять причины перекомбинации  признаков при сцепленном наследовании. Уметь:  Приводит примеры аллельного и  неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия генов. Описывать проявление множественного  действия гена. Уметь: Называть типы хромосом в генотипе,  число аутосом и половых хромосом у  человека Приводить примеры наследственных  заболеваний, сцепленных с полом. Решать простейшие генетические задачи. Уметь: Называть причины ,обеспечивающие  явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы  изменчивости. Приводить примеры генных и геномных  мутаций. Называть виды наследственной  изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций. Уметь: Давать определение термину  изменчивость. § 21, в. 1­ 4 § 22, в. 1­ 4 § 23, рис. 31­32,  табл. 1, в. 2­4 § 24,  табл. 2 § 25, рис. 34­36,  табл. 3, в. внешней среды. Характеристики модификационной  изменчивости. Наследование способности  проявлять признак в определенных условиях. 1­2 Приводить примеры ненаследственной  изменчивости, нормы реакции признаков,  зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание основных  понятий. Выявлять и описывать разные формы  изменчивости организмов. Л/р. № 4.  Выявление  генотипических и  фенотипических  проявлений у растений разных видов (или  сортов),  произрастающих в  неодинаковых  условиях Комбинированный  урок 27. Наследственные  болезни, сцепленные с  полом. Группы наследственных болезней. Генные болезни и аномалии. Хромосомные болезни. Диагностика заболеваний. Безопасность жизнедеятельности. 28. Урок­зачёт Основы генетики Уметь: Раскрывать понятие генных болезней и  аномалии: наследование, сцепленное с полом и  локализованное в X­ и Y­хромосомах  (дальтонизм, гемофилия). Хромосомная болезнь – синдром Дауна.  Составление родословных. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 часа) 29. Генетические основы  селекции организмов. Комбинированный  урок Селекция. Наследственность и изменчивость­основа  искусственного отбора. Центры происхождения  культурных растений. Независимое одомашнивание близких растений в  различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о  центрах. 30.  Особенности селекции  Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез,  Уметь: Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и  сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание основных  понятий. Характеризовать  роль учения Вавилова  для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров  многообразия культурных растений с  местами расположения древних  цивилизаций; значение для селекционных  работ закона гомологических рядов. Уметь: § 26, рис. 37­39, в.  3­4 повт:  генетика, задачи Гл. 4, §  27,рис.  40­41, в.  1­3 § 28, в. 1­ растений. Комбинированный  урок сорт. Применение знаний о наследственности и  изменчивости, искусственном отборе при  выведении новых сортов. Основные методов  селекции: гибридизация и отбор. Виды искус отбора: массовый и индивидуальный.  Гибридизация: близкородственная , межсортовая и  межвидовая. Искус мутагенез. Приемы  выращивания и разведения культурных растений. 31. Центры многообразия и происхождения  культурных растений. Исследования Н.И.Вавилова. Учение о центрах происхождения культурных  растений. 32. Особенности селекции  животных. Основные направления  селекции  микроорганизмов. Комбинированный  урок Мутагенез, порода. Применение знаний о наследственности и  изменчивости, искусственном отборе при  выведении новых пород. Основные методов  селекции животных: гибридизация и отбор. Виды  искус отбора: массовый и индивидуальный.  Гибридизация: близкородственная , межвидовая.  Искус мутагенез. Приемы выращивания и  разведения домашних животных.. 3 § 29,  табл. 4,  рис. 42,  в. 1­3 § 30, в. 3­ 4; § 31,  рис. 44,  в. 3­4 Давать определение термину порода, сорт. Называть методы селекции. Приводить примеры сортов культурных  растений. Объяснять роль биологии в практической  деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в  практической деятельности для  выращивания и размножения культурных  растений, ухода за ними. Уметь: Иметь представление о центрах  происхождения культурных растений. Уметь: Давать определение термину порода, сорт. Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород домашних  животных. Объяснять роль биологии в практической  деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в  практической деятельности для  выращивания и размножения домашних  животных, ухода за ними. Происхождение жизни и развитие органического мира (3 часа) Гипотеза, коацерваты, пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологически, биологический и  социальный этапы развития живой материи. Уметь: Давать определение термину гипотеза Называть этапы развития жизни Объяснять роль биологии в формировании современной естественно­научной картины мира. § 32, рис  46, в 1­3;  § 33, в 2­ 3 33. Представления о  возникновении жизни  на Земле. Современные  представления о  возникновении жизни  на Земле. Урок изучения и  первичного  закрепления новых  знаний 34. Значение фотосинтеза и биологического  круговорота веществ в  развитии жизни. Комбинированный  урок 35. Этапы развития жизни  на Земле. Комбинированный  урок Автотрофы, гетеротрофы, про­ и эукариоты. Этапы развития жизни Химический,  предбиологически, биологический и социальный  этапы развития живой материи. Происхождение эукариотической клетки. Уметь: Давать определение термину Автотрофы,  гетеротрофы, про­ и эукариоты Описывать начальные этапы биолгической  эволюции § 34, в 1­ 3 Ароморфоз, идиоадаптация. Изменение  животного и растительного мира.  Усложнение растительного животного мира  в  процессе эволюции Уметь: Давать определение термину Ароморфоз,  идиоадаптация. приводить примеры растений и животных,  существовавших в разные периоды  развития земли. § 35, в 1­ 3 Учение об эволюции (8 часов, л/р ­ 1) 36. Идея развития  органического мира в  биологии. Основные  положения теории  Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Появление идей об эволюции. Теория эволюции Ж­Б. Ламарка. Исследования Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. Роль естественного отбора в эволюции. Значение работ Ч. Дарвина. Уметь: Давать определение термину эволюция. Описывать предпосылки учения Дарвина. Знать основные факторы движущих сил  эволюции, приводить примеры. § 36, в 1­ 3; § 37,  рис 47­ 48, в 2­3 Комбинированный  урок 37. Современные  представления об  эволюции  органического мира. Комбинированный  урок Популяция как элементарная единица эволюции. Важнейшие понятия СТЭ. Элементарные факторы эволюции. Уметь: Объяснять роль биологии в формировании современной естественно­научной картины мира; сущность биологического процесса  эволюции на современном уровне. § 38, рис  49­50, в  1­3 38. Вид, его критерии и  структура. Понятие о виде. Критерии вида. Комбинированный  урок Уметь: Называть признаки популяции Перечислять критерии вида Анализировать содержание определения  понятий вид, популяция. § 39, рис  51, в 2­3 39. Процессы  видообразования. Комбинированный  урок 40.  Макроэволюция –  результат  микроэволюций. Комбинированный  урок 41.  Основные направления эволюции Комбинированный  урок Понятие о микроэволюции. Видообразование в результате географической  изоляции. Видообразование в пределах одного ареала. Макроэволюция как процесс образования крупных  систематических единиц. Прогресс и регресс в животном мире. Направления биологического прогресса. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.   42. Основные  закономерности  биологической  эволюции. Л/р №5. Изучение  изменчивости у  организмов. Необратимый характер эволюции. Прогрессивное усложнение форм жизни. Эволюция – процесс непрограммированного  развития живой природы. Относительность приспособленности видов к среде  обитания. Приводить примеры видов животных и  растений; практического значения  изучения популяции Уметь: Приводить примеры различных видов  изоляции Описывать сущность и этапы  географического и экологического  видообразования. Уметь: Раскрывать сущность эволюционных  изменений, обеспечивающих движение  группы организмов в том или ином  эволюционном направлении. Уметь: Давать определения понятиям прогресс и  регресс. Давать определения понятиям  Макроэволюция, ароморфоз,  идиоадаптация, дегенерация Называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов и  идиоадаптаций. Различать понятия микро ­ и  макроэволюция. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины  мира; сущность биологического процесса  эволюции на современном уровне. Уметь: Называть антропогенные факторы  воздействия на экосистемы Анализировать и оценивать последствия  деятельности человека в экосистемах;  влияние собственных поступков на живые  организмы и экосистемы; роль  биологического разнообразия в  § 40, рис  52, в 1­3 § 41, в 1­ 3 § 42, рис  53­55, в  2­3,  доклад о  Север­ цове А.Н. § 43, рис  56­57, в  2­3 сохранении биосферы. Происхождение человека (антропогенез) (5 часов) Человек – представитель животного мира. Древние обезьяны – дриопитеки. Современные человекообразные обезьяны. Накопление фактов о происхождении человека. Важнейшие особенности организма человека. Уметь: Давать определения понятиям  Антропология, антропогенез Объяснять место и роль человека в  природе; родство человека с животными  Уметь: Объяснять место и роль и человека в  природе; родство человека с  млекопитающими. Комбинированный  урок 43. Урок­зачёт   Учение об эволюции 44. Эволюция приматов. Комбинированный  урок 45. Доказательства  эволюционного  происхождения  человека  Комбинированный  урок 46. Ранние этапы эволюции человека. Поздние этапы  эволюции человека. Комбинированный  урок Австралопитеки. Стадии антропогенеза. Архантропы. Палеоантропы. Ранние неоантропы. Современные люди. Появление человека – выдающееся событие в  развитии живой природы. 47. Человеческие расы, их  родство и  происхождение Человек как житель  биосферы и его  влияние на природу  Земли. Человек разумный – полиморфный вид. Расы. Родство рас. Происхождение рас. Человек – житель биосферы. Влияние человека в биосфере. Сельскохозяйственная, промышленная, научно­ техническая революция. Комбинированный  урок Уметь: Называть признаки биологического  объекта – человека. Объяснять место и роль и человека в  природе; родство человека с  млекопитающими. Перечислять факторы антропогенеза. Уметь: Объяснять родство, общность  происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас. повт. §  32­43 § 44, рис  59­60, в  1­3 § 45, рис  61­63, в  1­3 § 46, рис  64­65, в  2­3; § 47,  рис 66, в  3­4 § 48, рис  67­68, в  1­3; § 49,  рис 69, в  2; доклад или  сообщ. 48. Урок­зачёт. Происхождение  человека Основы экологии (12 часов, л/р ­ 2) 49. Условия жизни на  Земле. Среды жизни на  Земле и экологические  факторы.  Комбинированный  урок Экология, абиотические, биотические,  антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Экология – наука о взаимосвязях организмов и  окружающей среды. Среда – источник веществ,  энергии и информации. Взаимодействие факторов. Абиотические, биотические, антропогенные  факторы, ограничивающий фактор. Основные закономерности действия факторов  среды на организмы.  повт. §  44­49 § 50, рис  70­71, в  2­4 § 51, рис  72­73, в  2­3 Уметь: Давать определения понятиям Экология,  абиотические, биотические,  антропогенные факторы, ограничивающий  фактор. Приводить примеры абиотических,  биотических, антропогенных факторов и  их влияние на организмы. Выявлять приспособленность живых  организмов к действию экологических  факторов. Уметь: Объяснять взаимосвязи организмов и  окружающей среды; типы взаимодействия  разных видов в экосистеме. 50. Общие законы действия факторов среды на  организмы Комбинированный  урок 51. Приспособленность  организмов к действию  факторов среды Л/р №6.  Приспособленность  организмов к среде  обитания Комбинированный  урок 52. Биотические связи в  природе Комбинированный  урок Приспособления организмов к различным  экологическим факторам. Уметь: Выявлять приспособления организмов к  среде обитания. § 52, рис  74, в 2­3 Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Пищевые связи в экосистемах. Функциональные  группы организмов в биоценозе: продуценты,  консументы,  редуценты. Уметь: Давать определения понятиям  Конкуренция, хищничество, симбиоз,  паразитизм. Называть типы взаимодействия  организмов. Приводить примеры разных типов  § 53, рис  75­76, в  1­3 53. Популяции Комбинированный  урок Популяция.  Популяция – элемент экосистемы. Основные  характеристики популяции: плотность, возрастная  и половая структура 54. Функционирование  популяции во времени Комбинированный  урок 55. Сообщества Комбинированный  урок 56. Биогеоценозы,  экосистемы и биосфера Популяция.  Популяция – элемент экосистемы. Основные  характеристики популяции: рождаемость,  выживаемость, численность, функционирование в  природе. Популяция, биоценоз, экосистема. Экосистемная организация живой природы.  Естественные и искусственные экосистемы.  Структура экосистем. Классификация наземных  экосистем.  Свойства экосистем: обмен и круговорот веществ.  Видовое разнообразие – признак устойчивости  экосистем. Факторы, определяющие видовое  разнообразие. Биогеохимические циклы, биогенные элементы,  микроэлементы, гумус, фильтрация. Круговорот веществ и превращения энергии в  экосистеме. Многократное использование  биогенных элементов. Трофический уровень.  Средообразующая деятельность организмов. 57. Развитие и смена  биогеоценозов. Комбинированный  урок Экологическая сукцессия, агроэкосистемы. Факторы существования равновесной системы в  сообществе. Первичная и вторичная сукцессия. Продолжительность и значение экологической  сукцессии. Особенности агроэкосистем. взаимодействия организмов; организмов  разных функциональных групп Уметь: Называть признаки биологического  объекта – популяции; показатели  структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в  популяции. Уметь: Называть признаки биологического  объекта – популяции; показатели  структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в  популяции. Уметь: Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема. Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и  искусственных сообществ. Характеризовать структуру наземных и  водных экосистем. Уметь: Называть вещества, используемые  организмами в процессе  жизнедеятельности. Описывать  биохимические циклы воды,  углерода, азота, фосфора; проявление  физико­химического воздействия  организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ Составлять схемы пищевых цепей. Уметь: Называть признаки экосистем и  агроэкосистем; типы сукцессионных  изменений; факторы, определяющие  продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в  экосистемах, первичных и вторичных  § 54, рис  77­78, в  1­3 § 55, рис  79­81, в  2­4 § 56, рис  82, в 2­3 § 57, рис  83­86, в  2­3 § 58, рис  87, в 2­3 Биосфера.  Биосфера – глобальная экосистема. Границы,  компоненты и свойства биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Природные ресурсы.  Последствия хоз деятельности человека в  экосистемах. Влияние человека на растительный и  животный мир. Сохранение биологического  разнообразия. Классификация природных ресурсов. сукцессиях. Описывать свойства сукцессии. Уметь: Давать определения понятиям биосфера. Называть признаки , структурные  компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое, косное и  биокосное вещество биосферы. Объяснять роль биологического  разнообразия в сохранении биосферы. Уметь: Называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы Приводить примеры неисчерпаемых и  исчерпаемых при родных ресурсов Анализировать и оценивать последствия  деятельности человека в экосистемах;  влияние собственных поступков на живые  организмы § 59, рис  88­89, в  1­3 § 60, в 1­ 3 повт. §  50­60 58.  Основные законы  устойчивости живой  природы Комбинированный  урок 59. Экологические  проблемы в биосфере.  Охрана природы. Л/р №7. Оценка  качества  окружающей среды. Комбинированный  урок 60. Урок­зачёт  Основы  экологии 61. Повторение по теме  «Основы учения о  клетке». 62. Повторение по темам  «Размножение и  индивидуальное  развитие организмов»,  «Основы учения о  наследственности и  изменчивости». 63. Повторение. Решение  генетических задач. 64. Повторение по теме  «Основы учения о  клетке». 65. Повторение по темам  «Происхождение жизни и развитие органического мира»,  «Учение об эволюции». 66. Итоговое тестирование  по основам общей  биологии. Резерв учебного  времени 67 ­ 68

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс

Рабочая программа БИОЛОГИЯ 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2017