Рабочая программа «Читаем без ошибок»
Оценка 4.8

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Оценка 4.8
Документация +1
docx
дефектология
2 кл
01.06.2018
Рабочая программа «Читаем без ошибок»
Рабочая программа «Читаем без ошибок» составлена для предупреждения и коррекции нарушений чтения у обучающихся с преимущественной несформированностью зрительных (гностических и моторных) компонентов чтения. Учащимся с нарушением технического компонента чтения свойственно более медленное продвижение по ступеням овладения чтением. Низкий темп чтения часто в сочетании с трудностями в понимании прочитанного усложняют освоение обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Главным критерием, особенно в начале работы, является не скорость, а правильность выполнения задания.Рабочая программа
Рабочая программа 2 класс дислексия.docx
Пояснительная записка Рабочая   программа   «Читаем   без   ошибок»   составлена     для   обучающихся   2   класса Федеральный закон от 29.12.2012 №273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 "Об утверждении разработана  на основе  нормативных документов и методических рекомендаций:  (с изменениями от 24.07.2015 года).  и введении ФГОС НОО".  Приказ   Минобрнауки   России   от   30.08.2013   г.   №   1015   «Об   утверждении   Порядка организации     и   осуществления   образовательной   деятельности   по   основным общеобразовательным программам ­ начального общего, основного общего и среднего общего образования.  Приказ   Департамента   образования   и   молодежной   политики   ХМАО­Югры   «Об утверждении   примерных   учебных   планов   образовательных   организаций,   реализующих адаптированные   общеобразовательные   программы   начального   общего,   основного   общего, среднего   общего   образования   на   территории   ХМАО­Югры   для   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья,   нуждающихся   в   длительном   лечении,   а   также   детей­инвалидов, получающих   образование   на   дому   или   в   медицинских   организациях,   в   том   числе   с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13.08.2015 г. № 1087;   8 им. Сибирцева А.Н. Примерной учебной программы начального общего образования. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № Общие цели коррекционно­педагогической работы В   современном   информационном   обществе   задачи,   требующие   для   решения коммуникативных   и   когнитивных   компетенций,   От подрастающего   поколения   требуются   определённые   читательские   умения:   извлекать   и обрабатывать   необходимую   информацию   из   текстов,   определять   в   них   основную   и второстепенную   информацию,   свободно   ориентироваться   в   текстах   различных   стилей   и воспринимать их. Это указывает на социальную значимость проблемы чтения не только в школьной жизни, но и в реальных жизненных ситуациях.   становятся   приоритетными. Овладение чтением является одним из важных образовательных результатов обучения в начальной школе. Совершенствование читательских умений учащихся начальных классов продолжается в период обучения в основной школе. В   соответствии   с   требованиями   Стандарта   начального   общего   образования деятельность образовательной организации должна быть направлена на создание условий для освоения   всеми   обучающимися,   в   том   числе   учащимися   с   трудностями   при   овладении чтением, основной образовательной программы начального общего образования. Цель  ­  предупреждение   и   коррекция   нарушения   чтения   у   обучающихся   с (гностических   и   моторных) преимущественнойнесформированностью   зрительных   компонентов чтения. Основные задачи коррекционно­педагогической работы: 1.   Создать   предпосылки,   необходимые   для   предупреждения   трудностей   формирования первоначального   навыка   чтения.   К   устно­речевым   предпосылкам   относятся   развитие фонемного анализа и синтеза, фонематического восприятия, коррекция звукопроизношения. К операциональным предпосылкам относятся начальные действия, входящие в состав чтения как   деятельности   (опознание   буквы   в   связи   с   её   фонемой,   перевод   зрительных   образов печатных   букв   в   звуки,   определение   букво­звуковых   соответствий,   узнавание   буквы   в контексте   слога).   К   функциональным   предпосылкам   относятся   зрительные   процессы, обеспечивающие   базу   для   формирования   чтения   (коррекция   и   развитие   гностических   и моторных функций). Решение  данных  задач  способствует  предупреждению  или  минимизации  трудностей формирования   первоначального   навыка   чтения   и   подготавливает   к   решению   задач следующего порядка. 2.   Формировать   обобщённые   представления   (зрительно­пространственные,   зрительно­ двигательные, речедвигательные, речеслуховые), необходимые для овладения навыком чтения вслух. Овладение осознанными и произвольными операциями и способами громкого чтения вслух (слияние нескольких букв в слог, слияние нескольких слогов в слово, соединение не­ скольких   слов   в   высказывание).   Развитие   понимания   прочитанного   с   использованием молчаливого способа чтения. Решение данных задач способствует: овладению автоматизированным навыком чтения, характеризующимся   продуктивными   способами   чтения,   достаточным   темпом   чтения, правильностью чтения вслух и про себя; созданию оптимальных условий для формирования смыслового компонента чтения, успешного освоения программного материала по чтению не только в начальной, но и в основной школе. ранняя своевременная педагогическая и психологическая диагностика возможностей с Для содействия в развитии индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности   обучающегося с нарушением чтения в образовательных организациях,   реализующих   основную   образовательную   программу   начального   общего образования, необходимы:  целью выявления особых образовательных потребностей ребенка с нарушением чтения;  нарушением чтения для устранения потенциальных препятствий к обучению;  нарушением чтения в процессе оказания специализированной помощи. оказание целевой коррекционно­педагогической и психологической помощи ребенку с регулярная   оценка   динамики   развития   и   образовательных   достижений   ребенка   с Общая характеристика коррекционно­педагогической работы Содержание коррекционно­педагогической работы определяется тем, что учащимся с нарушением   чтения   свойственно   более   медленное   продвижение   по   ступеням   овладения чтением.   Каждая   ступень   чтения   связана   с   доступным   на   ней   способом   чтения,   который является важнейшим показателем сформированности навыка чтения. Оперативная единица чтения — максимальное количество знаков, которое опознаётся при чтении одномоментно и представляет собой минимальную информационную единицу в процессе хранения и обработки информации. Такими оперативными единицами могут быть буква (побуквенное чтение), слоги типа СГ, ГС, типа ГС, ССГ, типа СГСС, ССГС (послоговое чтение), слово (чтение словами) или группа слов (чтение группами слов). Соответственно процесс   автоматизации   навыка   чтения   можно   представить   в   виде   последовательности перехода от элементарных единиц чтения к более комплексным (А. Н. Корнев). Считается, что на каждой ступени формирования навыка чтения существует операция (или   способ   выполнения   действия),   которая   настолько   отработана,   что   выполняется автоматизированно,   т.   е.   снижается   осознаваемость   выполнения   операции   или   способа выполнения   действия.   Это   тот   уровень,   на   котором   операции   перевода   графической информации в звуковую автоматизировались и не требуют уже сознательного контроля.   Обучение аналитико­синтетическим методом на начальном этапе овладения чтением включает   несколько   операций:   определение   букво­звуковых   соответствий,   слогослияние, воссоздание   звукового   облика   целого   слова.   На   начальном   этапе   овладения   чтением ведущими проблемами являются медленное и нестойкое образование звуко­буквенных связей, что проявляется в неспособности в нужные сроки овладеть звуко­буквенной символикой и в стойкой неспособности овладеть навыками слогослияния. Таким образом, в случаях выраженной формы нарушения громкого чтения содержание первого   этапа   определяется   соответствующими   задачами   коррекционно­педагогической работы. Успешное решение коррекционных задач по преодолению трудностей формирования определённых операций чтения будет способствовать переходу от простых к более сложным оперативным единицам чтения. Постепенное овладение всё более крупными оперативными единицами чтения будет свидетельствовать о совершенствовании способов чтения. Коррекционно­педагогическая работа включает три раздела: • Раздел 1 «От буквы к слогу». • Раздел 2 «От слога к слову». • Раздел 3«Читаю словами». Цель   первого   этапа   ­   создание   условий   для   успешного   овладения   зрительными компонентами чтения. Коррекционно­педагогическая работа направлена на предупреждение и коррекцию   нарушения   чтения   у   учащихся   с   преимущественнойнесформированностью гностических и (или) моторных зрительных функций. При   нарушении   чтения,   обусловленного   преимущественной   несформированностью зрительных   функций,   достаточным   является   формирование   основных   устно­речевых предпосылок чтения. Задачи коррекции и развития речевых функций: • развитие фонемного анализа и синтеза; • развитие фонематического восприятия; • коррекция звукопроизношения (если нарушено). Задачи коррекции и развития зрительных гностических функций: • развитие произвольного зрительного внимания (удерживание и переключение); • развитие навыков зрительного анализа и синтеза; • развитие зрительной памяти. Задачи коррекции и развития зрительных моторных функций: • развитие точных прослеживающих движений глаз; • формирование зрительно­пространственных представлений; • формирование зрительно­моторных координаций. Решение   данных   задач   будет   способствовать   формированию   графического   образа буквы. Работа проводится при побуквенном чтении, т. е. когда возникают стойкие трудности при  восприятии и запоминании букв. Последовательность изучения  букв определяется их частотностью, а также наличием или отсутствием осевой симметрии в печатных буквах. По­ этому   сначала   изучаются   симметричные,   затем   несимметричные   печатные   буквы, обозначающие звуки. Коррекционно­педагогическая работа направлена на упрочение букво­ звуковых связей. Решение задач формирования букво­звуковых связей будет способствовать овладению слогослиянием. Работа проводится при переходе от по­буквенного к слоговому чтению, т. е. когда   имеются   стойкие   трудности   при   соединении   в   слог   даже   двух   букв.   Поэтому тренировка   начинается   с   дву­буквенных   слогов   типа  СГ.  Отбор   слогового   материала проводился   с   учётом   частотности.   Ранжирование   частотности   открытых   слогов   с определённым звуко­буквенным составом слога проведено на основании результатов анализа детских текстов, используемых для проверки техники чтения учащихся начальных классов. Коррекционно­педагогическая работа направлена на овладение навыком слогослияния. Решение   задач   овладения   слогослиянием   на   уровне   открытых   слогов   будет способствовать овладению слогослиянием на уровне слогов других типов. Работа проводится при слоговом чтении или при переходе к чтению словами, когда имеются трудности при соединении   в   слог   трёх   и   более   букв.   Отработка   разных   типов   слогов   проводится   с использованием слов различной слоговой структуры.  В   коррекционно­педагогической   работе   важно   учитывать   не   только   исправление речевых недостатков, но и коррекцию трудностей формирования зрительных (гностических и моторных) функций, препятствующих овладению навыком чтения, что в совокупности может стать причиной нарушения в развитии письменной речи (умении понимать прочитанное). Учитывая взаимосвязь между уровнем сформированности навыка чтения, устной речи и зрительных функций, в коррекции нарушения чтения традиционно выделяют два основных направления. Первое   направление  ­   устранение   нарушения   чтения,   обусловленного преимущественно несформированностью устной речи.  Цель ­ коррекция и развитие компонентов устной речи (фонематическое восприятие, звуко­ вой анализ и синтез, лексико­грамматический строй, связная речь).  Данное направление работы является традиционным и реализуется на логопедических занятиях.   Основное   содержание   работы   ­   коррекция   нарушений   чтения   и   письма, обусловленных речевой недостаточностью.  Второе   направление  ­   устранение   нарушения   чтения,   обусловленного преимущественно несформированностью зрительных функций.  Цель ­ создание условий для успешного овладения зрительными компонентами чтения. Основное   содержание   работы   ­   предупреждение   и   преодоление   нарушения   чтения, обусловленного   преимущественно   несформированностью   зрительных   (гностических   и моторных) компонентов чтения.  Реализация   программы   способствует   повышению   качества   освоения   содержания метапредметной   программы   «Чтение»   и   в   целом   успешному   освоению   основной   об­ разовательной   программы   начального   общего   образования   обучающимся   с   трудностями чтения. В   коррекционно­педагогической   работе   используются   коммуникативный, познавательный,   систематизирующий   и   контрольный   методы.   В   основу   системы   методов положены  цель   и  задачи  коррекционно­развивающих   занятий   и  соответствующие   им  виды деятельности педагога и учащегося. Описание места коррекционно­педагогической работы Обследование чтения и письма у учащихся 2 класса показало, что плохо читающий ученик и письменные работы (списывание и диктант) выполнили на низком уровне. Анализ ошибок в диктанте и при списывании показал, что учащиеся с нарушением чтения ошибались в написании букв. Среди ошибок были такие, как: замена и смешение гласных и согласных, пропуск   букв,   ошибки   грамматического   оформления   в   виде   несоблюдения   границ предложения и слитного написания предлогов, а также большое количество орфографических ошибок.   Выявленные   трудности   определили   содержание   коррекционно­педагогической работы в программе «Читаем без ошибок». Работа организуется в форме групповых занятий. Периодичность занятий 1­3 раза в неделю (в зависимость от уровня подготовки учеников). Ориентировочная продолжительность работы ­ 1 год.  Ценностные ориентиры содержания Термин   «дислексия»   используется   уже   не   только   специалистами   в   области коррекционной педагогики и специальной психологии, он понятен и педагогам, и родителям, которые   сталкиваются   с   проблемами   обучения   детей   в   начальной   школе.   Причина   этого явления — значительная распространённость данных нарушений среди учащихся не только начальной, но и основной школы. По результатам исследований готовности первоклассников к обучению 15­20% детей могут испытывать трудности, связанные с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности. К чтению не готовы около 40% первоклассников, имеют нарушения звукопроизношения   23%   детей,   испытывают   трудности   в   общении   10­15%   детей   («О готовности первоклассников к обучению». Институт содержания и методов обучения РАО. Центр   оценки   качества   образования   2007­2010).   Помощь   учителей­логопедов   необходима каждому   пятому   первокласснику.   Большое   число   детей,   с   кем   не   была   проведена своевременная логопедическая работа,  попадают в категорию группы риска ­ дети «со спе­ циальными потребностями», «с трудностями обучения», «часто болеющие дети». Если   учесть   тот   факт,   что   способ   чтения   связан   со   скоростью   (чем   совершеннее способ, тем выше скорость), то многие дети не в состоянии читать быстро. Актуальность   проблемы   своевременной   коррекции   нарушения   чтения   указывает   на необходимость   разработки,   апробации   и   реализации   вариативных   учебно­методических, дидактических разработок, коррекционно­развивающих методик, программно­методических материалов. Общими принципами  организации помощи учащимся с трудностями формирования навыка чтения или нарушением чтения являются раннее начало коррекционно­педагогической работы,   преемственность   содержания   работы   педагога   и   специалистов   сопровождения, включение родителей в сотрудничество с ними во время проведения коррекционной работы с ребёнком. Ранняя   диагностика   и   своевременное   оказание   помощи   значительно   повышают эффективность   коррекционно­педагогической   работы.   При   выявлении   трудностей формирования навыка в 1­2 классах чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей (А. Н. Корнев). Позднее начало коррекции снижает её эффективность. Без   сотрудничества   с   родителями   успех   в   коррекционно­педагогической   работе снижается значительно. Родителей необходимо информировать о результатах обследования, целях,   ожидаемых   результатах,   предполагаемых   сроках   коррекционной   работы.   Основная задача   родителей   ­   выполнение   домашних   заданий   для   закрепления   навыков,   усвоенных ребёнком на коррекционных занятиях. Планируемые результаты и система оценки результатов Создание   предпосылок   успешного   формирования   первоначального   навыка   громкого чтения (чтения вслух) как условие предупреждения нарушения его технического компонента. Постепенный переход к использованию более крупных оперативных единиц чтения (от чтения буквами к чтению слогами, от слогового чтения к чтению словами). Подготовка к переходу от громкого   чтения   (чтение   вслух)   к   молчаливому   чтению   (чтение   про   себя).   Овладение наиболее   совершенным   и   социально   значимым   как   в   школьной   жизни,   так   и   в   реальных жизненных ситуациях видом чтения ­ молчаливым чтением. Совершенствование смысловой стороны чтения. Формирование читательских умений: извлекать и обрабатывать необходимую информацию   из   текстов,   определять   в   них   основную   и   второстепенную   информацию, ориентироваться в текстах различных стилей и воспринимать их. Ожидаемые результаты:  результаты соответствуют части предметных результатов, определённых   Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   начального общего   образования,   дополнительно   формируемых   в   рамках   реализации   Программы коррекционной работы основной образовательной программы начального общего образования, психолого­педагогического сопровождения учащегося с нарушением чтения. Проведение   коррекционно­педагогической   работы   способствует   устранению коммуникативных трудностей и трудностей формирования чтения у учащегося с нарушением технического   и   смыслового   компонентов   чтения,   обусловленных   преимущественным нарушением   гностических   и   (или)   моторных   зрительных   функций.   Развитие   зрительных функций   как   специальное   направление   коррекционно­педагогической   работы   может   быть включено в систему традиционных логопедических занятий по устранению нарушения чтения, занятий по подготовке к обучению грамоте. Программа способствует предупреждению или минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов (коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий). Способы оценки планируемых результатов Оценка динамики индивидуальных достижений сформированного чтения проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики. Обследование   чтения   можно   проводить   несколько   раз:   первичное   ­   в   начале коррекционно­педагогической   работы,   промежуточное   ­   по   завершении   каждого   раздела, итоговое ­ в конце работы.  Обследование устной речи лучше проводить дважды: первичное и итоговое ­ в начале и в конце коррекционно­педагогической работы.  Обследование   письма   целесообразнее   проводить   дважды:   первичное   и   итоговое   ­   в начале и в конце коррекционно­педагогической работы.  Обследования   помогают   провести   оценку   динамики   достижений   учащихся, сравнительный   анализ   результатов   работы,   оценку   эффективности   коррекционно­ педагогической работы.  Содержание коррекционно­педагогической работы Работа   направлена   на   создание   устно­речевых,   операциональных,   функциональных предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования первоначального навыка чтения. Развитие устной речи как основы формирования чтения Развитие   фонематического   восприятия   (развитие   способности   различать оппозиционные звуки изолированно). Развитие слогового и фонемного синтеза и анализа: • обучение элементам фонемного анализа (выделение гласного звука в начале, в середине, в   конце   слова,   выделение   согласного   звука   в   конце,   в   середине   и   в   начале   слова   с использованием фишек и схемы­карточки); • формирование   полного   фонемного   анализа   (определение   последовательности   и количества звуков в слове с помощью фишек и схем­карточек, умение давать характеристику звука с учётом дифференциальных признаков, используя понятия  гласный   ­   согласный, твёрдый ­ мягкий согласный, звонкий ­ глухой согласный); • выполнение различных операций (действий) со звуковым образом слова без наглядной опоры (выполнение упражнений на определение места и окружения заданного звука в слове, количества гласных или согласных звуков в заданном слове). Формирование и закрепление основных операций, входящих в состав чтения К операциональным предпосылкам относятся начальные действия, входящие в состав чтения как деятельности: • опознание буквы в связи с её фонемой; • перевод зрительных образов печатных букв в звуки; • определение букво­звуковых соответствий; • узнавание буквы в контексте слога. Развитие процессов, составляющих базу формирования письма К   функциональным   предпосылкам   относятся   прежде   всего   зрительные   процессы, обеспечивающие   базу   для   формирования   чтения   (коррекция   и   развитие   гностических   и моторных функций). Поэтому основная работа направлена на: • • • • развитие зрительно­пространственного восприятия; развитие зрительной и образной памяти; развитие глазо­двигательной активности; развитие речеслухового восприятия. Для успешного формирования речеслуховых, зрительно­пространственных, зрительно­ двигательных   представлений   у   детей   эти   процессы   должны   протекать   произвольно   и осознанно. Задачи развития устной речи, формирования основных действий и операций, входящих в состав чтения, развития процессов, составляющих операциональную базу чтения, решаются при выполнении разного вида заданий. Виды устных заданий. • Соединение слогов или звуков в слова. Деление слова на слоги или звуки. Выделение гласного звука  в  начале,  в  середине,  в  конце  слова,  выделение  согласного звука  в конце, в середине, в начале слова с использованием фишек и схемы­карточки. • Подбор слов на заданный звук. Определение последовательности и количества звуков в слове   с   использованием   фишек   и   схем­карточек.   Характеристика   звука   с   учётом дифференциальных   признаков   с   использованием   понятий  гласный   ­   согласный, твёрдый ­ мягкий согласный, звонкий ­ глухой согласный. • Определение   места  и   окружения  заданного  звука   в  слове,   количества  гласных  или согласных звуков в заданном слове без наглядной опоры. Такие задания выполняются для формирования слогового и фонемного синтеза и анализа. Некоторые виды заданий для развития зрительных гностических функций: • Нахождение и подсчёт частоты встречаемости заданной буквы в ряду букв. • Дописывание недостающих деталей буквы. • Составление букв из частей. • Нахождение двух одинаковых букв. • Узнавание,   нахождение   и   закрашивание   заданной   буквы   среди   других   букв   на буквенном поле. • Дорисовывание буквы, чтобы она стала частью какого­либо предмета. • Запоминание и перечисление по памяти нескольких изображений в ряду (цветовых, предметных и геометрических изображений, букв). • Нахождение названных букв, слога, слова в таблицах. Некоторые виды заданий для развития зрительных моторных функций: • Чтение слогов и слов, расположенных в виде восьмёрок. • Последовательная смена движений глаз при чтении цепочек слогов, слов. • Добавление части слова. Формирование   навыка   чтения   ­   процесс   сложный   и   проходит   в   несколько последовательных этапов: после этапа овладения букво­звуковыми обозначениями следует этап овладения слиянием букв в слоги. Слоговое чтение ­ лишь один из промежуточных способов в процессе освоения чтения. Большинство   детей   успешно   овладевают   слоговым   чтением   и   быстро   переходят   на следующие, более совершенные способы чтения. Однако некоторые дети испытывают стойкие трудности именно при переходе от побуквенного чтения к чтению слогами. Особенно это касается детей с тяжёлой формой нарушения чтения. Трудности овладения слоговым чтением приводят   к   проблемам   следующего   порядка:   невозможности   овладеть   чтением   словами   и группами слов. Без специально проведённой работы данные проблемы могут сохраняться у детей надолго, иногда на всю жизнь. Понятные   слова,   конечно,   читаются   детьми   быстрее.   Однако   лёгкость   прочтения хорошо известных слов не означает, что на этапе овладения слоговым способом чтения нельзя давать малознакомые или даже незнакомые детям слова. Ведь речь идёт не об автоматизации всего процесса чтения, а лишь о степени овладения слиянием звуков в открытые слоги и включением их в состав слова. Главное, чтобы такие слова вводились своевременно: тогда, когда дети овладеют процессами восприятия и слияния звуков в той мере, что эти процессы слияния уже не мешают пониманию значения слов. Чтение   и   понимание   малознакомых   слов   делает   их   узнаваемыми   и   подготавливает детей к восприятию и пониманию текстов с этими словами в дальнейшем.  Характеристика учащегося Учащийся   с   несформированностью   преимущественно   зрительных   функций, определяющих нарушения технической стороны чтения (трудности овладения продуктивными способами чтения). Учащимся с нарушением технического компонента чтения свойственно более медленное продвижение по ступеням овладения чтением. Низкий темп чтения часто в сочетании   с   трудностями   в   понимании   прочитанного   усложняют   освоение   обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Как отмечают многие специалисты, детей с нарушением чтения характеризует повышенная утомляемость, снижение концентрации  внимания,   колебания  настроения.  Поэтому   в  коррекционной   работе  с  ними необходимо учитывать следующие правила. Главным критерием, особенно в начале работы, является не скорость, а правильность выполнения задания. При первоначальном выполнении задания требуется произвольное внимание, поэтому все действия должны быть осознаны ребёнком. Каждое задание следует выполнять после предварительного объяснения. Во время выполнения заданий при необходимости ребёнку оказывается помощь с учётом его реальных возможностей. Взрослый   не   должен   ограничиваться   конечным   результатом   ­   простым   ответом   на вопрос. Главное   ­   процесс   самостоятельного   поиска   ответа,   рассуждения   ребёнка   и   его способность находить доказательства при отстаивании своего мнения. Желательно,   чтобы   диалог   ребёнка   с   текстом   переходил   в   активный   диалог   со взрослым   и   другими   детьми.   Взрослый   может   задать   новый   вопрос   по   содержанию прочитанного   или   уточняющий   вопрос   к   ответу   ребёнка   на   текстовое   задание.   Взрослый может попытаться опровергнуть утверждение ребёнка, побуждая его тем самым к поиску контраргументов. При выполнении заданий следует учитывать, что  продолжительность  выполнения заданий   не   должна   превышать   10­15   минут.Данное   время   в   среднем   является достаточным для выполнения всех заданий одного занятия. Время может меняться с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Задания могут выполняться несколькими детьми одновременно или одним ребёнком. Независимо от выбранной формы организующая помощь   со   стороны   взрослого   является   обязательной,   что   позволяет   при   необходимости вносить   изменения   в   ход   выполнения   каждого   задания,   отслеживать   правильность   его выполнения, увеличивать объём самостоятельной работы. Последовательность   выполнения   заданий   может   меняться.  Ребёнок может сам   выбрать   первое   задание   для   выполнения,   что   будет   способствовать   проявлению инициативы.   Обычно   детьми   выбирается   задание,   которое   у   них   получается   лучше.   Если работа проводится в группе, то решение принимается большинством детей. Это помогает учитывать мнения других, договариваться, развивает способность работать в коллективе. На   каждом   логопедическом   занятии   дети   слушают,   говорят,   рассказывают, придумывают, читают. Практическая направленность работы достигается путём актуализации уже   усвоенных   учащимися   действий   и   операций.Поэтому   необходимо   говорить   о  едином процессе коррекции и дальнейшего правильного формирования навыка чтения. Целесообразно   создавать   особые   условия   освоения   основной   образовательной программы учащимися с нарушением чтения, а именно: чтение вслух текстов педагогами или родителями   при   выполнении   заданий   в   школе   и   дома,   особенно   во   время   проведения коррекционно­педагогической работы.  Краткая характеристика письма учащихся с нарушением чтения. Обследование письма учащегося 2 класса с нарушением чтения проводилось с целью выявления   у   школьника   специфических   трудностей   овладения   навыком   письма,   анализа ошибок при выполнении письменных заданий. Анализ ошибок в диктанте показал, что учащегося с нарушением чтения ошибался в написании   букв,   обозначающих   звуки,   сходные   по   акустико­артикуляционному   признаку. Среди  этой  группы  ошибок  замена  и  смешение  гласных  является  первой,  наиболее  часто встречающейся. Вторая по частоте встречаемости группа ошибок ­моторные, среди которых больше ошибок графического поиска при написании букв и ошибок кинетического запуска. Третья  группа  ­ ошибки  звукового  анализа,  и  среди  них чаще встречается  пропуск  букв. Наконец, четвёртая группа — зрительно­моторные ошибки, а именно неточность передачи зрительного образа  букв. Кроме дисграфических  ошибок, учащийся  с нарушением чтения допускает ошибки грамматического оформления в виде несоблюдения границ предложения и слитного   написания   предлогов,   а   также   орфографические   ошибки   с   преимущественной локализацией в корне слова. Характерной   особенностью  выполнения   письменных   заданий   ученика   с   нарушением чтения является медленное оформление работ (особенно это отмечалось при списывании). Это   связано   с   тем,   что   во   время   списывания   требовалось   предварительное   прочтение печатного   текста   и   перевода   печатных   букв   в   их   рукописную   форму,   что   создавало дополнительные сложности для данного ученика. Невозможность в полной мере использовать чтение   в   качестве   самопроверки   написанного   текста   приводит   к   увеличению   количества ошибок при переходе из класса в класс. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Учебно – методическое обеспечение коррекционно­педагогической программы Автор Название Изд­во Год издания 1998 Санкт­Петербург «Детство­Пресс» Т.А. Ткаченко Р.И. Лалаева Л.В. Венедиктова О.В. Елецкая Н.Ю.Горбачевская О.А. Ишимова О.А. Бондарчук О. А. Ишимова О. А. Ишимова О. А. Ишимова Л.М. Козырева. «Логопедическая тетрадь по  развитию фонематического  восприятия и навыков звукового  анализа». «Диагностика и коррекция  нарушений чтения и письма у  младших школьников». «Развитие и коррекция  пространственно­временных  представлений у детей» «Логопедическая работа в школе.  Работаем по новым стандартам  ФГОС» «Чтение. От слога к слову.  Тетрадь­помощница. Пособие для учащихся начальных классов» «Чтение. От буквы к слогу и  словам. Тетрадь­помощница.  Пособие для учащихся начальных  классов» «Чтение. Читаю словами.  Тетрадь­помощница. Пособие для учащихся начальных классов» «Программно – методические  материалы для логопедических  занятий с младшими  школьниками». Санкт­Петербург «Союз» 2001 «Школьная пресса» 2004 Москва «Просвещение»  2012 Москва «Просвещение» 2014 Москва «Просвещение» 2014 Москва «Просвещение» 2014 Ярославль  «Академия  развития» 2006 9. И.Н. Садовникова «Коррекционное обучение  школьников  с нарушениями  чтения  и письма». «Гимнастика для пальчиков». Москва. Издательство  «Аркти» 2005 Издательство «ОЛМА­ ПРЕСС» Москва «Вако» 2001 2005 2007 Е.М. Косинова 10. 11. 12. В.И. Ковалько «Школа физминуток» А.В. Ястребова,  Т.П. Бессонова  «Обучаем читать и писать без  ошибок» Москва. Издательство  «Аркти» Тематический план коррекционно­педагогической работы I. Раздел «От буквы к слогу» (11 часов) II. Раздел  «От слога к слову»(11 часов) III. Раздел «Читаю словами» (12 часов) № 1. 2. 3. Тема  Используемые ресурсы Характеристика основных видов деятельности Развитие неречевых процессов Дата план факт Строение и функции  речевого аппарата.  Дифференциация  понятий «звук­ буква». Упрочение звуко­ буквенныхсвязей.  Формирование  графического образа  буквы.  Дифференциация  понятий «звук­ буква»,  «слог».Формирование графического образа  буквы. I раздел. От буквы к слогу Алфавит,  артикуляционные  профили,  индивидуальные  зеркала.Презентация  «Правила поведения на  занятиях».Таблица с  изображением органов  речи.  Алфавит,  индивидуальныезеркала. Набор предметных  картинок. Пособие  «Электронная муха». CD «Азбука». Познакомить со строением речевого  аппарата. Сравнить речевые и неречевые звуки. Уточнить артикуляцию звука с  использованием зрительных,  кинестетических, тактильных, слуховых  восприятий. Наблюдать за речевым аппаратом при  произношении разных звуков.  Уточнить имеющиеся у детей понятия об  алфавите, о звуках и  буквах.Способствовать развитию  графических навыков.  Овладеть основными понятиями  фонетики. Отличать букву от звука. Алфавит.  Артикуляционные  профили,  индивидуальные  зеркала.Счетные  палочки. Картонные  буквы. Пособие  «Электронная муха». CD «Азбука». Характеризовать звуки речи в речевом  потоке. Закрепить знания детей о звуках и буквах.Подобрать слова к схемам,  корректурная правка. Придумать слово,  начинающееся с пятой буквы алфавита,  составить с ним предложение. Придумать  слова из одних гласных, из одних  согласных. Развитие  слухового  внимания и  фонематического восприятия. Развитие  внимания.  Упражнения,  направленные на  увеличение  объема внимания Развитие  временных  представлений. 4. 5. 6. 7. 8. Дифференциация  понятий «звук­ буква», «слог»,  «слово». Формирование  графического образа  буквы.  Уточнение  артикуляции и  звучания звуков.  Формирование  графического образа  буквы. Алфавит,  артикуляционные  профили,  индивидуальные  зеркала. Картонные  буквы.Пособие  «Электронная муха». CD «Азбука». Раздаточный наглядный  материал. Веера букв. Карточки с  элементами букв.Набор  цифр. CD «Азбука». Выделение первого  звука в слове.  Формирование  графического образа  буквы. Карточки с заданиями.  Веера букв.  Загадки.Игровое  пособие «Соедини  правильно». CD «Азбука». Формировать правильное соотнесение  звука и буквы. Закрепить знания детей о  звуках и буквах. Знать алфавит и  пользоваться им в практических  целях.Правильно артикулировать звуки.  Характеризовать звуки: гласный ­  согласный,  согласный твердый ­ мягкий. Формировать умение правильно  соотносить данный звук с буквой.  Уточнять и закреплять правильное  произношение звуков, развитие  фонематического слуха и восприятия,  звукового анализа и синтеза. Подбирать слова с заданной буквой в  заданном местоположении. Определять  позицию в слове буквы, обозначить  цифрами местоположение.  Определять количество звуков в слове,  позицию гласного. Уметь называть первый звук в слове и писать соответствующую  букву.   Формировать правильное соотнесение  звука и буквы. Развитие  восприятия и  ориентировки в  пространстве.  Отработка  понятий  «правый»,  «левый». Отработка  понятий  «правый»,  «левый». Отработка  понятий  «правый»,  «левый». Выделение  последнего звука в  слове. Формирование  графического образа  буквы. Определение места,  количества,  Кроссворд, веера букв,  карточки с заданиями.  Игра «Буквы  рассыпались».  Картонные буквы. CD «Азбука». Загадки. Веера букв,  мяч. Карточки с  Формировать умение определять  последовательность звуков и букв в слове. Уточнять артикуляцию изучаемого звука.  Добиваться правильного и отчетливого  произношения звука в слоге, слове. Уметь  находить заданную букву в ряде букв.  Повторить пройденные звуки и буквы.  Уметь слушать звучащее слово, различать  Развитие  слухового  внимания и  фонематического восприятия. Развитие  слухового заданиями. Буквенные  пирамиды.  Игра «Буквы потерялись».  CD «Азбука». звуки речи и буквы. Определить  количество звуков и букв в слове,   позицию гласного. Дифференцировать  сходные по начертанию буквы. 9. последовательности  звуков и букв в слове. Формирование  графического образа  буквы. Определение места,  количества,  последовательности  звуков и букв в слове. Формирование  графического образа  буквы. 10. Определение места,  количества,  последовательности  звуков и букв в слове. Формирование  графического образа  буквы. 11. Буква ­  смыслоразличитель.  Формирование  графического образа  буквы. 12. Промежуточная  диагностика уровня  Игровое пособие «Что  перепутал художник».  Ребусы. Картонные  буквы. Набор цифр. CD «Азбука». Веера букв,  мячКарточки с  заданиями. Счетные  палочки. Игра «Буквы  поменялись  местами».Игра  «Прочитай по первой  букве». CD «Азбука». Веера букв, мяч.  Карточки с заданиями.  Счетные палочки. Игра  «Кто в каком домике  живет».Буквенные  пирамиды. Игра  «Прочитай по первой  букве». CD «Азбука». Оценочный лист "Мои  достижения". внимания и  фонематического восприятия.  Развитие  слухового  внимания и  фонематического восприятия. Развитие  слухового  внимания и  фонематического восприятия. Формировать умение правильно  соотносить звук с буквой,  дифференцировать звуки и буквы. Учить  различать данные буквы.  Определять  количество звуков и букв в слове,  позицию гласного. Сравнивать в словах  количество звуков и букв. Формировать правильное соотнесение  звука и буквы. Учить различать на слух и  в произношении данные звуки, правильно  соотносить с буквами. Добиваться правильного соотношения  звука с буквой.  Использовать алфавит  для записи и прочтения слов. Запись слов  по алфавиту. Закреплять умение различать буквы и   звуки, сопоставлять их по акустическим и  артикуляционным признакам. Расширять  знания и представления об окружающем  мире.  Показать различие в написании данных  букв.  Развитие  слухового  внимания и  фонематического восприятия. сформированности  навыка чтения и  понимания  прочитанного. 13. Автоматизация  слогослияния: слоги  типа СГ (группа 1). Выделение из слогов  гласных. 14. Автоматизация  слогослияния: слоги  типа СГ (группа 1). Выделение из слогов  гласных. 15. Автоматизация  слогослияния: слоги  типа СГ (группа 2).  Слогообразующая  роль гласных.  16. Автоматизация  слогослияния: слоги  Ребусы, символы  дляизображения  открытых и закрытых  слогов. Карточки для  индивидуальной  работы.Игра «Прочитай  по первой букве».  Таблица Шульте. Ребусы, символы для  изображения открытых и закрытых слогов,  карточки для  индивидуальной работы. Таблица Шульте. Игра  «Прочитай по первой  букве». Карточки со словами.  Игра «Прочитай по  первой букве».  Графическое  изображение слогового  состава. Таблица  Шульте.  Слоговое домино. Символы для  изображения открытых и II раздел От слога к слову. Познакомить детей с понятием  «Слог».  Дифференцировать понятий «слог»  ­«слово». Тренироваться в разгадывании  ребусов и делении слов на слог. Соотнесение слогов с соответствующими  символами: открытый слог­ изображение  открытой двери, закрытый слог – замок. Учить самостоятельно формулировать  учебную задачу, пользуясь условными  обозначениями. Учить детей  дифференцировать  слоги и слова,  односложные и двусложные слова. Развивать навыки слогового анализа и  синтеза, составлять слоговые схемы. Упражнения,  направленные на  увеличение  объема  внимания. Развитие  восприятия и  ориентирования  в пространстве. Формировать навыки слогового анализа и  синтеза. Закреплять знания о слогообразующей  роли гласных. Уточнять и расширять  словарь имён.  Дифференцировать  понятия «буква­слог­звук». Учить  дифференцировать  мужские и женские  имена. Формировать навык самоконтроля и  самооценки выполненной работы.  Узнавание  предмета по  контурному  изображению и  деталям рисунка. Упражнения,  направленные на типа СГ (группа 3).  Развитие навыков  порядкового,  количественного и  позиционного  слогового анализа. 17. Автоматизация  слогослияния: слоги  типа СГ (группа 3).  Развитие навыков  порядкового,  количественного и  позиционного  слогового анализа. 18. Автоматизация  слогослияния: слоги  типа СГ (группа 4).  Слоговой анализ   двухсложных слов. 19. Автоматизация  слогослияния: слоги  типа СГ (группа 4).  Слоговой анализ   двухсложных слов. закрытых слогов.  Слоговые таблицы,  Таблица Шульте. Игра  «Прочитай по первой  букве». Слоговое домино. Символы для  изображения открытых и закрытых слогов.  Слоговые таблицы.  Карточки для  индивидуальной работы. Загадки. Таблица  Шульте. Слоговое домино. Символы для  изображения открытых и закрытых слогов. Слова­ изографы. Цепочки  слогов (запись  на  карточках). Игра «Кто в  каком домике живет»?  Таблица Шульте. Слоговое домино. Карточки с заданиями.  Контурные изображения ягод, овощей и фруктов  на карточках.  Игра «Подскажи  словечко». Таблица  Шульте. Слоговое домино. Закреплять знания о слогообразующей  роли гласных. Закреплять навыки  словоизменения. Развивать внимание,  логическое мышление.  увеличение  распределение  внимания. Формировать умение преобразовывать  односложные слова в двухсложные. Составлять слова сложной слоговой  структуры. Тренироваться в отгадывании  загадок, делить слова на слоги. Дифференцировать женские и мужские  имена. Автоматизировать чтение прямых  и обратных слогов. Закрепить знания учащихся о слоге. Собрать слоговую цепочку так, чтобы  последующее слово  начиналось  с  последнего слога  предыдущего.Автоматизировать чтение  прямых и обратных слогов. Усиление  концентрации  слухового  внимания. Усиление   концентрации  слухового  внимания. Развивать навыки слогового анализа и  синтеза  двухсложных слов,  звукобуквенного анализа и синтеза слов. Развивать внимание, память и восприятие. Подписать  картинки, поделив слова на  слоги. Находить  в каждом слове новые слова. Рисовать картины при помощи  готовых  цветных изображений. Упражнения,  направленные  на усиление  концентрации и  устойчивости  зрительного  внимания. 20. Автоматизация  слогослияния: слоги  типа СГ (группа 5).  Слоговой анализ   двухсложных и  трёхсложных слов. Слова­изографы.  Ребусы. Игра «Загадки и  отгадки». Таблица Шульте. Слоговое домино. 21. Развитие слогового  анализа и синтеза.  Дифференциация  одно­, двух­,  трёхсложных слов. Разрезные картинки,  символы для  обозначения открытых и закрытых слогов.  Слоговые схемы слов.  Карточки с заданиями.  Таблица Шульте. Игра «Слово, схема».  Слоговое домино.  22. Развитие слогового  анализа и синтеза.  Дифференциация  одно­, двух­,  трёхсложных слов. Индивидуальные  карточки с заданиями. Игра «Предмет, слово,  схема». Таблица  Шульте. Слоговое домино. 23. Ударение в  двусложных словах. Карточки со словами,  ритмические схемы  Развивать навыки слогового анализа и  синтеза  двухсложных и трёхсложных  слов, звукобуквенного анализа и синтеза  слов. Закреплять знания детей о слоге, уточнять и обобщать словарь детей.  Развивать   навыки словообразования. Учить детей  дифференцировать слова из одного, двух,  трёх слогов, соотносить слова со слоговой схемой. Оперировать обобщающими  категориями. Развивать навыки слогового анализа и  синтеза  двухсложных и трёхсложных  слов, звукобуквенного анализа и синтеза  слов. Учить правильно произносить и читать  слоги и слова со стечением согласных. Развивать слуховое и зрительное,  внимание и мышление. Закрепить умение  делить слова на слоги, соотносить символ  со слогом, подбирать слова к схемам.  Развивать функцию словоизменения  и  словообразования. Закрепить знания детей о слоге, о гласных и их роли в слогоразделе. Обогащать  словарь детей. Учить работать со  слоговыми схемами, оперировать  обобщающими категориями. Развивать тонкие дифференцировки.  Работать со схемами открытых и  закрытых слогов.  Познакомить детей с ударением и его  ролью в слове, ударной гласной и ударным Упражнения,  направленные на  тренировку  переключения  внимания. Упражнения,  направленные на  тренировку  распределения и  избирательности  внимания. Развитие памяти. Упражнения для  развития  способности к  воссозданию  мысленных  образов. Упражнения для  развития слов.Сказка о  волшебнике Ударении.  Наглядно­ дидактическое пособие  «Ударение». Таблица  Шульте. Схемы слов с  ударениями. Буквенное домино.  Карточки со словами.   Пособие «Болото».  Наглядно­ дидактическое пособие  «Ударение». Схемы слов с ударениями. Слоговые таблицы.  Схемы ритмического  рисунка слова.   Карточки для  определения места  ударения. Оценочный лист "Мои  достижения". слогом, работать над интонацией. Уметь  соотносить слова  с ритмическими  схемами, переносить слова. Соотносить слова со схемой, подбирать  ритмические схемы со словами. Развивать  логическое мышление. способности к  воссозданию  мысленных  образов. Учить  соотнесению слов с  интонационными схемами. Работать с  деформированным предложением. Развивать слуховое внимание. Соотносить  слова с ритмической схемой. Развивать  временные представления: соотнесение  названия месяца года с порядковым  номером в квадрате. Развивать навыки   языкового анализа и синтеза. Закрепить знания детей об ударении,  ударном и безударном слоге, о  правописании слов с безударными   гласными. Формировать первоначальные  представления о единообразном  написании ударных и безударных гласных  в родственных словах.  Упражнение на  осознанное  восприятие. Развитие  словесно­ логического  внимания. III раздел. Читаю словами 24. Ударение в  трехсложных словах. 25. Ударные и  безударные гласные.  26. Промежуточная  диагностика уровня  сформированности  навыка чтения и  понимания  прочитанного. 27. Автоматизация  навыка чтения:  односложные слова  типа СГС. Анализ  односложных слов. 28. Автоматизация  навыка чтения:  односложные слова  типа ССГС. Анализ  односложных слов. 29. Автоматизация  навыка чтения:  односложные слова  типа СГСС. Анализ  односложных слов. 30. Автоматизация  навыка чтения:  двусложные слова  различной слоговой  структуры. Звуковой  анализ двусложных  слов. 31. Автоматизация  навыка чтения:  трехсложные слова  различной слоговой  структуры. Звуковой   Таблица слогов, слов.  Раздаточный картинный  материал. Игра «Помоги слову найти последнюю  букву». Карточки со  слогами, словами.  Светофоры с наборами  цифр.  Таблица слогов, слов.  Индивидуальный  раздаточный материал.  Мяч. Карточки со  словами.Игра «Допиши  и прочитай». Таблица слогов, слов.  Таблица Шульте.  Стихотворение «Буква  заблудилась». Сказка «Чей хвост». Игра «Как зовут  девочку и мальчика». Таблица слогов, слов.  Раздаточный картинный  материал. Карточки со  слогами, словами.  Светофоры с наборами  цифр. Игра «Слушай,  смотри, пиши». Раздаточный картинный  материал. Кроссворд.  Ребусы.  Карточки со  слогами, словами.  Светофоры с наборами  Развивать умение анализировать слоговую  структуру слова. Учить четко произносить слова при образовании имен  существительных множественного числа  именительного падежа. Развивать  слуховое и зрительное внимание.  Расширять и активизировать словарный  запас.  Упражнять в слоговом синтезе. Учить   заканчивать предложение словом,  подходящим по смыслу. Развивать  слуховое внимание  и логическое  мышление. Расширять и активизировать  словарный запас. Определять предмет по существенным  признакам или действиям. Формировать  навык элементарного слогового анализа.  Развивать фонематическое восприятие.  Расширять и активизировать словарный  запас. Упражнения,  направленные на  увеличение  объема  внимания. Упражнения,  направленные на  тренировку  переключения  внимания. Упражнения,  направленные на  тренировку  распределения и  избирательности  внимания. Упражнять в простейшем слоговом  анализе. Преобразовывать двусложные  слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова. Расширять и  активизировать словарный запас. Развитие  концентрации  слухового  внимания. Закрепить понятие о слоге как части  слова. Учить преобразовывать  двусложные слова в трёхсложные. Учить  разгадывать ребусы, кроссворды. Расширять и активизировать словарный  Упражнения,  направленные на  увеличение  распределение  внимания. анализ трехсложных   слов. 32. Автоматизация  навыка чтения: слова  с различной слоговой  структурой.  33. Автоматизация  навыка чтения: слова  с различной слоговой  структурой. 34. Диагностика  автоматизации навыка чтения и понимания  прочитанного. цифр. Игра «Буквы  рассыпались». Фишки для обозначения  гласных и согласных  звуков. Таблица слогов,  слов. Игра «Предмет,  схема, слово». Игра  «Найди лишнее». Таблица слогов, слов.  Мяч. Конверты с  предметными  картинками.  Индивидуальные  карточки. Игра «Кто  больше» Оценочный лист "Мои  достижения". запас. Развивать слуховое внимание и  логическое мышление. Учить подбирать  рифмующиеся слова.Формировать умение  понимать учебную задачу и выполнять ее  самостоятельно. Расширять и  активизировать словарный запас. Формировать умение понимать  прочитанный текст. Учить чтению слов,  написанных разными шрифтами. Развивать интерес и способности к чтению.  Расширять и активизировать словарный  запас. Развитие памяти. Упражнения для  развития  способности к  воссозданию  мысленных  образов. Упражнения для  развития  способности к  воссозданию  мысленных  образов. Уметь читать текст. Проверить уровень  чтения учащихся.

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»

Рабочая программа «Читаем без ошибок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2018