Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009) с изменениями и дополнениями;
««Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
«Примерной ООП НОО, утвержденной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 08.04.2015 № 1/15;http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/poop_noo_reestr.docx
На изучение курса «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 часов в год по 4 часа в неделю.Литературное чтение УМК "Начальная школа 21 век " 3 класс
чтение 3 кл РП.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п. Синда»
«Утверждено» «Согласовано» «Утверждаю»
Педагогическим советом Зам. Директора по УВР Директор МБОУ ООШ
Протокол №_______ _______________________ п. Синда
От «___» ________20__г. «_____» __________20____г. __________/Т.Е.Фирсова/
Приказ №_____
от «____» __________20__г.
3 класс
Рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение»
Разработана
учителем начальных классов
1 категории Беркут Т.В.
п. Синда 20182019 учебный год
1. Пояснительная записка.
1.1.Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009) с изменениями и дополнениями;
««Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
«Примерной ООП НОО, утвержденной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию протокол от
08.04.2015 № 1/15;http://fgosreestr.ru/wpcontent/uploads/2015/06/poop_noo_reestr.docx
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.282110 «Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189,
(зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 3 марта 2011 г. № 19993) (далее –СанПин2.4.2.282110);
Положения о составлении рабочих программ учителями МБОУ «ООШ п.Синда»;
1.2 Рабочая программа составлена на основе авторской программы для 3 класса Н.Ф.Виноградовой и авторской программы «Начальная
школа XXI век» (Л.А.Ефросинина) М.:Вентана Граф, 2012.
1.3. Место предмета в учебном плане.
На изучение курса «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 часов в год по 4 часа в неделю.
1.4.В авторскую программу изменения не внесены.
1.5.Учебнометодический комплект:
1. Программа «Литературное чтение 14 классы» Л. А. Ефросинина М. И. Оморокова Москва . Издательский центр «ВентанаГраф»
2013 г.
2. Л.А.Ефросинина Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 Москва,
ВентанаГраф, 2013 г.
3. Л.А.Ефросинина Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь №1, №2; Москва, ВентанаГраф, 2014 4. Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД Т. М. Лаврентьева ,О. А. Исакова ,Волгоград, издательство
«Учитель». 2014 г.
Учебнометодический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных
образовательных стандартов начального общего образования.
2. Содержание курса
Содержание программы по литературному чтению 3 класс (136 ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и адекватное понимание содержания произведения.
Умение слушать и слышать художественное слово, вопросы учителя и одноклассников по содержанию прослушанного произведения.
Слушание разножанровых произведений фольклора (загадки, сказки, былины).
Восприятие на слух учебных задач, осмысление алгоритма учебных действий, направленных на решение этих задач.
Восприятие на слух научнопопулярного произведения: понимание основного содержания и выделение информации (фактов).
Умение слушать и дополнять ответы одноклассников на вопросы по содержанию прослушанного произведения
Характеристика деятельности учащихся:
Воспринимать на слух произведения фольклора (сказки, былины, песни, загадки), понимать их содержание, определять жанр.
Слушать и слышать прозаические и стихотворные тексты художественных произведений, воспринимать и эмоционально
реагировать на художественное слово, поэтические произведения.
Определять жанр и тему прослушанного произведения, понимать его содержание и аргументировать свою эмоциональную реакцию
на произведение.
Выделять информацию в научнопопулярных и учебных текстах.
Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.
Формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя
и ответы одноклассников и дополнять их.
Чтение вслух и молча
Чтение вслух произведений фольклора, произведений классиков отечественной и зарубежной детской литературы в темпе, соответствующем
индивидуальным возможностям учащихся и позволяющем понимать прочитанное.
Практическое освоение основных орфоэпических правил (литературного произношения) на примере правильной речи учителя и специальных
упражнений со словами из текста произведений с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением.
Выразительное чтение подготовленных текстов произведений, отрывков и эпизодов в соответствии с интонационным рисунком произведения
и основной задачей чтения. Определение порядка учебных действий для формирования умения читать выразительно.
Характеристика деятельности учащихся: Читать вслух целыми словами, словосочетаниями, речевыми звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения. Темп
чтения не менее 60 слов в минуту.
Читать тексты произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей с соблюдением знаков препинания, расстановкой
пауз и выделением ключевых слов в предложениях.
Находить в тексте слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением и уточнять их правильное
произношение по словарю или у учителя.
Соблюдать орфоэпические правила произношения слов: что, чтобы, конечно, сегодня, белого, т. д.
Читать выразительно тексты произведений по образцу в соответствии с интонационным рисунком произведения.
Использовать алгоритм (памятку) работы над выразительностью чтения произведений, отрывков или эпизодов.
Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения.
Чтение молча небольших произведений, абзацев, отрывков без речедвижения.
Чтение молча разножанровых произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей.
Первичное (ознакомительное) чтение молча произведений в учебнике и дополнительное чтение произведений по изучаемому разделу в
хрестоматии.
Использование изучающего, поискового и просмотрового видов чтения в работе с текстами произведений.
Использование умения читать молча как средства получения информации.
Чтение молча описаний картин природы, портретов героев, интерьера, поступков героев, повествования и рассуждения в тексте
произведения.
Использование умения читать молча для работы с книгой до чтения (получение информации из книги)
Характеристика деятельности учащихся:
Отрабатывать умение читать молча абзацы, отрывки.
Контролировать чтение молча (исключать речедвижение и фиксацию читаемой строки линейкой или пальцем).
Определять жанр и тему произведения до чтения, используя просмотровое чтение молча.
Пользоваться умением читать молча для первичного (ознакомительного) чтения нового произведения.
Использовать умение читать молча для поиска информации в произведении, для работы со структурой текстов разножанровых
произведений, вошедших в круг чтения третьеклассников.
Пользоваться поисковым чтением и умением читать молча для работы с текстом произведений, составления плана, выделения
смысловых частей и эпизодов.
Находить в произведении описания, повествования и рассуждения, пользуясь умением читать молча. Выделять название
произведения (фамилия автора и заглавие), смысловые части, озаглавливать каждую часть.
Работа с разными видами текста
Выделение особенностей и способов организации текста: фамилия автора, заголовок, абзац, часть, глава, раздел.
Самостоятельная работа с текстом произведения: чтение, определение темы, жанра, главной мысли, деление текста на смысловые части,
озаглавливание частей, составление плана. Виды текстов: учебный, художественный и научнопопулярный.
Воспроизведение текста: пересказ по плану кратко и подробно, чтение наизусть, выразительное чтение наизусть или по учебнику.
Понимание содержания произведения: ответы на вопросы к тексту произведения, подтверждение ответов словами из текста, указывающими
на его специфику (жанр, тему, особенности языка автора).
Анализ и сравнение заголовков, жанров, тем и авторской принадлежности произведений стихотворных и прозаических.
Определение темы произведения (о Родине, о детях, о животных, о природе) и уточнение её исходя из содержания произведения (о
зимней/весенней природе, о детях в Великую Отечественную войну, о служении Родине, о дружбе человека и животного и т. д.).
Самостоятельное моделирование обложек к произведениям. Сравнение моделей произведений.
Характеристика деятельности учащихся:
Определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности.
Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения.
Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план.
Сравнивать тексты художественных, научнопопулярных произведений и определять особенности каждого (структура, цель,
художественные особенности).
Учиться воспроизводить текст произведения, пользуясь алгоритмом учебных действий: читать наизусть, читать выразительно
наизусть и по учебнику, пересказывать подробно и кратко.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответы словами из текста и подчёркивая особенности и специфику
текста (жанр, тема, форма, язык автора).
Анализировать и сравнивать темы, жанры и авторскую принадлежность произведений стихотворных и прозаических.
Определять тему и жанр произведения.
Моделировать обложки. Сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но
разных по теме; произведений одного и того же автора.
Сравнивать самостоятельно созданные модели с готовыми образцами. Дополнять модели, исправлять неточности и ошибки.
Определение главной мысли произведения. Аргументированные ответы на вопросы: что хотел сказать автор? Как он об этом говорит?
Выделение слов и предложений, подтверждающих позицию автора и главную мысль произведения.
Составление плана текста произведения: деление текста на части, определение главной мысли каждой части, озаглавливание частей.
Формирование умения составлять план, усвоение алгоритма учебных действий.
Подробный пересказ текста произведения или эпизода.
Определение главной мысли, выделение ключевых предложений или слов, особенностей построения предложений, пересказ абзацев и всего
эпизода или произведения.
Краткий пересказ по ключевым предложениям в каждом абзаце.
Работа с образами героев произведений. Герои положительные и отрицательные. Главный герой произведения.
Характеристика героя: внешний вид (портрет), поступки, отношение к окружающим, отношение автора к герою произведения. Сравнение
героев и их поступков. Работа с внутритекстовыми иллюстрациями: рассматривание, подбор эпизодов или предложений к иллюстрации. Рассказ эпизода по
иллюстрации. Анализ содержания иллюстрации и его соответствия произведению.
Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению
Характеристика деятельности учащихся:
Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения,
подтверждающие главную мысль.
Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план.
Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь алгоритмом учебных действий.
Учиться пересказывать текст произведения, эпизода подробно или кратко, следуя алгоритму учебных действий.
Пересказывать текст кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты.
Сравнивать образы положительных и отрицательных героев произведения.
Анализировать и выделять образ главного героя.
Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения.
Работать с иллюстрацией, объяснять её значение для понимания произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с
иллюстрацией, высказывать своё мнение о соответствии иллюстрации произведению.
Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению, выделять их особенности
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: эмоциональнонравственное содержание, использование средств выразительности
(эпитеты, сравнения, олицетворения и т. д.).
Эмоциональная реакция на произведение, взаимоотношения героев и их поступки. Мотивы поведения героев, его оценка с позиций морали.
Воспитание любви к Родине, желания служить Отечеству на примерах произведений фольклора и отечественных писателей.
Характеристика деятельности учащихся:
Воспринимать художественный текст адекватно его эмоциональнонравственному содержанию.
Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения,
воздействие произведения на читателя.
Понимать и объяснять заглавие произведения, его соответствие содержанию произведения.
Объяснять поступки героев с точки зрения моральноэтических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять
его.
Понятия: Родина, честь, достоинство, честность, ложь, гуманизм, дружба, правда, любовь, ненависть, милосердие, гуманизм,
доброта.
Образы героев художественного произведения: портреты героев, описание поступков, использование средств выразительности.
Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторской характеристики. Классификация героев положительных и
отрицательных.
Сравнение положительных и отрицательных героев (портрет, поступки, речь, отношение автора). Пересказ краткий и подробный, отдельных эпизодов по плану. Формирование умения пересказывать тексты произведений по алгоритму:
чтение, определение главной мысли произведения или эпизода, выделение смысловых частей, озаглавливание каждой части и составление
плана. Подробный пересказ (близко к авторскому тексту) и краткий (ключевые предложения).
Выборочный пересказ: выбор в тексте всех фрагментов о герое, о месте событий и т. п. Выделение сюжетных частей в художественном тексте.
Пересказ по иллюстрациям.
Сравнение художественных произведений со сходными сюжетами
Характеристика деятельности учащихся:
Осознавать и объяснять понятия: Родина, любовь, зло, добро, ложь, честь, честность, гордость, милосердие, гуманизм, доброта.
Рассказывать о героях произведений (портрет, поступки, чувства, состояния), используя художественные средства.
Определять авторское отношение к героям.
Определять героев положительных и отрицательных, анализировать их поступки.
Сравнивать образы положительных и отрицательных героев в табличной форме.
Характеризовать героев, используя данные из таблиц.
Пересказывать произведение подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий);
выборочно (описание героя произведения, места события, обстановки); по иллюстрациям.
Формировать умение пересказывать произведения (подробно, кратко, выборочно), пользуясь алгоритмом учебных действий.
Сравнивать произведения со сходными сюжетами по жанру, авторской принадлежности, форме, средствам выразительности
Работа с текстами научнопопулярного произведения
Особенности научнопопулярного текста — наличие точной информации о предметах, явлениях, людях, животных, окружающем мире.
Практическое знакомство с рассказами, очерками, воспоминаниями. Сравнение с художественными текстами.
Определение жанра, темы и авторской принадлежности. Формирование умения работать с текстом научнопопулярного (познавательного)
произведения. Подробный пересказ фактов, описаний явлений и предметов. Краткий пересказ — выделение информации
Характеристика деятельности учащихся:
Выделять особенности научнопопулярных текстов: изложение фактов, достоверное описание предмета или явления, связь с
окружающими предметами и явлениями, выводы (Что нового узнали? Какую информацию содержит текст? В какой форме она
представлена?).
Определять жанр, тему и авторскую принадлежность научнопопулярных произведений.
Составлять таблицу с указанием фактов, изложенных в тексте, указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему.
Пересказывать кратко, выделяя только фактическую информацию
Работа с учебным текстом
Практическое определение особенностей учебного текста: краткое изложение сведений о разделе и определение учебных задач.
Чтение статей и выводов в учебнике, определений литературоведческих понятий.
Составление алгоритмов учебных действий (чтения вслух и молча, разных видов пересказов, работы с текстами произведений)
Характеристика деятельности учащихся: Самостоятельно работать с учебными текстами в учебниках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего
мира: читать текст, выделять задачи, правила, алгоритмы учебных действий.
Характеризовать понятия, давать определения.
Составлять алгоритмы учебных действий (чтения вслух и молча, краткого и подробного пересказов)
Библиографическая культура (работа с книгой)
Типы книг: книгапроизведение, книгасборник, книгасправочник, периодика (детские журналы).
Книги учебные, художественные, научнопопулярные, справочные. Выходные данные, структура книги: титульный лист, оглавление
(содержание), аннотация, иллюстрации, предисловие, послесловие.
Самостоятельный выбор книг в библиотеке по рекомендательному списку, каталогу, в открытом библиотечном фонде с алфавитным
указателем.
Характеристика информации (научная, художественная) с опорой на аппарат книги и справочноиллюстративный материал (иллюстрации,
таблицы, схемы).
Дополнительное чтение произведений по изучаемой теме в хрестоматии и книгах из библиотек (домашней, школьной, муниципальной,
городской).
Работа с детскими периодическими журналами и газетами по собственному выбору.
Участие в проектной деятельности: сбор информации о книгах на заданную тему, книгахсборниках, книгах одного автора, оформление
материалов (книгсамоделок, плакатов), проведение презентаций для одноклассников, участие в конкурсах и выставках
Характеристика деятельности учащихся:
Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, содержание, аннотация, выходные
данные), тип книги, название (фамилия автора и заголовок).
Моделировать обложки книг (автор, заглавие, жанр, тема), сравнивать и дополнять модели книг, подбирать книги к моделям.
Пользоваться библиотечным фондом.
Выбирать книги по каталогу, в открытом доступе по алфавитному указателю.
Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями, таблицами, схемами.
Читать дополнительно произведения в хрестоматии по изучаемой теме (разделу) и работать с текстом произведения.
Самостоятельно читать детские газеты и журналы в читальном зале библиотеки.
Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: собирать информацию о книгах и авторах, обрабатывать собранную
информацию, проводить презентации, участвовать в конкурсах и выставках
Говорение (культура речевого общения)
Восприятие художественного произведения как образца речевого общения (автор
Понимание речи героев произведения, анализ их способа общения. Выделение слов вежливости, обращений в диалогах героев произведений.
Чтение диалогов героев, понимание смысла диалогической речи.
Знакомство с нормами и формами речевого общения: диалог и монолог, правила речевого общения (умение слушать вопросы собеседника и
давать точные ответы, задавать вопросы).
читатель).
→ Практическое ведение диалога с учителем и одноклассниками по прочитанному или изучаемому произведению.
Чтение по ролям и инсценирование произведений и отдельных эпизодов.
Характеристика деятельности учащихся:
Пользоваться поисковым чтением: находить в тексте диалоги, монологи, полилоги героев, выделять реплики, обращения, слова,
подчёркивающие особенности характера героев произведения.
Формулировать вопросы и ответы о произведении, героях, авторе.
Читать по ролям диалоги, полилоги, монологи героев произведений; инсценировать эпизоды.
Участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками о произведении, героях, книге. Вести беседу в паре, в группе на тему
прочитанного произведения.
Участвовать в обсуждении произведений, книг, героев.
Понятия: диалог, вопрос, реплика, обращения, слова вежливости.
Сравнение диалогической и монологической речи героев литературных произведений.
Построение монологаответа на вопрос по изучаемому произведению, монологавысказывания (о герое, произведении или книге).
Создание монологовсообщений об авторе произведения или о книге при выполнении проекта в рамках изучаемого раздела или темы
Характеристика деятельности учащихся:
Использовать в речи понятия: диалог, монолог, реплика, вопрос и слова вежливого обращения.
Высказывать своё суждение о произведениях, книгах в виде монолога (3–5 предложений).
Готовить сообщение в форме монолога об авторе произведения или о книге в форме монолога в качестве проекта
Письмо (культура письменной речи)
Восприятие художественных произведений как образцов письменной речи. Язык произведения, особенности авторской речи.
Выделение в произведениях описания, повествования, рассуждения — основных видов письменной речи.
Описание, повествование и рассуждение в текстах произведений, их место и значение (создание образов героев, пейзажа, интерьера или места
действия; развитие действия; монолог героя).
Поиск в тексте произведения обращений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов.
Развитие внимания к художественному слову.
Использование в письменной речи слов из произведений
Характеристика деятельности учащихся:
Знакомиться с образцами письменной речи: произведениями классической литературы отечественных и зарубежных писателей;
определять особенности языка писателя (2–3 существенных признака).
Сравнивать письменную речь прозаических и стихотворных произведений.
Анализировать текст произведения; находить в нём описания, повествования, рассуждения.
Конструировать разные типы текста: описание героя, повествование (рассказ о поступке героя), рассуждение о той или иной
ситуации, описанной в произведении (минисочинение).
Использовать в письменной речи обращения, сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы и предложения из произведений. Писать отзывы о произведениях, героях, книгах
Круг чтения
Произведения фольклора (былины, сказы, загадки, пословицы, скороговорки) народов мира.
Скороговорки (особенности построения текста, цель скороговорок как жанра).
Темы пословиц (прямой и скрытый смысл, особенности построения текста, значение пословиц в формировании нравственных ценностей
(любовь к Родине, уважение к труду и книге, честность, честь, правда, ложь)).
Загадки (понятие, виды загадок, темы загадок. Загадки народные и литературные).
Народные и авторские сказки с загадками (особенности структуры текста, загадки как основа сюжета сказок).
Произведения отечественных и зарубежных писателейклассиков (И.А. Крылова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета, Л.Н.
Толстого, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, С.Д. Дрожжина, Д.Н. МаминаСибиряка, А.И. Куприна, С.А. Есенина,
К.Г. Паустовского, С.Я. Маршака, Л. Пантелеева, А.П. Гайдара, М.М. Пришвина, Ш. Перро, Ц. Топелиуса, Джека Лондона, Э. Сетона
Томпсона, братьев Гримм, Х.К. Андерсена, Дж. Чиарди).
Произведения отечественных и зарубежных писателей: художественные, научнопопулярные, исторические и фантастические рассказы
(К.Г. Паустовского, Л.Н. Толстого, Л. Пантелеева, М.М. Пришвина).
Научнопопулярные рассказы: очерки и воспоминания (К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина»; К.И. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова»; Н.
Шер «О рассказах А.П. Чехова»; В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине»).
Работа с художественными, научнопопулярными, историческими книгами для детей, с книгами о приключениях и фантастике, а также
справочной книгой.
Дополнительное чтение в хрестоматии произведений И.С. Тургенева, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, В.В. Бианки, В.П. Астафьева, С.В.
Михалкова, В.Ю. Драгунского, братьев Гримм, Дж. Чиарди; самостоятельный подбор и чтение книг (из списка рекомендованных).
Детские периодические журналы («Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»). Электронные периодические издания («Детская газета»,
«Антошка»).
Детские газеты («Читайка», «Шапокляк», «Пионерская правда»)
Характеристика деятельности учащихся:
Сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа.
Сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха.
Сравнивать русскую народную сказку с загадками, немецкую (братьев Гримм) и башкирскую (в пересказе А. Платонова).
Классифицировать скороговорки по особенностям построения текстов, используя материал учебника и учебной хрестоматии.
Определять тему пословиц, их прямой и скрытый смысл.
Участвовать в конкурсе «Знатоки пословиц» и проектной деятельности «Народная мудрость».
Различать виды загадок, народные и авторские.
Сочинять загадки о предметах, явлениях природы, животных.
Участвовать в проектной деятельности на тему «Мир загадок»: собирать загадки, классифицировать, оформлять книгисамоделки,
представлять результаты на конкурсах, праздниках, библиотечных уроках. Анализировать тексты сказок с загадками, понимать особенности сюжета.
Моделировать обложки к произведениям: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок.
Сравнивать модели к произведениям одного автора, но разным по жанру и теме.
Составлять, заполнять таблицы, схемы, списки произведений одного автора; произведений разных авторов на одну тему;
произведений одного жанра разных авторов.
Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.).
Сравнивать прозаические произведения о детях, о животных, о природе отечественных и зарубежных писателей.
Объяснять особенности художественных, научнопопулярных, исторических и фантастических рассказов.
Сравнивать рассказы Л. Пантелеева, М.М. Пришвина, А.И. Куприна и делать аргументированные выводы об их жанровых
особенностях.
Пользоваться справочниками и справочной книгой (алфавитный указатель, словарные статьи, иллюстративные материалы
справочника: таблицы, схемы, рисунки, примеры).
Читать дополнительно в хрестоматии произведения по изучаемой теме (разделу) и самостоятельно книги из библиотек.
Классифицировать изученные произведения по жанру, теме, авторской принадлежности, форме.
Читать и использовать информацию из детских журналов и газет (печатных и электронных)
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Фольклорные и авторские произведения.
Жанры фольклора: пословицы, скороговорки, загадки, сказки, былины. Жанры литературных произведений: сказка, рассказ, басня,
стихотворение, воспоминание, очерк, сказ, былина, быль, пьесасказка.
Характеристика деятельности учащихся:
Различать фольклорные и авторские (литературные) произведения.
Сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности.
Различать пословицы по темам, скороговорки по построению и звучанию, сказки по видам (о животных, бытовые, волшебные).
Определять жанровые особенности басен, былин.
Практическое знакомство со средствами художественной выразительности: сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, гипербола,
интонационный рисунок, пауза, темп, ритм, логические ударения.
Прозаическая и стихотворная формы произведений
Характеристика деятельности учащихся:
Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком
произведения.
Выделять строфы, указывать рифмы и строки стихотворения
Литературоведческие понятия: произведение, жанр, тема, автор произведения, сюжет, герой, авторрассказчик, диалог, монолог,
пейзаж, портрет героя, строфа, стихотворная строка, рифма
Характеристика деятельности учащихся: Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи.
Работать с сюжетом произведения и его компонентами.
Находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и понимать их функцию в произведении, аргументировать своё мнение
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Чтение по ролям художественных произведений; раскрытие образа героя при чтении с помощью интонации, мимики, жестов.
Поиск описания кульминационного эпизода в произведении и его выразительное чтение.
Пересказ произведений.
Рассказывание сказок с присказками. Инсценирование, постановка «живых картин», словесное рисование картин к отдельным эпизодам и
произведениям.
Выполнение проектов творческого характера «Сочиняем сказки», «Сказки с загадками», «О подвигах былинных героев», «Звуки и краски
осени» и т. д.
Рассказывание о героях произведений, произведении, книге, об авторе.
Интерпретация текста произведения: устное, словесное рисование, подробный и краткий пересказы от лица автора или героя произведения.
Создание по аналогии историй, рассказов, комиксов, стихотворений.
Создание рукописной книги из творческих работ учащихся: иллюстрирование, оформление книги. Презентация творческих работ на уроке и
во внеурочное время
Характеристика деятельности учащихся:
Определять главную мысль произведения и задачу чтения; распределять роли, читать выразительно или инсценировать.
Выразительно читать кульминационные моменты художественных текстов, выражая своё отношение к героям.
Пересказывать произведения подробно и кратко, инсценировать отдельные эпизоды.
Моделировать «живые картины» к эпизодам и произведениям.
Выполнять творческие проекты в группах, парах или индивидуально. Самостоятельно распределять и планировать свою
деятельность.
Высказывать суждения о героях и их поступках, о произведениях, книге, об авторах произведений.
Интерпретировать тексты произведений: выбор эпизода и его пересказ от имени автора или героя.
Создавать иллюстрации к тексту, воспроизводить словесные картины графически.
Создание по аналогии историй о героях произведений, рассказов, комиксов, стихотворений по образцу (рифма, строфа).
Создавать рукописные книги на основе творческих работ: собирать творческие работы, классифицировать по жанрам и темам,
иллюстрировать и оформлять книги, представлять их
Чтение: работа с информацией
Информация: книги, произведения, периодические издания.
Работа с научнопопулярными произведениями и справочной книгой.
Сбор информации о книге (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие, послесловие).
Оформление информации в виде таблиц, использование сведений из таблиц для характеристики произведения или книги. Использование данных таблиц для создания текстовописаний предметов, явлений, животных.
Дополнение таблиц и схем информацией из научнопопулярных текстов
Характеристика деятельности учащихся:
Пользоваться информацией о произведении (жанр, тема, авторская принадлежность).
Находить фактическую информацию в текстах научнопопулярных произведений.
Собирать информацию о книге: тип книги, тема, жанр, автор, художник.
Заполнять таблицы и схемы, делать выводы на основе информации, представленной в форме таблицы.
Использовать информацию из таблиц для создания текстовописаний предметов, явлений, животных.
Дополнять таблицы и схемы данными из научнопопулярных текстов
3.Учебнотематический план.
№
п/
п
1
1
2
3
4
5
6
7
Наименование разделов или глав
2
Устное народное творчество
Басни
Произведения А.С.Пушкина
Стихи русских поэтов
Произведения Л.Н.Толстого
Произведения Н.А.Некрасова
Произведения А.П.Чехова
Дата
план
факт
5
6
Из них
Контрольные
работы
4
1
1
1
1
1
Всего
часов
3
16
5
10
5
11
7
6 Сказки зарубежных писателей
Стихи русских поэтов
8
9
10 Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка
11 Произведения А.И.Куприна
12 Произведения С.А.Есенина
13 Произведения К.Г.Паустовского
14 Произведения С.Я.Маршака
15 Произведения Л.Пантелеева
16 Произведения А.П.Гайдара
17 Произведения М.М.Пришвина
18 Произведения зарубежных писателей
Итого:
4
7
6
8
7
12
4
5
6
7
10
136
1
1
1
1
1
1
11
4. Планируемые предметные результаты освоения программы по литературному чтению являются :
К концу обучения в 3 классе ученик достигнет следующих результатов. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;
понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не
менее 55–60 слов в минуту);
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому
произведению;
читать наизусть заранее подготовленные произведения;
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
практически различать художественные, научнопопулярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
понимать и оценивать поведение героев произведения с моральноэтических позиций, и обогащать свой эмоциональнодуховный
опыт;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
различать типы книг: книгапроизведение и книгасборник; книгисборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;
работать с книгами разного типа (книгипроизведения, книгисборники), находить нужный элемент структуры книги (содержание,
предисловие, тему, автора, словарь;
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;
определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 23 существенных признака;
подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ,
стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения,
сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;
находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным
автором произведения;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
моделировать «живые картины» к изученным произведениям;
создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения;
Ученик получит возможность научиться:
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о
животных», «Животные — герои литературных произведений»; творчески пересказывать произведение от лица героя;
создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
определять и формулировать главную мысль текста;
находить информацию о героях произведений, в структурных элементах книги – сведения об авторе, книге;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
делить текст на составные части, составлять план текста;
понимать информацию, представленную разными способами: в таблице, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять ее.
Сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурным аппаратом книги;
целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научнопопулярных произведений и
справочниках;
сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.
5. Система оценки планируемых результатов
Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебнопознавательные и учебнопрактические
задачи. Необходимый и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребёнком
требований Стандарта. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся методом сложения, при котором фиксируется
достижение опорного уровня и его превышение. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного
оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности
освоения действий, выполняемых третьеклассниками с предметным содержанием. В соответствии и требованиями Стандарта, составляющей
комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по литературному чтению.
Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы различаются тремя уровнями сложности. Первый вариант заданий
соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки. Второй и третий варианты
включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.
Третьеклассники должны знать наизусть стихотворения и отрывки из произведений классической художественной литературы. Навык
сформирован, если ученик читает правильно. Понимает прочитанный текст, умеет выразительно читать подготовленное произведение.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ
содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых
программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы небольшие по объему (ответы на вопросы, описание
героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и
тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.
Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и
содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к
знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка
навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в
словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами .
читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;
верно
ударение
знакам препинания в конце предложения;
умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к
тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
соответствующую
интонацию,
соблюдает
ставит
в
словах,
Оценка "4" ставится ученику, если он:
понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком;
допускает при чтении 12 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения;
правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно
или с небольшой помощью учителя;
знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.
Оценка "3" ставится ученику, если он:
осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;
читает отрывисто по слогам, темп чтения не менее 10 слов в минуту (1полугодие);
читает медленно по слогам, темп чтения не менее 25 слов в минуту (2 полугодие);
допускает при чтении 35 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и
предложениями;
пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка "2" ставится ученику в том случае, если он:
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
читает по буквам, темп чтения менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам
учителя;
при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. (В 1 полугодии
неудовлетворительные оценки по чтению не выставляются; во II полугодии они выставляются в тех редких случаях, когда ученик
устойчиво испытывает большие трудности в усвоении программы начальных классов).
Примерное планирование проверочных и контрольных работ
Компетенция. Вид проверки
Первое полугодие
Время выполнения
Навык чтения вслух. Текущая проверка
Навык чтения молча. Текущая проверка
Выразительность чтения. Текущая проверка
Начитанность и читательские умения. Текущая проверка
Тест (вид текущей проверки)
Литературная эрудиция – литературные диктанты. Текущая проверка
Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания.
Текущая проверка
Навык чтения вслух. Итоговая проверка.
Навык чтения молча. Итоговая проверка
Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка
Тест (вид итоговой проверки)
Литературная эрудиция – литературные диктанты. Текущая проверка
Сентябрь
Октябрь
Сентябрь октябрь
Октябрь – ноябрь
Сентябрь – октябрь
В течении полугодия
В конце четверти
Ноябрь
Ноябрь декабрь
Декабрь
Декабрь
В течении полугодия 13
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания.
Итоговая проверка.
В конце полугодия
Второе полугодие
Навык чтения вслух. Текущая проверка
Навык чтения молча. Текущая проверка
Выразительность чтения изученных произведений. Текущая проверка
Начитанность и читательские умения. Текущая проверка
Тест (вид текущей проверки)
Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания.
Текущая проверка
Навык чтения вслух. Итоговая проверка.
Навык чтения молча. Итоговая проверка
Выразительность чтения подготовленного текста. Итоговая проверка.
Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка
Тест (вид итоговой проверки)
Литературная эрудиция – литературные диктанты. Текущая проверка
Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания.
Итоговая проверка.
Январь февраль
Февраль
Один раз в четверть
Март
март
В конце четверти
Апрель
Май
Апрель май
Май
Май
В течение полугодия
В конце года
6.Календарно тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»
№ Дата
по
план
у
по
факт
у
Наименование
разделов, тем
Виды
деятельности
учащихся
Кол
-во
час
ов
Планируемые результаты
Предметные
Личностные
Метапредметные
Приме
рное
дома
шнее
задан 1
2
Устное народное
творчество
16
1
Загадки. Какие
бывают загадки.
Загадка-сказка. В.
Даль. «Старик-
годовик».
Пословицы. Какие
бывают пословицы.
1
Работать со
справочным
текстом,
проверять свой
читательский
опыт.
Воспринимать на
слух текст
загадок,
моделировать
обложку, читать
вслух и молча,
выполнять задания
в учебнике и
тетради. Различать
виды загадок.
Выделять
ключевые слова,
объяснять выбор
отгадки.
Работать со
схемой: заполнять,
подтверждать
ответы примерами.
Выделять
особенности
пословиц,
различать
Научатся:
различать виды
загадок,
выразительно их
читать, выделять
ключевые слова,
объяснять выбор
отгадки.
Оценивать
правильность
выполнения
действия на
уровне
адекватной
ретроспектив
ной оценки.
Наблюдать за
особенностямми
построения
пословиц,
определять их
смысл.
Слушать и
слышать
других,
пытаться
принимать
иную точку
зрения, быть
готовым
ие
(Прило
жение
№3)
уч.с.6
уч.с.10
(наиз.)
регулятивные:
определять и
формулировать
цель
деятельности
на
уроке;проговар
ивать
последовательн
ость действий
на уроке;
коммуникатив
ные:
оформлять свои
мысли в устной
и письменной
форме (на
уровне
предложения
или небольшого
текста);слушать
и понимать
речь других;
познавательн
ыеориентирова
ться в учебнике
(на развороте, в 3
Русская народная
сказка «Самое
дорогое».
1
корректироват
ь свою точку
зрения;
оглавлении, в
условных
обозначениях);н
аходить ответы
на вопросы в
тексте,
иллюстрациях;
уч.с.13
-с.16
(перес
каз)
Умение
находить
необходимые
слова в
тексте; на
основе
опорных слов
составлять
свое
высказывание.
Научаться:
находить
присказку,
виды
присказок,
рассказывать
знакомые
сказки с
разными
присказками,
определение
главную
мысль сказки.
пословицы по
темам. Определять
скрытый смысл
пословиц.
Выполнять
задания в
учебнике, учебной
хрестоматией,
тетради.
Конкурс
знатоков русских
загадок и
пословиц.
Воспринимать на
слух фольклорное
произведение,
высказывать своё
впечатление о нём.
Объяснять
заголовок сказки,
определять
авторскую
принадлежность,
выделять
присказки,
моделировать
обложку. Учиться
работать в парах:
читать по ролям
диалоги героев.
Самостоятельно
работать с новым
произведением:
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.