Рабочая программа дисциплины "История средних веков".
Оценка 4.9

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
история
Взрослым
14.07.2019
Рабочая программа дисциплины "История средних веков".
Рабочая программа дисциплины "История средних веков". Разработана в соответствии с ФГОС: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016г. №91). Очная форма обучения. Квалификация - бакалавр.
Б1.В.02.02 История средних веков.docx
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"  (ФГБОУ ВО "НГПУ")  УТВЕРЖДАЮ  Проректор по УР  _______________Гайфутдинов А.М.  __ __________ 2018 г.  МОДУЛЬ 8.  ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ  История средних веков  рабочая программа дисциплины (модуля)  Закреплена за кафедрой  Истории и методики ее преподавания  Направление подготовки  Квалификация  Форма обучения  Общая трудоемкость  Часов по учебному плану  в том числе:  аудиторные занятия  самостоятельная работа  экзамены  44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)  гр. 581  бакалавр  очная  6 ЗЕТ  216  102  42  72  Виды контроля  в семестрах:  экзамены 3, 4  Распределение часов дисциплины по семестрам  Семестр  (<Курс>.<Семес тр на курсе>)  Недель  Вид занятий  Лекции  Практические  Итого ауд.  Контактная  работа  Сам. работа  Часы на  контроль  Итого  3 (2.1)  4 (2.2)  Итого  18  16  РПД  18  36  54  54  18  36  РПД  УП  УП  34  34  18  68  68  36  102  102  54  102  102  54  42  42  18  36  72  72  108  108  108  108  216  216  УП  16  32  48  48  24  36  РПД  16  32  48  48  24  36 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 2  Программу составил(и):  канд. ист. наук, доцент, Магсумов Т.А. _________________  Рабочая программа дисциплины  История средних веков  разработана в соответствии с ФГОС:  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05  ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016г. №91)  составлена на основании учебного плана:  44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)  гр. 581  утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2018 протокол № 7.  Рабочая программа одобрена на заседании кафедры  Истории и методики ее преподавания  Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  Срок действия программы: 2018­2019 уч.г.  Зав. кафедрой д­р ист. наук, доц. И.В.Корнилова УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 3  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  1.1  Цель освоения дисциплины – формирование системы знаний и представлений о развитии мирового исторического  процесса и его закономерностей с V до середины XVII в., с учётом логических и содержательно­методических связей в  предметных областях "История России. Всеобщая история", "Обществознание" и ориентации на становление личностных  характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность, способностей анализировать основные этапы и закономерности мирового исторического развития в средние века для формирования гражданской позиции,  способностей разрабатывать и реализовывать культурно­ просветительские программы, связанные с историей средних  веков.  1.2  Задачи освоения дисциплины:  1.3  1.формирование способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для  формирования гражданской позиции;  1.4  2.формирование способности разрабатывать и реализовывать культурно­просветительские программы;  1.5  3.создать у студентов целостное представление о средневеково мире, показать его специфику и характерные черты;  1.6  4.сформировать у студентов взгляд на историю как единый процесс, поле взаимодействия личности, социума, культуры,  установить соотношение общего и особенного в развитии цивилизаций;  1.7  5.показать международные связи и сношения, европейских и азиатских племен, народов и государств;  1.8  6.познакомить студентов с тем, что средневековая культура обладает чувством нового, но стремиться скрыть это под  завесой повторений.  2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  Цикл (раздел) ОП:  Б1.В.02  2.1  Требования к предварительной подготовке обучающегося:  2.1.1  История древнего мира  2.1.2  История России с древнейших времен до конца XVIII века  2.1.3  Археологическая практика  2.2  Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:  2.2.1  Музееведение  2.2.2  Библиотечное дело  2.2.3  История России новейшего времени  2.2.4  Новая история стран Европы и Америки  2.2.5  Летняя педагогическая практика  2.2.6  Культурология  2.2.7  Новейшая история стран Европы и Америки  2.2.8  Организация культурно­просветительской деятельности  2.2.9  Культурно­просветительская практика  2.2.10  История мировой культуры  2.2.11  История  2.2.12  Педагогическая практика  2.2.13  Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты  3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ОК­2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования  Знать:  Уметь: гражданской позиции  основные этапы и закономерности исторического процесса в средние века, основные понятия и даты исторического  развития в средневековье для формирования гражданской позиции  основные этапы и закономерности исторического процесса в средние века, основные понятия и даты исторического  развития в средневековье , основные приемы и техники их анализа, сущность гражданской позиции  этапы и закономерности исторического процесса в средние века, основные понятия и даты исторического развития  в средневековье, основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции  выделять основные этапы и закономерности исторического развития в средние века, применять основные  исторические понятия и даты средневековой истории для формирования гражданской позиции УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 4  выделять и характеризовать основные этапы и закономерности исторического развития в средние века, основные  понятия и даты средневековой истории, использовать основные приемы и техник их анализа, давать характеристику  сущности гражданской позиции  выделять и характеризовать этапы и закономерности исторического развития в средние века, основные понятия и  даты средневековой истории, проводить их системный анализ для формирования гражданской позиции  Владеть:  Знать:  Уметь:  Владеть:  навыками вычленения в исторических событиях и процессах основных этапов и закономерностей исторического  развития в средние века для формирования гражданской позиции  навыками вычленения и характеристики основных этапов и закономерностей исторического развития в средние  века, использования основных приемов и техник их анализа, характеристики сущности гражданской позиции  навыками системного анализа этапов и закономерностей исторического развития в средние века для формирования  гражданской позиции  ПК­14: способностью разрабатывать и реализовывать культурно­просветительские программы  основы разработки и реализации культурно­просветительских программ  способы разработки и  реализации культурно­просветительских программ  методы разработки и реализации  культурно­просветительских программ  проводить отбор содержания культурно­просветительских программ  разрабатывать культурно­просветительские программы  использовать методы разработки и реализации культурно­просветительские программы  навыками подбора содержания культурно­просветительских программ;  навыками разработки  культурно­просветительских программ;  навыками разработки и реализации  культурно­просветительских программ.  В результате освоения дисциплины обучающийся должен  3.1  Знать:  3.1.1  основные этапы и закономерности исторического процесса в средние века, основные понятия и даты исторического  развития в средневековье для формирования гражданской позиции;  3.1.2  основные этапы и закономерности исторического процесса в средние века, основные понятия и даты исторического  развития в средневековье , основные приемы и техники их анализа, сущность гражданской позиции;  3.1.3  этапы и закономерности исторического процесса в средние века, основные понятия и даты исторического развития в  средневековье, основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции;  3.1.4  основы разработки и реализации культурно­просветительских программ;  3.1.5  способы разработки и  реализации культурно­просветительских программ;  3.1.6  методы разработки и реализации  культурно­просветительских программ;  3.1.7  сравнительную характеристику пространственных рамок исторических процессов и явлений средневековья на локальном,  национальном и глобальном уровне;  3.1.8  динамику, направленность, тенденции и закономерности изменений основных событий, явлений и процессов  средневековья;  3.1.9  основные характеристики моделей общественного развития средневековья, динамику их изменений;  3.1.10  особенности использования методов исторической науки при анализе исторических документов и фактов периода  средневековья;  3.1.11  особенности комплексного применения общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно ­  исторических проблем истории средних веков;  3.1.12  теоретико­методологические основы исследований средневекового общества;  3.1.13  специфику предмета, историю его становления и основные этапы формирования;  3.1.14  понятийный и категориальный аппарат;  3.1.15  основные концепции и направления исследований средневековья;  3.1.16  основные направления в зарубежной и отечественной историографии истории средних веков;  3.1.17  хронологические рамки и основные периоды истории средних веков; УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 5  3.1.18  сущность феодальной общественной системы;  3.1.19  особенности формирования собственности и иерархической структуры общества.  3.2  Уметь:  3.2.1  выделять основные этапы и закономерности исторического развития в средние века, применять основные исторические  понятия и даты средневековой истории для формирования гражданской позиции;  3.2.2  выделять и характеризовать основные этапы и закономерности исторического развития в средние века, основные понятия и даты средневековой истории, использовать основные приемы и техник их анализа, давать характеристику сущности  гражданской позиции;  3.2.3  выделять и характеризовать этапы и закономерности исторического развития в средние века, основные понятия и даты  средневековой истории, проводить их системный анализ для формирования гражданской позиции;  3.2.4  проводить отбор содержания культурно­просветительских программ;  3.2.5  разрабатывать культурно­просветительские программы;  3.2.6  использовать методы разработки и реализации культурно­просветительские программ;  3.2.7  давать сравнительную характеристику пространственных рамок исторических процессов и явлений средневековья на  локальном, национальном и глобальном уровне;  3.2.8  выявлять динамику, направленность, тенденции и закономерности изменений основных событий, явлений и процессов  средневековья;  3.2.9  характеризовать модели общественного развития в средневековье;  3.2.10  применять приемы и навыки критики исторического источника периода средневековья;  3.2.11  осуществлять комплексное применение общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно­ исторических  проблем истории средних веков;  3.2.12  выделять и интерпретировать существенные явления и процессы истории средних веков;  3.2.13  анализировать исторические проблемы, устанавливать  причинно­следственные связи;  3.2.14  выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий.  3.3  Владеть:  3.3.1  навыками вычленения в исторических событиях и процессах основных этапов и закономерностей исторического развития в средние века для формирования гражданской позиции;  3.3.2  навыками вычленения и характеристики основных этапов и закономерностей исторического развития в средние века,  использования основных приемов и техник их анализа, характеристики сущности гражданской позиции;  3.3.3  навыками системного анализа этапов и закономерностей исторического развития в средние века для формирования  гражданской позиции;  3.3.4  навыками подбора содержания культурно­просветительских программ;  3.3.5  навыками разработки  культурно­просветительских программ;  3.3.6  навыками разработки и реализации культурно­просветительских программ;  3.3.7  навыками сравнительной характеристики пространственных рамок исторических процессов и явлений средневековья  на  локальном, национальном и глобальном уровне;  3.3.8  навыками выявления динамики, направленности, тенденций и закономерностей изменений основных событий, явлений и  процессов средневековья;  3.3.9  навыками анализа моделей общественного развития в средневековье;  3.3.10  навыками работы и анализа исторических источников периода средневековья;  3.3.11  навыками осуществления комплексного применения общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно­ исторических проблем истории средних веков.  4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Код занятия  1.1  Наименование разделов и тем /вид занятия/  Раздел 1. Введение в историю средних  веков  Вводная лекция. Средневековье в системе  всемирной истории. Значение учебной  дисциплины в подготовке учителя истории  и обществознания. /Лек/  Семестр / Курс  Часов  Компетен­  ции  Литература  Интер акт.  Примечание  3  1  ОК­2  Л1.1 Л2.1  0 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э2 Э5 Э7 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 6  1.2  1.3  2.1  2.2  2.3  3.1  3.2  Особенности эволюции регионов в средние века. Соотношение средневековья и  феодализма. Важнейшие источники по  истории западноевропейского  средневековья. Значение учебной  дисциплины в подготовке учителя истории  и обществознания. /Пр/  Средние века – период Всеобщей истории. Хронологические рамки. Этапы. Начало и  окончание процесса. Сущность  феодализма. Историко­ географическая  карта средневековых цивилизаций  (Западная и Восточная Европа, Ближний  восток, Центральная и Юго­Восточная  Азия). Значение учебной дисциплины в  подготовке учителя истории и  обществознания. /Ср/  Раздел 2. Европа между античностью и  средневековьем.  Европа между античностью и  средневековьем. /Лек/  Античность и варварство: конфронтация и диффузия. Историографический аспект  проблемы истоков средневековья.  Сущность переходного периода от  античности к средневековью, различия в  судьбах Западной и Восточной римской  империй. /Пр/  Великое переселение народов в Европе.  Миграция кочевых народов центральной  Азии, славянская колонизация Восточно­ европейской равнины. Формирование  новой этнической и политической карты  Европы.  Возникновение варварских государств.  Франкское государство времени  Меровингов. Англосаксы в Британии.  Развитие социальных и политических  процессов. Контакты с римской культурой: подражание и адаптация. Принятие  христианства. Результаты и значение  «варварских завоеваний». /Ср/  Раздел 3. Место Византии в  средневековом мире.  Место Византии в средневековом мире.  /Лек/  Причины экономической и политической  нестабильности. Византия между Западом  и Востоком. Историческое значение  византийской цивилизации. Использование  темы в разработке и реализации культурно­ просветительских программ. /Пр/  3  2  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1 Л2.4 Л2.6 Л2.7  0 Л3.1  Э2 Э5 Э7 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15  3  1  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1 Л2.4 Л2.6 Л2.7  0 Л3.1  Э2 Э5 Э7 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15  3  3  1  ОК­2  Л1.1 Л2.1  0 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э1 Э2 Э4 Э7 Э8 Э10 Э11  2  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1  0 Э12 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э1 Э2 Э4 Э7 Э8 Э10 Э11 Э12  3  2  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1 Л2.4 Л2.6 Л2.7  0 Л3.1  Э1 Э2 Э4 Э7 Э8 Э10 Э11 Э12  3  3  2  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1  0 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э1 Э2 Э4 Э10 Э11 Э12  4  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1  0 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э1 Э2 Э4 Э10 Э11 Э12 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 7  3  2  ОК­2 ПК­14  0  Л1.1 Л2.1 Л2.6 Л2.7 Л3.1 Л3.2  Э1 Э2 Э4 Э10 Э11 Э12  3  3  2  6  ОК­2  Л1.1 Л2.3  0 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э1 Э4 Э10 Э11 Э12  Л1.1 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э1 Э4 Э10 Э11 Э12  0  3.3  4.1  4.2  Истоки византийской цивилизации  континуитет и дисконтинуитет в развитии  социальных, политических,  идеологических и культурных сфер жизни  ранней Византии. Особенности  исторического пути Византии.  Авторитаризм в экономике, идеологии,  культуре. Отношение к античному  наследию. /Ср/  Раздел 4. Средневековый Восток.  Средневековый Восток. /Лек/  Характер перехода Восточного мира от  античности к средневековью.  Самобытность экономических,  политических и культурных комплексов  регионов. Общество и человек на Среднем  Востоке.  Китай. Проблема генезиса феодализма.  Китайская государственность и ее  особенности. Этапы политического  развития. Конфуцианство, даосизм и  проникновение буддизма. Особенности  социальной структуры китайского  общества. Развитие промышленности и  торговли, рост городов. Консервация  феодальных порядков. Проникновение в  страну европейцев XV­XVIII вв.  Образование и развитие феодального  арабского государства. Домусульманская  Аравия и ее население: образ жизни и  основные занятия. Развитие караванной  торговли. Мекка – религиозный,  экономический и политический центр  Аравии. Проповеди и деятельность  Муххамеда. Философские основы ислама.  Завоевания арабов. Образование  государства мусульман – Арабского  халифата. Формирование феодальных  отношений. Социальные изменения в  арабском обществе. Возникновение  течений в исламе. Этапы развития  государственности. Арабские города и их  социальная структура. Торгово­  ремесленные организации. Мусульманская  культура и мусульманский ренессанс в  странах Арабского Востока.  Османская империя: роль государства в  мировом историческом развитии. /Пр/ УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 8  3  4  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.7  0 Л3.1  Э1 Э4 Э10 Э11 Э12  3  3  4  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э1 Э2 Э4 Э5 Э7 Э10 Э11 Э12  8  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1  0  0 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э1 Э2 Э4 Э5 Э7 Э10 Э11 Э12  3  4  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1 Л2.4 Л2.6 Л2.7  0 Л3.1  Э1 Э2 Э4 Э5 Э7 Э10 Э11 Э12  4.3  Индия. Этапы политического развития.  Религиозно­философские системы:  буддизм и индуизм. Особенности  социально­экономического развития  средневековой Индии: индийская община,  касты, организация ремесла и торговли.  Город и его особенности. От основания до  распада империи Великий Монголов.  Обострение в стране религиозных  противоречий. Европейские торговые  компании в Индии.  Япония. Этапы политического развития.  Религия СИНТО. Проникновение  буддизма. Складывание Японского  классового общества. Упадок старой  экономической системы (сочетание  государственной собственности на землю,  феодально­ чиновничьего землевладения и  общинного землепользования).  Образование самурайства, расширение  системы самурайского землевладения.  Феодальная иерархия. Микадо и сегун.  Развитие городов, ремесла и торговли:  цехи и гильдии. Проникновение европейцев в Японию. «Закрытие» Японии.  Исторические последствия  самоизоляции. /Ср/  Раздел 5. Государственно­ образующий  процесс в средневековой Европе.  5.1  Государственно­образующий процесс в  средневековой Европе. /Лек/  5.2  5.3  Типы государственно­политических  образований в эпоху средневековья:  варварские королевства, сословно­  представительная монархия, абсолютная  монархия, город­ государство. Франкское  королевство при Карле Великом. Его  внутренняя и внешняя политика.  Верденский раздел. Образование Италии,  Германии и Франции. Начало региональной централизации. Первые Капетинги. /Пр/  Северная Европа в IX­X вв. Экспансия  викингов и ее характер. Англо­ саксонская  династия. Социальный строй. Вторжение  данов. Объединение страны. «Правда  короля Альфреда». Королевство Кнуда  Великого. Нормандское завоевание.  Централизация и децентрализация в  развитии Германии. Саксонская династия.  Оттон I и провозглашение империи. /Ср/  Раздел 6. Православный мир:  политические и культурные связи. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  6.1  Православный мир: политические и  культурные связи. /Лек/  6.2  6.3  Православная ойкумена.  Взаимоотношения с Болгарией, Сербией,  Румынией с христианскими государствами  Ближнего Востока и Закавказья.  Использование темы в разработке и  реализации культурно­ просветительских  программ. /Пр/  Деятельность Кирилла и Мефодия.  Византийские культурные традиции в  православном мире. /Ср/  Раздел 7. Феодальная Европа.  Феодальная Европа. /Лек/  7.1  7.2  7.3  8.1  8.2  8.3  Соотношение средневековья и  феодализма. Понятие «феодализм».  Формирование феодальной собственности  в Западной Европе: аллод – бенефиций –  феод. Сущность и признаки феодальной  собственности. /Пр/  Формирование института иммунитета в  странах средневековой Европы, синьорно­ вассальные отношения. Соотношение  личностных и вещных отношений в  институте вассалитета, его политический  аспект. Натуральное хозяйство. Степень  распространения в странах Европы.  Значение внеэкономического принуждения к труду, его формы. Формы феодальной  ренты. Концепция феодализма в  современной историографии. /Ср/  Раздел 8. Средневековый город.  Средневековый город. /Лек/  Положение и функции  раннесредневекового города в  современной историографии. Судьбы  города в раннефеодальной Европе. Роль  моря и реки в судьбе городов. Функции  города в период расцвета средневековья.  Использование темы в разработке и  реализации культурно­ просветительских  программ. /Пр/  Коммунальное движение. Город и  государство. Социальные движения  горожан. Горожане как третье сословие.  Городская ересь. Роль бюргерства в  историческом развитии Европы. Городская культура средневековья. /Ср/  стр. 9  3  3  2  ОК­2  0  Л1.1 Л2.1 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э5 Э7 Э10 Э11 Э12  4  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1  0 Л2.6 Л2.7 Л3.1 Л3.2  Э5 Э7 Э10 Э11 Э12  3  1  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1  0 Л2.6 Л2.7 Л3.1 Л3.2  Э5 Э7 Э10 Э11 Э12  3  3  4  ОК­2  Л1.1 Л2.1  0 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э1 Э2 Э4 Э5 Э7 Э9 Э10 Э11  6  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1  0 Э12 Л3.1 Э12 Л2.4 Л2.6 Л2.7  Э1 Э2 Э4 Э5 Э7 Э9 Э10 Э11  3  2  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1 Л2.4 Л2.6 Л2.7  0  Э1 Э2 Э4 Э5 Э7 Э9 Э10 Э11 Л3.1 Э12  3  3  2  ОК­2  4  ОК­2 ПК­14  0  0  Л1.1 Л2.1 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э2 Э7 Э9 Э10 Э11 Э12  Л1.1 Л2.1 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1 Л3.2  Э1 Э5 Э9 Э10 Э11 Э12  3  2  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1  0 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1 Л3.2  Э1 Э5 Э10 Э11 Э12 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 10  8.4  Экзамен по дисциплине /Экзамен/  3  36  ОК­2 ПК­14  2  ОК­2  4  4  4  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1  0 Л2.2 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э2 Э5 Э6 Э7 Э10 Э11 Э12  0  0  Л1.1 Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1 Л3.2  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э2 Э5 Э6 Э10 Э11 Э12  4  4  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1  0 Л2.2 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э2 Э5 Э6 Э7 Э10 Э11 Э12  4  4  4  2  ОК­2  Л1.1 Л2.1  0  4  ОК­2 ПК­14 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э1 Э2 Э4 Э7 Э10 Э11 Э12  Л1.1 Л2.1 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э1 Э2 Э4 Э7 Э10 Э11 Э12  0  4  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1  0 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э1 Э2 Э4 Э7 Э10 Э11 Э12  9.1  9.2  9.3  10.1  10.2  10.3  Раздел 9. Роль христианской церкви в  феодальном обществе.  Роль христианской церкви в феодальном  обществе. /Лек/  Идейные основы христианства.  Конфронтация варварства и христианства  в раннесредневековую эпоху.  Христианство как официальная религия.  Возникновение папства. Союз между  церковью и государством. Восточная  экспансия папства и разделение церквей.  Католичество и православие:  догматические, обрядовые и  организационные различия. Концепция  теократии.  Народные еретические движения XI­  начала XII вв. Борьба церкви с  еретическими движениями. Инквизиция.  /Пр/  Монашество. Идеал аназоретства и аскезы. Святые. Духовно­рыцарские и монашеские  ордена.  Взаимоотношения императора и церкви.  Клюнийское движение. Борьба за  инвеституру между Генрихом IV и  Григорием VII. Вормский конкордат.  «Авиньонское пленение…» и «великий  раскол». Крушение политических  притязаний папства в XV в. Крестовые  походы и их последствия. Политика  депортации в средние века.  Пилигримство. /Ср/  Раздел 10. Европейская  государственность в период  классического Средневековья.  Европейская государственность в период  классического Средневековья. /Лек/  От феодальной раздробленности к  централизованному государству.  Формирование института центральной  королевской власти. Англия и Франция XI­ XIII вв. Сословно­представительная  монархия.  /Пр/  Формирование централизованных  национальных государств в Западной  Европе XIV­XVI вв. Столетняя война.  Англия и Франция XIV­XVI вв.  Децентрализованный путь развития.  Германия и Италия XII­XV вв.: республика и монархия. /Ср/  Раздел 11. Гуманизм XIV­XVII вв. стр. 11  УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  11.1  Гуманизм XIV­XVII вв. /Лек/  11.2  11.3  12.1  12.2  12.3  13.1  13.2  13.3  Начало Возрождения, создание основ  ренессансной цивилизации XIV­XV вв.  Ранний гуманизм. Его сущность.  Использование темы в разработке и  реализации культурно­ просветительских  программ. /Пр/  Трансформация идей гуманизма в  творчестве позднесредневековых  философов­схоластов. Английское  возрождение XVII в. Культура эпохи  возрождения. /Ср/  Раздел 12. Процесс капитализации  Европы.  Процесс капитализации Европы. /Лек/  Перемены в жизни Европы на рубеже XV­ XVI вв. Технические, экономические и  социальные предпосылки процесса  капитализации. Специфика процесса  первоначального накопления капитала в  различных европейских странах.  Изменение социальных структур в области  промышленного и сельскохозяйственного  производства. /Пр/  Великие географические открытия и их  роль в европейских переменах.  «Революция цен» и ее социальные  последствия. Ломбарды, банки, биржи.  /Ср/  Раздел 13. Реформация в Европе.  Реформация в Европе. /Лек/  Причины и истоки Реформации как  широкого общественного движения.  Реформация и гуманизм. Основные  реформационные учения. Деятельность  теоретиков и адептов Реформации.  /Пр/  Протестантизм как направление по  преобразованию католической церкви.  Контрреформация. Использование темы в  разработке и реализации культурно­  просветительских программ. /Ср/  Раздел 14. Средневековая европейская  государственность позднего  Средневековья: абсолютная монархия.  4  4  4  4  4  2  ОК­2  0  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э2 Э5 Э6 Э7 Э10 Э11 Э12  2  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.1  0  2  ОК­2 ПК­14 Л2.2 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1 Л3.2  Э2 Э5 Э6 Э7 Э10 Э11 Э12  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1 Л3.2  Э2 Э5 Э6 Э7 Э10 Э11 Э12  2  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.2  6  ОК­2 ПК­14 Л2.4 Л2.6 Л2.7  Э10 Э11 Э12  Л1.1 Л2.2 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.2  Э10 Э11 Э12  0  0  0  4  2  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.2  0 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.2  Э10 Э11 Э12  4  4  4  2  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.2  6  ОК­2 ПК­14 Л2.4 Л2.6 Л2.7  Э10 Э11 Э12  Л1.1 Л2.2 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1 Л3.2  Э10 Э11 Э12  0  0  4  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.2  0 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1 Л3.2  Э10 Э11 Э12  14.1  Средневековая европейская  государственность позднего  Средневековья: абсолютная монархия.  /Лек/  4  2  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.2  0 Л2.4 Л2.6 Л2.7  Э10 Э11 Э12 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 12  14.2  14.3  Политический и социальный аспект  абсолютной монархии. Этапы абсолютизма (на примере Франции второй половины XV  – первой половины XVII вв.). /Пр/  Процесс абсолютизации власти в  европейских странах. Государственный  аппарат, армия, сословное  представительство в условиях абсолютной  монархии. Абсолютизм и культура. /Ср/  Раздел 15. Средневековые республики.  15.1  Средневековые республики. /Лек/  15.2  Географические и политические условия  возникновения республик. Концепция  республики позднесредневекового  периода. Итальянские города­государства  и тенденции их политической  трансформации.  /Пр/  15.3  Швейцарский союз. Нидерландская  революция. Республика соединенных  провинций. /Ср/  16.1  16.2  16.3  Раздел 16. Эволюция ментальности  средневекового человека.  Эволюция ментальности средневекового  человека. /Лек/  Картина мира человека раннего  средневековья. Хомо антикус – хомо  Византинус – хомо медиевалис = хомо  христианус. Пространство и время в  представлениях средневековья.  Христианская система ценностей.  Католицизм и православие: два полюса  христианской ментальности.  Использование темы в разработке и  реализации культурно­ просветительских  программ. /Пр/  Античные традиции в недрах  средневекового сознания формирования  личности: Запад и Восток Европы. Переход на Западе к ренессансной системе  ценностей (приватизация и интимизация  мира человеческих чувств). Византийский  индивидуализм личности. Система  образования: школы и университеты в  средние века. /Ср/  4  4  4  4  4  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.2 Л2.4 Л2.6 Л2.7  Э10 Э11 Э12  0  4  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.2  0 Л2.4 Л2.6 Л2.7  Э10 Э11 Э12  2  ОК­2  2  ОК­2 ПК­14  0  0  Л1.1 Л2.2 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э7 Э10 Э11 Э12  Л1.1 Л2.2 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э7 Э10 Э11 Э12  4  2  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.2  0 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э7 Э10 Э11 Э12  4  4  2  ОК­2  0  Л1.1 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  Э5 Э6 Э10 Э11 Э12  4  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.4  0 Л2.6 Л2.7 Л3.1 Л3.2  Э5 Э6 Э10 Э11 Э12  4  2  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1  0 Л3.2  Э5 Э6 Э10 Э11 Э12 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  16.4  Экзамен по дисциплине /Экзамен/  4  36  ОК­2 ПК­14  стр. 13  0  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л3.1 Л3.2  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15  5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ  5.1. Контрольные вопросы и задания  Промежуточная аттестация (Экзамен)  Вопросы к экзамену:  3 семестр  1.Место средневековья во всемирно­историческом процессе; его хронологические рамки и периодизация. Проблемы периодизации в  отечественной и зарубежной историографии.  2.Европа: многообразие вариантов развития. Специфика развития отдельных регионов. Западно­ и восточноевропейский варианты  средневекового исторического развития.  3.Проблема феодализма: понятие и его применение. Типология феодализма.  4.Основные элементы общественно­политической и экономической системы раннесредневекового общества Западной Европы до XI  века. Особенности феодальной собственности.  5.Христианизация Римской империи: основные этапы, отличительные черты.  6.Основные принципы ранних христианских учений (до Аврелия Августина ­ до IV века). Развитие христианского учения:  Блаженный Августин. Вера, религия и человек в контексте новых социально­политических отношений (IV ­ IX века).  7.Становление христианской церкви. Церковная иерархия и создание Ватикана. Светское папское государство. Монашество и его  идеалы. Монашество в социальной иерархии раннего средневекового общества.  8.Великое переселение народов: особый период исторического развития. Основные этапы и их периодизация. Этническое  пространство. Понятие «варвар» в представлении поздней античной исторической мысли.  9.Германцы в I в. до н.э. ­ IV в. н.э. Источники по истории древних германцев. Хозяйственная жизнь, изменения в общественно­ политическом строе.  10.«Германский» этап Великого переселения народов: характеристика основных событий. Причины массовых вторжений германских племен на территорию Римской империи в IV­V вв.  11.«Гуннский» этап Великого переселения народов: изменение этнополитической карты Европы. Вторжение гуннов в Европу в V в.  Падение Западной Римской империи.  12.«Славянский» этап Великого переселения народов. Завершение миграционных процессов в Европе.  13.Характер и значение варварских завоеваний. Социально­экономические, политические и этнические изменения в Западной и Юго­ Восточной Европе в V­VII вв.  14.Варварские королевства. Образование варварских королевств: предпосылки, характер, процесс образования.  15.Проблема перехода от античности к средним векам в отечественной и зарубежной историографии.  16.Государство франков при Меровингах. Хозяйство, общественный строй, пережитки античного общества. Источники.  17.Переворот в аграрных отношениях у франков. Создание бенефициальной системы, её значение.  18.Образование империи Каролингов. Внутренняя и внешняя политика.  19.Италия VIII­XI вв. Особенности процесса феодализации в Северной, Средней и Южной Италии.  20.Ранняя Византия. Специфика ранневизантийского общества.  21.Государство времен Юстиниана I: направления политики.  22.Этнографические и административные изменения в период правления Ираклийской и Исаврийской династий.  23.Македонская династия: законодательная деятельность и развитие дипломатии.  24."Смутное время" Византии. Восточная Римская империя в XI ­ XV вв. Падение Константинополя.  25.Первое Болгарское царство. Особенности образования, формирование феодальных отношений. Внешняя политика.  26.История арабского халифата.  27.Япония в средние века.  28.Китай в средние века.  29.Индия в средние века.  30.Франция IX­X вв. Нормирование основных классов феодального общества. Политическая раздробленность.  31.Германия X в. Процесс феодализации. Основные направления внешней политики.  32.Оттоновское Возрождение. Начало Франконской династии: Конрад II и Генрих III.  33.Англия в IX­XI вв. Объединение англо­саксонских королевств. Борьба с датчанами. Последствия датского завоевания.  34.Культура в раннесредневековой Европе. Античное и варварское наследие. Каролингское возрождение. Деятели Каролингского  возрождения.  35.Образование Венгерского королевства.  36.Своеобразие формирования государства в скандинавских странах. Образование Датского, Шведского и Норвежского королевств.  37.Шотландия: от образования к упрочению единого государства.  38.Развитие стран Пиренейского полуострова в IX ­ XI веках. Начало Реконкисты: основные центры.  39.Кризис церковной жизни в IX ­ XI веках. Раскол католической и православной церкви. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 14  41.Духовные и духовно­рыцарские ордена.  42.Альбигойские воины: Причины, подготовка и этапы. Характеристика основных сражений: идеологическое и политическое  значение.    Промежуточная аттестация (Экзамен)  Вопросы к экзамену:  4 семестр:  1.Возникновение городов в Западной Европе: причины, особенности хозяйственной системы и социальная структура. Теории  происхождения средневековых городов.  2.Средневековый город в Западной Европе XI ­ XV вв.: социально­ экономическая структура.  3.Европейский город в XI ­ XV вв.: политическая структура. «Коммунальные революции». Этапы социальной борьбы в  средневековом городе.  4.Франция XII­XIII вв. Предпосылки и начало объединения французских земель.  5.Франция после Столетней войны. Завершение централизации. Укрепление королевской власти.  6.Англия в XI ­ сер. XIV вв.: социально­экономическое и политическое развитие.  7.Германия XII­XIV вв. Особенности экономического и политического развития. Немецкая агрессия против поморских и полабских славян.  8.Борьба за инвеституру.  9.Католическая церковь и ереси XI­ сер. XIV вв. Инквизиция.  10.Обострение социальных и этнических противоречий в Чехии в XIV в. Ян Гус и его учение. Гуситские войны. Историческое  значение гуситских войн.  11.Италия XII­XIV вв. Образование городов­коммун, их превращение в города­государства.  12.Пиренейский полуостров в XI ­ XIV вв.: социально­экономическое и политическое развитие.  13.Развитие хозяйственной и политической системы стран Скандинавии в XI­XV вв.  14.Столетняя война.  15.Гуманистическое движение в Европе XIV ­ XVI вв.: основные направления, периодизация. Влияние гуманизма на идеологическое и культурное развитие.  16.Великие географические открытия: причины, основные направления. Первооткрыватель: человек и эпоха.  17.Последствия Великих географических открытий для стран Европы и Нового Света.  18.Зарождение раннекапиталистических отношений в Европе. Формы организации торговли и кредита в средневековой Европе.  Торговые компании, банки.  19.Германия в эпоху Реформации. Лютеранство. Анабаптизм.  20.Особенности политического, экономического развития Швейцарского союза кантонов. У.Цвингли, Ж.Кальвин: вероучение и  политические взгляды.  21.Итальянские войны 1494 ­ 1559 гг.  22.Англия в XV ­ середине XVII вв.: политическое и религиозное развитие. Королевская Реформация.  23.Франция в эпоху гражданских войн XVI в.  24.Франция в конце XVI­середине XVII вв.  25.Испания в XV­середине XVII вв. Испано­португальские отношения. Империя Карла V.  26.Нидерландская революция.  27.Италия в XVI­середине XVII вв.  28.Англия в XVI­середине XVII вв. Экономическое и социальное развитие.  29.Влияние реформационного движения на развитие стран Северной Европы.  30.Контрреформация в Европе.  31.Абсолютизм и его варианты в Европе.  32.Европа и турецкая экспансия. Основные военные действия. Восток­ Запад: характер отношений.  33.Тридцатилетняя война: причины, ход, результаты и роль войны в истории государств Европы раннего Нового времени.  34.Средневековая Венгрия: особенности развития.  35.Восстания в период развитого средневековья.  36.Социальные утопии позднего средневековья.  37.Феномен итальянского Возрождения.  38.Северное Возрождение.  5.2. Темы письменных работ  Текущий и рубежный контроль  Темы рефератов:  3 семестр:  1. Проблема эволюции общины у германцев в I­VI вв. до н.э. (по данным Цезаря, Тацита, "Салической правды").  2. "Великое переселение народов" и теория пассионарности Л.Н. Гумилева.  3. Социально­экономическая характеристика феодальной вотчины эпохи Каролингов.  4. Византийская община по данным "Земледельческого закона".  5. Походы викингов как явление мировой истории.  6. Ислам и его социально­политическая роль в возникновении государственности у арабов.  7. Проблемы истории средневекового города в Европе.  8. Средневековые ремесленные цехи.  9. Институт королевской власти в средние века. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 15  10. "Великая хартия вольностей": у истоков сословного представительства в Англии.  11. Сословная монархия во Франции в XIII­XV вв.  12. Социальная борьба европейского крестьянства в XIV­XV вв.  13. Средневековые ереси и католическая церковь.  14. Папство в средневековой истории Европы.  15. Средневековая инквизиция.  16. Крестовые походы и их место в мировой истории.  17. Духовно­рыцарские ордены в истории средневековья (возможно написание работы по любому из орденов).  18. Нищенствующие монашеские ордены в средневековой Европе (возможно написание работы по любому из орденов).  19. "Народное христианство" в средневековой Европе.    Текущий и рубежный контроль  Темы рефератов:  4 семестр:  20. Географические представления средневековья в Европе и на Востоке.  21. Древние цивилизации Америки.  22. Великие географические открытия – начало всемирной истории.  23. Основные черты ментальности средневекового человека.  24. Повседневная жизнь западноевропейского средневековья.  25. Рыцарство в европейской и мировой истории.  26. Духовное сословие ("молящиеся") и его роль в средневековом обществе.  27. Средневековые горожане как социоисторический тип человека.  28. Средневековые крестьяне как социоисторический тип человека.  29. Женщина в средневековом европейском обществе.  30. Положение восточной женщины в средневековье.  31. Дети в средневековом социуме.  32. Маргиналы в средневековье.  33. Социально­политические и этические воззрения Эразма Роттердамского.  34. Учение М. Лютера и его социальная сущность.  35. Феномен религиозных войн во Франции в XVI в.  36. "Охота на ведьм" как исторический феномен.  37. Орден иезуитов и Контрреформация.  38. Итальянское Возрождение в портретах его деятелей.  39. Феномен мусульманского Ренессанса в Средневековье.  40. Исторические личности средневековья и раннего нового времени: по выбору студента (например: Карл Великий, Юстиниан I,  Феодора, Ричард I Львиное сердце, Жанна д'Арк, Екатерина Медичи, Елизавета I Английская, Генрих IV Бурбон, кардинал Ришелье, пророк Мухаммад, Салах­ад­Дин, Сулейман Кануни, Омар Хайям, Чингисхан, Чжу Юань чжан, Токугава Иэясу, и др.).  5.3. Фонд оценочных средств  См. Фонд оценочных средств в Приложении  6. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Авторы, составители  Л1.1  И. Н. Осиновский [и  др.] ; под ред. И. Н.  Осиновского, Г. А.  Ртищевой, Н. В.  Симоновой  6.1. Рекомендуемая литература  6.1.1. Основная литература  Заглавие  История Средних веков: учебник; URL: https://biblio­  online.ru/book/istoriya­srednih­vekov­432896  Издательство, год  М. : Издательство Юрайт, 2019  6.1.2. Дополнительная литература  Авторы, составители  Заглавие  Л2.1  Карпов С.П.  Л2.2  Карпов С.П.  Л2.3  Васильева Л.С.  Л2.4  Колесник В.И.  Л2.5  Васильев Л. С.  История средних веков: Учебник. В 2 т. Том 1. ­ 4­е изд.  История средних веков: Учебник. В 2 т. Том 2. Раннее новое  Время. ­ 4­е изд.  История Востока: В 2т. Т.1: учебник  История запаноевропейского Средневековья: учеб. пособие  История стран Азии и Африки. Средние века и раннее новое  время: учеб. пособие; https://biblio­online.ru/book/istoriya­stran  ­azii­i­afriki­srednie­veka­i­rannee­novoe­vremya­433764  Издательство, год  М.: Высшая школа, 2003  М.: Инфра­М, 2003  М.: Высш. шк., 2005  Р­н/Д : Феникс, 2012  М. : Издательство Юрайт, 2019 Заглавие  Всемирная история в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и  Средних веков: учебник; URL: https://biblio­  online.ru/bcode/433478  стр. 16  Издательство, год  М. : Юрайт, 2019  Всемирная история: учебник для студентов вузов;  http://www.iprbookshop.ru/71211.html  М. : ЮНИТИ­ДАНА, 2017  УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  Авторы, составители  Л2.6  Г. Н. Питулько, Ю. Н.  Полохало, Е. С.  Стецкевич, В. В.  Шишкин ; под ред. Г.  Н. Питулько  Л2.7  Поляк Г.Б., Маркова  А.Н., Андреева И.А.,  Айсина Ф.О., Бородина С.Д., Воскресенская  Н.О., Квасов А.С.,  Кривцова Н.С.,  Мурашова Е.М., Носов  В.Е., Носова Г.В.,  Скворцова Е.М.,  Топалова Ю.И.,  Черноскулов В.И.  6.1.3. Перечень учебно­методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  Издательство, год  Авторы, составители  Заглавие  Л3.1  Ведюшкин В.А.  Всеобщая история. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6  класс: пособие для учащихся  общеобразоват. учреждений  М.: Просвещение, 2013  Л3.2  Профессиональный стандарт педагога  , 2014  Э1  Э2  Э3  Э4  Э5  Э6  Э7  Э8  Э9  Э10  Э11  Э12  6.2. Перечень ресурсов информационно­телекоммуникационной сети "Интернет"  Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) [Электронный ресурс]: учебно­ методическое пособие к семинарским занятиям/ Томсинов В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало, 2015.— 128  c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4058.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Павленко В.Г. Всеобщая история. Основы истории Средних веков [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Павленко В.Г. — Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2010.— 118 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21954.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Кузьмин К.В. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала ХХ века) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузьмин К.В., Сутырин Б.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2005.— 624 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36362.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  История государства и права зарубежных стран. Древний мир и Средние века [Электронный ресурс]: ответы на  экзаменационные вопросы/ В.В. Сажина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, 2012.— 208 c.—  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28088.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Иванов К.А. Многоликое средневековье [Электронный ресурс]/ Иванов К.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Новый  Акрополь, 2014.— 424 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26953.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков [Электронный ресурс]: учебное пособие для высшей школы/  Звиревич В.Т.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2004.— 416 c.— Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/36625.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Девлетов О.У. История Европы с древнейших времён до конца 15 века [Электронный ресурс]: учебное пособие для  студентов вузов/ Девлетов О.У.— Электрон. текстовые данные.— М.: Гуманитарно­экономический и информационно­ технологический институт, 2013.— 315 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27377.— ЭБС «IPRbooks», по  паролю  Баранникова Н.В. Кельтские и германские народы в древности и раннем средневековье [Электронный ресурс]: учебное  пособие/ Баранникова Н.В.— Электрон. текстовые данные.— Комсомольск­на­Амуре: Амурский гуманитарно­ педагогический государственный университет, 2009.— 68 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22300.— ЭБС  «IPRbooks», по паролю  Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Тимошина Т.М.—  Электрон. текстовые данные.— М.: Юстицинформ, 2012.— 504 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13416.—  ЭБС «IPRbooks», по паролю  Алексеев С.В. Всемирная история с древнейших времен до начала XX века [Электронный ресурс] : курс лекций / С.В.  Алексеев, О.И. Елисеева. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский гуманитарный университет, 2016. — 240 c.  — 978­5­906822­84­01. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74715.html  История мировых цивилизаций [Электронный ресурс] : учебник / Р.Г. Мумладзе [и др.]. — Электрон. текстовые данные. —  М. : Русайнс, 2016. — 334 c. — 978­5­4365­0888­7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61616.html  Всемирная история [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Г.Б. Поляк [и др.]. — 3­е изд. — Электрон.  текстовые данные. — М. : ЮНИТИ­ДАНА, 2017. — 888 c. — 978­5­238­01493­7. — Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/71211.html УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 17  Э13  Э14  Э15  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н "Об утверждении профессионального  стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального  образования" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://base.garant.ru/71202838/  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального  стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего  общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа:  http://base.garant.ru/70535556  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н “Об утверждении профессионального  стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”. Режим доступа:  http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/#0  6.3. Перечень информационных технологий  6.3.1 Перечень программного обеспечения  6.3.1.1  Microsoft Office 2010  6.3.1.2  FineReader 10  6.3.1.3  Антивирус Касперского  6.3.1.4  Windows 7  6.3.1.5  Adobe Acrobat Reader DC  6.3.1.6  NEW Конструктор тестов ­ indigotech.ru  6.3.1.7  SMART Notebook 10  6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем  6.3.2.1  Перечень ресурсов информационно­телекоммуникационной сети «Интернет»  6.3.2.2  1.Электронный каталог библиотеки НГПУ. ­ Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi­bin/zgate.exe?  init+test.xml,simple.xsl+rus  6.3.2.3  2.Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. ­ Режим доступа:  https://elibrary.ru  6.3.2.4  3.Национальная электронная библиотека (НЭБ). ­ Режим доступа: https://нэб.рф/  6.3.2.5  4.База данных портала Polpred.com Обзор СМИ ­ Режим доступа: https://polpred.com/news  6.3.2.6  5.Ресурсы East View (ИВИС) ­ Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login  6.3.2.7  6.3.2.8  Перечень профессиональных баз данных и  информационных справочных систем  6.3.2.9  1.Электронно­библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. ­ Режим доступа:  www.iprbookshop.ru  6.3.2.10  2.Электронная библиотечная система «Юрайт». ­ Режим доступа: https://biblio­online.ru/  6.3.2.11  3.Информационная правовая система Гарант. ­ Режим доступа: http://www.garant.ru/  7. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  7.1  Учебный корпус №2, пер. Железнодорожников, д.9 А.  7.2  218  каб. Учебная аудитория для занятий лекционного и семинарского типа  7.3  Рабочие места: посадочные рабочие места, стол преподавателя, доска классная, кафедра  7.4  Техническая оснащенность: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер  7.5  Наглядный материал: наборы учебно­наглядных пособий  7.6  302 каб. Учебная аудитория  для самостоятельной работы  7.7  Рабочие места: посадочные рабочие места.  7.8  Техническая оснащенность: компьютеры с выходом в сеть «Интернет» и доступом в ЭИОС Университета, принтер,  видеокамера Canon, МФУ Kyocera.  8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Методические указания к лекциям.  Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно  развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать  дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для  успешной самостоятельной работы.  В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.  Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера  всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно  проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких­либо отступлений, а если были, УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 18  по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.  Если что­то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема  недельного плана.  Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное  слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их  конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное,  основное и сделано это самим студентом.  Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций  рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а  следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.  Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут  способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое  следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью  разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем  самым не отвлекать их во время лекции.  Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ  стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую  дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко  овладеть формируемыми компетенциями.    Методические указания к практическим занятиям.  Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются  сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной  дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с  научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует  подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала,  ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов,  поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.  Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков  публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих  дисциплину.  Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен  как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной  лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между  преподавателем и студентами и самими студентами.  При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:  а) разработка учебно­методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение  дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;  подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;  б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание  набора наглядных пособий.  Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы,  затронутой сообщением.  Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать  соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за  неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами  подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же  необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким  образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в  тетрадь.  На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы  собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления  должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают  развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса  заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.  Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа;  последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность  излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических  фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.  В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:  качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные  предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.    Методические указания к самостоятельной работе. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 19  Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению  изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять  теоретические знания на практике.  Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе  самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению.  На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей  исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует  уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.  В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством  преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под  непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.  Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение  содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные  ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение  микроисследований.  Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других  форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и  продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.  Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля  освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).  Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной  дисциплины.    Методические указания к экзамену.  Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории,  выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной  работы с учебной и научной литературой.  Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.  При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.  При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в  течение 30­45 мин.  Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной  литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не  допускается.  При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,  оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.  Подготовку к экзамену необходимо целесооб¬разно начать с планирования и подбора нормативно­правовых источ¬ников и  литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к  экзаме¬ну, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На  эту ра¬боту целесообразно отвести большую часть времени. Следующим эта¬пом является самоконтроль знания изученного  материала, который за¬ключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее  сложные вопросы жела¬тельно записать, так как. в процессе записи включаются дополнитель¬ные моторные ресурсы памяти.  Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они  усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочно¬сти своих знаний, достаточно беглого повторения учебного  материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.  При подготов¬ке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в  билетах. Записи ответов лучше де¬лать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также  сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа.  Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.  Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно  перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо  детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках  основной проблематики вопроса.

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".

Рабочая программа дисциплины "История средних веков".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2019