РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

Оценка 4.9
Контроль знаний +3
docx
математика +2
Взрослым
01.12.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»
Рабочая программа дисциплины «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 09.04.03 «Прикладная информатика» (уровень магистратуры), утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 N 325 (ред. от 13.07.2017). Дисциплина «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений» формирует систему базовых представлений о содержании, алгоритмах и принципах математических и инструментальных методов поддержки принятия решений, а также развивает основные практические умения в сфере их применения при организации управления.
РПД Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений МАГ.docx
Негосударственное образовательное  частное учреждение высшего образования «Московский финансово­промышленный университет «Синергия» ______________________________________________________________ Кафедра Высшей математики и естественнонаучных дисциплин УТВЕРЖДАЮ Первый проректор, кандидат экономических наук ___________________   А.И. Васильев РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений» Направление подготовки: 09.04.03 Прикладная информатика Профиль подготовки: Управление информационными  технологиями в организации  Квалификация выпускника: магистр Форма обучения: очная Обсуждено на заседании кафедры  Высшей математики и естественнонаучных дисциплин «31» августа 2017 г. Протокол № 1 Составитель(­и) программы: Хамидуллин Р. Я. к.т.н., доцент, зав. кафедрой  [email protected] Рейтер К.А. к.ф.н., доцент [email protected] Москва 2017 Содержани I. Аннотация к дисциплине..................................................................................................3 II. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми  результатами освоения образовательной программы........................................................5 III. Тематический план.........................................................................................................7 IV. Содержание дисциплины.............................................................................................10 V. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины......................13 VI. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения  дисциплины.........................................................................................................................19 Основная литература:.....................................................................................................19 Дополнительная литература:.........................................................................................20 VII. Перечень ресурсов информационно­коммуникационной сети «Интернет»,  необходимых для освоения дисциплины..........................................................................20 VIII. Описание материально­технической базы, необходимой для осуществления  образовательного процесса по дисциплине......................................................................20 IX. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении  образовательного процесса по дисциплине......................................................................20 X. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.....................................................................................................................21 Задание: с помощью рассмотренной надстройки повторить решение заданной  экономико­математической модели средствами MS Excel........................................39 Типовые задания для проведения промежуточной аттестации обучающихся..............40 2 I. Аннотация к дисциплине Рабочая   программа   дисциплины   «Математические   и инструментальные методы поддержки принятия решений» составлена в соответствии   с   требованиями   ФГОС   ВО   по   направлению   подготовки 09.04.03   «Прикладная   информатика»   (уровень   магистратуры), утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 N 325 (ред. от 13.07.2017). Дисциплина   «Математические   и   инструментальные   методы поддержки   принятия   решений»   формирует   систему   базовых представлений о содержании, алгоритмах и принципах математических и инструментальных   методов   поддержки   принятия   решений,   а   также развивает  основные  практические   умения  в сфере  их  применения  при организации управления. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина включена в учебные планы по программам подготовки   магистров   по   направлению   09.04.03   «Прикладная информатика» и входит в вариативную часть как обязательная. Для   изучения   дисциплины   требуются   знания   и   навыки обучающихся по дисциплинам «Теория организации и организационное поведение» и «Психология управления». Знания   по   дисциплине  «Математические   и   инструментальные методы   поддержки   принятия   решений»  могут   использоваться   при подготовке магистерской диссертации.  Дисциплина изучается на 2 курсе в 3 семестре. Промежуточная   аттестация   по   дисциплине  «Математические   и инструментальные методы поддержки принятия решений» проводится в форме экзамена. Цель и задачи дисциплины Целью  изучения   дисциплины  «Технология   разработки   и принятия   управленческих   решений»   является  формирование   у обучающихся теоретических знаний в области принятия управленческих решений,   ознакомление   с   принципами   алгоритмизации   при   решении практических   задач,   формирование   практических   навыков   по использованию специализированного программного обеспечения.  Задачи дисциплины:  сформировать представление о процессе принятия решений;  сформировать   представление   об   условиях   и   задачах   принятия решений;  освоить   методы   формализации   и   алгоритмизации   процессов принятия решений; 3  развить   навыки   анализа   информации,   подготовки   и   обоснования управленческих решений;  углубить   представление   о   функциях,   свойствах,   возможностях системами поддержки принятия решений;  сформировать навыки использования систем поддержки принятия решений для решения прикладных задач. 4 II. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы Процесс   изучения   дисциплины   «Математические   и инструментальные методы поддержки принятия решений» направлен на формирование   следующих   общепрофессиональных     и профессиональных   (ПК)   компетенций,   предусмотренных   Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 «Прикладная информатика» (уровень магистратуры) ОПК­5, ОПК­6, ПК­3, ПК­4, ПК­8. (ОПК) Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции Работа на занятиях,  выполнение  практикумов по  решению задач,  самостоятельная  работа Работа на занятиях,  выполнение  практикумов по  решению задач,  самостоятельная  работа Работа на занятиях,  выполнение  ситуационных  практикумов,  самостоятельная  работа Код компете­ нции ОПК­5 ОПК­6 ПК­3 Результаты освоения ООП (содержание компетенций) Способность  на практике  применять новые  научные принципы и  методы исследований Способность  к профессиональной  эксплуатации  современного  электронного  оборудования в  соответствии с  целями основной  образовательной  программы  магистратуры Способность  ставить и решать  прикладные задачи  в условиях  неопределенности  и определять  методы и средства  их эффективного  решения Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Знать:   Уметь:   общенаучные методы принятия УР (З1) организовывать процесс принятия  решений коллективом экспертов (У1) Владеть:   методами принятия УР коллективом  экспертов (В1) Знать:   аппарат экономико­математического  моделирования и инструментарий  поддержки принятия решений (З2) Уметь:   применять MS Excel для решения задач  моделирования экономических  процессов и анализа (У2) Владеть:   инструментарием поддержки принятия  УР (В2) Знать:   теоретические аспекты организации  процесса разработки и принятия  управленческих решений (З3) Уметь:   организовывать процесс принятия  управленческих решений (У3) проводить анализ процессов с учетом  воздействия на процесс принятия  управленческих решений внешних и  внутренних факторов (У4) применять соответствующие технологии  принятия управленческих решений (У5)   5 Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции Работа на занятиях,  выполнение  практикумов по  решению задач,  самостоятельная  работа Работа на занятиях,  выполнение  практикумов по  решению задач,  самостоятельная  работа Результаты освоения ООП (содержание компетенций) Код компете­ нции Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине   учитывать человеческих фактор в  процессе принятия управленческих  решений (У6) применять методы модели и алгоритмы  процесса принятия управленческих  решений (У7) Владеть:   практическими аспектами построения  процесса разработки и принятия  управленческих решений (В3)  методиками оперативного анализа  управленческой ситуации (В4) ПК­4 Способность  проводить научные  эксперименты,  оценивать результаты исследований Знать (З):   принципы постановки и проведения  экспериментальных исследований;  основные возможности современных  информационных систем и технологий  использующихся при решении различных прикладных задач, возникающих при  постановке и проведении  экспериментальных исследований в  области принятия управленческих  решений (З4); Уметь (У):  анализировать внутреннюю и внешнюю  среду объекта экспериментальных  исследований в области принятия  управленческих решений (У8); Владеть (В):  методами постановки и проведения  экспериментальных исследований в  области принятия управленческих  решений (В5). Способность  анализировать  данные и оценивать требуемые знания  для решения  нестандартных  задач с  использованием  математических  методов и методов  компьютерного  моделирования ПК­8 Знать:   аналитические и математические методы принятия УР в различных условиях (З5) Уметь:   применять аналитические и  математические методы в зависимости от состояний окружающей среды, в  условиях определенности,  неопределенности и риска (У9) Владеть:   инструментальными средствами  принятия управленческих решений (В6) 6 й и ц н е т е п м о к     х ы м е у р и м р о ф     ы д о К ОПК­5  (З1, У1, В1) ОПК­6  (З2, У2, В2) ПК­3  (З3, У3­ У7, В3­ 4) ПК­4 (З4, У8, В5) ПК­8 (З5, У9, В6) ОПК­5  (З1, У1, В1) ОПК­6  (З2, У2, В2) ПК­3  (З3, У3­ У7, В3­ 4) ОПК­5  (З1, У1, В1) Наименование  тем Тема 1. Сущность  проблемы принятия  решения. OLTP­системы  и СППР Тема 2. Принятие  решений в условиях  определенности. Модели  хранения данных в СППР. Аналитические  платформы Тема 3. Принятие  решений при многих  критериях. Технология  III. Тематический план Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) Интерактивные  занятия Актив­ ные занятия   ы р а н и м е С и и ц к е Л 2   й ы н н о и ц а у т и С м у к и т к а р п   о п м у к и т к а р П ч а д а з   2 ю и н е ш е р Очная  форма с с а л к ­ р е т с а М г н и н е р Т   я а к с е ч и т к а д и Д а р г и   й ы н р о т а р о б а Л м у к и т к а р п 2 2 2 2 2 2 4 7   а т о б а р   я а н ь л е т я о т с о м а С я с х и щ ю а ч у б о Форма ТКУ Форма ПА, балл Практикум по  решению задач/ 10 Конспект/5 Лабораторный  практикум/ 15 Практикум по  решению задач/ 10 Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) Интерактивные  занятия Актив­ ные занятия   и и ц к е Л ы р а н и м е С с с а л к ­ р е т с а М   й ы н н о и ц а у т и С м у к и т к а р п   о п м у к и т к а р П ч а д а з   ю и н е ш е р Очная  форма Форма ТКУ Форма ПА, балл   я а н ь л е т я о т с о м а С   а т о б а р Практикум по  решению задач/ 20 Практикум по  решению задач/ 20 г н и н е р Т   я а к с е ч и т к а д и Д а р г и   й ы н р о т а р о б а Л м у к и т к а р п 2 2 Наименование  тем KDD. ETL­процесс в  СППР Тема 4. Принятие  решений в условиях риска  и конфликта. Data  miming: кластеризация  данных СППР. Тема 5. Принятие  решений в условиях  нечеткости исходной  информации. Машинное  обучение в СППР:  деревья решений     х ы м е у р и м р о ф     ы д о К й и ц н е т е п м о к ОПК­6  (З2, У2, В2) ПК­3  (З3, У3­ У7, В3­ 4) ПК­4 (З4, У8, В5) ОПК­5  (З1, У1, В1) ОПК­6  (З2, У2, В2) ПК­3  (З3, У3­ У7, В3­ 4) ПК­4 (З4, У8, В5) ПК­8 (З5, У9, В6) ОПК­5  (З1, У1, В1) ОПК­6  (З2, У2, В2) ПК­4 (З4, У8, В5) ПК­8 (З5, У9, В6) 2 4 2 4 8 х ы м е у р и м р о ф     ы д о К й и ц н е т е п м о к ОПК­5  (З1, У1, В1) ОПК­6  (З2, У2, В2) Наименование  тем Тема 6. Принятие  решений коллективом  экспертов. Машинное  обучение в СППР:  нейронные сети Всего: Контроль, час Объем дисциплины (в  академических часах) Объем дисциплины  (в зачетных единицах) Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) Актив­ ные занятия   Интерактивные  занятия с с а л к ­ р е т с а М г н и н е р Т   я а к с е ч и т к а д и Д а р г и   й ы н р о т а р о б а Л м у к и т к а р п 2 ы р а н и м е С и и ц к е Л 2   й ы н н о и ц а у т и С м у к и т к а р п   о п м у к и т к а р П ч а д а з   4 ю и н е ш е р Очная  форма Форма ТКУ Форма ПА, балл   я а н ь л е т я о т с о м а С   а т о б а р Конспект/5 Лабораторный  практикум/15 12 16 12 36 32 100 Экзамен 108 3 9 IV. Содержание дисциплины Тема   1.   Сущность   проблемы   принятия   решения.  OLTP­ системы и СППР Основные   понятия   теории   принятия   решений.   Проблемы принятия   решений.   Постановка   задачи   принятия   решений. Формальные   модели   задачи   принятия   решений.  Связь   различных способов описания выбора. Однокритериальный и многокритериальный  Общая   характеристика  OLTP­систем. выбор.   Функции   выбора. Предпосылки появления СППР. Сравнительная характеристика OLTP­ систем и СППР. Литература к теме 1:  1.   Ивасенко,   А.Г.   Разработка   управленческих   решений:   учебное пособие   /   А.Г. Ивасенко,   Я.И. Никонова,   Е.Н. Плотникова.   –   4­е   изд., стер.   –   М.:   КноРус,   2013.   –   168   с.   –   (Бакалавриат).   –   гл.1,2,3. http://biblioclub.ru 2.   Учитель,   Ю.Г.   Разработка   управленческих   решений:   учебник   / Ю.Г. Учитель, А.И. Терновой, К.И. Терновой. – 2­е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити­Дана, 2012. – 384 с. – гл.4. http://biblioclub.ru 3.   Ременников,   В.В.   Управленческие   решения:   учебное   пособие   / В.В. Ременников. – 2­е изд., пере­раб. и доп. – М.: Юнити­Дана, 2012. – 143 с. – гл.1,2. http://biblioclub.ru Интернет­ссылки:  .  dmreview 1.http     ://   www   .  com Тема   2.   Принятие   решений   в   условиях   определенности. Модели хранения данных в СППР. Аналитические платформы Методы   многокритериальной   оптимизации.   Метод   главного критерия.  Метод   линейной   свертки.   Метод  максиминной   свертки.  Реляционные, Лексикографическая   оптимизация.   Принцип   Парето. многомерные, гибридные и виртуальные модели хранения данных в СППР.   Технология  OLAP.  Сравнительный   анализ   возможностей аналитических платформ. Литература к теме 2:  1.   Ивасенко,   А.Г.   Разработка   управленческих   решений:   учебное пособие   /   А.Г. Ивасенко,   Я.И. Никонова,   Е.Н. Плотникова.   –   4­е   изд., стер.   –   М.:   КноРус,   2013.   –   168   с.   –   (Бакалавриат).   –   гл.1,2,3. http://biblioclub.ru 2. Учитель, Ю.Г. Разработка управленческих решений: учебник / Ю.Г. Учитель, А.И. Терновой, К.И. Терновой. – 2­е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити­Дана, 2012. – 384 с. – гл.4. http://biblioclub.ru 10 3. Ременников, В.В. Управленческие решения: учебное пособие / В.В. Ременников. – 2­е изд., пере­раб. и доп. – М.: Юнити­Дана, 2012. – 143 с. – гл.1,2. http://biblioclub.ru Интернет­ссылки: 1.http   ://   www   .  dmreview    .  com Тема   3.   Принятие   решений   при   многих   критериях. Технология KDD. ETL­процесс в СППР Многокритериальный   выбор   в   условиях   неопределенности.  Сущность   и   этапы   технологии  Knowledge  Data  Mining  как   этап  KDD.   Общая Функции   полезности. Discovery  характеристика ETL­процесса. Варианты размещения ETL­процесса. in  Databases. Литература к теме 3:  1.   Ивасенко,   А.Г.   Разработка   управленческих   решений:   учебное пособие   /   А.Г. Ивасенко,   Я.И. Никонова,   Е.Н. Плотникова.   –   4­е   изд., стер.   –   М.:   КноРус,   2013.   –   168   с.   –   (Бакалавриат).   –   гл.1,2,3. http://biblioclub.ru 2. Учитель, Ю.Г. Разработка управленческих решений: учебник / Ю.Г. Учитель, А.И. Терновой, К.И. Терновой. – 2­е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити­Дана, 2012. – 384 с. – гл.4. http://biblioclub.ru 3. Ременников, В.В. Управленческие решения: учебное пособие / В.В. Ременников. – 2­е изд., пере­раб. и доп. – М.: Юнити­Дана, 2012. – 143 с. – гл.1,2. http://biblioclub.ru Интернет­ссылки: 1. http   ://   www   .  dmreview    .  com Тема 4. Принятие решений в условиях риска и конфликта. Data miming: кластеризация данных СППР. Принятие решений в условиях риска.  Конфликт и его модели. Принятие решений в условиях конфликта. Классификация методов кластеризации в СППР. Кластеризация с использованием конкуренции  Алгоритм между   нейронами   и   алгоритма   обучения   Кохонена. кластеризации k­means. Литература к теме 4:  1.   Ивасенко,   А.Г.   Разработка   управленческих   решений:   учебное пособие   /   А.Г. Ивасенко,   Я.И. Никонова,   Е.Н. Плотникова.   –   4­е   изд., стер.   –   М.:   КноРус,   2013.   –   168   с.   –   (Бакалавриат).   –   гл.1,2,3. http://biblioclub.ru 2. Учитель,   Ю.Г.   Разработка   управленческих   решений:   учебник   / Ю.Г. Учитель, А.И. Терновой, К.И. Терновой. – 2­е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити­Дана, 2012. – 384 с. – гл.4. http://biblioclub.ru 11 3. Ременников,   В.В.  Управленческие   решения   :   учебное   пособие   / В.В. Ременников. – 2­е изд., пере­раб. и доп. – М.: Юнити­Дана, 2012. – 143 с. – гл.1,2. http://biblioclub.ru  .  com Интернет­ссылки: 1. http   ://   www   .  dmreview   Тема 5. Принятие решений в условиях нечеткости исходной информации. Машинное обучение в СППР: деревья решений Операции над нечеткими множествами. Нечеткие отображения и   задачи   принятия   решений.   Деревья   решений   в   СППР.  Решение задачи   кредитного   скоринга   с   использованием   алгоритма   С4.5. Предсказание   кредитного   риска   потенциального   клиента   банка   с использованием алгоритма CART. Литература к теме 5:  1.   Ивасенко,   А.Г.   Разработка   управленческих   решений:   учебное пособие   /   А.Г. Ивасенко,   Я.И. Никонова,   Е.Н. Плотникова.   –   4­е   изд., стер.   –   М.:   КноРус,   2013.   –   168   с.   –   (Бакалавриат).   –   гл.1,2,3. http://biblioclub.ru 2. Учитель,   Ю.Г.   Разработка   управленческих   решений:   учебник   / Ю.Г. Учитель, А.И. Терновой, К.И. Терновой. – 2­е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити­Дана, 2012. – 384 с. – гл.4. http://biblioclub.ru 3. Ременников,   В.В.  Управленческие   решения   :   учебное   пособие   / В.В. Ременников. – 2­е изд., пере­раб. и доп. – М. : Юнити­Дана, 2012. – 143 с. – гл.1,2. http://biblioclub.ru Интернет­ссылки: 1. http   ://   www   .  dmreview    .  com Тема   6.   Принятие   решений   коллективом   экспертов. Машинное обучение в СППР: нейронные сети Основные идеи методов экспертных оценок. Математические методы анализа экспертных оценок. Применение нейронных сетей для   решения   задач   классификации   и   регрессии.  Технология применения ансамблей моделей в СППР. Литература к теме 6:  1.   Ивасенко,   А.Г.   Разработка   управленческих   решений:   учебное пособие   /   А.Г. Ивасенко,   Я.И. Никонова,   Е.Н. Плотникова.   –   4­е   изд., стер.   –   М.:   КноРус,   2013.   –   168   с.   –   (Бакалавриат).   –   гл.1,2,3. http://biblioclub.ru 2.   Учитель,   Ю.Г.   Разработка   управленческих   решений:   учебник   / Ю.Г. Учитель, А.И. Терновой, К.И. Терновой. – 2­е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити­Дана, 2012. – 384 с. – гл.4. http://biblioclub.ru 3. Ременников, В.В. Управленческие решения : учебное пособие / 12 В.В. Ременников. – 2­е изд., пере­раб. и доп. – М. : Юнити­Дана, 2012. – 143 с. – гл.1,2. http://biblioclub.ru Интернет­ссылки: 1. http   ://   www   .  dmreview    .  com V. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины В   процессе   преподавания   дисциплины   «Математические   и инструментальные методы поддержки принятия решений» используются такие виды учебной работы, как лекции, практикумы по решению задач, ситуационные   практикумы,   а   также   различные   виды   самостоятельной работы обучающихся по заданию преподавателя.  Методические   указания   для   обучающихся   при   работе   над конспектом лекций во время проведения лекции Лекция  –   систематическое,   последовательное,   монологическое   как   правило, изложение   преподавателем   учебного   материала, теоретического характера. В   процессе   лекций   рекомендуется   вести   конспект,   что   позволит впоследствии   вспомнить   изученный   учебный   материал,   дополнить содержание при самостоятельной работе с литературой, подготовиться к экзамену. Следует   также   обращать   внимание   на   категории,   формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы   и   практические   рекомендации,   положительный   опыт   в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на   которых   делать   пометки   из   рекомендованной   литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.  Любая лекция должна иметь логическое завершение, роль которого выполняет заключение. Выводы по лекции подытоживают размышления преподавателя   по   учебным   вопросам.   Формулируются   они   кратко   и лаконично, их целесообразно записывать. В конце лекции обучающиеся имеют возможность задать вопросы преподавателю по теме лекции. Методические рекомендации по выполнению ситуационных  практикумов. Ситуационные практикумы выполняются в соответствии с рабочим учебным планом при последовательном изучении тем дисциплины. Порядок проведения практикума. 1. Деление студентов на группы (если практикумом  13 предусмотрена работа в группе). 2. Получение задания и рекомендаций к выполнению практикума. 3. Выполнение заданий практикума. 4. Подготовка письменного или устного (групповая работа) отчета в соответствии с требованиями. 5. Сдача отчета преподавателю. В   ходе   выполнения   ситуационного   практикума   необходимо использовать материал лекций, рекомендованных учебников, источников интернета, активно использовать помощь преподавателя на занятии. Требования к оформлению результатов практикумов. При   подготовке   отчета:   изложение   материала   должно   идти   в   отсутствие   грамматических   и логической   последовательности, синтаксических ошибок, правильное оформление рисунков. Методические   указания   для   обучающихся   по   выполнению практикумов по решению задач Практикум   по   решению   задач  –   выполнение   обучающимися набора   практических   задач   предметной   области   с   целью   выработки навыков их решения. Практикумы   по   решению   задач   выполняются   в   соответствии   с рабочим   учебным   планом   при   последовательном   изучении   тем дисциплины. Прежде   чем   приступать   к   решению   задач,   обучающемуся необходимо: ­   ознакомиться   с   соответствующими   разделами   программы дисциплины     по   учебной   литературе,   рекомендованной   программой курса; ­   получить   от   преподавателя  информацию   о   порядке   проведения занятия, критериях оценки результатов работы;  ­ получить от преподавателя конкретное задание и информацию о  о   требованиях   к   оформлению   и   форме сроках   выполнения, представления результатов. При   выполнении   задания   необходимо   привести   развёрнутые пояснения хода решения и проанализировать полученные результаты.  При   необходимости   обучающиеся   имеют   возможность   задать вопросы преподавателю по трудностям, возникшим при решении задач. Практикумы   выполняются   в   соответствии   с   рабочим   учебным планом при последовательном изучении тем дисциплины. Порядок проведения практикума. 1 Получение задания и рекомендаций к выполнению практикума. 2 Настройка   инструментальных   средств,   необходимых   для выполнения практикума. 14 3 Выполнение заданий практикума. 4 Подготовка отчета в соответствии с требованиями. 5 Сдача отчета преподавателю. В   ходе   выполнения   практикума   необходимо   следовать   использовать   материал   лекций,   активно   источников   интернета, технологическим   инструкциям, рекомендованных   учебников, использовать помощь преподавателя на занятии. Требования к оформлению результатов практикумов. При   подготовке   отчета:   изложение   материала   должно   идти   в   отсутствие   грамматических   и логической   последовательности, синтаксических   ошибок,   шрифт  Times  New  Roman,   размер   –   14, выравнивание по ширине, отступ первой строки – 1,25, междустрочный интервал – 1,5, правильное оформление рисунков (подпись, ссылка на рисунок в тексте). При подготовке презентации: строгий дизайн, минимум текстовых элементов,   четкость   формулировок,   отсутствие   грамматических   и синтаксических ошибок, воспринимаемая графика, умеренная анимация. Методические   указания   для   обучающихся   по  участию   в проведении ситуационного практикума Ситуационный   практикум  (кейс)   является   одной   из   форм интерактивного   практического   занятия,   целью   которого   является приобретение   обучающимся   умений   командной   работы   навыков выработки   решений   в   профессиональной   области,   развитие коммуникативных   и   творческих   способностей   в   процессе   выявления особенностей  будущей   профессиональной   деятельности   на   основе анализа обучаемыми заданий, сформированных на основе практических ситуаций.  Прежде   чем   приступать   к   участию   в   ситуационном   практикуме, обучающемуся необходимо: ­   заранее,  в   процессе   самостоятельной   работы  ознакомиться  со сценарием   практикума   и   необходимой   литературой,   рекомендованной программой курса; ­   получить   от   преподавателя  информацию   о  содержании   кейса, информирует о форме предоставления результатов, сроках выполнения кейса и  критериях оценки действий участников;  При выполнении задания необходимо: ­ получить от преподавателя необходимые раздаточные материалы и принять участие в делении учебной группы на мини­группы и в выборах лидера мини­группы; ­ участвовать в формировании отчета по выполнению кейса в своей 15 мини­группе; ­ участвовать в обсуждении отчетов мини­групп. По   итогам   проведения   ситуационного   практикума   обучающиеся имеют возможность задать вопросы преподавателю  Методические   указания   для   обучающихся   по   организации самостоятельной работы Самостоятельная   работа  обучающихся   направлена   на самостоятельное изучение отдельных тем/вопросов учебной дисциплины.  Самостоятельная   работа   является   обязательной   для   каждого обучающегося, ее объем по дисциплине   определяется учебным планом.  При   самостоятельной   работе   обучающиеся   взаимодействуют   с рекомендованными   материалами   при   минимальном   участии преподавателя. Работа с литературой (конспектирование) Самостоятельная   работа   с   учебниками,   учебными   пособиями, научной,   справочной   и   популярной   литературой,   материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее   эффективным   методом   получения   знаний,   позволяет значительно   активизировать   процесс   овладения   информацией, способствует   более   глубокому   усвоению   изучаемого   материала, формирует у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме. Изучая материал по учебной книге (учебнику, учебному пособию, монографии, и др.), следует переходить к следующему вопросу только после полного уяснения предыдущего, фиксируя выводы и вычисления (конспектируя), в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода. Особое   внимание   обучающийся   должен   обратить   на   определение основных понятий курса. Надо подробно разбирать примеры, которые поясняют определения. Полезно составлять опорные конспекты. Выводы,   полученные   в   результате   изучения   учебной   литературы, рекомендуется   в   конспекте   выделять,   чтобы   при   перечитывании материала они лучше запоминались. При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса.  Вопросы,   которые   вызывают   у   обучающегося   затруднение   при подготовке, должны быть заранее сформулированы и озвучены во время занятий в аудитории для дополнительного разъяснения преподавателем. Эссе Эссе  –   это   самостоятельная   письменная   работа  на   тему, предложенную  преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного   творческого   мышления   и   письменного   изложения 16 собственных мыслей.  Эссе   должно   содержать:   четкое   изложение   сути   поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с   использованием   концепций   и   аналитического   инструментария, рассматриваемого   в   рамках   дисциплины,   выводы,   обобщающие авторскую   позицию   по   поставленной   проблеме.   В   зависимости   от специфики   дисциплины   формы   эссе   могут   значительно дифференцироваться.  Структура эссе. 1 Титульный лист 2 Введение  – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически; На этом этапе очень   важно   правильно  сформулировать   вопрос,   на   который   вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При   работе   над   введением   могут   помочь   ответы   на   следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,   «Почему   тема,   которую   я   раскрываю,   является   важной   в настоящий   момент?»,   «Какие   понятия   будут   вовлечены   в   мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». 3.  Основная часть  – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная   часть   предполагает   развитие   аргументации   и   анализа,   а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе   и   это   представляет   собой   главную   трудность.   Поэтому   важное значение   имеют   подзаголовки,   на   основе   которых   осуществляется структурирование   аргументации;   именно   здесь   необходимо   обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ.   в   качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.   где   это   необходимо,   Там, В   зависимости   от   поставленного   вопроса   анализ   проводится   на основе следующих категорий: Причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, постоянство – изменчивость. Хорошо   проверенный   способ   построения   любого   эссе   – использование   подзаголовков   для   обозначения   ключевых   моментов аргументированного   изложения:   это   помогает   посмотреть   на   то,   что предполагается. Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков ­   не   только   обозначение   основных   пунктов,   которые   необходимо осветить.   Их   последовательность   может   также   свидетельствовать   о 17 наличии или отсутствии логичности в освещении темы. 4. Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием   области  ее  применения  и   т.д.  Методы,  рекомендуемые  для составления     цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный,   дополняющий   эссе   элемент,   как   указание   на   применение исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.   иллюстрация, заключения:   повторение, Самостоятельная   работа   является   обязательной   для   каждого обучающегося, ее объем по курсу определяется учебным планом.  При   самостоятельной   работе   обучающийся   взаимодействует   с рекомендованными   материалами   при   минимальном   участии преподавателя.  Методические рекомендации по выполнению конспектов. Конспекты выполняются в соответствии с рабочим учебным планом при последовательном изучении тем дисциплины. Порядок написания конспекта. 1. Получение задания, в рамках изучаемой темы, и рекомендаций к написанию конспекта от преподавателя. 2. Написание конспекта согласно изучаемой темы. 3. Сдача конспекта преподавателю на проверку. В   ходе   написания   конспекта   необходимо   использовать   материал лекций, рекомендованных учебников, источников интернета. Требования к оформлению конспекта. При   написании   конспекта:   изложение   материала   должно   идти   в   отсутствие   грамматических   и логической   последовательности, синтаксических ошибок, правильное оформление рисунков. Перечень учебно­методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Наименование темы Тема 1.  Сущность проблемы  принятия решения.  OLTP­системы и СППР Дидактические единицы, вынесенные на самостоятельное изучение Связь различных  способов описания  выбора.  Однокритериальный и  многокритериальный  выбор. Функции  выбора. Сравнительная характеристика OLTP­ систем и СППР. Формы самост. работы Учебно­ методическое обеспечение Форма контроля Работа в библиотеке. Конспектирование Литература к  теме 1 Конспект 18 Дидактические единицы, вынесенные на самостоятельное изучение Лексикографическая  оптимизация. Принцип Парето.  Сравнительный анализ  возможностей  аналитических  платформ. Функции полезности.  Варианты размещения  ETL­процесса. Конфликт и его  модели.  Кластеризация с  использованием  конкуренции между  нейронами и  алгоритма обучения  Кохонена.  Решение задачи  кредитного скоринга с  использованием  алгоритма С4.5.  Предсказание  кредитного риска  потенциального  клиента банка с  использованием  алгоритма CART. Технология  применения ансамблей моделей в СППР. Наименование темы Тема 2.  Принятие решений в  условиях  определенности. Модели хранения данных в  СППР. Аналитические  платформы Тема 3.  Принятие решений при  многих критериях.  Технология KDD. ETL­ процесс в СППР Тема 4.  Принятие решений в  условиях риска и  конфликта. Data miming: кластеризация данных  СППР. Тема 5. Принятие решений в  условиях нечеткости  исходной информации.  Машинное обучение в  СППР: деревья решений Тема 6.  Принятие решений  коллективом экспертов.  Машинное обучение в  СППР: нейронные сети Формы самост. работы Учебно­ методическое обеспечение Форма контроля Работа в библиотеке. Конспектирование Литература к  теме 2 Конспект Работа в библиотеке. Конспектирование Литература к  теме 3 Конспект Работа в библиотеке. Конспектирование Литература к  теме 4 Конспект Работа в библиотеке. Конспектирование Литература к  теме 5 Конспект Работа в библиотеке. Конспектирование Литература к  теме 6 Конспект VI. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины Основная литература: 1. Ивасенко А.Г. Разработка управленческих решений: учебное  пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, Е.Н. Плотникова. – 4­е изд.,  стер. – М. : КноРус, 2013. – 168 с. – (Бакалавриат). http://biblioclub.ru 2. Учитель, Ю.Г. Разработка управленческих решений: учебник /  Ю.Г. Учитель, А.И. Терновой, К.И. Терновой. – 2­е изд., перераб. и доп. – 19 М.: Юнити­Дана, 2012. – 384 с. http://biblioclub.ru Дополнительная литература: 1. Балдин К.В. Управленческие решения: учебник / К.В. Балдин,  С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. – 7­е изд. – М. : Дашков и Ко, 2012. – 495 с.  http://biblioclub.ru 2. Ременников В.В. Управленческие решения: учебное пособие /  В.В. Ременников. – 2­е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити­Дана, 2012. –  143 с. http://biblioclub.ru 3. Юкаева В.С. Принятие управленческих решений: учебник /  В.С. Юкаева, В.В. Чувикова, Е.В. Зубарева. – М.: Дашков и Ко, 2012. –  324 с. – (Учебные издания для бакалавров). http://biblioclub.ru 4. Гончар Л.В. Критерии и факторы принятия этически сложных  управленческих решений / Л.В. Гончар. – М.: Лаборатория книги, 2012. –  119 с. http://biblioclub.ru VII. Перечень ресурсов информационно­коммуникационной сети «Интернет»,  необходимых  для освоения дисциплины № 1. 2. 3. Полное наименование ресурса Адрес ресурса Официальный сайт платформы deductor Интернет­портал, посвященный вопросам управления  данными в процессах принятия решений Энциклопедия Экономиста http   ://   www   .  BaseGroup.ru http   ://   www   .  dmreview    .  com. http://www.grandars.ru VIII. Описание материально­технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине Материально­техническое обеспечение дисциплины включает в себя:  учебные   аудитории   для   проведения   занятий   лекционного   типа, практических   занятий,   групповых   и   индивидуальных   консультаций, текущего   контроля   и   промежуточной   аттестации.   Мебель   аудиторная (столы,   стулья,   доска   аудиторная),   стол   преподавателя,   стул преподавателя, персональный компьютер, мультимедийное оборудование (проектор, экран), наглядные пособия; IX. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине  Обучающиеся обеспечены доступом к электронной информационно­ образовательной среде Университета из любой точки, в которой имеется доступ к сети «Интернет», как на территории организации, так и вне ее. При   проведении   образовательного   процесса   по   дисциплине 20 необходимо   наличие   лицензионного   программного   обеспечения(ПО) общего назначения Microsoft Office;  при   проведении   лекций   по   всем   темам   активно   используется компьютерная   техника   для   демонстрации   слайдов   с   помощью программного приложения Microsoft Power Point;  при   проведении   семинарских   занятий   студенты   представляют презентации,   подготовленные   ими   в   часы   самостоятельной   работы.   с помощью ППП Microsoft Power Point;  при самостоятельном  изучении материала по темам и разделам дисциплины   поиск   дополнительного   учебного   и   научного   материала проводится   с   использованием  ЭБС   «Университетская   библиотека ONLINE» и рекомендованных сайтов сети Интернет. X. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине Промежуточная   аттестация   по   дисциплине  «Математические   и инструментальные методы поддержки принятия решений» проводится в форме экзамена. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы Компетенция ОПК­5 Способность на практике  применять новые  научные принципы и  методы исследований ОПК­6 Способность к профессиональной  эксплуатации  современного  электронного  оборудования в  соответствии с  целями основной  образовательной  программы  магистратуры Начальный  этап Философские проблемы науки и техники Основной этап Математические и инструментальные методы поддержки принятия решения Научно­исследовательская работа Завершающий этап Преддипломная практика Государственная итоговая аттестация Математическое моделирование Математические и инструментальные методы поддержки принятия решения Управление электроным документооборотом организации Технологическая практика Преддипломная практика Государственная итоговая аттестация 21 ПК­3 Способность  ставить и решать  прикладные задачи в  условиях  неопределенности и  определять методы и  средства их  эффективного  решения ПК­4 Способность проводить научные  эксперименты,  оценивать результаты  исследований ПК­8 Способность  анализировать данные  и оценивать  требуемые знания для решения  нестандартных задач с использованием  математических  методов и методов  компьютерного  моделирования Технология разработки и принятия управленческих решений Управление рисками информационных технологий и систем Математические и инструментальные методы поддержки принятия решения Научно­исследовательская работа Преддипломная практика Государственная итоговая аттестация Математическое моделирование Проектный менеджмент Технология разработки и принятия управленческих решений Управление информационными потоками в организации Математическое моделирование Математические и инструментальные методы поддержки принятия решения Научно­исследовательская работа Преддипломная практика Государственная итоговая аттестация Математические и инструментальные методы поддержки принятия решения Научно­исследовательская работа  Государственная итоговая аттестация Показатели и критерии оценивания на различных этапах формирования компетенций В   отношении   компетенции:  ОПК­5  «Способностью   на   практике применять новые научные принципы и методы исследований». Показатель оценивания Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Пороговый­  (удовлетворительно) Знать (З):  Общенаучные методы  принятия УР. Этап формирования Основной Критерий оценивания  Знает: Основные понятия теории  принятия решений. Проблемы  принятия решений. Постановка задачи принятия решений.  Формальные модели задачи  принятия решений. Связь  различных способов описания  выбора. Однокритериальный и  многокритериальный выбор.  Функции выбора. 22 Базовый (хорошо) Высокий (отлично) Знать (З):   Общенаучные методы  принятия УР. Уметь (У):   Организовывать процесс  принятия решений коллективом  экспертов. Владеть (В):   Методами принятия УР  коллективом экспертов. Знать (З):   Общенаучные методы  принятия УР. Уметь (У):   Организовывать процесс  принятия решений коллективом  экспертов. Владеть (В):   Методами принятия УР  коллективом экспертов. Основной Основной Знает: Методы многокритериальной  оптимизации. Метод главного  критерия. Метод линейной  свертки. Метод максиминной  свертки. Лексикографическая  оптимизация. Принцип Парето. Основные идеи методов  экспертных оценок. Умеет: Применять   математические методы   анализа   экспертных оценок. Владеет: Методами принятия УР  коллективом экспертов. Знает: Операции над нечеткими  множествами. Нечеткие  отображения и задачи  принятия решений. Деревья  решений в СППР.  Умеет: Осуществить выбор  механизмов процесса  разработки и принятия  управленческих решений. Владеет: Математическими методами  анализа экспертных оценок.  ОПК­6  современного   В   отношении   компетенции: «Способностью   к профессиональной   электронного оборудования   в   соответствии   с   целями   основной   образовательной программы магистратуры». эксплуатации   Показатель оценивания Пороговый­  (удовлетворительно) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Знать (З):  Аппарат экономико­ математического моделирования  и инструментарий поддержки  принятия решений. (З2) Этап формирования Основной Критерий оценивания  Знает: Реляционные, многомерные,  гибридные и виртуальные  модели хранения данных в  СППР. Технология OLAP.  Сравнительный анализ  возможностей аналитических  платформ. 23 Базовый (хорошо) Высокий (отлично) Основной Основной Знать (З):   Аппарат экономико­ математического моделирования  и инструментарий поддержки  принятия решений.  Уметь (У):   Применять MS Excel для  решения задач моделирования  экономических процессов и  анализа. Владеть (В):   Инструментарием поддержки  принятия УР. Знать (З):   Аппарат экономико­ математического моделирования  и инструментарий поддержки  принятия решений. Уметь (У):   Применять MS Excel для  решения задач моделирования  экономических процессов и  анализа. Владеть (В):   Инструментарием поддержки  принятия УР. Знает: Классификация методов  кластеризации в СППР.  Кластеризация с  использованием конкуренции  между нейронами и алгоритма  обучения Кохонена. Алгоритм  кластеризации k­means. Умеет: Решать задачи кредитного  скоринга с использованием  алгоритма С4.5.  Владеет: Методикой предсказания  кредитного риска  потенциального клиента банка  с использованием алгоритма  CART. Знает: Применение нейронных сетей  для решения задач  классификации и регрессии.  Умеет: Решать задачи моделирования  с применением MS Excel. Владеет: Технологией применения  инструментов поддержки  принятия управленческих  решений в решении задач  классификации и регрессии. В отношении компетенции:  ПК­3  «Способностью ставить и решать прикладные задачи в условиях неопределенности и определять методы и средства их эффективного решения». Показатель оценивания Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Критерий оценивания  Этап формирования 24 Пороговый­  (удовлетворительно) Знать (З):  Теоретические аспекты  организации процесса разработки и принятия управленческих  решений. Базовый (хорошо) Знать (З):   Теоретические аспекты  организации процесса разработки и принятия управленческих  решений. Уметь (У):   Организовывать процесс  принятия управленческих  решений; проводить анализ  процессов с учетом воздействия  на процесс принятия  управленческих решений  внешних и внутренних факторов; Владеть (В):   Практическими аспектами  построения процесса разработки  и принятия управленческих  решений; Основной Основной Знает: Характеристику целевой  составляющей процесса  управления. Инициативно­ целевую технологию процесса  разработки и принятия  управленческих решений.  Программно­целевую  технологию процесса  разработки и принятия  управленческих решений.  Регламентную технологию  процесса разработки и  принятия управленческих  решений. Знает: Технология организации и  подготовки управленческих  решений (УР).  Административные  мероприятия процесса  разработки управленческих  решений. Административные  мероприятия процесса  согласования, принятия и  утверждения УР. Процедура  организации выполнения УР. Умеет: Определить и оценить  основные личностные  характеристики человека,  влияющие на ПРПУР. Оценить  авторитет личности и процесс  разработки и принятия  управленческих решений.  Владеет: Способами уменьшения  отрицательных последствий  25 Высокий (отлично) Основной Знать:   Теоретические аспекты  организации процесса разработки и принятия управленческих  решений.  Уметь:   Применять соответствующие  технологии принятия  управленческих решений;  учитывать человеческих фактор в процессе принятия  управленческих решений;  применять методы модели и  алгоритмы процесса принятия  управленческих решений. Владеть:   Методиками оперативного  анализа управленческой  ситуации.  Знает: Содержание понятий  «неопределенность» и «риск»  при процессе разработки и  принятии управленческих  решений. Умеет: Вычислить и устранить  типовые ошибки при большом  объеме неопределенностей.  Осуществить выбор  механизмов процесса  разработки и принятия  управленческих решений. Владеет: Навыками применения  административных  мероприятий процесса  разработки управленческих  решений. В   отношении   компетенции:  ПК­4  «Способностью   проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований». Показатель оценивания Пороговый­  (удовлетворительно) Этап формирования Основной Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Знать (З):   Принципы моделирования,  классификацию способов  представления моделей систем; Уметь (У):  Использовать технологии  моделирования; Владеть (В):  Навыками построения  имитационных моделей  информационных процессов. Критерий оценивания  Знает:  Принципы моделирования,  классификацию способов  представления моделей  систем; Умеет:  Использовать технологии  моделирования; Владеет:  В полном объеме навыками  построения имитационных  моделей информационных  процессов. 26 Базовый (хорошо) Высокий (отлично) Основной Основной Знать (З):   Приемы, методы, способы  формализации объектов,  процессов, явлений, их  практическую реализацию; Уметь (У):  Представлять модель в  математическом и  алгоритмическом виде; Владеть (В):  Навыками и методами  получения концептуальных  моделей систем. Знать (З):   Разработку алгоритмов  фиксации и обработки  результатов моделирования  систем; Уметь (У):  Оценивать качество модели;  показывать теоретические  основания модели. Владеть (В):  Навыками построения  моделирующих алгоритмов. Знает:  Приемы, методы, способы  формализации объектов,  процессов, явлений, их  практическую реализацию; Умеет:  Представлять модель в  математическом и  алгоритмическом вид; Владеет:  В полном объеме навыками и  методами получения  концептуальных моделей  систем. Знает:  Разработку алгоритмов  фиксации и обработки  результатов моделирования  систем; Умеет:  Оценивать качество  модели; показывать  теоретические основания  модели; Владеет:  В полном объеме навыками  построения моделирующих  алгоритмов. В   отношении   компетенции:  ПК­8  «Способность  анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач с   использованием   математических   методов   и   методов   компьютерного моделирования». Показатель оценивания Пороговый­  (удовлетворительно) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Знать (З):  Аналитические и  математические методы  принятия УР в различных  условиях. Критерий оценивания  Этап формирования Знает: Математические методы  принятия решений в условиях  неопределенности и риска. Основной 27 Базовый (хорошо) Высокий (отлично) Основной Основной Знать (З):   Аналитические и  математические методы  принятия УР в различных  условиях. Уметь (У):   Применять аналитические и  математические методы в  зависимости от состояний  окружающей среды, в условиях  определенности,  неопределенности и риска. Владеть (В):   Инструментальными  средствами принятия  управленческих решений. Знать (З):   Аналитические и  математические методы  принятия УР в различных  условиях. Уметь (У):   Применять аналитические и  математические методы в  зависимости от состояний  окружающей среды, в условиях  определенности,  неопределенности и риска. Владеть (В):   Инструментальными  средствами принятия  управленческих решений. Знает Математические методы  принятия решений в условиях  неопределенности и риска. Умеет Интерпретировать имеющиеся  данные всеми известными  методами, для принятия  управленческого решения.  Строить дерево решений и  рассчитывать стоимостную  оценку решения.  Владеет: Инструментальными  средствами при принятии  управленческих решений.  Знает: Критерии эффективности  принимаемого  управленческого решения.  Виды и особенности  применения СППР. Умеет: Применять методы решения в  антагонистических играх,  смешанных играх, играх с  природой. Владеет: Инструментами и методикой решения типовых  организационно­ управленческих задач. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания № п/п 1. Наименование оценочного средства Ситуационный  практикум Краткая характеристика оценочного средства Практическое занятие,  проводимое в письменной форме, а также в форме  дискуссии по выданному  преподавателем заданию. Шкала и критерии оценки, балл Отчет по практикуму 13­15б – практикум выполнен верно в  срок, представлен грамотный отчет. 7­12б – практикум выполнен верно в  срок, представлен неполный отчет,  имеются ошибки, не влияющие на  логику и алгоритм расчета. 2­6б – практикум выполнен в срок и  содержит концептуальные ошибки. 0б – практикум не выполнен. 2. Конспект Задание для  Отчет по практикуму 28 Критерии оценивания компетенций ОПК­5  (З1, У1, В1) ОПК­6  (З2, У2, В2) ПК­3  (З3, У3­У7, В3­ 4) ПК­4 (З4, У8, В5) ПК­8 (З5, У9, В6) ОПК­5 самостоятельной работы,  проводимое в письменной форме 5б – конспект выполнен верно в срок,  представлен грамотный отчет. 4б – конспект выполнен верно в срок,  3. Практикум по  решению задач Практическое занятие,  проводимое в письменной форме 4. Лабораторный  практикум  Практическое занятие,  проводимое в  компьютерной аудитории  по выданному  преподавателем заданию. представлен неполный отчет,  имеются ошибки, не влияющие на  логику. 2­3б­ практикум выполнен в срок и  содержит концептуальные  логические ошибки, отсутствие  отдельных вопросов темы. 0б­ практикум не выполнен. Отчет по практикуму 13­15б – практикум выполнен верно в  срок, представлен грамотный отчет. 7­12б – практикум выполнен верно в  срок, представлен неполный отчет,  имеются ошибки, не влияющие на  логику и алгоритм расчета. 2­6б – практикум выполнен в срок и  содержит концептуальные ошибки. 0б – практикум не выполнен. 13­15 – практикум выполнен верно в  срок, представлен грамотный  отчет. 8­12 – практикум выполнен верно в  срок, представлен неполный  отчет, имеются ошибки, не  влияющие на логику и  алгоритм расчета. 4­7 – практикум выполнен в срок и  содержит концептуальные  ошибки. 0 – практикум не выполнен. (З1, У1, В1) ОПК­6  (З2, У2, В2) ПК­3  (З3, У3­У7, В3­ 4) ПК­4 (З4, У8, В5) ПК­8 (З5, У9, В6) ОПК­5  (З1, У1, В1) ОПК­6  (З2, У2, В2) ПК­3  (З3, У3­У7, В3­ 4) ПК­4 (З4, У8, В5) ПК­8 (З5, У9, В6) ОПК­5  (З1, У1, В1) ОПК­6  (З2, У2, В2) ПК­3  (З3, У3­У7, В3­ 4) ПК­4 (З4, У8, В5) ПК­8 (З5, У9, В6) Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и(или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы № Форма контроля/ коды 1. оцениваемых компетенций Экзамен ОПК­5, ОПК­6, ПК­ 3, ПК­4, ПК­8 Процедура оценивания Шкала и критерии оценки, балл Экзамен представляет собой  выполнение студентом  заданий билета, включающего  в себя: Задание №1 – теоретический  29 Выполнение обучающимся заданий  билета оценивается по следующей  балльной шкале:  1 вопрос: 0­30;  2 вопрос: 0­30; 3 вопрос: 0­40 № Форма контроля/ Процедура оценивания Шкала и критерии оценки, балл коды оцениваемых компетенций 90­100 (отлично) – ответ правильный,  логически выстроен, использована  профессиональная терминология.  Обучающийся правильно  интерпретирует полученный  результат.  70 ­89 (хорошо) – ответ в целом  правильный, логически выстроен,  использована профессиональная  терминология. Обучающийся в целом правильно интерпретирует  полученный результат. 50­69 (удовлетворительно) – ответ в  основном правильный, логически  выстроен, использована  профессиональная терминология.  менее 50 (неудовлетворительно) –  ответы на теоретическую часть  неправильные или неполные.  вопрос на знание базовых  понятий предметной области  дисциплины (курса), а также  позволяющий оценить степень  владения обучающимся  принципами предметной  области дисциплины (курса),  понимание их особенностей и  взаимосвязи между ними; Задание №2 – задание на  анализ ситуации из  предметной области  дисциплины (курса) и  выявление способности  обучающегося выбирать и  применять соответствующие  принципы и методы решения  практических проблем,  близких к профессиональной  деятельности; Задание №3 – задание на  проверку умений и навыков,  полученных в результате  освоения дисциплины (курса). Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для процедуры оценивания знаний, умений, навыков и(или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы Типовые задания к ситуационным практикумам: Задание № 1. Составить текст цели УР.  Подобрать   наиболее   приемлемую   технологию   для   данного   УР  и охарактеризовать выбор. Задание № 2. В   каких   типовых   процедурах   подготовки   УР   возможны существенные неопределенности для данной ситуации? Какие стратегии 30 можно использовать для уменьшения рисков? Типовые задания к практикумам по решению задач: Задание № 1. Идентифицировать УР. Какие внешние факторы воздействовали на процесс принятия УР? Какие рекомендации можно дать руководителю по принятию эффективных УР? Задание № 2. Альтернативы, рынки затраты, тыс.ден.ед., доля рынка, %, f2 объем продаж, тыс. ден. ед., Цели (критерии) А1 А2 А3 f1 10 6 9 46 40 55 f3 85 75 84 Цели: минимизация затрат, завоевание максимальной доли рынка и максимальный объем продаж.  Решить задачу методом свертывания критериев,   1 ;2,0 ;5,0  3,0   2   3 Задание № 3. Сельскохозяйственное   предприятие   производит   картофель. Посевная   площадь   картофеля   составляет   100   га.   Хозяйство   имеет договор   с   магазином,   который   гарантированно   закупит   весь произведённый картофель по цене 4+0,1N (N – произвольное число от 1 до 10) д.е. за 1 кг. При выращивании картофеля хозяйство может принять одно из трёх решений, различающихся по сумме затрат на производство продукции: A1. Провести комплексную обработку растений для  предотвращения поражения сорняками, вредителями и болезнями  (затраты – 6 млн. д.е.). A2. Провести частичную обработку растений (затраты –  4 млн. д.е.). A3. Не проводить обработку растений (затраты – 2.5 млн. д.е.). В зависимости от погодных условий, наличия и развития сорняков,  вредителей и болезней возможны следующие ситуации: S1. Условия для развития сорняков, вредителей и болезней  неблагоприятные. S2. Условия для развития сорняков, вредителей и болезней  31 обычные. S3. Условия для развития сорняков, вредителей и болезней  благоприятные. Значения   урожайности   картофеля   в   зависимости   от   решений сельскохозяйственного предприятия и развития сорняков, вредителей и болезней приведены в таблице.  Урожайность картофеля в сельскохозяйственном предприятии, ц/га Стратегии хозяйства A1 A2 A3 Развитие сорняков, вредителей и болезней S1 250+N 250+N/2 250 S2 250+N 200 100 S3 250+N 150­N/2 50­N Определите   наиболее   выгодные   стратегии   по   всем   критериям, приведённым в теоретической части занятия. Вероятности состояний S1, S2   и  S3   для   определения   оптимальной   стратегии   по   критерию максимального   математического   ожидания   выигрыша   составляют соответственно 0,1, 0,5 и 0,4. Коэффициент пессимизма для определения оптимальной стратегии по критерию пессимизма­оптимизма – 0,39+N/50. Параметр   достоверности   для   определения   оптимальной   стратегии   по критерию Ходжа–Лемана – 0,9­N/100. Типовые задания к лабораторным практикумам: Лабораторный практикум: Решение ЗЛП с помощью MS  EXCEL Для решения задач оптимизации в MS Excel используют надстройку Поиск решения, которая вызывается из пункта главного меню «Сервис»   32 Рис. 1. Если   в   версии  Excel,   установленной   на   Вашем   компьютере, отсутствует данный подпункт меню «Сервис», необходимо вызвать пункт меню «Надстройки» и в предложенном списке дополнительных модулей выбрать «Поиск решения»       Рассмотрим на примере использование данной надстройки. Решим с  Рис. 2. её помощью задачу. Математическая модель задачи имеет вид:   при       (целевая функция)                                            33 Составим шаблон в редакторе Excel, как показано на рисунке   Рис. 3. Шаблон оформления задачи   Теперь занесём данную в задаче числовую информацию      Рис.4. Исходные данные задачи   В выделенные пустые ячейки (значения целевой функции и левых частей неравенств) необходимо занести формулы, отображающие связи и отношения между числами на рабочем листе. Ячейки B4 – С4 называются в Excel изменяемыми (в нашей модели это   неизвестные   переменные),  т.е.,  изменяя   их  Поиск решения  будет 34 находить   оптимальное   значение   целевой   функции.   Значения,   которые первоначально вводят в эти ячейки, обычно нули (незаполненные клетки трактуются по умолчанию как содержащие нулевые значения).  Теперь   необходимо   ввести   формулы.   В   нашей   математической модели,   целевая   функция   представляет   собой   произведение   вектора коэффициентов   на   вектор   неизвестных.   Действительно,   выражение  можно рассматривать как произведение вектора (3,2) на вектор (Х1,Х2).   В  Excel  существует   функция   СУММПРОИЗВ,   которая   позволяет найти   скалярное   произведение   векторов.   В   ячейку   Е4   необходимо вызвать данную функцию, а в качестве перемножаемых векторов задать адреса ячеек, содержащих коэффициенты уравнений (в данном случае, это В5:С5) и ячеек, в которые в результате решения будут помещены значения  Х1 и Х2 (ячейки В4:С4)    Рис. 5. Вызов функции СУММПРОИЗВ.   Каждая   левая   часть   ограничения   тоже   представляет   собой произведение двух векторов: соответствующей строки матрицы затрат и вектора   неизвестных.   То   есть,   выражение   Х1+2Х2  (для   первого ограничения   Х1  +   2Х2     6)   будем   рассматривать   как   произведение вектора коэффициентов (1,2) и вектора переменных (Х1,Х2). В   ячейке,   отведенной   для   формулы   левой   части   первого ограничения (D9), вызовем функцию СУММПРОИЗВ. В качестве адресов перемножаемых векторов занесем адрес строки коэффициентов В9:С9 и адрес значений переменных В4:С4  35 Рис. 6   В   четыре   оставшиеся   ячейки   графы   «Левая   часть»   вводим аналогичные   формулы,   используя   соответствующую   строку   матрицы затрат. Фрагмент экрана с введёнными формулами показан на рисунке   Рис. 7 36 Важно!   К   моменту   вызова   сервиса   «Поиск   решения»   на   рабочем листе   с   задачей   должны   быть   занесены  формулы   для   левых  частей ограничений и формула для значения целевой функции. В   меню  Сервис  выбираем  Поиск решения.  В   появившемся   окне задаём следующую информацию: 1. в   качестве целевой   ячейки   устанавливаем   адрес   ячейки   для значения целевой функции Е4; 2. «флажок» устанавливаем на вариант «максимальному значению», т.к. в данном случае, целевая функция дохода подлежит максимизации; 3. в   качестве   изменяемых   ячеек   заносится   адрес   строки   значений переменных В4:С4; 4. справа   от   окна,   предназначенного   для   занесения   ограничений, нажимаем   кнопку   «Добавить»,   появится   форма   для   занесения ограничения      Рис.8. Форма для занесения одного ограничения ЗЛП.   1. в   левой   части   формы   «Ссылка   на   ячейку»   заносится   адрес формулы   для   левой   части   первого   ограничения   D9,   выбирается требуемый знак неравенства (в нашем случае, <=), в поле «Ограничение» заносится ссылка на правую часть ограничения  F9    Рис.9. Занесение первого ограничения задачи.   2. аналогично заносятся все ограничения задачи, после чего  нажимается кнопка «ОК».   Таким образом, окно «Поиск решения» с занесенной информацией  выглядит следующим образом: 37

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2018