Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".
Оценка 4.8

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Оценка 4.8
Культурные мероприятия +1
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
14.07.2019
Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".
Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение". Разработана в соответствии с ФГОС: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505). Направленность (профиль) подготовки: Историко-краеведческое образование. Форма обучения - заочная. Квалификация - магистр.
Б1.В.02 Музееведение и экскурсоведение.docx
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"  (ФГБОУ ВО "НГПУ")  УТВЕРЖДАЮ  Проректор по УР  _______________Гайфутдинов А.М.  __ __________ 2018 г.  Музееведение и экскурсоведение  рабочая программа дисциплины (модуля)  Закреплена за кафедрой  Истории и методики ее преподавания  Направление подготовки  Направление 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль)    Историко­краеведческое образование  Виды контроля на курсах:  зачеты с оценкой 1  Квалификация  Форма обучения  Общая трудоемкость  магистр  заочная  4 ЗЕТ  Часов по учебному плану  в том числе:  аудиторные занятия  самостоятельная работа  экзамены  144  16  124  4  Распределение часов дисциплины по курсам  Курс  Вид занятий  Лекции  Практические  Итого ауд.  Контактная  работа  Сам. работа  Часы на  контроль  Итого  1  РПД  4  12  16  16  124  4  144  УП  4  12  16  16  124  4  144  Итого  4  12  16  16  124  4  144  4  12  16  16  124  4  144 УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 2  Программу составил(и):  канд. ист. наук, доцент, Магсумов Т.А. _________________  Рабочая программа дисциплины  Музееведение и экскурсоведение  разработана в соответствии с ФГОС:  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01  ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)  составлена на основании учебного плана:  Направление 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль)   Историко­краеведческое образование  гр. 1788  утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2018 протокол № 7.  Рабочая программа одобрена на заседании кафедры  Истории и методики ее преподавания  Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  Срок действия программы: 2018­2019 уч.г.  Зав. кафедрой д­р ист. наук, профессор И.В.Корнилова УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 3  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  1.1  Цель освоения дисциплины ­ формирование у обучающихся системы знаний и представлений в области музееведения и  экскурсоведения, с учётом логических и содержательно­методических связей в предметных областях "История России.  Всеобщая история", "Обществознание" и ориентации на становление личностных характеристик выпускника школы через  урочную и внеурочную деятельность, способностей формировать ресурсно­информационные базы для осуществления  практической деятельности в различных сферах, изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно­ образовательный уровень различных групп населения, готовности разрабатывать стратегии культурно­просветительской  деятельности, способности разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных  знаний и культурных традиций.  1.2  Задачи освоения дисциплины:  1.3  1.формирование способности формировать ресурсно­информационные базы для осуществления практической  деятельности в различных сферах;  1.4  2.формирование способности изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно­ образовательный  уровень различных групп населения;  1.5  3.формирование готовности разрабатывать стратегии культурно­просветительской деятельности;  1.6  4.формирование способности разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации  научных знаний и культурных традиций;  1.7  5.познакомить обучающихся с важнейшими направлениями деятельности музеев, культурным наследием региона,  спецификой формирования музейных фондов, их изучением, построением экспозиций и выставок, развитием  коммуникативной деятельности;  1.8  5.дать представление об экскурсионной деятельности; раскрыть общие и специфические признаки и функции экскурсии;  познакомить с классификациями и формами проведения экскурсий; выявить место показа и рассказа экскурсии;  познакомить с основными этапами подготовки экскурсии; дать общее представление о методике проведения экскурсии.  2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  Цикл (раздел) ОП:  Б1.В  2.1  Требования к предварительной подготовке обучающегося:  2.1.1  Для освоения дисциплины «Музееведение и экскурсоведение» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы  деятельности, установки и компетенции, сформированные на предыдущем уровне образования.  2.2  Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:  2.2.1  Адаптационные информационные технологии  2.2.2  Исследователи истории российской провинции  2.2.3  Историческая картография  2.2.4  Историческое и культурное наследие Волго­Камского региона  2.2.5  История земства Волго­Камского края  2.2.6  Маркетинг в сфере историко­культурного наследия  2.2.7  Менеджмент в сфере охраны и использования историко­культурного наследия  2.2.8  Памятники истории и культуры Татарстана  2.2.9  Повседневность российской провинции XIX­XX вв.  2.2.10  Преддипломная практика  2.2.11  Теория и методика экскурсионного дела и туризма  2.2.12  Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты  3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ОК­4: способностью формировать ресурсно­информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах  Знать:  Уметь:  основные имеющиеся ресурсно­информационные базы, необходимые для осуществления практической  деятельности в различных сферах  отдельные приемы формирования ресурсно­информационных баз, необходимых для осуществления практической  деятельности в различных сферах  методику и технологии формирования ресурсно­информационных баз, необходимых для осуществления  практической деятельности в различных сферах УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 4  Владеть:  находить и использовать основные имеющиеся ресурсно­информационные базы, необходимые для осуществления  практической деятельности в различных сферах  использовать отдельные приемы формирования ресурсно­информационных баз, необходимых для осуществления  практической деятельности в различных сферах  применять методику и технологии формирования ресурсно­информационных баз, необходимых для осуществления  практической деятельности в различных сферах  способами поиска и использования основных имеющихся ресурсно­информационные баз, необходимых для  осуществления практической деятельности в различных сферах  навыками использования отдельных приемов формирования ресурсно­информационных баз, необходимых для  осуществления практической деятельности в различных сферах  методикой и технологиями формирования ресурсно­информационных баз, необходимых для осуществления  практической деятельности в различных сферах  ПК­17: способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно­образовательный уровень различных групп населения  содержание культурных потребностей разлиных групп населения и способы их изучения и формирования  сущность культурных потребностей разных групп населения  общественную значимость повышения культурно­образовательного уровня представителей различных групп  населения  определять основное содержание культурно­образовательной деятельности для решения относительно простых  просветительских задач  определять основное содержание культурно­образовательной деятельности для решения комплексных  просветительских задач  находить оригинальные решения культурно­образовательной деятельности с представителями различных групп  населения  навыками анализа и оценки культур­но­образовательных потребностей различных групп населения, навыками  анализа  культурно­образовательных программ  навыками разработки культурно­образовательных программ для различных групп населения  навыками разработки культурно­образовательных программ для решения разных образовательных задач с  различными группами населения  ПК­18: готовностью разрабатывать стратегии культурно­просветительской деятельности  основные стратегии культурно­просветительской деятельности  основные приемы и методы разработки стратегий культурно­просветительской деятельности  методику и технологии разработки стратегий культурно­просветительской деятельности  определять основные стратегии культурно­просветительской деятельности  использовать основные приемы и методы разработки стратегий культурно­просветительской деятельности  применять методику и технологии разработки стратегий культурно­просветительской деятельности  способами определения основных стратегий культурно­просветительской деятельности  навыками использования основных приемов и методов разработки стратегий культурно­просветительской  деятельности  методикой и технологиями разработки стратегий культурно­просветительской деятельности  Знать:  Уметь:  Владеть:  Знать:  Уметь:  Владеть:  Знать:  Уметь:  ПК­19: способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций  основные просветительские программы, направленные на популяризацию научных знаний и культурных традиций  приемы разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и культурных  традиций  методику и технологии разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных  знаний и культурных традиций УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 5  Владеть:  выявлять основные просветительские программы, направленные на популяризацию научных знаний и культурных  традиций  использовать приемы разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний  и культурных традиций  применять методику и технологии разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации  научных знаний и культурных традиций  способами выявления основных просветительских программ, направленные на популяризацию научных знаний и  культурных традиций  навыками использования приемов разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации  научных знаний и культурных традиций  методикой и технологиями разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных  знаний и культурных традиций  В результате освоения дисциплины обучающийся должен  3.1  Знать:  3.1.1  основные имеющиеся ресурсно­информационные базы, необходимые для осуществления практической деятельности в  различных сферах;  3.1.2  отдельные приемы формирования ресурсно­информационных баз, необходимых для осуществления практической  деятельности в различных сферах;  3.1.3  методику и технологии формирования ресурсно­информационных баз, необходимых для осуществления практической  деятельности в различных сферах;  3.1.4  содержание культурных потребностей разлиных групп населения и способы их изучения и формирования;  3.1.5  сущность культурных потребностей разных групп населения;  3.1.6  общественную значимость повышения культурно­образовательного уровня представителей различных групп населения;  3.1.7  основные стратегии культурно­просветительской деятельности;  3.1.8  основные приемы и методы разработки стратегий культурно­просветительской деятельности;  3.1.9  методику и технологии разработки стратегий культурно­просветительской деятельности;  3.1.10  основные просветительские программы, направленные на популяризацию научных знаний и культурных традиций;  3.1.11  приемы разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и культурных  традиций;  3.1.12  методику и технологии разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и  культурных традиций;  3.1.13  основные термины, понятия и категории музееведения;  3.1.14  историю и современные тенденции развития музейного дела в России и мире;  3.1.15  методики работы в основных сферах музейной деятельности – научного комплектования, экспертизы, учета, хранения,  научного описания и экспозиции музейных предметов и коллекций, культурно­образовательной деятельности;  3.1.16  сущность экскурсии, ее функции;  3.1.17  признаки экскурсии, ее классификационные типы;  3.1.18  основы музееведения в аспекте экскурсионно­выставочной работы;  3.1.19  последовательность этапов проектирования экскурсии;  3.1.20  методику проведения экскурсии;  3.1.21  организацию деятельности экскурсионного учреждения, должностные обязанности экскурсовода.  3.2  Уметь:  3.2.1  находить и использовать основные имеющиеся ресурсно­информационные базы, необходимые для осуществления  практической деятельности в различных сферах;  3.2.2  использовать отдельные приемы формирования ресурсно­информационных баз, необходимых для осуществления  практической деятельности в различных сферах;  3.2.3  применять методику и технологии формирования ресурсно­информационных баз, необходимых для осуществления  практической деятельности в различных сферах;  3.2.4  определять основное содержание культурно­образовательной деятельности для решения относительно простых  просветительских задач;  3.2.5  определять основное содержание культурно­образовательной деятельности для решения комплексных просветительских  задач; УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 6  3.2.6  находить оригинальные решения культурно­образовательной деятельности с представителями различных групп населения;  3.2.7  определять основные стратегии культурно­просветительской деятельности;  3.2.8  использовать основные приемы и методы разработки стратегий культурно­просветительской деятельности;  3.2.9  применять методику и технологии разработки стратегий культурно­просветительской деятельности;  3.2.10  выявлять основные просветительские программы, направленные на популяризацию научных знаний и культурных традиций;  3.2.11  использовать приемы разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и  культурных традиций;  3.2.12  применять методику и технологии разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных  знаний и культурных традиций;  3.2.13  составлять экскурсионную информацию;  3.2.14  собирать «портфель экскурсовода»;  3.2.15  подбирать и систематизировать материал для основной части экскурсий;  3.2.16  изучать и систематизировать передовой отечественный опыт в организации экскурсий;  3.2.17  проектировать экскурсию в соответствии с требованиями ГОСТ;  3.2.18  анализировать новые и пересматривать действующие государственные стандарты  и другие нормативные документы,  направленные на организацию экскурсионной  деятельности;  3.2.19  разработать новые аспекты и адаптировать имеющуюся методику проведения экскурсии с учетом современных требований.  3.3  Владеть:  3.3.1  способами поиска и использования основных имеющихся ресурсно­информационные баз, необходимых для осуществления  практической деятельности в различных сферах;  3.3.2  навыками использования отдельных приемов формирования ресурсно­информационных баз, необходимых для  осуществления практической деятельности в различных сферах;  3.3.3  методикой и технологиями формирования ресурсно­информационных баз, необходимых для осуществления практической  деятельности в различных сферах;  3.3.4  навыками анализа и оценки культурно­образовательных потребностей различных групп населения, навыками анализа   культурно­образовательных программ;  3.3.5  навыками разработки культурно­образовательных программ для различных групп населения;  3.3.6  навыками разработки культурно­образовательных программ для решения разных образовательных задач с различными  группами населения;  3.3.7  способами определения основных стратегий культурно­просветительской деятельности;  3.3.8  навыками использования основных приемов и методов разработки стратегий культурно­просветительской деятельности;  3.3.9  методикой и технологиями разработки стратегий культурно­просветительской деятельности;  3.3.10  способами выявления основных просветительских программ, направленные на популяризацию научных знаний и  культурных традиций;  3.3.11  навыками использования приемов разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных  знаний и культурных традиций;  3.3.12  методикой и технологиями разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и  культурных традиций;  3.3.13  навыками работы с музейными предметами (классификация, нумерация и т.д.)и научно­фондовой работы;  3.3.14  навыками работы с музейной экспозицией при составлении плана проведения экскурсии;  3.3.15  навыками применения полученных знаний в качестве методологических принципов анализа музейного собрания,  экспозиций и выставок, реставрации  и хранения музейных предметов и коллекций;  3.3.16  навыками создания методических разработок, технологических карт маршрутов, карточек (паспортов) и других  документов, необходимых для осуществления экскурсионной деятельности;  3.3.17  навыками ведения экскурсии.  Код занятия  4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Наименование разделов и тем /вид  Семестр /  Часов  Компетен­  Литература  Интер  Примечание занятия/  Раздел 1. Музееведение как научная  дисциплина. Музей как  социокультурный институт. Курс  ции акт. УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 7  1  1  1  ОК­4 ПК­17 ПК­18  0  Л1.2 Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л3.2  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э11 Э12  1  ОК­4 ПК­17  Л1.2 Л2.1  0 Л2.3 Л2.4 Л3.2  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  1.1  1.2  Музееведение как научная дисциплина.  Музей как социокультурный институт.  /Лек/  1. Происхождение слова «музей».  2. Александрийский «Мусейон».  3. Формирование коллекций в древнем  мире, античности и в средние века.  4. Коллекции и коллекционеры эпохи  Возрождения, маньеризма и барокко.  5. Кунсткамеры как явление европейской  культуры XVI­XVII вв.  6. Музеи эпохи Просвещения. Открытие  музеев публике. Ашмолеан – первый  публичный музей. Кунсткамера Петра I.  Британский музей. Лувр. Эрмитаж.  7. Развитие музеев в XIX веке.  Национальные музеи. Остров музеев в  Берлине. Музеи Смитсоновского  Института в Вашингтоне. Музей  Метрополитен. Появление профильных  музеев. Изменения в экспозиции.  8. Развитие музейного дела в России –  провинциальные музеи на юге России,  открытие Эрмитажа публике, Русский  музей, Третьяковская галерея, ГИМ.  9. Появление музеев под открытым небом  – Скансен. Политехнические выставки и  музеи.  10. Развитие музеев в XX в. Музей  изобразительных искусств им. Пушкина.  Краеведческие музеи в  послереволюционной России.  11. Идеологизация музейной работы в  советское время. Музей /Пр/ УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  1.3  1. Музееведение как научная дисциплина.  История становления музееведения как  научной дисциплины. Формирование  представления о музейной деятельности  как о специфической области  человеческой культуры. Определение  музееведения. Объект, предмет, метод  музееведения. Предметный, языковой,  коммуникационный подходы к  определению музееведческих  исследований. Методы музееведения.  Музееведение в системе наук. Кодекс  профессиональной этики. Понятийный  аппарат.  2. Структура музееведения. Историческое  музееведение. Разделы теоретического  музееведения: общая теория музееведения, теория документирования, теория  тезаврирования, теория коммуникации.  Разделы прикладного музееведения:  научная методика, техника, организация и  управление. Музейное источниковедение.  Музеография.  3. Музей как социокультурный институт.  Происхождение музея как  социокультурного института. Понятие  «музей». Социально­культурные функции  музея: документирования, охранная,  исследовательская, образовательно­ воспитательная и др. Музейная  коммуникация. Колл /Ср/  2.1  Раздел 2. Музейный предмет и фонды  музея.  1. Понятие хранительско­учетной  (фондовой) работы. Тезаврирование.  2. Комплектование фондов.  3. Учет музейных фондов.  4. Хранение музейных фондов.  5. Консервация и реставрация. /Пр/  1  16  ОК­4 ПК­17 ПК­18 ПК­ 19  Л1.2 Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л3.2  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  стр. 8  0  1  2  ОК­4 ПК­18  Л1.2 Л2.1  0 Л2.3 Л2.4 Л3.2  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9 УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 9  2.2  3.1  3.2  1. Музейный предмет и его свойства.  Понятие «музейный предмет». Типы  музейных предметов: вещественные,  изобразительные, письменные, фонические  источники, а также фото­ и кино­ источники. Свойства музейного предмета:  информативность, аттрактивность,  экспрессивность. Функции музейных  предметов. Музейная ценность.  Подлинность музейного предмета.  Определение (атрибуция) музейного  предмета. Образцы научного паспорта.  Инструкция заполнения научного  паспорта. Интерпретация музейных  предметов.  2. Фонды музея. Понятие «фонды музея».  Научная организация музейных фондов.  Научно­вспомогательные материалы.  Типовые музейные предметы. Уникальные  музейные предметы. Реликвии. Музейные  коллекции: систематическая,  тематическая, мемориальная, личная.  Музейное собрание как совокупность  музейных коллекций. Состав музейных  фондов и структура музейных фондов.  Научная организация музейных фондов:  основной фонд, научно­ вспомогательный  фонд, фонд сырьевых материалов, фонд  временного хранения, обменный фонд.  Дублеты. Научный фонд и эксп /Ср/  Раздел 3. Актуальные проблемы  научно­исследовательской работы  музеев. Музейная педагогика как  методология и методика реализации  образовательно­воспитательной  функции музея  Актуальные проблемы научно­  исследовательской работы музеев.  Музейная педагогика как методология и  методика реализации образовательно­  воспитательной функции музея. /Лек/  1. Типы и направления научных  исследований в музее.  2. Планирование научно­  исследовательской работы в музее.  3. Атрибуция: понятие, задачи, методы.  4. Прикладные исследования в музее.  Музейная педагогика и социология.  Музейный менеджмент и фандрейзинг. /Пр/  1  20  ОК­4 ПК­17 ПК­18 ПК­ 19  Л1.2 Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л3.2  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9  0  1  1  1  1  0  1  ОК­4 ПК­17 ПК­18 ПК­  Л1.2 Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5 19  ОК­4 ПК­17 ПК­18 ПК­ 19 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  Л1.2 Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 1  22  ОК­4 ПК­17 ПК­18 ПК­ 19  Л1.2 Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  стр. 10  0  1  1  1  2  ОК­4 ПК­17 ПК­18 ПК­ 19  ОК­4 ПК­17 ПК­18 ПК­ 19  Л1.2 Л2.1 Л2.3 Л2.4  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  Л1.2 Л2.1 Л2.3 Л2.4  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  0  2  УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  3.3  4.1  4.2  1. Основные направления и виды научно­ исследовательской работы в музеях.  Музееведческие исследования. Разработка  научной концепции музея. Исследования в  области комплектования фондов. Изучение музейных предметов и коллекций.  Исследования в области охраны и  хранения музейных фондов консервация.  Музейная педагогика. Музейная  социология. Исследования в области  истории, теории и методики музейного  дела. Организация научно­  исследовательской работы в музее.  2. Направленность исследований музейной педагогики и методы их проведения.  Методы психологии, педагогики,  социологии и музееведения в изучении  музейной аудитории, результативности  форм и методов образовательно­ воспитательной деятельности. Основные  процедуры социологического  исследования. Понятие о  репрезентативности результатов  исследования. Методы исследования  процесса восприятия посетителями  экспозиции и различных форм научно­ просветительной работы музея. Научное  обоснование дифференцированного  подхода к посетителям музея. Обобщение  опыта образовательно­воспи /Ср/  Раздел 4. Музейная экспозиция.  Культурно­образовательная  деятельность музеев. Основы  экскурсоведения.  Музейная экспозиция. Культурно­  образовательная деятельность музеев.  Основы экскурсоведения. /Лек/  1. Экспозиционная работа. Музейная  экспозиция, выставка. Классификация  экспозиций.  2. Методы создания экспозиций  3. Научно­вспомогательные средства в  экспозиции, экспозиционное оборудование  и его виды. Технические посредники в  экспозиции.  4. Научное проектирование музейной  экспозиции  5. Художественное проектирование  экспозиции. /Пр/ УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 11  1  20  ОК­4 ПК­17 ПК­18 ПК­  Л1.2 Л2.1 Л2.3 Л2.4  0 19  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  1  1  1  ОК­4 ПК­17  Л1.1 Л1.2  0 ПК­19 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л3.1  3  ОК­4 ПК­17 ПК­19  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7  3  4.3  5.1  5.2  1. Основные понятия. Экспонаты,  экспозиционные материалы,  экспозиционные комплексы. Три основных  типа музейных выставок: тематические,  фондовые, отчётные. Методы построения  экспозиций. Систематические,  ансамблевые, ландшафтные и  тематические экспозиции. Основные этапы научного проектирования экспозиции:  научная концепция или научный проект,  (расширенная) тематическая структура,  обзор фондов, тематико­ экспозиционный  план, сценарий. Художественное  проектирование экспозиции: генеральное  решение экспозиции, художественная  концепция экспозиции, эскизный проект.  Техническое или рабочее проектирование.  Музейное оборудование.  2. Роль музея в формировании  ценностного отношения к историко­  культурному наследию. Понимание музея  как коммуникационной системы. Основные формы культурно­ образовательной  деятельности в музее: экскурсия, лекция,  консультация, научные чтения, клуб,  конкурс, встреча с интересным человеком,  концерт, историческая игра и праздник.  Музейная аудитория и её изучение  анкетный опрос, интервью, опросы экс /Ср/  Раздел 5. Экскурсионная методика и  пути ее совершенствования.  Экскурсионная методика и пути ее  совершенствования. /Лек/  1. Объекты экскурсионного показа  1.1. Критерии отбора экскурсионных  объектов  1.2. Основные характеристики объекта  (географическое положение, историческое  развитие, достопримечательности)  1.3. Перспективы и проблемы освоения  новых и эксплуатации старых  экскурсионных объектов  2. Экскурсия как педагогический процесс. Музейная педагогика.  2.1. Понятие музейной педагогики и ее  задачи.  2.2. Направления экскурсионно­  педагогической деятельности.  2.3. Использование методов музейной  педагогики в экскурсионном процессе.  /Пр/ УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 12  1  20  ОК­4 ПК­17 ПК­18 ПК­ 19  0  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э11 Э12  5.3  1. Технология разработки новой  экскурсии.  Подготовка экскурсии как результат  коллективного труда. Индивидуальная  разработка экскурсии. Разработка новой  темы экскурсии (как новаторство в  экскурсионном деле или инновация в  масштабах экскурсионной фирмы);  подготовка начинающего экскурсовода.  Ступени подготовки: предварительная  работа, непосредственная разработка,  прием (сдача) экскурсии на маршруте  руководителем или коллегами.  Дифференцированный подход к  экскурсионному обслуживанию. Принципы выбора темы, сбор и отбор материалов.  Отбор и изучение экскурсионных объектов в соответствии с принятой  классификацией, составление карточки  (паспорта) объекта, принципы оценки и  характеристики. Составление маршрута  экскурсии, основные требования к  маршруту. Варианты движения групп.  Обход (объезд) маршрута. Утверждение  паспорта и схемы, хронометража и  километража для транспортной экскурсии. Подготовка контрольного текста  экскурсии. Комплектование «портфеля  экскурсовода». Определение  методических приемов проведения  экскурсии /Ср/  6.1  Раздел 6. Профессиональное  мастерство экскурсовода.  1. Профессиональные качества  экскурсовода.  2. Личностные качества экскурсовода.  3. Междисциплинарный характер  подготовки экскурсоводов. /Пр/  1  3  ПК­17 ПК­ 18 ПК­19  2  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э11 УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 13  1  26  ОК­4 ПК­17 ПК­18 ПК­ 19  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э10  0  6.2  1. Экскурсовод – центральная фигура  экскурсионного дела.  Этапы становления и требования к  профессии экскурсовода. Ответственность экскурсовода за качество и безопасность  экскурсионной услуги. Значение личных  свойств и качеств. Необходимость  постоянного самосовершенствования.  Пути и способы повышения квалификации  и профессионального роста.  2. Профессиональные знания и навыки  экскурсовода.  Мастерство экскурсовода как особый вид  ораторского искусства, театра одного  актера. Система учебных упражнений для  самостоятельного овладения достойным  уровнем профессионализма.  Распространенные ошибки.  3. Речь экскурсовода и внеречевые  средства общения.  Стиль речи и отношение экскурсовода к  теме. Зависимость стиля речи от места,  условий, аудитории. Академический стиль  речи и поведения как основа  профессиональной культуры экскурсовода. Риторика и речевое поведение человека.  Законы современной общей риторики.  Принцип диалогизации речевого  поведения, зрительный и голосовой  контакты. Три способа развития  коммуникативности.  /Ср/  6.3  Зачет с оценкой по дисциплине /ЗачётСОц/  1  4  ОК­4 ПК­17 ПК­18 ПК­ 19  Л1.1 Л1.2  0 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л3.1 Л3.2 Л3.3  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12  5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ  5.1. Контрольные вопросы и задания  Промежуточная аттестация (Зачет с оценкой).  Вопросы к зачету с оценкой:  1 курс  1.История становления музееведения как научной дисциплины  2.Объект, предмет, метод музееведения. Структура музееведения. Музееведение в системе наук.  3.История музейного дела  4.Музей как социокультурный институт. Социальные функции музеев, музейная коммуникация  5.Музейный предмет, его свойства и функции. Коллекция, виды коллекций  6.Классификация музеев. Государственная музейная сеть и её современное состояние  7.Музей как научно­исследовательское учреждение. Основные направления и виды научно­исследовательской работы в музеях  8.Организация научно­исследовательской работы в музее  9.Понятие «фонды музея». Научная организация музейных фондов  10.Изучение музейных предметов  11.Комплектование фондов музея. Учёт музейных фондов  12.Хранение музейных фондов  13.Задачи консервации и реставрации. Упаковка и транспортировка музейных предметов. Система хранения музейных фондов  14.Музейная экспозиция. Основные понятия  15.Методы построения экспозиций. Экспозиционные материалы УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 14  16.Научное проектирование экспозиции. Художественное проектирование экспозиции  17.Музейное оборудование.  18.Основные формы культурно­образовательной деятельности  19.Музейная аудитория и её изучение  20.Государственное регулирование музеев. Основы законодательства Российской Федерации в сфере культуры  21.Музейный менеджмент и маркетинг.  22.Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания. Экскурсия как вид деятельности. Отечественная традиция  экскурсионного дела: теория и практика.  23.Познавательный тур как многодневная экскурсия.  24.Роль и место экскурсии в социально­культурной деятельности и различных видах туризма.  25.Психологические аспекты экскурсии. Функции экскурсии и их сочетание. Принцип научности в экскурсии. Признаки экскурсии.  26.Экскурсионный метод: его значение, цель и задачи. Экскурсия как педагогический процесс. Логические методы познания в  экскурсиях.  27.Классификация экскурсий и экскурсионных объектов. Тематика и содержание экскурсий.  28.Драматургия экскурсии. Реализация принципа наглядности в экскурсии.  29.Роль и особенности показа и рассказа в экскурсии. Трансформация устной речи в зрительные образы: приемы и механизмы.  30.«Темпоритм» пешеходной экскурсии. Углубление экскурсионной ситуации посредством взаимодействия трех компонентов  экскурсии: экскурсовод, объекты и экскурсанты.  31.Предварительная работа при подготовке новой экскурсии и ее непосредственная разработка. Выбор темы, определение цели и  задач экскурсии.  32.Отбор и изучение экскурсионных объектов. Принципы отбора экскурсионных объектов для показа в данной экскурсии. Перечень и характеристика основных и дополнительных объектов.  33.Составление паспортов памятников, вошедших в экскурсию. Оценка внешнего вида памятника.  34.Составление маршрута экскурсии. Традиционный подход и возможности новаторства. Комплектование «портфеля  экскурсовода» и применение его в экскурсии.  35.Этапы подготовки и техника ведения экскурсии. Составление индивидуального текста. Утверждение и прием экскурсии.  Методические приемы показа и рассказа.  36.Стилистика речи экскурсовода. Приемы усиления эмоционально­образной выразительности речи. Роль личности экскурсовода и  пути повышения его мастерства.  37.Характеристики аудитории, их влияние на подготовку и проведение экскурсии. Невербальные средства общения. Культура  поведения и речевой этикет экскурсовода.  38.Экскурсионная программа как содержательная часть туристской программы.  5.2. Темы письменных работ  Текущий и рубежный контроль  Темы рефератов:  1 курс:  1.Музеи г. Набережные Челны на современном этапе: структура, характерные особенности и перспективы развития.  2.Архитектура старых Челнов.  3.Многоконфессиональный город.  4.Экскурсия по НГПУ.  5.Обзорная экскурсия по городу.  6.История возникновения города.  7.Театральная жизнь города.  8.Любимые места отдыха жителей и гостей города.  9.Крупнейшие предприятия города.  10.Парки и сады города.  11.Научный потенциал города.  12.Обычаи и традиции горожан.  13.Возможности экстремального и активного отдыха в республике.  14.История одной или нескольких улиц.  15.Места жизни и творчества известных людей.  5.3. Фонд оценочных средств  См. Фонд оценочных средств в Приложении.  6. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  6.1. Рекомендуемая литература  6.1.1. Основная литература  Авторы, составители  Л1.1  Смелякова А.В.  Заглавие  Экскурсоведение: учебное пособие;  http://www.iprbookshop.ru/59679  Издательство, год  Омск: Омский государственный университет им. Ф.М.  Достоевского, 2015 УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  Авторы, составители  Л1.2  Сафонов А. А.  Заглавие  Музейное дело и охрана памятников : учебник; URL:  https://www.biblio­online.ru/book/muzeynoe­delo­i­ohrana­  pamyatnikov­429146 (дата обращения: 01.05.2019).  6.1.2. Дополнительная литература  Авторы, составители  Заглавие  Л2.1  Юренева Т.Ю.  Музееведение: учебник для высшей школы  Л2.2  Журавлева М.М.,  Шиш Е.А.  Экскурсоведение: курс лекций;  http://www.iprbookshop.ru/15686.html  Л2.3  Лушникова А.В.  Музееведение/музеология:  конспект лекций для студентов;  http://www.iprbookshop.ru/56448  Л2.4  Шляхтина Л.М.  Л2.5  Каченя Г.М.  Основы музейного дела: теория и практика: учебное пособие  Музейная педагогика: учебное пособие для студентов;  http://www.iprbookshop.ru/56450.html  стр. 15  Издательство, год  Москва : Издательство Юрайт,  2019  Издательство, год  М.: Академический Проект,  2007  Иркутский филиал Российского государственного университета  физической культуры, спорта,  молодёжи и туризма, 2011  Челябинск: Челябинский  государственный институт  культуры, 2010  Лань, 2017  Челябинск: Челябинский  государственный институт  культуры, 2015  6.1.3. Перечень учебно­методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  Издательство, год  М.: Чистые пруды, 2007  Авторы, составители  Заглавие  М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2001  ,  Л3.1  Печатникова Л.,  Соколова Е.  Л3.2  Ланкова Н.М.  Л3.3  Образовательное путешествие : им может стать любой подход,  экспедиция, экскурсия, если граммотно их спланировать,  организовать и провести  Работы со школьниками в краеведческом музее: Сценарии  занятий  Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая  деятельность в сфере дошкольного, начального общего,  основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,  учитель)»  Э1  Э2  Э3  Э4  Э5  Э6  Э7  Э8  Э9  6.2. Перечень ресурсов информационно­телекоммуникационной сети "Интернет"  Короткова М.В. Изучение повседневной культуры России в музее и школе [Электронный ресурс]: методическое пособие/  Короткова М.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2013.— 294 c.— Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/23987.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Иевлева Н.В. Музей и публика [Электронный ресурс]: монография/ Иевлева Н.В., Потапова М.В.— Электрон. текстовые  данные.— СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2014.— 272 c.— Режим  доступа: http://www.iprbookshop.ru/22558.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Подосенова Ю.А. Законодательство по охране памятников истории и культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие/  Подосенова Ю.А., Сарапулов А.Н.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно­ педагогический университет, 2014.— 103 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32038.— ЭБС «IPRbooks», по  паролю  Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века [Электронный ресурс]/ С.Э. Зуев [и др.].— Электрон. текстовые  данные.— М.: Прогресс­Традиция, 1999.— 223 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27856.— ЭБС «IPRbooks»,  по паролю  Кулемзин А.М. Методика сохранения и использования памятников истории и культуры [Электронный ресурс]: учебное  пособие для вузов/ Кулемзин А.М.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный  университет культуры и искусств, 2009.— 107 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22025.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Сапанжа О.С. Музеология. Историография и методология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сапанжа О.С.—  Электрон. текстовые данные.— СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2014.—  111 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21439.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. N 539н "Об утверждении профессионального  стандарта "Экскурсовод (гид)"  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. N 521н "Об утверждении профессионального  стандарта "Специалист по учету музейных предметов" (с изменениями и дополнениями)  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. N 537н "Об утверждении профессионального  стандарта "Хранитель музейных ценностей" (с изменениями и дополнениями) УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 16  Э10  Э11  Э12  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального  стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального  образования"  (с изменениями и дополнениями)  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н “Об утверждении профессионального  стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”. Режим доступа:  http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/#0  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального  стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего  общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа:  http://base.garant.ru/70535556  6.3. Перечень информационных технологий  6.3.1 Перечень программного обеспечения  6.3.1.1  Microsoft Office 2010  6.3.1.2  FineReader 10  6.3.1.3  Антивирус Касперского  6.3.1.4  Windows 7  6.3.1.5  Adobe Acrobat Reader DC  6.3.1.6  NEW Конструктор тестов ­ indigotech.ru  6.3.1.7  SMART Notebook 10  6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем  6.3.2.1  Перечень ресурсов информационно­телекоммуникационной сети «Интернет»  6.3.2.2  1.Электронный каталог библиотеки НГПУ. ­ Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi­bin/zgate.exe?  init+test.xml,simple.xsl+rus  6.3.2.3  2.Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. ­ Режим доступа:  https://elibrary.ru  6.3.2.4  3.Национальная электронная библиотека (НЭБ). ­ Режим доступа: https://нэб.рф/  6.3.2.5  4.База данных портала Polpred.com Обзор СМИ ­ Режим доступа: https://polpred.com/news  6.3.2.6  5.Ресурсы East View (ИВИС) ­ Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login  6.3.2.7  6.3.2.8  Перечень профессиональных баз данных и  информационных справочных систем  6.3.2.9  1.Электронно­библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. ­ Режим доступа:  www.iprbookshop.ru  6.3.2.10  2.Электронная библиотечная система «Юрайт». ­ Режим доступа: https://biblio­online.ru/  6.3.2.11  3.Информационная правовая система Гарант. ­ Режим доступа: http://www.garant.ru/  7. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  7.1  Учебный корпус №2, пер. Железнодорожников, д.9 А.  7.2  215 каб. Учебная аудитория для занятий лекционного и семинарского типа.  7.3  Рабочие места: посадочные рабочие места, стол преподавателя.  7.4  Техническая оснащенность: интерактивный комплект (компьютер, экран, проектор).  7.5  302 каб. Учебная аудитория  для самостоятельной работы.  7.6  Рабочие места: посадочные рабочие места.  7.7  Техническая оснащенность: компьютеры с выходом в сеть «Интернет» и доступом в ЭИОС Университета, принтер,  видеокамера Canon, МФУ Kyocera.  8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Методические указания к лекциям.  Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно  развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать  дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для  успешной самостоятельной работы.  В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.  Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера  всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно  проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких­либо отступлений, а если были, по какой причине это  произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что­то осталось  невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 17  объема недельного плана.  Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное  слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их  конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное,  основное и сделано это самим студентом.  Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций  рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а  следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.  Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут  способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое  следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью  разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем  самым не отвлекать их во время лекции.  Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ  стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую  дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко  овладеть формируемыми компетенциями.    Методические указания к практическим занятиям.  Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются  сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной  дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с  научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует  подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала,  ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов,  поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.  Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков  публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих  дисциплину.  Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен  как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной  лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между  преподавателем и студентами и самими студентами.  При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:  а) разработка учебно­методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение  дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;  подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;  б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание  набора наглядных пособий.  Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы,  затронутой сообщением.  Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать  соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за  неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами  подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же  необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким  образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в  тетрадь.  На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы  собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления  должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают  развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса  заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.  Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа;  последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность  излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических  фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.  В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:  качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные  предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.    Методические указания к самостоятельной работе.  Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению  изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 18  применять теоретические знания на практике.  Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе  самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению.  На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей  исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует  уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.  В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством  преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под  непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.  Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение  содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные  ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение  микроисследований.  Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других  форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и  продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.  Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля  освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).  Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной  дисциплины.    Методические указания к занятиям в интерактивной форме.  Интерактивные формы могут применяться при проведении аудиторных занятий, при самостоятельной работе студентов и других  видах учебных занятий.  Для решения образовательных задач могут быть использованы следующие интерактивные формы: творческие задания; работа в  малых группах; дискуссия; дебаты; круглые столы; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные  игры); изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция­беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором  конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция­ пресс­ конференция, мини­лекция); эвристическая  беседа; разработка проекта (метод проектов); использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные  методы обучения (просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, приглашение специалиста, спектакли, выставки и др.);  обсуждение и разрешение проблем («мозговой штурм», ПОПС­формула, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и  медиация», «лестницы и змейки»); проведение форумов; тренинги; метод кейсов, портфолио; семинар в диалоговом режиме  (семинар­диалог); компьютерные симуляции; компьютерное моделирование и практический анализ результатов.  Алгоритм проведения интерактивного занятия:  I. Подготовка занятия. Преподаватель производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций, подбор конкретной формы  интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. При разработке  интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты: участники занятия, выбор темы; перечень  необходимых условий; что должно быть при подготовке каждого занятия; раздаточные материалы.  II. Вступление. Сообщение темы и цели занятия: участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением  которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь; преподаватель информирует участников о рамочных  условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии; при  необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное); добиться однозначного  семантического понимания терминов, понятий и т.п. Примерные правила работы в группе: быть активным; уважать мнение  участников; быть доброжелательным, пунктуальным, ответственным; не перебивать; быть открытым для взаимодействия,  заинтересованным; стремится найти истину; придерживаться регламента; креативность; уважать правила работы в группе.  III. Основная часть. Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:  выяснение позиций участников; сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами; интерактивное  позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового  смысла).  IV. Выводы (рефлексия). Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые  испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к  содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими  выводами, которые делает педагог. Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии: что произвело на вас наибольшее  впечатление? что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало? есть ли что­либо, что удивило вас в  процессе занятия? чем вы руководствовались в процессе принятия решения? учитывалось ли при совершении собственных действий  мнение участников группы? как вы оцениваете свои действия и действия группы? если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы  изменили в модели своего поведения?    Методические указания к зачету с оценкой.  Зачеты с оценкой являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей), а также проверки результатов учебных и УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 19  производственных практик и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения  полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.  При подготовке к зачёту с оценкой студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт с оценкой призван побудить студента получить  дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту с оценкой студенты также систематизируют знания, которые они  пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в  единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.  Самостоятельная работа по подготовке к зачёту с оценкой во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего  объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или  часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно  перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса  большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.  Тщательная подготовка к зачету с оценкой начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный,  рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.  С вопросами, выносимыми на зачет с оценкой, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них  необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует  использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную  литературу.  В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты  вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить  время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета с  оценкой. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время  сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки,  уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.  За отведенное на зачете с оценкой время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную  схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала.  При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет  выделение опорных мыслей и главных идей.

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".

Рабочая программа дисциплины "Музееведение и экскурсоведение".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2019