Рабочая программа дисциплины "Памятники истории и культуры Татарстана"

  • Образовательные программы
  • Памятки
  • docx
  • 14.07.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа дисциплины "Памятники истории и культуры Татарстана". Разработана в соответствии с ФГОС: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505). Направленность (профиль) подготовки: Историко-краеведческое образование. Форма обучения - заочная. Квалификация - магистр.
Иконка файла материала Б1.В.ДВ.06.02 Памятники истории и культуры Татарстана.docx
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"  (ФГБОУ ВО "НГПУ")  УТВЕРЖДАЮ  Проректор по УР  _______________Гайфутдинов А.М.  __ __________ 2018 г.  Памятники истории и культуры Татарстана  рабочая программа дисциплины (модуля)  Закреплена за кафедрой  Истории и методики ее преподавания  Направление подготовки  Направление 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль)    Историко­краеведческое образование  Виды контроля на курсах:  зачеты 2  Квалификация  Форма обучения  Общая трудоемкость  магистр  заочная  3 ЗЕТ  Часов по учебному плану  в том числе:  аудиторные занятия  самостоятельная работа  экзамены  108  24  80  4  Распределение часов дисциплины по курсам  Курс  Вид занятий  Лекции  Практические  Итого ауд.  Контактная  работа  Сам. работа  Часы на  контроль  Итого  2  РПД  6  18  24  24  80  4  108  УП  6  18  24  24  80  4  108  Итого  6  18  24  24  80  4  108  6  18  24  24  80  4  108УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 2  Программу составил(и):  канд. ист. наук, доцент, Магсумов Т.А. _________________  Рабочая программа дисциплины  Памятники истории и культуры Татарстана  разработана в соответствии с ФГОС:  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01  ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)  составлена на основании учебного плана:  Направление 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль)   Историко­краеведческое образование  гр. 1788  утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2018 протокол № 7.  Рабочая программа одобрена на заседании кафедры  Истории и методики ее преподавания  Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  Срок действия программы: 2018­2019 уч.г.  Зав. кафедрой д­р ист. наук, профессор И.В.КорниловаУП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 3  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  1.1  Цель освоения дисциплины – формирование системы знаний и представлений о памятниках истории и культуры  Татарстана, с учётом логических и содержательно­методических связей в предметных областях "История России.  Всеобщая история", "Обществознание" и ориентации на становление личностных характеристик выпускника школы через  урочную и внеурочную деятельность, способностей изучать и формировать культурные потребности и повышать  культурно­образовательный уровень различных групп населения, разрабатывать и реализовывать просветительские  программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций, формировать художественно­культурную  среду, опираясь на опыт и знания о памятниках истории и культуры Татарстана.  1.2  Задачи освоения дисциплины:  1.3  1.формирование способности изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно­ образовательный  уровень различных групп;  1.4  2.формирование способности разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации  научных знаний и культурных традиций;  1.5  3.формирование способности формировать художественно­культурную среду;  1.6  4.формирование общего представления о памятниках истории и культуры Татарстана, определение их роли в развитии  историко­образовательного туризма; ознакомление с наиболее известными памятниками истории и культуры республики;  1.7  5.формирование знаний о памятниках культурного наследия Татарстана (памятниках истории и культуры), их видах,  системе охраны и использования.  2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  Цикл (раздел) ОП:  Б1.В.ДВ.06  2.1  Требования к предварительной подготовке обучающегося:  2.1.1  Музееведение и экскурсоведение  2.1.2  Научно­педагогическая практика  2.1.3  Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности  2.1.4  Этногенез народов Поволжья и Приуралья  2.2  Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:  2.2.1  Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты  2.2.2  Научно­педагогическая практика  3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ПК­17: способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно­образовательный уровень различных групп населения  Знать:  Уметь:  Владеть:  Знать:  содержание культурных потребностей различных групп населения и способы их изучения и формирования  сущность культурных потребностей разных групп населения  общественную значимость повышения культурно­образовательного уровня представителей различных групп  населения  определять основное содержание культурно­образовательной деятельности для решения относительно простых  просветительских задач  определять основное содержание культурно­образовательной деятельности для решения комплексных  просветительских задач  находить оригинальные решения культурно­образовательной деятельности с представителями различных групп  населения  навыками анализа и оценки культурно­образовательных потребностей различных групп населения, навыками  анализа  культурно­образовательных программ  навыками разработки культурно­образовательных программ для различных групп населения  навыками разработки культурно­образовательных программ для решения разных образовательных задач с  различными группами населения  ПК­19: способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традицийУП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 4  основные просветительские программы, направленные на популяризацию научных знаний и культурных традиций  приемы разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и культурных  традиций  методику и технологии разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных  знаний и культурных традиций  выявлять основные просветительские программы, направленные на популяризацию научных знаний и культурных  традиций  использовать приемы разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний  и культурных традиций  применять методику и технологии разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации  научных знаний и культурных традиций  способами выявления основных просветительских программ, направленные на популяризацию научных знаний и  культурных традиций  навыками использования приемов разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации  научных знаний и культурных традиций  методикой и технологиями разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных  знаний и культурных традиций  ПК­21: способностью формировать художественно­культурную среду  отдельные приемы и способы формирования художественно­культурной среды  методику формирования художественно­культурной среды  методику и технологии формирования художественно­культурной среды  применять отдельные приемы и способы формирования художественно­культурной среды  использовать методику формирования художественно­культурной среды  применять методику и технологии формирования художественно­культурной среды  навыками применения отдельных приемов и способов формирования художественно­культурной среды  навыками использования методики формирования художественно­культурной среды  методикой и технологиями формирования художественно­культурной среды  Уметь:  Владеть:  Знать:  Уметь:  Владеть:  В результате освоения дисциплины обучающийся должен  3.1  Знать:  3.1.1  содержание культурных потребностей различных групп населения и способы их изучения и формирования;  3.1.2  сущность культурных потребностей разных групп населения;  3.1.3  общественную значимость повышения культурно­образовательного уровня представителей различных групп населения;  3.1.4  основные просветительские программы, направленные на популяризацию научных знаний и культурных традиций;  3.1.5  приемы разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и культурных  традиций;  3.1.6  методику и технологии разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и  культурных традиций;  3.1.7  отдельные приемы и способы формирования художественно­культурной среды;  3.1.8  методику формирования художественно­культурной среды;  3.1.9  методику и технологии формирования художественно­культурной среды;  3.1.10  общие культурно­ценностные ориентиры, историко­культурное наследие Татарстана;  3.1.11  основные сведения о наиболее значимых памятниках истории и культуры, имеющих всемирное, национальное и  региональное значение;  3.1.12  историю памятников, их значение, представление о их расположении, внешнем виде;  3.1.13  базовую терминологию, основные нормативные документы и методы работы с памятниками.  3.2  Уметь:УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 5  3.2.1  определять основное содержание культурно­образовательной деятельности для решения относительно простых  просветительских задач;  3.2.2  определять основное содержание культурно­образовательной деятельности для решения комплексных просветительских  задач;  3.2.3  находить оригинальные решения культурно­образовательной деятельности с представителями различных групп населения;  3.2.4  выявлять основные просветительские программы, направленные на популяризацию научных знаний и культурных традиций;  3.2.5  использовать приемы разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и  культурных традиций;  3.2.6  применять методику и технологии разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных  знаний и культурных традиций;  3.2.7  применять отдельные приемы и способы формирования художественно­культурной среды;  3.2.8  использовать методику формирования художественно­культурной среды;  3.2.9  применять методику и технологии формирования художественно­культурной среды;  3.2.10  определять значения и места памятников для выполнения рекреационных мероприятий;  3.2.11  определять роль памятников природы, истории и культуры в развитии образования и истории края.  3.3  Владеть:  3.3.1  навыками анализа и оценки культурно­образовательных потребностей различных групп населения, навыками анализа   культурно­образовательных программ;  3.3.2  навыками разработки культурно­образовательных программ для различных групп населения;  3.3.3  навыками разработки культурно­образовательных программ для решения разных образовательных задач с различными  группами населения;  3.3.4  способами выявления основных просветительских программ, направленные на популяризацию научных знаний и  культурных традиций;  3.3.5  навыками использования приемов разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных  знаний и культурных традиций;  3.3.6  методикой и технологиями разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и  культурных традиций;  3.3.7  навыками применения отдельных приемов и способов формирования художественно­культурной среды;  3.3.8  навыками использования методики формирования художественно­культурной среды;  3.3.9  методикой и технологиями формирования художественно­культурной среды;  3.3.10  навыками описания памятников истории и культуры;  3.3.11  навыками анализа памятников истории и культуры.  4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Семестр / Курс  Часов  Компетен­  ции  Литература  Интер акт.  Примечание  2  2  1  3  ПК­17  Л1.2 Л2.3  Э1 Э3  ПК­17 ПК­ 21  Л1.2 Л2.3  Э1 Э3  0  0  Код занятия  1.1  1.2  Наименование разделов и тем /вид занятия/  Раздел 1. Культурно­исторический  центр в сфере образования и культурно­ познавательного туризма.  Культурно­исторический центр в сфере  образования и культурно­ познавательного  туризма. /Лек/  1. Понятие «культурно­исторический  центр».  2. Происхождение и типология культурно­ исторических центров России и  Татарстана. Соотношение количества  культурно­исторических центров на  территории России и Татарстана.  3. Связь культурно­исторического центра,  образовательной деятельности и туризма.  4. Охрана и использование культурно­  исторических центров. /Пр/УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 6  2  16  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21  0  Л1.1 Л1.2 Л2.3 Л2.4  Э1 Э3  2  2  3  7  ПК­17  Л1.1 Л2.3  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21 Л2.4  Э2 Э3 Э4  Л1.1 Л2.3 Л2.4  Э2 Э3 Э4  0  0  1.3  1. Использование историко­ культурного  наследия в образовании.  2. Понятие историко­культурного  наследия. Онтологический, ценностно­  гносеологический и социокультурный  подходы к сущности историко­  культурного наследия.  3. Историко­культурные объекты как  основной ресурс развития культурного  туризма.  4. Культурно­исторические ресурсы.  5. Видовая классификация культурного  наследия. Объекты культурного наследия.  6. Методы и принципы оценки культурных комплексов.  7. Памятники истории и культуры и их  разновидности.  8. Природное и культурное наследие в  системе образования.  9. Роль элементов культуры в  формировании туристского интереса в  условиях глобализации.  10. Современные мировые тенденции  развития культурно­познавательного  туризма. /Ср/  Раздел 2. Казань. Остров­град Свияжск.  2.1  Казань. Остров­град Свияжск. /Лек/  2.2  1. Казанский кремль: Стены и башни  Казанского кремля. Дворцовая церковь и  Благовещенский собор. Башня Сююмбике.  Губернаторский дворец, здания  консистории и присутственных мест.  2. Казанский университет: Главное здание, библиотека, обсерватория, анатомический  театр, клиники.  3. Улица Большая Проломная (Баумана).  4. Городские сады: Черноозерский,  Николаевский, Державинский, Лядской,  Панаевский, Эрмитаж, Русская  Швейцария.  5. Дома: Л.В.Кекина, З.Н.Ушковой,  Б.К.Апанаева. Дом командующего  Казанским военным округом.  6. Памятник павшим воинам при взятии  Казани. Памятники: Г.Р.Державину,  Александру II и Н.И.Лобачевскому.  7. Арское поле и Арское кладбище. /Пр/УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 7  2.3  3.1  3.2  3.3  4.1  1. Сибирская застава.  2. Окрестности озера Кабан.  Ботанический сад.  3. Волга, Казанка и Булак: мосты,  набережные и пристани.  4. Улица Воздвиженская, Покровская и  Грузинская (К.Маркса).  5. Улица Лядская (Горького).  6. Городской трамвай и речной  прогулочный транспорт Казани.  7. Казанский железнодорожный вокзал.  8. Казань в творчестве художников первой половины XIX в. Василия Туриня и  Эдуарда Турнерелли.  9. Архитекторы дореволюционной Казани: В.И.Кафтырев, Ф.Е.Емельянов,  П.Г.Пятницкий, М.П.Коринфский,  Ф.И.Петонди, Л.К.Хрщонович,  К.Л.Мюфке, Ф.Р.Амлонг, Г.Б.Руш.  10. Спасо­Преображенский монастырь.  11. Иоанно­Предтеченский монастырь.  12. Казанский женский Богородицкий  монастырь.  13. Зилантовский монастырь.  14. Петропавловский собор  15. Богоявленская церковь.  16. Варваринская церковь.  17. Пятницкая церковь.  18. Старообрядческая церковь.  19. Лютеранская церковь.  20. Католический костел.  21. Синагога.  22. Мечеть Марджани.  23. Апанаевская мечеть.  Раздел 3. Древний город Болгар.  Древний город Болгар. /Лек/  1. Соборная мечеть и Большой минарет.  2. Восточный мавзолей (Церковь Святого  Николая).  3. Северный мавзолей (Монастырский  погреб).  4. Малый минарет.  5. Белая палата.  6. Черная палата.  7. Ханская баня.  8. Ханская усыпальница. /Пр/  1. Западные ворота.  2. Южные ворота.  3. Восточные ворота.  4. Малый городок.  5. Комплекс мавзолеев.  6. Краеведческий музей.  7. Озеро Рабиги.  8. Туристический причал.  9. Зал омовения.  10. Колодец Габдрахмана. /Ср/  Раздел 4. Елабуга.  Елабуга. /Лек/  2  26  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21  0  Л1.1 Л2.3 Л2.4  Э2 Э3 Э4  2  2  1  3  ПК­17 ПК­ 21  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21  Л1.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4  Л1.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4  0  0  2  18  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21  Л1.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4  0  2  1  ПК­17 ПК­ 21  Л1.1 Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л3.1  0 Л3.3  Э1УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 8  2  5  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21  Л1.1 Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л3.1  0 Л3.3  Э1  2  20  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21  Л1.1 Л2.1  0 Л2.3 Л2.4 Л3.1 Л3.3  Э1  4.2  4.3  1. Спасская ярмарка.  2. Усадьба купцов Стахеевых.  3. Спасский собор.  4. Женское епархиальное училище.  5. "Чертово городище" ­ символ Елабуги.  6. Покровский собор.  7. Никольская церковь.  8. Казанско­Богородицкий женский  монастырь.  9. Храм великомученицы Варвары  10. Часовня Александра Невского. /Пр/  1. Музей истории города Елабуги.  2. Интерактивные мастерские.  3. Музей­театр «Трактир».  4. Выставочный зал.  5. Художественный салон с Арт­кафе.  6. Дом­музей И.И. Шишкина.  7. Художественная галерея имени И.И.  Шишкина.  8. Музей­усадьба Н.И. Дуровой.  9. Литературный музей М.И. Цветаевой.  10. Дом памяти М.И. Цветаевой.  11. Портомойня.  12. Библиотека Серебряного века.  13. Музей уездной медицины имени В.М.  Бехтерева.  14. Историко­археологический музейный  комплекс «Елабужское городище».  15. Историко­археологический музейный  комплекс «Ананьинский могильник». /Ср/  4.4  Зачет по дисциплине /Зачёт/  2  4  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21  0  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л3.1 Л3.2  Э1 Э2 Э3 Э4  5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ  5.1. Контрольные вопросы и задания  Промежуточная аттестация (Зачет)  Вопросы к зачету:  1. Культурно­исторический центр в сфере туризма.  2. Использование историко­культурного наследия в туризме.  3. Татарская этническая общность и ее структура.  4. Татарские диалекты.  5. Антропологический облик татар.  6. Религия, мировоззрение и идеология древних тюрок, булгар, кипчаков.  7. Устное поэтическое творчество булгар и татар.  8. Письменность, просвещение, литература и наука в Волжской Булгарии.  9. Литература и просвещение в Золотой Орде.  10. Развитие литературы в Казанском ханстве.  11. Архитектура и зодчество в Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанском ханстве.  12. Ювелирное искусство булгар и татар.  13. Развитие татарской литературы II половины XVIII­XIX в.  14. Джадидизм в истории татарской культуры.  15. Татарская литература и публицистика нач. XX в.  16. Основные этапы развития архитектуры и зодчества Татарстана в XVIII­XX вв.  17. История развития театра Татарстана.  18. Татарская народная музыка и музыкальные инструменты.  19. Музыкально­профессиональная культура Татарстана ХХ в.  20. Художественная культура XVI – нач. XX в.  21. Казанская художественная школа и ее значение.  22. Основные направления развития современного изобразительного искусства Татарстана.УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 9  23. Обычаи и обряды.  24. Религиозные верования удмуртов, марийцев, мордвы, чувашей.  25. Праздники народов Татарстана.  26. Православие в Татарстане.  27. Ислам в Татарстане.  28. Экономические аспекты современной культурной политики.  29. Развитие музеев и музейного дела.  30. Развитие библиотек и библиотечного дела.  31. Государственная поддержка кинематографии.  32. Кухни народов Татарстана.  5.2. Темы письменных работ  Текущий и рубежный контроль  Реферат  Темы рефератов:  1.Поэма Кул Гали «Кыйссаи Юсуф».  2.Татарская культура золотоордынского периода.  3.Золотая Орда: правда и вымыслы. Концепция Л. Н. Гумилева о прошлом народов Поволжья.  4.Городская культура Поволжья золотоардынского периода.  5.Идеи гуманизма в тюрко­татарской литературе золотоардынского периода.  6.Гуманистические идеи в творчестве Саифа Сараи.  7.Тема любви в поэзии Кутби «Хосров и Ширин».  8.Исламский гуманизм суфийских сочинений.  9.Поэма «Дастан Бабахан» Сайади.  10.Юсуф Баласагуни: «Как быть счастливым?». (Наука быть счастливым).  11.Идеи гуманизма в творчестве Саади. (Поэма «Гулюстан»).  12.Темы любви в персидско­тюрской поэзии.  13.Идеи справедливости в творчестве Хисама Кятиба. («Джумджума Султан»).  14.Поэма «Эдигей».  15.Мухамадъяр –глашатай социальной справедливости.  16.Культура Казанского ханства.  17.Исторические предания и легенды о царицы Сюмбике.  18.Булгаро­татарская монетная система.  19.Татарский фольклор.  20.Декоративное искусство татар.  21.Шамаилы.  22.Кул Шариф –поэт герой.  23.Христианизация в Поволжье.  24.Православные и религиозные мусульманские учебные заведения.  25.Школа востоковедения в Казани.  26.Татарские просветители.  27.Ш. Марджани­ученый, просветитель, педагог.  28.Казанский университет и его роль в распространение науки и культуры в крае.  29.Ученый энциклопедист Каюм Насыри.  30.Курсави –теолог и просветитель.  31.Галимджан Баруди –политик и просветитель.  32.Ризаэтдин Фахрутдинов –писатель, ученый, мыслитель, богослов.  33.Тукай –поэт и мыслитель.  34.Гаяз Исхаки –классик татарской литературы.  35.Гаяз Исхаки и татарская интеллигенция.  36.Развитие художественной демократической литературы.  37.Чавайн –основоположник марийской литературы.  38.К.Иванов –великий чувашский поэт.  39.Петер Хузангай –чувашский поэт из татарского края.  40.Ильминский – ученый и миссионер.  41.Татарские меценаты.  42.Юсуф Акчура.  43.Садри Максуди –политик и ученый.  44.Галимжан Ибрагимов. Трудная судьба.  45.Мирсаит Султангалеев: жизнь и судьба.  46.Роль ислама в жизни татарского народа.  47.Татарская поэзия и проза советского периода.  48.Дэрдмэнд –поэт и владелец золотых приисков.  49.Изобразительное искусство Татарстана.  50.Музыкальная культура Татарстана.  51.«Шурале» Ф.Яруллина.  52.Салих Сайдашев –композитор, любимец народа.УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 10  54.Современная татарская проза.  55.Баки Урманче знаменитый художник.  56.Рустем Яхин – выдающийся композитор.  57.Творчество современных поэтов Татарстана.  58.Идеи дружбы народов в творчестве Сибгат Хакима.  59.Идеи веротерпимости и гуманизма в творчестве Махмуда Аль­Булгари (Нахаджел Фарадис).  60.Этно­конфессиональные процессы в Татарстане.  61.Шаляпин –начало творческого пути в Казани.  62.Последние дни М.Цветаевой в Елабуге.  63.И.Шишкин – наш выдающийся земляк.  64.К.Фешин – творчество и жизнь.  5.3. Фонд оценочных средств  См. Фонд оценочных средств в Приложении.  6. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Авторы, составители  Л1.1  Мушарова В.М.  Л1.2  Сущинская, М. Д.  6.1. Рекомендуемая литература  6.1.1. Основная литература  Заглавие  История культуры Татарстана: учеб. пос.  Культурный туризм: учеб. пособие; URL: https://biblio­  online.ru/bcode/437441 (дата обращения: 03.05.2019).  6.1.2. Дополнительная литература  Издательство, год  Казань: Магариф, 2010, 2010  Москва : Издательство Юрайт,  2019  Авторы, составители  Заглавие  Издательство, год  Л2.1  Фомин Д.Е.  Историческая и деловая Елабуга: путеводитель­справочник  Н.Челны: Новости МИРА, 2008  Л2.2  Хакимов Р.С.  Л2.3  Хузин Ф.Ш., Пискарев  В.И.  Л2.4  Сулейманова Г. В.  "Великий Болгар": Научный проект  История России. Республика Татарстан. Региональный  компонент.: Учебное пособие к учебнику Е. В. Пчелова, П. В.  Лукина  География Республики Татарстан:  Электронный  ресурс. ­  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61965.html (дата  обращения: 28.08.2018).  М. ­ Казань: Феория, 2013  Русское слово ­ учебник, 2016  Казань : Казанский  национальный  исследовательский  технологический университет,  2014  6.1.3. Перечень учебно­методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  Издательство, год  Авторы, составители  Заглавие  Л3.1  Гизатуллина Ш.,  Белоусова Т.  Л3.2  Л3.3  В. А. Порозов ; под  ред. А. А. Краузе  "Елабуга, музеями прославленная": Патриотическое воспитание  детей дошкольного возраста  Профессиональный стандарт педагога  Краеведческий курс «История и культура Прикамья»  [Электронный ресурс]: учебно­методические материалы;  http://www.iprbookshop.ru/32050.html  ,  , 2014  Пермь : Пермский  государственный гуманитарно­ педагогический университет,  2014  Э1  Э2  Э3  Э4  Э5  6.2. Перечень ресурсов информационно­телекоммуникационной сети "Интернет"  Нечаев М.Г. История и культура Прикамья. Материалы к изучению курса [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Нечаев  М.Г., Порозов В.А., Филатов Н.М.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно­ педагогический университет, 2011.— 317 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32213.— ЭБС «IPRbooks», по  паролю  Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинках. Книга 2 [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые  данные.— М.: Белый город, 2009.— 288 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50443.— ЭБС «IPRbooks»  Крогиус В.Р. Исторические города России как феномен ее культурного наследия [Электронный ресурс]: монография/  Крогиус В.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс­Традиция, 2009.— 312 c.— Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/7194.— ЭБС «IPRbooks»  Маневич И.А. Россия. Чудеса архитектуры и природы [Электронный ресурс]/ Маневич И.А., Шахов М.А.— Электрон.  текстовые данные.— М.: Белый город, 2012.— 240 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51423.— ЭБС  «IPRbooks»  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального  стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального  образования"  (с изменениями и дополнениями)УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 11  6.3. Перечень информационных технологий  6.3.1 Перечень программного обеспечения  6.3.1.1  Microsoft Office 2010  6.3.1.2  FineReader 10  6.3.1.3  Антивирус Касперского  6.3.1.4  Windows 7  6.3.1.5  Adobe Acrobat Reader DC  6.3.1.6  NEW Конструктор тестов ­ indigotech.ru  6.3.1.7  SMART Notebook 10  6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем  6.3.2.1  Перечень ресурсов информационно­телекоммуникационной сети «Интернет»  6.3.2.2  1.Электронный каталог библиотеки НГПУ. ­ Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi­bin/zgate.exe?  init+test.xml,simple.xsl+rus  6.3.2.3  2.Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. ­ Режим доступа:  https://elibrary.ru  6.3.2.4  3.Национальная электронная библиотека (НЭБ). ­ Режим доступа: https://нэб.рф/  6.3.2.5  4.База данных портала Polpred.com Обзор СМИ ­ Режим доступа: https://polpred.com/news  6.3.2.6  5.Ресурсы East View (ИВИС) ­ Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login  6.3.2.7  6.3.2.8  Перечень профессиональных баз данных и  информационных справочных систем  6.3.2.9  1.Электронно­библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. ­ Режим доступа:  www.iprbookshop.ru  6.3.2.10  2.Электронная библиотечная система «Юрайт». ­ Режим доступа: https://biblio­online.ru/  6.3.2.11  3.Информационная правовая система Гарант. ­ Режим доступа: http://www.garant.ru/  7. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  7.1  Учебный корпус №2, пер. Железнодорожников, д.9 А.  7.2  218  каб. Учебная аудитория для занятий лекционного и семинарского типа  7.3  Рабочие места: посадочные рабочие места, стол преподавателя, доска классная, кафедра  7.4  Техническая оснащенность: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер  7.5  Наглядный материал: наборы учебно­наглядных пособий  7.6  302 каб. Учебная аудитория  для самостоятельной работы  7.7  Рабочие места: посадочные рабочие места.  7.8  Техническая оснащенность: компьютеры с выходом в сеть «Интернет» и доступом в ЭИОС Университета, принтер,  видеокамера Canon, МФУ Kyocera.  8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Методические указания к лекциям.  Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно  развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать  дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для  успешной самостоятельной работы.  В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.  Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера  всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно  проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких­либо отступлений, а если были, по какой причине это  произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что­то осталось  невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.  Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное  слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их  конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное,  основное и сделано это самим студентом.  Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций  рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а  следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.  Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будутУП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 12  способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое  следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью  разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем  самым не отвлекать их во время лекции.  Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ  стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую  дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко  овладеть формируемыми компетенциями.    Методические указания к практическим занятиям.  Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются  сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной  дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с  научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует  подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала,  ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов,  поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.  Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков  публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих  дисциплину.  Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен  как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной  лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между  преподавателем и студентами и самими студентами.  При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:  а) разработка учебно­методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение  дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;  подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;  б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание  набора наглядных пособий.  Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы,  затронутой сообщением.  Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать  соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за  неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами  подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же  необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким  образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в  тетрадь.  На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы  собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления  должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают  развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса  заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.  Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа;  последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность  излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических  фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.  В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:  качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные  предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.    Методические указания к самостоятельной работе.  Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению  изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять  теоретические знания на практике.  Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе  самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению.  На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей  исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует  уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.  В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством  преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятияхУП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 13  под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется  студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.  Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение  содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные  ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение  микроисследований.  Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других  форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и  продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.  Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля  освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).  Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной  дисциплины.    Методические указания к зачету.  Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также  проверки результатов учебных и производственных практик.  При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на  высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые  знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы  развития законодательства.  Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема  вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть  его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно  перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса  большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.  Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально  организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.  С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо  последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать  конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.  В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты  вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить  время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета.  Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в  межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или  иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.  За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с  включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом  совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение  опорных мыслей и главных идей.