Рабочая программа для 3 класса "История родного края"
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир
3 кл
11.09.2018
Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край».
Авторы: В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова(История родного края).
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 3 класса предусматривает обучение истории родного края 1 час в неделю, всего 34 часа.
Календарно-тематическое планирование составлено по содержанию учебника В.Н. Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой «История родного края» рекомендованного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.
Современное начальное образование - обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.
Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:
формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
- воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.
Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, . о людях, живущих на территории России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого - с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)
В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности.
Региональный компонент предусматривает построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию.
Современная начальная школа нацелена на достижении более высокого уровня развития ученика, его творческих способностей.
В связи с формированием новой структуры исторического образования в начальной школе включён новый курс «История родного края». Его преподавание направлено на создание системы пропедевтических знаний о человеке, обществе, истории России, истории Брянского края, призвано содействовать более полной реализации потенциальных способностей личности, всестороннему развитию ребёнка, воспитанию гражданственности, патриотизма.
Учебное пособие является частью регионального компонента «Брянский край» и адресовано учащимся 3 класса общеобразовательной школы. Оно предназначено для изучения истории родного края: особенностей культуры, быта и традиций. Программа направлена на формирование интереса к миру и ориентирована на передачу духовно-нравственных, культурных традиций народов мира.
Главная цель состоит в знакомстве ребёнка с основами исторических знаний, чтобы в будущем при изучении основных курсов ребёнку были приятны новые встречи со «старыми знакомыми». Курс носит характер вводного пропедевтического и готовит к восприятию систематических знаний в основном звене обучения.
Главная задача курса «История родного края» - пробудить у ребёнка интерес к предмету «История», уважение к прошлому своего края и воспитание патриотизма.
Изучение курса:
направлено на приобретение учащимися первоначальных навыков исторического наблюдения через знакомство с различными историческими источниками;
призвано способствовать становлению у школьников навыков самостоятельного мышления, умения сравнивать факты и осмысливать их;
- знакомить с навыками использования в процессе изучения научно-исторических понятий, с методами исторического исследования, приёмами работы с историческими источниками;
обеспечивает развитие школьников, их познавательной сферы, умственных способностей и интересов;
обеспечивает более чёткую преемственность и перспективность изучения истории родного края и страны в начальном и среднем звене школы.
В основе построения курса лежит отбор наиболее интересных для ребёнка этого возраста знаний, максимальный учёт его психологических особенностей, снятие авторитарного и установление таких межличностных отношений между учителем и учеником, которые должны помогать созданию положительного эмоционального микроклимата в коллективе.
Во избежание обезличивания прошлого, курс предусматривает материал об отдельных деятелях истории, использование краеведческого материала. На отдельных уроках предусмотрено первичное знакомство учеников с исторической картой. Разнообразию процесса знакомства с историей служат такие формы работы, как экскурсии в местные краеведческие музеи, прогулки по историческим местам города, беседы о развитии культуры в Брянском крае, о людях, которые это всё создавали.
Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно - исторического, социально – экономического развития региона.
Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества.
Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета «Брянский край. История родного края»:
- краеведческий подход – выявление историко – культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьников;
- содержательно – деятельностный подход – включает учащихся в активную творческую проектно – исследовательскую деятельность;
- личностно – ориентированный подход – создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию.
1.2. Описание места учебного предмета в учебном плане
В региональном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 1 час в неделю, всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Разделы курса «История родного края» 3 класса предусматривают различные формы организации учебных занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.
Для реализации рабочей программы на уроках курса используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь первоклассников к поисково-исследовательской работе.
1.3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
1.4.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «История родного края», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Результаты обучения
Учащиеся должны знать:
исторические источники, как в прошлом жили наши предки, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменилась;
виды археологических памятников;
что такое геральдика, формы гербовых щитов;
символы брянского края;
особенности условий жизни древних славян;
историю образования города, её особенности;
даты героического прошлого нашей Родины, участие Брянского края в исторических событиях;
Учащиеся должны уметь:
пользоваться исторической картой;
устанавливать даты в хронологической последовательности, уметь сопоставлять факты, анализировать;
составить герб своей семьи, девиз, словесно защитить его;
работать с историческим текстом, бережно относиться к памятникам прошлого;
анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику историческим личностям;
устанавливать связь исторического события с родным краем, уметь оценить участие жителей края в историческом событии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
• установления связи между сезонными изменениями в живой природе;
• ухода за растениями;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• оценки бережного или потребительского отношения к природе;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
2. Содержание
О чем рассказывает наука история. Богиня Клио - покровительница науки истории. Брянская область.
История времени. « Лента времени». События на ленте времени. Календарь Древней Руси.
Исторические источники. Исторические памятники Брянской области. Чашин курган - колыбель города Брянска.
Ареология-наука древностей. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди .Виды археологических памятников.
Славянская письменность. Письменные источники. Летописи. «Повесть временных лет». Брянские города в русских летописях. Берястяные грамоты. Буквы славянского алфавита.
Геральдика. Основные формы гербовых щитов. Правила гербоведения.
Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Флаг, города Брянска. Флаг Брянской области. Гимн Брянской области.
Моя родословная. Наука генеология. Генеологическое древо. Краткая родословная князей Трубецких.
Мое имя. Наука ономастика. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена.
Имена на карте. Наука топонимика. Как люди выбирали названия. Названия населенных пунктов на географической карте.
Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Историческая карта. Соседи древних славян.
Откуда пошла Русь. Династия Рюриковичей.
Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском. Древний город. Древние города Брянского края.
Не посрамим Русской земли. Основные крепости на Брянской земле. Севская крепость. Куликовская битва.
Брянский край при Петре 1. Жители Брянского края в боевых сражениях при Петре 1. Брянский край и Отечественная война 1812г. Народное ополчение.
Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края. Брянская область сегодня.
4. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Природа родного края» в частности.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «История Брянского края» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса «Природа родного края» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
географические и исторические карты;
предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «История родного края края».
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т.д
Наряду с принципом наглядности в изучении курса «История родного края» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.
В ходе изучения курса «Природа родного края» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.
Учебно-методический комплект представлен пособиями:
Лупоядов В.Н., Лупоядова Л.Ю.История родного края6 учебное пособие для 3 класса / В.Н.Лупоядов, Л.Ю.Лупоядова – Брянск: «Курсив», 2012. – 108 с.Рабочая программа для 3 класса по внеурочной деятельности
Р.пр.-История-родного-края-3кл..doc
Пояснительная записка
1.1.Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и
профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального
компонента «Брянский край».
Авторы: В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова(История родного края).
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 3 класса
предусматривает обучение истории родного края 1 час в неделю, всего 34 часа.
Календарнотематическое планирование составлено по содержанию учебника В.Н.
Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой «История родного края» рекомендованного
Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.
Современное начальное образование обязательное звено в системе непрерывного
общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями,
происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается
общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения
отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.
Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях
являются:
формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной,
образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и
других народов;
воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека,
ответственности перед собой и обществом.
Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной
школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек,
который любит свою страну, будет думать о ее процветании, . о людях, живущих на
территории России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого с любви
к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)
В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость
этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовнонравственное
становление личности.
Региональный компонент предусматривает построение программы на местном
материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение
ребенка к национальному культурному наследию.
Современная начальная школа нацелена на достижении более высокого уровня
развития ученика, его творческих способностей.
В связи с формированием новой структуры исторического образования в начальной
школе включён новый курс «История родного края». Его преподавание направлено на
создание системы пропедевтических знаний о человеке, обществе, истории России,
истории Брянского края, призвано содействовать более полной реализации
потенциальных способностей личности, всестороннему развитию ребёнка, воспитанию
гражданственности, патриотизма.
1 Учебное пособие является частью регионального компонента «Брянский край» и
адресовано учащимся 3 класса общеобразовательной школы. Оно предназначено для
изучения истории родного края: особенностей культуры, быта и традиций. Программа
направлена на формирование интереса к миру и ориентирована на передачу духовно
нравственных, культурных традиций народов мира.
Главная цель состоит в знакомстве ребёнка с основами исторических знаний, чтобы в
будущем при изучении основных курсов ребёнку были приятны новые встречи со
«старыми знакомыми». Курс носит характер вводного пропедевтического и готовит к
восприятию систематических знаний в основном звене обучения.
Главная задача курса «История родного края» пробудить у ребёнка интерес к
предмету «История», уважение к прошлому своего края и воспитание патриотизма.
Изучение курса:
направлено на приобретение учащимися первоначальных навыков исторического
наблюдения через знакомство с различными историческими источниками;
призвано способствовать становлению у школьников навыков самостоятельного
мышления, умения сравнивать факты и осмысливать их;
знакомить с навыками использования в процессе изучения научноисторических
понятий, с методами исторического исследования, приёмами работы с историческими
источниками;
обеспечивает развитие школьников, их познавательной сферы, умственных
способностей и интересов;
обеспечивает более чёткую преемственность и перспективность изучения истории
родного края и страны в начальном и среднем звене школы.
В основе построения курса лежит отбор наиболее интересных для ребёнка этого
возраста знаний, максимальный учёт его психологических особенностей, снятие
авторитарного и установление таких межличностных отношений между учителем и
учеником, которые должны помогать созданию положительного эмоционального
микроклимата в коллективе.
Во избежание обезличивания прошлого, курс предусматривает материал об
отдельных деятелях истории, использование краеведческого материала. На отдельных
уроках предусмотрено первичное знакомство учеников с исторической картой.
Разнообразию процесса знакомства с историей служат такие формы работы, как
экскурсии в местные краеведческие музеи, прогулки по историческим местам города,
беседы о развитии культуры в Брянском крае, о людях, которые это всё создавали.
Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта
учащихся, отражает особенности культурно исторического, социально – экономического
развития региона.
Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал,
раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику
социальной жизни общества.
Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и
конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного
образовательного стандарта.
Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета
«Брянский край. История родного края»:
2 краеведческий подход – выявление историко – культурных связей, знакомство с
социальным и культурным пространством региона для развития самосознания
школьников;
содержательно – деятельностный подход – включает учащихся в активную
творческую проектно – исследовательскую деятельность;
личностно – ориентированный подход – создание условий для формирования
готовности и потребности личности к самообразованию.
1.2. Описание места учебного предмета в учебном плане
В региональном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 1
час в неделю, всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Разделы
курса «История родного края» 3 класса предусматривают различные формы организации
учебных занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка
домашних заданий.
Для реализации рабочей программы на уроках курса используются: фронтальная беседа,
устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные
способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах,
предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с
консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее,
модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения,
такие, как: частичнопоисковые,
наглядные.
Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты,
справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.
исследовательские,
практические,
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает
возможность привлечь первоклассников к поисковоисследовательской работе.
1.3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе
в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе
означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания
человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и
приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни
в единстве его составляющих: физическом, психическом и социальнонравственном
здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования.
3 Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но
свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом
которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к
другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить
Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества,
для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и
уважение к многообразию их культур.
1.4.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям
по курсу «История родного края», к школе;
– интерес к предметноисследовательской деятельности, предложенной в учебнике и
учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной
деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков
одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как
гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной
задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с
окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
4 – принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи,
представленной на нагляднообразном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; –
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими
лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с нагляднообразным
(рисунками, картой), словеснообразным и словеснологическим материалом при
сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения
учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о
свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение в конце действия с нагляднообразным
материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами,
приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в
коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и
самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня
обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений,
группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
5 Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных
источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с
учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем
мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания
количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об
объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной
деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе
общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в
паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность
действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы
их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных
коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные
умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом
начального общего образования:
работать с учебником, энциклопедиями;
работать с памятками, алгоритмами, схемамиопорами;
рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
уметь работать в паре, группе, индивидуально;
уметь оценить себя, товарища;
6 формировать коммуникативные умения;
развивать познавательные, интеллектуальноучебные умения;
уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Результаты обучения
Учащиеся должны знать:
исторические источники, как в прошлом жили наши предки, какие события
происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменилась;
виды археологических памятников;
что такое геральдика, формы гербовых щитов;
символы брянского края;
особенности условий жизни древних славян;
историю образования города, её особенности;
даты героического прошлого нашей Родины, участие Брянского края в исторических
событиях;
Учащиеся должны уметь:
пользоваться исторической картой;
устанавливать даты в хронологической последовательности, уметь сопоставлять
факты, анализировать;
составить герб своей семьи, девиз, словесно защитить его;
работать с историческим текстом, бережно относиться к памятникам прошлого;
анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику историческим
личностям;
устанавливать связь исторического события с родным краем, уметь оценить участие
жителей края в историческом событии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью
наблюдения, сравнения;
• установления связи между сезонными изменениями в живой природе;
• ухода за растениями;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе
и участия в ее охране;
• оценки бережного или потребительского отношения к природе;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о
родном крае.
2. Содержание
О чем рассказывает наука история. Богиня Клио покровительница науки истории.
Брянская область.
История времени. « Лента времени». События на ленте времени. Календарь Древней
Руси.
Исторические источники. Исторические памятники Брянской области. Чашин курган
колыбель города Брянска.
Ареологиянаука древностей. Археологические памятники Брянской области. Как
жили древние люди .Виды археологических памятников.
7 Славянская письменность. Письменные источники. Летописи. «Повесть временных
лет». Брянские города в русских летописях. Берястяные грамоты. Буквы славянского
алфавита.
Геральдика. Основные формы гербовых щитов. Правила гербоведения.
Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Флаг, города
Брянска. Флаг Брянской области. Гимн Брянской области.
Моя родословная. Наука генеология. Генеологическое древо. Краткая родословная
князей Трубецких.
Мое имя. Наука ономастика. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена.
Имена на карте. Наука топонимика. Как люди выбирали названия. Названия
населенных пунктов на географической карте.
Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Историческая
карта. Соседи древних славян.
Откуда пошла Русь. Династия Рюриковичей.
Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском. Древний город.
Древние города Брянского края.
Не посрамим Русской земли. Основные крепости на Брянской земле. Севская
крепость. Куликовская битва.
Брянский край при Петре 1. Жители Брянского края в боевых сражениях при Петре
1. Брянский край и Отечественная война 1812г. Народное ополчение.
Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.
Брянская область сегодня.
4. Описание материальнотехнического обеспечения образовательного
процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов
образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и
оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности,
определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так
и спецификой курса «Природа родного края» в частности.
химии,
биологии,
географии,
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения
систематических курсов физики,
истории и
обществоведения. Курс «История Брянского края» содержит элементарные, доступные
для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой
природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его
истории и культуре. Главной задачей курса «Природа родного края» в начальной школе
является формирование целостной картины природного и социального мира со всем
многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека,
развитие эмоциональноценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности
является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно
наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и
культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные
пособия:
натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в
аквариуме или уголке живой природы;
8 гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты
представителей различных систематических групп; микропрепараты;
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и
отдельных органов и др.;
географические и исторические карты;
предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства,
повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных
демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVDпроектор, видеомагнитофон и др.) и
средств фиксации окружающего мира (фото и видеокамера). Оно благодаря Интернету и
единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school
collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству
тем курса «История родного края края».
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет
сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме,
цвете; о значении явлений и событий историкокультурной жизни страны и мира и т.д
Наряду с принципом наглядности в изучении курса «История родного края» в
начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым
учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе
подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки,
обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать
гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости,
чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.
В ходе изучения курса «Природа родного края» младшие школьники на доступном
для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение,
измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен
необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми
линейками, мензурками.
Учебнометодический комплект представлен пособиями:
Лупоядов В.Н., Лупоядова Л.Ю.История родного края6 учебное пособие для 3 класса /
В.Н.Лупоядов, Л.Ю.Лупоядова – Брянск: «Курсив», 2012. – 108 с.
9 5. Календарнотематическое планирование
Дата
проведен
ия
№
урока
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Тема урока
Основные виды деятельности учащихся
Знакомство с учебником.
О чём
рассказывает наука история
Брянская область на карте
История времени
Календарь Древней Руси
Исторические источники
Исторические памятники
Брянщины.
Экскурсия в музей
Археология наука
древностей
Археологические памятники Брянской
области
Как жили древние люди.
Как жили древние люди
Славянская письменность.
Брянские города в русских летописях .
Берестяные грамоты.
Понимают учебную задачу урока и стремятся ее
выполнить, отвечают на вопросы, формулируют выводы
Находят Брянскую область на карте, работают с картой
Работают с лентой времени
Понимают учебную задачу урока и стремятся ее
выполнить, отвечают на вопросы, формулируют выводы,
работают с текстом .
Наблюдают объекты
различают
растения.
особенностях любимого растения.
неживой и живой природы,
Составляют
рассказы об
Рассматривают и обсуждают экспонаты музея
Понимают роль археологических находок для изучения
истории, формулируют выводы, отвечают на вопросы
Понимают роль археологических находок для изучения
истории, формулируют выводы, отвечают на вопросы
Анализируют иллюстрации, рассказывают о жизни и быте
отвечают на
древних людей,
вопросы
Понимают учебную задачу урока и стремятся ее
выполнить, отвечают на вопросы, формулируют выводы,
формулируют выводы, 12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Славянская письменность.
Буквы славянского алфавита
Слово о полку Игореве
Геральдика
Символы Брянского края.
Описание гербов городов Брянской
области
Символы Брянского края.
Как написан гимн Брянской области
Моя родословная. Как составить
генеалогическое древо
Моя родословная. Краткая родословная
князей Трубецких
Моё имя
работают
с текстом и иллюстрациями учебника,
понимают роль появления и развития письменности для
развития человечества
Понимают учебную задачу урока и стремятся ее
выполнить, отвечают на вопросы, формулируют выводы,
работают с текстом и иллюстрациями учебника, читают и
составляют гербы из геральдических фигур
интервьюируют родителей о представителях старшего
поколения, их именах, отчествах, фамилиях;
отбирают фотографии из семейного архива;
составляют родословное древо семьи;
Имена на карте. Как люди выбирали
названия
Откуда мы родом.
Понимают учебную задачу урока и стремятся ее
выполнить, отвечают на вопросы, формулируют выводы,
работают с картой
Славяне на территории Брянского края.
Вщиж
Древние славяне
Соседи древних славян
Откуда пошла Русь.
Первые русские князья
Брянское княжество
Используют полученные знания для удовлетворения
познавательных интересов,
поиска дополнительной
информации
Понимают учебную задачу урока и стремятся ее
выполнить, отвечают на вопросы, формулируют выводы,
работают с текстом учебника, картой
Понимают учебную задачу урока и стремятся ее
выполнить, отвечают на вопросы, формулируют выводы,
работают с текстом и иллюстрациями учебника
Знают жизни растений весной в родном крае, выступают
11 26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Древний город
Древние города Брянского края
Не посрамим Русской земли
Куликовская битва
Брянский край при Петре 1
Брянский край
и Отечественная война 1812 г.
Брянский край в годы Великой
Отечественной войны
Экскурсия по памятным местам города
Брянская область
сегодня
с сообщениями .Узнают, какие растения родного края
внесены в Красную книгу.
Описывают
по фотографиям и иллюстрациям
достопримечательности древних и современных городов,
понимают роль археологических находок
Составляют план рассказа, рассказывают по плану,
рассказывают о поединках богатырей, осознают роль
Куликовской битвы в истории России
Извлекают информации из разных источников.
Извлекают информации из разных источников.
Рассказывают о реформах Петра 1, находят информацию
по теме в дополнительных источниках
Работают с учебником и дополнительными источниками
информации
Понимают учебную задачу урока и стремятся ее
выполнить, отвечают на вопросы, формулируют выводы,
работают
с текстом и иллюстрациями учебника,
обсуждают, в чем значение Победы в Великой
Отечественной войне для Брянского края и всей страны
Находят и используют информацию об объектах и
достопримечательностях родного края.
Понимают учебную задачу урока и стремятся ее
выполнить, отвечают на вопросы, формулируют выводы
12
Рабочая программа для 3 класса "История родного края"
Рабочая программа для 3 класса "История родного края"
Рабочая программа для 3 класса "История родного края"
Рабочая программа для 3 класса "История родного края"
Рабочая программа для 3 класса "История родного края"
Рабочая программа для 3 класса "История родного края"
Рабочая программа для 3 класса "История родного края"
Рабочая программа для 3 класса "История родного края"
Рабочая программа для 3 класса "История родного края"
Рабочая программа для 3 класса "История родного края"
Рабочая программа для 3 класса "История родного края"
Рабочая программа для 3 класса "История родного края"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.