Рабочая программа дополнительного образования детей для средней и начальной школы "Поисковый отряд", предназначена для учащихся и средней и старшей школы а так же и студентов, рассчитана на 3 месяца обучения, легко переделать под любой тип обучения с любым сроком обучения, подходит как для средней, старшей школы, студентов любой специальности и для образовательных учреждений дополнительного образования.Рабочая программа дополнительного образования детей для средней и начальной школы "Поисковый отряд"
поисковеки Козуб.docx
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАЗАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новоселезневская
средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО классных
руководителей
Протокол № _1_
«_ » сентября _2017 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР Петровских В.М
« _»_сентября____2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ
Новоселезневская СОШ
________ / Е.А. Дубынина
Приказ№___
от « _» сентября _2017 г
Рабочая программа
Кружка по внеурочной деятельности
«Поисковый отряд Честь»
2017 2018 учебный год
Составитель:
Козуб И.В.
педагог организатор пос. Новоселезнево
Пояснительная записка
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа
остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России.
Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная
привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих
для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как
важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом
традиционного российского патриотического сознания.
В результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие на селе перспективы
социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение сельчан, что в свою очередь оказало
отрицательное воздействие на гражданскопатриотическое воспитание подрастающего поколения. По использованию же
фольклора, с появлением телевидения и компьютеров, деревня практически сравнялась с городом, т.е. нарушился естественный
способ сохранения и передачи основ народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий,
способствующих формированию патриотических качеств личности.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурноисторических связей с родным краем, своей малой
Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи.
Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают
понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурноисторическому
наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем
процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости,
неповторимости. Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурноисторического наследия своего народа, необходимо их
знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения,
сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение
возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историкообществоведческих знаний, тем быстрее он займёт
необходимую каждому человеку личностногражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать
решения.
Программа данного курса рассчитана на 3 учебных месяца (72 часа теоретических и практических занятий) для начинающих
поисковиков. Курс предназначен для изучения в поисковом отряде, образованном на базе учебного учреждения дополнительного
образования.
Программа предусматривает теоретическую подготовку к проведению раскопок, организации поисковой экспедиции, освоение
методики исследовательской работы, работы с архивами, документами, иными историческими источниками, приобретение
туристских навыков, умения работать с медальонами, специальным оборудованием и т. д.
Большое внимание в программе уделяется вопросам реализации воспитательных задач с целью формирования нравственных
качеств молодого человека: патриотизма, бережного отношения к истории Отечества и родного края, активной жизненной и
гражданской позиции.
Программой предусматриваются коллективные занятия и самостоятельные практические работы, творческие задания, экскурсии,
одно двухдневные походы а так же участие в экспедиции «Вахте Памяти».
Цели: формирование основ патриотизма, что подразумевает воспитание качеств человека, которые составляют основу его
коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и
истории своей семьи, своей малой и большой Родины
увековечение памяти павших защитников Отечества и жертв войн и вооруженных конфликтов;
сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны;
воспитание у детей и молодежи гражданственности и патриотизма, чувства гордости за историческое и боевое прошлое
нашей Родины, утверждение идеалов гуманизма и милосердия, как важнейших духовных ценностей.
формировать гражданское самосознание, ответственность за судьбу Родины; расширять знаний о Родине, её истории, традициях, культуре;
развивать чувство гордости, расширять знания о мировой культуре, культуре России и Кубани;
способствовать усвоению и реализации ребёнком своих прав и обязанностей;
формирование культуру речи, культуру общения в школе, семье, обществе, сознательную дисциплину, аккуратность и
умение организовывать своё рабочее место;
воспитывать патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к своей семье;
Задачи поискового движения
организация поисковой работы в местах боевых действий войн и военных конфликтов;
организация архивномемориальной работы в архивах местного, регионального и федерального уровней;
организация военномемориальной работы в местах боевых действий войн и военных конфликтов;
привлечение к социальнозначимой работе детей и молодежи.
Обоснование программы:
программа основана на единых подходах и принципах;
непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для
последующих новообразований (то есть программный материал располагается в единой последовательности, с учетом
возрастающей детской компетенции);
интеграция программных областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений,
но и целостную картинку мира;
использование разнообразных форм организации занятий;
рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности и любознательности; оптимальное сочетание разных видов деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и
эмоциональных нагрузок);
обеспечение психологического комфорта ребенка;
уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;
формирование у ребенка адекватной самооценки своей деятельности.
Срок реализации программы 1 учебный год. Численность детей в группе – 15 человек. Занятия проводятся по 3 академических часа
с перерывом 10 минут, 4 раза в неделю.
Большая часть занятий кружка проходит в учебном кабинете, а во время тренировочных полевых выходов – в полевом стане. Для
подготовки к поисковым экспедициям используется мультимедийное оборудование, компьютеры, оргтехника, доступ к
социальным страницам в глобальной сети Интернет.
Занятия в объединении «Искатель» проходят смешанного образа, то есть происходит чередование теоретических и практических
мероприятий.
В обязательном порядке приводятся обучающие часы по технике безопасности труда и технике безопасности.
Программа допускает изменения, дополнения в зависимости от темпа усвоения материала индивидуальных и возрастных
особенностей детей и интереса к конкретной теме.
Формы подведения итогов:
Для подведения итогов результативности программы используются следующие виды контроля:
устный контроль;
практический контроль.
Одной из форм подведения годовых итогов является:
а/ проведение тестирования; б/ участие в районных и областных краеведческо – поисковых мероприятиях. Основные направления и содержание деятельности
Этапы обучения:
Подготовительный этап. Подборка литературы, методических материалов. Набор учащихся в группу. Решение организационных
вопросов.
Теоретический этап. Изучение: истории развития военно – поискового движения в России; истории Второй Мировой войны;
терминологии; основ туристической подготовки; топографии и ориентирования; основ гигиены и первой доврачебной помощи.
Практический этап. Ознакомление, развитие и закрепление знаний, умений и навыков, необходимых в работе.
Заключительный этап. Подведение итогов работы, проверка ЗУН учащихся, выезды в экспедиции.
Формы и методы обучения
По форме: традиционная урочная система, с использованием активных форм обучения;
Методы: словесный, наглядный, практический.
Методы воспитательной деятельности
1. Педагогическая организация взаимодействия с социокультурной средой;
2. Создание условий для осмысления жизни детьми;
3. Способствование становлению автономного внутреннего мира «Я».
Развивающая деятельность
Осуществляется в форме практических и самостоятельных работ.
Методы деятельности: конспект; упражнение; тренировка навыков.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема занятий
Всего
Теор.
1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
1
практ
ика
1 2. История поискового движения в России. Поисковое движение на современном этапе.
Республиканские, региональные и межрегиональные поисковые объединения России. Проблемы
поискового движения. Актуальное значение поискового движения. Особенности и условия
поисковой работы в отдельных регионах страны. Слагаемое поисковой работы.
3. Великая Отечественная война.
География войны. Фронтовые, тыловые и оккупированные зоны. Карта войны (работа с атласами,
контурными картами). Исторические сражения на территории СССР: Смоленское сражение, битва
за Москву, Сталинградская битва, битва на Курской дуге и т.д. Величайшие трагедии войны:
Вяземский котел 1941 г., оборона Ленинграда (Мясной бор), Ржев.
4. Понятия и термины военной истории. Структура Вооружённых Сил СССР и Германии перед 2й
Мв и ВОв.
5. Оружие, боеприпасы и обмундирование, знаки отличия Вооружённых Сил СССР и Германии 2й
6.
7.
МВ и ВОВ.
Великая Отечественная война. Хроника событий 194143 гг. История в лицах. Партизанские отряды
и подпольные организации. Сожженные деревни. Концлагеря.
Работа с документами, архивом. Историческая мотивация проведения поисковых работ. Архивы
страны. Методика работы с документами.
8. Изучение боевых действий в районе поиска.
9.
Работа со снаряжением поисковика.
10
.
Осуществление поиска на местности. Методика проведения поисковых работ. Эксгумация
останков. Осуществление и полное вскрытие захоронения. Основные требования к проведению
эксгумационных работ.
Классификация захоронений. Санитарные, воинские, мемориальные, временные захоронения,
незахороненные останки. Проведение захоронений и перезахоронений.
Работа с металлоискателем. Знакомство с различными видами приборов. Принцип устройства.
Освоение навыков практической работы.
11
.
12
.
14 Школа выживания. ТБ. Туристские навыки в поиске (ориентирование, обнаружение источников 2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 .
15
.
16
.
17
.
воды и ее фильтрация, разведение огня, обустройство укрытия). Природа и народные приметы.
Природная аптечка.
Документация в поисковом отряде. Акты, протоколы эксгумаций, акты проведения захоронений и
перезахоронений. Ежедневные отчеты. Листы опроса местного населения. Паспортизация
населенных пунктов и т.д.
Работа с медальонами. Правила обращения с медальонами при раскопках. Виды медальонов,
порядок регистрации и хранения медальонов. Розыск родных без вести пропавших, чьи имена
восстановлены по медальонам. Работа с архивами, адресными бюро, сельсоветами. Увековечение
памяти погибших, взаимодействие с редакциями Книг Памяти.
Музейное дело. Общественные музеи и их значение в героикопатриотическом воспитании
молодежи. Документация, необходимая при работе общественного музея. Хранение, учет и
инвентаризация экспонатов музея. Создание экспозиций «Война глазами поисковиков», «Наш край
в годы Великой Отечественной войны», «Трагедия 41го», «День скорби» и т.п. Необходимые
навыки, умения будущих экскурсоводов.
2
2
2
1
1
1
1
1
1 18
.
Летопись поискового движения. Отрядные и личные дневники. Роль средств массовой информации
в пропаганде поискового движения.
Организация и проведение, поисковых экспедиций, походов с целью обследования населенных
пунктов. Обобщающее занятие. Применение теоретических знаний, приобретенных навыков на
практике (участие в экспедиции, в составе сводного областного поискового отряда).
Взаимодействие поискового отряда с государственными и общественными учреждениями и
организациями (совет ветеранов). Редакция Книги Памяти, посещение музея, архива, местных
администраций, детских и молодежных организаций. Встречи, экскурсии, походы.
Творческие работы.
Полевая практика. Одно двух трехдневные (и более) походы, экспедиции. Участие в «Вахтах
Памяти». Уход за братскими могилами, воинскими захоронениями. Помощь ветеранам войны в
сельскохозяйственных работах.
19 ИТОГО
3
4
Содержание программы
п./п. Содержание
1.
Вводное занятие.
Знакомство с деятельностью военно патриотического объединения «Честь». Цели, задачи объединения. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Инструктаж по пожарной ТБ в учреждении. История поискового движения в России. Поисковое движение на
современном этапе. Ознакомление с историей поискового движения в России, в Тюменской области, целями поисковых
организаций. Определение значимости поискового движения. Достигнутые результаты. Выявление морально – этических,
патриотических, а так же политических аспектов деятельности поисковых организаций.
Выявление предпосылок начала 2 МВ, ВОВ. География войны. Фронтовые, тыловые и оккупированные зоны.
Карта войны (работа с атласами, контурными картами).
Изучение территориального охвата боевых действий, наиболее крупных и значимых сражений ВОВ. Исторические
сражения на территории СССР.
Понятия и термины военной истории. Структура Вооружённых Сил СССР и Германии перед 2й Мв и Вов.
Изучение терминов и понятий, т. к. «блицкриг, апартеид, блокада,
лендлиз, военнопленные, РККА, операция «Багратион», эвакуация, артналет, концлагерь и т. д.»
Оружие, боеприпасы и обмундирование, знаки отличия Вооружённых Сил СССР и Германии перед 2й МВ и ВОВ.
Сравнение оружия, боеприпасов и обмундирования, знаков отличия солдат и офицеров РККА и Вермахта, производства
военной техники, наличие продовольствия на линии фронта и прифронтовой полосы.
Великая Отечественная война. Хроника событий 194143 гг. История в лицах. Партизанские отряды и подпольные
организации. Сожженные деревни. Концлагеря.
Подробное изучение боевых операций обоих противоборствующих сторон (Операция «Искра», «Барбаросса», «Цитадель»).
Определение роли полководцев и адмиралов РККА, т.к. К.К. Рокоссовский, И.Х. Баграмян, И.С. Конев, А.М. Ватутин,
А.М. Василевский, Н.Г. Кузнецов, Клыков Н.К., Власов А.А., во время ВОВ. История появления партизанских отрядов, их
влияние на ход войны. Концлагеря: цель создания и организация содержания в них военнопленных и мирного населения.
Работа с документами, архивом. Историческая мотивация проведения поисковых работ. Архивы страны. Методика
работы с документами. Изучение специфики и методики работы с архивными документами. Взаимодействие с архивами
региона, России.
Изучение боевых действий в районе поиска.
Исследование истории боевых действий, непосредственно на территории Новгородской области (на тер ии проведения
«Вахты Памяти»). 9.
Работа со снаряжением поисковика.
Ознакомление со снаряжение поисковика (щуп для верхового поиска, глубинный щуп, крюк, металлоискатель, биолокатор,
нож, лопата, щетка). Методы и способы применения. Практическое занятие с выходом на почву.
10. Осуществление поиска на местности. Методика проведения поисковых работ. Эксгумация останков. Осуществление
и полное вскрытие захоронения. Основные требования к проведению эксгумационных работ.
Работа с архивом, картой. Определение границ раскопа, снятие дерна, выемка грунта, протоколирование открывшихся
фактов, ТБ при эксгумация останков, рекультивация грунта.
11. Классификация захоронений. Санитарные, воинские, мемориальные, временные захоронения, незахороненные
12.
13.
останки. Проведение захоронений и перезахоронений.
Аннотация каждого типа захоронения: боевые, санитарные, плановые, мемориальные, временные, братские,
индивидуальные. Определение класса захоронения. Последовательность перезахоронения
отдачи
воинских почестей при перезахоранении.
Работа с металлоискателем. Знакомство с различными видами приборов. Принцип устройства. Освоение навыков
практической работы.
Разновидности металлоискателей, ТБ при работе с металлоискателем, методы использования. Практическое занятие с А.
Киргинцевым.
Техника безопасности при работе с взрывоопасными предметами. Санитарные нормы при эксгумации останков.
Противопожарная безопасность. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
ТБ при работе с взрывоопасными предметами (ВОП). Меры предосторожности при передвижении по потенциально опасной
территории. Изучение поражающего воздействия взрывчатого вещества (патрон, граната, мина, артиллерийский снаряд,
авиационный снаряд) и влияния окружающей среды на сохранность ВОП. Соблюдение обязательных санитарных норм при
работе с человеческими останками. Соблюдение противопожарной ТБ. Виды травм, оказание первой медицинской помощи.
Практическое занятие при содействии МЧС.
Процедура
.
14. Школа выживания. Туристские навыки в поиске. Спортивное ориентирование. Природа и народные приметы.
Природная аптечка.
Ориентирование с компасом, картой на местности. Разновидности палаток, способы их установки, ТБ при разведении
костра, приготовление пищи, вязание узлов, распаковка и упаковка снаряжения. Использование народных примет для
определения ближайших погодных условий, сторон света. Применение народной медицины при отсутствии современных
медицинских препаратов. Практические занятия. 15. Документация в поисковом отряде. Акты, протоколы эксгумаций, акты проведения захоронений и перезахоронений.
Ежедневные отчеты. Листы опроса местного населения. Необходимость ведения отрядной документации. Изучение
сопутствующей отрядной документации, последовательность ее заполнения.
Работа с медальонами. Правила обращения с медальонами при раскопках. Виды медальонов, порядок регистрации
и хранения медальонов.
Определение термина «солдатский медальон». Виды медальонов и период выпуска/применения в советской и немецкой
армиях. Правила работы с найденными медальонами. Поиск родных в архивах по данным солдатских медальонов.
16.
17. Музейное дело. Общественные музеи и их значение в героикопатриотическом воспитании молодежи.
Документация, необходимая при работе общественного музея. Хранение, учет и инвентаризация экспонатов музея.
Изучение деятельности экскурсовода. Поэтапность подготовки информации об экспонате, экскурсии. Многообразие,
используемых экскурсоводом источников информации при создании экскурсии. Музейное дело (учет, инвентаризация,
хранение экспонатов).
18. Летопись поискового движения. Отрядные и личные дневники. Роль средств массовой информации в пропаганде
поискового движения.
Создание собственной летописи поискового отряда, охватывающей весь период подготовки к участию в поисковой
экспедиции. В процессе организации, либо участия в экспедиции обязательное ведение отрядных и личных дневников.
19. Организация и проведение, поисковых экспедиций, походов с целью обследования населенных пунктов.
Для закрепления полученных знаний и приобретения практических навыков организуются одно – двухдневные походы
(экспедиции). По завершению участия в поисковых экспедициях, вносятся дополнения в летопись поискового отряда,
включая информацию личных дневников.
Взаимодействие поискового отряда с государственными и общественными учреждениями и организациями (совет
ветеранов). Для упрочнения и сохранения военной истории организуется взаимодействие поискового отряда с
государственными и общественными учреждениями и организациями (совет ветеранов). Редактируется Книги Памяти,
посещаются музеи, архивы, местные администрации, детские и молодежные организации.
Творческие работы.
Создаются творческие работы по военной тематике (ВОВ), по организации, участию в полевых экспедициях.
20.
21.
22. Полевая практика. Одно двух трехдневные (и более) походы, экспедиции. Участие в «Вахтах Памяти». Уход за
братскими могилами, воинскими захоронениями. Помощь ветеранам войны в сельскохозяйственных работах.
Принимается участие в «Вахтах Памяти». Систематическое проведение мероприятий по уходу за братскими могилами, воинскими захоронениями, а так же помощь ветеранам войны в сезонных сельскохозяйственных работах.
Литература:
Можейко И.Я., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Наглядное пособие. Государственная символика России. История и
Лишин О.В. Лишина А.К. «Российская молодежь в военнопоисковом движении». Психология и педагогика»; С Пб.,2005г.
Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя. М.: «Торговоизд. дом
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! М.: «ВАКО», 2006.
Великие россияне./Биографическая библиотека Ф. Павленкова. М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 639 с.
1.
2.
3. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! М.: «ВАКО», 2006.
4.
современность. М.: ЦНСО, 2003.
5.
6. Народы России. Энциклопедия. М., Научное издво «Большая Российская энциклопедия», 1994.
7. Печень Н.А. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
8.
«Русское слово – РС», 2002. – 96 с.
9.
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО). Т. В.
Плахова. «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи». Программнометодические рекомендации по
воспитанию учащихся. Самара, 2007 г.
10.Татаркин С.П., Васина Н.В. «Методика поисковокраеведческой работы». С.П.Татаркин; Н.В.Васина; Москва,2010г.
11.Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: «Эксмо», 2007.
12.Школьник Ю.К. История России. М.: «Эксмо», 2007.
13.Энциклопедия «Города России». М.: «Белый город», 2005.
14. «Военная топография» Под ред. А.С. Николаева. М.: Воениздат, 1977
15.«Великая Отечественная война 19411945: Энциклопедия» Глав. ред. М.М. Козлов. М.: Сов. энциклопедия, 1985
16.«История второй мировой войны 19391945 гг.», М.: Воениздат, 197382 гг., в 12ти томах
17.«История Великой Отечественной войны Советского Союза 19411945 гг.» М.: Воениздат, 196065 гг., в 6ти томах
18.«История Второй мировой войны» Типпельскирх К. СПб.: Полигон; М.: АСТ, 1999.
Рабочая программа для школы "Поисковый отряд"
Рабочая программа для школы "Поисковый отряд"
Рабочая программа для школы "Поисковый отряд"
Рабочая программа для школы "Поисковый отряд"
Рабочая программа для школы "Поисковый отряд"
Рабочая программа для школы "Поисковый отряд"
Рабочая программа для школы "Поисковый отряд"
Рабочая программа для школы "Поисковый отряд"
Рабочая программа для школы "Поисковый отряд"
Рабочая программа для школы "Поисковый отряд"
Рабочая программа для школы "Поисковый отряд"
Рабочая программа для школы "Поисковый отряд"
Рабочая программа для школы "Поисковый отряд"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.