Рабочая программа дополнительного образования «Мини-футбол» для обучающихся 5-11 лет
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
физическая культура +1
Все классы
31.05.2018
Данная рабочая программа дополнительного образования рассчитана обучающихся 5-11 лет образовательного центра. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение учащимися контрольных нор¬мативов, участие в соревнованиях.
Основной показатель работы дополнительного образования по спортивным играм – выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической и теоретической подготовленности.
Все занимающиеся распределяются по возрастным категориям и физической подготовке.
Новизна программы в том, что предлагается сделать следующие изменения — заключается в том, что она, во-первых, является модульной и включает в себя такие виды как подвижные игры, спортивные игры: мини-футбол.
Программа Мини-футбол.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«Прогимназия «Эврика»
Рабочая программа
дополнительного образования
«Минифутбол»
для обучающихся 511 лет
Разработчик рабочей программы учебного предмета
«Физическая культура»:
Шелепень Ирина Геннадьевна,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории 2017г. 1. Пояснительная записка.
Современное, быстроразвивающееся образование, предъявляет высокие требования
к здоровью обучающихся, тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать
условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного
отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. Именно
образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами
ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального
окружения.
Данная рабочая программа дополнительного образования рассчитана обучающихся
511 лет образовательного центра. Программа предусматривает проведение теоретических
и практических занятий, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие в
соревнованиях.
Основной показатель работы дополнительного образования по спортивным играм –
выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных
в количественных показателях физического развития, физической, технической,
тактической и теоретической подготовленности.
Все занимающиеся распределяются по возрастным категориям и физической
подготовке.
Новизна программы в том, что предлагается сделать следующие изменения —
заключается в том, что она, вопервых, является модульной и включает в себя такие виды
как подвижные игры, спортивные игры: минифутбол.
Вовторых, программа рассчитана на поэтапную преемственность в физическом
развитии обучающихся, начиная с 5летнего возраста. Подвижные и спортивные игры
являются «мощным» средством эмоционального воздействия на ребёнка. С помощью таких
игр и предусматривается развитие у детей первоначальных навыков игры в минифутбол:
развитие ловкости, внимания, подвижности, гибкости, коллективной игры,
духа
соревнований.
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского
населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев
здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и
наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу
жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста.
Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток
двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой.
Данные занятия позволяют учащимся получить определённые навыки игры в баскетбол,
волейбол. Занятия способствуют укреплению костносвязочного и мышечного аппарата,
улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий учащиеся достигают
гармоничного развития своего тела, красоты и выразительности движений.
Цель программы - создание условий для удовлетворения потребности ребенка и
родителей в двигательной активности через занятия спортивными играми; всестороннее
физическое развитие, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и моральноволевых качеств, выявление лучших спортсменов для
выступления на соревнованиях.
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной
подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
сформировать общие представления о технике и тактике игры в минифутбол,
начальные навыки судейства;
содействовать укреплению здоровья, развитию физических качеств;
воспитывать моральные и волевые качества занимающихся,
взаимодействовать в команде.
умение
Отличительная особенность данной программы заключается в поэтапном
преемственном развитии обучающихся, начиная с 5летнего возраста. На начальном этапе
развитие необходимых двигательных качеств и подготовка организма ребёнка к занятиям
на следующих этапах.
Программа рассчитана на 4 года для детей 511 лет, при 2х разовых занятиях в неделю по
40 мин. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части
рассматриваются вопросы техники и тактики игры. В практической части изучаются
технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной
физической подготовки детей. На занятиях с учащимися целесообразно акцентировать
внимание на комбинированные упражнения и учебнотренировочные игры, поэтому на эти
разделы программы отводится большее количество часов. Формой подведения итогов
реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по пионерболу,
городских соревнованиях по различным видам спорта, дальнейшее обучение в спортивных
секциях города.
Основными формами учебновоспитательного процесса при реализации программы
являются:
групповые, теоретические и практические занятия,
соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, городские),
подвижные игры,
эстафеты,
квалификационные испытания.
Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе
является секционные, практические занятия и соревнования по пионерболу, баскетболу,
подвижным играм и эстафетам. Главная задача педагога дать учащимся основы владения
мячом, тактики и техники игры. Образовательный процесс строится так, чтобы учащиеся
могли применить теоретические знания на практике, участвуя в соревнованиях.
2. Тематический план.
№
Название разделов, тем
56 лет
Количество часов
78 лет
910 лет
11 лет I
II
III
IV
V
VI
VII
физические
Основы знаний
Инструктаж по Т.Б.
Предупреждение травматизма
Наше здоровье
Понятие о технике и тактике игры
Общая физическая и специальная
подготовка
Общеукрепляющие
упражнения
Упражнения на развитие скоростно
координационных способностей
Упражнения на развитие скоростно
силовых способностей
Упражнения на развитие выносливости
Подвижные игры развитие скоростно
силовых способностей.
Подвижные игры с овладением
элементарными навыками работы с
мячом.
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Учебнотренировочные игры
Соревновательная деятельность и
контрольные нормативы
VIII Правила игры и судейство
Итого:
3. Содержание изучаемого курса.
1
1
6
15
20
18
4
4
68
1
1
7
12
12
20
10
4
2
68
1
0,5
0,5
8
7
4
30
10
6
2
68
1
0,5
0,5
10
2
5
30
10
8
2
68
Теоретическая подготовка
Физическая культура и спорт в России. Важнейшие решения Российского правительства по
вопросам развития физической культуры и спорта. Массовый характер Российского
спорта.
Рост спортивных достижений Российских спортсменов. Значение выступлений Российских
спортсменов за рубежом для укрепления мира и дружбы между народами. Единая
спортивная классификация и её значение для развития спорта в России.
Развитие футбола в России. Федерация футбола России. Обзор соревнований по футболу:
первенство и кубок России среди команд мастеров. Международные соревнования с
участием Российских команд. Лучшие Российские команды, тренеры, и футболисты.
Врачебный контроль. Задачи врачебного контроля над занимающимися физической
культурой и спортом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные
самоконтроля: масса, динамометрия, спирометрия, пульс. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, утомляемость, настроение. Дневник
самоконтроля. Причины травм на занятиях по минифутболу и их предупреждение.
Правила игры, организация и проведение соревнований по минифутболу. Изучение правил
игры и пояснений к ним. Обязанности судей. Выбор места судей при различных игровых
ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля.
Общая и специальная физическая подготовка.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые упражнения, круговые вращения
рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лёжа. Круговые
движения туловищ, повороты и наклоны с одноимёнными движениями рук и ног,
разноимённые движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги
вперёд, в стороны, назад.
Упражнения с набивным мячом (1 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя руками через
голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в
положении лёжа на спине.
Легкоатлетические упражнения. Бег 30 м. на скорость. Повторный бег до 3 х 30 м., до 2 х
60 м. Бег медленный до 10 мин. Бег по пересечённой местности (кросс) до 800 м. Бег 200 и
500 м.
Метание малого мяча по коридору шириной 10 м. на дальность с разбега.
Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с метаниями
мяча на дальность и в цель. «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок», «Борьба за мяч»,
«Не давай мяч водящему», «Защита крепости». Эстафеты с бегом, преодолением
препятствий, переносом набивных мячей.
Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 – 15 м. из различных стартовых
положений – сидя, бега на месте, лёжа.
Ускорения на 15, 30 м. без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления
до 180º. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки). Обводка стоек . Рывок с мячом .
Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх, стараясь
достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в прыжке поворот до
180º. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по мячам, подвешенным на
различной высоте. Эстафеты с элементами акробатики.
Техническая подготовка.
Техника передвижения. Практические занятия. Бег: по прямой, изменяя скорость и
направление; приставным и скрестным шагом (влево и вправо). Прыжки вверх толчком
двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и
направо. Остановки во время бега (выпадом и прыжками на ноги). Удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъёма по неподвижному и
катящемуся мячу. Удары подъёмом по прыгающему и летящему мячу. Удары носком,
пяткой (назад). Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне
траекторию полёта и различное направление полёта. Удары в единоборстве. Удары на
точность и дальность.
Удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с
разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным сопротивлением.
Удары на точность.
Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней стороной стопы катящегося и
опускающегося мяча. Остановка грудью летящего мяча. Остановка мяча изученными
способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей мяча Остановка
внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча – на месте, в движении вперёд и назад,
опуская мяч в ноги для последующих действий.
Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней
стороной стопы: правой, левой ногой и поочерёдно; по прямой, меняя направления, между
стоек и движущихся партнёров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя
контроль над мячом. Ведение серединой подъёма и носком. Ведение мяча всеми
изученными способами, увеличивая скорость движения.
Обманные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать остановку мяча
подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад –
неожиданным рывком вперёд уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя –
рывком с мячом уйти вперёд; при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его
партнёру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперёд, увлекая соперника
(«скрещивание»). После замедления бега или остановки – неожиданный рывок с мячом
(прямо или в сторону): во время ведения внезапная отдача мяча назад откатывая его
подошвой партнёру, находящемуся сзади; показать ложный замах ногой для сильного удара
по мячу – вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу
партнёру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище
влево, захватить мяч внешней частью подъёма правой ноги и резко уйти вправо, этот же
финт в другую сторону. Выполнение обманных движений в единоборстве.
Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника,
которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим
мячом, выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде. Обучение умению выбрать момент
для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на
определённые действия с мячом. Техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на
различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением, в броске. Ловля
опускающегося мяча.
Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и
катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча через перекладину ворот ладонями (двумя,
одной) в прыжке.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в
сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах.
Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и
живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько
в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка (с места и с разбега). Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне
живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъём с мячом на ноги после
падения.
Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега).
Бросок мяча одной рукой изза плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по
выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.
Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий: вратаря,
защитников, полузащитников и нападающих. Коллективная и индивидуальная игра, их
сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры в
«малый футбол».
Практические занятия. Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение
заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг вправо или
влево): во время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать удар ногой;
во время ведения мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок
вперёд на 5 м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный круг, штрафная
площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за
партнёрами, чтобы не столкнуться друг с другом.
Тактика игры в футбол.
Понятие о тактической системе и стиле игры. Характеристика игровых действий
футболистов команды при расстановке по схеме 1 +3, 3+1. Разбор проведённых учебных
игр: положительные моменты в ходе игры, ошибки, оценка игры каждого футболиста и
команды в целом.
Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра в «пятнашки» в парах на
ограниченной площади (играют 3 – 4 пары, постоянно наблюдают за движением других пар,
чтобы не столкнуться), 8 – 6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание
два мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному
партнёру).
Тактика нападения.
Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнёрами, используя короткие и
средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Начинать и развивать
атаку из стандартных положений.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле.
Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнёров и
соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место
с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов
ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от
направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной
для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение
различных способов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом,
изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Командные действия. Уметь выполнять обязанности в атаке на своём игровом месте. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно
выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю
передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом,
штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе).
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е. осуществлять
«закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в
«перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным
способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам.. Правильно
выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им
мяча, т. е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или
остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор
мяча изученным способом.
Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне, осуществляя правильный
выбор позиции и страховку партнёров. Уметь взаимодействовать в обороне при
выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки».
Комбинация с участием вратаря.
Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше
противником стандартных комбинаций.
Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в
зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после
ловли) открывшемуся партнёру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и
свободном ударах вблизи своих ворот. Учебнотренировочная игра. Анализ проведенной
игры.
Учебнотренировочные игры
Отработка навыков взаимодействия игроков на площадке. Отработка индивидуальных
действий игроков. Отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо
принимающего подачу). Формирование навыков командных действий. Взаимодействие со
сверстниками в процессе совместной соревновательноигровой деятельности.
Отработка навыков судейства школьных соревнований. Взаимодействие со сверстниками в
процессе совместной соревновательноигровой деятельности.
Судейство игр
На каждом занятии осуществляется общая физическая подготовка учащихся, направленная
на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей
обучающихся
Соревновательная деятельность и контрольные нормативы
1. Игры внутри группы. Товарищеские игры с командой другой школы. Участие в
соревнованиях. Разбор проведённых игр.
2. Проведение спортивных праздников с элементами эстафет. 3. Проведение тестирования уровня физической подготовленности занимающихся два раза
в год.
4. Ожидаемый результат.
Освоение учебного материала программы обеспечивает общее физическое развитие
занимающихся, освоение и совершенствование техники общефизических упражнений,
необходимые теоретические знания. К моменту завершения программы обучающиеся
должны:
Знать:
основы знаний о здоровом образе жизни;
правила выполнения физических упражнений
способы и особенности движений, передвижений;
принцип работы мышц, дыхания, кровообращения при выполнении физических
упражнений;
способы простейшего контроля за деятельностью этих систем;
терминологию разучиваемых упражнений, их функциональный смысл и направленность
воздействия на организм.
Уметь:
выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного
материала;
выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы,
скорости;
взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий физической культурой.
проводить разминку;
оказывать помощь в проведении и судействе соревнований по ОФП;
организовать проведение подвижных игр.
Развить качества личности:
воспитать стремление к здоровому образу жизни;
повысить общую и специальную выносливость обучающихся;
развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе;
развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.
Воспитательные результаты урочной спортивнооздоровительной деятельности
школьников распределяются по трём уровням:
Результаты 1 уровня приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового
образа жизни; об основных нормах гигиены; о ТБ при занятиях спортом; об основах
разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о
способах организации досуга других людей; о способах самостоятельного поиска и
обработки информации.
Результаты 2 уровня формирование позитивных отношений школьника к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и
физкультуре.
Результаты 3 уровня приобретение школьником опыта самостоятельного социального
действия: приобретение школьником опыта актуализации спортивнооздоровительной
деятельности в социальном пространстве; опыта организации совместной деятельности с
другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя
ответственности и за других.
5. Список литературы.
играх. Луганск: Знание, 2006. 276 с.
1. Андреев СЛ. Футбол твоя игра. М.: Просвещение, 2005. 144 с.
2. Максименко И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных
3. Минифубол (футзал): Примерная программа для детскоюношеских спортивных
школ, специализированных детскоюношеских школ олимпийского резерва С.Н.
Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. М.: Советский спорт, 2010. 96
с.
4. Мутко В.Л., Андреев С.Н. , Алиев Э.Г. Минифутбол–игра для всех – М. Советский
спорт, 2008. 264 стр.
5. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 511кл.;
Метод. Пособие.М.:Дрофа, 2003.176 с.
6. Организация работы спортивных секций в школе. Программы, рекомендации. / Авт.
сост. А. Н. Каинов. В.: Издво «Учитель».
7. Тюленьков С.Ю. , Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки. М.: Терра
Спорт,2006. 86 стр. (Библиотечка тренера)
учителя».ростов н/Д: «Феникс», 2003.256 с.
8. Физкультура. Методика преподавания, спортивные игры/Серия «Книга для
9. Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980.255 с.
10. Футбол: Примерная программа спортивной подготовки для детскоюношеских
спортивных школ, специализированных детскоюношеских школ олимпийского
резерва. М.: Советский спорт, 2006. 100 с.
Рабочая программа дополнительного образования «Мини-футбол» для обучающихся 5-11 лет
Рабочая программа дополнительного образования «Мини-футбол» для обучающихся 5-11 лет
Рабочая программа дополнительного образования «Мини-футбол» для обучающихся 5-11 лет
Рабочая программа дополнительного образования «Мини-футбол» для обучающихся 5-11 лет
Рабочая программа дополнительного образования «Мини-футбол» для обучающихся 5-11 лет
Рабочая программа дополнительного образования «Мини-футбол» для обучающихся 5-11 лет
Рабочая программа дополнительного образования «Мини-футбол» для обучающихся 5-11 лет
Рабочая программа дополнительного образования «Мини-футбол» для обучающихся 5-11 лет
Рабочая программа дополнительного образования «Мини-футбол» для обучающихся 5-11 лет
Рабочая программа дополнительного образования «Мини-футбол» для обучающихся 5-11 лет
Рабочая программа дополнительного образования «Мини-футбол» для обучающихся 5-11 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.