Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)
Оценка 4.7

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
окружающий мир
1 кл—2 кл
12.02.2017
Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)
Занятия по программе дополнительного образования "Мы - граждане России" рассчитаны на два года обучения и включают в себя, как теоретический, так и практический материал, а именно: посещение музеев и памятных мест родного города, экскурсии по родному краю, работа над проектами, защита газет и плакатов, различные конкурсы и викторины.
кружок_ мы-граждане России.doc
ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мы – граждане России» на 2015­2016/ 2016­2017 уч. год учителя начальных классов высшей категории Калачевой Марины Валентиновны   Срок реализации программы  2 года___                                                                                  Количество часов в год  32/33 ч 1 Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки. Д.С. Лихачев                     Пояснительная записка 1. Актуальность и практическая значимость программы.              Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств  школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина»  ребёнка ­ это и природа, которая его   окружает,   семья,   дом,   школа,   это   и   памятные   места   города,   его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. На   современном   этапе   развития   общества  изучение   родного   края становится   актуальным   патриотизма.   как   ведущий   фактор   воспитания Сущность   школьного   краеведения   заключается   во   всестороннем изучении   учащимися   под   руководством   учителя   в   учебно­воспитательных целях   определенной   территории   своего   края.   Краеведение   развивает   у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.         При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою 2 очередь,   служат   основой   для   понятий.     Благодаря   краеведению   решается важная   педагогическая   проблема   –   соединение   обучения   с   жизнью.  В последнее   десятилетие   по России   в целом   возрос   интерес   к проблемам изучения   родного   края.   С одной   стороны,   это   дань   моде,   с другой — насущная   необходимость,   и диктуется   она   потребностями   общества в создании условий для становления гражданина.                       Особенностью   данной   программы   является   организация индивидуальной   и   коллективно­творческой   деятельности   учащихся   по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников   информации,    творческая   переработка   информации   и  создание самостоятельных исследований, проектов.               Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников   на   примерах   мужества,   героизма   и   мудрости,   развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. 2. Цели и задачи программы.       Основная   цель,   стоящая   перед   программой   –  формирование патриотического   сознания   младших   школьников     на   основе   изучения истории и культуры родного края. Цель реализуется через триаду задач: Обучающие  развитие   познавательного   интереса   к   своей   малой   родине   через различные формы работы;  формирование  у учащихся комплексных  знаний о  родном городе; 3  освоение историко – обществоведческих  знаний об окружающем мире,  распределенных во времени и пространстве (история улиц, зданий,  города, рода); Развивающие  воображение как основы для решения творческих задач;  мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты;  выявлять степень достоверности и вариативности оценки одних и тех  же событий в разных исторических источниках;   эстетические  чувства в ходе знакомства с народными промыслами и  фольклорным наследием родного края. Воспитательные  воспитание  положительной  привычки учащихся начальных классов  в  организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;  воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой,  трудовой и эстетической деятельности;  воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края. 3. Основные идеи, принципы, особенности и пути реализации программы.        В курсе краеведения реализуется идеи  формирования патриотического сознания   младшего   школьника   через   образ   малой   родины,   на   основе познавательного интереса к изучению своей местности.   Методологическую основу   курса   составляет   личностно   ­  деятельностный  подход,   который является главным фактором формирования личности младшего школьника, в воспитании гражданина и патриота. 4 Задача школьного краеведческого курса в начальном звене – создать образное представление  о семейном – национальном – микромире как части большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей особенностью. Создать   условия   для   эмоционального   сопереживания   своим   близким,   Инициировать   процесс   национальной   и   личностной землякам. самоидентификации как единого  целого в многообразии.               Важно, что разнообразные факты жизни «малой родины» введены в общий   культурный   багаж   ребенка   и   могут   служить   фундаментом   для дальнейшей работы в средней школе.              Педагогические технологии, применяемые при освоении содержания курса: технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение  в сотрудничестве, исследовательская деятельность.              Предлагаемый   курс  краеведения   строится   с  учетом   дидактических принципов, таких как   Доступность:   содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.   Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание,   формы   и   методы   работы   должны   быть   адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.  Наглядность:   обеспечивает   развитие   точных   представлений   об отдельных предметах и явлениях в природе  и обществе на территории нашего   района.     Реализуется   через   демонстрацию   натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке,  в  походе,  в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.     Научность: при подаче материала  не допускать ошибок и неточностей (название   города,   улиц,   предприятий   и   т.   д.).   Раскрывать   смысл 5 даваемых понятий:  родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.  Интеграция:   предполагает   необходимость   дополнения,   углубления имеющихся   знаний   учащихся,   стимулирования   их   познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.  Краеведческий   принцип:   способствует   развитию   познавательного интереса,   любознательности   у   младших   школьников   к   тому,   что   их окружает,  к своей малой родине. В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края     в   прошлом     веке   и     декоративно   –   прикладным   искусством современности.  Уникальности:     наш   край   по   –   своему   уникален   –   историческая планировка   города,   застройка,   сетка   улиц,   природный   ландшафт   и памятные исторические места.   Экологизации:   использование     здоровьесберегающих   технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды  и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.                                                                                                                                       Тематические праздники, КТД Устные журналы, беседы Художественн ое творчество учащихся Экскурсии и походы по родному краю Выступления перед итогам проделанной сверстниками по работы Формы работы Встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами, людьми  разных профессий 6 Походы, дни  здоровья Проектная и  исследовательская  деятельность учащихся         Участие в районных  конкурсах по краеведению Сбор и оформление  материалов для  школьного музея Музейные  уроки 4. Режим занятий. Программа рассчитана на детей 7­9 лет. Ребенок приходит в школу, уже   имея   многие   личностные   качества.   Но   развитие   личности     ­   процесс длительный.  Начальная  школа вносит  в этот  процесс  существенный   вклад. Поэтому   в   этот   период   особенно   важна   грамотная,   целенаправленная воспитательная работа по формированию детской личности. В этом возрасте идет активный процесс формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития   способностей   и   интересов.   Отзывчивость   и   восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Младший школьник – существо творческое,   к   реализации   своих   стремящееся   к   самовыражению, способностей.   Чем раньше мы начинаем знакомить детей с историей своего края, тем больше дети осознают привязанность к нему.               Занятия проводятся  1 раз в неделю, продолжительность занятий  – 35­45 минут     Понедельник: 12­30 ­ 13­15     Общее количество занятий в год – 33­ 34 занятия. Всего ­ 67 ч.       Занятия   строятся   соответственно   возрастным   особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется   коллективная   работа,   планируется   время   для   теории   и практики.   Каждое   занятие   включает   в   себя   элементы   теории,   практику, 7 демонстрации. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки ­ презентации, защита работ, выступления.  4. Требования к уровню подготовки учащихся Личностные результаты:  готовность и способность к саморазвитию и самообучению,  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и  самооценки;  личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную  деятельность и взаимодействие с ее участниками.  воспитание уважительного отношения к своему краю, городу, его  истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения,  толерантности к людям, независимо от возраста, национальности,  вероисповедания;  понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного  поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия с  взрослыми и сверстниками;   формирование основ экологической культуры, понимание ценности  любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с  учетом изменений среды обитания. Предметные результаты:  осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; 8  обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в  природе и обществе;   овладение наиболее существенными методами изучения окружающего  мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);  использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей  деятельности;  расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование  умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Метапредметные результаты:   познавательные как способность применять для решения учебных и  практических задач различные умственные операции (сравнение,  обобщение, анализ, доказательства и др.);  регулятивные как владение способами организации, планирования  различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой,  исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;  коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. 5. Контрольные параметры оценки достижений ФГОС учащимися  Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы  личностные универсальные учебные действия, т.е.:  9  Учебно­познавательный интерес к новому материалу и способам  решения новой частной задачи;  Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;  Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я”  как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою  Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее  благополучие;  Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства  культуры родного края, народа; Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:   Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и  условиями ее реализации;  Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;  Оценивать правильность выполнения действия;  Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на  основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:   Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использованием учебной литературы;  Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;  Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:  10  Формулировать собственное мнение и позицию;  Договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  Адекватно использовать речевые средства для решения различных  коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,  владеть диалогической формой речи. 6. Программно – методическое обеспечение программы 1. Древняя Тула и Тульская губерния (учебное пособие по краеведению)  Тула, Издательский дом.  Пересвет, 2008 2. Интернет ресурсы 3. Аудио­ и видео ­  записи тематических песен  и фильмов. 4. Карты, фотографии, графические изображения символов на бумажном  и электронном носителях. 7. Список литературы для учителя 1. Древняя Тула и Тульская губерния (учебное пособие по краеведению)  Тула, Издательский дом Пересвет, 2008 2. Природоведение Тульского края. Учебное пособие. Тула. Приокское  книжное издательство. 2010 3. История Тульского края. Учебное пособие. Тула. Приокское книжное  издательство. 2007 1 класс. 11 Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором   живёшь.   Важнейшая   задача:   познакомить   детей   с   их   окружением (дома,   улицы,   природа).   Среда   обитания   и   человек   неразрывно   связаны; необходимо   для   собственного   блага   и   блага   других   людей   грамотно взаимодействовать   с   окружающим   микромиром.   Содержание   раздела содействует   формированию   практических   умений   ориентироваться   в окружающем   мире   (умение   определить   свой   адрес,   найти   нужный   адрес); этики   поведения,   взаимоотношений   детей   и   взрослых,   показывает разнообразие   профессий,   дает   понятие   родственных   отношений   в   семье, знакомит с городом.  На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», «ИЗО».    12 № урока (недели) Тема урока Количество часов теория практика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Что такое краеведение: зачем и как изучать свой край. Россия ­ Родина моя. Символы  государства – герб и флаг. Гимн России.  Тульская область – частица России. Город,  в котором живем. Родная школа (экскурсия). Школьный  музей. Экскурсия около школы.  Что растёт на клумбе. Экскурсия на  пришкольный участок, сбор семян  цветочных растений. Трудовая жизнь в школе. История и традиции родной школы. С днём рождения наш класс. Мой дом. Безопасный и короткий путь  домой. Моя улица, почему так названа.  (Улицы моего города) Наша дружная семья. (с приглашением родителей).   Выставка семейных фотографий. Я и моё имя. Такие разные профессии. Профессии в  моей семье. Все работы хороши – выбирай  на вкус! (знакомство с профессиями  родителей). Конкурс загадок. Традиции моей семьи  (с приглашением родителей). Самая   интересная фотография в семейном архиве. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Выставка семейных поделок. Награждение  лучших работ. Моя родословная. История моей семьи в  истории города. Мой четвероногий друг.  (фото, мини­сочинения) Зимние забавы наших предков. История масленицы. Проводы русской зимы. (праздник в школе) Известные люди моего города (писатели,  поэты, ученые, оружейники). Заочное путешествие по городу. Как  выглядел наш город в начале своей жизни.  Древняя Тула. Когда и как возник город  Тула? Тульские пряники. Как делали пряники?  Что такое печатный пряник. Экскурсия в  Музей Тульский пряник. Традиционные ремёсла моего края. Экскурсия в музей «Самоваров» Чем  знаменит самовар. Когда и как в Туле  начали делать самовар. Экскурсия по родному городу  (Тульский Кремль). Как строили тульский  кремль. Что находилось в башнях кремля. Экскурсия в краеведческий музей города. Проект «Улицы моего города». Тульская гармонь. Как в Туле возник  гармонный промысел. Экскурсия в музей  Белобородова. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 28 29 30 31 32 33 Ясная поляна. Музей – усадьба  Л.Н.Толстого. Просмотр видео­фильма. Гербы Тульской губернии. Составление  герба моей семьи. Конкурс рисунков «Мой любимый город». Экскурсия в музей «Тульские древности» Жизнь и быт населения тульского края. Водоемы Тульского края. Экскурсия на  реку Упа около п. Сергиевский. Итоговое занятие «Задание на лето»  (Задание: проект на тему «Мой Тульский  край», отчет с фотографиями о поездках по родному краю) 1 1 1 1 1 1 15 2 класс. Природа Тульского края. Программа   второго   класса   представляет   собой   курс   «Природа Тульского   края».   Любой   уголок   нашей   необъятной   страны   по­своему интересен   и   привлекателен.   Каждое   местечко   чем­то   мило   и   дорого   его жителям. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы родного края.  Темы,   включённые   в   курс,   учитывают   особенности   восприятия   и мышления   младших   школьников.   Введение   на   начальном   этапе   изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения позволяет заложить   у   детей   устойчивый   интерес   к   родной   природе,   потребность   в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн. В   младших   классах   большое   значение   имеет   освещение   вопросов бережного   отношения   к  природе   на  эмоциональном   уровне,  чтобы   вызвать сопереживание   детей.   Учитель   и   дети   подбирают   и   демонстрируют   яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб,   других   мелких   животных,   отравлении   рыб   в   реках,   куда   стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.      Занятия проводятся  1 раз в неделю, продолжительность занятий  – 35­45 минут     Пятница: 12­30 ­ 13­15 16 Общее количество занятий в год – 33­ 34 занятия. № урока (недели) Тема урока Количество часов теория практика 1 2 3 4 5 6 7­8 9 10­11 12 13 14 1 1 1 1 1 1 1 В гости к осени. Экскурсия с целью  наблюдения за осенними изменениями в  природе. Территория, границы, географическое  положение. Богатства нашей земли. Что дает наш край  стране. Климат нашего края. Сезонные изменения  погоды в Тульской области. Водоёмы нашего края. Реки Тульского края. Заповедные места  Тульского края. Экскурсия по школе с целью наблюдения за  комнатными растениями в уголке природы  (помощь учителя биологии) Растения нашего края. Разнообразие  растительного мира. Лекарственные и  ядовитые растения. Работа с гербариями. Игра «Узнай растение» Леса нашего края. Экскурсия в  краеведческий музей. Берёзка – символ родины моей. Стихи, песни, загадки о березе. 1 1 1 1 1 1 1 17 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 В гости к зиме. Экскурсия с целью  наблюдения за зимними изменениями в  природе. Акция «Кормушка» (урок­проект). Птицы родного края. Птицы зимой. Животные нашего края. Конкурс загадок о  животном мире края» Проект «Лесные обитатели моего края». Редкие животные нашего края. Красная  книга. Животный мир Тульской области.  Какие животные нашего края занесены в  Красную книгу?  Экскурсия в Экзотариум. В гости к весне. Экскурсия с целью  наблюдения за весенними изменениями в  природе. Как природа залечивает раны. Экскурсия на Прилепский конезавод. Садово­парковая культура города.  Экскурсия в Тульский парк 1 1 1 1 26­27 Проект «Мой любимый край» 28 29 30 31 32 33 Будь природе другом. Конкурс эмблем. 1 Экскурсия в природу на весенний луг.  Конкурс «Собери букет» (работа в группах) Экскурсия в зооуголок в парке. Защита проекта «Природа родного края» Конкурс рисунков «Охранять природу –  значит охранять Родину» Итоговое занятие.  1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 18 Викторина «Как мы знаем родной край» Ожидаемые результаты и способы их проверки. К концу второго  класса учащиеся должны  знать:    названия наиболее известных   улиц;  животный и растительный мир Тульского района;  фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3­4 поколениях;  профессии своих родителей, бабушек, дедушек;  некоторых выдающихся людей – уроженцев города;  историко­культурные достопримечательности;  об истории и традициях родной школы;  малые   жанры   устного   народного   творчества   (загадки,   колыбельные песни, приговорки,  считалки);  краеведческий музей города Тулы; уметь:  находить свой город на карте Тульской области;  объяснять причины образования города;  объяснять изображение на гербе города;  ориентироваться в городе; 19  проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий;  во   время   досуга   и   в   праздники   играть   в   народные   игры   и   водить хороводы.           В   качестве   способов   учета   знаний,   умений   обучающихся     могут использоваться   выставки   (рисунков,   поделок),   научно   –   исследовательские проекты, конкурсы по краеведению. 20

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)

Рабочая программа  дополнительного образования "Мы - граждане России" (1-2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017