Рабочая программа электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»
Оценка 4.9

Рабочая программа электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
география
6 кл
05.02.2017
Рабочая программа  электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»
Электив содержит 34 часа, 1 час в неделю. За период изучения предлагается 21 практическая работа. Для успешного выполнения работы необходим учебник "Мой край" А. Н. Махинов , Г.Н. Паневина, "Частная коллекция, 2002 г; рабочая тетрадь "Дневник краеведа"Г.Н.Паневина, ФГУП "ДВ АГП", 2004г.
Мой край.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учрежден  средняя общеобразовательная школа №15имени Пяти Героев Советского Союза. Рабочая программа  электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край» Составила: Сафонова Н.С.,  учитель географии г.Хабаровск 2016г. Пояснительная записка Данная программа призвана реализовать краеведческий принцип обучения,  увязать преподавание с окружающей жизнью, включить учащихся в решение  доступных для них проблем действительности и тем самым формировать  активную жизненную позицию, любовь к своему краю, к своему Отечеству. Основными задачами регионального географического образования являются  следующие:  Знакомство с типичными природными ландшафтами края;  Формирование представлений об окружающем нас мире, как  взаимосвязанной и саморегулируемой системы, отражающей целостность  природы любого региона Земли;  Определение характера взаимодействий человека и природы  на  территории Хабаровского края;  Создание теоретической и практической основы бережного отношения к  природе при общении с ней;  Формирование умений самостоятельно по картам атласа, справочникам и  собственным наблюдениям давать характеристику объектам и явлениям  окружающего мира;  Формирование целостности представления о закономерностях развития и  размещения населения и хозяйства в Хабаровском крае и во всем регионе, конкретизация и углубления теоретических знаний  учащихся на основе  местного материала;  Формирование умений выделять экологические проблемы своей  местности и региона, устанавливать причины их появлений, предлагать  пути их решения;  Формировать умения оценивать и прогнозировать последствия того или  иного вмешательства в природные комплексы нашего региона. Учитывая структуру построения федеральной программы по географии в  5­6 классах, рекомендуется дополнить их следующей региональной   программой «Мой край» в 6 классе.   Содержание программы. Программа регионального курса «Мой край» 34 часа, 1 час в неделю. Введение. (7 часов) Вклад русских землепроходцев в освоение территориии Дальнего Востока и Хабаровского края. Первый поход русских людей к берегам Тихого  океана. Отряд В.Д.Пояркова на Амуре. Русский землепроходец  Е.П.Хабаров. Исследование Хабаровского края в XIX – XX веках. Путешествие  А.Ф.Миддендорфа. Подвиг Г.И.Невельского. Первая экспедиция  Н.М.Пржевальского. Писатель и исследователь В.К.Арсеньев. Практические работы: №1. Нанесение на контурную карту своего района маршрутов  землепроходцев и путешественников. №2. Составление по дополнительным источникам информации рассказа  об одном из путешественников для устного журнала.,  Номенклатура: Бутальский острог, Якутский острог, р. Уссури,  хр.  Джугджур,  р.Мая, р.Улья, рОхота, Удская губа, Таунская губа, Становой хребет, р. Учур, о. Сахалин, о. Большой Шантар, хр. Кет – Кап, р.Бурея,  Шантарские о­ва, Тугурский залив, р. Горин,р. Амгунь, о. Кизи, оз. Чля,  оз. Чукчагирское, зал. Счастья, зал Николая,  зал. Констартина,  Ульбанский зал.,  пр. Невельского, Татарский пролив, с. Де­Кастри,  с.Мариинское, Хабаровка, Императорская Гавань. Учащиеся должны:   Называть имена первопроходцев и исследователей дальневосточных  земель;  Показывать на карте маршруты путешествий землепроходцев и  исследователей и называть географические объекты , по которым они  проходили;  Составлять систематизирующие таблицы;  Составлять вопросы по тексту статьи учебника;  Описывать путешествие, используя текст, рисунки и т.д.;  Объяснять значение для России открытия новых земель. План и карта 4 часа Изображение территории края  на картах России, Дальнего Востока.  Административные районы края. Географическое положение своего  района на карте Хабаровского края Площадь территории края , сухопутная и морская границы. Пограничные  с краем территории. Особенности географического положения  Хабаровского края. Географические координаты крайних точек  территории края, краевого центра, своего населенного пункта. Практические работы. №3 Определение географического положения своего района. №4 Составление картосхемы «Особенности географического положения  Хабаровского края». №5 Выделение особенностей географического положения районов  Хабаровского края Номенклатура: Аяно­Майский, Амурский, Бикинский, Ванинский, Верхнебуреинский,  Вяземский, Комсомольский, им.С. Лазо, Нанайский, Охотский, им.  П.Осипенко, Совгаванский, Солнечный, Тугуро­Чумиканский, Ульчский,  Хабаровский районы края. Еврейская автономная область, Амурская обл., Республика Саха  (Якутия), Магаданская обл., Сахалинскиая обл.,  Приморский край,  Китайская Народная Республика.  Учащиеся должны:  Называть площадь Хабаровского края;  Показывать по карте границы  края, краевой центр, крайние точки;  Называть и показывать  пограничные территории;  Называть и показывать административные районы края и районные   центры;  Описывать географическое положение своего района, своего края;  Составлять таблицы,  картосхем ы, отражающие особенности  географического  положения, размеры районов и т.п.;  Оценивать географическое положение своего района, прогнозировать  развитие эконономики Литосфера  (5) Основные черты рельефа Хабаровского края. Горные системы и равнины края. Горные породы, слагающие территорию Хабаровского края. Полезные  ископаемые: горючие, рудные, нерудные, строительные материалы.  Минеральные источники. Практические работы: №6 Описание рельефа и состава горных пород своей местности (по экскурсии). №7 Составление орографической схемы своего района. №8 Составление проекта по использованию и хозяйственной деятельности  минеральных ресурсов своего района. Номенклатура: Хребты: Джугджур, Сихотэ­Алинь, Баджальский, Буреинский, Становой,  Сунтар­Хаята, Мяо­Чан, Хехцир, Юдомский. Вершины: Берилл, Тардоки­Яни,.  Низменности: Среднеамурская, Эворон­Чукчагирская, Удыль­Кизинская.  Месторождения: камен. Уголь – Буреинский хребет, касситерита –Мяо­Чан,  алунитов – Нижний Амур, фосфоритов (Приохотье), минеральных вод –  Аненские, Тумнинские, Мухенские) Учащиеся должны:  Называть и показывать  горные страны, горные хребты, вершины, равнины  края, обозначенные в номенклатуре;  Называть и показывать по карте месторождения полезных ископаемых  Хабаровского края;  Описывать рельеф и полезные ископаемые своего района;  Объяснять причины разнообразия  полезных ископаемых Хабаровского  края  Оценивать обеспеченность минеральными ресурсами  своего района и  прогнозировать развитие экономики. Гидросфера(  (5) Особенности береговой линии  Хабаровского края. Охотское море.  Японское море. Реки Хабаровского края. Амур – главная водная артерия края.  Особенности режима рек Хабаровского края. Крупнейшие озера Хабаровского края. Особенности формирования  озерных котловин. Заболоченность территории Хабаровского края. Практические работы: №9 Сравнительная характеристика Охотского и Японского морей. №10 Нанесение на контурную карту элементов береговой линии, рек и  озер края. №11 Составление картосхемы «Гидрография своего района». №12 Определение и описание особенностей ближайшей реки. №13 Составление проекта использования водных ресурсов в экономике  своего района. Номенклатура: Тугурский залив, Сахалинский зал, Удская губа, п­ов Лисянского, о.Ионы, Шантарские о­ва, пр. Невельского, Татарский пр. Морские порты: Аян,  Ванино, Маго, Охотск, Николаевск­на­Амуре. Реки: Амур, Амгунь,  Уссури, Бурея, Мая, Охота, Тугур,Горин, Анюй, Тумнин. Озера: Болонь,  Удыль, Чукчагирское, Эворон, Чля, Хумми, Бол. Кизи, Петропавловское. Учащиеся должны:   Называть и показывать по физической карте элементы береговой линии:  моря, заливы, проливы, острова, полуострова;  Называть и показывать крупные реки и озера Хабаровского края и своего  района;  Определять скорость течения ближайшей реки, описывать реку по плану;  Объяснять особенности режима рек Хабаровского края;  Объяснять особенности происхождения озерных котловин края;  Оценивать водные ресурсы своего района и прогнозировать развитие  экономики своего района;  Прогнозировать экологические  последствия  размещения промышленных  предприятий на берегах рек и озер своего района. Атмосфера  (4) Времена года в Хабаровском крае. Особенности климата в различных  территориях нашего края. Действие муссонов на климат Хабаровского  края. Погода и климат своей местности. Практические работы: №14 Определение температуры воздуха, направления и скорости ветра,  осадков с помощью метеорологических приборов. №15 Составление  графика изменения  температуры воздуха в течение  месяца, диаграмм облачности, розы ветров по данным своих наблюдений. №16 Описание климата своей местности. Учащиеся должны:  Определять метеорологические данные с помощью простейших приборов;  Описывать климатические особенности своей местности;  Прогнозировать погоду на ближайшие сутки;  Объяснять причины, определяющие особенности климата своего края,  города. Биосфера(5) Растительный мир Хабаровского края. Представители маньчжурской,  охотско­камчатской, восточно­сибирской флоры. Растения водоемов  края. Реликтовые и эндемичные растения. Животный мир Хабаровского края.  Представители маньчжурской,  охотско­камчатской, восточно­сибирской фауны. Водные обитатели рек и  озер края. Реликтовые и эндемичные животные края Охрана природы Хабаровского края. Красная книга Хабаровского края.  Природоохранные объекты: заповедники, памятники природы. Учащиеся должны:  Называть представителей растительного и животного мира маньчжурской,  охотско­камчатской, восточно­сибирской флоры и фауны; описывать  комплекс своей местности;   Называть и показывать заповедники Хабаровского края, заказники  природы своего района;  Объяснять причины разнообразия  растительного  и животного мира  Хабаровского края;  Прогнозировать изменения природного комплекса при нарушении  .природных компонентов  Номенклатура: Заповедники: Болоньский, Большехехцирский , Ботчинский, Буреинский,  Джугджурский, Комсомольский. Население(4) Численность и плотность населения Хабаровского края и г. Хабаровска.  Основные виды сельских населенных пунктов края. Города Хабароваского края. Народы, проживающие на территории Хабаровского края. Коренные  народы: нанайцы, нивхи, негидальцы, орочи, ульчи, удегейцы, эвены. Практические работы: №20 Составление картосхемы «Плотность населения своего района» №21 Описание своего населенного пункта по плану. Учащиеся должны:  Называть и показывать города Хабаровского края;  Определять среднюю плотность населения Хабаровского края;  Описывать свой населенный пункт;  Объяснять причины различной плотности населения в разных частях  своего края;  Составлять характеристику занятости населения своего района;  Прогнозировать изменения своего населенного пункта. х Поурочно­тематическое планирование курса «Мой край»  на 2016 ­2017 учебный год.34 ч/год, 1 час /нед.  дата № урока д/з Тема урока Практическая Планируемые результаты работа 1. Введение Введение ( 1ч) Тема №1История освоения территории Хабаровского края. (7) 1 Стр.7­12  2 3 Стр. 12 ­  15 Стр 15 ­  18 Первый поход  русских людей к  берегам Тихого  океана. Отряд  В.Д.Пояркова. Русский  землепроходец  Е.П.Хабаров. Пр.р. №1Нанесение на к/к маршрутов  первооткрыват елей.(тр) Пр.р.№1  Пр.р.№1 Учащиеся должны:  знать/понимать задачи и  предмет изучения географии, определение понятия  «география»; уметь называть отличия в изучении Земли  географией по сравнению с  другими науками; приводить  примеры географических  объектов; определять  различия между природными  и антропогенными  объектами; объяснять, для  чего изучают географию. Называть имена  первопроходцев и  исследователей  дальневосточных земель Показывать по карте  маршруты путешествий  землепроходцев и  исследователей, называть  картографические объекты, по которым они проходили. 4 5 6  7 Стр  19 ­  22 Стр 22 ­  27 Стр 27 ­  30 Стр 31 ­  34 Путешествие   А.Ф.Миддендор фа Подвиг  Г.И.Невельского Первая  экспедиция  Н.М.Пржевальс кого. Писатель и  исследователь  В.К.Арсеньев. Тема №1. План и карта  (4) Стр35­36 1 2 Стр 34,  путешест вие4  3 Путешест ­вие 4 4  Стр 37 Изображение  территории  края на картах  России,  Дальнего  Востока. Административ ные районы  Хабаровского  края  .Географическо е положение  своего района на карте  Хабаровского  края. Площадь,  территории  края,  сухопутная и  морская  границы.  Пограничные с  краем  территории. Особенности  географического положения Х.к.  Географические координаты  Составлять  систематизирующую  таблицу, вопросы по тексту статьи учебника. Описывать путешествие,  используя текст, рисунки и  т.д. Объяснять значение для  России открытия новых  земель ­Называть площадь  Хабаровского края,  пограничные территории,  административные районы  края и районные центры. ­Показывать по карте  границы края, краевой  центр, крайние точки,  пограничные территории,  административные районы  края и районные центры. ­Описывать географическое  положение своего района,  своего края. ­Составлять таблицы,  картосхемы, отражающие  особенности  географического  положения, размеры  районов и т.д. ­Оценивать географическое  положение своего района и  прогнозировать развитие  экономики. Пр.р.№1 Пр.р.№1 Пр.р.№1 Пр.р.№2  Составление по  дополнительны м источникам  информации  рассказа об  одном из  путешественни ков для устного журнала Пр.р. №3  Определение  географического положения  своего района Пр.р.№ 4   Составление  картосхемы  «Особенности  географического положения  Х.к.» Пр.р. №5  Выделение  особенностей  географического положения Тема 3. Литосфера – каменная оболочка Земли. (5) 1 Путешест ­вие 5 районов Х.к.) крайних точек  территории  края, краевого  центра. Пр.р.7  Составление  орографической  схемы своего  района) Путешест ­вие 6 Путешест ­вие 6 2 3 4­5 Основные  черты рельефа  Х.к. Горные  системы и  равнины края. Горные породы,  слагающие  территорию  Х.к. Полезные  ископаемые.  Минеральные  источники. Пр.р.6 Описание рельефа и  состава горных  пород своей  местности. (экскур.) Пр.р.  8.Составление  проекта по  использованию в хоз.  деятельности  минеральных  ресурсов своего  района Путешест ­вие 7 Тема 4.Гидросфера – водная оболочка Земли. (5) 1 Пр.р. 9  Сравнительная  характеристика Охотского и  Японского  моря) Особенности  береговой линии  Х.к. Охотское и  Японское моря. ­Называть / показывать  горные страны, горные  хребты, вершины, равнины  края, обозначенные в  номенклатуре,  месторождения полезных  ископаемых  Хабаровского  края. Описывать рельеф и  полезные ископаемые своего края. ­Объяснять причины  разнообразия полезных  ископаемых Хабаровского  края. ­Оценивать обеспеченность  минеральными ресурсами  своего района и  прогнозировать развитие  экономики.   ­Называть и показывать по  физической карте  элементы береговой линии  моря, заливы, проливы,  острова, полуострова,  крупные реки и озера 2 Путешест ­вие 8 Реки Х.к. Амур – главная водная  артерия края. 3 4 Путешест ­вие 9 Крупнейшие  озера Х.к. Путешест ­вие 9 Заболоченные  территории  Хабаровского  края. Хабаровского края и своего  района. ­Определять скорость  течения ближайшей  реки,  ­Уметь описывать реку по  плану. ­Объяснять особенности  режима рек Хабаровского  края, особенности  происхождения озерных  котловин края. ­Оценивать водные ресурсы  своего района и  прогнозировать развитие  экономики своегорайона. ­Прогнозировать  экологические последствия  размещения промышленных  предприятий на берегах рек  и озер своего края.  Пр.р.9  Нанесение на к/к элементов  береговой линии, рек и озер края.  (о) Пр.р.10  Составление  картосхемы.  Гидрография  своего района. Пр.р. 11  Определение и  описание  особенностей  ближайшей  реки. Пр.р.12  Составление  проекта  использования  водных ресурсов в экономике  своего района. Тема 6. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (8) Практическая  работа.  Обобщение  данных дневника погоды. Времена года в  Хабаровском  крае. Урок  1 Путешест ­вие 10 Пр.р. 14  Определение  температуры  воздуха,  направления и  скорости ветра, осадков с  помощью  метеорологичес ких приборов  (тр) ­Определять  метеорологические данные  с помощью простейших  приборов. ­Описывать климатические  особенности своей  местности. ­Прогнозировать погоду на  ближайшие сутки. ­Объяснять причины ,  определяющие особенности 2  Путешест ­вие 11 Особенности  климата в  различных  территориях  нашего края. Путешест ­вие 11  3  4 Действие  муссонов на  климат Х.к. Погода и  климат своей  местности. Тема 7. Биосфера – оболочка жизни. (5) 1 Путешест вие 12 Растительный  мир Х.к. 2 3 Путешест вие 12 Реликтовые и  эндемичные  растения края. Путешест вие 13 Животный мир  Х.к.  4 Путешест вие 13 Реликтовые и  эндеминые  животные  края. климата своего края,  района. ­Называть представителей  растительного и  животного мира охотско­ камчатской,  восточно­ сибирской флоры и фауны;  описывать комплекс своей  местности; ­Называть и показывать  заповедники Хабаровского  края, заказники природы  своей местности. ­Объяснять причины  разнообразия  растительного и  животного мира  Хабаровского края. ­Прогнозировать изменения  природного комплекса при  нарушении в природных  компонентах. Пр. р.  15Составле­ние  графика  изменения  темпе­ратуры  воздуха в  течении  месяца,  диаграмм  облачно­сти,  розы ветров по  данным своих  наблюдений.(о) Пр.р. 16  Описание  климата своего  района.(тр) Пр.р. 17  Составление  систематизиру ющей таблицы  «Представител и раст. и  живот. мира  Х.к.» (тр) Пр.р.18  Описание  природного  комплекса своей местности.(тр) Пр.р. 17  Составление  систематизиру ющей таблицы  «Представител и раст. и  живот. мира  Х.к.»(о) Пр.р.  Разработка  стендового  доклада   «Охрана  природы в  нашем  регионе»(тр) 5 Путешест вие 14 Охрана природы в Хабаровском  крае. Население (4 часа) 1 2 3  4 Путешест вие 16 Путешест вие 15 Путешест вие 16 5 Стр. 143. Численность и  плотность  населения Х.к. Пр.р.20  Составление  картосхемы  «Плотность  населения края» Основные виды  населенных  пунктов края  Народы,  проживающие  на территории  Хабаровского  края Коренные  народы. Обобщающий  урок курса. Пр.р.21  Описание своего населенного  пункта (тр) Учащиеся должны: уметь  находить нужный материал в  разных источниках; выделять  главное в теме;  анализировать причинно­ следственные связи между  биосферой и другими  оболочками Земли;  объяснять процессы,  происходящие в биосфере;  обощать знания, полученные  по теме; высказывать и  отстаивать свое мнение по  проблемным вопросам темы. ­Называть и показывать  города Хабаровского края. ­Определять среднюю  плотность населения  Хабаровского края. ­Описывать свой  населенный пункт. ­Объяснять причины  различной плотности  населения в разных частях  края. ­Составлять  характеристику занятости  населения своего района. ­Прогнозировать изменения  своего населенного пункта. Пр.р. 22  Наблюдение и  описание  состояния  окружающей  среды, ее  изменения,  влияния на  качество жизни  населения. (тр) Учащиеся должны: знать/  понимать определения  основных понятий курса;  уметь приводить примеры  взаимодействия геосфер  Земли; объяснять  уникальность планеты, суть  природно­антропогенного  равновесия, пути его  сохранения и  восстановления. № п/п темы Дата Тема Количество часов Практические 1 2 3 4 5 6 7 Введение.  Тема №1История освоения  территории Хабаровского края. (7)  План и карта   Литосфера – каменная оболочка  Земли.  Гидросфера – водная оболочка  Земли. Атмосфера Биосфера Население Итого: 7 4 5 5 4 5 4 2 3 3 5 3 3 2 34 21 Данную рабочую программу можно реализовать следующим оборудованием: 1. Электронное приложение «Паневина Г.Н. Махинов А.Н. Мой край. Учебное пособие для  уч. 6 кл.­ Хабаровск: Частная коллекция, 2000. 2. Паневина Г.Н. Дневник краеведа. Рабочая тетрадь для уч. 6 кл. ­ Хабаровск: ФГУП  "Дальаэрогеодезия", 2004. 3. Атлас "Люби и знай свой край" ­  Хабаровск: ФГУП "Дальаэрогеодезия", 2002. 4. Видеофильм "Мой край" Хабаровск: ХК ИППК ПК, Центр АВИСО, 1998 5. ПаневинаГ.Н. Уроки региональной географии в 6 классе. ­ Хабаровск: ХК ИППК ПК,  2004. Паневина Г.Н. Методический комплекс регионального курса "Мой край" 6 кл. ­   Хабаровск: ХК ИППК ПК, 1999. 6. Видеофильм "Уроки региональной географии в 6 классе" (из опыта работы Борисовой  М.О. сш.№57 г. Хабаровска) ­ Хабаровск: ХК ИППК ПК, Центр АВИСО, 1998. 7. Дидактические материалы к региональным курсам школьной географии (из опыта работы   Велкер З.А., учителя сш№22 г. Хабаровска). ­ Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2000. 8. .Интерактивный атлас «Физическая география Хабаровского края»

Рабочая программа электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа  электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа  электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа  электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа  электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа  электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа  электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа  электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа  электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа  электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа  электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа  электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа  электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа  электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа  электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»

Рабочая программа  электива по географии для учащихся 6 класса «Мой край»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017