Интегрированный урок по математике и географии в 6 классе на тему: «Атмосферные осадки»
Акопян М. В., учитель географии, МБОУЛ «ВУВК им А. П. Киселёва»
География - геометрия…
Все в природе – это симметрия.
И не будем мы удивляться,
Что науки соединятся.
Тема урока. Атмосферные осадки.
Цели урока:
- познакомить с видами атмосферных осадков, выяснить причины, влияющие на выпадение осадков, способы измерения осадков;
- способствовать экологическому воспитанию, эстетическому воспитанию;
- способствовать развитию умения строить диаграмму осадков.
Оборудование: модели многогранников, осадкомер, презентация.
Тип урока: комбинированный (по форме интегрированный)
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
1. Орг.момент |
|
|
||||
2. Проверка знаний и умений
|
1. Вступление. Сценка. Учащийся 1(идет с книгой) - Привет! Учащийся 2 – Привет! Что за книга? Дай посмотреть? А разве бывает математическая география? У каждой науки свои ученые. Кто же занимается математической географией? Учащийся 1 – Ученые, говоришь свои. Давай ты напишешь имена известных математиков, а я географов. ( делают вид, что пишут на доске) Учащийся 2 – Ну и ну! Аристотель заложил основы теории пределов Учащийся 1 – Аристотель доказал шарообразность Земли. Учащийся 2 – Декарт ввел идею переменной величины и функции. Учащийся 1 – Декарт первым применил географические координаты. Учащийся 2 – Геродот создал общую теорию отношений. Учащийся 1 – Геродот – основоположник закона о географической зональности. Учащийся 2 – Эратосфен создал оригинальный метод «отсеивания» простых чисел, названный «решетом Эратосфена». Учащийся 1 – Эратосфен составил первую географическую карту и дал название науке. Учащийся 2 – Исаак Ньютон заложил основы интегрального исчисления. Учащийся 1 – Ньютон открыл закон действия силы тяжести, который объясняет многие географические явления. Учащийся 2 – Паскаль – основоположник теории вероятностей Учащийся 1 – Паскаль изучал атмосферное давление. Учитель математики: О правильных многоугольниках В природе существует пять типов правильных многоугольников: правильный тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр. У правильного тетраэдра грани – правильные треугольники; в каждой вершине сходятся три ребра. У куба все грани – квадраты. У каждой вершины сходятся по три ребра. У октаэдра грани – правильные треугольники, но в отличие от тетраэдра в каждой его вершине сходится 4 ребра. У додекаэдра грани – правильные пятиугольники. В каждой вершине сходится 3 ребра. У икосаэдра грани – правильные треугольники, но в каждой вершине пересекаются 5 ребер. Названия «тетраэдр», «октаэдр», додекаэдр», «икосаэдр» в дословном переводе с греческого языка означают: «4-гранник», «8-гранник», «12-гранник», и «20-гранник». Привычный нам куб тоже имеет греческое наименование «гексаэдр» - «шестигранник». «Платоновы тела». Все эти типы многогранников были известны в Древней Греции. Их называют также «платоновы тела», т.к. они занимали значительное место в идеалистической картине мира философа Платона. Четыре из них олицетворяли четыре земные «стихии» - землю, огонь, воздух и воду. Как вы думаете, какие именно? Куб «гексаэдр» - земля, Тетраэдр – огонь Октаэдр – воздух Икосаэдр – вода А вот пятый многогранник – додекаэдр воплощал в себе «все сущее», символизировал все мироздание, почитался главнейшим. Уже в средние века, по-латыни его стали называть «пятая сущность» или «квинта эссенциа», отсюда происходит современное слово «квинтэссенция», означающее все самое главное, основное, истинную суть чего-либо. Гениальный математик XVIII века Леонард Эйлер в 1758 году доказал, что число вершин, граней и ребер правильных многогранников связаны некоторым соотношением. Задание на дом – вывести формулу Эйлера о зависимости между числом вершин, ребер и граней правильных многогранников. Учащийся 1 - Куб- земля, тетраэдр – огонь, октаэдр – воздух, икосаэдр – вода. Все эти стихии изучает география. Еще одним доказательством тесной взаимосвязи географии и математики является наше домашнее задание Учитель географии: задание №1 Круговая диаграмма облачности за февраль месяц Задание№2 Определить относительную влажность воздуха при температуре +10ºС, если абсолютная влажность 2 г/куб. м воздуха. Задание №3 Почему ночью появляется роса, после восхода солнца она исчезает?
|
2 учащихся у доски
Работают с таблицами
Запись в дневник
Анализ диаграммы, решает задачу на доске |
||||
|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. |
|
||||
3. Изучение нового материала |
Найдите определение понятия «атмосферные осадки» и прочитайте вслух.
Давайте, в виде схемы перечислим виды атмосферных осадков. Давайте распределим осадки по сезонам года. Осадки можно поделить на группы и по высоте их образования
По интенсивности выпадения осадки бывают ливневые, когда за малый промежуток времени выпадает большой объем осадков из кучево-дождевых облаков, и обложные, выпадающие из слоистых облаков длительный период времени, но небольшим объемом. Учитель математики: Ребята! На уроках геометрии мы с вами изучили два вида симметрии: Относительно точки (центральная симметрия), и относительно прямой (осевая симметрия). И много говорили о том, что симметричные фигуры и тела окружают нас в природе и в жизни. Симметрия! Я гимн тебе пою! Тебя повсюду в мире узнаю. Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке, Ты в елочке, что у лесной дорожки. С тобою в дружбе и тюльпан, и роза, И снежный рой – творение мороза. Вопросы: Является ли эта снежинка центрально-симметричной фигурой? Если да, то где находится центр симметрии? Есть ли у этой снежинки оси симметрии? Сколько их? Покажите оси симметрии осадков
В солнечную погоду летом на небе находятся пушистые кучевые облака, но дождь не идет. Почему? Поможет ответить на этот вопрос следующий рисунок Схема №4 Размеры капель Что является основной причиной выпадения осадков?
На метеостанциях постоянно ведут наблюдение за состоянием погоды и обязательно с помощью прибора осадкомера измеряют количество осадков. Осадкомер устанавливают на высоте 1.5 м. влагу переливают из осадкомера в измерительный стакан с миллиметровыми делениями. Измеряют дважды в день и количество суммируют. На основе многолетних наблюдений составляют столбчатые диаграммы. Учитель математики объясняет, как строится столбчатая диаграмма. Что можно узнать по диаграмме осадков? Какой мы можем сделать вывод по новой теме урока?
|
Работают с п.46, с. 162
Заполняют готовую схему №1
Заполняют схему №2
Заполняют Схему №3
Работают по рисунку «снежинка»
Анализируют схему на экране и рис. 196 стр. 163
На экране заранее выполненные диаграммы осадков |
||||
4.Закрепление |
1. Интересные факты. 2. Числовой диктант.
(6/2=3)
|
|
||||
5.Домашнее задание |
Найти стихи: О дожде – 1 ряд О снеге – 2 ряд О других видах осадков – 3 ряд Вывести формулу Эйлера Достроить диаграмму осадков |
Запись в дневнике |
Лист №1
Схема №1
Схема №2
Схема №3
Лист №2
Числовой диктант.
Лист №2
Числовой диктант.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.