Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".
Оценка 4.7

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
биология
10 кл
14.11.2018
Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".
Рабочая программа элективного курса «Основы гигиены и санитарии» рассчитана на учащихся 10-11 классов .В ходе занятий рассматриваются история развития наук гигиены и санитарии, их значение. Особое место отведено профилактики сердечно- сосудистых, кожных. инфекционных заболеваний, правилам личной гигиены, закаливанию организма учащихся.
Копия основы гигиены и санитарии.doc
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА Элективного курса  Основы гигиены и санитарии. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса «Основы гигиены и санитарии» составлена на основе авторской программы «Основы гигиены и  санитарии» 10 класс.  Автор: Л.С. Ускова.  Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Элективный курс   предоставляет   учащимся   сведения   о   физическом,   психическом   и   социальном   здоровье   человека,   не   рассматриваемые   в   школьной программе по биологии. Получение ими знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи.  Предлагаемый элективный курс носит обучающий. развивающий и социальный характер. Он является необходимым для учащихся старшей   ступени,   так   как   позволит   школьникам   понять   причину   многих   заболеваний,   заставит   их   задуматься   о   своём   здоровье   и   его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма. Цели курса: Расширить и углубить знания учащихся в области современных достижений гигиены и санитарии. Задачи: ­1) помочь школьникам овладеть современными достижениями биологической науки в области гигиены и санитарии; ­2) формировать осознанное отношение к своему здоровью; ­3) научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности; ­4) использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников. Особенности курса: Содержание программы раскрывает научно­биологические проблемы, которые в незначительном объёме представлены в базовом курсе биологии   8  класса;   включает  в  себя   теоретический   и  практический   материал.  В  ходе   теоретических  занятий  рассматриваются   история гигиены, гигиена питания, дыхания. Вопросы профилактики сердечно­сосудистых, кожных, инфекционных   заболеваний; предупреждение наркомании и табакокурения. Практическим содержанием программы является определение функциональных сердечно­сосудистых проб, измерение артериального давления и чистоты пульса до и после физической нагрузки, выявление плоскостопия и нарушения осанки. Знания, умения и навыки, формируемые элективным курсом: По итогам элективного курса учащиеся должны знать: ­ Особенности физиологии и здоровья человека; Значение правильного питания, дыхания; ­ Приспособительные особенности организма; ­ ­ Правилах закаливания; ­ Правила гигиены и санитарии для укрепления здоровья. По итогам элективного курса учащиеся должны уметь: ­ оказывать первую помощь при сердечно­сосудистых заболеваниях, остановке дыхания; ­ измерять кровяное давление, пульс;  ­  оказывать первую помощь при травмах;  ­ составлять рацион питания. Структура документа Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы, календарно – тематическое планирование Изменения, внесённые в рабочую программу. Распределение часов по темам составлено по указанной программе. Формулировка названий разделов и  тем – соответствует   программе. В разделе 6. « Предупреждение и первая помощь при сердечно­сосудистых заболеваниях» исключена экскурсия в  кардиологический кабинет, т.к. в городской поликлинике подобные экскурсии не проводят. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ( текущий, рубежный, итоговый) осуществляется следующими образом ФОРМЫ КОНТРОЛЯ  Текущий контроль (самостоятельные работы, тестирование) по всем  темам курса.  Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводится защита проектных работ учащимися.  Используемая литература:  И.П. Чередниченко «Элективные курсы. Биология. 10­11 классы». Волгоград., «Учитель», 2008г.  Д. В. Колесов, Р. Д. Маш «Основы гигиены и санитарии». Учебное пособие для 9­10 классов. Москва «Просвещение» 1989г.  Жаки Рипли «Книга женской красоты и здоровья». Книжный клуб. Белгород.2008г.  Интернет­ресурсы Учебно­тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Наименование разделов и тем Всего часов Ведение. История гигиены. Физическая активность и здоровье Предупреждение инфекционных  заболеваний. Травматизм и его профилактика. Предупреждение и первая помощь при  сердечно­сосудистых заболеваниях.  7 Гигиена дыхания 8 Гигиена питания        2 Профилактика кожных заболеваний.  Закаливание.Гигиена одежды и обуви Нервная система и психическое  здоровье 1 Предупреждение вредных привычек. 1 2 2 2 3 4 3 2 4 2 Практич. Занятия В том числе Формы контроля 0 0 2 1 Отчет. Самостоятельная и домашние работы. Отчет. Самостоятельная и домашние работы. Отчет. Самостоятельная и домашние работы. Отчет. Самостоятельная и домашние работы. 1           4 Отчет. Самостоятельная и домашние работы. Отчет. Самостоятельная и домашние работы. 2 1 1 Отчет. Самостоятельная и домашние работы. Отчет. Самостоятельная и домашние работы. Отчет. Самостоятельная и домашние работы. Отчет. Самостоятельная и домашние работы. Отчет. Самостоятельная и домашние работы. 12  Гигиена труда Итого: 2 34 Защита творческой работы. №  п/ п 1 2 Раздел курса Тема занятия Тип  занятия Элементы  содержания Требования  к  уровню подготовки Ко л  во  час Элемент ы  дополнит ельного  образова ния Д/з Дата  прове­ дения Пла н Фак тич Вид  контроля Измери  тели Индивиду альный Знать  отрасли  гигиены. Связь  гигиены с другими  науками Знать историю  развития гигиены и  санитарии. Индивиду альный 1. Введение.  (1 час) Предмет и методы  гигиены. 1 Лекция 2. История  гигиены. (2  часа) Санитарно­ гигиеническая  культура древнего  мира и  средневековья. 1 Лекция с  элементам и беседы Гигиена.  Санитария.  Методы гигиены.  Отрасли гигиены. Связь гигиены с  другими науками Санитарно­ гигиеническая  культура Греции,  Древнего Рима.  Античные  философы о  здоровом образе  жизни. Римские  бани. Гигиена  детства.  Санитарно­ гигиеническое  состояние  населения  Европы в период  новой истории.  Влияние работ  Луи Пастера на  развитие  гигиенической  науки. 3 4 5 История гигиены в  России. 1 Лекция с  элементам и беседы Знать историю  развития гигиены в  России Индивиду альный Санитарная  культура Руси 15  ­ 16 вв, 17 ­ 18 вв. Реформы Петра  1. вклад  Д.И.Ломоносова  в становление  гигиенической  науки.  Н.И.Пирогов,   Д.Ф.  Доброславин,  Ф.Ф. Эрисман. 3. Физическая активность и  здоровье. (2  часа) 1 1 Отрицательное  влияние  гиподинамии на  здоровье. Лабораторная  работа №1  «Строение и работа мышц; анализ  мышечных  движений» Задачи физического воспитания.  Лабораторная  работа №2  «Влияние  плоскостопия и  недостатков  осанки,  корригирующие  упражнения» практикум Роль опорно­ двигательной  системы в  физическом и  психическом  развитии ребёнка. Роль мышечной  активности. практикум Физические  упражнения,  подвижные игры,  спорт. Приёмы и  упражнения  корригирующие  осанку.  Плоскостопие,  его  предупреждение. Знать строение и  работа мышц; анализ мышечных  движений Индивиду альный Знать правила  гигиены и  предупреждения  плоскостопия Индивиду альный 4.Предупреж де ние  инфекционны х  заболеваний.  (2 часа) 6 7 8 5. Травматизм и его профилактик а. (3 часа) Инфекционные  заболевания. Профилактика  инфекционных  заболеваний.  Лабораторная  работа №3  «Приёмы  дезинфекции и  стерилизации,  используемые в  домашних  условиях». Травматизм  юношей,  обусловленный  психическими  особенностями. 9  Лабораторная  работа №4 «Первая помощь при  травмах» 1 1 1 1 Лекция с  элементам и беседы Микроорганизмы ­ возбудители  болезни. Учение  об иммунитете.  Эпидемии. Знать основные  инфекционные  заболевания,  понятие иммунитет Индивиду альный практикум Прививки.  Средства личной  гигиены. Знать основные  средства личной  гигиены Индивиду альный Уметь оказывать  первую помощь. Индивиду альный Уметь оказывать  первую помощь. Индивиду альный Лекция с  элементам и беседы Ушибы,  растяжения,  вывихи,  переломы,  обморожения,  ожоги.  Кровотечения,  способы  остановки. практикум Наложение шин,  теплоизолирующ их повязок при  обморожениях 1  и 3 степени,  остановка  кровотечений. 6.Предупреж дение и  первая  помощь при  сердечно­ сосудистых  заболеваниях. (4 часа) 10 11 12 13 1 1 1 1 Предупреждение  травматизма. Строение и  функции сердечно­ сосудистой  системы.  Лабораторная  работа №5  «Рассматривание  под микроскопом  препарата  сердечной мышцы» Тренировка сердца  и сосудов.   Лабораторная  работа №6,7  «измерение частоты пульса и  артериального  давления  до и  после физической  нагрузки»,  Функциональные  сердечно­ сосудистые пробы.  Лабораторная  работа №8  «Функциональные  сердечно­ сосудистые пробы.» Уметь оказывать  первую помощь. Индивиду альный Лекция с  элементам и беседы Техника  безопасности при работе с  инструментами,  с\х орудиями,  защитные  механизмы. практикум Заболевания  сердца и  сосудов., их  предупреждение.  Вред курения. Знать основные  заболевания сердца  и сосудови их  предупреждение Индивиду альный практикум Тренировка  сердца и сосудов. Индивиду альный уметь определять   скорость  кровенаполнения в  капиллярах  ногтевого ложа. практикум Функциональные  сердечно­ сосудистые  пробы. Уметь определять  артериальное  давление Индивиду альный 7. Гигиена дыхания (2 часа) 14 15 16 1 1 1 Знакомство с  кардиографией.  Особенности  функционирования  органов дыхания.  Лабораторная  работа №9  «Дыхательные  функциональные  пробы: измерение  времени  максимальной  задержки дыхания  при глубоком  вдохе, при  глубоком выдохе,  до и после  дозированной  нагрузки» Гигиенические  основы дыхания.  Лабораторная  работа №10  «Санитарный  анализ воздуха в  помещении.  Изготовление  простейших  респираторов» Лекция с  элементам и беседы Кардиограмма Знать определение  кардиографии Индивиду альный практикум Понятие о  кислородном  голодании.  Физиологические  тесты. Индивиду альный Уметь измерять  время максимальной задержки дыхания  при глубоком вдохе, при глубоком  выдохе, до и после  дозированной  нагрузки» практикум Меры первой  помощи при  отравлении  угарным газом.  Мутации голоса.  Гигиена голоса. Уметь оказывать  первую помощь при  отравлении газом Индивиду альный 17 8. Гигиена питания. (3 часа) Рацион и режим  питания.  Лабораторная  работа № 11,12  «Санитарная  проверка пищевых  продуктов», «  Санитарная  проверка  пригодности для  питья природной  воды». Заболевания  органов  пищеварения. 18 19 20 Понятие о  диетотерапии Кожа.  Лабораторная  работа №13  «Определение типа  кожи: нормальная,  сухая, жирная». 9. Профилактик а кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви. (2 часа) 1 практикум Принципы  рационального  питания.  Санитарно­ гигиенические  требования к  хранению  продуктов. Индивиду альный знать аанитарно­ гигиенические  требования к  хранению  продуктов. Пищевые  отравления.  Меры первой  помощи.  инфекционные,  неинфекционные, острые и  хронические  заболевания. Диетология. 1 1 Лекция с  элементам и беседы Лекция с  элементам и беседы практикум Функции кожи.  Причины  нарушений. Уход  за кожей.  Профилактика  аллергических,  гнойничковых,  грибковых  заболеваний. Уметь оказывать  первую помощь при  заболевании органов пищеварения Индивиду альный Знать основные  правила  диетотерапии. Уметь определять  тип кожи. Знать  правила ухода за  ней. Индивиду альный Индивиду альный 21 22 23 24 25 26 Закаливание.  Гигиена. Нервная система. 10. Нервная система и психическое здоровье. (4 часа) Стресс. Поведение. Психическое  здоровье. Наркотики. 11. Предупрежде ние вредных привычек. (2 часа) 1 1 1 1 1 1 Лекция с  элементам и беседы Лекция с  элементам и беседы Лекция с  элементам и беседы Лекция с  элементам и беседы Лекция с  элементам и беседы Лекция с  элементам и беседы Теплорегуляция.  Гигиена одежды.  Знать основные  требования к  гигиене одежды Значение нервной системы.  Условные и  безусловные  рефлексы.  Навыки и  привычки. Знать определение  условных и  безусловных  рефлексов, их  значение в жизни  человека Индивиду альный Индивиду альный Знать определение:  Стресс и фазы его  развития: тревога,  адаптация,  истощение Знать значение сна  для здоровья  человека Индивиду альный Индивиду альный Знать определение  психогигиены Индивиду альный Индивиду альный знать свойства  наркотиков. Стадии  наркомании. Уметь  предупреждать  вредные привычки  Стресс и фазы  его развития:  тревога,  адаптация,  истощение. Выработка  навыков и  привычек.  Гигиена сна. Вред суеверий. Психогигиена.  Свойства  наркотиков.  Стадии  наркомании.  Борьба с  курением.  Предупреждение  пьянства и  алкоголизма 12. Гигиена труда. (4 часа) «Имя беды ­  наркотики» пресс­ конференция  Понятие о  работоспособности. Особенности  учебной  деятельности. 1 1 1 Выбор профессии. 1 практикум Лекция с  элементам и беседы Утомление.  Усталость.  Причины  переутомления. Лекция с  элементам и беседы Лекция с  элементам и беседы Работоспособнос ть школьника.  Развитие памяти,  мышления,  внимания. Эмоции и воля в  учебном  процессе..  Понятие  мотивации.  Способность.  Одарённость. Знать определения  утомление.  Усталость. Причины переутомления Знать особенности  учебной  деятельности. Знать определения  эмоции и воля в  учебном процессе..  Понятие мотивации. Способность.  Одарённость. Защита проектных  работ учащихся. практикум Индивиду альный Индивиду альный Индивиду альный Индивиду альный Индивиду альный 27 28 29 30 31 ­ 34

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".

Рабочая программа элективного курса " Основы гигиены и санитарии".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2018