Рабочая программа элективного курса " Язык в речевом общении" 8 класс
Оценка 5
Разработки курсов
docx
русский язык
8 кл
22.10.2018
Рабочая программа элективного курса «Язык в речевом общении» для 8 класса составлена на основе:
• Федерального Закона №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644), с изменениями от 29.12.2014г. №1644;
• Основной образовательной программы основного общего образования, утверждённой директором МБОУ «Головинская ОШ» от 25.08.2016г., приказ №435;
• Авторской Программы факультативных, элективных курсов по русскому языку/ Под редакцией С.И. Львовой. В кн. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М.: Эксмо, 2007;
• Устава МБОУ «Головинская ОШ».Цели и задачи:
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета.
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении 8 класс.docx
Рабочая программа элективного курса " Язык в
речевом общении". 8 класс (ФГОС)
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Язык в речевом общении» для 8 класса составлена на основе:
Федерального Закона №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте
России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644), с изменениями от 29.12.2014г. №1644;
Основной образовательной программы основного общего образования, утверждённой
директором МБОУ «Головинская ОШ» от 25.08.2016г., приказ №435;
Авторской Программы факультативных, элективных курсов по русскому языку/ Под редакцией
С.И. Львовой. В кн. Настольная книга учителя русского языка. 511 классы. М.: Эксмо, 2007;
Устава МБОУ «Головинская ОШ».
Цели и задачи:
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать
языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности,
развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры,
овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета.
Описание места учебного курса
Рабочая программа рассчитана на 17 часов (1 час в 2 недели).
Общая характеристика учебного курса
Программа предусматривает углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно
наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных
ситуациях общения. В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется
формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть
секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых
единиц для коммуникативного совершенствования речевого высказывания. От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи —
такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и
углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются
различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд
общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического
использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного
использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие
качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что
может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного
языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов
речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспринимать
звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно,
выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения
(умение говорить и писать).
Важное направление работы связано с развитием и совершенствованием навыков самоконтроля,
потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной
справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или
иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить деятельностный
характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению,
сформировать навыки речевого самоконтроля.
Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего
знания лингвистических законов, владения основными коммуникативными умениями, но и соблюдения
правил речевого поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание развитию навыков
использования правил русского речевого этикета.
Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
Оборудование: компьютер, интерактивный комплекс (для уроков с использованием ИКТ).
Для учителя:
1.Поурочные разработки по русскому языку для 8 класса/ сост. Беляева О.В., Доценко О.А. М., Вако,
2009.
2.Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ сост. Колчанова С.С. Волгоград,Учитель, 2009.
3. Русский язык. Контрольноизмерительные материалы. 8 класс/ сост. Егорова Н.В. М., Вако, 2010.
4.Русский язык. 8 класс. Тематические тесты по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. / сост.
Мальцева Л.И. РостовнаДону, 2012.
5.Тематические зачеты по русскому языку. 8 класс./ Малюшкин А.Б., Рогачева Е.Ю. М., Сфера, 2009.
6.Уроки русского языка с применением информационных технологий.58 классы. Методическое пособие
с электронным приложением. М.,Глобус, 2010.
Для учащихся:
1.Русский язык. Дидактические материалы.8 класс/ сост. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.
М.,Экзамен, 2013.
2.Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. /сост. Богданова Г.А. М., Просвещение,2010.
3. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Русский язык. 8 класс. Москва «Интеллект
Центр», 2013г. Образовательные электронные ресурсы:
http://repetitor.1c.ru/ Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку,
Контрольнодиагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и
др.
http://www.ug.ru/ «Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ газета «Первое сентября»
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Личностные результаты:
Планируемые результаты освоения учебного курса
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского на
рода; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и
моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного Образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выра
жения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения
за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации,
компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, сти
листических особенностей и использованных языковых средств; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла,
адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных
орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность исполь
зовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять
полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативноцелесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого об
щения, совместного выполнения какойлибо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение
национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка рус
ского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения,
о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое
общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи;
функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употреб
ление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного,
лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативноэстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного курса
О родном языке. Русский язык среди других языков мира. (1ч) Звуковые образные средства языка.
Звукопись (1 час) Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы
общения (устная и письменная) (1 час) Ситуация речевого общения и её основные компоненты (1 час)
Речевой этикет как правила речевого общения (1 час) Культура поведения, культура речи и речевой
этикет (1 час) Жесты и мимика; использование их в общении (1 час) Особенности устной речи:
использование средств звучащей речи (1 час) Повторы, прерывистость речи – типичные свойства
устного высказывания (1 час) Диалог и монолог как разновидности устной речи (1 час) Формы устных
высказываний и использование их в разных ситуациях общения (2 час) Роль орфоэпии в устном
общении между людьми (1 час) Основные нормы современного литературного произношения. Ударение;
его смыслоразличительная роль (1 час) Отклонения от произносительных норм и их причина (1 час)
Орфоэпические словари и справочники; работа с ними (1 час) Интонация, её основные элементы
(логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи). Этикетная функция интонации в речевом
общении (1,5час)
Тематическое планирование учебного курса
№
п/п
Тема
1 О родном языке. Русский язык среди других языков мира
2
3
4
5
6
Звуковые образные средства языка. Звукопись
Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла).
Формы общения (устная и письменная)
Ситуация речевого общения и её основные компоненты
Речевой этикет как правила речевого общения
Культура поведения, культура речи и речевой этикет
7 Жесты и мимика; использование их в общении
8 Особенности устной речи: использование средств звучащей речи
9
Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания
10 Диалог и монолог как разновидности устной речи
11 Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения
12 Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения
13 Роль орфоэпии в устном общении между людьми
14 Основные нормы современного литературного произношения. Ударение; его смыслоразличительная роль
15 Отклонения от произносительных норм и их причина
16 Орфоэпические словари и справочники; работа с ними
17 Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи). Этикетная функция интонации в речевом общении
Рабочая программа элективного курса " Язык в речевом общении" 8 класс
Рабочая программа элективного курса " Язык в речевом общении" 8 класс
Рабочая программа элективного курса " Язык в речевом общении" 8 класс
Рабочая программа элективного курса " Язык в речевом общении" 8 класс
Рабочая программа элективного курса " Язык в речевом общении" 8 класс
Рабочая программа элективного курса " Язык в речевом общении" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.