Рабочая программа элективного курса для 10 класса ""Решение уравнений и неравенств с параметрами"
Оценка 4.8

Рабочая программа элективного курса для 10 класса ""Решение уравнений и неравенств с параметрами"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
математика
10 кл
28.11.2018
Рабочая программа элективного курса для 10 класса ""Решение уравнений и неравенств с параметрами"
Рабочая программа элективного курса по математике для 10 класса по теме "Решение уравнений и неравенств с параметром".Цель курса-научить учащихся методам решения задач с параметрами, помочь преодолеть психологический барьер, который обусловлен противоречивыми характеристиками параметра. При подготовке учитель вправе сам распределять материал.
рабочая программа элективного курса 10 кл.docx

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №1  ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» Алтайского края

«Принято»

на заседании педагогического совета

протокол №

от «    »               2018г.

«Утверждено»

Директор

___________В.Д.Ремпель

приказ №

от «     »                    2018г.  

 

      

 

 

 

Рабочая  программа

элективного курса

по математике

«Решение уравнений и неравенств с параметрами»

(34 часа)

 10   класс

 

 

 Составитель:

 

Юдакова О.В. - учитель математики

первой квалификационной категории.

 

 

 

 

 

 

 

с. Завьялово, 2018

 
 

 

 

 

 

 

 


Программа элективного курса  «Решение уравнений и неравенств» составлена  на основе авторской программы Д.Ф.Айвазяна (Математика 10-11 классы. Решение уравнений и неравенств с параметрами: элективный курс / авт.-сост. Д.Ф.Айвазян.  Волгоград: Учитель, 2009.204 с).

Элективный курс является предметно-ориенти­рованным и предназначен на один год обучения для реализации в 10 классах общеобразовательной школы для расширения теоретических и практических знаний учащихся.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение многих физических процессов и геометрических за­кономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Наиболее трудной и важной частью решения таких задач является исследование процесса в зависимости от параметров.

Задачи с параметрами включены в содержание ЕГЭ по матема­тике и очень часто оказываются не по силам обучающимся. Это, вообще говоря, неудивительно, поскольку у большинства учащихся нет должной свободы в общении с параметрами.

Появление таких задач на экзамене далеко не случайно, так как с их помощью проверяется техника владения формулами элемен­тарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений (без чего решение задач с параметрами невозможно) и уровень логического мышления учащихся.

Необходимость введения элективного курса «Решение уравне­ний и неравенств» обусловлена тем, что практика вступительных экзаменов далеко оторвалась от школы и достаточ­но велика разница между требованиями, которые предъявляет к своему выпускнику школа, и требованиями, которые предъявляет к своему поступающему вуз, особенно вуз высокого уровня. В процессе решения задач с параметрами приобретаются определенные умения исследовательской работы.

Цель курса – научить учащихся методам решения задач с параметрами, помочь преодолеть психологический барьер, который обусловлен противоречивыми характеристиками парамет­ра. С одной стороны, параметр в уравнении следует считать величи­ной известной, а с другой - конкретное значение параметра неиз­вестно. С одной стороны, параметр является величиной постоянной, а с другой – может принимать различные значения. Получается, что параметр - неизвестная известная, переменная постоянная величина.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый элективный курс «Решение уравнений и не­равенств» составлен на основе авторской программы Д.Ф.Айвазяна с одноименным названием и является предметно-ориенти­рованным и предназначен на один год обучения для реализации в 10 классах общеобразовательной школы для расширения теоретических и практический знаний  учащихся. Решение уравнений, содержа­щих параметры,  разделов школьного кур­са. Запланированный данной программой для усвоения учащи­мися объем знаний необходим для овладения ими методами ре­шения некоторых классов заданий с параметрами, для обобще­ния теоретических знаний. В процессе решения задач с параметрами приобретаются определенные умения исследовательской работы. Трудности при решении задач с параметрами обусловлены тем, что наличие параметра заставляет решать задачу не по шаблону, а рассматривать различные случаи, при каждом из которых методы решения существенно отличаются друг от друга. Так же необходимо хорошо знать свойства функций и выделять те, которые нужно применять в конкретном случае.

Целью данного курса является изучение избранных классов уравнений с параметрами и научное обоснование методов их решения, а также формирование логического мышления и мате­матической культуры у школьников.

Курс имеет общеобразова­тельное значение, способствует развитию логического мышле­ния учащихся. Программа данного элективного курса ориенти­рована на приобретение определенного опыта решения задач. Курс входит в число дисциплин, включенных в компонент учебного плана образовательного учреждения. Изу­чение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра, алгебра и начала анализа, геометрия.

В результате курса учащиеся должны научиться применять теоретические знания при решении уравнений и неравенств, знать некоторые методы решения заданий с парамет­рами (по определению, по свойствам функций, графически и т. д.)

Данный курс представляется особенно актуальным и совре­менным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений.

Данный курс имеет существенное образовательное значение для изучения алгебры.

Задачи курса:

·                овладение системой знаний об уравнениях с параметром как о семействе уравнений, что исключительно важно для целостного осмысления свойств уравнений и неравенств, их особенностей;

·                овладение аналитическим и графическими способами решения задач с параметром;

·                приобретение исследовательских навыков в решении задач с параметрами;

·                формированию логического мышления учащихся;

·                вооружению учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по данному курсу;

·                подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ и поступлению в ВУЗы.

Содержание курса предполагает работу с различными ис­точниками математической литературы. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную рабо­ту учащихся.

Данный курс рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю) и содержит следую­щие основные разделы:

Введение. Понятие уравнений с параметрами. Первое зна­комство с уравнениями, содержащими параметр:

1.                  Линейные уравнения, неравенства и их системы.

2.                  Квадратные уравнения и неравенства.

3.                  Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами.

4.                  Решение различных видов уравнений и неравенств с па­раметрами.

Задачи программы:

·            познакомиться с понятиями «параметр», «уравнение с параметром», «неравенство с параметром», «система уравнений с параметром», «система неравенств с параметром».

·            различать условия параметрических задач;

·            научиться решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств с параметром аналитическим и графическим способами;

·            научиться математически грамотно оформлять решение задач с параметром.

Ожидаемые результаты

Учащийся должен знать:

·                понятие параметра;

·                что значит решить уравнение с параметром, неравенство с параметром, систему уравнений и неравенств с параметром;

·                основные способы решения различных уравнений, неравенств и систем уравнений и неравенств с параметром (линейных и квадратных);

·                алгоритмы решений задач с параметрами;

·                зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра свойства решений уравнений, неравенств и их систем;

·                свойства функций в задачах с параметрами.

Учащийся должен уметь:

·                определять вид уравнения (неравенства) с параметром;

·                выполнять равносильные преобразования;

·                применять аналитический или функционально-графический способы для решения задач с параметром;

·                осуществлять выбор метода решения задачи и обосновывать его;

·                использовать в решении задач с параметром свойства основных функций;

·                выбирать и записывать ответ;

·                решать линейные, квадратные уравнения и неравенства; несложные иррациональные, тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства с одним параметром при всех значениях параметра.

Учащийся должен владеть:

·       анализом и самоконтролем;

·       исследованием ситуаций, в которых результат принимает те или иные количественные или качественные формы.

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

·       повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;

·       освоить основные приемы решения задач;

·       овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

·       познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

·       повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

·       познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов;

·       усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений с параметрами;

·       применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр;

·       проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;

·       овладеть исследовательской деятельностью.

Формы работы: лекционно-семинарская, групповая и индивидуальная.
Методы работы: исследовательский и частично-поисковый.
Виды деятельности на занятиях: лекция, беседа, практикум, консультация, работа с компьютером.

При решении задач с параметрами одновременно активно реализуются основные методические принципы:

·       принцип параллельности – следует постоянно держать в поле зрения несколько тем, постепенно продвигаясь по ним вперед и вглубь;

·       принцип вариативности – рассматриваются различные приемы и методы решения с различных точек зрения: стандартность и оригинальность, объем вычислительной и исследовательской работы;

·       принцип самоконтроля – невозможность подстроиться под ответ вынуждает делать регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач;

·       принцип регулярности – увлеченные математикой дети с удовольствием дома индивидуально исследуют задачи, т. е. занятия математикой становятся регулярными, а не от случая к случаю на уроках.

·       принцип последовательного нарастания сложности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ

Введение. Понятие уравнений с параметрами. Первое знакомство с уравнениями с параметром.
Тема 1. Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром.

Линейные уравнения с параметром. Алгоритм решения ли­нейных уравнений с параметром. Решение линейных уравнений с параметрами. Зависимость количества корней в зависимости от коэффициентов а и b. Решение уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения. Решение уравнений с параметрами, приводимых к линейным. Линейные неравенства с параметрами. Решение линейных неравенств с параметрами. Классификация систем линейных уравнений по количеству решений (неопределенные, однозначные, несовме­стные). Понятие системы с параметрами. Алгоритм решения систем линейных уравнений с параметрами. Параметр и количе­ство решений системы линейных уравнений.

Тема 2. Квадратные уравнения и неравенства.

Понятие квадратного уравнения с параметром. Алгоритми­ческое предписание решения Квадратных уравнений с парамет­ром. Решение квадратных уравнений с параметрами. Зависи­мость, количества корней уравнения от коэффициента а и дис­криминанта. Решение с помощью графика. Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметром. Реше­ние квадратных уравнений с параметрами при наличии допол­нительных условий к корням уравнения. Расположение корней квадратичной функции относительно заданной точки. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции. Решение квадратных уравнений с параметром первого типа («для каждого значения параметра найти все ре­шения уравнения»). Решение квадратных уравнений второго типа («найти все значения параметра, при каждом из которых уравнение удовлетворяет заданным условиям»). Решение квадратных неравенств с параметром первого типа. Решение квад­ратных неравенств с параметром второго типа.

Тема 3. Аналитические и геометрические приемы реше­ния задач с параметрами.

Использование графических иллюстраций в задачах с пара­метрами. Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств. Использование симметрии аналитических выражений. Метод решения относи­тельно параметра. Применение равносильных переходов при решении уравнений и неравенств с параметром.

Тема 4. Решение различных видов уравнений и нера­венств с параметрами.

Решение тригонометрических уравнений, неравенств с па­раметром. Решение логарифмических уравнений, неравенств с параметром. Решение иррациональных уравнений, неравенств с параметром.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Но­мер уро­ка

Раздел курса

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата про­веде­ния

1

Введение

 (1ч)

Понятие уравнения с параметра­ми

1

Понятие уравнений с параметрами. Первое зна­комство с уравнениями с параметром

 

2

Линейные уравне­ния, их системы и неравен­ства с параметром

(12 ч)

Решение линейных уравнений с параметра­ми

2

Линейные уравнения с параметром. Алгоритм решения ли­нейных урав­нений с па­раметром

 

3

 

Решение линейных уравнений с параметра­ми

 

Зависимость количества корней от значения коэффициен­тов а и в. Решение линейных уравнений с параметрами

 

4

 

 

 

Решение

линейных уравнений с параметра­ми при на­личии до­полнитель­ных усло­вий (огра­ничений) к корням уравнений

1

Решение уравнении с параметрами при наличии дополнитель­ных условий к корням уравнения

 

5

 

 

Решение

уравнении, приводи­мых к линейным

2

Решение уравнений с параметрами, приводимых к линейным

 

6

 

 

 

 

Решение

уравнении, приводи­мых к ли­нейным

 

 

 

 

7

 

 

Решение

систем линейных уравнений (с двумя перемен­ными) с парамет­рами

 

 

 

3

Классификация систем линейных уравнений по количеству решений (не­определен­ные, одно­значные, не­совместные).

 

8

 

Решение систем линейных уравнений (с двумя перемен­ными) с парамет­рами

 

Понятие сис­темы линей­ных уравне­ний с пара­метрами. Алгоритм решения сис­тем линейных уравнений с параметрами.

 

9

 

 

Решение

линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержа­щих пара­метры

 

 

 

Параметр и количество решений системы ли­нейных урав­нений

 

10

 

 

Контрольная работа по теме «Линейные уравнения и системы линейных уравнений с парамет­рами»

1

 

 

11

 

 

Решение

линейных неравенств с парамет­рами

1

Линейные

неравенства с параметрами

 

12

 

Решение линейных неравенств с парамет­рами с помощью графиче­ской ин­терпрета­ции

1

Решение линейных неравенств с параметрами

 

13

 

 

Решение систем линейных неравенств с одной перемен­ной, со­держащих параметры

1

 

 

14

Квадрат­ные урав­нения и неравенст­ва

 (11 ч)

Решение квадрат­ных урав­нений с парамет­рами

1

 

 

Понятие квадратного уравнения с параметром. Алгоритми­ческое пред­писание ре­шения квад­ратных урав­нений с параметром. Решение квадратных уравнений  с параметра­ми. Решение  

квадратных уравнений с параметром первого типа («для каждо­го значения параметра найти все решения уравнения»)

 

15

 

 

Использование тео­ремы Виета при решении квадрат­ных урав­нений с парамет­рами

1

Применение теоремы Виета при реше­нии квадрат­ных уравне­ний с пара­метром. Рас­положение корней квад­ратичной функции относительно заданной точки

 

16

 

 

Решение

уравнений с парамет­рами, при­водимых к квадрат­ным

1

Решение квадратных уравнений с параметрами при наличии дополнитель­ных условий к корням уравнения

 

17

 

Располо­жение корней квадратно­го уравне­ния в зави­симости от параметра

3

 

 

Решение квадратных уравнений второго типа («найти все значения параметра, при каждом из которых уравнение удовлетворя­ет заданным условиям»)

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

Расположение корней квадратно­го уравне­ния в зави­симости от параметра

19

 

 

Расположение корней квадратно­го уравне­ния в зави­симости от параметра

 

 

 

 

 

20

 

 

Взаимное располо­жение корней двух квад­ратных уравнений

1

Задачи, сводящиеся к исследова­нию распо­ложения кор­ней квадра­тичной функ­ции

 

21

 

 

Контрольная работа по теме «Квадрат­ные урав­нения с парамет­рами»

1

 

 

22

 

Решение квадрат­ных нера­венств

1

Решение квадратных неравенств с параметром первого типа. Решение квадратных неравенств с параметром второго типа

 

 

 

23

 

 

Решение неравенств методом интервалов

1

 

24

 

 

 

Нахожде­ние задан­ного коли­чества решений уравнения или нера­венства

1

Зависимость количества корней урав­нения от ко­эффициента а и дискрими­нанта

 

25

Аналити­ческие и геометри­ческие при­емы реше­ния задач с параметра­ми

 (9 ч)

 

 

Графиче­ский метод решения задач с па­раметрами

2

Использова­ние графиче­ских иллюст­раций в зада­чах с пара­метрами

 

 

 

 

26

Графиче­ский метод решения задач с парамет­рами

 

 

 

27

 

 

Примене­ние поня­тия «пучок прямых на плоскости»

1

 

28

 

Фазовая плоскость

1

 

 

29

 

 

Использование сим­метрии аналитиче­ских вы­ражений

1

Использование симмет­рии аналити­ческих выра­жений

 

30

 

 

Решение

относи­тельно параметра

1

Метод решения относи­тельно пара­метра

 

31

 

 

Область

определе­ния помо­гает ре­шать зада­чи с пара­метром

1

Использование ограни­ченности функций, входящих в левую и пра­вую части уравнений и неравенств

 

32

 

 

Использование ме­тода оценок и экстремальных свойств функции

1

 

 

33

 

 

Равносильность при реше­нии задач с парамет­рами

1

Применение равносильных переходов при решении уравнений и неравенств с параметром

 

34

Решение различных видов уравнений и нера­венств с парамет­рами

 (1 ч)

Решение тригоно­метриче­ских, пока­зательных, логариф­мических и иррацио­нальных уравнений и нера­венств

1

Решение три­гонометриче­ских уравне­ний, нера­венств с па­раметром. Решение ло­гарифмиче­ских уравне­ний, нера­венств с па­раметром. Решение ир­рациональных уравнений, неравенств с параметром

 




 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Программа элективного курса «Решение уравнений и неравенств» составлена на основе авторской программы

Программа элективного курса «Решение уравнений и неравенств» составлена на основе авторской программы

В результате курса учащиеся должны научиться применять теоретические знания при решении уравнений и неравенств, знать некоторые методы решения заданий с парамет­рами (по определению, по свойствам…

В результате курса учащиеся должны научиться применять теоретические знания при решении уравнений и неравенств, знать некоторые методы решения заданий с парамет­рами (по определению, по свойствам…

Учащийся должен уметь : · определять вид уравнения (неравенства) с параметром; · выполнять равносильные преобразования; · применять аналитический или функционально-графический способы для решения задач с…

Учащийся должен уметь : · определять вид уравнения (неравенства) с параметром; · выполнять равносильные преобразования; · применять аналитический или функционально-графический способы для решения задач с…

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ

Линейные уравне­ния, их системы и неравен­ства с параметром (12 ч)

Линейные уравне­ния, их системы и неравен­ства с параметром (12 ч)

Контрольная работа по теме «Линейные уравнения и системы линейных уравнений с парамет­рами» 1 11

Контрольная работа по теме «Линейные уравнения и системы линейных уравнений с парамет­рами» 1 11

Расположение корней квадратно­го уравне­ния в зави­симости от параметра 19

Расположение корней квадратно­го уравне­ния в зави­симости от параметра 19

Фазовая плоскость 1 29

Фазовая плоскость 1 29
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2018