Рабочая программа элективного курса по физике "Решение физических задач математическими способами" для 10 класса.Программа включает пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно- тематический план, содержание.Данный курс может быть рекомендован учащимся для более углубленного изучения отдельных тем, а так же при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мостовская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
«Утверждаю»
на заседании методического совета
Директор МКОУ «Мостовская СОШ»
протокол № от_____________ 20_____г ______________ Л.С.Томилова
Приказ №___ от ________________20___г
Р А Б О Ч А Я
П Р О Г Р А М М А
Элективного курса
Решение физических задач математическими способами
10 к л а с с
2015 гСоставитель: Синяк Татьяна Ивановна учитель физики первой квалификационной
категорииПояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Решение физических задач математическими
способами» составлена в соответствии с п.4, п.5, п.6 ст.47 Федерального закона Российской
Федерации от 29 декабря 2012г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Элективный курс «Решение физических задач математическими способами» предназначен
для обучающихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и
умениях , полученных учащимися при изучении физики в основной и средней школе.
Цель курса:
развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей в
процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач.
Задачи курса:
овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;
применять знания по физике для объяснения явлений природы , свойств вещества ,
решения физических задач , самостоятельного приобретения и оценки новой информации
физического содержания, использования современных информационных технологий;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических , жизненных
задач.
Элективный курс прежде всего ориентирован на развитие у школьников интереса к
занятиям, на организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной
практической деятельности.
Программа курса рассчитана на 17 часов.
Формой контроля является контрольная работа.Требования к уровню подготовки обучающихся
В процессе обучения учащиеся должны
Знать:
правила и приемы решения физических задач.
Уметь:
использовать приобретенные знания и умения для решения практических , жизненных
задач.
применять знания по физике для объяснения явлений природы , свойств вещества ,
решения физических задач , самостоятельного приобретения и оценки новой информации
физического содержания, использования современных информационных технологий.Учебно тематический план
№
Тема
Количество
часов
В том числе
Контрольные
работы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Правила и приемы решения физических
задач
Операции над векторными величинами
Равномерное движение. Средняя скорость
(по пути и перемещению)
Закон сложения скоростей
Одномерное равнопеременное движение
Двумерное равнопеременное движение
Статика
Движение материальной точки по
окружности
Итоговое занятие
Всего
2
2
2
2
3
2
2
1
1
17
1
1Содержание
Правила и приемы решения физических задач (2 часа)
Физическая теория и решение задач .Общие требования при решении физических задач. Различные
приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии.
Знать:
Общие требования при решении физических задач.
Уметь:
применять алгоритмы для решения задач.
Операции над векторными величинами (2часа)
Действия над векторами. Проекции вектора на координатные оси. Проекции разности и суммы
векторов.
Знать :
смысл понятий вектор, проекция вектора.
Уметь:
находить проекции вектора на координатные оси.
Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению)(2часа)
Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение .Средняя путевая и средняя
скорость по перемещению.
Знать:
Смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение.
Уметь:
Решать задачи на расчет скорости и перемещения при равномерном движении
Закон сложения скоростей (2 часа)
Относительность механического движения. Радиус вектор. Формула сложения перемещения.
Знать:
Смысл принципа относительности механического движения.
Уметь:
Применять формулу сложения перемещения для решения задач
Одномерное равнопеременное движение ( 3 часа)
Ускорение. Равноускоренное движение. Движение при разгоне и торможении. Перемещение при
равноускоренном движении.
Знать:
смысл понятий: перемещение, скорость, ускорение.
Уметь:
решать задачи на равноускоренное движение .
Двумерное равнопеременное движение (2 часа)
Движение тела брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полета, времени полета.
Максимальная высота подъема тела при движении под углом к горизонту. Время подъема до
максимальной высоты.
Знать:
смысл понятий: : перемещение, скорость, ускорение
Уметь:решать задачи на движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Статика (2 часа)
Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела.
Знать:
условия равновесия тел.
Уметь:
применять условия равновесия тел для решения задач
Движение материальной точки по окружности (1 час)
Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость.
Знать :
Смысл понятий: период обращения, циклическая частота, угловая скорость.
Уметь :
Применять знания для решения задач на движение материальной точки по окружности.
Итоговое занятие (1 час)
Итоговая контрольная работа
.Контроль уровня обученности
1.Пассажир поезда, идущего со скоростью 15м/с, видит в окне встречный поезд длиной 150м в
течение шести секунд. Какова при этом скорость встречного поезда?
2.При равномерном движении по окружности радиусом 10см тело совершает 30об/мин. Определите
центростремительное ускорение.
3.Под каким углом к горизонту нужно бросить с поверхности Земли тело, чтобы его максимальная
высота подъема была в 4 раза меньше дальности полета?Список литературы
1.Гладкова Р.А., Косоруков А.Л. Сборник задач и упражнений по физике: учеб. пособие/ 2е
изд.,испр. и доп.М.:Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2007.400с
2.Монастырский Л.М., Богатин А.С., Крыштоп В.Г., Цветянский А.Л., Филиппенко
В.П.Физика.Сборник олимпиадных задач.811классы / Под редакцией Л.М. Монастырского –Ростов
–на – Дону:ЛегионМ, 2009.224с.
3.Рымкевич А.П.Физика: Задачник.1011кл. Пособие для общеобразоват.
Учреждений/Рымкевич А.П. 8е изд., стереотип.М.;Дрофа,2008.192с.
Интернетресурсы
1.http://phys.reshuege.ru/