Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс
Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
русский язык
9 кл
28.01.2017
Приложение к рабочей программе элективного курса «Русская словесность» 9 класса составлено на основе примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой («Русская словесность.От слова к словесности. 5-9 классы»,
Рабочая программа элективного курса в 9 классе Русская словесность.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Афоньевская основная общеобразовательная школа
Волоконовского района Белгородской области»
«Согласовано»
Руководитель межшкольного
МО учителей русского языка
и литературы
_________ Роженкова Н.Л.
Протокол № ___
от «____»_________ 2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
МБОУ «Афоньевская ООШ»
___________ Скурятина О.В.
«____»____________2016 г.
«Утверждаю»
Директор
МБОУ «Афоньевская ООШ»
__________ Сапрыкина С.И.
Приказ № ___
от «___»__________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Русская словесность. От слова к словесности»
9 класс
Составитель: Скурятина Ольга Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория 2016 год
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность. От слова к
словесности» 9 класса составлена на основе:
примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 59 классов («Русская
словесность. От слова к словесности. 59 классы», М.: «Дрофа», 2009 год);
положения о рабочей программе учебного предмета (учебного курса, элективного курса),
разрабатываемой педагогом в соответствии с ФКГОС МБОУ «Афоньевская ООШ»;
учебника:
Р.И. Альбеткова «Русская словесность. От слова к словесности. 9
класс». – М.: «Дрофа», 2012 год.
Структура документа
Рабочая программа по курсу «Русская словесность. От слова к словесности»
представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную
записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание программы учебного
курса; календарнотематическое планирование; формы и средства контроля; перечень
материальнотехнического и учебнометодического обеспечения образовательного
процесса.
Общая характеристика учебного курса
Предлагаемая программа представляет исходные сведения о словесности, основные
приемы словесного выражения содержания.
Освоение материала происходит
последовательно, в связи с чем выделены два концентра: начальный этап 56 кл.
(первоначальные сведения о словесности), второй этап 79 кл. (основы словесности,
базовые категории искусства слова); вслед за этим программа А.И. Горшкова для 1011 кл.
определяет углубление,
завершение изучения предмета.
Программа носит теоретикопрактический характер: каждый раздел программы содержит
теоретические сведения и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся, а также
некоторые
Целью программы является формирование умений учащихся самостоятельно
понимать выраженный в словесной форме идейнохудожественный смысл произведений и
применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения
содержания, а также заложить основы знаний о видах и жанрах словесности.
Задачи курса:
произведений.
обобщение и
над
виды
языком
работы
словообразовательные,
грамматические средства,
помочь школьникам изучить законы употребления языка, его лексические,
фонетические,
формы,
своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных видов.
обучать умению самостоятельно постигать идейнохудожественный смысл
прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу,
сюжету, композиции, идее; учить осмысливать все компоненты содержания и
формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление
искусства слова.
учить использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных
видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств,
учить творческому употреблению родного языка.
2 Изменения: в программе усилена практическая направленность изучения курса
(практическая работа по завершении каждого раздела)
Место элективного курса «Русская словесность. От слова к словесности» в
базисном учебном плане: рабочая программа рассчитана на изучение предмета в IX классе
– 34 ч, 1 час в неделю.
Формы и средства контроля: устный опрос, выразительное чтение наизусть
произведений словесности, творческие работы учащихся, итоговая контрольная работа в
форме комплексного анализа художественного текста.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Приложением к рабочей программе является календарнотематическое планирование
по курсу «Русская словесность. От слова к словесности». Утверждается ежегодно.
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и
навыками:
Средства художественной изобразительности
понимать идейнохудожественное значение средств художественной изобразительности;
уметь выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства
художественной изобразительности;
уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных
устных и письменных высказываниях.
Жизненный факт и поэтическое слово
понимать поэтическое значение словесного выражения;
уметь определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову;
уметь сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их
выражением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства
слова;
уметь сопоставлять изображение реального факта в произведениях разных народов и
жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора;
уметь воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в
правдоподобной, так и в условной манере;
уметь создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях.
Историческая жизнь поэтического слова
уметь читать произведения древнерусской литературы и произведения литературы XVIII
XIX вв.;
уметь видеть достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия
языка этих произведений;
уметь писать сочинениярассуждения, посвященные раскрытию своеобразия стиля
произведения, а также сопоставлению произведений.
уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных
направлений, разных родов и жанров словесности.
Произведение словесности
уметь воспринимать произведение словесности как целостного явления, как формы
эстетического освоения действительности;
уметь создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям.
Произведение искусства слова как единого художественного содержания и его
словесного выражения.
3 уметь понимать художественное содержание, выраженное в словесной форме
произведения;
уметь понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного
пространства и художественного времени;
уметь при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл
произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о
произведении.
Произведение словесности в истории культуры
уметь понимать эстетическую природу искусства слова;
уметь выявлять личностный смысл произведения словесности, уметь передавать его в
выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем;
уметь использовать «вечные» образы, жанры и стили произведений прошлого в
собственном творчестве
Раздел III. Содержание программы элективного курса
9 класс
МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ
Средства художественной изобразительности
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика
различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном
произведении.
Индивидуальноавторские особенности применения средств
художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной
изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и
лирическом произведениях. Значение гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении
словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
///
Понимание идейнохудожественного значения средств художественной
изобразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором
употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рас
суждении о нем. Использование средств художественной изобразительности языка в
собственных устных и письменных высказываниях.
Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания
Предмет изображения, тема и идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и
на объект и субъект.
литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
/// Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и
идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление
документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в
художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова.
Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров,
4 разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать
художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в
условной манере. Создание произведения, основанного на жизненных впечатлениях.
Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе.
Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона.
Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств
художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII в. Повести
Петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в
произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Дер
жавина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма
и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С.
Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в
реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лироэпическом. Субъект речи.
Полифония.
Авторская индивидуальность.
Проявление художественной одаренности,
мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как
единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества
писателя.
/// Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и
XIX вв. Умение видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства
произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка' этих произведений.
Сочинениерассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а
также сопоставлению произведений. Определение авторской позиции в произведении.
Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и
литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
Произведение искусства слова как единство художественного
содержания и его словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства
художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки,
результат творчества.
Художественная действительность:объективное и субъективное начала в ней.
Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла»
слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в
произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов
художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как
средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного
содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и
драматическом произведениях.
/// Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы
эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания,
выраженного в словесной форме произведения. Понимание значения художественного
образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени.
Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл
произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о
произведении. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям.
Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.
Произведение словесности в истории культуры
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения
5 словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в
произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к
«вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую
эпоху.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной
словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени.
Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях
словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершен
ствованию мира и человека.
/// Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла
произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в
устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений
русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений
прошлого в собственном творчестве.
Раздел 1V. Календарнотематическое планирование (Приложение)
Раздел V. Формы и средства контроля
Итоговая контрольная работа (комплексный анализ текста)
9 класс
(1)Стоял сентябрь. (2)Дни были тёплые, ясные, сухие. (3)Берёзы все в золоте утопали,
осинник полыхал ярко. (4)А небо синеесинее, как бабушкины глаза.
(5)Мы, босоногие ребятишки, только вышли из леса: по грибы ходили. (6)У нашей избы
толпился народ. (7)Когда мы подошли, толпа расступилась, и бабушка, вытирая слезы
фартуком, сказала: «Дмитрий Васильевич, на своего то взгляни. Пожалуй, и не узнаешь за
пять лет войны».
(8)Я увидел незнакомого солдата. (9)Но когда лицо его дрогнуло, затряслись руки, а губы
прошептали «сынок», я всё понял и закричал: «Папка!»
(10)Отец всё гладил и гладил мои вихры. (11)Но вот взгляд его упал на доверху
наполненные грибами лукошки. (12)«Важные какие, хоть генеральский мундир на каждого
примеряй», — говорил он, приседая на корточки. (13) «А у меня, дядя Митя, смотри, какой
пузан!» — звенели колокольцами голоса моих сверстников. (14)Ребятам, конечно, лестно
было услышать похвалу от солдатафронтовика.
(15)Каждую удачную находку отец брал в широкие ладони и нюхал. (16) «Хлебом пахнут и
родными краями, — убеждённо говорил он, — нигде такой гриб не растёт, только у нас».
(17)И мы были бесконечно горды и счастливы, что краше наших боровиков нет на всём
белом свете, что кончилась война, что в небе светит мирное солнце.
(По И. Аксенову).
1. Каким чувством проникнут рассказ? С какой интонацией его нужно прочитать? В
каком предложении заключён его основной смысл?
2. Определите стиль и ведущий тип речи.
3. Из предложения 4 выпишите слова, в которых все согласные мягкие.
4. Из предложения 15 выпишите местоимение.
5. Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочносуффиксальным
способом.
6. Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
7. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.
8. Среди предложений 15 найдите предложение с обособленным приложением.
6 Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 12 – 14 найдите предложение с вводным словом.
10. В предложении 16 замените прямую речь косвенной. Запишите предложение.
11. Среди предложений 15 – 17 найдите сложноподчиненное предложение с
однородным подчинением. Напишите номер этого предложения.
12. Охарактеризуйте изобразительновыразительные средства, использованные
автором в тексте.
Раздел VI. Перечень учебнометодического обеспечения
Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система,
привод для чтениязаписи компактдисков, аудио и видио входы / выходы, возможности
выхода в Интернет; оснащение акустическми колонками, микрофоном и наушниками; с
пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).
Мультимедиапроектор.
Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в
Интернет; создаются в рамках материальнотехнического обеспечения всего образовательного
учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий).
Сканер (входит в материальнотехническое обеспечение образовательного учреждения).
Принтер лазерный.
Копировальный аппарат (входит в материальнотехническое обеспечение образовательного
учреждения).
Диапроектор ил оверхэд (графопроектор).
Экран на штативе.
Телевизор (входит в материальнотехническое обеспечение образовательного учреждения).
Аудиоцентр (с возможностью использования аудиопоисков CDR).
Учебно методическая литература:
1. Программа элективного курса «Русская словесность. От слова к словесности. 59
классы», под редакцией Р.И. Альбетковой. – М.: «Дрофа», 2009 год
2. Р.И. Альбеткова. «Русская словесность. От слова к словесности.
9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Дрофа», 2012 год.
3. Р.И. Альбеткова. Методические рекомендации к учебному пособию «Русская
словесность. От слова к словесности. 9 класс». – М.: «Дрофа», 2012 год.
3. А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. М.:
«Сфера», 2009 год.
4. Н.М. Шанский «Лингвистические детективы». – М.: « Дрофа», 2007 год
5. Словари русского языка.
Сайты и электронные пособия по курсу «Русская словесность. От слова к
словесности»
http://lit.1september.ru ˗ Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок
литературы»
http
:// belclass
. ru – Сетевой класс Белогорье
. net
7 :// www
.9151394.
˗
http://rifma.com.ru/ Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё
по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
http
http://www.febweb.ru ˗ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор»
http://www.ug.ru/ «Учительская газета»
ru / Информационные и коммуникационные технологии в обучении
˗
8
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.