рабочая программа факультатива финансовая грамотность

  • Документация
  • docx
  • 11.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В программе рассматриваются понятия финансовых ресурсов, разных видов финансовых рынков, банков, пенсионных и страховых фондов, предпринимательства. Программа создана при сотрудничестве с НИУ Высшая школа экономики и соответствует учебно-методическим разработкам Федерального учебно-методического центра по финансовой грамотности. Программа прошла апробацию как элективный курс для учащихся 10 классов и получила положительные оценки экспертов НИУ Высшая школа экономики
Иконка файла материала финансовая грамотность.docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №887» Рекомендовано Руководитель М/О учителей Истории и искусства Шевлякова А.Г. Протокол №______6________ от «__17____»__июня_ 2016 г Принято на заседании Методического Совета Протокол №_____________ от «_____»_________2016 г. Утверждаю Директор ГБОУ Школа №887 __________Ю.В. Плотникова От «___» __________2016. Рабочая программа по финансовой грамотности для учащихся 10 класса на 2018-2019 учебный год Учитель: Волосков И.В. Количество часов в неделю: 10 класс – 1 час 1. Пояснительная записка Нормативные документы Рабочая программа по финансовой грамотности составлена на основе:Федерального   компонента   государственного   стандарта   основного общего образования; Федеральный   базисный   учебный   план   общеобразовательных учреждений,   Федеральный   перечень   учебников,   утвержденный   приказом Минобрнауки   РФ,   рекомендованных   (допущенных)   к   использованию   в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017/2018 учебный год. Программа   разработана   на   основе   Учебной   программы   Финансовой грамотности   10   классы   общеобразовательных   организаций.  Составитель программы и учебного пособия А. Киреев, М., Вита­Пресс, 2014. 2. Цели и задачи учебного курса  Целью реализации программы «Финансовая грамотность» является:  ­ формирование у учащихся 10­11 классов необходимых знаний, умений и   навыков   для   принятия   рациональных   финансовых   решений   в   сфере управления личными финансами.  Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:  увеличение объема информации об инструментах финансового и  фондового рынка;   развитие информационных систем финансового рынка и  механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг.  развитие личности учащихся, адаптация к изменяющимся  социально­экономическим условиям жизни;   формирование  навыков  для принятия компетентных, правильных финансовых решений  3. Результаты освоения курса. Личностные, предметные и  метапредметные результаты освоения учебного предметаСтруктура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны  овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных  экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными  финансами.  Планируемые результаты обучения: Предметные  результаты   изучения   данного   курса   –   приобретение школьниками   компетенций   в   области   финансовой   грамотности,   которые имеют   большое   значение   для   последующей   интеграции   личности   в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит   учащимся   сформировать   навыки   принятия   грамотных   и обоснованных   финансовых   решений,   что   в   конечном   итоге   поможет   им добиться   финансовой   самостоятельности   и   успешности   в   бизнесе. Метапредметные  результаты   –   развитие   аналитических   способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.  Личностными  результатами   изучения   курса   следует   считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания   и   планирования,   ответственности   за   настоящее   и   будущее собственное   финансовое   благополучие,   благополучие   своей   семьи   в современном обществе.  3. Содержание учебного предмета Раздел   1.   Финансовые   системы.   Понятие   финансов,   виды   финансов (наличные,   безналичные,   электронные),   ликвидность   финансов,   скорость движения денег, экономический оборот. Финансовые рынки, их принципы и особенности:   банковский,   фондовый,   инвестиционный   рынок.   Стоимость денег,   номинальная,   реальная,   изменение   стоимости   денег,   инфляция,деноминация,   эмиссия   денег.   Финансовое   прогнозирование.   Финансовый прогноз, этапы и процедуры прогнозирования, методы построения прогнозов. Раздел   2.   Финансовые   инструменты.   Ценные   бумаги:   акции,   облигации, векселя.   Стоимость   ценных   бумаг,   риски   использования   ценных   бумаг. Банковские депозиты. Виды депозитов, условия выбора депозита, депозитная ставка. Раздел   3.   Финансовые   институты   Страховые   фонды.   Виды   и   условия страхования,   условия   и   процедура   страхования,   права   и   обязанности страховщика   и   страхователя.   Пенсионные   фонды,   особенности   их функционирования,   государственные   и   негосударственные   пенсионные фонды. Пенсионная реформа. Банки, особенности банковской деятельности, государственные   и   коммерческие   банки,   функции   Центрального   банка. Банковские продукты, банковская маржа.  Раздел   4.  Налогообложение.   Понятие   и   виды   налогов.   Налоговые   ставки, процедура расчета величины налоговой ставки,  Календарно­тематическое планирование Раздел Тема Финансовые системы Понятие финансов Кол­ во часо в 1 Основные виды деятельности Дата Знать понятия: финансы, виды финансов, сентябрьликвидность. Уметь: определять виды финансов и их ликвидность, эффективность использования данного вида финансов Знать понятия: Рынок, потребитель, поставщик, ценные бумаги, финансовое планирование. Уметь: определять форму рынка, его особенности, эффективность использования Знать понятия: стоимость, переменные стоимости, ликвидность, номинальная, реальная стоимость, инфляция. Уметь: определять виды и стоимости денег, темпы инфляции Знать понятия: финансовый прогноз, факторы прогнозирования. Уметь: строить финансовые прогнозы. Сентябрь ­октябрь октябрь Ноябрь Финансовые рынки 5 Стоимость денег 2 Основы 2 финансового прогнозирования Модуль 2 Финансовые инструменты Ценные бумаги 5 Знать понятия: Ноябрь­Банковские депозиты 2 Модуль 3 Финансовые институты Страховые фонды 1 декабрь Декабрь­ январь Январь акции, облигации, вексель. Уметь: определять эффективность использования ценных бумаг, возможные риски Знать понятия: депозит, депозит срочный, депозит до востребования. Уметь: выбирать эффективные депозитные программы, правила заключения и изменения депозитных банковских договоров Знать понятие: страхование, виды страхования, условия страхования. Уметь; заключать договора страхования, определять условия и эффективность выбора страховых программ Пенсионные фонды 1 Знать понятия: Февраль фонд, государственный пенсионный фонд, негосударственный пенсионный фонд. Уметь: выбиратьБанки 2 Модуль 4 Налогообложение Сущность и виды 2 налогов Март Март пенсионные фонды и оценивать эффективность использования программ Знать понятия: государственный банк, коммерческий банк, микрофинансовая организация. Уметь: определять функции центробанка и механизмы управления банковской деятельностью Знать понятия: прямой налог, косвенный налог, налоговая ставка, налоговый вычет. Уметь: рассчитывать налоговую ставки и налоговые вычеты Система 1 налогообложения Юридические аспекты налогообложения 3 Знать: Апрель прогрессивная и пропорциональная система налогообложения. Уметь: определять преимущества и недостатки системы налогообложения Знать: права и обязанности налогоплательщика, Апрель­ майМодуль 5 налоговые санкции, формы юридической ответственности. Уметь: определять тяжесть налогового правонарушения и налоговые санкции Знать понятия: налоговые льготы, налоговые вычеты, налоговые ставки. Уметь: рассчитывать налоговые льготы Знать понятия: финансовая культура, финансовые риски. Уметь: разрабатывать финансовые планы и выбирать необходимые финансовые ресурсмы Знать понятия: планирование, сбережение. Уметь: разрабатывать финансовые планы и выбирать необходимые финансовые ресурсы 2 1 1 2 май Май Май Май Налоговые льготы Финансовая культура Финансовая культура Приемы финансового сбережения Обобщающее повторение9. Использование учебно­методического комплекта, дидактических пособий, дополнительной литературы Программа   разработана   на   основе   Учебной   программы   Финансовой грамотности 10­11 классы общеобразовательных организаций.  Составители: Ю.В. Берехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов, М.: ВИТА­ПРЕСС, 2016г