РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Экология» 6 класс
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
биология
6 кл
28.06.2017
Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в биологию и экологию». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в биологию и экологию». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.
Программа факультатива по экологии 6 кл.(13).doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»
Благовещенского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей естественных наук
Протокол №______________
от «____»____________2015г.
Руководитель МО
Л.И.Ермоленко (__________)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
О.И. Реймер (_________)
«____»_________2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________Л.В. Требтау
Приказ № ____________
от «___» __________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Экология»
6 класс
Составитель: Фаргер Анна Анатольевна,
учитель биологии,
второй квалификационной категории р.п. Благовещенка – 2015
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Календарно – тематический план
3. Ожидаемый результат
4. Учебнометодическое обеспечение
5. Лист дополнений и изменений
2 Пояснительная записка
Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся
начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в биологию и
экологию». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор»,
«взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с
окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.
Изучение экологии направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
овладение умениями применять экологические знания, работать с приборами,
инструментами,
справочниками,
проводить наблюдения за объектами,
эксперименты
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Данная программа подкреплена учебником А.М.Быловой, Н.И.Шориной «Экология
растений», 6 класс, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2006 год.
Количество часов – 35 (1 час в неделю).
3 №
п/п
I
1.
2.
II
3/1
4/2
5/3
ВВЕДЕНИЕ (2часа)
Что изучает экология растений?
Особенности взаимодействий растений и
животных со средой. Живой организм, его
среда обитания и условия существования.
СВЕТ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3часа)
Для чего нужен свет растениям?
Разнообразие условий освещения на Земле.
Экологические группы растений по
отношению к свету. Светолюбивые,
теневыносливые и тенелюбивые растения.
Приспособления растений к меняющимся
условиям освещения. Как можно
регулировать условия освещения растений.
III
6/1
ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3часа)
Для чего нужно тепло растениям?
7/2
Источники тепла и разнообразие
температурных условий на земле.
Температура тела растений.
Календарно – тематическое планирование экологии в 6 классе на 2015 – 2016 учебный год
Тема
Колво
часов.
Дата
Тип урока
Методы обучения
Оборудование
1
1
1
1
1
1
1
Новых знаний
Комбинированный
Рассказ, беседа,
демонстрация
Рассказ, беседа,
демонстрация
Презентация
Презентация
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
Комбинированный
Рассказ, беседа,
демонстрация
Рассказ, беседа,
демонстрация
Презентация
Комбинированный
Рассказ, беседа,
демонстрация
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
Комбинированный
Рассказ, беседа,
демонстрация
Видеофильм
Рассказ, беседа,
демонстрация
4 8/3
IV
9/1
Приспособления растений к высоким и
низким температурам. Улучшение
температурных условий для растений.
ВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)
Для чего нужна вода растениям? Как
поступает и удерживается вода в
растениях, на что расходуется.
10/2 Экологические группы растений по
отношению к воде.
11/3 Самостоятельная работа №1 по теме:
«Свет, тепло и вода в жизни растений».
V
12/1
ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ
(3 часа)
Газовый состав воздуха в жизни растений.
Ветер в жизни растений.
13/2 Приспособления растений к опылению и к
распространению ветром.
14/3
Регулирование человеком воздушных
потоков и газового состава воздуха.
ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)
VI
15/1 Что представляет собой почва. Для чего
растениям нужна почва?
16/2 Экологические группы растений по
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Комбинированный
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
Комбинированный
Рассказ, беседа,
демонстрация
тестирование
Рассказ, беседа,
демонстрация
Рассказ, беседа,
демонстрация
Комбинированный
Тестирование
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
Комбинированный
Комбинированный
Рассказ, беседа,
демонстрация
Рассказ, беседа,
демонстрация,
Рассказ, беседа,
демонстрация
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
Рассказ, беседа,
демонстрация
Презентация.
таблицы, муляжи
цветков
Комбинированный
Рассказ, беседа,
Презентация
5 отношению к разным свойствам почв.
17/3 Улучшение почв человеком. Охрана почв.
VII
18/1 Животныеопылители. Как распространяют
ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (2часа)
плоды и семена люди и животные.
19/2
Растения и растительноядные животные.
Растенияхищники.
VIII
ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА
ДРУГА (1час)
20/1 Прямые влияния растений друг на друга.
Влияние растений друг на друга через
изменения среды.
IX
ГРИБЫ И БАКТЕРИИ В ЖИЗНИ
РАСТЕНИЙ (2часа)
21/1 Круговорот веществ.
22/2 Сожительство растений с грибами и
бактериями. Бактериальные и грибные
болезни растений
X
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ
РАСТЕНИЙ (2часа)
23/1 Осень и зима в жизни растений. Весна и
лето в жизни растений. Живой организм,
его среда обитания и условия
существования
1
1
1
1
1
1
1
Комбинированный
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
Комбинированный
демонстрация
Рассказ, беседа,
демонстрация
Рассказ, беседа,
демонстрация
Рассказ, беседа,
демонстрация
Таблицы
Презентация,
таблицы
Презентация,
таблицы
Урок изучения и
закрепления знаний
Рассказ, беседа,
демонстрация
Комбинированный
Рассказ, беседа,
демонстрация
Презентация
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
Рассказ, беседа,
демонстрация
Презентация,
гербарии
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
6 24/2 Фенологические фазы. Фенология.
XI
ИЗМЕНЕНИЕ РАСТЕНИЙ В
ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ (1час)
25/1 Как долго живут растения и как
определяют их возраст. Периоды жизни и
возрастные состояния растений. Их
значение.
XII
РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ
СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ
НА РАСТЕНИЯ (2часа)
26/1
Где и как обитают растения.
27/2 Жизненное состояние растений как
показатель условий их жизни.
XIII
ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ
28/1
XIV
29/1
30/2
(1час)
Разнообразие жизненных форм растений.
Разнообразие деревьев.
РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА
(3часа)
Растительное сообщество: определение,
состав, разнообразие, строение,
количественное соотношение видов.
Разнообразие растений одного вида в
растительном сообществе. Строение
растительных сообществ.
1
1
1
1
1
1
1
Комбинированный
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
Рассказ, беседа,
демонстрация
Раздаточный
материал
Рассказ, беседа,
демонстрация
Рассказ, беседа,
демонстрация
Видеофильм
Таблицы
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
Комбинированный
Рассказ, беседа,
демонстрация
Презентация
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
Рассказ, беседа,
демонстрация
Комбинированный
Рассказ, беседа
Презентация
7 31/3 Изменения растительных сообществ.
Воздействие человека на растительность.
ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
(2часа)
Редкие и охраняемые растения своей
местности. Красная книга.
XV
32/1
33/2
Редкие и охраняемые растения своей
местности
3435 Резервное время
1
1
1
2
Комбинированный
Рассказ, беседа,
демонстрация
Видеофильм
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
Обобщающий урок
Рассказ, беседа,
демонстрация
Книга Алтайского
края, видеофильм
Рассказ, беседа,
демонстрация
8 Ожидаемый результат
Называть основные экологические факторы в жизни растений
.
Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные
состояния растений.
Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава,
различных жизненных форм растений.
Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим
факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.
Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям
внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.
Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни
жизненного состояния растений.
Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных
периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных
сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных
сообществ.
Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и
непрерывности жизни.
Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении
биоразнообразия растений.
Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных
растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости
комнатных и сельскохозяйственных растений
9 Учебнометодическое обеспечение образовательного процесса
1) Горышиа Т.К. Экология растений. М.: Высшая школа, 1979.
2) Двораковкий М.С. Экология растений. М.: Высшая школа, 1983!
3) Лархер В. Экология растений. М.: Мир, 1978.
4) Миркин Б.М. Что такое растительные сообщества. М.: Наука, 1986.
5) Нагалевский В.Я., Николаевский В.Г. Экологическая анатомия растений. Краснодар,
1981.
6) Пианка Э. Эволюционная экология. М.: Мир, 1981.
7) Работнов ТА. Фитоценология. М.: Издво Моск. унта, 1983.
8) Красная книга Алтайского края: Растения, грибы, лишайники. Животные. 1996.
9) Серебряков И.Г. Экологическая морфология растений. Жизненные формы
покрытосеменных и хвойных. М.; Высшая школа, 1962.
10) Серебрякова Т.И. Жизненные формы растений // Жизнь растений: в 6и т. М:
Просвещение, 1974. Т. 1.
11) ТИМОНИНA.K., Homoв A.A. Большой практикум по экологической анатомии
покрытосеменных растений. Тверь: Тверск. гос. унт, 1993.
12) Уранов А.А. Растение и среда //Жизнь растений: в 6и т. М.: Просвещение,
1974. Т. 1.
13) Ценопопуляции растений (основные понятия и структура). М.: Наука, 1976
14) Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. М.: Просвещение, 1988.
15) Чернова Н.М., Вылова A.M. Экология. М.: Просвещение, 1988.
10 Лист дополнений и изменений к рабочей программе
Дата внесения
изменений
Содержание
Подпись лица,
внёсшего
запись
11 12
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Экология» 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Экология» 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Экология» 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Экология» 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Экология» 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Экология» 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Экология» 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Экология» 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Экология» 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Экология» 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Экология» 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Экология» 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.