Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".
Оценка 4.7

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
русский язык
9 кл
14.04.2017
Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".
Рабочая программа факультативного курса для 9 класса составлена на основе программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского для общеобразовательных учреждений (Сборник программ для общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение, 2010), методических материалов ФИПИ и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования.
Варава Е.А. Рабочая программа факульт. курса.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  № 1» п. Пуровск  Пуровского района Рабочая программа  факультативного курса «Русский язык. Изложение и  сочинение на ОГЭ»                                                                                                                                                  Учитель  Е.А. Варава 2016 ­ 2017  учебный год Пояснительная записка.   Рабочая   программа   факультативного   курса   для   9   класса   составлена   на   основе   программы   по   русскому   языку   М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского для общеобразовательных учреждений (Сборник программ  для общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение, 2010),  методических   материалов ФИПИ и соответствует федеральному   компоненту     государственного стандарта основного общего образования.  Цели   факультативного курса: обеспечение  дополнительной подготовки  учащихся к ОГЭ по русскому языку: успешному выполнению задания по компрессии (сжатию) исходного текста и творческого задания (сочинения­рассуждения); совершенствование  речевой деятельности выпускников; формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, оказание психологической поддержки учащимся 9 класса в подготовке к экзамену. Задачи курса: познакомить учащихся с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку; эффективно организовать процесс обобщения, систематизации и углубления материала по текстоведению; научить  учащихся  оригинальному составлению собственного аргументированного суждения; проверить готовность выпускников к выполнению творческих заданий на экзамене. помочь девятиклассникам выработать собственную систему самообучения;      Учебно­тематический план: №      Тематический раздел Кол­во часов Теоретические Практикумы занятия 1. Модуль 1. Введение. 2. Модуль 2. Изложение исходного текста на ОГЭ. 3. Модуль 3. Сочинение­рассуждение на ОГЭ. 3 12 19 34 ВСЕГО 2 5 5 12 1 7 14 22 Содержание тем факультативного курса, 9 класс  (34ч.). Модуль 1. Введение (3ч.). 2 Государственная итоговая аттестация   по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена  (ОГЭ). Спецификация   контрольных  измерительных  материалов  (КИМ)    для  проведения  основного  государственного экзамена  по русскому языку в 2017 году. Характеристика структуры и содержания КИМ. Распределение заданий   экзаменационной работы по уровням сложности.  Условия проведения экзамена. Интерпретация результатов выполнения экзаменационных работ: шкала перерасчёта первичного балла в отметку (методические рекомендации ФИПИ). Правила заполнения бланков ответов  участников ОГЭ по русскому языку: бланк  ответов № 1, бланк  ответов № 2. Модуль 2. Изложение исходного текста на ОГЭ (12ч.).  Модель проведения сжатого изложения. Техника написания  изложения. Восприятие текста, или аудирование. Последовательность работы над изложением при визуальном восприятии текста. Последовательность работы над изложением при восприятии текста на слух.  Текст   как   единица   языка.   Тема   текста.   Идея   текста.   Основная   мысль   текста.  Выделение   микротемы.  Абзацное   членение.  Соотношение микротемы и абзацного строения текста.    Составление плана текста.  Компрессия текста.   Основные языковые приёмы компрессии текста: исключение,   обобщение,   упрощение.   Основные   принципы   сжатия   текста.   Содержательные   формы   компрессии:   разделение,   свёртывание. Основные средства связи между предложениями в тексте: слова­заместители; лексические повторы; соответствие видовременных глагольных форм;  предлоги и  союзы;  анафора (единоначатие), эпифора (концовка), параллелизм, противопоставление;  вопросно­ответная форма;  прямой и обратный порядок слов; последовательность в изложении мыслей;   слова­организаторы логических связей; вводные слова, организующие порядок высказывания. Практикумы. Редактирование. Изложение глазами эксперта: критерии оценивания  сжатого  изложения (С1). Модуль 3. Сочинение­рассуждение на ОГЭ (19ч.).  Общая характеристика альтернативных творческих заданий на ОГЭ (15.1; 15.2. и 15.3). Структура сочинения­рассуждения.  Задание 15.1. Сочинение­рассуждение на лингвистическую тему. Композиция сочинения­рассуждения на лингвистическую тему. Алгоритм написания   сочинения­рассуждения 15.1. Лексические явления для аргументации.   Грамматические   явления   для   аргументации.   Синтаксические   явления   для   аргументации.   Основные   ошибки   в   сочинении­ рассуждении на лингвистическую тему. Выразительно­изобразительные средства лексики и синтаксиса, их роль в речи. Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.1. Практикумы.  Редактирование. Критерии оценивания сочинения­рассуждения на лингвистическую тему.   Задание 15.2. Композиция   сочинения­рассуждения   на     морально­этическую   тему.   Последовательность   работы   над     сочинением   на   тему   задания   15.2. Вступление­тезис. Вопросы, помогающие оформить комментарий.  Основная часть – доказательства (аргументы). Заключение­вывод. Типичные ошибки   в   абзацном   членении.   Типовые   конструкции   для   сочинения   по   заданию   15.2.   Практикумы.   Редактирование.   Критерии   оценивания сочинения­рассуждения на  тему, связанную с анализом текста (15.2). 3 Задание 15.3. Сочинение­рассуждение на  тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). Композиция сочинения­рассуждения  по лексическому значению слова. Алгоритм написания  сочинения­рассуждения 15.3. Способы толкования значения   слов:   синонимический,   описательный,   отрицательного   определения,   отсылочный.   Основания   для   аргумента   из   жизненного   опыта. Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.3. Практикумы. Редактирование. Критерии оценивания сочинения­рассуждения на   тему, связанную с анализом текста (15.3). Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса. Знать:      требования к написанию сжатого изложения  и сочинения­рассуждения на ОГЭ; способы компрессии (сжатия)  текста; теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения каждого вида; специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения­рассуждения; орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые нормы (критерии оценки грамотности). Уметь: извлекать   информацию   при   аудировании   и   чтении;   адекватно   понимать   и   интерпретировать   текст   в   соответствии   с   темой,   стилем, слушать, т.е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; верно понимать и передавать основную мысль исходного текста; правильно выделять макро­ и микротемы; владеть навыками компрессии (сжатия) текста; логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство, соблюдать речевые нормы. письменно передавать обработанную информацию; строить высказывания, учитывая отношение автора к проблеме; создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью  функционально­смысловым типом речи;     исходного текста;      свёрнутости (компрессии);     понимать основную мысль прочитанного текста; отбирать для анализа языковые явления; аргументировать теоретический тезис; устанавливать авторскую позицию в тексте, формировать её; 4     уметь создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста; уметь создавать  письменное высказывание по заданным параметрам; выражать личностно­эмоциональное отношение к теме текста и формировать  свою позицию по заданной теме; логически последовательно излагать свою точку зрения. Учебно­методическое обеспечение: 1. Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ.  9 класс. Курс интенсивной подготовки. Ростов­на­Дону, Легион, 2016. 2. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш. Русский язык. 9 класс. Тематический тренинг. ОГЭ­2016.  Ростов­на­Дону, Легион, 2015. 3. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, Г.Н.Кобякова, А.Г.Нарушевич. Русский язык. 9 класс. Подготовка к  ОГЭ­2016. 30 тренировочных вариантов. Ростов­на­Дону, Легион, 2015. 1. Т.И. Павлова, Н.А.Раннева.  Рабочая тетрадь по русскому языку, 8­9 классы. Знаю, понимаю, могу. Сочинение­рассуждение на экзамене. Москва, Экзамен, 2012. 2. Н.А.Сенина, Н.М.Смерчинская. Русский язык. Большой справочник для подготовки  к ОГЭ и ЕГЭ. Ростов­на­Дону, Легион, 2016. Дополнительная  литература:   1. Русский язык. Подготовка к ОГЭ­2016. 9 класс. Под редакцией Н.А.Сениной. Тексты для прослушивания. Аудиоприложение. Ростов­на­ Демонстрационный материал: Дону, Легион, 2016. 5 № урока 1 1. 2. 3. 4. Дата проведения факт план 2 3 Количес тво  часов 4 1 1 1 1 Календарно­тематический  план. Тема     факультативного  занятия Домашнее задание Повторение Индивидуальная  работа 5 Модуль 1. Введение (3ч.). Государственная   итоговая   аттестация     по образовательным   программам   основного   общего образования   в   форме   ОГЭ.   Спецификация контрольных измерительных материалов (КИМ).  Распределение заданий  экзаменационной работы по уровням сложности.  Шкала перерасчёта первичного балла в отметку. Условия проведения экзамена. Правила   заполнения   бланков   ответов     участников ОГЭ по русскому языку: бланк  ответов № 1, бланк ответов № 2. 6 7 8       Пояснения к демонстрационному   варианту, инструкцию   по   выполнению экзаменационной   работы   ОГЭ­ 2017 (проект). Материалы конспекта, КИМ. опорного Материалы конспекта, примерные правила   заполнения   бланков ответов   участников ОГЭ по русскому языку.   опорного спецификация     Создание папки­ планшета «Готовлюсь к   ОГЭ   по   русскому языку». Модуль 2. Изложение исходного текста на ОГЭ (12ч.). Материалы конспекта. Модель   проведения   сжатого   изложения.   Техника написания   изложения. Последовательность  работы над изложением при визуальном восприятии текста и при восприятии текста на слух.    опорного Визуальное восприятие   текста Е.Носова   (по   алго­ ритму). 6 Дата проведения план факт 2 3 № урока 1 5,6. 7,8. 9,10. 11,12. 13,14. 15. 16. Количес тво  часов Тема     факультативного  занятия Домашнее задание Повторение Индивидуальная  работа 4 2 2 2 2 2 1 1 5 Текст как единица языка. Тема текста. Идея текста. Основная   мысль   текста.  Выделение   микротемы. Абзацное членение.   Соотношение   микротемы   и   абзацного   строения текста.  План текста. Компрессия   текста.     Основные   языковые   приёмы компрессии   текста:   обобщение, упрощение.  Основные принципы сжатия текста. Содержательные формы компрессии: разделение, свёртывание.   исключение, 6 7 8 Составление плана текста по Д.Гранину (с.206­207). Н.А.Сенина   и   др.   Русский   язык.   9­й   класс. Подготовка к  ОГЭ. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год. Основные языковые приёмы компрессии текста. Сжатие   исходного   текста   по   Н.Дубинину   (с.253). Н.А.Сенина   и   др.   Русский   язык.   9­й   класс. Подготовка к  ОГЭ. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год. Приёмы   компрессии   (сжатия)   текста. Отработка приёма исключение.  Редактирование. критерии оценивания  сжатого  изложения (С1).  Изложение   глазами   эксперта: Сжатие   исходного   текста   по   С.Бэлзе   (с.295). Н.А.Сенина   и   др.   Русский   язык.   9­й   класс. Подготовка к  ОГЭ. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год.  Изложение   глазами   эксперта:   Приёмы   компрессии   (сжатия)   текста. Отработка приёма обобщение. Редактирование. критерии оценивания  сжатого  изложения (С1). Приёмы   компрессии   (сжатия)   текста. Отработка приема упрощение. Редактирование. критерии оценивания  сжатого  изложения (С1). Написание изложения с применением всех способов компрессии текста.  Изложение   глазами   эксперта: Сжатие   исходного   текста   по   В.Сухомлинскому, (с.318­319).   Н.А.Сенина   и   др.   Русский   язык.   9­й класс.   Подготовка   к     ОГЭ.   30   тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год. Сжатие исходного текста по В.Распутину   (с.340­ 341).   Н.А.Сенина   и   др.   Русский   язык.   9­й   класс. Подготовка к  ОГЭ. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год. Русский   язык.   Подготовка   к   ОГЭ­2016.   9   класс. Под   редакцией   Н.А.Сениной.   Тексты   для прослушивания. Аудиоприложение.  Модуль 3. Сочинение­рассуждение на ОГЭ (20ч.). Общая   характеристика   альтернативных   творческих заданий   на   ОГЭ   (15.1;   15.2.   и   15.3).   Критерии оценивания     как   алгоритм   написания   и   структуры Задания   практикума   №1,2   (с.20­22).   Н.А.Сенииа, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. 7 № урока 1 17. 18. 19. 20,21. 22,23. 24,25. 26. Дата проведения план факт 2 3 Количес тво  часов 4 1 1 1 2 2 2 1 Тема     факультативного  занятия Домашнее задание Повторение Индивидуальная  работа 5 6 7 8   Композиция       15.1.Сочинение­рассуждение сочинения­рассуждения каждого типа. на Задание (раскрытие   смысла лингвистическую   тему   высказывания). сочинения. Лексические   и   грамматические   явления   для аргументации.  Критерии оценивания задания 15.1. Синтаксические   явления   для   аргументации. Выразительно­изобразительные   средства   лексики   и синтаксиса, их роль в речи.  Типовые   конструкции   для   сочинения   по   заданию 15.1. Основные ошибки в сочинении­рассуждении на лингвистическую тему. Задание   практикума   №3   (с.23­24).   Н.А.Сенииа, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. Задание   практикума   №4   (с.25­26).   Н.А.Сенииа, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. Задание   15.2.  Композиция   сочинения­рассуждения на   тему, связанную с анализом  текста (морально­ этического   характера).   Критерии   оценивания сочинения­рассуждения  15.2. Последовательность   работы   над     сочинением. Вступление­тезис.   Вопросы,   помогающие   оформить комментарий. Редактирование. Последовательность   работы   над     сочинением. Основная   часть   –   доказательства   (аргументы). Редактирование. Написание сочинения­рассуждения по тексту Б.Ва­ сильева   (с.26­27).   Н.А.Сенииа,   А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. Сформулировать   тезисы   к сочинениям на темы: «Можно ли   победить   зло?»,   «Всегда ли надо говорить правду?». Используя   разные   виды доказательств, подобрать 2­3 аргумента   к   тезису   «Надо уметь говорить культурно». Определение   по словарю   значение слова «антитезис». Обосновать пословицу   «Жизнь дана   на   добрые дела»   при   помощи примера­ доказатель­ства. Последовательность   работы   над   Заключение­вывод. Редактирование. Типовые   конструкции   для   сочинения   по   заданию Задания   практикума   №5,6   (с.64­68).   Н.А.Сенииа, 8 Заполнение схемы «Языковые средства связи рассуждения».   сочинением. № урока Дата проведения план факт Количес тво  часов Тема     факультативного  занятия Домашнее задание Повторение Индивидуальная  работа 1 2 3 27,28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 4 2 1 1 1 1 1 1 5 15.2. Редактирование. Учимся писать сочинение­рассуждение по заданию 15.2. Задание   15.3.  Композиция   сочинения­рассуждения на   тему, связанную с анализом текста (толкование значения   слова).   Критерии   оценивания   сочинения 15.3. слов: Способы   толкования   Типовые синонимический, конструкции   для   сочинения   по   заданию   15.3. Редактирование. описательный.     значения     6 7 8 А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. Написание   сочинения­рассуждения   по   тексту Ю.Яковлева  (с.319­322).  Н.А.Сенииа, А.Г.Наруше­ вич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. Сочинение   «Могу   ли   я   считать   своё   поколение добрым?», используя для аргументации примеры из жизненного опыта. Отличие   типовых   конструкций   для   сочинения   по заданию 15.3. Комментарий   тезиса­определения:   путь   жизни, неблагодарность, предательство. Способы толкования  значения слов: отрицательного определения, отсылочный. Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.3. Редактирование. Учимся писать сочинение­рассуждение по заданию 15.3. Учимся   опознавать   ошибки:   определение   типа, исправление. Альтернативные   задания   3   части   экзаменационной работы. Обобщение.  Задание   практикума   №4   (с.91­93).   Н.А.Сенииа, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. Комментарий   тезиса­определения:   любовь,   мило­ сердие, человечность. Как   Вы   понимаете   значение   слова   ХАРАКТЕР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение­рассуждение на тему: «Что такое характер?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение (сборник Т.Г.Его­раевой). Критерии   оценки   грамотности   и   фактической точности речи экзаменуемого. Определение речевых и грамматических ошибок в предложенных сочинениях. Написание (альтернативные задания). сочинения­рассуждения   9

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".

Рабочая программа факультативного курса "Изложение и сочинение на ОГЭ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017