Рабочая программа Факультативный курс биологии в 5 классе
Оценка 4.9

Рабочая программа Факультативный курс биологии в 5 классе

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
20.05.2019
Рабочая программа  Факультативный курс биологии в 5 классе
Публикация является частью публикации:
компонент 5 класс.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего  образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана,  авторской программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (Биология. 5 – 9 классы. М.: Дрофа) Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2013. Данный курс рассчитан на 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю. Цели и задачи обучения: ­ освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли  живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей,  методах познания живой природы; ­ овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений  живой природы: работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;  проводить наблюдения за биологическими объектами; ­ воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; ­ использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за  растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; для оценки  последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму,  здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм  здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов. ­ формирование целостной научной картины мира; ­ понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном  мире; ­ овладение научным подходом к решению различных задач; ­ овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,  оценивать полученные результаты. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Живой организм: строение и изучение. Многообразие живых организмов. Основные свойства  живых организмов. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований. Увеличительные  приборы. Клетка – элементарная единица живого. Доядерные и ядерные клетки. Строение и  функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Различия в строении растительной и животной  клетки. Содержание химических элементов в клетке. Неорганические и органические  вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Вещества и явления в окружающем мире.  Знаменитые естествоиспытатели. Лабораторные и практические работы: 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований. 2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о  методах изучения природы. 3. Устройство ручной лупы, светового микроскопа. 4. Строение клеток (на готовых микропрепаратах). 5. Строение клеток кожицы чешуи лука. 6. Определение состава семян пшеницы. 7. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов. Многообразие живых организмов. Развитие жизни на Земле: жизнь в древнемокеане; леса  каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкащихся; птицы и звери прошлого.  Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы.  Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение,  особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.  Охрана живой природы. Среда обитания живых организмов. Наземно­воздушная, почвенная и водная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных  материков. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и  толщи воды, донные сообщества, сообщества коралловых рифов, глубоководные сообщества. Лабораторные и практические работы: 1. Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием  различных источников информации. 2. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой  обитания. 3. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их  решения. Человек на Земле. Научные представления о происхождении человека. Древние предки  человека. Человек умелый, прямоходящий, разумный (неандерталец, кроманьонец,  современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.  Важнейшие экологические проблемы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути  сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Здоровье человека и  безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их  профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях  природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация. Ядовитые растения и опасные животные своей местности. Лабораторные и практические работы: 1. Измерение своего роста и массы тела. 2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. Обобщение. Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Растительный и животный  мир своего региона. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Личностные результаты: ­ осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и  объяснения на основе достижений науки; ­ постепенное выстраивание собственной целостной картины мира; ­ осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках  самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения,  анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.); ­ оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения  здоровья; ­ оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы; ­ формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки  с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на  Земле. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: ­ самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД; ­ выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства  достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; ­ составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); ­ работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки  самостоятельно (в том числе и корректировать план); ­ в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Познавательные УУД: ­ анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; ­ выявлять причины и следствия простых явлений; ­ осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для  указанных логических операций; ­ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных  связей; ­ составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); ­ преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т.д.); ­ определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,  анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: ­ самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,  договариваться друг с другом и т.д.); ­ в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; ­ учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность  своего мнения и корректировать его; ­ понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательства  (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); ­ уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметные результаты: ­ определять роль в природе различных групп организмов; ­ объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере; ­ приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; ­ находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых  организмов по сравнению с предками, и давать им объяснения; ­ объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов; ­ объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека; ­ перечислять свойства живых организмов; ­ различать (по таблице) основные группы живых организмов: доядерные (бактерии) и  ядерные (растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи,  хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных; ­ объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; ­ понимать смысл биологических терминов; ­ характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,  измерение) и их роль в познании живой природы; ­ проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться  увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения  препаратов. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и  повседневной жизни для: ­ соблюдение мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными,  бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ­инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушение осанки, зрения, слуха, инфекционных и  простудных заболеваний; ­ оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах  животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении  утопающего; ­ рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей  среде; ­ выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; ­ проведения наблюдений за состоянием собственного организма. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА  5 класс биология № § Тема Живой организм (8 ч.) Кол­ во  часов Лабораторные Дата проведения работы 1 2 3 4 5 6 7 8 Что такое живой организм Наука о живой природе Методы изучения живой природы. Л/Р №1 «Знакомство с оборудованием для  научных исследований» Увеличительные приборы. Л/Р №2  «Устройство ручной лупы, светового  микроскопа» Живые клетки. Л/Р №3 «Строение клеток  кожицы чешуи лука» Химический состав клетки. Л/Р №4  «Определение состава семян пшеницы» Вещества и явления в окружающем мире Великие естествоиспытатели 1 1 1 1 1 1 1 1 Многообразие живых организмов (14 ч.) 1 1 1 1 4.09 11.09 18.09 25.09 2.10 9.10. 16.10 2310 9 10 11 12 13 Как развивалась жизнь на Земле Разнообразие живого Бактерии Грибы Водоросли 14 Мхи 15 16 17 18 19 20 21 22 Папоротники Голосеменные растения Покрытосеменные (цветковые) растения Значение растений в природе и жизни  человека Простейшие Беспозвоночные животные Позвоночные животные Значение животных в природе и жизни  человека Среда обитания живых организмов (6 ч.) 23 Три среды обитания. Приспособленность  организмов к разным средам обитания 24 Жизнь на разных материках. П/Р №1  «Определение наиболее  распространенных растений и животных» 25 Природные зоны Земли 26 Жизнь в морях и океанах Человек на Земле (5 ч.) 27 28 Как человек появился на Земле Как человек изменил Землю 29 Жизнь под угрозой 30 31 Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни.  П/Р №2 «Измерение своего роста и массы  тела» Обобщение (2ч.) 32 Растительный и животный мир вашего  региона 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 30.10 6.11 13.11 20.11 27.11 4.12 11.12 18.12 25.12 8..01 15.01 22.01 29.01 5.02 12..02 19.02 26.02 5.03 12.03 19.03 2.04 9.04 16.04 23.04 33 34 Биология как наука в живом организме ИТОГО 1 34 30.04 7.05. ЛИТЕРАТУРА 1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учебник для  общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2013. 2. Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику  Плешакова А.А., Сонина Н.И. «Биология. Введение в биологию. 5 класс». – М.: Дрофа, 2014. 3. Кириленкова В.Н. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие к  учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. «Биология. Введение в биологию. 5 класс». –  М.: Дрофа, 2014. 4. Рабочая программа по биологии. 5 класс/ Сост. Е.А. Сарычева. – М.: ВАКО, 2013. 5. Интернет­ресурсы Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ http://bio.1september.ru/ ­ газета «Биология» ­ приложение к «1  сентября» www.bio.nature.ru ­ научные новости биологии www.edios.ru ­ Эйдос ­ центр  дистанционного образования www.km.ru/education ­ учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Рабочая программа Факультативный курс биологии в 5 классе

Рабочая программа  Факультативный курс биологии в 5 классе

Рабочая программа Факультативный курс биологии в 5 классе

Рабочая программа  Факультативный курс биологии в 5 классе

Рабочая программа Факультативный курс биологии в 5 классе

Рабочая программа  Факультативный курс биологии в 5 классе

Рабочая программа Факультативный курс биологии в 5 классе

Рабочая программа  Факультативный курс биологии в 5 классе

Рабочая программа Факультативный курс биологии в 5 классе

Рабочая программа  Факультативный курс биологии в 5 классе

Рабочая программа Факультативный курс биологии в 5 классе

Рабочая программа  Факультативный курс биологии в 5 классе

Рабочая программа Факультативный курс биологии в 5 классе

Рабочая программа  Факультативный курс биологии в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2019