Рабочая программа ФГОС для 5 класса
Оценка 4.6

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
история
5 кл
04.06.2017
Рабочая программа ФГОС для 5 класса
Пропедевтический курс начального исторического образования помогает юным ученикам воспринимать и усвоить предмет история последовательно, обучает младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Изучая пропедевтический курс, ученик лучше понимает историю (без понимания и интерес к предмету отсутствует). Именно в начальном периоде изучения, формируется у ученика интерес к истории.Это как поговорке: " По одежке встречают, по уму провожают" .
Рабочая программа 5 класс фгос,составленной Балдиной Р.В..docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей  целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического  предмета истории в старших классах, обучить младших школьников  ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются  предметы материальной культуры, исторические тексты, карты,  хронологические таблицы, архитектурные памятники Нормативные основы рабочей программы:  Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   общего образования и   науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897.  Приказ Министерства Образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального стандарта ФГОС ООО».  Приказ Департамента образования и науки Костромской области №529 от 22 марта 2011 года  Приказ Министерства образовании я и науки от 6 октября 2009 года № 373  Рабочая программа по введению историю для учащихся 5 класса  разработана  на основе требований Федерального государственного  образовательного стандарта начального основного общего образования  для ОВЗ (ФГОС НОО ОВЗ).к содержанию исторического образования в  основной школе для ОВЗ и на основе основных положений ФГОС НОО  обучающихся с ОВЗ (от 19.12.2014 года приказ №1598).   Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством   образования   к   использованию   в   образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего   образования   на   20012/13   учебный   год,   утвержденный Приказом МО РФ № 2885 от 27.12.2011г;  Учебный   план     ГКОУ   школа­интернат   КО   для   обучающихся   с ограниченными возможностями по слуху на 2015­2016 учебный год. Предлагаемая  рабочая программа составлена на основе рабочих программ по  Введение в историю для 3 класса Авторы: Е.В.Саплина,  А.И.Саплин,  методического пособия Майков А.Н. Данная линия учебников соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту основного  общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и  включена в Федеральный перечень. Изучение курса Введение в историю в  основной школе призвано  ввести ребенка в мир истории через вещно­ материальную среду, что дает возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон; ­ научить детей видеть историю «вокруг  себя»: в домах, которые нас окружают, а предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем; ­ помочь понять, что история – ключ к культуре любых  эпох и цивилизаций. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Рабочая программа составлена на основе Федерального  государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), фундаментального ядра  содержании общего образования. Она опирается на опыт создания курса обществознания для основной школы. Курс «Введение в историю» включает в себя учебник, тетрадь  творческих  заданий и методическое пособие для учителя. Учебник дает основной  материал для учащихся. Вопросы и задания учебника ориентированы на  понимание текста, его воспроизведение. В тетради помещены тексты для  домашнего чтения, задания и вопросы творческого характера, которые  способствуют развитию навыков самостоятельной работы, формирует  образное мышление. Дополнением к учебному материалу служит  методическое пособие для  учителя, в котором, кроме основных рекомендаций по проведению урока,  имеется обширный хрестоматийный материал к каждой теме. Комплект  пособий предоставляет широкие возможности для осуществления  дифференцированного подхода к учащимся при их обучении. Этому  способствуют разноуровневые задания, представленные в учебнике. Курс «Введение в историю»  активизирует мыслительную деятельность  школьников, способствует формированию образного мышления, учит  эмоциональному восприятию окружающего мира. Курс должен пробудить  интерес, уважение к прошлому. Программа не нарушает общей структуры  изучения истории, а наоборот, создает условия для более глубокого и  вдумчивого изучения, она готовит к восприятию и пониманию многообразия  исторических явлений. В пропедевтическом курсе истории осуществляется системно­ деятельностный подход. Ребенок выступает не как объект учебных  воздействий, а как субъект всех видов системной деятельности. Этот курс  ориентирован не на запоминание учеником информации, которой в изобилии  снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее  приобретения. В программе 5 класса заложена идея изучения быта и материальной культуры  прошлого, или, иными словами, вещественных источников исторических  знаний ­ костюма, жилища, мебели, посуды, орудий труда, которые раньше  использовались учителем истории как вспомогательный и дополнительный  материал. Здесь мы показываем события истории через деяние людей, даем  начальное представления о культуре прошлого. Даем краткие сведения о религиях мира, решая тем самым задачу ­ воспитывать уважение к культуре и  традициям прошлого. Формы организации уроков могут быть разнообразными и включать в себя как уроки в классе, так экскурсии, походы в музей, что развивает и интеллект, и  сферу чувств, кроме того, дает возможность убедиться, что источником  познания является их окружающая действительность: природа, материальная  культура, явления общественной жизни. Структура урока может включать несколько взаимосвязанных по темам, но  различных по тип деятельности частей. Разнообразны методы, приемы и  средства  обучения. Большое внимание уделяется практическим работам.  Широко могут использоваться  слайды. Обязателен яркий эмоциональный  рассказ учителя. Деятельность педагога и сам урок станут результативнее, если содержание  будет реализовано через игру, учитывая, что игровая мотивация очень  эффективна. Цель игры ­ формирование способности ориентироваться в  учебных и жизненных ситуациях. Учителю предоставляется право распределять по собственному усмотрению  количество часов на конкретные темы, равно как и варьировать  последовательность некоторых тем.  Изучение   Введение   в   историю   в   основной   школе   направлено   на достижение следующих целей: • развитие  личности  в  ответственный период  социального взросления человека (10­15  лет),  её   познавательных   интересов, критического мышления в процессе восприятия  социальной   (в   том   числе   экономической   и   правовой) информации  и  определения   собственной   позиции;   нравственной   и   правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; •  воспитание  общероссийской   идентичности,  гражданской  ответственности, уважения   к   социальным   нормам;   приверженности   гуманистическим   и демократическим  ценностям,  закреплённым   в   Конституции   Российской Федерации; •  освоение   на   уровне   функциональной   грамотности  системы   знаний, необходимых  для  социальной  адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно  взаимодействовать   в   социальной   среде;   сферах   человеческой деятельности; способах регулирования  общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач   в   области   социальных  отношений;  экономической   и  гражданско­ общественной  деятельности;  межличностных   отношений;   отношений  между людьми   различных   национальностей   и   вероисповеданий;  самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семей но­бытовых отношений. ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Последовательность, предлагаемая и рабочей программе  по Введению в историю  для  основной  школы,  обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников­подростков. Содержание   курса   (5  класс),  обращённое  к младшему подростковому возрасту,  посвящено   актуальным   для   растущей   личности   проблемам  жизни человека   в  социуме.  Даются   элементарные   научные   представления  об обществе,   о   социальном  окружении,  Родине.   Эти   вопросы  должны   быть раскрыты   через   противопоставление   добра   и  зла,   справедливости   и несправедливости. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего  образцы достойного   поведения. Курс   активизирует   мыслительную   деятельность младших  школьников,   способствует   формированию   образного   мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира.  нравственные   ориентиры,   формирующего 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В БАЗИС­ НОМ УЧЕБНОМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ.   Автор Майков А.Н. 5  класс (2 часа в неделю 68 часа в год) Введение в историю в  основной школе изучается в 5 классе . Общее коли­ чество   времени   за   1   год   обучения   составляет   68  часов.  Общая   недельная нагрузка   в   каждом   году   обучения   составляет   2  часа.  Особое   место занимают   экскурсии   и   практические   работы.   Их   необходимый   минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические   работы:   наблюдения,   опыты,   измерения,   работу   с   готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей. 4.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРС Личностными результатами изучения курса «Введение в историю» в 5 ­ м  классе является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения  общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого  человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему  конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех  людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных  ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила  поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания  учебника, нацеленные на 2­ю линию развития – умение определять своё  отношение к миру. Метапредметными результатами изучения курса « Введению в историю» в  5­м классе является формирование следующих универсальных учебных  действий: Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного  обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,  исправлять ошибки с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного  диалога на этапе изучения нового материала. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень  успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся  критериев. Средством формирования этих действий служит технология оценивания  образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,  какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации  среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных  формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе  обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в  другую: составлять простой план учебно­научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания  учебника, нацеленные на 1­ю линию развития – умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и  письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым  изменить свою точку зрения. Средством формирования этих действий служит технология проблемного  диалога (побуждающий и подводящий диалог). Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с  автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное;  составлять план. Средством формирования этих действий служит технология продуктивного  чтения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться  договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах. Предметными результатами изучения курса «Введению в историю» в 5­м  классе является формирование следующих умений. 1­я линия развития – уметь объяснять мир: узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы; отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что  создано природой; объяснять, что такое общество, государство, история; по году определять век, место события в прошлом; отличать друг от друга времена: Древний Мир, Средние века, Новое время,  Новейшее время . Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать  на карте границы и столицу. 2­я линия развития – уметь определять своё отношение к миру: учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и  настоящему родной страны. 5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 класс (68.) Введение(1ч) Тема1. Что изучает история (2 часа) История –наука о прошлом. Происхождение и  смысл понятия «история». Как работают историки. Почему следует изучать  историю Понятие: история, факт. Персоналии: Геродот*. Тема 2. Источники знаний о прошлом(4 ч.) Как гибнут памятники старины.  Исторические источники. Группы источников. Архивы, музеи, библиотеки.  Как   люди узнали о прошлом. Типы и виды исторических источников.  Памятники истории вокруг нас. О чем рассказывают памятники  письменности.  Понятие и термины: стихийные бедствия, исторические источники:  устные, вещественные, письменные. Береста*, папирус*. Памятник. :  архив, музей, библиотека. Муза Клио. Документы Тема 3: Измерение времени ( 6 часов) Хронология. Измеритель времени­ год. Что называют датой. Точка отсчёта времени. Измерение времени по  векам и тысячелетиям. Историческая хронология. Понятие «лента времени».  Как люди в древности считали время. Сутки, неделя, год, век, тысячелетие,  эра. Понятие «наша эра" и «до нашей эры». Механизмы, измеряющие время. Понятие  и термины: Лента времени. Хронология. Репродукция*. Дата.  Летосчисление*. Библия*. Век. Тысячелетие. Наша эра. Ислам*. Тема 4: Историческая карта ( 3 часа). Прошлое на карте. История на плане.  Контурные карты. Историческая карта и географическая карта. Особенности  и условные знаки исторической карты. Чтение карты, определение местоположения исторических действий. Понятие: и термины:  Историческая карта. Легенда карты. План.  Контурные карты по истории.  Повторение   Тема 5 Археология – помощница историков (10 часов) Археология­наука о  древности. Археология и археологи. Раскопки. Как по вещам восстанавливали прошлое.Археолог –ученый производящий раскопки. Находки археологов  костей древнейших людей и вещей. Раскопки города Помпеи. Раскопки  археологов могильников. Раскопки города Карфаген. Раскопки города в г.  Петра. Раскопки города Георгиппия. Портреты археологов.  Понятие и термины:Археология.Могильник*.Раскопка. Персоналии: А.В.  Арциховский. Г. Шлиман. Г. Картер. Тема 6 Повторение 2 часа.  Тема 7: Этнография ­ наука о народах и наука о прошлом (10 часов) Этнография­наука о жизни народов. Этнографические  музеи  России. Типы жилищ народов России. Типы жилищ народов мира. Преданья  старины – сказания. Преданья старины –мифы. История одежды. Как можно  по одежде определить эпоху, в которой жил человек, его занятия и положение в обществе. Занимательные страницы истории одежды. Народная  традиционная одежда. Что такое музей этнографии. Понятие и термины::Этнография, утварь*,миф, сказания. Тема 8: Наука о народах и  о прошлом (4 часа) Мифы на картине  художника. История в народной песне. Старинные орнаменты. Повторение. Понятие и термины:: Орнамент, бурлаки*.бояре*. Персоналии: князь  Олег. Тема 9. Знать своих предков– знать историю (6 часов). Что означают наши имена.  Имя и ангел­хранитель. Из истории имени. Именины. Древнее происхождение  имен. Откуда к нам пришли наши имена. Что такое отчество и фамилия.  История в фамилиях. Говорящие» фамилии. Отчество­составная часть  родового имени. Как родители выбирают имя своему ребенку. Что значит  родословие. Что такое генеалогия. У меня есть своя история. Моя семья.  Понятие родословной. Поколение, потомки, предки. Родословное дерево.  Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Нужно ли знать  свою родословную. Практическое значение родословных в прошлом. Повторение.  Понятие: и термины: Родословная*, генеология. Тема10 : Географические названия­свидетели прошлого (6 часов). Всё имеет своё  название .Как возникают названия городов. Как возникают названия рек. Как  возникают названия сел, улиц. Названия стран мира. В каком городе, районе,  стране ты живешь? Понятие города, страны. Столица. Что означают  географические названия. Географические имена­ свидетели прошлого. Что означает название моего  города. Бережное отношение к историческим названиям ­ залог сохранения  национальных традиций. Повторение. Понятие и термины:дамба. Тема 11: О прошлом рассказывают гербы( всего 7 часов) Отличительный  знак. Кто занимается изучением гербов. Наука, изучающая гербы. Главная  часть герба­щит. Герб как государственный символ. Гербы городов. Герб  нашей страны. Повторение по теме: О прошлом рассказывают гербы. Понятие и термины::герб. герольды, геральдика, щит, архангел*,  архистратиг*, сень. Тема12: Знамя и флаг сопровождают историю (4 часа)  Из истории знамён. Флаг­символ независимости. Флаг России. Повторение  Понятие:Знамя, стяг, прапор,хоруговь, династия*,флаг, апостол*,  большевик* Тема13: Из истории гимнов (2 часа). Песнь во славу Отечеству. Из истории  гимна нашей страны. Понятие и термины:гимн, престол*, дворяне.  Тема14: Как работать с учебными материалами по истории (4 часа)  Порядок изучения  истории. Как работать с учебником истории. Как работать с иллюстрациями. Повторение. Повторение курсу. Обобщение Понятие и термины:исторические периоды:Параграф.*Древний мир,  Средние века, Новое время, Новейшее время. Географические открытия.  Первая мировая война. Персонаж, Композиция*, гравюра. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  5  КЛАСС Тема Тема 1.Введение Тема 2.Что изучает  история (2 часа) Основное содержание по темам Урок 1 Введение. 1 ч 1.Как пользоваться  учебником. 2.Знакомство учебником и рабочей тетрадью. Характеристика основных видов  деятельности ученика  (на уровне учебных действий) Показывать в учебнике параграфы,  словарь, картины. Работать(первоначальные навыки  работы)  с учебником и рабочей  тетрадью.  Урок 2 Раскрывать значение понятия Тема 3.Источники  знаний о прошлом История –наука о  прошлом 1 ч 1.Понятие история. 2.Учебник истории. Урок 3 Как работают историки  1 ч 1.Что называют фактом 2.Иллюстрации в учебнике показывают события. Урок 4 Как гибнут памятники  старины 1 ч 1.Природные явления­ причины уничтожения  памятников 2.Памятники старины  гибнут по вине людей 3.Иллюстрации,  показывающие как гибнут  памятники старины. 4.Что такое памятник Урок 5 Исторические источники 1 ч 1.Что такое исторические  источники 2.Как появилось название  исторические источники Урок 6 Группы источников 1 ч 1.Устные источники 2.Вещественные  источники 3.Письменные источники Урок 7 Архивы, музеи,  библиотеки 1 ч 1.Учреждение, где  хранятся документы 2.Музей. «история».  Участвовать в обсуждении вопроса  о том, для чего нужно знать историю. Характеризовать о работе историков на первоначальном представлении.  Участвовать в обсуждении вопросов, с которых начинается историческое  познание: что произошло, где  произошло, когда произошло.  Выделять на первоначальном уровне, цель работы историка (поиск правды,  истины). Раскрывать значение понятия  памятник Называть причины уничтожения  памятников Работать с иллюстрациями в  учебнике на первоначальном уровне   Раскрывать значение понятия  исторический источник. Работать с текстом учебника по  заданиям учителя для развития   умение классифицировать материал,   извлеченный из источника. Группировать источники: устные,   вещественные, письменные  Раскрывать значение понятий: архив, музей, библиотеки Находить в интернете о знаменитых  музеях, библиотек, архивов нашей  страны. Тема 4.Измерение  времени   3.Учреждение, где  хранятся книги Урок 8 Хронология 1 ч 1.Хронология – порядок  событий 2.Определение событий по репродукции картин Урок 9 Измеритель времени по  годам 1 ч 1.Мера времени­год  2.Единица измерения –  сутки, неделя, месяц, год 3.Обозначения года вашей  жизни цифрами Урок 10  Что называют датой 1 ч 1.Изучение истории по  датам 2.События узнаем из  календарей Урок 11­13 Точка отсчёта времени  3 ч 1.Как вели счет в  древности 2.Как возник современный счет времени. 3.Рождение Иисуса  Христа. 4.Счёт лет нашей эры и до  нашей эры Урок 14­16  Измерение времени по  векам и тысячелетиям 3  ч. 1. Отрезок времени  длиной в тысяче лет 2.Как отмечать века  римскими цифрами.  3.Обозначение римских  цифр на ленте времени. Раскрывать значение понятий:  хронология, репродукция. Выделять понятия: сутки, неделя,  месяц, год Уметь определять год своей жизни  Раскрывать значение понятия дата. Находить даты в календаре по  заданию в учебнике  Раскрывать понятие: летосчисление,  Библия. Осмыслять различие понятий: год,   эра. Показывать на ленте времени:  Рождение Христа, до Рождение  Христа ( до нашей эры), от Рождения  Христа (наша эра). Находить ответы на вопросы по  заданию в учебнике  Раскрывать понятие: век,  тысячелетие Уметь определять век по заданию  учителя. Решать исторические задачи на счёт  лет Использовать знание  римских цифр  из «Окружающего мира» и  математики и уметь обозначать с  помощью них века. Показывать на ленте времени: Рождение Христа, до нашей эры, наша эра, год по заданию учителя. Урок 17 Историческая  хронология 1ч  1.Понятие хронология 2.Солнечный календарь­ 3.Лунный календарь 4.Лунно­солнечный  календарь Раскрывать понятия: хронология,  летоисчисления, ислам Находить и группировать  информацию:   особенности  измерения времени у разных народов  из текста учебника, дополнительной  литературы. Тема 5  Историческая карта   Урок 18 Прошлое на карте 1ч  1.Понятие историческая  карта 2.Как читать  историческую карту. 3.Понятие легенда карты.  4.Использование цвета для обозначения границ.  5.Условные знаки. 6.Названия городов. 7.Местоположения нашей  Родины России на карте. Урок 19 История на плане 1ч  1.Понятие план. 2.Планы городов, мест  сражений Урок 20  Контурные карты 1ч  1.Контурные карты 2.Фрагмент карты нашего  края на контурной карте. Урок 21­22.  Повторение  и  Извлекать информацию о  произошедших событиях по карте Находить местоположение города,  государства, рек с помощью  исторической карты и её легенды по  заданиям учителя и учебника Описать  города по заданию учебника  на основании плана городов в  учебнике Уметь работать с планом учебника  по заданиям учителя для развития   умение классифицировать материал,   извлеченный из источника. Различать историческую карту от  плана. Уметь наносить названия объектов на контурную карту Овладеть навыками систематизации и Урок развивающего  контроля  2 ч.  Карточки с заданиями обобщения изученного исторического  материала проверка знаний по  темам 1­5,  уроков1­ 20 Тема 6 Археология –  помощница  историков (10 часов) Урок 23  Археология­наука о  древности 1ч  Понятие археологии. Раскрывать понятия:  археология  Уметь определять, что такое наука  археология и что она изучает. Урок 24 Археолог –ученый  производящий  раскопки.1ч  1.Понятие археолог. Урок 25  Находки археологов   древнейших людей и  вещей 1ч Урок 26  Раскопки города Помпеи  1ч Урок 27 Раскопки  археологов  могильников1ч   1.Понятие могильник  2. Понятие амфора Урок 28  Раскопки города  Карфаген 1ч  1.Карфаген­город в  Северной Африке,  2.Современный Тунис Урок 29 Раскопки города в г.  Петра 1ч  1.Город Петра­ в Южной  Иордании.  2.Жилища в пещерах,  храмы. Раскрывать понятия:  археология,  раскопки.  Рассказать об археологических  раскопках на основе текста учебника  и дополнительной литературы Искать в Интернете информацию о  находках археологов по заданию  учителя Находить информацию из текста  учебника и наглядного материала Дать описание города, опираясь на  иллюстрацию в учебнике Определить время нахождения под  слоем песка города Находить необходимые сведения из  иллюстрации Раскрывать понятие: могильник,  амфора Находить информацию из текста  учебника и наглядного материала Дать описание города, опираясь на  иллюстрацию в учебнике Определить время нахождения под  слоем песка города Находить информацию из текста  учебника и наглядного материала Определить счет лет со времени  завоевания Урок 30  Раскопки города  Горгиппия 1ч  1.Горгиппия­современная  Анапа 2.Погребения, бытовые  предметыУрок 1ч  предметы. Урок 31 Портреты археологов 1  ч. 1.Немецкий археолог –  Г. Шлиман;  2.Русский археолог – А.В.  Арциховский;  3.Английский археолог –  Г. Картер Находить на карте город. Показать на ленте времени год  найденных предметов Учится работать в малой группе под  общим заданием: составить  сообщение о русском археологе А.В.  Арциховском и Г. Картер с помощью  родителей и воспитателей (Овладение первоначальными навыками  составление исторического  сообщения) Повторение  и  проверка знаний по  теме 6,  уроков 23­31 Урок 32­33.  Урок развивающего  контроля  2 ч.  Карточки с заданиями Овладеть навыками систематизации и обобщения изученного исторического  материала Тема 7: Этнография ­ наука  о народах и наука о  прошлом (10 часов) Урок 34 Этнография­наука о  жизни народов 1ч  1.Понятие этнография. Урок35  Этнографические  музеи  России 1ч  1.Музей этнографии ­  Кунсткамера Урок 36 Типы жилищ народов  России 1ч  Жилище народов России:  Яранга, чум, юрта, изба,  курень Урок 37 Типы жилищ народов  мира 1ч  Жилище народов мира:  Вигвам, соломенная  Раскрыть термины: этнография,  народ Найти в интернете с помощью  родителей о музее этнографии  Кунсткамера и составить сообщение Экскурсия в музей Костромы Характеризовать жилище на  основании экскурсии и учебника Определить повседневную жизнь  человека, связь вещей с  потребностями. хижина, игла, струве,  пальясо, мачия Урок 38 Преданья старины  глубокой 1ч  1.Понятие миф  2.Миф о первых людях Урок 39 Мифы на картине  художника 1ч  1..Картина художника  В.М. Васнецова Песнь о  Вещем Олеге  Урок 40 История в народной  песне 1ч  1.Историк получает  сведения о жизни людей в  прошлом из народных  песен 2.Картина художника И.Е. Репина Бурлаки на Волге Урок 41­42.  Урок развивающего  контроля  2 ч.  Карточки с заданиями Урок 43 Что значит родословие  Что такое генеалогия 1ч  1.Понятие Родословная 2.Родословная таблица 3.Понятие генеалогия,  4.Генеалогическое дерево Урок 44 Из истории имени  Отчество­составная  часть родового имени 1ч  1.Я и мое имя 2.Греческие имена:  Составить простой план параграфа Раскрыть понятие миф Найти в интернете миф о первых  людях и составить сообщение Характеризовать деятельность героя мифа Самостоятельно строить рассказ о  просмотренных мифов, сказаний,  легенд Назвать имена известных писателей,  художников, композиторов,  создавших произведения на  исторические темы Характеризовать условия жизни  людей в прошлом на основе картины и песни Овладеть навыками систематизации и обобщения изученного исторического  материала Составлять родословную таблицу  своей семьи.  Раскрыть понятие генеалогия Определять значение имен и отчества Сравнивать себя и свои качества с  другими людьми. Определять самостоятельно  памятные места, связанные в  Костроме Повторение  и  проверка знаний по  теме 7,  уроков 34­40 Тема 8. Знать своих  предков– знать  историю (2 часов) Александр.София. Дарья.  Валентин. Иосиф.  3.Отчества народов  мира.1ч  4.Фамилии ремесленников Уметь определять образование    имен, фамилий, отчеств Объяснить  древнее происхождение  имен.  Уметь фамилий и отчеств Тема 9. Географические  названия­свидетели  прошлого (3 часов) .  Читать историческую и  географическую карту с  приведенными условными  обозначениями Находить на карте свой город, столицу Выделять архитектурные  памятники из общего числа строений  города Находить на карте,  административный и областной  центры Выделять архитектурные  памятники из общего числа строений  города Читать историческую и  географическую карты с  приведенными условными  обозначениями Читать  план города с  приведенными условными  обозначениями Определять понятие  ремесленники Урок 45 Всё имеет своё название  1ч 1. Названия географических  объектов страны.  2. Названия  географических объектов  нашего города. Урок 46  Как возникают названия   1ч  1. Названия  географических объектов  страны Ярославль,  Владимир.  2.Основатель города  Ярославль – Ярослав  Мудрый;  3.Основатель города   Владимир­Владимир  4.Возникновение названия  городов по названию рек:  «Переправа через реку» ­  «бридж», «брюк», «фурт»; мост, брод.  5.Возникновение название  города Кострома по  название реки Костромка  Мономах.  6.Понятие ремесленники­ гончар, кожевенник  7.Возникновение название  сел, улиц по занятию  ремеслом:Кожевенная, Тема10. О прошлом  рассказывают  гербы (7 часов) Гончарная. Урок 47 Названия стран мира 1ч  1.Дамбы. Река Инд­ название Индии.  2.Исландия – «ледяная  страна».  3.Русь. Россия. Урок 48  Отличительный знак 1ч  1.Герб.  2.Наследство.  3.Рыцарь. Урок 49  Кто занимается  изучением гербов  Наука, изучающая  гербы 1ч  1.Понятие герольд. 2.Понятие геральдика 3.Герб рода Романовых Урок 50  Главная часть герба­ щит 1ч  1.Щит Урок 51 Герб как  государственный  символ. Гербы городов  1ч  1. Герб Костромы.  2. Герб Санкт­Петербурга 3. Отличительный знак  герольда российской  империи Урок 52  Герб нашей страны 1ч  1.Архистратиг 2.Архангель 2.Сень Раскрыть понятие дамба Показать, как выглядит современный город, его архитектурные постройки,  памятники.  Находить на карте реки и страны Знать историю становления и  развития герба Раскрыть понятие герб, рыцарь Раскрыть понятие герольд,  геральдика Создать герб семьи Определять по иллюстрации гербы  Определять символы своего  государства Раскрыть понятие щит Определять по форме щита название страны Рассказать о гербах разных  государств по иллюстрации в  учебнике: об их природных  особенностях, занятиях населения  Познакомиться  с гербами своего  города и русских городов. Определить современный герб  Костромы Назвать фигуры изображённого на   современном гербе Костромы Находить в интернете  значение  фигур изображённого на   современном гербе Костромы Рассмотреть Государственный герб  Российской империи Находить в Государственный гербе  Российской империи главную часть Определять по форме щита у какого  народа заимствована форма щита  Назвать элементы Государственный герба Российской Федерации Раскрыть понятия: Архистратиг, Архангель, Сень Овладеть навыками систематизации и обобщения изученного исторического  материала Урок 53­54.  Урок развивающего  контроля  2 ч.  Карточки с заданиями Повторение  и  проверка знаний по  теме 8­10,  уроков 43­ 52 Тема 11. Знамя и  флаг сопровождают историю (4 часа) Урок 55  Из истории знамён 1ч  1.Происхождение  название знамен Назвать устаревшее название  войского знамени  Раскрыть понятие знамя и династии Урок 56 Флаг­символ  независимости 1ч  Происхождение Флага Раскрыть понятие флаг Назвать флаги других стран по  иллюстрации в учебнике Знать происхождения и  развитие  флага.  Урок 57 Флаг России 1ч  1.Истории флага России 2.Андреевский флаг 3.Флаг СССР Повторение  и  проверка знаний по  теме 11,  уроков 55­ 57 Тема12. Из истории  гимнов (2 часа) Урок 58­59.  Урок развивающего  контроля  2 ч.  Карточки с заданиями Урок 60  Песнь во славу  Отечеству 1ч 1. Происхождение и  развитие   гимнов Назвать флаг Российской Федерации  и флаг Костромы Описать изображения Российского  флага и Костромы Раскрыть понятия: апостол,  большевики Нарисовать флаг спортивной  команды Овладеть навыками систематизации и обобщения изученного исторического  материала Рассказать из текста учебника о  происхождении и развития гимнов Назвать время появления  государственных гимнов. Определить значимость гимна для  народа любой страны  Актуализация знаний. Находить на карте страны:  Великобритания, Франция Показать на ленте времени времена Тема 13. Как  работать с  учебными  материалами по  истории (4 часа) Урок 61  Из истории гимна  нашей страны 1ч  1.История гимна России: 2.Понятия:Престол, Царь,  император, дворяне,  династия написания гимнов Великобритании и  Франции Рассказать из текста учебника о  происхождении и развития гимна  России Находить на карте границы России и  столицу Москва Показать на ленте времени времена  написания гимна России Раскрыть понятия: Престол, Царь,  император, дворяне, династия Урок 62 Порядок изучения   истории 1ч  1.Таблица разделения  истории по периодам  2.Периоды истории 3.Географические  открытия 4. Первая мировая война Урок 63 Как работать с  учебником истории 1ч 1.Параграф в учебнике Урок 64  Как работать с  иллюстрациями 1ч  1.Иллюстрации в  учебнике: Персонаж,  2.Иллюстрации в  учебнике: композиция,  3.Иллюстрации в  учебнике: репродукция,  4.Иллюстрации в  учебнике: гравюра Раскрыть понятия: Географические  открытия,  Первая мировая война,  гравюра Показать на ленте времени времена  произошедших событий и периоды  истории Назвать термин: параграф и показать в учебнике Раскрыть понятия: персонаж,  гравюра, репродукция, композиция. Описать композицию картины В.И.  Сурикова «Переход Суворова через  Альпы» Назвать сведения, которые может  получить историк из композиции  картин Актуализация знаний по по теме:  источники знаний о прошлом (к какой группе исторических источников  картина относится) Разложить семейные фотографии в  хронологическом порядке с помощью  родителей Повторение  и  проверка знаний по  Урок 60­64  Урок развивающего  Овладеть навыками систематизации и обобщения изученного исторического теме 12­ 13,  уроков  60­64 Повторение  и  проверка знаний по  курсу Обобщение контроля  2 ч.  Карточки с заданиями,  Урок 66­67.  Урок развивающего  контроля  2 ч.  Карточки с заданиями  кроссворд Урок 68 тест по курсу материала Овладеть навыками систематизации и обобщения изученного исторического  материала Овладеть навыками систематизации и обобщения изученного исторического  материала       УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКИЙ И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА № Название Авторы Классы Наличие  электронного  приложения Учебники  История. Введение в  историю Окружающий мир 5 4 А.Н. Майков Е.В.  Саплина,  А.И. Саплин Сивоглазов  В.И. ч. 2. Учебно­ методические  пособия Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь  Методическое пособие  для учителя Карта  120 уроков по  естествознанию и  истории для самых  маленьких. Символы России.  3 Е.В.  Саплина,  А.И. Саплин А.Н. Майков  5 А.Н. Майков  5  4 класс Гончар А.Б.,  Лебедева Е.И Соболева Н.А.  Артамонов  В.А. М.,2003.  Нет Нет Нет   Нет Нет Нет Нет Нет история российского  флага. Geraldika.ru/link/44 Дегтярева А.  М., 1994. Нет  Интернет  ресурсы ­ http://fcior.edu.ru/  федеральный   портал школьных   цифровых образовательных ресурсов. ­ http://www.school­ collection.edu.ru/  цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.                                                                                                                                        Планируемые результаты изучения учебного курса. К концу 5 класса учащиеся выпускник научится понимать: Использовать историческую карту как источник информации. Историю возникновения времени, механизмы, измеряющие время Историю своей родословной Древнее происхождение и значение некоторых имен, отчества, фамилии Отличие исторической карты от географической Отличие плана от исторической карты Название историю своего села, города, столицы Историю вещей, предметов одежды Историю возникновения Российского герба, флага, гимна Известных археологов.   Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов. Выпускник получит возможность научиться: Пользоваться единицами времени Составлять свое генеалогическое древо Читать историческую  карту с приведенными условными обозначениями Находить на карте свое село, административный и областной центры,  столицу Выделять архитектурные памятники из общего числа строений города,  села Различать герб, флаг России.       Приложения Тест по курсу «Введение в историю» А.Н. Майков.  5 класс. Пояснительная записка Тематический контроль по истории к учебнику А.Н. Майкова. История. Введение в историю. 5 класс. Компетентностно­ориентированные вопросы и задания нацелены на проведение систематического контроля знаний и умений школьников,   составлены   в   соответствии   с   современными   требованиями   к школьному курсу истории.  1. Все, что когда­то произошло, что было сделано свершилось учёные  называют: 1)фактом 2)библиотекой 3)словарем 4)источником 2. Вставь  пропущенные буквы …рхив – в переводе  с греческого это слово означает «древний» Му…ей – в переводе с греческого это слово означает «храм муз» …ибл…отека   –   в   переводе   с   греческого   это   слово   означает «книгохранилище» 3. От какого события мы отсчитываем наше время? 1)от рождения Геродота 2)от рождения Христа 3)от твоего рождения 4) от рождения 4.В тысячелетии: 1)100 лет 2)10 веков 3)12 месяцев 4)30 дней  4. Решите задачи. Что было раньше ? 1 2 43 год до н. э. или 43 год н.э. Куликовская   битва  1380  года   или   Бородинское   сражение 1812 года?           К какому веку относится? 1 2 3 1757 год 2011 год 1612  год 5. Вставьте пропущенное слова в предложении. Запишите слова в нужное  место: Петр I, январь, 1700. С _______года царь _____________повелел отмечать новый год   1__________. 6.Соотнесите понятия и их определения стрелками Понятие  Определение  А) документ 1.   Наука,   которая   изучает   жизнь   человеческого   общества   в прошлом Б) хронология 2. Обозначение в истории года, месяца, числа произошедшего события В) дата   Письменный   источник, 3. «свидетельство»   в   переводе   с   латинского Г) история 4. Последовательность исторических событий во времени 7. Соедини стрелками выбранные ответы. Одному элементу левого столбика  соответствует 1 элемент правого. Знаки на карте А.Стрелки Что означает (обозначение) 1.Передвижение войск изображается на  исторической карте 2.Места сражений изображается на  исторической карте 3. Завоёванные земли изображается на  Б. Штриховка В. Скрещенные мечи исторической карте 4. Торговые пути 8. Выбери нужное слово из списка: 1) историков; 2)археологов; 3)сочинителей сказок; 4)поваров) и запиши пропущенную строку. Кто же нашел следы столетий? Кто в историю влюблён? Кто сложил в витрины эти Драгоценности времен? Это сделали руки _________________ страны 9.Соотнесите понятия и их определения стрелками.    Понятие  Определение  А)   Сказания (миф) 1.   Народный   исторический   рассказ   о   подвигах   героев,   о событиях, свидетелями которых были наши предки Б) Родословная В) Генеалогия 2. Предметы домашнего быта 3. Перечень поколений, происходящих от одного предка Г) Утварь 4. Наука,  изучающая происхождение родов 10. Определите, что послужило основанием для появления следующих фамилий: 1.Иванов, Петров, Сидоров 1.Кузнецов , Шапошников, Руковишников 2.Иорданский, Иерусалимский 3.Вознесенский, Воскресенский, Любомиров  Выберите из списка варианты ответов, ответ оформите в таблице. А.Название местности Б.  Имена отцов и дедов В.  Род занятий, профессия Г.   Библейские тексты Д.  Принадлежность к духовенству 1 2 3 4 11. Запиши пропущенное слово в тексте.  В приведенном ниже списке отметьте слова и словосочетания, которые характеризуют понятие «геральдика» Отличительный   знак,   герб,   печать   ,историческая   дисциплина, герольд, исторический источник, карта, флаг, гимн. Используя   выбранные   слова,   запишите   свое     определение   понятия «геральдика» Геральдика – это… 12.Соотнесите понятие и их определения Понятие  Определение  А) Флаг  1. Торжественная или хвалебная песня Б) Герб В) Гимн 2. Устаревшее название войскового знамени 3. Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов Г) Хоругвь 4.   Отличительный   знак   государств,   городов,   потомственных родов 13. Подтвердите или опровергните предложения («да» или «нет») 1 2 3 Главная часть герба – это щит. Люди, занимающиеся созданием гербов, герольды. Знамя   не   является   для   историков   источником   знаний   о прошлом. 4 Знамена   могут   изготавливать   к   особо   торжественным случаям. 5 Государственный флаг РФ нельзя вывешивать на улицах, а можно только над правительственными зданиями. 6 Российский   триколор   ­   это   расположенные   снизу   вверх цвета полотнища: синий, белый, красный. 7 Двуглавый орел на гербе РФ был заимствован во времена правления Ивана III у Византии. 18.Запиши пропущенные слова . В приведенном списке выберите нужные  слова:(АРХИСТРАТИГ,АРХАНГЕЛ, СЕНЬ, РЫЦАРЬ, РЫЦАРЯМИ) 4) ___________________в Средние века в Западной и Центральной Европе  ______________ называли тяжеловооруженных  конных___________. 21. Напишите имя археолога, изображенного на портрете. ____________________________________–немецкий предприниматель и  археолог­любитель, с детства мечтал найти город Троя (Троянского  коня) и нашел этот город в Малой Азии.  22. Что изображено на картинке.  __________________________ ­ это защитное сооружение из земли, камня  виде вала (насыпи). 25.Соедини стрелками периоды истории. Одному элементу левого столбика  соответствует 1 элемент правого. Период  А.Древний мир Б.Средние века В.Новое время Г.Новейшее время 26.Соедини стрелками нужное слово из словаря (понятие) и определение  этого понятия. Одному элементу левого столбика соответствует 1 элемент  правого. Период  Первая мировая война (1914­1918) Стихийное бедствие Хронология  1.От падения Западной Римской  империи 476 г. н.э. до конца 15 (XV)  века 2.От 15 (XV)века до 1918 года 3.Начало 20 (XX) века до настоящего  времени 4.С Появлением человека  на земле до 476 г. н.э.до падения Западной  Римской империи Хронология  природная катастрофа, которая  может вызвать человеческие жертвы  и нанести материальный ущерб. длилась с середины XV в. до  середины XVII в. Наиболее важные  из них ­ открытие Христофором  Колумбом Америки в 1492 г., первое  кругосветное плавание Фернана  Магеллана в 1519­1522 гг.,  доказавшее, что Земля имеет форму  шара, и другие. Эпоха Великих географических  открытий устаревшие названия войскового  знамени. Стяг, прапор, хоругвь  война, в которой участвовала большая часть стран мира.

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017