Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089, Закона «Об образовании в Российской Федерации» №373 и примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова, В.Я. Рома., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Рабочая программа _9 класс_география.docx
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным
компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом
Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089, Закона «Об образовании в
Российской Федерации» №373 и примерной программой по географии для общеобразовательных
учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова, В.Я. Рома., 2004 год. Программа
ориентирована на усвоение обязательного минимума,
соответствующего стандартам
Министерства образования Российской Федерации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И
ХОЗЯЙСТВО.
Введение. Раздел 1. Общая часть курса 35ч
Тема 1. Место России в мире – 3 часа.
Место России в мире. Политикогосударственное устройство РФ. Географическое положение и
границы России. ЭГП и ПГП России. Государственная территория России.
Практическая работа №1. Характеристика ГП России по картам атласа.
Тема 2. Население Российской Федерации – 5 часов
Население РФ. Исторические особенности заселения и освоения территории. Численность и
естественный прирост населения РФ. Национальный состав населения России. Городское и
сельское население. Миграции населения.
Тема 3. Географические особенности экономики Российской Федерации – 3 часа.
Географические особенности экономики РФ.
География основных типов экономики на
территории России. Проблемы природноресурсной основы экономики. Россия в мировой
экономике. Перспективы развития.
Роль,
значение,
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география – 23 часа.
проблемы.
Топливная
размещения отраслей
Научный комплекс
Машиностроительный комплекс: роль, значение Факторы размещения МСК. География
машиностроения. Военнопромышленный комплекс.
Практическая работа №2. Определение главных районов
трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
Топливноэнергетический комплекс (ТЭК).
промышленность. Электроэнергетика
Практическая работа №3. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных
бассейнов, по картам и статистическим материалам.
Практическая работа №4 Нанесение на к/к крупнейших энергетических центров.
Комплексы конструкционных материалов и химических веществ. Состав и значение комплексов.
Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий МК. Черная металлургия.
Цветная металлургия. Химиколесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы
размещения химических предприятий. Лесная промышленность
Практическая работа №5. Анализ факторов размещения предприятий черной металлургии.
Практическая работа №6 Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий
химической промышленности.
Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК.
Земледелие и животноводство. Пищевая и легкая промышленность.
Практическая работа №7 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и
технических культур, главных районов животноводства.
Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта. Железнодорожный и
автомобильный транспорт. Водный и другие виды транспорта. Связь. Сфера обслуживания. Раздел 2. Региональная часть курса – 29 часов.
Районирование России. Общественная география крупных регионов 1 час.
Районирование России. Общественная география крупных регионов России. Территориальная
организация и районирование России.
Тема 1. Западный макрорегион – Европейская Россия – 22 час.
Западный макрорегион – европейская Россия. Общая характеристика.
Районы Центральной России. Центральная Россия – очаг русской национальной культуры.
Центральная Россия. Состав, историческое изменение ГП. Общие проблемы. ВолгоВятский и
Центрально – Чернозёмный районы. СевероЗападный район.
Особенности ЭГП и население. Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной
России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей
Центрального региона.
Практическая работа № 8. Объяснения взаимодействия природы и человека на примере
одной из территорий Центральной России.
Европейский Север. ЭГП и особенности природноресурсного потенциала. Население и хозяйство.
Особенности географического и геополитического положения. Европейский Север. ЭГП и
особенности природноресурсного потенциала. Население и хозяйство.
ЭГП и особенности природноресурсного потенциала. Население и хозяйство. Поволжье – место
исторического взаимодействия этносов. Экологические и водные проблемы.
Практическая работа № 9. Определение факторов развития и сравнение специализации
промышленности Европейского Юга и Поволжья.
География и проблемы современного хозяйства. ЭГП и особенности природноресурсного
потенциала. Население и хозяйство.
Практическая работа № 10. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути
решения экологических проблем.
Тема 2. Восточный макрорегион – Азиатская Россия – 8 часов.
Общая характеристика. Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами.
Восточный макрорегион. Проблемы и перспективы развития экономики региона. Западная Сибирь
– нефтегазовый комплекс – основа хозяйства района. ХантыМансийский автономный
округ.Восточная Сибирь – ТЭК основа хозяйства территории. Дальний Восток. Особенности
географического и геополитического района. Несоответствие площади территории и численности
населения.
Практическая работа № 11. Составление характеристики Норильского промышленного узла:
географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь,
промышленные центры.
Практическая работа №12. Сравнительная характеристика двух районов по плану.
Россия в современном мире. Объекты культурного и природного наследия.
Тема 3. Россия в современном мире 4ч
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
•
основные географические понятия и термины; различия географических карт по
содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в
геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных
регионов и стран;
специфику географического положения и административнотерриториального устройства
Российской Федерации; особенности ее природы;
•
•
• •
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на
локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
•
•
•
•
•
•
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических
проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
•
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного
содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за
отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения
комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с
помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности,
ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных
источников: картографических, статистических, геоинформационных.
•
•
•
•
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национальнотерриториальных
образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социальноэкономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ
№
п/п
Тема урока
Кол
во
ча
сов
Тип
урока
Элементы
обязательного
минимума
образования
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
Использование
ИКТ,
дополнительн.
материала
Формы
контроля
Практические
работы
Домашнее
задание
Дата
про
веден
ия
Раздел 1. Общая часть курса (35 часов)
Тема 1.Место России в мире (4 часа)
Государственная
территория
России.
Географическое
положение России
и его виды
Государственные
границы России,
их виды, значение.
Морские и
сухопутные
границы .
Знать: основные осо
бенности ГП России,
особенности ЭГП РФ,
следствия ЭГП и значи
тельных размеров тер
ритории, субъекты РФ, их
различия. Уметь:
показывать на карте
субъекты Российской
Федерации и пограничные
государства. Давать
характеристику
экономическому,
транспортно–
географическому,
геополитическому и
эколого –географическому
положению России.
1. Место России в мире.
Политикогосударственное
устройство Российской
Федерации.
1
Практикум.
2.
3.
4.
5.
Географическое положение
и границы России.
Практическая работа №1
«Характеристика ГП
России».
Экономико географическое
и транспортно
географическое,
геополитическое и эколого
географическое положение
России.
Государственная территория
России.
Исторические особенности
заселения и освоения
территории России.
1
1
1
1
Урок изу
чения но
вого ма
териала
Урок изу
чения но
вого ма
териала
Урок
изучения
нового
материала
Урок
изучения
нового
материала
Тема 2.Население Российской Федерации (5 часов)
Численность
населения России.
Особенности
воспроизводства
российского
населения в2021
вв. Основные
показатели,
характеризующие
население страны
Определять место России
в мире по численности
населения на основе
статистических данных.
Наблюдать динамику
численности населения
России в 20 в и выявлять
факторы, влияющие на
естественный прирост и
тип воспроизводства
Фронтальны
й опрос
Презентация
«Россия на
карте мира»
Фронтальны
й устный
опрос
§ 1,
к/к.
Работа с картой,
определение
особенностей
ЭГП, ПГП России
и направлений из
менения ГП во
времени и про
странстве
Фронтальны
й контроль,
практическа
я работа
№1
Работа с
контурной
картой
Презентация
«Территория
России»
Фронтальны
й устный
опрос
§ 2, в.№4
письм.
§ 3,
отв. на
вопр.
§ 4,
отв.навопр.
§ 5,
отв.навопр. и ее отдельных
территорий
Этнический состав
населения России.
Языковый состав
населения.
География
религий.
Направления и
типы миграции.
Причины миграций
и основные
направления
миграционных
потоков на разных
этапах развития
страны.
Географические
особенности
размещения
населения.
Основная полоса
Расселения.
Городское и
сельское
население.
Крупнейшие
города и
городские
агломерации, их
роль в жизни
страны.
населения страны.
Сравнивать особенности
традиционного и
современного типов
воспроизводства
населения. Определять и
сравнивать показатели
естественного прироста
населения России в разных
частях страны. Сравнивать
показатели
воспроизводства населения
России с показателями
других стран по
статистическим данным.
Выявлять факторы,
определяющие
соотношение мужчин и
женщин. Определять
половой и возрастной
состав населения России
по статистическим
данным. Сравнивать
продолжительность жизни
мужского и женского
населения.
Определять крупнейшие
по численности населения
народы России.
Определять: особенности
размещения народов по
территории страны;
основные языковые семьи;
современный религиозный
состав населения России.
Уметь показывать на карте
крупнейшие религиозные
центры.
Определять виды и
причины миграций.
Определять основные
направления современных
миграционных потоков на
территории России.
Определять по 6.
Численность и естественный
прирост населения.
1
Семинар
Презентация
«Население
России»
Фронтальны
й устный
опрос
статистическим данным
районы с высокими
показателями
миграционного прироста и
убыли населения.
7.
Национальный состав
населения.
1
Практикум
8. Миграции населения.
1
Семинар
9.
Городское и сельское
население.
Расселение населения.
1
Обобщающи
й
Презентация
«Расселение
населения»
Анализ
карт,
фронтальны
й устный
опрос
Индивидуал
ьный
устный оп
рос.
Фронталь
ный
письменный
опрос.
Тестирован
ие, текущий
контроль
§ 6,
В.№3
письм.
Сообщ о
тради
циях и
религиях.
§ 7
отв. на
вопр.
Сообщ о
вынужденно
й миграции.
§ 8.
Определение по
картам и
статистическим
материалам
крупнейших
народов и
особенностей их
размещения
Контрольная
работа
§ 9
к/к Города
миллионеры
10.
География основных типов
экономики на территории
России.
1
Урок изу
чения но
вого ма
териала
Тема 3.Географические особенности экономики России (3 часа)
Основные этапы
развития
Российской
экономики.
Границы производящей и
потребляющей зон, этапы
формирования хозяйства.
Выявлять достоинства и
Фронтальны
й устный
опрос
§ 10
Вопросы и
задания недостатки природно
ресурсной базы России.
Определять по картам
особенности
географического
положения и основных
ресурсных баз и набор
представленных в них
полезных ископаемых.
Фронтальны
й устный
опрос
§ 11
Вопросы и
задания
Определять место России
в мировой экономике.
Знать пути развития
российской экономики
Презентация
«Экономика
России»,
интерактивная
доска
Индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос.
§ 12
Вопросы и
задания
11. Проблемы природно
ресурсной основы
экономики России.
12.
Россия в современной
мировой экономике.
Перспективы развития
России.
1
1
Урок
изучения
нового
матер.
Урок
изучения
нового
материала
Особенности
отраслевой и
функциональной
структур
экономики.
Отличие
добывающей
промышленности
от других
промышленных
отраслей. Оценка
и проблемы
рационального
использования
природных
ресурсов.
Основные
ресурсные базы.
Группировка
отраслей по их
связи с
природными
ресурсами
Место России в
мировой
экономике. Пути
развития России.
Место России
среди стран мира.
Характеристика
экономических,
политических,
культурных связей
России. Объекты
мирового
природного и
культурного
наследия в России.
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (23 часа)
13.
Научный комплекс.
1
Урок изу
чения но
вого ма
териала.
Состав и
география
научного
комплекса.
Значение научного
Знать: состав научного
комплекса и географию
научных центров России;
что такое технополисы и
их влияние на научный
Фронтальны
й устный
опрос.
§ 13
Вопросы и
задания 1
1
Урок
изучения
нового
материала
Практикум
14.
Роль, значение и проблемы
развития машиностроения.
15. Факторы размещения от
раслей машиностроения.
Практическая
работа
№2«Определение главных
районов
размещения
отраслей трудоёмкого и
металлоёмкого
машиностроения
картам».
по
16.
География машиностроения.
1
Практикум
17.
Военнопромышленный
комплекс.
18.
ТЭК, особенности.
Урок ак
туализации
знаний и
умений
1
1
комплекса в
экономике России.
Влияние
технополисов на
географию науки.
Состав, место и
значение в
хозяйстве.
Факторы
размещения
машиностроительн
ых предприятий.
География
важнейших
отраслей:
основные районы и
центры.
Машиностроение и
охрана
окружающей
среды
комплекс.
Уметь: показывать на
карте научные центры.
Формулировать причины
решающего воздействия
машиностроения на общий
уровень развития страны.
Выявлять по картам
главные районы
размещения отраслей
трудоемкого и
металлоемкого
машиностроения; районы,
производящие наибольшую
часть машиностроительной
продукции; районы с
наиболее высокой долей
машиностроения в
промышленности.
Презентация
«Машинострое
ние России»
Интерактивная
доска
Нефтяная
промышленность:
география
основных
современных и
перспективных
районов добычи
нефти, систем
нефтепроводов,
нефтепереработки
Наносить на к/к основные
районы добычи газа,
нефти, угля. Сопоставлять
карты размещения
предприятий енфтяной,
газовой и угольной
промышленности с картой
плотности населения
формулировать выводы.
Составлять
§ 14
Вопросы и
задания
§ 15
Вопросы и
задания.
Сообщ.
§ 16
Вопросы и
задания
§ 17
Вопросы и
задания
§ 18
Определение
главных районов
размещения
отраслей
трудоемкого и
металлоемкого
машиностроения
по картам
Составление
характеристики
одного из
угольных
бассейнов по
картам и
статистическим
материалам.
Фронтальны
й устный
опрос.
Работа с
контурной
картой,
практическ
ая работа
№3.
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос,
практическа
я работа
№3 1
Практикум
19.
Топливная промышленность.
Практическая работа №3
«Составление
характеристики одного из
нефтяных или угольных
бассейнов, по картам и
статистическим
материалам».
20.
Электроэнергетика России.
Практическая работа №4
«Нанесение на к/к
крупнейших энергетических
центров».
1
Семинар
.
Газовая
промышленность:
география
основных и
перспективных
районов добычи
нефти, систем
газопроводов.
Угольная
промышленность:
значение угля в
хозяйстве России.
Технико
экономические
показатели добычи
угля, его
стоимость.
География
угольной
промышленности.
Электроэнергетик
а: типы
электростанций,
их особенности и
доля в
производстве
электроэнергии.
Энергосистемы.
Проблемы
электроэнергетики
.
характеристику
Месторождений
топливных ресурсов по
картам и статистическим
материалам.
§ 19
Вопросы и
задания
Тест: «Угольная
промышленность»
Интерактивная
доска
Работа с
атласом,
заполнение
таблицы,
практическа
я работа
№4
§ 20
Вопросы и
задания.
к/к
крупнейшие
электростан
ции
Составлять
(анализировать) таблицу
«Различия типов
электростанций по
особенностям
эксплуатации,
строительства,
воздействия на
окружающую среду,
стоимости
электроэнергии».
Выявлять причинно
следственныен связи в
размещении
гидроэнергетических
ресурсов и географии ГЭС.
Высказывать мнение о
существовании или
отсутствии зависимости
величины потребления
энергии от уровня
социальноэкономического
развития страны. 21.
Состав и значение
комплексов, производящих
конструкционные
материалы.
1
Урок изу
чения но
вого ма
териала
22. Металлургический
1
Практикум
комплекс.
1
Урок ак
туализации
знаний и
умений
23. Факторы размещения
предприятий
металлургического
комплекса. Черная
металлургия. Практическая
работа №5 «Анализ
факторов размещения
предприятий черной
металлургии».
Цветная металлургия.
1
24.
Урок ак
туализации
знаний и
умений
Роль и значение
комплекса
конструкционных
материалов и
химических
веществ в
хозяйстве,
особенности их
отраслевого
состава, факторы
размещения
основных
производств,
основные районы
размещения
Состав, место и
значение в
хозяйства
Состав, место и
значение в
хозяйстве.
Факторы
размещения
предприятий.
География
металлургии
черных металлов:
основные районы и
центры. Черная
металлургия и
охрана
окружающей
среды.
Факторы
размещения
предприятий.
География
Аргументировать
необходимость экономии
электроэнергии.
Знать классификацию
конструкционных
материалов, отрасли
входящие в комплексы по
их производству.
Фронтальны
й опрос
Тест: «ТЭК»
§ 21
Вопросы и
задания
Презентация
«Металлургиче
ский комплекс
России»
§ 22
Вопросы и
задания
§ 23
Вопросы и
задания
Составление
характеристики
одной из
металлургических
баз по картам и
статистическим
материалам.
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос,
Практическ
ая работа
№6
Сопоставлять по картам
географию месторождений
железных руд и каменного
угля с размещением
крупнейших центров
черной металлургии .
Наносить на к/к главные
металлургические районы.
Находить информацию
обиспользованию в
хозяйстве и причинах
возрастания потребности в
Презентация
«Размещение
предприятий
цветной
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
Определение по
картам главных
факторов
размещения
§ 24
Вопросы и
задания 25.
Химиколесной комплекс.
Химическая
промышленность.
1
Практикум
1
Практикум
26 Факторы размещения
химических предприятий.
Практическая работа №6
«Выявление факторов,
влияющих на размещение
предприятий химической
промышленности».
металлургии»
ьный, фрон
тальный
опрос
металлургии меди
и алюминия.
Презентация
«Химическая
промышленнос
ть»
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос
Фронтальны
й опрос,
практическа
я работа
№7
§ 25
Вопросы и
задан.
§ 26
Вопросы и
задания
Составление
характеристики
одной из баз
химической
промышленности
по картам и
статистическим
материалам.
металлургии
легких и тяжелых
цветных металлов:
основные районы
и центры.
Цветная
металлургия и
охрана
окружающей
среды.
Состав, место и
значение в
хозяйстве.
Факторы
размещения
предприятий.
География
важнейших
отраслей:
основные районы и
химические
комплексы.
Химическая
промышленность и
охрана
окружающей
среды.
них. Сопоставлять по
картам географию
месторождений цветных
металлов с размещением
крупнейших центров
цветной металлургии.
Сопоставлять карты
атласа «Цветная
металлургия» и
«Электроэнергетика»,
устанавливать главный
фактор размещения
выплавки алюминия и
крупнейших центров
алюминиевого
производства.
Анализировать схему
«Состав химической
промышленности России»
и выявлять роль
важнейших отраслей
химической
промышленности в
хозяйстве. Приводить
примеры изделий
химической
промышленности и
соотносить их с той или
иной отраслью.
Определять по карте
атласа основные районы
химической
промышленности,
развивающиеся на
собственном и ввозимом
сырье. Приводить примеры
негативного влияния на
природу и здоровье
человека химического
производства и объяснять
их.
27.
Лесная промышленность.
1
Состав, место и
Выявлять направления
Презентация
§ 27 значение в
хозяйстве.
Факторы
размещения
предприятий.
География
важнейших
отраслей:
основные районы и
лесоперерабатыва
ющие комплексы.
Лесная
промышленность и
охрана
окружающей
среды
Состав, место и
значение
агропромышленно
го комплекса и
сельского
хозяйства в
экономике.
Отличия сельского
хозяйства от
других отраслей
хозяйства.
Земельные
ресурсы и
сельскохозяйствен
ные угодья, их
структура.
Сельское
хозяйство и
охрана
окружающей
среды.
География
основных отраслей
земледелия и
животноводства.
«Лесная
промышленнос
ть России»
Вопросы и
задания
§ 28
Вопросы и
задания
Определение по
картам основных
районов
выращивания
зерновых и тех
нических культур,
главных районов
животноводства.
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос,
практическа
я работа
№8
использования древесины в
хозяйстве, ее главных
потребителей. Определять
по картам атласа
географическое положение
основных районов
лесозаготовок и
лесопромышленных
комплексов с
обоснованием факторов их
размещения.
Выявлять роль
потребительского и
экологического факторов
размещения.
Уметь объяснять
проблемы и задачи
развития лесной
промышленности.
Анализировать схему
«Состав
агропромышленного
комплекса России»,
устанавливать звенья и
взаимосвязи комплекса.
Формулировать
существенные черты
отличия сельского
хозяйства от других
отраслей экономики. Знать
различия между
земельными ресурсами и
сельскохозяйственными
угодьями.
Определять по картам и
экономикоклиматическим
показателям основные
районы выращивания
Фронтальны
й опрос
§ 29
Вопросы и
задания
28.
Состав и значение АПК.
Практическая работа №7
«Определение по картам
основных районов
выращивания зерновых и
технических культур,
главных районов
животноводства».
1
Урок изу
чения но
вого ма
териала
29.
Земледелие и
животноводство.
1
Практикум 30.
Пищевая и легкая
промышленность.
1
Практикум
31.
Состав инфраструктурного
комплекса. Роль транспорта.
1
Урок изу
чения но
вого ма
териала.
зерновых и технических
культур, главные районы
животноводства.
Устанавливать долю
пищевой и легкой
промышленности в общем
объеме промышленной
продукции. Высказывать
мнение о причинах
недостаточной
обеспеченности населения
отечественной продукцией
легкой и пищевой
промышленности и их
неконкурентноспособност
и. Выявлять на основе
анализа карт основные
основные районы и центры
развития пищевой и легкой
промышленности.
Приводить примеры
предприятий своего края с
указанием факторов их
размещения.
Проводить сравнение
видов транспорта по ряду
показателей(скорость,
себестоимость,
грузооборот,
пассажирооборот)
Выявлять преимущества и
недостатки каждого вида
транспорта.
Состав, место и
значение в
хозяйстве.
Факторы
размещения
предприятий.
География
важнейших
отраслей:
основные районы и
центры.
Предприятия
пищевой
промышленности и
охрана
окружающей
среды
Состав, место и
значение в
хозяйстве.
Универсальные и
специализированн
ые виды
транспорта.
Транспортная
система. Типы
транспортных
узлов. Оценивание
работы
транспорта.
Влияние на
географию
населения и
хозяйства,
состояние
окружающей
среды.
Презентация
«Пищевая и
легкая
промышленнос
ть России»
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос
§ 30
Вопросы и
задания
Фронтальны
й опрос
Презентация
«Инфраструкт
урный
комплекс
России»
§ 31
Вопросы и
задания 32.
Железнодорожный и
автомобильный транспорт.
1
Семинар
33.
Водный и другие виды
транспорта.
1
Урок
изучения
нового
материала.
34.
Связь. Сфера обслуживания.
1
Изучения
нового
материала
Анализировать
преимущества и
недостатки
железнодорожного и
автомобильного
транспорта.
Устанавливать по картам
причины ведущей роли
железнодорожного
транспорта в России.
Определять по
статистическим данным
долю ж/д и
автомобильного
транспорта в транспортной
работе.
Анализировать
преимущества и
недостатки морского и
речного транспорта.
Устанавливать по картам
роль отдельных морских и
речных бассейнов в работе
транспорта. Определять
по статистическим данным
долю морского и речного
транспорта в транспортной
работе.
Знать значение терминов
по теме. Уметь составлять
классификацию услуг.
Железнодорожный
и автомобильный
виды транспорта:
место и значение в
хозяйстве.
Протяженность
железных и
автомобильных
дорог, основные
черты их
географии.
Морской и речной
транспорт: место и
значение в
хозяйстве,
распределение
флота и портов
между
бассейнами,
протяженность
судоходных
речных путей.
Роль, значение
связи в жизни
страны.
Сфера
обслуживания, ее
роль в жизни
населения,
Проблемы.
35. Межотраслевые комплексы.
1
Обобщающи
й урок
Презентация
«Межотраслев
ые комплексы»
Контрольная
работа.
Раздел 2.Регионы России (31час)
§ 32
Вопросы и
задания
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос
Заполнение
таблицы «Виды
транспорта»
Характеристика
одной из
транспортных
магистралей по
типовому плану.
Презентация
«Виды
транспорта
России»
Фронтальны
й опрос
Тест: «Транспорт»
§ 33
Вопросы и
задания
Сообщение
«Услуги,
котор. я
пользу
юсь»
§ 34
Вопросы и
задания
в.2
письменно
Составить
словарь
терминов по
теме
«Межотрас
левые
комплексы» 36. Районирование
территории
России.
37. Общая характеристика
Европейской России.
1
Урок изу
чения но
вого ма
териала
1 Урок изу
чения но
вого ма
териала
§ 35
Вопросы и
задания
§ 36
Вопросы и
задания
Уметь объяснять значение
районирования.
Показывать на карте
Районы России.
Территориальная организация и районирование России (1 час)
Различия
территории по
условиям и степе
ни хозяйственного
освоения.
Проблемы
экономического
районирования
Презентации
«Районировани
е России»
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос
Работа с
картами
атласа,
заполнение
таблиц,
тести
рование,
зачет
Знать: основные гео
графические понятия и
термины, особенности
основных отраслей хо
зяйства, природно
хозяйственных зон и
районов Российской Фе
дерации.
Уметь: выделять, опи
сывать и объяснять
существенные признаки
географических объектов
и явлений;
находить в разных ис
точниках и анализировать
информацию, необ
ходимую для изучения
географических объектов
и явлений, их обеспе
ченности природными и
человеческими ресурсами,
хозяйственного по
тенциала, экологических
проблем; приводить
примеры: использования и
охраны природных
Тема 1. Западный макрорегион Европейская Россия (22 часа)
Различия
территории по
условиям и степе
ни хозяйственного
освоения: зона
Севера и основная
зона.
Географические
особенности
отдельных
регионов – Север и
СевероЗапад,
Центральная
Россия, Поволжье,
Юг европейской
части страны,
Урал.
Географическое
положение ре
гионов, их
природный и
хозяйственный по
тенциал, влияние
особенностей
природы на жизнь
и хозяйственную
деятельность
людей. Регионы
экологического
неблагополучия.
Определение
географического
положения
территории,
основных
этапов ее освоения 38. Центральная Россия.
Состав, историческое
изменение географического
положения.
Общие проблемы.
1 Изучение
нового
материала
Анализировать карты,
приводить примеры
факторов,
способствовавших
формированию района.
Презентация
«Центральная
Россия»
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос
Изучение
внешних
территориально
производственных
связей
Центральной
России
§ 37
Вопросы и
задания
Состав
территории.
Преимущества
географического
положения,
факторы
формирования
района в разное
время. Столичное
положение района
39. Население и главные черты
хозяйства.
40. Районы Центральной
России. Москва и
Московский столичный
регион.
1 Практикум Особенности
природы и
природные
ресурсы
Центральной
России, их влияние
на заселение и
хозяйственное
освоение
территории, рост
городов. Качество
жизни населения,
демографические
проблемы.
1 Практикум Москва – столица
Российской
Федерации.
Радиально
кольцевая
структура
Москвы. Москва
крупнейший
транспортный
узел.
41. Географические
1 Практикум
особенности областей
Центрального района.
Практическая работа №
8«Объяснения
взаимодействия природы и
человека на примере одной
из территорий Центральной
России».
Приводить примеры
факторов,
способствующих развитию
хозяйства и затрудняющих
его.
Знать причины роста
городов, демографические
проблемы
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный,
фронталь
ный опрос,
тест
Презентации
учащихся
«Достопримеча
тельности
Москвы
Работа с
контурной
картой,
индивидуаль
ный и
фронтальны
й опрос.
§ 38
Вопросы и
задания
Индив.
задания
§ 39
Вопросы и
задания
§ 40
Вопросы и
задания
42. ВолгоВятский и
1 Урок
Состав,
Оценивать влияние
Работа с
§ 41 ЦентральноЧерноземный
районы.
природы на жизнь людей
и хозяйство. Выявлять
условия для развития
хозяйства. Составлять
описания и
характеристики.положите
льное и отрицательное
влияние географического
положения.
контурной
картой,
индивидуал
ьный,
фронталь
ный опрос,
тест
путешествие особенности
географического
положения, его
влияние на
природу.
Качество жизни
населения.
География
важнейших
отраслей
хозяйства. Место и
роль района в
социально
экономическом
пространстве.
43. СевероЗападный район.
1 Практикум
44. Центральная Россия.
45. Европейский Север.
Географическое положение,
природные условия и
ресурсы.
46. Население Европейского
Северахозяйство
Европейского Севера.
47. Европейский Юг.
Географическое
положение, природные
условия и ресурсы.
1 Обобщаю
щий урок
1 Семинар
1 Урок изу
чения но
вого ма
териала
1 Семинар
48. Население Северного
Кавказа.
1 Семинар
Состав,
особенности ГП.
Оценка природных
ресурсов и их
использования.
Этапы заселения,
формирования
культуры народов,
современного
хозяйства.
Характеристика
внутренних
различий районов
и городов. Дос
топримечательност
и. Топонимика
Изучение ресурсов,
адаптации человека к
условиям окружающей
среды, ее влияния на
формирование культуры
народов; районов разной
специализации, центров
производства важнейших
видов продукции,
основных коммуникаций и
их узлов,
внутригосударственных и
внешних экономических
связей России, а также
крупнейших регионов и
стран мира; составлять
краткую географическую
характеристику разных
территорий на основе
разнообразных источников
географической
информации и форм ее
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос, тест
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный,
фронталь
ный опрос,
тест
Презентация
«Европейский
Юг»
Вопросы и
задания
§ 42
Вопросы и
задания
§ 43
Вопросы и
задания
§ 44
Вопросы и
задания
Составление и
анализ схемы
хозяйственных
связей Двинско
Печерского района
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос
Работа по
группам
Работа с контурной картой,
индивидуальный, фронтальный
опрос
Выявление и
анализ условий для
развития
рекреационного
хозяйства на
Северном Кавказе
Тест:
«Европейский
Север»
§ 45
Вопросы и
задания
§ 47
Вопросы и
задания представления;
использовать приобре
тенные знания и умения в
практической деятель
ности и повседневной
жизни
Изучение природных
условий и ресурсов
Крыма, население и его
хозяйственную
деятельность
Оценивать положительные
и отрицательные стороны
географического
положения. Устанавливать
характер
воздействия ГП на жизнь
людей и хозяйство.
Анализировать схемы и
статистические
материалы,
формулировать выводы.
Составлять описания и
характеристики, схемы и
таблицы. Определять
черты сходства и
различия. Решать
практические и
познавательные задачи.
Презентация
«Крым»
Работа с
дополнитель
ным
материалом
Презентации
учащихся
Презентация
«Поволжье»
Определение
факторов развития
и сравнение
специализации
пищевой промыш
ленности Евро
пейского Юга и
Поволжья
Тест: «Природа и
население
Поволжья»
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный,
фронталь
ный опрос,
тест
§ 48
Вопросы и
задания
Сделать
презентацию
«Крым.
Отрасли
хозяйства».
Дополнитель
ный
материал
§ 49
Вопросы и
задания
§ 50
Вопросы и
задания
§ 51
Вопросы и
задания
49. Хозяйство Северного
Кавказа.
1
50. Географическое положение,
природные условия и
ресурсы Крыма.
51. Население и хозяйство
Крыма.
52. Поволжье: ЭГП, природные
условия и ресурсы.
1 Урок
изучения
новых
знаний
1 Семинар
1 Урок изу
чения но
вого ма
териала
53. Население Поволжья.
1 Практикум
1 Практикум
54. Хозяйство
Поволжья.Практическая
работа № 9. «Определение
факторов развития и
сравнение специализации
промышленности
Европейского Юга и
Поволжья».
Состав,
особенности
географического
положения, его
влияние на
природу,
хозяйство и жизнь
населения.
Специфика
природы.
Население:
численность,
естественный
прирост и
миграции,
специфика
расселения,
национальный
состав, традиции и
культура. Города.
География
важнейших
отраслей
хозяйства.
Экономические,
социальные и
экологические
проблемы. Место и
роль района в
социально –
экономическом
пространстве 55. Урал. Географическое по
ложение, природные усло
вия и ресурсы.
1 Урок изу
чения но
вого ма
териала
56. Население Урала.
1 Практикум
страны.
Состав,
особенности ГП.
Западная Сибирь.
Хозяйства Ханты
Мансийского
автономного
округа.
1 Практикум
57. Хозяйство Урала.
Практическая работа № 10.
«Оценка экологической
ситуации в разных частях
Урала и пути решения
экологических проблем».
58.
Западный макрорегион.
59. Общая
характеристикаВосточного
макрорегиона.
Этапы, проблемы и
перспективы развития
экономики.
1 Обобщающи
й урок
1 Урок изу
чения нового
материала
Презентация
«Урал»
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный,
фронталь
ный опрос,
тест
Учебное
иссле
дование по
картам,
решение
географи
ческих
задач
Определять наличие
ресурсов, адаптации че
ловека к условиям окру
жающей среды, ее влияния
на формирование
культуры народов; рай
онов разной специализа
ции, центров производства
важнейших видов
продукции, основных
коммуникаций и их узлов,
внутригосударственных и
внешних экономических
связей России, а также
крупнейших регионов и
стран мира; составлять
краткую географическую
характеристику разных
территорий на основе
разнообразных источников
географической
информации и форм ее
представления;
использовать приобре
тенные знания и умения в
практической деятель
ности и повседневной
жизни
Тест: «Поволжье» § 52
Вопросы и
задания
§ 53
Вопросы и
задания
§ 54
Вопросы и
задания
Контрольная
работа
Работа со
словарем
§ 55, § 56
Вопросы и
задания
Тема 2.Восточный макрорегион Азиатская Россия (8 часов)
Различия
территории по
условиям и степе
ни хозяйственного
освоения: зона
Севера и основная
зона.
Географические
особенности
отдельных
регионов:
Западная Сибирь,
Знать: основные гео
графические понятия и
термины, особенности
основных отраслей хо
зяйства, природно
хозяйственных зон и
районов Российской Фе
дерации.
Уметь: выделять, опи
сывать и объяснять
существенные признаки
географических объектов
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос Восточная Сибирь,
Дальний Восток.
Географическое
положение
регионов, их
природный и
хозяйственный
потенциал,
влияние особенно
стей природы на
жизнь и
хозяйственную
деятельность
людей. Регионы
экологического
неблагополучия.
Определение
географического
положения
территории,
основных этапов
ее освоения.
Оценка природных
ресурсов и их
использования.
Этапы заселения,
формирования
культуры народов,
современного
хозяйства.
Характеристика
внутренних
различий районов
и городов. Дос
топримечательност
и. Топонимика
60. Западная Сибирь.
1 Урок ак
туализации
знаний и
умений
Состав,
особенности
географического
положения, его
влияние на
и явлений;
находить в разных ис
точниках и анализировать
информацию, необ
ходимую для изучения:
географических объектов
и явлений, их обеспе
ченности природными и
человеческими ресурсами,
хозяйственного по
тенциала, экологических
проблем; приводить
примеры: использования и
охраны природных
ресурсов, адаптации че
ловека к условиям окру
жающей среды, ее влияния
на формирование
культуры народов; рай
онов разной специализа
ции, центров производства
важнейших видов
продукции, основных
коммуникаций и их узлов,
внутригосударственных и
внешних экономических
связей России, а также
крупнейших регионов и
стран мира;
составлять краткую
географическую
характерис тику разных
территорий на основе
разнообразных источников
географической
информации и форм ее
представления;
использовать приобретен
ные знания и умения в
прак тической
деятельности и
повседневной жизни.
Оценивать положительные
и отрицательные стороны
географического
положения. Устанавливать
характер
Презентация
«Географическ
ое положение
округа».
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
§ 57
Вопросы и
задания природу,
хозяйство и жизнь
населения.
Специфика
природы.
Население:
численность,
естественный
прирост и
миграции,
специфика
расселения,
национальный
состав, традиции и
культура. Города.
География
важнейших
отраслей
хозяйства.
Хозяйство Ханты
Мансийского
автономного
округа.. Регионы
экологического
неблагополучия.
Этапы заселения,
формирования
культуры народов,
современного
хозяйства.
Характеристика
внутренних
различий районов
и городов.
61
Географическое положение
и природные ресурсы
ХМАО.
Хозяйственная оценка
природных условий и
ресурсов ХМАО.
62. Население ХМАО
1 Урок ак
туализации
знаний и
умений
1 Урок актуа
лизации зна
ний и
умений
63. Сельское хозяйство и
промышленность ХМАО.
1 Практикум
1 Семинар
64. Восточная Сибирь.
Практическая работа № 11.
«Составление
характеристики
Норильского
промышленного узла:
географическое положение,
природные условия и
ресурсы, набор производств
и их взаимосвязь,
промышленные центры».
воздействия ГП на жизнь
людей и хозяйство.
тальный
опрос
Определять
географическое
положение региона.
Выявлять и анализировать
условия для развития
хозяйства. Устанавливать
причинноследственные
связи и закономерности
размещения
географических объектов
Презентация
«Восточная
Сибирь»
Дополнитель
ный
материал
Вопросы и
задания
Контрольная
работа
§ 58
Вопросы и
задания
Работа с
контурной
картой
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос, тест
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос 65. Дальний Восток.
1 Практикум
1 Обобщающи
й урок
66. Экономические районы
России. Практическая
работа №12 «
Сравнительная
характеристика двух
районов по плану».
67. Россия в современном мире.
68. Объекты мирового и
культурного наследия
России.
69. Итоговая контрольная
работа за курс.
70. Заключительный урок.
Презентация
«Особенности
хозяйства
Дальнего
Востока»
Работа с
контурной
картой,
индивидуал
ьный, фрон
тальный
опрос, тест
«Дальний
Восток»
§ 59
Вопросы и
задания
Сообщение
Взаимосвязи
России с
другими
странами
Тест: «Восточная
Сибирь и Дальний
Восток»»
§ 60
Вопросы и
задания
Раздел 3. Россия в современном мире (4 часов)
1 Урок
изучения
нового
материала
1 Семинар
1 Обобщающи
й урок
1 Обобщающи
й урок
Россия в системе
международного
географического
разделения труда.
Взаимосвязи
России с другими
странами мира.
Объекты мирового
природного и
культурного
наследия в России.
Оценивать по
статистическим данным и
картам место и роль
России в международном
разделении труда в
отдельных сферах
хозяйства. Определять
территориальную
структуру внешней
торговли России.
Выполнять и обсуждать
презентации по отдельным
объектам Всемирного
природного и культурного
наследия России
Конспект.
Презентация
«Россия в
современном
мире»
Конспект
Презентация
Интерактивная
доска
Контрольная
работа
Итоговое
тестировани
е
Обобщение
знаний
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.