Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Основы программирования"
Оценка 4.6

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Основы программирования"

Оценка 4.6
Разработки курсов
pdf
информатика
10 кл
15.11.2018
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Основы программирования"
Рабочая программа элективного курса «Основы программирования» для 10 класса составлена в соответствии с: требованиями ФГОС среднего общего образования. При разработке рабочей программы "Основы программирования" использовался материал элективного курса «Основы программирования на языке Паскаль», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014». Рабочая программа курса "Основы программирования" рассчитана на 34 часа в год (по 1 часу в неделю).
Раб. программа Электив МОЯ.pdf

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Исаковская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

 

 

Рекомендована к           Принята    Согласована использованию                      

Протокол заседания МС  Протокол заседания ПС Зам. директора  по УВР МБОУ Исаковской СОШ МБОУ Исаковской СОШ    МБОУ  Исаковской от  30.08.2018                           от 30.08.2018 СОШ_______________

№  1                                                  №  1                                                            Л.В. Семиченкова

                                                                                                                   от 30.08.2018

     

Утверждаю

 

Директор    МБОУ

Исаковской СОШ          

_______________ М.А. Николаева приказ от 30.08.2018

№ 01-01-136

 

             

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по информатике

«Основы программирования»

 

для обучающихся 10 класса

 

 

 

 

 

 

Трудко Татьяна Александровна (I категория)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 – 2019 учебный год

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа элективного курса «Основы программирования» для 10 класса составлена в соответствии с: требованиями ФГОС среднего общего образования; требованиями освоения основной образовательной программы среднего общего образования (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Исаковской СОШ; требованиями примерной программы среднего общего образования изучения информатики на базовом уровне для 10–11 классов, на основе авторской программы И.Г.Семакина (издательство: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010) и программы элективного курса «Основы программирования на языке Паскаль», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы

/ Составитель М.Н. Бородин. – 7-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».

  

Используется УМК Семакина И.Г., Хеннера Е.К., Шеина Т.Ю.  

 

 

Цели и задачи курса:

Ø  Формирование интереса к изучению профессий, связанной с программированием. 

Ø  Формирование алгоритмической культуры. 

Ø  Возможность реализации интереса школьников к выбранному курсу. 

Ø  Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание простых и понятных, удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование структур следования, выбора и повторения, ограниченное использование глобальных переменных. 

Ø  Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль. 

Ø  Развитие алгоритмического мышления учащихся. 

Ø  Формирование навыков грамотной разработки алгоритмов и программ. 

Ø  Углубление знаний, приобретение умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

 

Место предмета в Учебном плане

 

Для изучения элективного курса «Основы программирования»  в 10 классе выделено 34 часа в учебный год, по 1 часу занятий в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

Личностными        результатами            освоения        выпускниками          средней          школы           курса программирования являются:

1)  бережное отношение к компьютерной технике как неотъемлемой части настоящего времени как основного помощника в быту; 

2)  потребность сохранять чистоту рабочего места и техники; 

3)  осознание применимости информационных технологий в народном хозяйстве и социально-экономической структуре; 

4)  осознание роли информационной технологии как главного атрибута XXI века;  5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития информационных технологий; 

6)  потребность саморазвития, в том числе логического мышления, понимание алгоритмов в информационных процессах; 

7)  готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности; 

8)  готовность и способность вести диалог с другими людьми, сформированность навыков сотрудничества; 

9)  эстетическое отношение к языкам программирования, осознание их выразительных возможностей;  10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей. 

 

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса программирования являются: 

1)              умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов; 

2)              владение        навыками       познавательной,        учебно-исследовательской и          проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;

3)              способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться справками программ и интернет поиском; 

4)              умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 

5)              владение всеми видами компьютерной деятельности: машинописью, чтением и редактированием; 

6)              умение правильно построить алгоритм и создавать программы разных типов и применимости;

7)              свободное владение письменной формой записи программ, циклом и структурой;  8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность; 

9) умение оценивать свою и чужую работу с эстетических и нравственных позиций;  10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта. 

 

Предметные результаты

В результате изучения элективного курса «Основы программирования» 

ученик научится: 

                определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;  узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке и языке высокого уровня;

                выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;  – создавать на алгоритмическом языке и языке Paskal программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; 

                использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач; 

-  использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде; 

-  правильно составлять текстовые документы в соответствии с эстетическими нормами и оптимальным количеством необходимого текста; 

-  разрабатывать программы, составляя этапы решения задач и проектирования их каркаса и подпрограмм; 

-  работе со всемирной сетью, настройкой связи и подключения;

-  практически выполнять инструкции по технике безопасности при работе с цифровыми устройствами и технические рекомендации по использованию информационных систем. - применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ; 

-  соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

 

Ученик получит возможность научиться

  понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных; 

  использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы; 

  разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;

  критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.

 

 

 

                                   Содержание курса

 

              1. Введение в Паскаль. Данные. Типы данных  

                Вводный инструктаж по ТБ. 

Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка.

              Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный.  Константы. Переменные.

                Организация ввода-вывода. Оператор присваивания.                                   

               2. Алгоритмы линейной структуры   

              Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи        арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование.

                Обобщающий урок по теме «Алгоритмы линейной структуры».                 

               3. Алгоритмы разветвляющейся структуры  

                Организация ветвлений в программах. Логические выражения в                

записи условий. Условный оператор. Полная, неполная форма ветвления. 

                Обобщающий урок по теме «Алгоритмы разветвляющейся структуры». 

               4. Циклы  

                Программирование циклических алгоритмов, виды циклов.                        

Операторы организации циклов. Вложенные циклы.

                Программирование циклических алгоритмов, виды циклов.                        

Операторы организации циклов. Вложенные циклы.  

                Программирование циклических алгоритмов, виды циклов.                        

Операторы организации циклов. Вложенные циклы.  

                Обобщающий урок по теме «Циклы».                                                             

              5. Подпрограммы  

          Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя.         Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя.      

                Мозговой штурм «Зачем нужны подпрограммы?»                                         

              6. Массивы  

                Одномерные массивы: описание и способы задания элементов,                  

действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки.  

                Одномерные массивы: описание и способы задания элементов,                  

действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки.  

                Одномерные массивы: описание и способы задания элементов,                  

действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. 

                Одномерные массивы: описание и способы задания элементов,                  

действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки.

          Игра-путешествие «Найди «героя» массива».                 Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива.    Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица. 

              Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива.  Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица..

                Обобщающий урок по теме «Массивы».                                                         

 

 

Тематическое планирование элективного курса по информатике 

«Основы программирования»

 

п/п

Основные темы

Кол-во часов

Кол-во теории

Кол-во контр.

Кол-во практ.

1

Введение в Паскаль. Данные. Типы данных  

4

3

 

1

2

Алгоритмы линейной структуры   

4

1

1

2

3

Алгоритмы разветвляющейся структуры  

4

1

1

2

4

Циклы   

6

2

1

3

5

Подпрограммы   

4

1,5

1

1,5

6

Массивы 

12

3,5

2

6,5

 

Итого

34 час.

12час.

6 час.

16 час.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование ЭУП «Основы программирования»  для 10 кл.

2018-2019 уч.г.

 

урока

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

 

Введение в Паскаль. Данные. Типы данных - 4 часа

 

1

Вводный инструктаж по ТБ. 

Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев.

Алфавит языка.

1

6.09

 

2

Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы.

Переменные.

1

13.09

 

3

Организация ввода-вывода. Оператор присваивания.

1

20.09

 

4

Практикум по решению задач.  Проверочная работа.

1

27.09

 

 

Алгоритмы линейной структуры  - 4 часа

 

5

Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование.

1

4.10

 

6

Практикум по решению задач.                               

 1

18.10

 

7

Практикум по решению задач.                             

1

25.10

 

8

Обобщающий урок по теме «Алгоритмы линейной структуры». Тестирование.

1

1.11

 

 

Алгоритмы разветвляющейся структуры – 4 часа

 

9

Организация ветвлений в программах.

Логические выражения в записи условий. Условный оператор. Полная, неполная форма ветвления. 

1

8.11

 

10

Практикум по решению задач.                             

1

15.11

 

11

Практикум по решению задач.                             

1

20.11

 

12

Обобщающий урок по теме «Алгоритмы разветвляющейся структуры». Тестирование.

1

29.11

 

 

Циклы - 6 часов

 

13

Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов.

Вложенные циклы.

1

6.12

 

14

Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы. Практикум по решению задач.                              

1

13.12

 

15

Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы. Практикум по решению задач.                              

1

20.12

 

16

Практикум по решению задач.                             

1

27.12

 

17

Практикум по решению задач.                             

1

10.01

 

18

Обобщающий урок по теме «Циклы».

1

17.01

 

 

Тестирование.

 

 

 

Подпрограммы - 4 часа

19

Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя. 

1

24.01

 

20

Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя.

1

31.01

 

21

Практикум по решению задач.

1

7.02

 

22

Мозговой штурм «Зачем нужны подпрограммы?» Практикум по решению задач.

1

14.02

 

Массивы - 12 часов

23

Одномерные массивы: описание и способы задания элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. Практикум по решению задач.

1

28.02

 

24

Одномерные массивы: описание и способы задания элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. Практикум по решению задач.

1

7.03

 

25

Одномерные массивы: описание и способы задания элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. Практикум по решению задач.

1

14.03

 

26

Одномерные массивы: описание и способы задания элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. Практикум по решению задач.

1

21.03

 

27

Игра-путешествие «Найди «героя» массива».

Проверочная работа. Практикум по решению задач.

1

28.03

 

28

Практикум по решению задач. 

1

4.04

 

29

Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица. 

1

8.04

 

30

Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица.

Практикум по решению задач.

1

18.04

 

31

Практикум по решению задач. 

1

25.04

 

32  

Практикум по решению задач.                             

1

2.05

 

33

Обобщающий урок по теме «Массивы». Тестирование.

1

16.05

 

34

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование по пройденному курсу.               

1

23.05

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Основы программирования» для 10 класса составлена в соответствии с: требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Основы программирования» для 10 класса составлена в соответствии с: требованиями

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Предметные результаты В результате изучения элективного курса «Основы программирования» ученик научится: – определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел…

Предметные результаты В результате изучения элективного курса «Основы программирования» ученик научится: – определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел…

Интернет.

Интернет.

Поиск, замена в одномерном массиве

Поиск, замена в одномерном массиве

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Практикум по решению задач. 1 15

Практикум по решению задач. 1 15

Одномерные массивы: описание и способы задания элементов, действия над ними

Одномерные массивы: описание и способы задания элементов, действия над ними
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2018