Рабочая программа и КТП по географии 5 класс
Оценка 5

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Оценка 5
Образовательные программы +2
doc
география
5 кл
08.06.2017
Рабочая программа и КТП по географии 5 класс
Публикация является частью публикации:
1. Рабочая программа 5 класс (география) Копылова ОЮ.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №10» города Мурома РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей иностранного языка, географии и истории «_______» __________________г.  № _________ ______________Митюхина О.М.     СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР «_____» _______________г.  _____________Никитина Н.Г. УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ СОШ №10 ________________Воробьев А.В. Приказ №____ от «____» ____________г. Рабочая программа по географии 5 класс (ФГОС ООО) 34 часа Копылова Ольга Юрьевна,  учитель географии высшей квалификационной категории 2015­2016 учебный год  К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «ГЕОГРАФИЯ» 5 КЛАСС (ФГОС ООО) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа предназначена для обучающихся 5­х  классов общеобразовательной школы. Данная рабочая программа   по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» ( 5­9 классы) для основной школы составлена в соответствии:  с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;  с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;  с фундаментальным ядра содержания основного общего образования;  с рабочей программой «География», авторы­составители А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя  с программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской   гражданской   идентичности,   овладения   ключевыми   компетенциями,   составляющими   основу   для саморазвития   и   непрерывного   образования,   целостность   общекультурного,   личностного   и   познавательного развития обучающихся;  с идеями и положениями концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России;  с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в     образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.           Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов   по   крупным   разделам   курса   и   последовательность   их   изучения.   Кроме   того,   программа   содержит   перечень практических работ по каждому разделу. Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными  приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.                      Концепция программы: Формирование у учащихся комплексного, системного и социально­ориентированного представления о Земле как о планете людей, объединять многие компоненты как естественнонаучного, так и общественнонаучного  знания о мире. Актуальность и значимость данной программы: В   этой   дисциплине   реализуются   и   такие   важные   сквозные   направления   современного   образования,   как   гуманизация, экологизация   и   экономизация,социологизация,   культурологическая   и   практическая   направленность,   которые   должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения. География входит в общеобразовательную область «Естесвознание». Вклад географии в достижение целей основного общего образования огромен. Основная   цель   географии   в   системе   общего   образования­   познание   многообразия   современного   географического пространства,что   позволяет   ориентироваться   в   мире   и   представлять   его   географическую   картину,   и   формирование   у учащихся   умения   использовать   географические   знания   и   навыки   в   повседневной   жизни   для   объяснения,   оценки   и прогнозирования   природных,   социально­экономических   и   экологических   процессов   и   явлений,   адаптации   к   условиям окружающей   среды   и   обеспечения   безопасности   жизнедеятельности,   а   также   экологически   грамотного   поведения   в окружающей среде. Место в учебном плане и роль предмета географии. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часа для обязательного изучения учебного предмета из расчета 1 учебный час в неделю. Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который   изучается   в   начальной   школе.   В   его   содержании   присутствуют   некоторые   географические   сведения,   усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.  Основная   цель   «Начального   курса   географии»­   систематизация   знаний   о   природе   и   человеке,   подготовка   учащихся   к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно­ следственных связей между географическими объектами и явлениями.     Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно­методические задачи:  актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;  развить познавательный интерес учащихся 5 класса к объектам и процессам окружающего мира научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;  научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого­геоморфологических, гидрологических и  др.), а также между системой физико­географических и общественно­географических знаний. Ценностные ориентиры содержания предмета Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования  ­  формировании всесторонне   образованной,   инициативной   и   успешной   личности,   обладающей   системой   современных   мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно­нравственных, культурных и этических  принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере  определяющей  отбор и интерпретацию содержания курса географии,   является   установка  на   формирование  в   его   рамках  системы   базовых  национальных   ценностей как   основы воспитания, духовно­нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии  должны быть сформированы:  ценностные ориентации, отражающие их  индивидуально­личностные позиции:  осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);  осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;  осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих ее народов;  осознание ценности географической среды  во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;  осознание   значимости  и   общности  глобальных   проблем человечества  и   готовность солидарно  противостоять  глобальным вызовам современности;  гармонично развитые  социальные чувства и качества:  патриотизм, принятие  общих национальных, духовных и нравственных ценностей;  любовь к своему Отечеству, региону, местности;  гражданственность,   вера   в   Россию,   чувство   личной   ответственности   за   Родину   перед  современниками   и будущими поколениями;  уважение   к   природе,   истории,   культуре  России,   национальным   особенностям,   традициям   и   образу   жизни российского и других народов, толерантность;  эмоционально­ценностное  отношение  к   окружающей   среде,   осознание  необходимости   ее   сохранения   и рационального использования Программа   для   5­9   классов   общеобразовательных   учреждений,   рекомендовано   Министерством   образования   и   науки Российской Федерации под редакцией В.П.Дронова издательство «Вентана­Граф» РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ: ­   овладение   на   уровне   общего   образования   законченной   системой   географических   знаний   и   умений,   навыками   их применения в различных жизненных ситуациях; ­ осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира: ­   сформированность     устойчивых   установок   социально­ответственного   поведения   в   географической   среде   –   среде обитания всего живого, в том числе и человека. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий. Личностные УУД: ­ осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); ­ осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; ­   эмоционально­ценностное   отношение   к   окружающей   среде,   необходимости   её   сохранения   и   рационального использования; ­ патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; ­ уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. Регулятивные УУД: ­ способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений; ­ умения управлять своей познавательной деятельностью; ­ умение организовывать свою деятельность; ­ определять её  цели и задачи; ­ выбирать средства   и применять их на практике; ­ оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: ­   формирование   и   развитие   по   средствам   географических   знаний   познавательных   интересов,     интеллектуальных   и творческих результатов; ­умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: ­   самостоятельно   организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе     (определять   общие   цели,   распределять   роли, договариваться друг с другом) ПРЕДМЕТНЫЕ УУД 1)   формирование   представлений   о   географии,   её   роли   в   освоении   планеты   человеком,   о   географических   знаниях   как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; 3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; 4)   овладение   элементарными   практическими   умениями   использования   приборов   и   инструментов   для   определения количественных   и   качественных   характеристик   компонентов   географической   среды,  в   том   числе   её   экологических параметров; 5)   овладение   основами   картографической   грамотности   и   использования   географической   карты   как   одного   из   языков международного общения; 6) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации; 7)   формирование   умений   и   навыков   использования   разнообразных   географических   знаний   в   повседневной   жизни   для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических   проблем   на   различных   территориях   и   акваториях,   умений   и   навыков   безопасного   и   экологически целесообразного поведения в окружающей среде. № п/п Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание учебного раздела  Введение.  Географическо е познание  нашей планеты Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления.  Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии. Как   географы   изучают   объекты   и   процессы?   Наблюдения   ­   способ   изучения географических объектов и процессов. Количество часов 3 часа Раздел 2. Земля как  планета  солнечной  системы Раздел 3.  Геосферы  Земли Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение  Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения  Земли вокруг Солнца. Смена времен года на Земле. Дни весеннего и осеннего  равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на  Земле. 5 часов 26  часов Тема 1.  Литосфера  Тема 2.    Атмосфера  Тема 3. Водная  оболочка  Земли Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера  ­твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Проявление внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород.  Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.  Материковая и океаническая земная кора. Нарушение слоев земной коры. Виды  движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения.   Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы  определения относительной высоты географических объектов.   Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые.    Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение  атмосферы.  Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Виртуальная  экскурсия в музей «Метеорологическая станция». Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на  атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере. Гидросфера и ее части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на  Земле. Мировой океан. Береговая линия. Части мирового океана. Суша в океане. Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады. Что такое озеро? Озерная вода. Ледники. Горные и покровные ледники.  Айсберги. Подземные воды. Вода­ основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и  лечение «на воде». 8 часов (5 часов). (7 часов). Тема 4.  Биосфера Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное  представление о возникновении и развитии жизни на Земле. Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны.  Тропические пустыни. Степи. Лиственные леса. Тайга. Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане. Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории.  Виртуальное знакомство с Окским заповедником.  (6 часов).             № те м 1 Тема № ур   ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ Практические работы Дата план факт Введение.  Географическое познание нашей  планеты  1 № 1 (обуч) Обучение приёмам работы с учебно­методическим  комплектом (обучающая) 2 №2(обуч) Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу. 3 № 3 (обуч) Наблюдение за географическими объектами своей  местности, приёмы проведения наблюдений. 2 Земля ­ планета  Солнечной  системы  5 №4 (итог). Фенологические наблюдения за состоянием погоды.  Работа с глобусом. Сравнение астрономических и  фенологических времён года своей местности 6 №5 (итог) Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом 7 №6 (итог) Календарь погоды. 3 Литосфера 9 №7 (итог) Определение горных пород по образцам,  10 №8 (итог) Выявление способов использования местных пород в  хозяйстве. 12 №9 (обуч) Обозначение на контурной карте районов землетрясений  и вулканов 13 № 10 (обуч) Определение ГП гор и нанесение их на к.к. 4 5 Атмосфера  17 №11(итог) Построение графика «розы ветров» Гидросфера  20 № 12 (обуч) .Обозначение на к/к объектов гидросферы. 22 №13 (итог) Определение ГП океана. 23 № 14 (обуч) Описание моря . 25 № 15(итог) Гидрологические наблюдения реки Коки 6 Биосфера  29 №16 (итог) Описание распространенных представителей  растительного и животного мира своей местности. 31 №17(обуч) Распознавание основных ландшафтов Земли по  рисункам и иллюстрациям. Тематическое планирование  5 класс  (34 часа) № ур Тема урока Д/З Пр р      Дата план факт Опорны е знания Смысловые  блоки.  Понятия.                   Планируемые результаты  личностные Метапредмет­ предметные Учебные  действия Оборудова ние Номенклату ра ные Введение. Географическое познание нашей планеты (3 часа) 1 География – одна из  наук о  планете  Земля. Д/З п1 Пр р№   1 Поняти я о недрах, воздухе и водах Земли. (обуч) Обучение приёмам работы с учебно­ методическ им комплекто м (обучающа я) 2 Зарожден ие  географии . Д/З п.1 Что изучает география. Географически е объекты, и явления. Географически е объекты — памятники Всемирного природного и культурного наследия. География, географическ ие объекты, географическ ие процессы и явления. Географическ ая оболочка. Работать с учебником и дополнительным и материалами. Знать и объяснять существенные признаки понятий «география и географически й объект». Развивать познавательны й интерес к предмету. . Физическая карта полушарий. Таблица «Объекты Всемирного природного и культурного наследия». Картины природных объектов Осознание  ценности  географичес кого знания  как  важнейшего  компонента  научной  картины  мира.  Принятие  новой  социальной  роли в  определении  для себя  необходимы х в жизни  знаний. Научить рабо  тать с учебни  ком и дополни  тельными  материалами.  Участвовать в  учебном диал  оге. Опреде  лять цели сво  его обучения,  ставить новые  задачи и разви  вать мотивы в  познаватель  ной деятель  ности. Выяв  лять уникаль  ность географи  ческих объек  тов в живой и  неживой  природе. Древние науки. Зарождение древней географии. Практические доказательства шарообразност Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Ставить учебную задачу. Сравнивать полученные результаты с Сформировать представления о зарождении древней географии. Владеть Работать с  Дневником  географа –  следопыта.  Собирать  модель   «Дневник географа­ следопыта». Карта Древнего Египта, 2 Пр р№2обуч Определе ние сторон гори зонта по компасу и Солнцу.             3 Наблюден ия – метод географич еской  науки. Д/З п.2 Ведение календаря погоды Пр р№ 3 (обуч) Наблюдени е за географиче скими объектами своей местности, приёмы проведения наблюдени й. палочки, пластилин. и проводить опыт, показывающий шарообразность Земли.  Работать с дневником географа – следопыта и календарем погоды. Собирать модель гномона. «Дневник географа­ следопыта. Деревянная палочка, пластилин, отвес. знаниями  о развитии науки. Владение практическим умением применять прибор для доказательства шарообразност и Земли. Отбирать источники географически х знаний для проведения наблюдений за погодой, фенологически ми явлениями , высотой Солнца. и Земли. Развитие этических учебной задачей. чувств понимания страданий и морального напряжения в первопроход це, гордости за Родину при ее изучении. Осознание значимости наблюдений в научно – профессиона льной сфере человека и в быту.. Метод научных наблюдений.  Метеорологиче ские  наблюдения.  Наблюдение. Наблюд ения за  физичес кими  явления ми  природы Профес сии  людей,  ремесла. . Составлять  календарь  погоды. Оценивать  прогноз  погоды,  составленный  по народным  приметам,  сезонные  изменения  водоема. Формировать и развивать практические компетентност и применения народных примет в ежедневной жизни человека. Земля как планета Солнечной системы 5 часов 4 Земля  среди  других  планет  Солнечной системы. Д/Зп.3 5 Обращени е Земли  вокруг  Солнца. Д/З п.4 Пр р№4(итог). Фенологич еские наблюде ния за состо янием пого ды. Работа Форма  Земли.  Земля и  другие  планеты Солнечн ой  системы .  Спутник Земли.  Космич еские  тела и  их  влияние  на жизнь планеты Земля. Расстоя ние между Землей и Солнце м. Вращен ие Земли вокруг Солнца. Сезонны е Положение  Земли в  Солнечной  системе.  Планеты  земной группы. Возникновение  Земли. Форма и размеры Земли. Метод  географическо го  моделирования . Солнечная  система.  Земная  группа  планет.  Полярный  радиус.  Экваториаль ный радиус.  Глобус. Земная ось и  географически е полюсы.  Географически е следствия  движения  Земли вокруг  Солнца.  Фенологическ ие  наблюдения. Географическ ий полюс. Осознавать ценность географичес ких знаний и применения их на практике. Ставить учебную задачу и уметь сравнить полученные результаты с учебной задачей(соврем енная форма Земли). Развитие познавательных интересов. Овладение знаниями о следствиях обращения Земли вокруг Солнца, применение их в различных жизненных ситуация и для фенологичес Понимать  и  объяснять  процесс  образования  Земли и других планет. Знать  состав  Солнечной  системы.  Объяснять  понятия  глобус, земная  ось, полюс,  экватор. Уметь измерять земные окружности (экватор и меридиан) по глобусу.  Иметь представление о современной научной картине мира. Уметь работать с глобусом, вести наблюдения за объектами и явлениями. Работа с  основными  понятиями.  Измерение «земных окружностей» по глобусу . чтобы убедиться Глобус.  Таблица «Планеты  Солнечной  системы». «Дневник географа – следопыта.» в том, что глобус – наиболее точная модель Земли. Глобус. Таблица. Дневник географа – следопыта. Работа с  глобусом.  Организация  проведения   осенних  фенологических  наблюдений над  природой. Готовить календарь природы. с глобусом. Сравнение астрономи ческих и фено логических времён года своей местности 6 Времена  года на  Земле.  Д/З п.4 Пр р №5(итог) Наблюдени е за высотой Солнца над горизонтом 7 Суточное  вращение  Земли. Д/Зп.5 Пр р№6(итог) Календарь погоды. явления в природе . Времена года на Земле. Компас. Полярна я звезда. Изменен ие положен ия и длины тени предмет ов в течение дня. Смена времен года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденстви я, летнего и зимнего солнцестоян ия. Тропики и полярные круги.  Пояса  освещенности . Вращение  Земли вокруг  своей оси.  Смена дня и  ночи на Земле. Долгота дня. ких наблюдений.. Использоват ь знания и умения для фенологичес ких наблюдений. Уметь высказывать суждения, подтверждать их фактами. Знать научную картину смены времен года на Земле. Уметь давать определения основным понятиям. Работа с глобусом и таблицей. Таблица  «Вращение  Земли  вокруг  Солнца». Осознание значимости глобальных проблем. Организовыват ь работу в группе. Оценивать свою деятельность и деятельность других. Наблюдать действующую модель вращения Земли вокруг Солнца, фиксировать положение Земли  в дни равноденствия и солнцестояния . Определять высоту Солнца и составление рассказа. Литосфера 8 часов Компас. Модель «Земля – Луна – Солнце». Изучать модель «Земля – Луна – Солнце». Демонстрироват ь движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси Составлять рассказ по плану о четырех временах года. 9 Слои  «твердой  Земли». П.6 10 Вулканы  Земли. П.7 Пр р№9 (обуч) Обозначен ие на контурной карте районов землетрясе ний и вулканов 11 Из чего  состоит  земная  кора. П.8 Пр р№7(итог) Предста вление о форме Земли. Предста вление о вулкане как об «огне дышаще й» го ре. Вулкан ы действу ю щие и потух шие. Строе ние вулкана. Поняти я о горных породах и минерал ах, слагающ Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера­ твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры. Магма. Лава. Кратер. Жерло. Вулканизм. Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира. Овладеть знаниями о стихийных природных бедствиях в литосфере и возможных действиях в чрезвычайны х ситуациях. Вещества земной коры: минералы и горные породы,  их использование человеком. Осознавать ценность знаний о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли».  Формировать и развивать умения вести самостоятельн ый поиск, от бор информа ции, а также ее презентацию с помощью  информацион ных техноло гий (задание для желаю щих составить презентацию о вулканах и зем летрясениях. Формировать умение организовыват ь свою деятельность по созданию кол­лекции горных пород Знать и  объяснять  существенные  при­знаки  понятий  «литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия». Знать и  объяснять  понятия «очаг  магмы»,  «кратер»,  «жерло»,  «лава». Определять положение Тихоокеанског о огненного кольца. Обозначать на к/к действующие вулканы. Выделять, описывать и объяснять существенные при­знаки минералов и горных пород. Строить модель «твердой Земли». Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы. Состав земной коры.. Схема  «Внутреннее строение  Земли» Пластилин для построения аналогичной модели. Карта  «Строение  земной  коры»;  схема  строения  вулкана;  презентация «Вулканы»с  изображени ями  извергающи хся  вулканов. Коллекции  горных  пород и  минералов. Везувий,  Гекла, Кра  катау, Клю  чевская Соп ка,Орисаба, Килимандж аро, Котопа  хи, Этна. Места расп ростране  ния гейзе  ров: о­ва  Исландия,  Новая Зела  ндия, п­ов  Камчатка,  Кордильеы Определен ие горных пород по образцам,  их земную кору. Работа с коллекц иями горных пород и минерал ов. Образование горных пород. Горные породы: магматическ ие, осадочные, метаморфич еские.  12 Образован ие горных  пород. П.8 Пр р№8(итог) Выявление способов использова ния местных пород в хозяйстве. 13 Строение   зем ной  коры. Зем  летрясени я. П.9 компонента научной картины мира и объекта использовани я в хозяйственно й деятельности человека. Формировать установку на ответственно е поведение людей в географичес кой среде относительн о проблем извлечения горных пород из земной коры. своей местности. Развивать способности к самостоятельн ому приобретению новых знаний и практических умений (классификаци я горных пород своей коллекции). Предста вления о движени ях земной коры в горных районах. Материковая и океаничес кая земная кора. Нару шения слоев земной коры. Виды движе ния земной коры. Землет рясения. Очаг. Овладение навыками применения знаний о движениях земной коры в возможных чрезвычайны х ситуациях. Формировать и развивать творческие способности учащихся при создании модели конструктора литосферных плит. Начать создавать коллекцию горных пород своей местности. Подготовить «Дневник географа – Схема  «Классифик ация горных пород по  происхожде нию»,  коллекция  горных  пород следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12 – балльной шкалы. Карта  «Строение  земной  коры». Памятка  для модели  конструк  тора Подготовить «Дневник географа следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов. Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов. Знать и  объяснять  понятия «эпи­ центр», «очаг  землетрясения  «сейсмически  активный  район». Определять интенсивность землетрясений по описанииям Эпицентр.Си ла землетря сения. Склад чатость.Обл а сти складча тости. Цуна ми. Сейсмология. Рельеф. Формы рельефа: выпуклые и вогнутые. Сформирова ть установки социально ­  ответственно го поведения человека в  географичес кой среде  (влияние ант  ропогенной  деятельности на рельеф). Отбирать ис точники геогра фической ин формации для составления описаний форм рельефа, для объясне ния проис хождения гео графических названий гор и равнин. Относительн ая высота. Способы определения относительной высоты географически х объектов. Геодезия. Овладеть навыка­ми работы по определению на местности относи­ тельных высот точек Формировать способность к самостоятельн ому приобретению новых знаний и практических умений. земной Изготавливать и таблице 12­ бальной шкалы. Знать и объ  яснять суще  ственные при­ знаки понятий «рельеф», «го  ры», «равни  ны», «абсолю  тная высота». Составлять описания гор и равнин, их гео графического положения. Устанавливать взаимосвязи между форма ми рельефа и внешними, внутренними географически ми процессами. Знать и  объяснять  понятие  «относительная высота». Подготовить  «Дневник  географа следопыта» для .Уметь находить горы и равнины. Физическая  карта  полушарий,  физическая  карта  России,  физическая  карта  Ульяновско й области.  Фотоколлаж «Горы и  равнины  мира». Изготавливать самодельный нивелир  во внеурочное время. Подготовить «Дневник географа – следопыта» для Физическая карта полушарий. Схема «Измерение относи­ тельной высоты холма»; Равнины:  Западно­ Сибирская,  Амазонская  Восточно­ Европейска я, Великая  Китайская,  Великие  Равнины  (Северная  Америка) Плоскогорь я:  Среднесиби рское,  Аравийское  Декан, Бра  зильское. Горы:  Гималаи  (Эверест),  Кавказ  (Эльбрус) Анды, Кор  дильеры,  Альпы,  Уральские, Скандинавс кие, Аппа  14 Рельеф  земной  поверхнос ти. П.10 Пр р№ 10(обуч) Определен ие ГП гор и нанесение их на к.к. 15 Относител ьная  высота  форм  рельефа. П.10 Предста вление о неровно стях земной поверхн ости. Поняти я о равнина х (плоски х и холмист ых) и горах, разных по высоте. Предста вление о холмах  и горах  как о  выпукл ых  формах  рельефа 16 Человек и  литосфера . П.11 .  Поняти я  «вершин а», «склон» и «подош ва» холма или горы. Понятие о  полезны х ис  копаемы х, ис  пользуе мых в  хозяйст вен ной  деятель  ности  человек а. Нивелир. поверхности. самодельный нивелир во внеурочное время. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые. Сформирова ть установку на ответстве нное испо льзование бо гатств лито сферы как части среды обитания. Формировать и развивать умение вести самостоятельн ый поиск, анализ и отбор информации о своей мест ности из раз ных источ ников (работа с топонимиче ским слова рем, опреде ление прои схождения на званий геогра фических объ ектов). проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Изучать и  использовать  способы  запоминания  названий  географически х объектов.  Проводить  изучение  полезных  ископаемых  своей  местности. Сформировать понятие о природных памятниках литосферы. проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту Работать с топонимическим словарем. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. лачи,Атлас. само­ дельный нивелир(две рейки, соединенные под углом 90* и отвес). Физические карты полушарий и России; коллекции полезных ископаемых топонимиче ский сло варь; фото и картины с изображе нием при родных памятников литосферы (презентаци я). 17 Воздушна я оболочка Земли. П.12 Твердые ,  жидкие,  газообра зные  веществ Атмосфера  Земли. Размеры атмосферы.  Вещественный  состав и  строение  Атмосфера 5 часов Умения вести  самостоятельн ый поиск,  отбор  информации,  выделять  Осознание  целостности  природы,  значимости  атмосферы  для всего  Знать и  объяснять  существенные  признаки  понятия  «атмосфера».  Проводить  опыт, доказыва  ющий сущест  вование атмос  ферного давле  ния. Изготавли  Таблица  «Состав  атмосферы» Космиче  ские  снимки. а,  состав и свойств а  воздуха( 3кл) Атмосф ера, из  чего она состоит. Признак и  изменен ия  погоды. Охрана  воздуха  (3кл.). Значени е  кислоро да. 18 ­ 19 Погода и  метеороло гические  наблюден ия. П.13 Пр р№11  итог Построени е графика  «розы  ветров» 20 Человек и  атмосфер а. П.14 атмосферы. Метеорологи я Озоновый  слой.  Тропосфера.  Стратосфера Мезосфера.  Термосфера.  Погода.  Наблюдения за  погодой на  метеорологиче ской станции.  Заочная  экскурсия в  музей  «Метеорологич еская станция  Симбирска». Высказывать  мнение об  утверждении «Тропосфера ­ кухня  погоды». Как атмосфера влияет на  человека и его  условия жизни. Влияние  человека на  атмосферу.  Опасные и  редкие явления в атмосфере. Парниковый  эффект.  Гроза. Радуга. Мираж. Эмоциональн о­ценностное отношение к  окружающей среде,  необходимос ти её  сохранения.  Овладение  навыками  действий в  чрезвычайны х ситуациях. человечества главное. вать самодель  ный барометр и  измерять атмос  ферное давлен и  Подготовить  «Дневник  географа –  следопыта» для  проведения  измерения ..  Изготавливать  самодельные  измерители  направления и  скорости  ветра(флюгер),  количества  осадков(дождем ер), измерения  температуры  воздуха . Сравнивать  погоду разных  сезонов года,  высказывать  суждения об  изменчивости  погоды. Использовать  понятие для  решения  учебных задач. Составлять  описание  результатов  наблюдений  фактической  погоды и  будущего  состояния  атмосферы. Приводить  примеры  редких  явлений в  атмосфере.  Составлять  прогноз  погоды по  народным  приметам на  весну и лето  будущего года. Проводить  оценки  Флюгер,  дождемер,  термометр,  «Дневник  географа­  следопыта». «Дневник  географа­  следопыта». Подготовить  «Дневник гео  графа­ следопы та» для прове  дения измере  ний направле  ния и скорости  ветра, количе  ства осадков и  температуры  воздуха само  дельными приб  Умения  ориентироватьс я в  окружающем  мире,  принимать  решения. Умение  работать в  коллективе. прогноза,  составленного по народным  приметам, в  мае (5 класс)  и в сентябре  (6 класс). 21 Составлен ие  прогноза  погоды 22 Вода на  Земле. Д/З п.15 Пр р№ 12(обуч) . Обозначен ие на к/к объектов гидросфер ы.   23 Мировой  круговоро т воды. Д/З п. 15 Водная оболочка Земли 7 часов Виды  водоемо в на  Земле,  их  использ ование. Гидросфера и  ее части.  Вещественный  состав  гидросферы. Гидросфера.  Осознание  значимости  гидросферы  для всех,  живущих на  Земле. Развитие  познавательног о интереса к  изучению темы. Кругово рот  воды в  природе . Круговорот  воды на Земле.  Круговорот  воды малый  и большой. Развитие  творческих  способностей  учащихся. Эмоциональн о –  целостное  отношение к  явлениям  движения  воды. Сравнивать  соотношение  отдельных  частей  гидросферы по диаграмме.  Л/Р Изучение  свойства  самого  удивительного  вещества на  Земле. Усвоить понятие  «гидросфера». Выявлять  взаимосвязь  между состав  ными частями  гидросферы   по схеме «Кру  говорот воды в природе». Физическая карта  полушарий. 2 бутылки с  питьевой  водой,  пищевая  соль, яйцо . Изучать и  описывать  свойства воды.  Подготовить   «Дневник  географа –  следопыта» для  проведения  опытов по  изучению  свойств воды. Следуя схеме  описать  большой  и  малый  круговороты  воды. Схема «Кру  говорот во  ды в приро  де».Презен  тация. 24 Мировой  океан —  главная  часть  гидросфер ы. Д/З п. 16 Пр р  №13(итог) Определен ие ГП  океана. Развитие  способностей к самостоятельн ому  приобретению  знаний и  практических  умений. Необходимо сть  сохранения   и  рациональн ого  использован ия вод  Мирового  океана. Океаны  и их  части.  Матери ки и  острова. Мировой  океан, его  части.  Береговая  линия. Суша в  океане. Мировой  океан. Море.  Залив.  Пролив.  Остров.  Архипелаг.  Полуостров. Картографичес кая  грамотность.  Определение  происхождени я названий  географически х объектов.  Использование способов  запоминания  названий. Умение  определять по  карте ГП,  глубину,  размеры  океанов и  других частей  гидросферы. Определять  происхождение  названий  географических  объектов.  Изучать и  использовать  способы  запоминания .  Создавать игру «Знатоки  морских  названий».  Создавать в  « Дневнике  географа –  следопыта»  топонимически е страницы. 25 Р.к.Воды  суши.  Реки. Д/З п. 17 Пр р№  14(обуч) Описание  моря . Воды  суши.  Запасы  пресных вод на  Земле.  Воды  нашей  местнос ти .  Родники Разнообразие  вод суши.  Река, речная  система,  бассейн реки,  водораздел.  Горные и  равнинные  реки. Пороги  и водопады.  Реки – дети  океана.  Необходимо сть их  охраны. Развитие  умения вести  самостоятельн ый поиск,  анализ, отбор  информации. Определять по карте части  реки.  Знать  основные по  нятия. Выя  вить основные  различия  горных и  равнинных рек. Проводить  воображаемые  путешествия по Волге и Тереку.  Выявлять  основные  различия горных и равнинных  рек. Физическая карта  полушарий Гренла  ндия, Мада  гаскар, Гав  айские,  Б.Барьерны й риф.,  Сахалин.  Полуостро ва: Аравия,  Таймыр. Физическая  карта  полушарий. Видеогеогра фия. Моря:  Средиземно е, Черное,  Балтийское Красное,  Баренцево,  Берингово,  Карское,  Охотское,  Японское,  Карибское. Заливы: Бенгальски й,Мексикан ский, Пер  сидский,  Гвинейский .Проли  вы:Берин  гов, Гибра  лтарский,  Магелланов , Дрейка,  Малаккс кий.Остро  ва:  Реки:Волга Амур, Нил,  Ама зонка,  Миссисипи  с Миссури,  Конго, Ени  сей, Лена,  Обь, Терек,  Хуанхэ. 26 Озера.  Д/З п.18 Озера.  Ледник и.   Подземн ые воды. Что такое  озеро?  Озерная вода.  Ледники  горные и  покровные.  Айсберги.  Подземные  воды.Горный  ледник.  Водоносный  пласт.  Грунтовые  воды.  Водоупорный  слой. Родник. Развитие  умения  организовать  свою  деятельность. Патриотизм.  любовь к  своей стране. (Самое  глубокое и  самое  большое  озера в  мире). Знать смысл  понятия  «озеро». Уметь приводить  примеры  пресных и  соленых озер.  Проводить  опыт для  определения  скорости  просачивания  воды через  разные горные  породы. 27 Человек и  гидросфер а. Р.к. Д/З п.19 Пр р№  15(итог) Гидрологи ческие  наблю  Вода – основа  жизни на  Земле.  Использование  человеком  энергии воды.  Отдых и  лечение «на  воде». Формирован ие социально –  ответственно го поведения в отношении  объектов  гидросферы. Научить  работать с  текстами   легенд  и  народных  сказаний,  посвященных  объектам  гидросферы. Понимать роль гидросферы в  обеспечении  жизни и  деятельности  человечества  на Земле. Охрана  водоемо в.  Водные  запасы  нашей  планеты . Как  человек  использ ует  Физическая  карта  полушарий. Видеогеогра фия. 3 воронки 3  стакана,  образцы  горных  пород. Озера:Касп ийское,  Байкал,  Ладожское  Аральское,  Виктория,  Танганьика  Верхнее,  Онежское. Ледники:  Антаркти да, Гренлан дия. Картины  водных  объектов. Подготовить  «Дневник  географа –  следопыта» для  проведения  опыта,  показывающего,  что вода  просачивается в  различных  горных породах  с разной  скоростью.  Проводить  опыт для  определения  скорости  просачивания  воды через  образцы пород  (глина, песок,  суглинок).  Создавать и  работать с  самодельной  моделью  родника. Работать с  текстами легенд и народных  сказаний ,  посвященным  объектам  гидросферы.  Создавать в  «Дневнике  географа –  следопыта» дения реки  Ташелки. 28 Оболочка  жизни. Д/З п.20 29 Жизнь в  тропическ ом поясе. Д/З п. 21 водоемы . Ископае мые  остатки  организ мов. Природ ные  зоны  мира.  Комнат ные  растени я. Биосфера, ее  границы.  Появление и  развитие жизни на Земле.  Палеонтолог ия. Живое  вещество. Разнообразие  жизни. Мир  тропического  пояса.  Влажный  экваториальн ый лес.  Саванна.  Пустыня.  Биогеография. топонимические  страницы. Биосфера 6 часов Осознание  себя как  маленького  звена в  цепочке  жизни на  Земле. Овладение  способностями  к  самостоятельно му  приобретению  новых знаний Понимание  существенных  признаков  понятия  «биосфера». Работать с  изображениями и описаниями  ископаемых  остатков  организмов. Овладение  умениями  ухода за  комнатными  растениями. Умение  определять  правила ухода  за комнатными  растениями,  составлять  описание  коллекции   комнатных  растений. Умение  устанавливать  взаимосвязи  между  природными  условиями и  особенностями растительного  и животного  мира  тропического  пояса. Составлять и  описывать  коллекции  комнатных  растений по  географическом у принципу.  Определять  правила ухода  за комнатными  растениями с  учетом  природных  условий их  произрастания. Таблица  «Биосфера,  ее границы». Ископаемые остатки  организмов,  их  изображени я. Таблица  «Тропическ ий пояс».  Комнатные  растения  различных  мест  произрастан ия .Карты  природных  зон с  изображение м растений  и животных. Наблюд ения  природы . Растительный и животный мир  умеренных  поясов. Степь. Лиственный  лес. Тайга. Умение  взаимодейст вовать с  людьми в  процессе  игровой  деятельности . Умение  отбирать  источники  географическо й информации  для  составления  описаний  животных и  растений  разных районов Земли и глубин океанов. Установление  особенностей  растительного  и животного  мира полярных поясов и  океана. Создавать  игры  биогеографичес кого  содержания. Картины  родной  природы. 30 Раститель ный и  живот ный мир  умеренны х поясов.  Р.к. Д/З п. 22 Пр р  №16(итог)  Описание  распростра ненных  предс  тавителей  растительн ого и  животного  мира своей местности. 31 Жизнь в  полярных  поясах и в  океане. Д/З п. 23 Известн ые  знания о животн ых  полярны х  областе й и  океанов. Жизнь в  полярных  областях и в  океане.  Тундра.  Арктическая  и  антарктичес кая пустыня.  Фитопланкт он. Представлен ие о России  как морской  державе,  часть  территории  которой  лежит в  полярной  области. Развитие  практических  умений  работать с  путеводителем  и определи  телем. Составлять  описание  животных  морских  глубин и  полярных  областей.  «Виртуально»  изучать морских животных с  путеводителем « Жизнь в  морских  глубинах».  Работать с  определителем  морских  животных. Картины и  таблицы  «  Животный  мир  океана»,  «Арктика».  Путеводите ль «Жизнь в  морских  глубинах».  Определите ль морских  животных. Видеоматер иалы  о Лап  ландском  заповеднике 32 Природна я среда. Д/З п.24 Взаимосвязь  природы.  Окружающая среда.   Приводить  примеры  стихийных  природных  Развитие позна  вательных  интересов. Умение  оценивать  последствия  антропогенных Совершать  виртуальное  путешествие по  экологической Пр  р№17(обуч ) Распознава  ние  основных  ландшафто в Земли по  ри сункам  и ил  люстрация м. 33 Охрана  природы.  Рк. Д/З п.24 Природная и  искусственна я среда.  Проблемы,  связанные с  изменением  природы. бедствий в  биосфере и  возможных  действий в  чрезвычайны х ситуациях. воздействий на природную  среду. тропе  Лапландского  заповедника. Красная книга. Охрана  природы.  Особо  охраняемые  природные  территории  (ООПТ).  Заповедник.  Биосферный  заповедник. Развитие  интеллектуа льных и  творческих  способносте й учащихся  посредством  составления   описания  экологическ ой тропы.  Эмоциональн о –  ценностное  отношение к  окружающей среде Понимание  роли человека  и своей роли в  частности в  деле охраны  природы. Развитие  интеллектуальн ых и  творческих  способностей  учащихся  посредством  составления   описания  экологической  тропы. Таблицы по  охране  природы.  Презентация «Экологиче ская тропа»  (на местном  материале) Составлять в  «Дневнике  географа –  следопыта»  схемы  экологической  тропы.  Создавать  агитационные  листки  ( плакаты) на  природоохранны е темы. Всего 33 часа.       Резерв 1 час. Учебник: ГЕОГРАФИЯ, (Начальный курс) 5 класс., Летягин А.А. изд­во «Вентана­Граф» 2012 год УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКИЙ  КОМПЛЕКС ПО ПРЕДМЕТУ Дополнительная литература Для учителя: 1. География. Программа.5­9 классы/ М.:Вентана­Граф,2013г. 2. Учебник: «ГЕОГРАФИЯ,(Начальный курс)» 5 класс., Летягин А.А. изд­во «Вентана­Граф» 2012 год 3. Рабочая тетрадь «Дневник географа­следопыта»5 класс к учебнику: «ГЕОГРАФИЯ,(Начальный курс)» 5 класс.,  Летягин А.А. изд­во «Вентана­Граф» 2012 год Для учащихся: 1. Рабочая тетрадь «Дневник географа­следопыта»5 класс к учебнику: «ГЕОГРАФИЯ,(Начальный курс)» 5 класс.,  Летягин А.А. изд­во «Вентана­Граф» 2013 год 2. Атлас. Начальный курс географии.5 класс., Душина И.В., Летягин А.А.. Изд­во «Вентана­Граф» 2012 год ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ; ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО­ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ    Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется следующими способами: устная проверка, письменная проверка (тестовый контроль результатов обучения, фронтальная письменная проверка знаний с целью обобщения знаний, а также закрепления умений; задания по нанесению объектов на контурную карту, задания графического характера по составлению схем, картосхем и таблиц; географические диктанты).  Требования к личностным результатам формирование   всесторонне   образованной,   инициативной   и   успешной   личности,   обладающей   системой   современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно­нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Требования к метапредметным результатам освоения: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5)   владение   основами   самоконтроля,  самооценки,  принятия   решений   и   осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9)   умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с   учителем   и   сверстниками;   работать индивидуально   и   в   группе:   находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей   и   потребностей;   планирование   и   регуляция   своей   деятельности;   владение   устной   и   письменной   речью, монологической контекстной речью; 11)   формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования   информационно­коммуникационных   технологий (далее ИКТ — компетенции); 12)   формирование   и   развитие   экологического   мышления,   умение   применять   его   в   познавательной,   коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Требования к предметным результатам освоения: 1)   формирование   представлений   о   географии,   её   роли   в   освоении   планеты   человеком,   о   географических   знаниях   как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; 3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; 4)   овладение   элементарными   практическими   умениями   использования   приборов   и   инструментов   для   определения количественных   и   качественных   характеристик   компонентов   географической   среды,   в   том   числе   её   экологических параметров; 5)   овладение   основами   картографической   грамотности   и   использования   географической   карты   как   одного   из   языков международного общения; 6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; 7)   формирование   умений   и   навыков   использования   разнообразных   географических   знаний   в   повседневной   жизни   для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению 8) экологических   проблем   на   различных   территориях   и   акваториях,   умений   и   навыков   безопасного   и   экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Диагностическая работа по географии в 5 классе за I полугодие. Ф.И.________________________________________________________________ Дата______________________                              Класс______________________ 1. Укажите верный ответ В результате вращения Земли вокруг Солнца происходит а) смена дня и ночи        б) повышение температуры       в) смена времен года     г) понижение температуры 2. Составьте описание Земли во Вселенной, используя слова­помощники и цифры.      (Вселенная, планета, Солнце, Луна, солнечная система, экватор, Марс, Венера, 3, 365, 24,  40000, жизнь.) _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________ 3. Выберите верное утверждение. Свой ответ обоснуйте.  Никому не нужно определять стороны горизонта  Умение определять стороны горизонта необходимо каждому человеку.  Лишь у некоторых людей по долгу службы возникает необходимость определять стороны горизонта. _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________   Оценка ученика    Оценка учителя Эталоны ответов. 1 в 2 Земля­планета Солнечной системы, расположенная на 3 месте от Солнца  между Венерой и Марсом. Луна­спутник Земли.  Земля совершает оборот  вокруг своей оси за 24 часа, в результате происходит смена дня и ночи, и  вокруг Солнца за 365 дней (происходит смена времен года). Экватор  делит Землю на 2 полушария (северное и южное) Длина экватора 40000  км. Земля ­ единственная планета во Вселенной, где есть жизнь! 1 5 3 Второе утверждение верное, так как каждый может попасть в чрезвычайную  3 ситуацию. 5 9 баллов 4 7­8 баллов 3 6­5 баллов 2 Меньше 4 баллов Для заданий с выбором ответа 1,3, 4,7, 8, 11 и13 обведите номер Итоговая работа по географии 5 класс правильного ответа. Для других заданий запишите ответ в указанном месте Задания 1,2 и 3 выполняются с использованием ниже приведенного фрагмента карты 1. Определите,  в каком направлении от вершины горы Малиновская находится дом лесника.  1) север 3) северо­восток 2) юго­восток 4) северо­запад 2.Сравните абсолютные высоты точек А, Б и В, и расположите их в порядке возрастания их абсолютных высот.  Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв 3. Туристы поднимаются на гору Малиновская по маршруту, обозначенному стрелкой. На каком из отрезков пути,  обозначенных цифрами, их пути подъем будет наиболее крутым?   1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 4. Определите, в каком направлении от Москвы находится город Санкт­Петербург? 1) север 2) северо­запад 3) северо­восток 4) восток Задания 5 и 6 выполняются с использованием нижеприведенного фрагмента текста Роль древних греков в истории географических открытий очень велика. То,   что   сделали   в   этом   отношении   древнейшие   народы   Ближнего   Востока,   было   бы   забыто,   если   бы   греки   не заимствовали у них географический материал, не объединили его, не обобщили и не передали потомству. Основоположником   греческого   естествознания   и   греческой   географии   считается   математик,   путешественник   и философ Фалес из города Милета (6 век до н.э.). Ученику Фалеса философу Анаксимандру (6 век до н.э.) приписывается составление первой географической карты. Вероятно, он первый установил стороны горизонта — север, юг, восток и запад — и свою карту сориентировал по этим странам света. Милетские географы впервые ввели в употребление понятие частей света и названия Азия (Асия) и Европа. Младший   современник   Анаксимандра   Гекатей   Милетский   (6–5   века   до   н.э.),   кроме   того,   выделял   еще   и   Ливию (Африку).  5.  Назовите имя учёного, считающегося автором первой географической карты.  Ответ: _______________________________________ 6.  Древнегреческий учёный Геродот (484–425 года до н.э.) оставил миру ценные страноведческие описания. Существовали ли уже во время его путешествий первые географические карты? Дайте обоснование вашего ответа.  Ответ:__________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 7.  Какая из перечисленных горных пород относится к осадочным?  1) гранит 2) пемза 3) кварцит 4) известняк 8. С помощью карты атласа, определите какая из точек, обозначенных на приведённой ниже карте, находится в горах? 1) А 2) Б 3) В 4) Г Задания 9 и 10 выполняются с использованием нижеприведенного фрагмента текста В океане у берегов Индонезии в точке с координатами 2°с.ш. 98° в.д. произошло землетрясение силой 8 баллов, за которым последовала серия повторных подземных толчков. Волна, образовавшаяся после землетрясения, обрушилась на рыбацкий посёлок на острове Суматра, разрушив сотни жилых домов.  9. Как называется волна, разрушившая посёлок?  Ответ:  _____________________________________________ 10. В каком океане  произошло землетрясение, описанное в тексте?  Ответ:  ____________________________________________________________ 11. Верны ли следующие  утверждения  о движениях Земли? А) Осевое вращение Земли — причина смены дня и ночи. Б) Земля вращается по орбите вокруг Луны. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны 12. В таблице приведены данные о продолжительности дня  7 января в городах России, расположенных на разных широтах.  Название  пункта Продолжительность дня  7 янв. Географические координаты Адлер 43° с.ш.  Агинское 51° с.ш.  Абакан 54° с.ш.  Архангельск 65° с.ш.  9 ч. 6 мин. 8 ч. 7 мин. 7 ч. 40 мин. 4 ч. 29 мин. Определите, как зимой на территории России в зависимости от географической широты изменяется  продолжительность дня. ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 13.  Расход   электроэнергии   на   уличное   освещение   населённых   пунктов   зависит   от   времени,   на   которое   его   приходится включать в темное время суток. В каком из перечисленных городов 1 декабря уличное освещение необходимо включать на наибольшее время?  1) Иркутск 2) Владивосток 3) Архангельск 4) Рязань 14.  жители встречают Новый год.  Расположите   города А) Новосибирск Б) Санкт­Петербург          России   в   той   последовательности,   в   которой   их В) Петропавловск­Камчатский Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв. Ответ: Система оценивания результатов выполнения диагностической работы Ответы на задания с выбором ответа. Каждое задание оценивается в 1 балл. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 14 баллов. За выполнение заданий с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается. Номер задания Правильный ответ 1 3 4 7 8 11 13 4 2 2 4 2 1 3 Ответы на задания с кратким ответом. За выполнение заданий с кратким ответом выставляется 1 балл при условии, что записано только соответствующее эталону слово, словосочетание или комбинация букв.  Номер задания Правильный ответ 2 5 9 10 АБВ Анаксимандр цунами В Индийском, Индийский 14 ВАБ Критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом. № задания 6 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы Во время путешествий Геродота географические карты уже  существовали, так как из текста следует, что первые  географические карты появились раньше ­ в 6 веке до н.э.  В ответе ученика дается положительный ответ на  поставленный вопрос и в качестве обоснования приводится  ссылка на текст  Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанному  критерию выставления оценки  в 1 балл 1 0 № задания 12 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы На территории России зимой продолжительность дня  уменьшается  при движении с юга на север. В ответе ученика говорится о том, что в  зимнее время  продолжительность дня уменьшается  с увеличением  широты ИЛИ продолжительность дня увеличивается  с уменьшением  широты Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанному  критерию выставления оценки  в 1 балл 1 0 Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки (образовательное учреждение может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом  контингента обучающихся). Школьная отметка Первичный балл 5 14­13 4 12­10 3 9­7 2 6 и менее

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс

Рабочая программа и КТП по географии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017