КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков литературы в 10 классе по программе Г.С. Меркина.
Предмет литература . 10 класс
Недельная нагрузка 3 часа. Всего 105 часов
Раздел |
№№ урока урока |
Тема урока |
Даты проведения |
Оборудование
|
||
план |
факт |
|||||
Введение. 1 час |
|
|||||
|
1. |
«Прекрасное начало…» К истории русской литературы Х1Х. |
|
|
Литература. 10 класс. Под ред. С.А. Зинина, М.: «Русское слово», 2010.Портреты писателей |
|
Литература первой половины Х1Х века. |
|
|||||
А.С. Пушкин. 5 часов |
|
|||||
|
2. |
А.С. Пушкин . Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня». Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. |
|
|
Литература. 10 класс. В 2-х частях. Под ред. С.А. Зинина, М.: «Русское слово», 2010. Портрет писателя |
|
|
3. |
А. С. Пушкин «Погасло дневное светило…». Обращение к вечным вопросам человеческого бытия. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
4. |
А.С.Пушкин. «Вновь я посетил…». Сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
5. |
А.С. Пушкин. «Элегия», «Свободы сеятель пустынный…». Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
6. |
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства. Образ стихии и его роль в авторской концепции истории. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
М.Ю. Лермонтов. 4 часа |
|
|||||
|
7. |
М.Ю. Лермонтов. « Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Молитва», «Я не унижусь пред тобою…». Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
8. |
М.Ю. Лермонтов. «Сон», «Выхожу один я на дорогу…». Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
9. |
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
10. |
Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
Н.В. Гоголь. 3+2рр |
|
|||||
|
11. |
Н.В. Гоголь. Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях». |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
12. |
Н.В. Гоголь. Повесть «Невский проспект». Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
13. |
Н.В. Гоголь. Повесть «Нос». Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
14. |
РР. Классное сочинение по творчеству Н.В. Гоголя по теме: « Как автор раскрывает тему «маленького человека» в «Петербургских повестях»? |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
15. |
Письменная работа по разделу «Из литературы первой половины Х1Х века». Тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
Литература второй половины Х1Х века. |
|
|||||
Введение. 2 часа |
|
|||||
|
16. |
Социально-политическая ситуация в России второй половины Х1Х века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Демократические тенденции в развитии русской культуры. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
17. |
Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого. Расцвет русского национального театра. Новые типы героев. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
А.Н. Островский. 6 +2рр |
|
|||||
|
18. |
А.Н. Островский. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!» |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
19. |
А.Н. Островский. Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально- психологической проблематики комедии. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
20. |
А.Н. Островский. Большов, Подхалюзин и Тишка – три стадии накопления «первоначального капитала». |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
21. |
РР. Классное сочинение-рассуждение по теме: «Как функция речи героев помогает в раскрытии их характеров»? |
|
|
|
|
|
22. |
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза» А.Н. Островского. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
23. |
Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
24. |
«Гроза» в русской критике: Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
25. |
РР. Сочинение по теме: « В чем многозначность названия пьесы»? По пьесе А.Н. Островского «Гроза». |
|
|
|
|
И.А. Гончаров. 5+1рр |
|
|||||
|
26. |
И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». |
|
|
Презентация , тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
27. |
Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами: Андрей Штольц, Ольга Ильинская. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
28. |
Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
29. |
Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
30. |
Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
31. |
РР. Сочинение по творчеству И.А. Гончарова. |
|
|
|
|
И.С.Тургенев. 7+2рр |
|
|||||
|
32. |
И.С.Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
33. |
РР. Сочинение-анализ очерка из «Записок охотника». |
|
|
|
|
|
34. |
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
35. |
Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
36. |
Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
37. |
Любовная линия в романе «Отцы и дети» и ее место в общей проблематике произведения. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
38. |
Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
39. |
РР. Сочинение-рецензия на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». |
|
|
|
|
|
40. |
Стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача». Их место в творчестве писателя. Отражение русского национального самосознания. |
|
|
Презентация, тексты «Стихотворений в прозе», тетрадь, фонохрестоматия |
|
Н.Г. Чернышевский 3 часа |
|
|||||
|
41. |
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
42. |
«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвёртый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
43. |
Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
Н.А. Некрасов 7+2рр |
|
|||||
|
44. |
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Н.А. Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…» |
|
|
тетрадь, фонохрестоматия, портрет писателя |
|
|
45. |
Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. «О Муза! Я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди…» |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
46. |
Гражданские мотивы в некрасовской лирике. «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Пророк», «Элегия». |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
47. |
РР. Сочинение по лирике Н.А. Некрасова. |
|
|
|
|
|
48. |
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
49. |
Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.) |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
50. |
Стихия народной жизни и её яркие представители: Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий. Тема женской доли и образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
51. |
Проблема счастья и её решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
52. |
РР. Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». |
|
|
|
|
Ф.И. Тютчев. 3 часа |
|
|||||
|
53. |
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. «Еще земли печален вид…», « Как хорошо ты, о море ночное…» |
|
|
тетрадь, фонохрестоматия, учебник |
|
|
54. |
Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. «Не то, Что мните вы, природа…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…». Тема величия России. |
|
|
тетрадь, фонохрестоматия, учебник |
|
|
55. |
Драматизм звучания любовной лирики поэта. «О, как убийственно мы любим…», «Я встретил вас…» |
|
|
тетрадь, фонохрестоматия, учебник |
|
А.А. Фет. 3+1рр |
|
|||||
|
56. |
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. «Ещё майская ночь…», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…» . |
|
|
тетрадь, фонохрестоматия, учебник |
|
|
57. |
Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника. «Заря прощается с землёю…» |
|
|
тетрадь, фонохрестоматия, учебник |
|
|
58. |
Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. «Я пришёл к тебе с приветом…», « На заре ты её не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад». |
|
|
тетрадь, фонохрестоматия, учебник |
|
|
59. |
РР. Сочинение по лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. |
|
|
|
|
Н.С. Лесков . 3+1 рр |
|
|
||||
|
60. |
Н.С. Лесков «Очарованный странник». Стремление Н.Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
61. |
Н.С. Лесков . «Очарованный странник». «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности в русском национальном характере. Сказовый характер повествования. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
62. |
Н.С. Лесков. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда». |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
63. |
РР. Сочинение – отзыв по повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» |
|
|
|
|
М.Е. Салтыков – Щедрин 4+1рр |
|
|||||
|
64.
|
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках: «Медведь на воеводстве», «Богатырь». |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
65. |
Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке. Сказка «Премудрый пискарь». |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
66. |
Приёмы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык): «Орёл-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал». |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
67. |
Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Роман-хроника «История одного города». |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
68. |
РР. Письменная работа (сочинение) по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина. |
|
|
|
|
А.К. Толстой 2+1рр |
|
|||||
|
69. |
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Стихотворения « Средь шумного бала случайно…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…» |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
70. |
Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики А.К. Толстого. «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Прозрачных облаков спокойное движение…». |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник, фонохрестоматия |
|
|
71. |
РР. А.К. Толстой. Роман «Князь Серебряный». Исторические сюжеты и фигуры в произведении (отзыв). |
|
|
|
|
Л. Н. Толстой. 12+2рр |
|
|
||||
|
72. |
Л.Н. Толстой. Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи «Война и мир»: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
73. |
Художественно-философское осмысление сущности войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
74. |
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
75. |
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского. Сложность и противоречивость жизненного пути героя. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
76. |
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова. Сложность и противоречивость жизненного пути героя. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
77. |
РР. Сочинение по теме: «Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
78. |
Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
79. |
Л.Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
80. |
Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
81. |
«Война и мир». Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
82. |
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
83. |
Значение романа-эпопеи Л.Н. Толстого для развития русской реалистической литературы. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
84. |
РР. Сочинение-рассуждение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». |
|
|
|
|
|
85. |
Л.Н. Толстой. Роман «Анна Каренина». |
|
|
|
|
Ф.М. Достоевский 6+2рр |
|
|||||
|
86. |
Роман "Преступление и наказание" - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и её преобразование в сюжете произведения. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
87. |
Маленькие люди" в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
88. |
РР. Сочинение – рассуждение по теме: «Каким я увидел образ Петербурга по роману «Преступление и наказание» Ф.И. Достоевского?» |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
89. |
Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
90. |
Исповедальное начало как способ самораскрытия души героя. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
91. |
Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
92. |
Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
93. |
РР. Классное сочинение по роману "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского. |
|
|
|
|
А.П. Чехов. 5+2рр |
|
|||||
|
94. |
Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов. "Дом с мезонином", "Студент", "Дама с собачкой", "Чёрный монах". |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
95. |
Рассказ "Ионыч". Душевная деградация человека. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
96. |
РР. Сочинение по рассказу "Ионыч". Смысл названия. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
97. |
Пьеса "Вишнёвый сад": история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
98. |
Образ вишнёвого сада в пьесе А.П. Чехова. Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
99. |
Своеобразие чеховского стиля: психологизация ремарок, "подводное течение", "бессобытийность". |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
100. |
РР. Домашнее сочинение. В художественной мастерской А.П. Чехова. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
Из зарубежной литературы Х1Х века. Обзор. 5 часов |
|
|
||||
|
101 |
Обзор Зарубежной литературы второй половины Х1Х века. Основные тенденции. Поздний романтизм. Символизм Ги де Мопассана. Слово о писателе. «Ожерелье». Психологическая острота сюжета. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
102 |
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема неравенства и права женщины. Мораль естественная и мораль ложная. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
103 |
Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море». Взаимоотношения человека и природы. Символизм повествования. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
104 |
Ремарк. «Прощай, оружие!». Вопросы войны и мира. Гуманизм повествования. |
|
|
тексты , портрет писателя, учебник |
|
|
105 |
Читательская конференция. Роль литературы в жизни человека. |
|
|
Диск «Инфоурок», тексты , портрет писателя, учебник |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.