Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Оценка 4.9

Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
Междисциплинарный 3
1 кл
04.03.2017
Рабочая программа  индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Программа разработана на основе «Программы коррекционо-развивающего обучения в начальной школе»/ Под редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении.
дети с овз.docx
Станица Обливская Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Обливская средняя общеобразовательная школа № 1  УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ Обливской СОШ № 1 от ___. ___. 2016 г. № ____ Директор МБОУ Обливской СОШ №1 ______________     Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Уровень начального общего образования 1 класс Количество часов:72 ч. Учитель:   Программа разработана на основе «Программы коррекционо­развивающего  обучения в начальной школе»/ Под редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Обливской СОШ № 1 от ___.___.2016 г. № __ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _______ ________________ Подпись                                           Ф.И.О. ________   от ___.___. 2016 г. 1.Пояснительная записка       В настоящее время  возросло число  учеников начальных классов, которые  в силу своих  индивидуальных  психологических особенностей развития (ЗПР),  ограниченными  возможностями здоровья (ОВЗ) не  могут освоить Программу по основным предметам.  Коррекционно­развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную  возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с  требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования    появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим  особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным  стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного  и  поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание  образования соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить  известные методические приемы массовой школы на процесс  обучения русскому языку,  математики, литературы детей с ЗПР. Потребность в разработке новой коррекционно­ развивающей программы, которая будет соответствовать последним достижениям  коррекционной педагогики, побудила  заняться этой работой.    Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения,  навыки, не достает знаний программного материала.  Они не в состоянии без специальной  помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы  поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти  трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют  типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый  взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью,  непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не  выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Не  осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой  ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной  деятельности.     Детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У  многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о  недостаточности,  ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено  тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией.  Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в  обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса  переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму и  математики.    У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов  запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В  первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как  наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на  неуспеваемости.    У детей с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется  недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной  речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и  собранности.  Значительное отставание и своеобразие обнаруживается  в развитии у этих  детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности  таких операций,  как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для  этих  учеников характерны ­ неумение организовать свою деятельность, отсутствие  самоконтроля. 2 У младших школьников должен быть определенный уровень речевого развития:  правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические  признаки звуков; достаточный уровень сформированности  словаря и грамматического строя речи.     У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью,  примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень  развития речи детей, особенно словаря,  приводит к дополнительным сложностям при  обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают  много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом  чтение детей характеризуется монотонностью. Невыразительностью, замедленным темпом.    В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку,  элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв,  перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают  правила выделения границ предложения.    Организованы коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков  развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально­личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной  деятельности.    Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует  формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает  чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога,  логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной  работы. 2. Цель программы:   ­ создание системы комплексной помощи  детям младшего школьного возраста с задержкой  психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации  посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса,  формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по  предметам с учетом возможностей ребенка. 3. Задачи: На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, счёта,  основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического  мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения,  основой личной гигиены.  Задачи коррекционно­развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов  предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы  с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:   Обучающие  коррекционно­развивающие: 1. развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих  готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких  3 мышц руки, оптико­пространственной ориентации, зрительно ­ моторной  координации ; 2. развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их  мыслительной деятельности;  3.  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); 4. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание  с выполнением недостающих компонентов; 5. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; 6. подведение под понятие, выведение следствий; 7. установление причинно­следственных связей, представление цепочек объектов и  явлений; Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:   ­ умение ориентироваться в задании;                                                                     ­ планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом  или словесном указании педагога;                                    ­ осуществлять самоконтроль и самооценку и др.  Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях  окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал  сознательно.  Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции  анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации,  умозаключений и др.)  Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений  (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного  материала и т.д.)  Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная  активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной  пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.  Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития  ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии  (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и  готовности к усвоению нового учебного материала). Формирование учебной мотивации.  4 Воспитывающие: 1. Формирование социально­нравственного поведения:  ­ ответственное отношение к учебе; ­ соблюдение правил поведения на занятиях, правил  общения; ­ осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить  межличностные отношения, пассивность и др.); ­ осознание необходимости самоконтроля;  2. Эстетическое и экологическое воспитание. 4. Принципы коррекционно­развивающей работы: ­ принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в  интересах ученика; ­принцип системности обеспечивает единство диагностики,  коррекции и развития, т.е.  системный подход к анализу особенностей  развития и коррекции нарушений учеников с  разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в  решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного  процесса;  ­принцип деятельного    процессе организации совместной деятельности;     подхода предусматривает формирование различных функций в  ­ принцип усложнения       заданий, упражнений; ­ принцип развивающей направленности обучения; ­принцип наглядности и занимательности обучения; ­принцип доступности     обучения; ­ принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение  скороговорок,  считалок, заучивание стихов; ­принцип вариативности; ­принцип последовательности:  каждое последующее занятие включает в себя задачи  предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми. 5.        Основные направления коррекционно­развивающей работы:  Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя  взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание: 5. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 5 2. развитие навыков каллиграфии; 3. развитие артикуляционной моторики  5.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: 1. развитие зрительного восприятия и узнавания; 2. развитие зрительной памяти и узнавания; 3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,  величина); 4. развитие пространственных представлений и ориентации; 5. развитие временных понятий; 6. развитие слухового внимания и памяти; 7. развитие фонетико­фонематических представлений, формирование звукового анализа   5.3. Развитие основных мыслительных операций: 1. формирование навыков относительно анализа; 2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными  родовыми понятиями); 3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; 4. формирование умения планировать свою деятельность; 5. развитие комбинаторных способностей  5.4. Развитие различных видов мышления: 1. развитие наглядно­образного мышления; 2. развитие словесно­логического мышления (умение видеть и устанавливать  логические связи между предметами, явлениями, событиями);   5.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально­личностной сферы  (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.). 1. Развитие речи, владение техникой речи. 6 2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса. 3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее  возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных  функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических  умений. 5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание  климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности. 6. Создание учебно­методологического оснащения, необходимого для успешного освоения  детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями  образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся. 6. Методы организации и осуществления        учебно ­ познавательной деятельности: ­ словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение; ­  наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование; ­  практические методы:  копирование, упражнения, творческие задания, списывание,  диктант и др.   7. Методы по степени активности познавательной деятельности: ­ репродуктивные; 8. Методы организации деятельности и опыта поведения: ­ поручение; ­ упражнение; ­ оценивание; ­создание ситуации успеха.    9. Рабочая коррекционно­образовательная программа для детей младшего школьного  возраста с задержкой психического развития (ЗПР)  составлена на основе:  «Коррекционно­ развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы­ составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова С.Г. Шевченко и др. – М.:  Школьная пресса, 2004 «Программы коррекционо­развивающего обучения в начальной  школе»/ Под редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010;   Условия эффективности: постановка цели, формирование положительного отношения к  деятельности и ее цели, опора на имеющиеся знания и опыт, организация деятельности на  основе образца, формирование активной самостоятельной позиции, стремление к успеху с  опорой на общественное мнение. Методологическую основу Рабочей коррекционо­образовательной программы составили  7 теоретические положения о необходимости комплексного коррекционного воздействия на  психическое развитие ребенка с ЗПР, отраженные в научных трудах М.М. Кольцовой,  Л.С.Выготского, А.Р. Лурия и др. и практической значимости коррекционно ­ развивающего  обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушением интеллекта,  ЗПР, социально­педагогической запущенностью.   10.  Формы проведения  коррекционных занятий: ­ индивидуальные занятия  Для лучшего усвоения учебного материала, закрепления знаний, умений и навыков, решения  коррекционных задач занятия проводятся и в форме открытого мероприятия,  занимательного часа с приглашением специалистов сопровождения, работающих с этими  детьми. Рабочая коррекционно­обучающая программа для детей младшего школьного возраста с  ЗПР  рассчитана на 72 часа. Индивидуально коррекционные занятия оказываются за  пределами максимальной нагрузки обучающихся. Занятия проводятся 2  раза в неделю по 35 минут с 3­5 минутной релаксацией, физминутками. Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по  возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные  требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия. Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика. Оценивается,  прежде всего,  динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в  целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень  самостоятельности в выполнении заданий. У учеников младших классов с ЗПР очень трудно, медленно идет формирование универсальных учебных действий. Календарно­тематическое планирование коррекционно­развивающих занятий  1 класс 8 Тема занятия Слог и ударение. Составление предложений Рабочая строка и нерабочая строка Отношения «столько же» «больше, меньше» Предложение и слово. Слог и ударение Письмо наклонных прямых Сравнение групп предметов. «На сколько меньше, на сколько  больше?» Слияние согласного звука с гласным Письмо удлиненной петли вверху и внизу. Письмо маленькой  петли 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Много один. Цифра 1. Письмо цифры 1 10 Гласный звук [а ] , буквы А, а 11 Письмо овалов 12 Знаки: +, ­, =. Прибавить, вычесть, получится 13 Гласный звук [ у], буквы У, у 14 Строчная буква а 15 Числа от 1­5. Состав числа 5 из двух слагаемых 9 Дата 01/09 05/09 08/09 12/09 15/09 19/09 22/09 26/09 29/09 03/10 06/10 10/10 13/10 17/10 20/10 24/10 16 Звуки [ау], [уа]. Слияние звуков 17 Строчная буква м 18 Знаки: «больше», «меньше», «равно» 19 Согласные звуки [ м] [м’], буквы М, м 20 Соединения ­ма; ­му 21 Числа 6, 7. Письмо цифры 6 22 Гласный звук [о], буквы О, о 23 Прописная буква С 24 Число 10. Запись числа 10 25 Согласные звуки [c] [c’], буквы С, с 26 Согласные звуки [ х] [х’], буквы Х, х 27 Письмо слов с буквой х. Письмо пройденных букв 28 Числа от одного до 10 29 Чтение слогов и слов с изученными буквами 30 Письмо слогов и слов с буквой ш 31 Слагаемые, сумма 32 Согласный звук [ш], буквы Ш, ш 33 Прописная буква Л. Письмо предложений 34 Присчитывание и отсчитывание по 2 35 Согласные звуки [л] [л’], буквы Л, л 36 Строчная буква ы. Письмо слов с буквой ы 10 27/10 31/10 03/11 07/11 10/11 14/11 17/11 21/11 24/11 28/11 01/12 05/12 08/12 12/12 15/12 19/12 22/12 26/12 29/12 12/01 37 Решение задач и выражений 38 Согласный звук [ж], буквы Ж, ж 39 Письмо предложений 40 Решение текстовых задач 41 Жи ­ ши пиши с буквой и! Парные звонкие и глухие согласные ж­ ш 42 Строчная буква п 43 Прибавить и вычесть 1, 2, 3 44 Звуки [г] [г’], буквы, Г, г. Парные согласные г­к 45 Прописная буква Т. Письмо предложений. Запись под диктовку 46 Числа от 1 до 10 47 Повторение букв 48 Письмо слов 49 Задачи на разностное сравнение чисел 50 Мягкий знак, показатель мягкости согласного 51 Прописная и строчная буква И, и 52 Сравнение чисел 53 Буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э] 54 Строчная и прописная буква в 11 16/01 19/01 23/01 26/01 30/01 02/02 06/02 09/02 13/02 16/02 20/02 24/02 02/03 06/03 09/03 13/03 16/03 20/03 23/03 55 Прибавить и вычесть 1, 2, 3, 4 56 Буквы Я, я, обозначающие два звука [й’ а] 57 Строчная и прописная буква Ж 58 Состав числа 10 59 Согласный [ч’], буквы Ч, ч.  Ча пиши с буквой а! 60 Строчная и прописная буква Б 61 Связь между суммой и слагаемыми 62 Согласный звук [щ’], буквы Щ, щ 63 Чтение слогов и слов с изученными буквами 64 Оформление задачи. Решение простых задач. 65 Письмо предложений. Запись под диктовку 66 Чтение слогов и слов с изученными буквами 67 Правописание чк, чн,щн. 68 Геометрические фигуры. 69 Чтение слогов и слов с изученными буквами 70 Письмо под диктовку. 71 Чтение текста. Ответы на вопросы. 72 Повторение. 27/03 30/03 03/04 06/04 10/04 13/04 17/04 20/04 24/04 27/04 04/05 11/05 15/05 18/05 22/05 25/05 29/05   III. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания  динамики развития ­Наблюдение в ходе занятий. ­Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала  (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой  диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ) ­Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный,  промежуточный, итоговый.   IV. Материально­ техническая база: 12 ­школьная доска, цветные мелки, ­магнитная доска, магнитные буквы, ­использование ИКТ ­учебники, сборники упражнений , печатные рабочие тетради к учебникам, ­словари, справочники, ­таблицы настенные, таблицы раздаточные, ­памятки, перфокарты, лента букв, алфавит, трафареты ­словарь в картинках, ­ словарь печатных слов, ­таблицы по развитию речи и  другие пособия ­таблицы сложения, умножения.   VI. Справочная литература: 1. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод, пособие к учебнику  «Родная речь 1класс» / Л. Ф. Климанова. ­ М.: Просвещение, 2005. 2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной  культуры. – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. – 158 с.: ил. / (Серия «Из опыта педагога») 3.Учебник «Математика» 1 класс, в 2 частях. Авторы: М.И.Моро, М.А. Бантова и  др., 4­ое издание­М.: Просвящение, 2008г. 4.Программы коррекционно­развивающего обучения в начальной  школе/Р.Д.Тригер, М.:» Школьная пресса», 2005. 5. «Коррекционно­развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией  С.Г. Шевченко, авторы­составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова  С.Г. Шевченко и др. – М.: Школьная пресса, 2004. 6.«Программы коррекционо­развивающего обучения в начальной школе»/ Под  редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010. 13

Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа  индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа  индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа  индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа  индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа  индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа  индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа  индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа  индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа  индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа  индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа  индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа  индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа  индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017