Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
Междисциплинарный 3
1 кл
04.03.2017
Программа разработана на основе «Программы коррекционо-развивающего обучения в начальной школе»/ Под редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении.
дети с овз.docx
Станица Обливская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Обливская средняя общеобразовательная школа № 1
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ Обливской СОШ № 1
от ___. ___. 2016 г. № ____
Директор МБОУ Обливской СОШ №1
______________
Рабочая программа
индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего
школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ)
Уровень начального общего образования 1 класс
Количество часов:72 ч.
Учитель:
Программа разработана на основе «Программы коррекционоразвивающего
обучения в начальной школе»/ Под редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение,
2010
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
совета
МБОУ Обливской СОШ № 1
от ___.___.2016 г. № __
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_______ ________________
Подпись Ф.И.О.
________
от ___.___. 2016 г. 1.Пояснительная записка
В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих
индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным предметам.
Коррекционноразвивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную
возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с
требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования
появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим
особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным
стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и
поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание
образования соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить
известные методические приемы массовой школы на процесс обучения русскому языку,
математики, литературы детей с ЗПР. Потребность в разработке новой коррекционно
развивающей программы, которая будет соответствовать последним достижениям
коррекционной педагогики, побудила заняться этой работой.
Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения,
навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной
помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы
поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти
трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют
типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый
взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью,
непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не
выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Не
осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой
ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
Детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У
многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности,
ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено
тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией.
Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в
обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса
переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму и
математики.
У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов
запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В
первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как
наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на
неуспеваемости.
У детей с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется
недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной
речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и
собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у этих
детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций,
как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для
этих учеников характерны неумение организовать свою деятельность, отсутствие
самоконтроля.
2 У младших школьников должен быть определенный уровень речевого развития:
правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические
признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и грамматического строя
речи.
У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью,
примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень
развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при
обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают
много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом
чтение детей характеризуется монотонностью. Невыразительностью, замедленным темпом.
В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку,
элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв,
перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают
правила выделения границ предложения.
Организованы коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков
развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных
особенностей эмоциональноличностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной
деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной
деятельности.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует
формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает
чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога,
логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной
работы.
2. Цель программы:
создание системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста с задержкой
психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации
посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса,
формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по
предметам с учетом возможностей ребенка.
3. Задачи:
На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, счёта,
основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического
мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения,
основой личной гигиены.
Задачи коррекционноразвивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов
предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы
с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:
Обучающие коррекционноразвивающие:
1. развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих
готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких
3 мышц руки, оптикопространственной ориентации, зрительно моторной
координации ;
2. развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их
мыслительной деятельности;
3.
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
4. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
выполнением недостающих компонентов;
5. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
6. подведение под понятие, выведение следствий;
7. установление причинноследственных связей, представление цепочек объектов и
явлений;
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:
умение ориентироваться в задании;
планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом
или словесном указании педагога;
осуществлять самоконтроль и самооценку и др.
Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях
окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал
сознательно.
Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции
анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации,
умозаключений и др.)
Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений
(нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного
материала и т.д.)
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная
активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной
пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития
ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии
(систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и
готовности к усвоению нового учебного материала).
Формирование учебной мотивации.
4 Воспитывающие:
1. Формирование социальнонравственного поведения:
ответственное отношение к учебе; соблюдение правил поведения на занятиях, правил
общения; осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить
межличностные отношения, пассивность и др.); осознание необходимости самоконтроля;
2. Эстетическое и экологическое воспитание.
4. Принципы коррекционноразвивающей работы:
принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в
интересах ученика;
принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е.
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с
разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного
процесса;
принцип деятельного
процессе организации совместной деятельности;
подхода предусматривает формирование различных функций в
принцип усложнения
заданий, упражнений;
принцип развивающей направленности обучения;
принцип наглядности и занимательности обучения;
принцип доступности
обучения;
принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение
скороговорок, считалок, заучивание стихов;
принцип вариативности;
принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи
предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки,
приобретенные детьми.
5.
Основные направления коррекционноразвивающей работы:
Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя
взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
5. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
5 2. развитие навыков каллиграфии;
3. развитие артикуляционной моторики
5.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
2. развитие зрительной памяти и узнавания;
3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
4. развитие пространственных представлений и ориентации;
5. развитие временных понятий;
6. развитие слухового внимания и памяти;
7. развитие фонетикофонематических представлений, формирование звукового анализа
5.3. Развитие основных мыслительных операций:
1. формирование навыков относительно анализа;
2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными
родовыми понятиями);
3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
4. формирование умения планировать свою деятельность;
5. развитие комбинаторных способностей
5.4. Развитие различных видов мышления:
1. развитие нагляднообразного мышления;
2. развитие словеснологического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями, событиями);
5.5. Коррекция нарушений в развитии эмоциональноличностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).
1. Развитие речи, владение техникой речи.
6 2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.
3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее
возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных
функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических
умений.
5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание
климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.
6. Создание учебнометодологического оснащения, необходимого для успешного освоения
детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями
образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.
6. Методы организации и осуществления
учебно познавательной деятельности:
словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание,
диктант и др.
7. Методы по степени активности познавательной деятельности:
репродуктивные;
8. Методы организации деятельности и опыта поведения:
поручение;
упражнение;
оценивание;
создание ситуации успеха.
9. Рабочая коррекционнообразовательная программа для детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития (ЗПР) составлена на основе: «Коррекционно
развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы
составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова С.Г. Шевченко и др. – М.:
Школьная пресса, 2004 «Программы коррекционоразвивающего обучения в начальной
школе»/ Под редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010;
Условия эффективности: постановка цели, формирование положительного отношения к
деятельности и ее цели, опора на имеющиеся знания и опыт, организация деятельности на
основе образца, формирование активной самостоятельной позиции, стремление к успеху с
опорой на общественное мнение.
Методологическую основу Рабочей коррекционообразовательной программы составили
7 теоретические положения о необходимости комплексного коррекционного воздействия на
психическое развитие ребенка с ЗПР, отраженные в научных трудах М.М. Кольцовой,
Л.С.Выготского, А.Р. Лурия и др. и практической значимости коррекционно развивающего
обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушением интеллекта,
ЗПР, социальнопедагогической запущенностью.
10. Формы проведения коррекционных занятий:
индивидуальные занятия
Для лучшего усвоения учебного материала, закрепления знаний, умений и навыков, решения
коррекционных задач занятия проводятся и в форме открытого мероприятия,
занимательного часа с приглашением специалистов сопровождения, работающих с этими
детьми.
Рабочая коррекционнообучающая программа для детей младшего школьного возраста с
ЗПР рассчитана на 72 часа. Индивидуально коррекционные занятия оказываются за
пределами максимальной нагрузки обучающихся. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35
минут с 35 минутной релаксацией, физминутками.
Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по
возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные
требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия.
Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика.
Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в
целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень
самостоятельности в выполнении заданий. У учеников младших классов с ЗПР очень трудно,
медленно идет формирование универсальных учебных действий.
Календарнотематическое планирование коррекционноразвивающих занятий
1 класс
8 Тема занятия
Слог и ударение. Составление предложений
Рабочая строка и нерабочая строка
Отношения «столько же» «больше, меньше»
Предложение и слово. Слог и ударение
Письмо наклонных прямых
Сравнение групп предметов. «На сколько меньше, на сколько
больше?»
Слияние согласного звука с гласным
Письмо удлиненной петли вверху и внизу. Письмо маленькой
петли
1
2
3
4
5
6
7
8
9 Много один. Цифра 1. Письмо цифры 1
10 Гласный звук [а ] , буквы А, а
11 Письмо овалов
12
Знаки: +, , =. Прибавить, вычесть, получится
13 Гласный звук [ у], буквы У, у
14 Строчная буква а
15 Числа от 15. Состав числа 5 из двух слагаемых
9
Дата
01/09
05/09
08/09
12/09
15/09
19/09
22/09
26/09
29/09
03/10
06/10
10/10
13/10
17/10
20/10
24/10 16
Звуки [ау], [уа]. Слияние звуков
17 Строчная буква м
18
Знаки: «больше», «меньше», «равно»
19 Согласные звуки [ м] [м’], буквы М, м
20 Соединения ма; му
21 Числа 6, 7. Письмо цифры 6
22 Гласный звук [о], буквы О, о
23 Прописная буква С
24 Число 10. Запись числа 10
25 Согласные звуки [c] [c’], буквы С, с
26 Согласные звуки [ х] [х’], буквы Х, х
27 Письмо слов с буквой х. Письмо пройденных букв
28 Числа от одного до 10
29 Чтение слогов и слов с изученными буквами
30 Письмо слогов и слов с буквой ш
31 Слагаемые, сумма
32 Согласный звук [ш], буквы Ш, ш
33 Прописная буква Л. Письмо предложений
34 Присчитывание и отсчитывание по 2
35 Согласные звуки [л] [л’], буквы Л, л
36 Строчная буква ы. Письмо слов с буквой ы
10
27/10
31/10
03/11
07/11
10/11
14/11
17/11
21/11
24/11
28/11
01/12
05/12
08/12
12/12
15/12
19/12
22/12
26/12
29/12
12/01 37 Решение задач и выражений
38 Согласный звук [ж], буквы Ж, ж
39 Письмо предложений
40 Решение текстовых задач
41 Жи ши пиши с буквой и! Парные звонкие и глухие согласные ж
ш
42 Строчная буква п
43 Прибавить и вычесть 1, 2, 3
44
Звуки [г] [г’], буквы, Г, г. Парные согласные гк
45 Прописная буква Т. Письмо предложений.
Запись под диктовку
46 Числа от 1 до 10
47 Повторение букв
48 Письмо слов
49
Задачи на разностное сравнение чисел
50 Мягкий знак, показатель мягкости согласного
51 Прописная и строчная буква И, и
52 Сравнение чисел
53 Буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]
54 Строчная и прописная буква в
11
16/01
19/01
23/01
26/01
30/01
02/02
06/02
09/02
13/02
16/02
20/02
24/02
02/03
06/03
09/03
13/03
16/03
20/03
23/03 55 Прибавить и вычесть 1, 2, 3, 4
56 Буквы Я, я, обозначающие два звука [й’ а]
57 Строчная и прописная буква Ж
58 Состав числа 10
59 Согласный [ч’], буквы Ч, ч.
Ча пиши с буквой а!
60 Строчная и прописная буква Б
61 Связь между суммой и слагаемыми
62 Согласный звук [щ’], буквы Щ, щ
63 Чтение слогов и слов с изученными буквами
64 Оформление задачи. Решение простых задач.
65 Письмо предложений. Запись под диктовку
66 Чтение слогов и слов с изученными буквами
67 Правописание чк, чн,щн.
68 Геометрические фигуры.
69 Чтение слогов и слов с изученными буквами
70 Письмо под диктовку.
71 Чтение текста. Ответы на вопросы.
72 Повторение.
27/03
30/03
03/04
06/04
10/04
13/04
17/04
20/04
24/04
27/04
04/05
11/05
15/05
18/05
22/05
25/05
29/05
III. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания
динамики развития
Наблюдение в ходе занятий.
Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала
(списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой
диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ)
Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный,
промежуточный, итоговый.
IV. Материально техническая база:
12 школьная доска, цветные мелки,
магнитная доска, магнитные буквы,
использование ИКТ
учебники, сборники упражнений , печатные рабочие тетради к учебникам,
словари, справочники,
таблицы настенные, таблицы раздаточные,
памятки, перфокарты, лента букв, алфавит, трафареты
словарь в картинках,
словарь печатных слов,
таблицы по развитию речи и другие пособия
таблицы сложения, умножения.
VI. Справочная литература:
1. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод, пособие к учебнику
«Родная речь 1класс» / Л. Ф. Климанова. М.: Просвещение, 2005.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. – 158 с.: ил. / (Серия «Из опыта педагога»)
3.Учебник «Математика» 1 класс, в 2 частях. Авторы: М.И.Моро, М.А. Бантова и
др., 4ое изданиеМ.: Просвящение, 2008г.
4.Программы коррекционноразвивающего обучения в начальной
школе/Р.Д.Тригер, М.:» Школьная пресса», 2005.
5. «Коррекционноразвивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией
С.Г. Шевченко, авторысоставители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова
С.Г. Шевченко и др. – М.: Школьная пресса, 2004.
6.«Программы коррекционоразвивающего обучения в начальной школе»/ Под
редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010.
13
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.