Рабочая программа предназначена для классов инженерного профиля. Содержит основные темы для изучения основ черчения и направлена на практическую деятельность, где большую часть работ выполняются самостоятельно. Изучаются основные темы прохождения материала в высшей школе. Программа разработана как спецкурс для инженерных 8-9 классов.
Инженерная графика.docx
МАОУ «Лицей №9»
РАССМОТРЕНО
на заседании ПО
Протокол №___
от «___»______ 20___
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Куневская Л.В.
__________________________
о«___»______ 20___
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Лицей №9»
______________________
Г.Ф. Филимонов
Приказ от __________ №______
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Инженерная графика
Класс (ы): 8И, 9И
Учитель: Дегтярёв А.В.
Срок реализации программы, учебный год (ы): 20172018
Количество часов по учебному плану:
8И 9И
в год
в неделю
36 34
1 1
Программа составлена основе федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования.
учебник по инженерной графике и начертательной геометрии. ... Автор:
Слободской Р.Б. Тормосов Ю.М. Жанр
Рабочую программу составил (а)________________Дегтярёв А.В._______
подпись
расшифровка подписи
г. Новосибирск
2017
Пояснительная записка Целью изучения настоящего курса является приобщение школьников к
графической культуре – совокупности достижений человечества в области освоения
графических способов передачи информации, создание условий для развития
творческой личности.
Нормативные документы:
Настоящая программа составлена в
соответствии с требованиями Государственного Образовательного стандарта на
основе типовых программ по черчению и инженерной графики с учетом
накопленного опыта преподавания графических дисциплин. Программа также
составлена в соответствии с базисным учебным планом лицея.
Общая характеристика спецкурса: Программа курса составлена для
учащихся 8и класса инженернотехнологического профиля обучения, желающих
после окончания школы обучаться в ВУЗах на факультетах технического
направления. Курс инженерной графики направлен на формирование графической
культуры учащихся, развитие мышления и творческого потенциала личности.
Формирование графической культуры учащихся это процесс овладения
графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и
других областях деятельности, поэтому он должен быть непрерывным.
Специфической особенностью программы является ее политехническая
направленность. Это обеспечивается ознакомлением учащихся с современными
взглядами на развитие теории геометрического моделирования, введение новых
очень важных понятий: моделирование геометрических образов на чертеже,
формообразование деталей машин, механизмов и сооружений. При изучении
данного курса много внимания уделяется профессиональной ориентации
школьников. Это достигается за счет изучения элементов машиностроительного и
строительного черчения. Введение курса «Инженерная графика» обеспечивает
более успешное изучение точных дисциплин: физики, математики, геометрии, а
также различных предметов блока «Технология».
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение
установочных лекций, проведение практических занятий (практические работы,
устное и письменное чтение чертежей, и др. с учетом способностей и уровня подготовки учащихся), обобщающих уроков. Освоение курса предполагает помимо
посещения коллективных занятий самостоятельную работу дома по выполнению
отдельных этапов графических и практических работ, а также домашнюю работу по
усвоению теоретических знаний.
Промежуточная оценка знаний и умений школьников осуществляется при
помощи тестовой методики и проведения самостоятельных работ по решению задач.
Итоговый контроль проводится по конкретно выполненным графическим и
практическим работам. В целях повышения эффективности уроков используется
взаимоконтроль работ, проводятся уроки – консультации. Курс завершается
изготовлением модели или макета инженерного сооружения.
Место программы в образовательном процессе.
Рабочая программа представляет курс по выбору для учащихся 8 инженерных
классов. На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 36 часов в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для
удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и
физического труда;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и
эффективной социализации;
Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы
курса являются:
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических
процессов;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительскую стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и другие базы
данных;
Предметными результатами освоения учащимися основной школы курса
являются:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и
технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов
труда;
• владение методами решения организационных и техникотехнологических задач;
•владение методами чтения и способами графического представления
технологической и конструкторской документации;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и
проектов.
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и
проектировании объекта труда;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся
ситуации на рынке товаров и услуг.
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация
работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное
планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований
эргономики и научной организации труда;
• оформление конструкторской и технологической документации с учетом требований
действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов; Примерный тематический план 8И класс
Разделы программы, темы
Количество часов
1. Вводное занятие
2.Общие положения единой конструкторской документации
3. Общие правила выполнения чертежей
4. Чтение чертежей
5. Масштаб
Параллельные и перпендикулярные линии деталей
6. Правила переноса размеров с чертежа на деталь
7. Разметка по чертежу
8. Допуски при разметке
9. Изготовление детали по чертежу
10. Отделка детали
Геометрические построения
11. Геометрические фигуры
12. Изготовление параллелепипеда
13. Разметка сложной геометрической фигуры
14. Планирование работы по изготовлению фигуры
15. Выбор материала
16. Разработка эскиза фигуры
17. Размеры
18. Разметка на материале
19. Изготовление фигуры
20. Отделка
Инженерное черчение
21. Разработка чертежа инженерного сооружения
22. Планирование работы и выбор материала
23. Разметка по чертежу
1
1
1
1
1
7
1
2
1
2
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
12
2
1
1 24. Выпиливание заготовок
25. Сопоставление размеров и подгонка деталей
26. Сборка изделия
27. Отделка инженерного сооружения
27. Оформление документации и представление изделия
Итого
2
1
2
1
2
36
Содержание образовательной программы.
1. Вводное занятие
Цели и задачи предмета. Общее ознакомление с разделами программы и
методами их изучения. Краткие исторические сведения о развитии графики и
стандартизации.
2. Общие положения единой конструкторской документации: Основные
направления и перспективы развития стандартизации в РФ. Роль
стандартизации в повышении качества продукции и развитии научно
технического прогресса.
Ознакомление с необходимыми учебными пособиями, материалами,
инструментами, приборами, приспособлениями и машинами, применяемыми в
работе и оснащении современных конструкторских бюро.
3. Общие правила выполнения чертежей: Линии чертежа по ГОСТу.
Форматы чертежей по ГОСТу – основные и дополнительные. Сведения о
стандартных шрифтах и конструкции букв и цифр. Выполнение надписей на
технических чертежах.
4. Чтение чертежей: Ознакомление с особенностями чертежей. Необходимые
размеры на чертеже. Основные линии и виды.
5. Масштабы по ГОСТу, определение, применение и обозначение. 6. Правила
переноса размеров с чертежа на деталь 7. Разметка по чертежу контроль и качество выполнения разметки.
Инструменты и приспособления для разметки материала. Последовательность
разметки.
8. Допуски при разметке: Размеры необходимые для точного изготовления
детали.
9. Изготовление детали по чертежу: Инструменты и приспособления для
работы. Правила техники безопасности при работе ручным и электро
инструментами.
10. Отделка детали: Виды и технология отделки. Опиливание, шлифование,
зачистка, покраска, сушка, полирование.
11. Геометрические построения: Виды фигур получаемые при изготовлении
изделия. Основные принципы построения фигур. Деление окружности на части.
Получение углов, прямоугольников ид фигур. Параллелепипед как одна из
наиболее сложных фигур при изготовлении. Правила разметки и изготовления.
12. Инженерное черчение: Общие сведения о строительных чертежах.
Содержание и оформление строительных чертежей, применяемые масштабы и
условные обозначения на чертежах. Виды строительных объектов и их
назначение. Понятие о проекте, рабочей документации.
Элементы конструкций изделияй их маркировка.
Архитектурностроительные рабочие чертежи. Состав рабочих чертежей и
условные графические изображения на них. Планы разрезы и фасады зданий.
Порядок их выполнения, нанесение размеров и отметок. Примерный тематический план 9И
Разделы программы, темы
Количество
часов
1. Машиностроительное черчение
2. Основные положения
3. Изображения виды, разрезы, сечения
4. Резьба, резьбовые изделия
5. Эскизы деталей и рабочие чертежи
6. Разъемные и неразъемные соединения деталей
7. Зубчатые передачи
8. Общие сведения об изделиях и составлении сборочных
чертежей
9. Чтение и деталирование чертежей
2. Чертежи и схемы по специальности
1. Чтение и выполнение чертежей и схем
2. Практические занятия
3. Элементы строительного черчения
4. Проектная деятельность
1. Выбор и обоснование темы проекта
2. Выбор материала
3. Разметка
4. Изготовление изделия
5. Отделка изделия
5. Итоговое занятие
Итого
16
2
2
2
2
2
2
2
2
3
1
2
6
8
1
1
2
3
1
1
34 Содержание образовательной программы 9И
1.
Основные положения: Машиностроительный чертеж, его назначение.
Влияние стандартов на качество машиностроительной продукции. Зависимость
качество изделия от качества чертежа. Обзор стандартов ЕСКД. Разновидности
современных чертежей. Виды изделий и конструкторских документов.
2.
Изображения виды, разрезы, сечения: Виды,
назначение,
расположение и обозначение основных, местных и дополнительных видов.
Разрезы:
вертикальный (фронтальные и профильные) и
горизонтальный,
наклонный. Сложные разрезы (ступенчатые и ломаные). Назначение, расположение
и обозначение. Местные разрезы. Соединение половины вида с половиной
разреза. Сечения вынесенные и наложенные. Расположение сечений.
Обозначения и надписи. Графическое обозначение материалов в сечениях и
разрезах.
3.
Основные сведения о резьбе. Классификация резьб. Основные
параметры резьбы. Общие сведения и характеристики, стандартных резьб
общего назначения. Условное изображение резьбы. Изображение стандартных
резьбовых крепежных деталей по их действительным размерам согласно
ГОСТа (болты, шпильки, гайки, шайбы и др.). Условные обозначения и
изображения стандартных резьбовых крепежных деталей.
4.
Эскизы деталей и рабочие чертежи: На значение эскиза и рабочего
чертежа. Порядок и последовательность выполнения эскиза деталей. Рабочие
чертежи изделий основного и вспомогательного производства их виды,
назначение, требования к ним. Ознакомление с техническими требованиями к
рабочим чертежам. Понятие о допусках и посадках. Порядок составления чертежа
детали по данным ее эскиза. Выбор масштаба, формата и компоновки чертежа.
5.
Разъемные и неразъемные соединения деталей: Различные виды
разъемных соединений. Резьбовые, шпоночные, зубчатые (шлицевые) штифтовые
соединения деталей, их назначение, условности выполнения. Изображение крепежных деталей с резьбой по условным соотношениям в зависимости от
наружного диаметра резьбы. Изображение соединений при помощи болтов,
шпилек, винтов, упрощение по ГОСТ 2.31568. Трубные соединения.
Шпоночные и шлицевые соединения. Виды неразъемных соединений деталей,
условные изображения и обозначения швов сварных соединений, соединения
заклепками, пайкой, склеиванием.
6.
Зубчатые передачи: Основные
виды
передач.
Технология
изготовления, основные параметры. Конструктивные разновидности зубчатых
колес. Условные изображения зубчатых колес и червяков на рабочих чертежах.
Условные изображения цилиндрической, конической и червячной передачи по
ГОСТу. Изображение различных способов соединения зубчатых колес с валом.
7.
Общие сведения об изделиях и составлении сборочных чертежей:
Чертеж общего вида, его назначение и содержание. Сборочный чертеж, его
назначение и содержание. Последовательность выполнения сборочного чертежа.
Выполнение эскизов деталей разъемной сборочной единицы, предназначенных для
выполнения сборочного чертежа. Увязка сопрягаемых размеров. Порядок сборки и
разборки сборочных единиц. Обозначение изделия и его составных частей.
Порядок выполнения сборочного чертежа по эскизам деталей. Выбор числа
изображений. Выбор формата. Размеры на сборочных чертежах. Штриховка на
разрезах и сечениях. Изображение контуров пограничных деталей. Изображение
частей изделия в крайнем и промежуточном положениях. Назначение
спецификаций. Порядок заполнения спецификации. Основная надпись на
текстовых документах. Нанесение номеров позиций на сборочном чертеже.
8.
Чтение и деталирование сборочных чертежей. Габаритные,
установочные, присоединительные и монтажные размеры. Деталирование
сборочного чертежа (выполнение рабочих чертежей отдельных деталей и
определение их размеров). Порядок деталирования сборочных чертежей
отдельных деталей. Увязка сопрягаемых размеров.
9. Чертежи и схемы по специальности
1. Чтение и выполнение чертежей и схем: Типы схем в зависимости от
основного назначения. Общие сведения о схемах. Виды схем в зависимости от характера элементов и линий связи: кинематические, гидравлические,
пневматические, электрические и др. Правила выполнения схем в соответствии с
требованиями ЕСКД.
2. Практические занятия.
Выполнение и чтение схем в соответствии с требованиями нормативных
документов ЕСКД.
Элементы строительного черчения
Генеральные планы. Условные обозначения элементов генерального плана. Планы
этажей зданий. Разрезы зданий. Фасады.
Конструкции элементов зданий.
Графические обозначения материалов,
применяемых в строительстве. Выполнение строительных чертежей простейших
построек. Нанесение числовых отметок.
Проектная деятельность
Этапы проекта. Выполнение проектов на решение творческих задач (тема проекта
может быть выбрана учащимся по любому разделу)
Итоговое занятие:
Защита проекта
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Материальнотехническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета инженерной
графики.
Оборудование учебного кабинета Инженерной графики:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
доска;
макеты;
модели.
комплект учебнометодической документации. Технические средства обучения:
персональные компьютеры;
учебные пособия;
раздаточный материал;
наглядные пособия;
программное обеспечение системы автоматизированного проектирования
Планируемые результаты освоения курса
В результате прохождения программного материала учащиеся будут иметь
представления:
об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и
изготовлении конструкторской документации.
о чертежах различного назначения.
об элементах начертательной геометрии.
об основах моделирования геометрических образов.
об элементах строительного и машиностроительного черчения.
Учащиеся получат возможность узнать:
основы методов проецирования.
способы построения прямоугольных проекций и перспективных
изображений.
способы построения аксонометрических проекций.
способы выполнения машиностроительных и строительных
чертежей.
Учащиеся получат возможность научиться:
анализировать геометрическую форму деталей и изделий.
выполнять чертежи и наглядные изображения деталей.
выполнять, читать и деталировать сборочные чертежи.
выполнять и читать несложные строительные чертежи.
решать простые метрические и позиционные задачи
применительно к геометрическим образам. применять полученные знания для решения творческих задач.
Информационное обеспечение обучения
1.
2.
Бродский А.М. Инженерная графика. – М.: Академия, 2008.
Гусарова Е.А. Строительное черчение: Учебник для нач. проф.
Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
3.
Казакевич В.М., Молева Г.А.Технология. Технический труд.57 кл. :
учеб. для общеобразоват. учреждений : в 3 кн. М.:Баласс‚ 2012.— 128 с
4.
Учебник по инженерной графике и начертательной геометрии. ... Автор:
Слободской Р.Б. Тормосов Ю.М. Жанр
Рабочая программа "Инженерная графика"
Рабочая программа "Инженерная графика"
Рабочая программа "Инженерная графика"
Рабочая программа "Инженерная графика"
Рабочая программа "Инженерная графика"
Рабочая программа "Инженерная графика"
Рабочая программа "Инженерная графика"
Рабочая программа "Инженерная графика"
Рабочая программа "Инженерная графика"
Рабочая программа "Инженерная графика"
Рабочая программа "Инженерная графика"
Рабочая программа "Инженерная графика"
Рабочая программа "Инженерная графика"
Рабочая программа "Инженерная графика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.