Рабочая программа История предназначена для реализации федерального государственного стандарта среднего общего образования при обучении студентов учреждений среднего профессионального образования любых специальностей. Составлена с учетом всех требований ФГОС СОО к содержанию оформлению рабочих программ в системе СПО. Разработана на основе примерной программы, рекомендованной к реализации в учреждениях СПО в части тематического содержания курса. Разработка содержания учебных занятий, методов и форм оценки образовательных результатов является авторской
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЫСЬВЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФЗУРМК08
Рабочая программа учебной дисциплины
ИСТОРИЯ
общеобразовательный цикл
для групп специальностей технического и социальноэкономического профиля2016
Разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего образования,
утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. №413, Примерной программой общеобразовательной учебной
дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций,
рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.).
Программа разработана с учетом требований федерального
государственного образовательного стандарта СПО по ППССЗ специальностей
технического и социальноэкономического профиля, реализуемых в колледже.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УПР
по ППССЗ
_______________ А.Н. Зернин
” ____” _________________2016 г
РАССМОТРЕНО
Цикловой комиссией
ОГСЭ и ЕН
Председатель ЦК
___________ Е.В. Дербенёва
” _____” ________________ 2016 г.
Центром обеспечения
качества образования
Руководитель
___________ И.В. Горбунова
” _____” ________________ 2016 г
Разработчик: Ерискина И.П. – преподаватель ГБПОУ «Лысьвенский
политехнический колледж»
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза:
2Содержательная экспертиза:
3СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
программы учебной дисциплины
4. Конкретизация,
учебной дисциплины
контроль и оценка результатов освоения
4
11
60
65
41 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.04 История
предназначена для изучения истории в профессиональной образовательной
организации среднего профессионального образования (СПО), реализующей
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного
общего образования.
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена
Учебная дисциплина ОУД.04 История является учебным предметом
обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего
образования, входит в цикл «Общеобразовательные учебные дисциплины»,
изучается на первом курсе в группах специальностей технического и социально
экономического профиля.
1.3 Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения
дисциплины
Содержание общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.04 История
направлено на достижение следующих целей:
формирование у молодого поколения исторических ориентиров
самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
формирование понимания истории как процесса эволюции общества,
цивилизации и истории как науки;
усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при
особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие
исторические события, процессы и явления;
формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей
на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой
личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего
Отечества как единого многонационального государства, построенного на
основе равенства всех народов России.
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.04 История обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
Л1.
Сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной,
5гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
Л2. Становление гражданской позиции как активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
Л3. Готовность к служению Отечеству, его защите;
Л4. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
Л5. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
Л6. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
М1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
М3. Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
М4. Готовность и способность к самостоятельной информационно
познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках исторической информации,
критически ее оценивать и
интерпретировать;
М5.
Умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6М6.
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
предметных:
П1. Сформированность представлений о современной исторической
науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном мире;
П2. Владение комплексом знаний об истории России и человечества в
целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом
процессе;
П3.
Сформированность умений применять исторические знания в
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
П4.
Владение навыками проектной деятельности и исторической
реконструкции с привлечением различных источников;
П5. Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по исторической тематике.
Основу рабочей программы учебной дисциплины ОУД.04 История
составляет содержание, согласованное с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования
базового уровня.
Реализация рабочей программы учебной дисциплины ОУД.04 История
осуществляется с учетом требований федерального государственного
образовательного стандарта СПО по ППССЗ специальностей технического и
социальноэкономического профиля
В результате изучения ОУД.04 История формируются компетенции (из
перечней компетенций по специальностям технического и социально
экономического профиля), такие как:
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
7ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
Развитие общих компетенций специальностей технического и социально
экономического профиля осуществляется в процессе достижение студентами
результатов освоения содержания учебной дисциплины ОУД.04 История.
Соответствие общих компетенций с результатами освоения содержания
дисциплины:
Общие
компетенции
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 7.
Личностные
Результаты освоения содержания дисциплины
Метапредметные Предметные
П2., П3., П5.
М1., М6.
П1., П2., П5.
М1., М2.,
М2., М3., М6.
П1., П3., П5.
П2., П4.
М1., М4., М5.
П1., П4.
М3., М4., М5.
М2., М6.
П1., П3., П5.
Л1., Л2., Л5.
Л2., Л4., Л5.
Л3., Л5.,
Л4., Л6.
Л4., Л6.
Л1., Л2., Л3.
Система исторического образования в России должна продолжить
формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации
молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как
нравственного качества личности.
Значимость исторического знания в образовании обусловлена его
познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно
нравственное становление молодежи.
Содержание учебной дисциплины ОУД.04 История ориентировано на
осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества,
формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина
России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной
образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.
Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории
представлены в контексте всемирноисторического процесса, в его социально
экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое
внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на
«облик современности» как в России, так и во всем мире.
Принципиальные оценки ключевых исторических событий опираются на
положения Историкокультурного стандарта
в котором
сформулированы основные подходы к преподаванию отечественной истории,
представлен перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов,
событий и персоналий, а также список «трудных вопросов истории».
(ИКС),
8При отборе содержания учебной дисциплины «История» учитывались
следующие принципы:
многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю
сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное
действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или
иной период;
направленность содержания на развитие патриотических чувств
обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
внимание к личностнопсихологическим аспектам истории, которые
проявляются, прежде всего, в раскрытии влияния исторических деятелей на ход
исторического процесса;
акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах,
показ общеисторических тенденций и специфики отдельных стран;
ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные
вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых
исторических проблем.
Основой учебной дисциплины «История» являются содержательные линии:
историческое время, историческое пространство и историческое движение.
В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» они
представлены как сквозные содержательные линии:
эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня
развития производительных сил и характера экономических отношений;
процессы формирования и развития этнонациональных, социальных,
религиозных и политических общностей;
образование и развитие государственности в последовательной смене
форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция
политической системы;
социальные движения со свойственными им интересами, целями и
противоречиями;
эволюция международных отношений;
развитие культуры разных стран и народов.
В процессе изучения истории рекомендуется посещение:
исторических и культурных центров городов и поселений
(архитектурных комплексов кремлей, замков и дворцов, городских кварталов и
т. п.);
исторических, краеведческих, этнографических, историколитературных,
художественных и других музеев (в том числе музеев под открытым небом);
мест исторических событий, памятников истории и культуры;
воинских мемориалов, памятников боевой славы;
мест археологических раскопок.
Содержание учебной дисциплины ОУД.04 История имеет межпредметные
связи с дисциплинами общеобразовательного цикла: Обществознание,
Литература, Экология, Основы безопасности жизнедеятельности; а также
9дисциплинами профессиональной подготовки ППССЗ: История, Философия,
Безопасность жизнедеятельности, Основы экономики, Правовое обеспечение
профессиональной деятельности.
Для лучшего усвоения учебного материала его изложение должно
проводиться с применением технических средств обучения, видеоматериалов,
ИКТ.
Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение
обучающимися практических заданий, индивидуальных учебных проектов,
подготовка рефератов (докладов).
В рабочей программе дисциплины планируется самостоятельная работа
студентов с указанием ее тематики.
Курс обеспечен методическими инструкциями к выполнению практических
занятий и методическими указаниями к выполнению самостоятельной работы.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины
Тематический план рабочей программы учебной дисциплины ОУД.04
История составлен в соответствии с рекомендациями примерной программы.
При распределении количества часов по разделам для обеспечения оптимальной
организации учебного процесса внесены следующие изменения:
объединены в один раздел №4 разделы «От Древней Руси к Российскому
государству» и «Россия в ХVI– ХVII веках: от великого княжества к царству»;
объединены в один раздел №7 разделы «Становление индустриальной
цивилизации» и «Процесс модернизации в традиционных обществах Востока»
перераспределены часы по разделам: 1 час из раздела №3 в раздел №2; 4
часа из раздела №5 в раздел №4; 1 час из раздела №9 в раздел №12
Аудиторные занятия. Содержание обучения
Введение
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века
Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству
Раздел 5. Страны Запада и Востока в ХVI– ХVIII веках
Раздел 6. Россия в конце ХVII– ХVIII веков: от царства к империи
Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации
Раздел 8. Российская империя в ХIХ веке
Раздел 9. От Новой истории к Новейшей
Раздел 10. Между мировыми войнами
Раздел 11. Вторая мировая война. Великая Отечественная война
Раздел 12. Мир во второй половине ХХ– начале ХХI века
Раздел 13. Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 годов
Количеств
о часов
2
2
6
8
20
6
7
6
12
8
10
8
8
8
10Раздел 14. Российская Федерация на рубеже ХХ–ХХI веков
Итого
Внеаудиторная самостоятельная работа, в том числе: подготовка
рефератов, докладов, учебных проектов, индивидуального проекта
с использованием информационных технологий и др.
Всего
6
117
58
175
На основании учебных планов специальностей технического и социально
экономического профиля на освоение программы общеобразовательной учебной
дисциплины ОУД.04 История утверждено количество часов:
максимальная учебная нагрузка обучающегося
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
самостоятельная работа обучающегося
175
117
58
количество часов
112 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
82
–
16
5
58
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Домашние задания:
изучение материала учебников,
подготовка сообщений,
докладов,
словарная работа,
выполнение заданий по историческим картам, работа с
историческими документами, выполнение индивидуальных
заданий и др.
Домашняя работа: написание рефератов, исторических и
биографических справок,
подготовка к семинарам,
конференциям,
(УДИ),
выполнение творческих заданий, учебных проектов, выполнение
домашних проверочных работ, оформление отчетов по
практическим занятиям, а так же индивидуального проекта с
использованием информационных технологий и др.
Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
учебнодидактическим играм
Объем
часов
175
117
29
29
2.2 Содержание учебной дисциплины
ВВЕДЕНИЕ
Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний.
Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними. Концепции
исторического развития (формационная,
их сочетание)
Периодизация всемирной истории. История России – часть всемирной истории.
цивилизационная,
РАЗДЕЛ 1. ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Происхождение человека. Антропогенез. Люди эпохи палеолита.
Источники знаний о древнейшем человеке. Проблемы антропогенеза.
Древнейшие виды человека. Расселение древнейших людей по земному шару.
12Появление человека современного вида. Палеолит. Родовая община.
Достижения людей палеолита. Причины зарождения и особенности первобытной
религии и искусства. Археологические памятники палеолита на территории
России.
Неолитическая революция и ее последствия. Понятие «неолитическая
революция». Причины неолитической революции. Зарождение производящего
хозяйства, появление земледелия и животноводства. Прародина производящего
хозяйства. Последствия неолитической революции. Неолитическая революция
на территории современной России. Первое и второе общественное разделение
труда. Появление ремесла и торговли. Начало формирования народов.
Эволюция общественных отношений, усиление неравенства. Соседская община.
Племена и союзы племен. Возникновение элементов государственности.
Древнейшие города.
РАЗДЕЛ 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
Древние восточные цивилизации. Древнейшие государства. Понятие
цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира – древневосточной и
античной. Специфика древнеегипетской цивилизации. Городагосударства
Шумера. Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Финикийцы и их достижения.
Древние евреи в Палестине. Хараппская цивилизация Индии. Индия под властью
ариев. Зарождение древнекитайской цивилизации.
Великие державы Древнего Востока. Предпосылки складывания великих
держав, их особенности. Последствия появления великих держав. Хеттское
царство. Ассирийская военная держава. Урарту. МидийскоПерсидская держава
– крупнейшее государство Древнего Востока. Государства Индии. Объединение
Китая. Империи Цинь и Хань.
Древние античные цивилизации. Древняя Греция.
Особенности
географического положения и природы Греции. Минойская и микенская
цивилизации. Последствия вторжения дорийцев в Грецию. Складывание
полисного строя. Характерные черты полиса. Великая греческая колонизация и
ее последствия. Развитие демократии в Афинах. Македонское завоевание
Греции. Походы Александра Македонского и их результаты.
Древний Рим.
Рим в период правления царей. Рождение Римской
республики и особенности управления в ней. Борьба патрициев и плебеев, ее
результаты. Римские завоевания. Система управления в Римской республике.
Внутриполитическая борьба, гражданские войны. Рабство в Риме, восстание
рабов под предводительством Спартака. От республики к империи. Римская
империя: территория, управление. Кризис Римской империи. Разделение
13Римской империи на Восточную и Западную. Великое переселение народов и
падение Западной Римской империи.
Практическое занятие №1
Походы Александра Македонского и их результаты.
Культура и религия Древнего мира.
Особенности культуры и
религиозных воззрений Древнего Востока. Монотеизм. Иудаизм. Буддизм –
древнейшая мировая религия. Зарождение конфуцианства в Китае. Достижения
культуры Древней Греции. Особенности древнеримской культуры. Античная
философия, наука, литература, архитектура, изобразительное искусство.
Религии Древнего мира.
Особенности
христианского вероучения и церковной структуры.
Возникновение христианства.
РАЗДЕЛ 3. ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА В СРЕДНИЕ
ВЕКА
Великое переселение народов и образование варварских королевств в
Европе. Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация. Варвары
и их вторжения на территорию Римской империи.
Варварские
королевства, особенности отношений варваров и римского населения в
различных королевствах.
Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в
Европе. Королевство франков. Военная реформа Карла Мартела и ее значение.
Карл Великий, его завоевания и держава. Каролингское возрождение. Распад
Каролингской империи. Причины и последствия феодальной раздробленности.
Британия в раннее Средневековье.
Основные черты западноевропейского феодализма.
Средневековое
общество. Феодализм: понятие, основные черты. Феодальное землевладение,
вассальноленные отношения. Структура и сословия средневекового общества.
Крестьяне, хозяйственная жизнь, крестьянская община. Феодалы. Феодальный
замок. Рыцари, рыцарская культура.
Возникновение ислама. Арабские завоевания. Арабы. Мухаммед и его
учение.
Основы мусульманского вероучения.
Образование Арабского халифата. Арабские завоевания. Распад халифата.
Культура исламского мира. Развитие науки.
Возникновение ислама.
Восток в Средние века. Средневековая Индия. Ислам в Индии. Делийский
султанат. Культура средневековой Индии. Особенности развития Китая.
Административно бюрократическая система. Китайская культура и ее влияние
14на соседние народы. Становление и эволюция государственности в Японии.
Самураи. Правление сёгунов.
Византийская империя. Территория Византии. Византийская империя:
власть, управление. Расцвет Византии при Юстиниане. Византия и славяне,
славянизация Балкан. Принятие христианства славянскими народами. Культура
Византии. Искусство, иконопись, архитектура. Влияние Византии на
государственность и культуру России. Турецкие завоевания и падение Византии.
Османское государство.
Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы.
Христианская церковь в Средневековье. Церковная организация и иерархия.
Усиление роли римских пап. Разделение церквей, католицизм и православие.
Духовенство, монастыри, их роль в средневековом обществе. Крестовые
походы, их последствия. Ереси в Средние века: причины их возникновения и
распространения. Инквизиция. Упадок папства.
Зарождение централизованных государств в Европе. Англия и Франция
в Средние века. Великая хартия вольностей. Франция под властью Капетингов
на пути к единому государству. Оформление сословного представительства
(Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции). Столетняя война и ее
итоги. Османское государство и падение Византии. Рождение Османской
империи и государства Европы. Пиренейский полуостров в Средние века.
Реконкиста. Образование Испании и Португалии. Политический и культурный
подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. Перемены во
внутренней жизни европейских стран. Завершение складывания национальных
государств. Окончательное объединение Франции. Укрепление королевской
власти в Англии.
Средневековый западноевропейский город.
Города Средневековья,
причины их возникновения. Развитие ремесла и торговли. Коммуны и сеньоры.
Повседневная жизнь горожан. Значение средневековых городов.
Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса.
Особенности и достижения средневековой культуры. Наука и богословие.
Духовные ценности Средневековья. Школы и университеты. Художественная
культура. Изобретение книгопечатания и последствия этого события. Гуманизм.
Начало Ренессанса (Возрождения). Культурное наследие европейского
Средневековья.
РАЗДЕЛ
4.
ГОСУДАРСТВУ
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ
15Образование Древнерусского государства.
Восточные славяне:
происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Предпосылки и
причины образования Древнерусского государства. Новгород и Киев – центры
древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и
дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.
Походы Святослава.
Крещение Руси и его значение. Начало правления князя Владимира
Святославича. Крещение Руси: причины, основные события, значение.
Христианство и язычество. Церковная организация на Руси. Монастыри.
Распространение культуры и письменности.
Практическое занятие №2
Великие Киевские князья, их внутренняя и внешняя политика.
Общество Древней Руси. Социальноэкономический и политический строй
Древней Руси. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира
Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.
Древнерусская культура.
Особенности древнерусской культуры.
Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово,
житие,
поучение, хождение). Былинный эпос. Деревянное и каменное зодчество.
Живопись (мозаики, фрески). Иконы. Развитие местных художественных школ.
Раздробленность на Руси. Политическая раздробленность: причины и
последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их
социальнополитического и культурного развития.
географического,
Новгородская земля.
Зарождение
стремления к объединению русских земель.
ВладимироСуздальское княжество.
Монгольское завоевание и его последствия. Монгольское нашествие.
Сражение на Калке. Поход монголов на СевероЗападную Русь. Героическая
оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому
завоеванию. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич.
Невская битва. Ледовое побоище.
Начало возвышения Москвы. Зависимость русских земель от Орды и ее
последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь:
борьба за великое княжение. Причины и ход возвышения Москвы. Московские
князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской. Начало
борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва, ее значение.
16Образование единого Русского государства.
Русь при преемниках
Автокефалия Русской православной церкви.
Дмитрия Донского.
Государственная политика Ивана III и ее историческое значение. Присоединение
Новгорода. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости
Руси от Золотой Орды. Образование единого Русского государства и его
значение. Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 года. Положение
крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания
крепостнической системы.
Россия в правление Ивана Грозного.
Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550х годов и их значение.
Становление приказной системы. Расширение территории государства, его
многонациональный характер. Походы на Казань. Присоединение Казанского и
Астраханского ханств, борьба с Крымским ханством, покорение Западной
Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия. Опричнина, споры о ее
смысле. Последствия опричнины. Россия в конце XVI века, нарастание кризиса.
Учреждение патриаршества. Закрепощение крестьян.
Практическое занятие №3
Реформы 1550х годов и их значение.
участники,
Самозванцы.
последствия.
Смутное время начала XVII века. Царствование Б. Годунова. Смута:
причины,
Восстание под
предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции
в Смуту. Оборона Смоленска. Освободительная борьба против интервентов.
Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской
государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение
Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные
движения. Новые явления в экономике страны: рост товарноденежных
отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур.
Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка. Окончательное
закрепощение крестьян. Народные движения в XVII веке: причины, формы,
участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Т.
Разина.
Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХVII
веке. Усиление царской власти. Развитие приказной системы. Начало
становления абсолютизма. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона.
Церковный раскол. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские
первопроходцы. Внешняя политика России в XVII веке. Взаимоотношения с
соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская
война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева.
17Практические занятия №4
Внешняя политика России в XVII веке.
Культура Руси конца XIII–XVII веков.
Культура XIII–XV веков.
Летописание. Важнейшие памятники литературы. Развитие зодчества
(Московский Кремль, монастырские комплексыкрепости). Расцвет иконописи
(Ф. Грек, А. Рублев). Культура XVI века. Книгопечатание (И. Федоров).
Публицистика. Зодчество (шатровые храмы). «Домострой». Культура XVII века.
Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры.
Образование.
(сатирические повести,
автобиографические повести), новые герои. Зодчество: основные стили и
памятники. Живопись (С. Ушаков).
Практическое занятие №5
Культура России XIII–XVII веков.
Литература:
новые жанры
РАЗДЕЛ 5. СТРАНЫ ЗАПАДА И ВОСТОКА В ХVI – ХVIII ВЕКЕ
Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе.
Зарождение ранних капиталистических отношений. Мануфактура. Открытия в
науке, усовершенствование в технике, внедрение технических новинок в
производство. Развитие торговли и товарноденежных отношений. Революция
цен и ее последствия.
Великие географические открытия. Образование колониальных
империй. Великие географические открытия, их технические, экономические и
интеллектуальные предпосылки. Поиски пути в Индию и открытие Нового Света
(Х. Колумб, Васко да Гама, Ф. Магеллан). Разделы сфер влияния и начало
формирования колониальной системы. Политические, экономические и
культурные последствия Великих географических открытий.
Страны Востока в XVI – XVIII веках. Османские завоевания в Европе.
Борьба европейских стран с османской опасностью. Маньчжурское завоевание
Китая. Начало проникновения европейцев в Китай. Цинская политика изоляции.
Сёгунат Токугавы в Японии.
Страны Востока и колониальная экспансия европейцев. Колониальные
захваты Англии, Голландии и Франции. Складывание колониальной системы.
Колонизаторы и местное население. Значение колоний для развития
стран Западной Европы. Испанские и португальские колонии Америки.
Английские колонии в Северной Америке: социальноэкономическое
развитие и политическое устройство. Рабовладение. Европейские колонизаторы
в Индии. Захват Индии Англией и его последствия.
18Международные отношения в XVII–XVIII веках.
Религиозные,
экономические и колониальные противоречия. Причины, ход, особенности,
последствия Тридцатилетней войны. Династические войны XVIII века. (Война за
испанское наследство, Война за австрийское наследство). Семилетняя война –
прообраз мировой войны.
Становление абсолютизма в европейских странах. Абсолютизм как
общественно политическая система. Абсолютизм во Франции. Религиозные
войны и правление Генриха IV. Людовик XIV – «корольсолнце». Абсолютизм в
Испании. Испания и империя Габсбургов в XVII–XVIII веках. Англия в эпоху
Тюдоров. Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы.
«Просвещенный абсолютизм», его значение и особенности в Пруссии, при
монархии Габсбургов.
Англия в XVII–ХVIII веках. Причины и начало революции в Англии.
Протекторат О. Кромвеля. Реставрация монархии. Итоги, характер и значение
Английской революции. «Славная революция». Английское Просвещение. Дж.
Локк. Политическое развитие Англии в XVIII веке. Подъем мануфактурного
производства. Начало промышленной революции. Изменения в социальной
структуре общества.
Война за независимость и образование США.
Причины борьбы
английских колоний в Северной Америке за независимость. США. Образование
США. Война за независимость как первая буржуазная революция в США.
Конституция США. Билль о правах.
Французская революция конца XVIII века. Предпосылки и причины
Французской революции конца XVIII века. Начало революции. Декларация прав
человека и гражданина. Конституция 1791 года. Свержение монархии и
установление республики. Якобинская диктатура. Террор. Падение якобинцев.
От термидора к брюмеру. Установление во Франции власти Наполеона
Бонапарта. Итоги революции. Международное значение революции.
Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Эпоха Возрождения.
Понятие «Возрождение». Истоки и предпосылки становления культуры
Ренессанса в Италии. Гуманизм и новая концепция человеческой личности. Идеи
гуманизма в Северной Европе. Высокое Возрождение в Италии. Искусство стран
Северного Возрождения.
Реформация и контрреформация. Понятие «протестантизм». Мартин
Лютер.
Религиозные войны.
Крестьянская война в Германии. Жан Кальвин и распространение его учения.
19
Реформация в Германии, лютеранство.Новая конфессиональная карта Европы. Контрреформация и попытки
преобразований в католическом мире. Орден иезуитов.
Развитие европейской культуры и науки в XVII– XVIII веках. Эпоха
просвещения. Новые художественные стили: классицизм, барокко, рококо.
Крупнейшие писатели, художники, композиторы. Просвещение: эпоха и
идеология. Развитие науки, важнейшие достижения. Идеология Просвещения и
значение ее распространения. Учение о естественном праве и общественном
договоре. Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо.
РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVII – ХVIII ВЕКОВ: ОТ ЦАРСТВА
К ИМПЕРИИ
Россия в эпоху петровских преобразований. Дискуссии о Петре I,
значении и цене его преобразований. Начало царствования Петра I. Начало
самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Северная война: причины, основные события, итоги. Значение Полтавской
битвы. Провозглашение России империей. Государственные реформы Петра I.
Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение
Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о
рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Развитие экономики.
Восстания в Астрахани, на Дону. Итоги и цена преобразований Петра Великого.
Внутренняя и внешняя политика России в середине – второй половине
XVIII века. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия.
Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий
дворянства. Участие России в Семилетней войне. Короткое правление Петра III.
Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: основные
направления, мероприятия, значение. Губернская реформа. Жалованные
грамоты дворянству и городам. Внутренняя политика Павла I, его свержение.
Внешняя политика Екатерины II. Русскотурецкие войны и их итоги. Великие
русские полководцы и флотоводцы (П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф.
Ушаков). Присоединение и освоение Крыма и Новороссии; Г. А. Потемкин.
Участие России в разделах Речи Посполитой. Внешняя политика Павла I.
Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова, Средиземноморская
экспедиция Ф. Ф. Ушакова.
Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные
движения. Развитие промышленности и торговли во второй четверти – конце
ХVIII века. Рост помещичьего землевладения. Основные сословия российского
общества, их положение. Усиление крепостничества. Восстание под
предводительством Е. И. Пугачева и его значение.
20Русская культура XVIII века. Нововведения в культуре петровских
времен. Просвещение и научные знания (Ф. Прокопович, И. Т. Посошков).
Литература и искусство. Культура и быт России во второй половине XVIII века.
Становление отечественной науки; М.В. Ломоносов. Историческая наука (В. Н.
Татищев). Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). Общественная
мысль (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев). Литература: основные направления,
жанры, писатели (А.П. Сумароков, Н.М. Карамзин, Г.Р. Державин, Д.И.
Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и
течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков).
РАЗДЕЛ 7. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Промышленный переворот и его последствия. Промышленный переворот
(промышленная революция), его причины и последствия. Важнейшие
изобретения. От мануфактуры к фабрике. Машинное производство. Социальные
последствия промышленной революции.
Индустриальное общество.
Экономическое развитие Англии и Франции в ХIХ веке. Концентрация
производства и капитала. Монополии и их формы. Роль государства в
экономике.
Международные отношения.
Войны Французской революции и
Наполеоновские войны. Антифранцузские коалиции. Крушение наполеоновской
империи и его причины. Создание Венской системы международных отношений.
Крымская (Восточная) война и ее последствия. Франкопрусская война и
изменение расстановки сил на мировой арене. Колониальные захваты.
Складывание системы союзов. Тройственный союз. Франкорусский союз –
начало образования Антанты.
Политическое развитие стран Европы и Америки. Страны Европы после
Наполеоновских войн. Июльская революция во Франции. Образование
независимых государств в Латинской Америке. Эволюция политической
системы Великобритании, чартистское движение. Революции во Франции,
Германии, Австрийской империи и Италии в 1848 – 1849 годах: характер, итоги
и последствия. Пути объединения национальных государств: Италии, Германии.
Социальноэкономическое развитие США в конце XVIII – первой половине XIX
века. Гражданская война в США. Отмена рабства. Итоги войны.
Распространение социалистических идей. Учение К. Маркса. Рост рабочего
движения. Деятельность I Интернационала. Возникновение социалдемократии.
Образование II Интернационала.
Развитие западноевропейской культуры. Литература. Изобразительное
искусство. Музыка. Романтизм, реализм, символизм в художественном
творчестве. Секуляризация науки. Теория Ч. Дарвина. Важнейшие научные
21открытия. Влияние культурных изменений на повседневную жизнь и быт людей.
Автомобили и воздухоплавание.
Колониальная экспансия европейских стран. Индия.
Особенности
социальноэкономического и политического развития стран Востока. Значение
колоний для ускоренного развития западных стран. Колониальный раздел Азии и
Африки. Традиционные общества и колониальное управление. Освободительная
борьба народов колоний и зависимых стран.
Китай и Япония. Начало превращения Китая в зависимую страну. Упадок
и окончательное закабаление Китая западными странами. Особенности
японского общества в период сёгуната Токугава. Насильственное «открытие»
Японии. Революция Мэйдзи и ее последствия. Усиление Японии и начало ее
экспансии в Восточной Азии.
РАЗДЕЛ 8. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ХIХ ВЕКЕ
Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Император
Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных
хлебопашцах. Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государственного
совета. Участие России в антифранцузских коалициях. Отечественная война
1812 года. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Герои войны (М.И.
Кутузов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов и др.). Причины победы
России в Отечественной войне 1812 года Заграничный поход русской армии
1813–1814 годов. Венский конгресс. Изменение внутриполитического курса
Александра I в 1816 – 1825 годах. Аракчеевщина. Военные поселения.
Практическое занятие №6
Отечественная война 1812 года.
Движение декабристов.
предпосылки
возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники.
Южное общество; «Русская правда» П.И. Пестеля. Северное общество;
Конституция Н.М. Муравьева. Выступления декабристов в СанктПетербурге
(14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.
Движение декабристов:
Крестьянский вопрос.
Внутренняя политика Николая I. Правление Николая I. Кодификация
законов. Социальноэкономическое развитие России во второй четверти XIX
века.
Реформа управления государственными
крестьянами П.Д. Киселева. Начало промышленного переворота, его
экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина.
Теория официальной народности (С. С. Уваров).
22Внешняя политика России во второй четверти XIX века. Восточный
вопрос. Войны с Ираном и Турцией. Кавказская война. Крымская война 1853–
1856 годов: причины, этапы военных действий, итоги. Героическая оборона
Севастополя и ее герои.
Практическое занятие №7
Итоги внешней политики России во второй четверти XIX века.
Общественное движение во второй четверти XIX века. Оппозиционная
общественная мысль. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Славянофилы
(К. С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и
др.) и западники (К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский и др.).
Революционно социалистические течения (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г.
Белинский). Общество петрашевцев. Создание А.И. Герценом теории русского
социализма и его издательская деятельность.
Отмена крепостного права и реформы 60 – 70х годов XIX века.
Контрреформы. Необходимость и предпосылки реформ. Император
Александр II и его окружение. Подготовка крестьянской реформы. Основные
положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян.
Значение отмены крепостного права. Земская и городская реформы, создание
системы местного самоуправления. Судебная реформа, суд присяжных.
Введение всеобщей воинской повинности. Реформы в области образования и
печати. Итоги и следствия реформ 1860–1870х годов. «Конституция М.Т.
ЛорисМеликова». Александр III. Причины контрреформ, их основные
направления и последствия.
Практическое занятие №8
Великие реформы Александра II
Экономическое развитие во второй половине XIX века. Социально
экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после
отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Завершение
промышленного переворота, его последствия. Возрастание роли государства в
экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности.
Экономические и финансовые реформы (Н.X. Бунге, С.Ю. Витте). Разработка
рабочего законодательства.
Общественное движение во второй половине XIX века. Общественное
движение в России в последней трети XIX века. Консервативные, либеральные,
радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология
(М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев), организации, тактика. Деятельность
«Земли и воли» и «Народной воли». Основные идеи либерального
народничества. Распространение марксизма и зарождение российской социал
демократии. Начало рабочего движения.
23Внешняя политика России во второй половине XIX века. Европейская
политика. А.М. Горчаков и преодоление последствий поражения в Крымской
войне. Русскотурецкая война 1877–1878 годов, ход военных действий на
Балканах – в Закавказье. Присоединение Казахстана и Средней Азии.
Заключение русскофранцузского союза. Политика России на Дальнем Востоке.
Россия в международных отношениях конца XIX века.
Русская культура XIX века.
Развитие науки и техники (Н. И.
Лобачевский, Н.И. Пирогов, Н.Н. Зинин, Б.С. Якоби, А.Г. Столетов, Д.И.
Менделеев, И.М. Сеченов и др.). Расширение сети школ и университетов.
Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).
Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В.А. Жуковский,
А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и др.). Общественное звучание
литературы (Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский).
Становление и развитие национальной музыкальной школы (М.И. Глинка, П.И.
Чайковский, Могучая кучка). Расцвет театрального искусства, возрастание его
роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники.
Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения.
Место российской культуры в мировой культуре XIX века.
РАЗДЕЛ 9. ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ
Мир в начале ХХ века. Понятие «новейшая история». Важнейшие
изменения на карте мира. Первые войны за передел мира. Окончательное
формирование двух блоков в Европе (Тройственного союза и Антанты),
нарастание противоречий между ними. Особенности экономического развития
Великобритании, Франции, Германии, США. Социальные движения и
социальные реформы. Реформизм в деятельности правительств. Влияние
достижений научнотехнического прогресса.
Пробуждение Азии в начале ХХ века. Колонии, зависимые страны и
метрополии. Синьхайская революция в Китае. Сун Ятсен. Гоминьдан.
Национальноосвободительная борьба в Индии против британского господства.
Индийский национальный конгресс. М. Ганди.
Россия на рубеже XIX– XX веков. Динамика промышленного развития.
Роль государства в экономике России. Император Николай II, его политические
воззрения.
Общественное движение Возникновение социалистических
и либеральных организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г. В. Плеханов,
В.М. Чернов, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, П.Б. Струве). Усиление рабочего и
крестьянского движения. Внешняя политика России. Конференции в Гааге.
24Русскояпонская война 1904 – 1905 годов: планы сторон, основные сражения.
Портсмутский мир.
Практическое занятие №9
Возникновение организаций и партий в России: их цели, тактика, лидеры
Революция 1905–1907 годов в России. Причины революции. «Кровавое
воскресенье» и начало революции. Советы как форма политического творчества
масс. Манифест 17 октября 1905 года. Московское восстание. Спад революции.
Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества.
Опыт российского парламентаризма 1906–1917 годов:
особенности
парламентской системы, ее полномочия и влияние на общественно
политическую жизнь, тенденции эволюции. Результаты Первой российской
революции в политических и социальных аспектах.
Россия в период столыпинских реформ.
П.А. Столыпин как
государственный деятель. Программа П.А. Столыпина, ее главные цели и
комплексный характер. Основное содержание и этапы реализации аграрной
реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России.
Проблемы и противоречия в ходе проведения аграрной реформы.
Экономический подъем. Политическая и общественная жизнь в России
в 1910 – 1914 годы. Обострение внешнеполитической обстановки.
Серебряный век русской культуры. Открытия российских ученых в науке
и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие
литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века.
Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм,
его направления. Архитектура. Скульптура. Музыка.
Первая мировая война. Боевые действия 1914–1918 годов. Особенности
и участники войны. Восточный фронт и его роль в войне. Переход к
позиционной войне. Основные сражения в Европе в 1915–1917 годах.
Брусиловский прорыв и его значение. Поражение Германии и ее союзников.
Первая мировая война и общество. Развитие военной техники в годы
войны. Государственное регулирование экономики. Власть и общество на разных
этапах войны. Нарастание тягот и бедствий населения. Антивоенные и
национальные движения. Нарастание общенационального кризиса в России.
Итоги Первой мировой войны. Парижская и Вашингтонская конференции и их
решения.
Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю. Причины
революции. Отречение Николая II от престола. Падение монархии как начало
Великой российской революции. Временное правительство и Петроградский
25совет рабочих и солдатских депутатов: начало двоевластия. Причины
апрельского, июньского и июльского кризисов Временного правительства. Конец
двоевластия. На пороге экономической катастрофы и распада: Россия в июле–
октябре 1917 года. Деятельность А.Ф. Керенского во главе Временного
правительства. Выступление Л.Г. Корнилова и его провал. Изменения в
революционной части политического поля России: раскол эсеров, рост влияния
большевиков в Советах.
Октябрьская революция в России и ее последствия. События 24 – 25
октября в Петрограде, приход к власти большевиков во главе с В. И. Лениным.
II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Формирование
новых органов власти. Создание ВЧК, начало формирования Красной Армии.
Отношение большевиков к созыву Учредительного собрания. Причины разгона
Учредительного собрания. Создание федеративного социалистического
государства и его оформление в Конституции РСФСР 1918 года. Советско
германские переговоры и заключение Брестского мира, его условия,
экономические и политические последствия.
Гражданская война в России. Причины Гражданской войны. Красные и
белые: политические ориентации, лозунги и реальные действия, социальная
опора. Другие участники Гражданской войны. Цели и этапы участия
иностранных государств в Гражданской войне. Причины победы красных.
Россия в годы Гражданской войны. Экономическая политика большевиков.
Национализация, «красногвардейская атака на капитал». Политика «военного
коммунизма», ее причины, цели, содержание, последствия. Последствия и итоги
Гражданской войны.
Практическое занятие №10
Россия в годы Гражданской войны.
РАЗДЕЛ 10. МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
Европа и США. Территориальные изменения в Европе и Азии после
Первой мировой войны. Революционные события 1918 – начала 1920х годов в
Европе. Ноябрьская революция в Германии и возникновение Веймарской
республики. Революции в Венгрии. Зарождение коммунистического движения,
создание и деятельность Коммунистического интернационала. Экономическое
развитие ведущих стран мира в 1920х годах. Причины мирового
экономического кризиса 1929–1933 годов. Дж.М. Кейнс и его рецепты спасения
экономики. Государственное регулирование экономики и социальных
отношений. «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта и его результаты.
Турция, Китай, Индия, Япония. Воздействие Первой мировой войны и
Великой российской революции на страны Азии. Установление республики в
26Турции, деятельность М. Кемаля. Великая национальная революция 1925 – 1927
годов в Китае. Создание Компартии Китая. Установление диктатуры Чан Кайши
и гражданская война в Китае. Создание Национального фронта борьбы
против Японии. Кампания гражданского неповиновения в Индии. Идеология
ненасильственного сопротивления английским колонизаторам М. Ганди.
Милитаризация Японии, ее переход к внешнеполитической экспансии.
Недемократические режимы. Захват фашистами власти в Италии. Победа
нацистов в Германии. А. Гитлер – фюрер германского народа. Внутренняя
политика А. Гитлера, установление и функционирование тоталитарного режима,
причины его устойчивости. Авторитарные режимы в большинстве стран Европы:
общие черты и национальные особенности. Создание и победа Народного фронта
во Франции, Испании. Гражданская война в Испании.
Международные отношения.
Международные отношения накануне
Второй мировой войны.
Деятельность Лиги Наций. Кризис Версальско
Вашингтонской системы. Агрессия Японии на Дальнем Востоке. Начало японо
китайской войны. Столкновения Японии и СССР. События у озера Хасан и реки
ХалхинГол. Складывание союза агрессивных государств «Берлин – Рим –
Токио». Западная политика «умиротворения» агрессоров. Аншлюс Австрии.
Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии.
Культура в первой половине ХХ века. Развитие науки. Открытия в
области физики, химии, биологии, медицины. Формирование новых
художественных направлений и школ.
Развитие реалистического и
модернистского искусства. Изобразительное искусство. Архитектура. Основные
направления в литературе. Писатели: модернисты, реалисты; писатели
«потерянного поколения», антиутопии. Музыка. Театр. Развитие киноискусства.
Нацизм и культура.
Новая экономическая политика в Советской России. Образование
СССР.
Экономический и политический кризис. Крестьянские восстания,
Кронштадтский мятеж и др. Переход к новой экономической политике.
Сущность НЭПа. Достижения и противоречия НЭПа, причины его свертывания.
Политическая жизнь в 1920е годы. Образование СССР: предпосылки
объединения республик, альтернативные проекты и практические решения.
Укрепление позиций страны на международной арене.
Практическое занятие № 11
Образование СССР: альтернативные проекты и практические решения.
Индустриализация и коллективизация в СССР.
Обострение
внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и государстве.
Советская модель модернизации. Коллективизация сельского хозяйства: формы,
27методы, экономические и социальные последствия. Индустриализация: цели,
методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки:
задачи и результаты.
Практическое занятие №12
Советская модель модернизации.
Советское государство и общество в 1920 – 1930е годы. Особенности
советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и
государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И.В. Сталин.
Массовые репрессии, их последствия. Стахановское движение. Повседневная
жизнь и быт населения городов и деревень. Итоги развития СССР в 1930е годы.
Конституция СССР 1936 года.
Советская культура в 1920–1930е годы. «Культурная революция»:
задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного
образования. Культурное разнообразие 1920х годов. Достижения литературы и
искусства. Развитие кинематографа. Введение обязательного начального
преподавания.
Идеологический
контроль над духовной жизнью общества. Развитие советской науки.
Восстановление преподавания истории.
РАЗДЕЛ
11.
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.
ВЕЛИКАЯ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Накануне мировой войны. Мир в конце 1930х годов: три центра силы.
Политика «умиротворения» агрессора и переход Германии к решительным
действиям.
причины
их неудачи. Советскогерманский пакт о ненападении и секретный
дополнительный протокол. Военнополитические планы сторон. Подготовка к
войне.
Англофранкосоветские переговоры в Москве,
Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане.
Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте.
Поражение Франции. Укрепление безопасности СССР: присоединение Западной
Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии и Северной Буковины, Советско
финляндская война, советизация прибалтийских республик. Нацистская
программа завоевания СССР. Подготовка СССР и Германии к войне.
Соотношение боевых сил к июню 1941 года.
Второй период Второй мировой войны. Великая Отечественная война
как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны. Цели
сторон, соотношение сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны
(22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года). Деятельность советского руководства
по организации обороны страны. Историческое значение Московской битвы.
28Нападение Японии на США. Боевые действия на Тихом океане в 1941 – 1945
годах.
Военные действия на советскогерманском фронте в 1942 году.
Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны.
Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение. Конференции
глав союзных держав и их решения. Курская битва и завершение коренного
перелома.
Движение
Сопротивления. Партизанское движение в СССР, формы борьбы, роль и
значение. Коллаборационизм, его причины в разных странах Европы и Азии.
Оккупационный режим.
Геноцид.
Холокост.
Советский тыл в годы войны. Эвакуация. Вклад в победу деятелей науки и
культуры. Изменение положения Русской православной церкви и других
конфессий в годы войны. Главные задачи и основные наступательные операции
Красной Армии на третьем этапе войны (1944).
Открытие Второго фронта в Европе. Военные операции 1945 года. Разгром
Германии. Советскояпонская война. Атомная бомбардировка Хиросимы и
Нагасаки. Окончание Второй мировой войны. Значение победы над фашизмом.
Решающий вклад СССР в Победу. Людские и материальные потери воюющих
сторон.
РАЗДЕЛ 12. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ–НАЧАЛЕ ХХI
ВЕКА
Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Итоги
Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире. Решения
Потсдамской конференции. Создание ООН и ее деятельность. Начало
«холодной войны». Создание НАТО и СЭВ. Формирование двухполюсного
(биполярного) мира. Создание НАТО и ОВД. Берлинский кризис. Раскол
Германии. Война в Корее. Гонка вооружений.
Ведущие капиталистические страны. Превращение США в ведущую
мировую державу. Факторы, способствовавшие успешному экономическому
развитию США. Развитие научнотехнической революции. Послевоенное
восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла». Важнейшие
тенденции развития Великобритании, Франции, ФРГ. Падение авторитарных
режимов в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция, ее причины,
цели, ход, последствия. Особенности развития Японии.
Страны Восточной Европы. Установление власти коммунистических сил
после Второй мировой войны в странах Восточной Европы. Начало
социалистического строительства. Антикоммунистическое восстание в Венгрии
и его подавление. Попытки реформ. Я. Кадар. «Пражская весна». Кризисные
явления в Польше. Особый путь Югославии под руководством И.Б. Тито.
29Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века. Объединение
Германии. Распад Югославии и война на Балканах. «Шоковая терапия» и
социальные последствия перехода к рынку. Восточная Европа в начале ХХI
века.
Страны Латинской Америки.
Особенности экономического и
политического развития стран Латинской Америки. Между диктатурой и
демократией. Господство США в Латинской Америке. Кубинская революция. Ф.
Кастро. Строительство социализма на Кубе. Куба после распада СССР.
Чилийская революция. С. Альенде. Сандинистская революция в Никарагуа.
«Левый поворот» в конце ХХ – начале ХХI века. Президент Венесуэлы У. Чавес
и его последователи в других странах.
Крушение колониальной системы.
Освобождение от колониальной
зависимости стран Азии (Вьетнама, Индии, Индонезии). Деколонизация Африки.
Падение режима апартеида в ЮАР. Основные проблемы освободившихся стран.
Поиск путей модернизации. «Азиатские тигры». Основы ускоренного
экономического роста. Исламская революция в Иране. Вторжение войск
западной коалиции в Ирак. «Арабская весна», ее причины и последствия.
Индия, Пакистан, Китай. Освобождение Индии и Пакистана от власти
Великобритании. Особенности внутри и внешнеполитического развития этих
государств. Реформы в Индии. Успехи в развитии Индии в начале XXI века.
Завершение гражданской войны в Китае. Образование КНР. Мао Цзэдун.
«Большой скачок», народные коммуны и «культурная революция» в КНР.
Реформы в Китае. Дэн Сяопин. Успехи и проблемы развития социалистического
Китая на современном этапе.
Международные отношения. Международные конфликты и кризисы в
1950 –1960е годы. Борьба сверхдержав – СССР и США. Суэцкий кризис.
Берлинский кризис. Карибский кризис – порог ядерной войны. Война США во
Вьетнаме. Ближневосточный конфликт. Образование государства Израиль.
Арабоизраильские войны. Палестинская проблема.
Достижение примерного военностратегического паритета СССР и США.
Разрядка международной напряженности в 1970е годы. Хельсинкское
совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Введение ограниченного
контингента советских войск в Афганистан. Кризис разрядки. Новое
политическое мышление. Конец двухполярного мира и превращение США в
единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток. Многополярный
мир, его основные центры.
Практическое занятие №13
Холодная война: причины, участники, события, итоги
30