Рабочая программа "ИЗО" для детей ОВЗ, VIIIвида (3 класс)
Оценка 4.8
Домашнее обучение
doc
изобразительное искусство
3 кл
28.03.2019
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для обучающегося на дому составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
В соответствии с учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающего, воспитанника с отклонениями в развитии (для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)) реализуется программа по предмету « Изобразительное искусство». В соответствии с учебным планом образовательного учреждения предмет «Изобразительное искусство» изучается в 3 классе по 1 часу в неделю (34 ч в год)
ИЗО 3 класс 8 вид.doc
«Утверждаю»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
для учащегося класса
обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования
на 2017 – 2018 учебный год
(обучение по учебным планам для специальных (коррекционных) образовательных учреждений учащихся с отклонениями в развитии
(интеллектуальными нарушениями) по программе VIII вида)
обучение на дому
Учитель:
«Согласовано»
Зам. директора по
образовательному процессу
__________ /________________/
20172018 учебный год.
Рассмотрено на заседании методического объединения
учителей ___________________________________
руководитель МО________________ /________________ /
Протокол от « » 2017 года Пояснительная записка.
Статус документа
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для обучающегося на дому составлена с учетом особенностей
познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических
отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Адаптированная рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе :
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065п «Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012
Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124ФЗ (ред. от 02.12.2013)"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с
изменениями и дополнениями).
Письма МО РФ N АФ150/06 от 18 апреля 2008 г. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
и детьми – инвалидами.
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от
19.08.2016г №073517»;
Приказа департамента образования ЯмалоНенецкого автономного округа от 23.03.2017 №378 «Об утверждении Порядка организации обучения по
образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования на дому детей инвалидов и детей, которые по
состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации»;
«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида подготовительный, 14 классы» под редакцией В. В.
Воронковой, 2016 г.
Учебное пособие «Изобразительное искусство» автор: И.А. Грошенков. Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2016.г.
Учебного плана МБОУ «СОШ№2» г.ТаркоСале на 20172018 учебный год.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающего, воспитанника с отклонениями в
развитии (для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость))
реализуется программа по предмету « Изобразительное искусство». В соответствии с учебным планом образовательного учреждения предмет
«Изобразительное искусство» изучается в 3 классе по 1 часу в неделю (34 ч в год)
Учащийся переведен на обучение по индивидуальному учебному плану с ОВЗ (по специальной ( коррекционной ) программе VIII вида) Приказ №
686 от « 15 » сентября 2017 г., поэтому программа скорректирована и составлена на 31 час. Программа по Изобразительному искусству составлена с учетом физических и психических особенностей развития обучающихся. Она направлена на
разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате освоения программного материала по учебному предмету Изобразительное искусство учащийся «научится» и
«получит возможность научиться»:
1. Обучающийся должен знать:
Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
Отличительные признаки видов изобразительного искусства (декоративноприкладное творчество, живопись);
Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь);
Значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
Эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
Особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
Правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
Способы и приёмы обработки различных материалов;
2. Обучающийся должен уметь:
Организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
Составлять композиции с учётом замысла;
Конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
Конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
Конструировать из природных материалов;
Цель курса изобразительной деятельности: развитие у учащегося эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного
эмоциональноэстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащегося интеллектуальной недостаточностью.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
практикоориентированная направленность содержания обучения;
применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических
задач;
применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей. Изучение предмета ИЗО обеспечивает работу:
коррекционно – обучающую;
коррекционно – развивающую;
коррекционно – воспитательную;
воспитание положительных качеств личности;
развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественнополезной деятельности (ориентирование в задании,
планирование хода работы, контроль за качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение
соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные
опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и
синтез.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические
работы, экскурсии.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащегося, уровня его знаний и
умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает
возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки
самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать
самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и
рисование на темы. Кроме того, беседы об изобразительном искусстве способствуют усвоению моральноэтических норм поведения, выработки
навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические
сведения, практические работы
Межпредметные связи:
ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;
ИЗО – литературное чтение /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;
ИЗО – окружающий мир /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;
ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.
Особенности психофизического развития детей с ОВЗ Обучающиеся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные
косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Изза слабости регулирующей функции мышления
и речи обучающихся с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для
формирования у них представлений о форме предметов, цветоведении, перспективном построении рисунка, композиции и др. требуется
развернутость всех этапов формирования умственных действий. Многие проблемы в обучении рисунку и многие ошибки в изображении предметов и
выполнении других заданий снимаются, если обучающиеся умеют контролировать свою деятельность. Формирование элементов учебной деятельности
успешно корригируется в процессе специально организованного обучения, когда обучающийся сначала при помощи учителя, а затем и
самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия,
оценивать и корректировать полученный результат.
При обучении изобразительному искусству общеобразовательная, коррекционноразвивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях
школы 8 вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами, особенно с
трудом, математикой, чтением.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у обучающихся с ОВЗ должны сформироваться как
предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в
том случае, если обучающийся будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы
действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на
уроках рисования знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.
Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо
понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования.
Рассматриваемый курс изобразительного искусства предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных
образовательных технологий. Особенностью расположения материала в программе является наличие подготовительных упражнений, которые
подводят обучающиеся к формированию того или иного понятия. Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли
осуществлять дифференцированный подход в обучении в зависимости, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения обучающихся
графическими умениями и навыками знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей.
Критерии и нормы оценки учащегося
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
«Оценка 5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
«Оценка 4» выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
«Оценка 3» выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в
пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
Содержание учебного предмета, курса: Рисование с натуры
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей),
сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передачи в
рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии;
передача объёма предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путём добавлении воды в краску
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических и растительных элементов полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения
соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками
(ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения)
Рисование на темы
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно
располагать их относительно друг друга (ближе дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного;
выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о
художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений
изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц, чувствовать красоту и
своеобразие декоративноприкладного искусства.
II.Содержание программы
3 класс
(1 ч в неделю)
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру
узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно
располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Декоративное раскрашивание
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной
формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения
определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
Рисование с натуры
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в
определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Рисование на темы \
Темы
Рисование с натуры
Количество
часов
16
Декоративное рисование
11
Рисование на темы
7
Итого
34 часов
Тематическое планирование.
Краткое содержание тем
Рисование предметов конической, цилиндрической формы. Передача
формы, объема, цвета, относительной величины изображаемого предмета.
Рисование предметов симметричной формы, используя среднюю (осевую)
линию. Подбор красок в соответствии с натуральным цветом предмета.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в
полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая
последовательность, сочетание цветов. Использование при рисовании
гуашевых и акварельных красок. Ровная закраска элементов орнамента с
соблюдением контура изображения.
Изображение зрительных представлений на основе прочитанного
художественного произведения, на основе наблюдения за природой родного
края. Выбор и рисование наиболее существенного. Тематическое рисование
приуроченное к традиционным праздникам и временам года. Использование
гуашевых и акварельных красок.
IV Список литературы
1.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей – Изд. 2 – е, доп. И переработанное М. Просвещение 1010г
2..Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – М : Агар. 2014г. Календарнотематический план к адаптированной программе по изобразительное искусство 3 класс (по индивидуальному учебному плану
для учащегося с ограниченными возможностями здоровья по специальной (коррекционной) программе VIII вида)
№
п/п
Дата
план
Дата
факт
1
2
3
4
5
6
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
Ко
л
во
час
ов
1
1
1
1
1
1
Тема
Учебная задача
Оборудование
Коррекционная работа
Рисование с натуры осенних
листьев.
Рисование узора в полосе из
веток с листочками
Рисование с натуры ветки дерева с
простыми по форме листьями
(например, ветка вишневого
дерева).
Рисование на тему «Парк осенью».
Передача в рисунке формы,
строения, пропорции и
цвета предметов.
Передача в рисунке формы,
строения, пропорции и
цвета предметов.
Осенние листья, образцы
орнаментов простой
карандаш, ластик, гуашь,
бумага, кисти, вода, палитра
Образцы орнаментов, простой
карандаш, ластик, гуашь,
бумага, кисти, вода, палитра
Рисование с натуры предметов
различной формы и цвета (яблоко,
груша, огурец, морковь).
Передача в рисунке формы,
строения, пропорции и
цвета предметов.
Передача в рисунке формы,
строения, пропорции и
цвета предметов.
Изображения стилизованных
природных форм, простой
карандаш, ластик, гуашь,
бумага, кисти, вода, палитра
Образцы, простой карандаш,
ластик, гуашь, бумага, кисти,
вода, палитра
Рисование с натуры морских
сигнальных флажков.
Рисование с натуры досок (с узором)
для резания овощей.
Совершенствование
процессов аналитико
синтетической
деятельности.
Передача в рисунке формы,
строения, пропорции и
цвета предметов.
Образцы, простой карандаш,
ластик, гуашь, бумага, кисти,
вода, палитра
Образцы, простой карандаш,
ластик, гуашь, бумага, кисти,
вода, палитра
Дать учащимся знания
элементарных основ
реалистического
рисунка; формирование
навыков рисования с
натуры; декоративного
рисования; умения
применять их в
процессе учебной,
трудовой деятельности.
Коррекция
познавательной
деятельности учащихся
путем
систематического и
целенаправленного
воспитания и развития
у них правильного
восприятия формы,
величины, цвета,
предметов. 7
8
9
07.11
14.11
21.11
10
28.11
11
05.12
12
12.12
13
19.12
14
26.12
1
1
1
1
1
1
1
1
Рисование шахматного узора в
квадрате.
Иллюстрирование
прочитанного учителем.
рассказа,
Рисование
орнамента в квадрате.
геометрического
Рисование с натуры игрушечного
домика.
Узор для гжельской тарелки.
Совершенствование
процессов аналитико
синтетической
деятельности.
Закрепление понятия о
чередующемся узоре.
Передача в рисунке
формы, строения,
пропорции и цвета
предметов.
Передача в рисунке
формы, строения,
пропорции и цвета
предметов.
Передача в рисунке
формы, строения,
пропорции и цвета
предметов.
Образцы, простой карандаш,
ластик, гуашь, бумага, кисти,
вода, палитра
Образец, простой карандаш,
ластик, гуашь, бумага, кисти,
вода, палитра
Простой карандаш, ластик,
гуашь, бумага, кисти, вода,
палитра
Игрушечный домик, простой
карандаш, ластик, гуашь,
бумага, кисти, вода, палитра
Образцы декоративно
прикладного искусства,
видеофильм
Рисование с натуры будильника
круглой формы.
Рисование с натуры двухцветного
мяча.
Передача объема
предметов доступными
средствами.
Образцы, простой карандаш,
ластик, гуашь, бумага, кисти,
вода, палитра
.
Рисование узора в полосе (снежинки и
веточки ели).
Соблюдение
последовательности при
рисовании узоров.
Шаблон круга, простой
карандаш, ластик, гуашь,
бумага, кисти, вода, палитра
Рисование на тему «Нарядная елка».
Передача в рисунке
формы, строения,
пропорции и цвета
предметов.
Предмет шаровидной формы,
простой карандаш, ластик,
гуашь, бумага, кисти, вода,
палитра
Развитие
художественного вкуса,
интереса к
изобразительному
искусству; воспитания
трудолюбия,
аккуратности,
настойчивости и
самостоятельности.
Усовершенствование
умений распознавать и
использовать разные
мимические средства
проявления
эмоциональных
состояний, элементы
выразительных
движений.
Усовершенствование
познавательной
активности и
самостоятельности
путем постепенного
сокращения
педагогической
помощи. 15
16.01
16
23.01
17
30.01
18
06.02
19
13.02
20
20.02
21
27.02
22
06.03
1
1
1
1
1
1
1
1
Рисование узора на рукавичке.
Закрепление понятия о
чередующемся узоре.
Образцы, простой карандаш,
ластик, гуашь, бумага, кисти,
вода, палитра
Рисование симметричного узора по
образцу.
Соблюдение
последовательности при
рисовании узоров.
Образцы, простой карандаш,
ластик, гуашь, бумага, кисти,
вода, палитра
Рисование на тему «Елка зимой в
лесу».
Передача в рисунке
зрительных представлений.
Рисование с натуры молотка.
Передача в рисунке
формы, строения,
пропорции и цвета
предметов.
Рисование с натуры несложного по
форме инструмента.
Совершенствование умения
анализировать объекты
изображения.
Рисование с натуры теннисной
ракетки.
Рисование на тему «Мой любимый
сказочный герой».
Развитие умения отражать
свои наблюдения в
рисунке.
Развитие умения отражать
свои наблюдения в
рисунке.
Декоративное
оформление
открытки к 8 Марта.
рисование —
поздравительной
Формирование общего
представления о
художественных средствах.
Образцы ёлок в снегу, простой
карандаш, ластик, гуашь,
бумага, кисти, вода, палитра
Молоток , простой карандаш,
ластик, гуашь, бумага, кисти,
вода, палитра
Несложный по форме
инструмент (шпатель,
напильник, ручные вилы),
простой карандаш, ластик,
гуашь, бумага, кисти, вода,
палитра
Теннисная ракетка, простой
карандаш, ластик, гуашь,
бумага, кисти, вода, палитра
Иллюстрации к сказкам,
простой карандаш, ластик,
гуашь, бумага, кисти, вода,
палитра
Образцы поздравительных
открыток, простой карандаш,
ластик, гуашь, бумага, кисти,
вода, палитра
Развитие личностных
качеств:
настойчивости,
умения работать
самостоятельно и в
коллективе.
Развитие
самостоятельности в
выполнении
художественно
изобразительных
заданий. Рисование по образцу орнамента из
квадратов.
Формирование общего
представления о
художественных средствах.
Образцы, простой карандаш,
ластик, гуашь, бумага, кисти,
вода, палитра
23
13.03
24
20.03
25
03.04
26
10.04
1
1
1
1
Рисование с натуры постройки из
элементов строительного материала.
Рисование с натуры игрушки
вертолета.
Рисование узора из растительных
форм в полосе.
Совершенствование
процессов аналитико
синтетической
деятельности.
Составление узора в
квадрате, применяя осевые
линии.
Передача в рисунке
формы, строения,
пропорции и цвета
предметов.
27
17.04
1
Рисование с натуры весенней веточки. Соблюдение
последовательности при
изображении предмета.
28
24.04
1
Рисование на тему «Деревья весной». Передача в рисунке
29
08.05
30
15.05
1
1
Рисование на тему «Праздник
Победы» (праздничный салют).
Декоративное рисование на тему
«Нарисуй любой узор в квадрате»
формы, строения,
пропорции и цвета
предметов.
Учить работать гуашевыми
красками.
Учить находить
гармонически
сочетающиеся цвета.
Образцы объемных
комбинированных предметов
для рисования с натуры,
простой карандаш, ластик,
гуашь, бумага, кисти, вода,
палитра
Игрушкавертолёт , простой
карандаш, ластик, гуашь,
бумага, кисти, вода, палитра
Образцы, простой карандаш,
ластик, гуашь, бумага, кисти,
вода, палитра
Ваза с весенней веткой,
простой карандаш, ластик,
гуашь, бумага, кисти, вода,
палитра
Иллюстрации, простой
карандаш, ластик, гуашь,
бумага, кисти, вода, палитра
Образцы салютов, простой
карандаш, ластик, гуашь,
бумага, кисти, вода, палитра
Простой карандаш, ластик,
гуашь, бумага, кисти, вода,
палитра
Дать учащимся знания
элементарных основ
реалистического
рисунка; формирование
навыков рисования с
натуры; декоративного
рисования; умения
применять их в
процессе учебной,
трудовой деятельности. 31
22.05
1
Рисование с натуры куста земляники
с цветами.
Рисование с натуры цветов.
Передача в рисунке
зрительных представлений.
Иллюстрации, простой
карандаш, ластик, гуашь,
бумага, кисти, вода, палитра.
Коррекция
познавательной
деятельности учащихся
путем систематическо
го и целенаправлен
ного воспитания и
развития у них
правильного восприя
тия формы, величины,
цвета, предметов.
Рабочая программа "ИЗО" для детей ОВЗ, VIIIвида (3 класс)
Рабочая программа "ИЗО" для детей ОВЗ, VIIIвида (3 класс)
Рабочая программа "ИЗО" для детей ОВЗ, VIIIвида (3 класс)
Рабочая программа "ИЗО" для детей ОВЗ, VIIIвида (3 класс)
Рабочая программа "ИЗО" для детей ОВЗ, VIIIвида (3 класс)
Рабочая программа "ИЗО" для детей ОВЗ, VIIIвида (3 класс)
Рабочая программа "ИЗО" для детей ОВЗ, VIIIвида (3 класс)
Рабочая программа "ИЗО" для детей ОВЗ, VIIIвида (3 класс)
Рабочая программа "ИЗО" для детей ОВЗ, VIIIвида (3 класс)
Рабочая программа "ИЗО" для детей ОВЗ, VIIIвида (3 класс)
Рабочая программа "ИЗО" для детей ОВЗ, VIIIвида (3 класс)
Рабочая программа "ИЗО" для детей ОВЗ, VIIIвида (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.