Рабочая программа составлена для организации внеурочной работы с детьми 12-14 лет в начале летних каникул. В результате учащиеся приобретут начальные навыки исследовательской деятельности, внесут практический вклад в улучшение состояния окружающей среды, усовершенствуют навыки экологической культуры, смогут проявить свой творческий потенциал, углубят знания в области экологии.Рабочая программа для организации внеурочной работы с детьми 12-14 лет в начале летних каникул
РП Экомиссия.docx
Рабочая программа кружка « Экомиссия»
Разработана учителем географии высшей категории Тельмановой Н.Н.
Пояснительная записка
«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни»
М. Пришвин
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине
глобальный характер. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в
основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение
характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения
минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает
первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и
понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем
эффективнее окажутся усилия общества по ее охране. Занятия кружка помогут ребятам
повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в
этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.
Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие
практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.
Данный курс включает как теоретические занятия, так и выполнение практических работ.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков самостоятельной исследовательской
деятельности, развитие индивидуальности и творческого потенциала обучающегося.
Задачи:
Познавательные:
Расширить знания обучающихся по биологии и экологии;
Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности ;
Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
Развить умение проектирования своей деятельности;
Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
Научить оформлять результаты своей работы.
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления, внимания;
развивать умение оценивать состояние местных экосистем;
формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками
информации;
развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся
Воспитательные:
воспитывать навыки экологической культуры, ответственного отношения к людям и
к природе;
совершенствовать навыки коллективной работы;
способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их
актуальности;
усиление контактов школьников с природой.
Программа рассчитана на 18 часов : 9 дней по 2 часа.
Участники программы : дети 1214 лет.
Количество обучающихся в коллективе: до 12 человек.
Форма занятий : групповая и индивидуальная
Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении
творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при
работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Методы и приемы.
Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет
сделать обучение эффективным и интересным.
Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса,
для объяснения применения материала и методики исследования.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для
демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные
презентации и созданные руками детей.
Практическая работа необходима при отработке навыков и умений, проведении
эксперимента или исследования.
Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить
самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.
Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику,
самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений,
анализе и обработке полученных результатов.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный
подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и
успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом
сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для
общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания
и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к
выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой
активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей
наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и
постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке
полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями,
умениями и навыками. Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие
познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои
знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие
данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и
помогают друг другу во всех начинаниях;
Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой
научную основу.
Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать
темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной
жизни учащегося.
Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в
зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и
качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или
творческие задания и т.д.
Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те
аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те
или иные преимущества для социальной адаптации.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в
соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
№п/п
Календарнотематическое планирование
Основные понятия
Тема
колич.
часов
дат
а
1.
Введение
2
Основные загрязнители
атмосферного воздуха.
Экология. Предмет экологии,
структура экологии. Методы
исследования. Задачи и методы
экологического мониторинга.
Основные загрязнители
атмосферного воздуха
(естественные, антропогенные).
Классификация антропогенного
загрязнения: по масштабам
(местное, региональное,
глобальное), по агрегатному
состоянию (газообразное, жидкое,
твердое), радиоактивное, тепловое.
2
1 П.р.
Определение пылевого
загрязнения территории
поселка и микрорайона
школы.
Виды и характеристика
загрязнений водных объектов
П.р
Знакомство с приемами и
методами
изучения
загрязнения гидросферы.
Акция « Чистый берег!»
Рассматривание пыли под
микроскопом.
тепловое, загрязнение
минеральными солями,
взвешенными частицами,
нефтепродуктами, бактериальное
загрязнение.
Приемы и методы изучения
загрязнения гидросферы
(химические, социологические).
очистка от мусора побережья реки
Халойки
П.р.Исследование природных
вод реки Халойки
Отбор проб воды, измерение
температуры, прозрачности, рН
Творческий проект
« Хранители воды»
Почва и ее экологическое
значение. Нарушения почв.
П.р. Исследование почвы в
микрорайоне школы.
создание листовок, буклетов с
призывом сохранять чистоту рек и
их распространение среди
населения
Деградация почв, причины
деградации почв. Эрозия почв:
ветровая, водная.
Характеристика почвы
пришкольной территории ,
определение её механического
состава и кислотности,
рекомендации по улучшению
плодородия почв
Экодесант: « Школьный двор
моя страна»
очистка школьного двора от мусора,
побелка деревьев
Роль зеленых насаждений в
защите от пыли и шума.
Акция: «А ты посадил
дерево?»
посадка молодых деревьев на
территории посёлка
1
1
1
2
2
2
1
1
2
2
3
4
5
6
7
8
9
Обучащиеся должны знать:
Прогнозируемые результаты.
теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
методики проведения исследований по темам;
основные экологические понятия и термины;
источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории посёлка; роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в
посёлке; меры по сохранению природы ;
структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы.
Обучащиеся должны уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
оценивать состояние местных экосистем;
проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и
явлениями; оценивать способы природопользования;
проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты
исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
работать с различными источниками информации.
оформлять исследовательскую работу, представлять результаты своей работы.
применять коммуникативные навыки.
Список учащихся:
Гордюшкина Валерия
Ганоцкая Дарья
Мохотко Валерия
Наговицина Светлана
Сычёва Юлия
Сметанникова Ольга
Пчельников Дмитрий
Чеснокова Полина
Тельманов Юрий
Кудин Вадим
Рабочая программа кружка « Экомиссия»
Рабочая программа кружка « Экомиссия»
Рабочая программа кружка « Экомиссия»
Рабочая программа кружка « Экомиссия»
Рабочая программа кружка « Экомиссия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.