Пояснительная записка
Спортивно-оздоровительное направление
Мини-футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом, совершенствуется функциональная деятельность, обеспечивается правильное физическое развитие. Формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом - благодатная почва для развития двигательных качеств.
Актуальность авторской программы состоит в том, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности учащихся требует увеличения их двигательной активности, усиления образовательной направленности учебных занятий по физической культуре и расширения вне учебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Цель авторской программы «Мини-футбол»:
оздоровление, физическое и психическое развитие занимающихся на основе их творческой активности; формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Задачи авторской программы:
Обучающие:
- формирование знаний о закаливающих процедурах и укреплении здоровья.
- формирование определённых игровых наклонностей юных футболистов (с учётом желания самого спортсмена выполнять функции вратаря, защитника, полузащитника или нападающего)
- формирование начальных сведений о самоконтроле.
Развивающие:
- развитие преимущественно скоростно-силовых качеств, ловкости и общей выносливости.
- развитие коллективизма, для успешной игры в футбол.
- развитие морально-волевых качеств.
Воспитательные:
- воспитание элементарных навыков судейства.
- воспитание умения заниматься самостоятельно.
Отличительная особенность авторской программы заключается в том, что основой подготовки занимающихся в кружке является не только технико-тактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников. Расширяется кругозор и интерес занимающихся к данному виду спорта.
Физические нагрузки распределяются с учётом возрастных особенностей учащихся.
Возраст детей:
Занимающиеся в кружке дети 10-13 лет.
Условия набора детей:
Для обучения принимаются дети: вне зависимости от их способности, уровня физического развития, не имеющих медицинского противопоказания.
Сроки реализации дополнительной авторской программы:
Изучение программного материала рассчитано на 1 год.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся на стадионе и в спортивном зале. Продолжительность занятий в кружке - 2 раза в неделю по 45 минут. Количество занимающихся -15 человек. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп кружка по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Программа предусматривает распределение учебно-тренировочного материала для работы по футболу на 70 часов и направлена на более качественный уровень освоения навыков и умений игры в футбол.
Кадровое обеспечение:
Формы проведения занятий:
- групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия.
- работа по индивидуальным планам.
- медико-воспитательные мероприятия.
- тестирование и медицинский контроль.
- участие в соревнованиях, матчевых встречах.
Методы обучения на занятиях:
- словесный - объяснение терминов, новых понятий.
- Наглядный - показ педагогом правильного выполнения упражнений, демонстрация фото и видео материалов.
- Практический - выполнение учащимися практических заданий и упражнений.
- Игровой - активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное состояние учащихся.
Ожидаемые результаты:
- к окончанию обучения по авторской программе учащиеся:
- получают представление об анатомо-физиологических особенностях развития организма детей и влияние различных упражнений на развитие организма.
- осваивают технику и тактику игры, методы обучения.
- приобретают знания о правилах соревнований и методах организации и проведения соревнований различного уровня.
- осваивают методические приемы обучения групповым и командным действиям.
- совершенствуют умение провести учебно-тренировочные занятия по обучению и совершенствованию приемов тактики игры.
- совершенствуют навык судейской и инструкторской работы.
-
Способы определения результативности:
- в ходе учебно-тренировочной работы педагог систематически ведет учет успеваемости учащихся путем:
- текущий контроль: тестирование, опрос.
- промежуточный контроль: в середине учебного года, по оценке уровня подготовленности и овладения специальными навыками учащиеся сдают нормативы, указанные в таблице.
- итоговый контроль: выступление на соревнованиях разного уровня.
Формы проведения итоговой реализации образовательной
программы:
- участие в соревнованиях внутри группы.
- участие в товарищеских играх.
- участие в районных соревнованиях.
- открытые занятия.
Учебно-тематический план занятий
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Теория (час) |
Практика (час) |
Всего (час) |
1 |
Развитие футбола в России |
1 |
- |
1 |
2 |
Врачебный контроль |
1 |
- |
1 |
3 |
Правила игры, организация и проведение соревнований по футболу. |
2 |
- |
2 |
4 |
Первая помощь |
5 |
- |
5 |
5 |
Общая и специальная подготовка |
- |
8 |
8 |
6 |
Техника игры в футбол |
1 |
30 |
31 |
7 |
Тактика игры в футбол |
2 |
15 |
17 |
8 |
Соревнования по футболу |
|
5 |
5 |
9 |
Итого |
12 |
58 |
70 |
Содержание программы.
1.Развитие футбола в России.
Теория:
- понятие - федерация футбола.
- лучшие Российские команды, тренеры и футболисты.
- международные соревнования с участием Российских команд.
Практика:
- просмотр матча по футболу.
- беседа на тему: «Великие тренеры России».
- обзор соревнований по футболу: первенство и кубок России среди команд мастеров.
2.Врачебный контроль.
Теория:
- понятие - самоконтроль.
- объективные данные самоконтроля: масса, динамометрия, спирометрия, пульс.
- субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, утомляемость, настроение.
Практика:
- дневник самоконтроля.
- определить ЧСС в покое и после нагрузки.
- устный опрос на тему: « Предупреждение травм в футболе».
3.Правила игры, организация и проведение соревнований по футболу.
Теория:
- изучение правил игры и пояснения к ним.
- изучение положения о соревнованиях.
- выбор места судей при различных игровых ситуациях
- обязанности судей.
Практика:
- работа судей на поле, удаления, предупреждения игроков с поля.
- просмотр повторов матчей.
4.Общая и специальная физическая подготовка.
- маховые движения, круговые вращения рук в сочетании с движением ног и туловища. Разгибание рук в опоре лёжа.
- упражнения с набивным мячом ( 2-3 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лёжа на спине.
- акробатические упражнения. Кувырок вперёд в прыжке. Стойка на голове из упора присев толчком двух ног.
- бег 60 метров на скорость, повторный бег 5 по 60м. до 3 по100, умеренный бег 25 минут.
- подвижные игры.
- спортивные игры. Баскетбол и ручной мяч.
- специальные упражнения для развития быстроты (ускорение на 15, 30, 60 метров).
- специальные упражнения для развития ловкости: прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой.
5.Техника игры в футбол.
Теория:
- взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов.
- показатель индивидуальной техники владения мячом.
- анализ кинограмм выполнение технических приёмов в исполнении лучших футболистов России.
Практика:
- удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся мячу. Удары подъёмом по прыгающему и летящему мячу. Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полёта и различное направление полёта. Удары в единоборстве. Удары на точность и дальность.
- удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением. Удары на точность.
- остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с поворотом налево и направо. Остановка грудью летящего мяча с поворотом в сторону.
- обманные движения (финты): при ведении показать остановку мяча подошвой или удар пяткой назад- неожиданным рывком вперёд уйти с мячом.
- ведение мяча серединой подъёма и носком, ведение мяча всеми изученными способами.
- отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определённые действия с мячом.
- вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения параллельного расположения ступней ног. Вбрасывание на точность и дальность.
- техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением, в броске. Ловля опускающегося мяча. Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча через перекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке. Броски мяча одной рукой с боковым запахом и снизу.
6.Тактика игры в футбол.
Теория:
- понятие о тактической системе и стиле игры.
- знакомство с тактическими расстановками на поле 1-4-3-3.
- просмотр матчей и обсуждение тактических приёмов.
- тактика игры в нападение.
- тактика игры в защите: организация обороны, «персональная опека».
Практика:
- упражнение для развития умения «видеть поле»- игра в пятнашки парами на ограниченной площади
- тактика нападения: индивидуальные действия - уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодные позиции для получения мяча.
- тактика нападения: групповые действия - уметь взаимодействовать с партнёрами при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи.
- выполнять комбинации в парах: «стенка», «скрещивание».
- выполнить комбинации « пропуск мяча».
- тактика нападения: командные действия - уметь выполнять обязанности в атаке на своём игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды.
- тактика защиты: индивидуальные действия – осуществлять «закрытие» и препятствовать сопернику в получении мяча.
- уметь противодействовать передаче, ведению и ударам по воротам.
- тактика защиты: групповые действия – уметь взаимодействовать в обороне при равном соотношении и численном превосходстве соперника, выбирая правильную позицию и страховку партнёров.
- тактика защиты: командные действия – организация обороны по принципу персональной и комбинированной защите.
- тактика вратаря - играть на выходах из ворот при ловле катящихся по земле и летящих на разной высоте мячей.
7. Соревнования по футболу.
Теория:
- внешний вид во время выступлений: спортивный костюм
- правила подготовки и психологической настройки к спортивному выступлению.
- правила поведения во время соревнований.
Практика:
- выступления на традиционных товарищеских соревнованиях.
- выступления на первенство района.
Тестирование
№ п/п
|
Контрольные упражнения |
Результат
|
Общая физическая подготовка.
|
||
1. |
Прыжки в длину с места, см
|
160 |
2. |
Тройной прыжок с места, см
|
450 |
3. |
Бег на 30 метров, сек
|
5,2 |
4. |
Бег на 300 м, сек
|
60 |
Техническая подготовка.
|
||
5. |
Накат справа по диагонали, ударов
|
15 |
6. |
Подрезка справа и слева, ударов
|
10 |
7. |
Подачи и их прием, ударов
|
6 |
Специальная физическая подготовка.
|
||
11. |
Бег на 30 м с мячом, сек
|
6,4 |
12 |
Удары по мячу на дальность – сумма ударов с правой и левой ноги, м
|
35 |
13. |
Вбрасывание мяча на дальность, м
|
12 |
Техническая подготовка.
|
||
13. |
Жонглирование мячом, раз
|
10 |
14. |
Остановка мяча внутренней стороной стопы
|
+ |
15. |
Удар по мячу на точность, попаданий
|
6 |
Материально-техническое обеспечение:
Спортивное оборудование и инвентарь:
- наличие футбольного поля и спортивного зала, размеры 12x9.
- стойки для обводки мячей - 10 штук
- стойки для подвески мячей- 2 штуки
- переносные мишени- 2 штуки
- ворота
- маты гимнастические
- скакалки-15 штук
- мячи набивные
- форма спортивная
- мячи футбольные -10 штук
- мячи волейбольные и баскетбольные
- гири, гантели
- освещённость в нормах САНПИНа.
Дидактическое обеспечение образовательного процесса:
- учебно-демонстрационные плакаты
- видеофильмы
- компьютер
- проектор
Список литературы для педагога:
1. Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение. 1986.-144с., ил.
2. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров ДЮСШ. М.,1981
3. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и спорта. - М.: АСАDЕМIА, 2000..
4. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2000.
5. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы, 1996.
6. Коротков И. М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1974.
7. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Учеб. пособие для курсов повышения квалификации науч. - пед. кадров. - Самара: СамГПИ, 1994.
8. Сучилина А.А.Юный футболист. Учебное пособие для тренеров. -М.:1983.
9. Сушков М.П.Ваш друг -«Кожаный мяч».М.,1983
10.Цирин Б.Я., Лукашин Ю.С.Футбол. М.,1982.
11.Чанади А. Футбол. Техника. М.,1978.
12.Чанади А. Футбол. Стратегия. М.,1981.
Список литературы для детей:
1. Андреев С. Н. Мини – футбол. М. «Физкультура и
спорт», 1978 г. - 111 с. с., ил.
2. Сучилин А. А. Футбол во дворе. М. «Физкультура и спорт»,
1978 г.
3. Цирин Б. Я., Лукашин Ю. С. Футбол. – М.: Физкультура и
спорт. 1982, 2-ое исправленное и дополненное издание, - 207 с с., ил. – (Азбука спорта).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.