Рабочая программа кружка «Мой дом-моя семья», «Мой детский сад»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 18.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу.
Иконка файла материала кружок средняя группа.docx
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка ­ детский сад «Аленький цветочек» Рабочая программа кружка «Мой дом­моя семья», «Мой детский сад» Средней группы Составитель программы: Иванова С.А.Пояснительная записка Пыть­Ях, 2018г. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А. С. Макаренко             Мы живём в замечательной стране – России, которая является страной с величайшей духовной культурой, богатым историческим прошлым, приветливым, добрым и бескорыстным народом!          Жители России всегда относились к нашей стране с любовью, с гордостью   за   свою   Родину,   жертвенным   отношением   к   ней!   Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему   русскому,   неотрывная   привязанность   к   месту   своего   рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.         В последнее время произошли многие изменения в экономических и политических   сферах   жизни,   которые   привели   к   ослаблению   духовных ценностей   народов,   населяющих   Россию.   Эти   изменения   снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Наиболее явной отличительной чертой стала   ­   постепенная   утрата   нашим   обществом   традиционного   российского патриотического   сознания.   Патриотическое   воспитание   –   это   процесс освоения,   наследия   традиционной   отечественной   культуры,   формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.                  Воспитывать   патриотизм   необходимо  с  раннего  детства, не забывая   о   том,   что   патриотизм   у   каждого   формируется   индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу.                  Таким   образом,   заложив   фундамент   с   детства,   мы   можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.         Занятия кружка направлены на познавательно­речевое развитие и социально   ­   нравственное   воспитание   детей   дошкольного   возраста. Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка. Актуальность        Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И оттого   какими   вырастут   наши   дети,   будет   зависеть   и   будущее   нашего государства.               Проводя   с   детьми   большую   часть   времени,   в   совместной деятельности,   в   играх,   в   процессе   бесед   и   разговоров   я   выяснила,   что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках,   не   говоря   уже   о   прадедах.   Они   затрудняются   рассказать   о семейных праздниках, традициях своей семьи.        Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать кружок «Мой   дом­моя   семья»,   «Мой   детский   сад».   Я   считаю,   что   кружок–   это идеальный   способ   поразмышлять   о   роли   семьи   в   жизни   каждого   ребенка. Работа над кружком имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско­родительских отношений.         Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому. Постановка проблемы:        В результате работы было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, о том, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало  кто  из  детей  знает  своё  родословное,  уходят  в прошлое семейные   праздники   и   традиции.   Дети   нуждаются   в   помощи   взрослых   в вопросах развития связной речи. Предполагаемый результат:  Дети   станут   испытывать   любовь   и   привязанность   к   родному   дому, семье, матери, детскому саду.   Проводимые   мероприятия   разовьют   в   ребенке   уверенность   в   себе, сформируют   социально   значимые   чувства,   желания   и   взгляды,   привьют социальные навыки;  Дети будут с уважением относиться к труду взрослых.    Кружок   разработан   на   основе   программы   нравственно­ патриотического воспитания дошкольников» Н. А. Арапова­Пискарева. «Мой родной дом». Вид кружка: Познавательно – творческий, игровой Программа духовно­нравственного направления Программа рассчитана для детей 4­5 лет Срок реализации ­ 1 год Режим работы кружка ­ занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия ­ 20 минут, во вторую половину дня. Участники кружка: воспитатели группы, дети, родители. Цель кружковой работы:Формирование   нравственно­патриотических   ценностей   и   чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Задачи:  Ввести ребенка в первую общественную среду – детский сад.  Заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души.  Познакомить с ближайшим окружением родного дома и детского сада. Сформировать понятие: Я – воспитанник детского сада. Мой дом – мой детский сад. Ознакомить ребенка с его родным домом. Привить чувство родства с семьей. Заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье. Сформировать понятие: Я – член семьи. Мой дом – моя семья. Тема: Тематическое       планирование   на   2018­2019   год   по   работе   с   детьми среднего дошкольного возраста (4­5 лет) № Месяц 1 сентябрь октябрь 2 ноябрь 3 декабрь 4 5 январь февраль 6 март 7 8 апрель 9 май 10 Итого: «Мой любимый детский сад» «Моя группа – вторая семья» «Мой дом, моя семья» «Моя родословная» «Обычаи, семейные традиции» «Профессии родственников» «Праздники в моей семье» «Безопасность в моей семье» «Я, ты, он, она­вместе дружная семья» Часы 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 9 часов Перспективное  планирование на 2018­2019 год по работе с детьми Тема занятия среднего дошкольного возраста (4 ­5года) Номер занятия   и дата проведения сентябрь Содержание «Мой любимый детский сад» Моя детский сад, История детского сада    1  07.09.18 Беседа «Что такое детский сад?» 2  14.09.18   Экскурсия   по   детскому с саду сотрудниками детского сада,   осмотр   помещений (беседы     Воспитывать   дружелюбное   отношение   друг   к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности. Закреплять навыки знакомства с людьми; учить детей обращаться к людям на «ты» и на «Вы»; воспитывать   у   детей   самостоятельность, решительность   в   общении   со   взрослымидетского сада) людьми. Беседа   «Моя   любимая игрушка» . «История   детского   сада   в фотографиях».   с   обобщенным   словом Познакомить «игрушки»;   учить   бережно   относиться   к игрушкам,   рассказывать   о   способах   игры   с игрушками; учить составлять рассказ описания своей любимой игрушки Помочь   детям   лучше   узнать   детский   сад, полюбить его; воспитывать желание считаться с интересами друг друга. «Моя группа – вторая семья» Моя группа, мои воспитатели Беседа   «Хорошо   у   нас   в саду»  Беседа   «Мои   друзья   в детском саду»   составлять   рассказ, Продолжать   учить   детей   делиться   своими мыслями,   развивать мышление, речь детей. Развивать   представление   о   том,   что   такое дружба;   помочь   понять   некоторые   причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта. Сюжетно­ролевая   игра   «В детском саду» Рисование   группы» «Эмблема   учить Развивать   чувства   коллективизма, играть, дружно, не ссорясь. Учить осмысливать и отражать в рисунке свои (или желаемые) положительные и нравственные качества;   развивать   чувство   общности   детей группы; формировать навыки сотрудничества; закрепить приёмы рисования. «Мой дом, моя семья» Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка,  прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Беседа   «Мама,   папа,   я   – дружная семья!» Учить   детей   называть   членов   своей   семьи; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга; понимать роль взрослых и детей в семье; вызвать у детей радость и гордость за то, что у него есть семья Развивать  у детей  доброе отношение  к своей маме; вызвать чувство гордости и радости за дела   и   поступки   родного   человека,   чувство благодарности за заботу. Я   и   моя   мама.   Чтение стихотворения   «Мамочка моя»» Чтение сказки «Гуси­лебеди Развивать у детей доброе отношение и любовь к своим братьям и сёстрам; вызывать у детей интерес   к   сказкам,   желание   слушать   и 3 21.09.18 4 28.09.18   октябрь 5 05.10.18 6 12.10.18  7 19.10.18 8 26.10.18 ноябрь 9 2.11.18 10 9.11.18 11 16.11.1812 23.11.18 13 30.11.18 декабрь 14 07.12.18 15 14.12.18 16 21.12.18 17 28.12.18 январь 18 11.01.19 19 18.01.19 20 25.01.19 февраль 21 01.02.19 Сюжетно­ролевая игра «Бабушка   и   дедушка приехали!»   Д/   и   «   Какие   слова   ты скажешь   и дедушке,   когда   придешь   к ним в гости»   бабушке Беседа «Имя твое» рисование   Беседа, «Фамилия, герб семьи» Беседа, «Летопись Генеалогическое древо»     рисование семьи. запоминать содержание сказок. Учить   детей   проявлять   заботу   о   своих бабушках   и   дедушках,   относиться   к   ним   с нежностью   и   любовью;   воспитывать   культуру поведения. Углубить   знания   о   своей   семье,   воспитывать доброе отношение к членам своей семьи. «Моя родословная» Побеседовать с детьми об именах, рассказать откуда произошли их имена. Обсудить с детьми фамилии, нарисовать герб своей семьи. Рассказать   детям   о   генеалогическом   древе, нарисовать генеалогическое древо своей семьи. «Семейная фотография»  Расширение знаний о своей семье. Беседа   «Моя   Семейные традиции» «Обычаи, семейные традиции» семья. Обсудить   с   детьми   их   семейный   досуг, рассказать о том, что такое родословная. Рассматривание   альбома «Домашние обязанности» Дать представление о семейных обязанностях; воспитывать любовь к труду, желание помогать родителям. Рисование «Портрет семьи» Воспитывать у детей доброе отношение к папе, маме,   себе;   учить   передавать   эти   образы   в рисунке средствами выразительности доступными     «Профессии родственников» Подборка   фотографий   и составление   рассказа   по теме:   «Мама   и   папа   на работе». Совершенствование   диалогической   речи, умения составлять рассказ с опорой на личный опыт.   Расширять   у   детей   знания   и представления   о   профессиях   через   рассказы детей   о   профессиях   своих   родителей, художественное слово.22 08.02.19 23 15.02.19 24 22.02.19 март 25 01.03.19 26 15.03.19 27 22.03.19 28 29.03.19 апрель 29 05.04.19 30 12.04.19 Рисование–   раскрашивание «Моя   семья.   Профессии родителей» Составление  повествовательных  рассказов «Какая  профессия важнее всех». Составление   описательных рассказов   «Мои   родители трудятся»,   «Я   хочу   быть похожим на...» Поговорить с детьми о том, кем работают их родители, отобразить их в рисунке. Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Развивать интереса к различным   профессиям,   в   частности   к профессиям родителей и месту их работы. Вызвать интерес к своей родословной. «Праздники в моей семье» Беседа   «Важные   даты   в нашей семье» Помочь   детям   осознать:   семейные   традиции живы   до   тех   пор,   пока   они   передаются   из поколения в поколение     ко   игра   «Семья дню Сюж.рол. готовится рожденья» «Расскажи   о   членах   своей семьи» (по фотографиям из семейного   фотоальбома)   и др. Беседа   «Любимые   занятия членов нашей семьи» Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.     родителям, Воспитание чувства привязанности и любви к своим родственникам. гармонизации   детско­ Способствовать родительских   взаимоотношений. Формирование у детей понятие «Семья» Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.   «Безопасность в моей семье» Воспитывать   у   детей   любовь   и   уважение   к членам семьи, учит проявлять заботу о родных людях. Эмоционально   воспринимать   и   понимать образное   содержание   произведения;   Учить эмоциональному   восприятию   образного содержания   поэтического   текста,   пониманию значения   использования   автором   средств выразительности.   образность, выразительность речи. Учить   детей   безопасному   образу   жизни, закреплять   знания   о   правилах   поведения   в незнакомой местности, развивать умение детей   Развивать       проблемных Решение «Бабушка ситуаций: заболела»,   «Чем   я   могу помочь   папе, сестренке, братику и т.д.)», С.Черный   «Когда   никого нет   дома»   –   чтение стихотворения. (маме, 31 19.04.19 Обсуждение  ситуаций:   «Ты заблудился»находить   выход   из   проблемной   ситуации, умение   рассуждать   и   делать   выводы, воспитывать   бережное   отношение   к   своей жизни и жизни других людей. Беседы  «Безопасный дом» Расширить  представления  детей  о  предметах, которые   могут   служить   источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы   о   последствиях   неосторожного обращения   с   такими   предметами.   Рассказать детям,   что   существует   много   предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны   храниться   в   специально   отведенных местах. Научить детей правилам поведения при возникновении опасной ситуации.  «Я, ты, он, она­вместе дружная семья» 32 26.04.19 май 33 10.05.19 Рассказывание   на   тему: «Наша  дружная   семья»  (на основе   моделирования   – опорные схемы, модели). 34 17.05.19 Спортивное   развлечение «Мама, папа, Я –спортивная семья» 35 24.05.19 Итоговое   мероприятие: Викторина   «Моя   семья   – мое богатство». Уметь   определять   и   называть   члена   семьи; формировать   знания   детей   о   семье   и   членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и   помогают  друг  другу;  воспитывать   чувство привязанности к членам своей семьи. Создать бодрое и радостное настроение у детей и   их   родителей.   Развивать   физические качества:   выносливость,   силу реакции.   Осуществлять   взаимосвязь   по физическому воспитанию детей между детским садом и семьей. Способствовать   воспитанию   у   детей   чувства любви и уважения к близким людям.   быстроту, Взаимодействие с родителями Особую   значимость   при   решении   задач   патриотического   воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь,   активно   участвуют   в   жизни   детского   сада,   проявляя   выдумку, фантазию, энтузиазм.  Перспективный план работы с родителями Месяц Содержание сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь Выпуск книг ­ раскладушек «Чем живёт группа» Презентация «Эмблема группы» Презентация «Моя группа – вторая семья»  Выставка «Герб семьи» Выставки   рисунков,   поделок:   «Моя   мама   лучше всех»февраль Март апрель май «Как   воспитать   ребенка   или   уроки   вежливости дома» Консультация «Что такое генеалогическое древо?» Родительское собрание «Вся семья вместе – так и душа на месте» Консультация   «Роль   родителей   в   физическом оздоровлении дошкольников»               Результативность кружка:  Таким образом, в результате кружковой работы, дети обобщили и систематизировали свои знания о детском саде и семье. Уровень   знаний   детей   о   семье   значительно   повысился.   Дети   узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Мы верим,   что   благодаря   этому   кружку   укрепятся   детско­родительские отношения,   расширится   кругозор   и   обогатится   словарный   запас   детей. Особенность этого кружка на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду. Список использованной литературы 1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю.   Александрова,   Е.   П.   Гордеева,   М.   П.   Постникова,   Г.   П.   Попова.   – Волгоград: Учитель, 2007. 2.   Алёшина,   Н.   В.   Патриотическое   воспитание   дошкольников   /Н.   А, Алёшина. – М. : ЦГЛ, 2005. 3.   Воспитательная   система   «Маленькие   россияне»   /   Под   общей редакцией Т. И. Оверчук. – М. : Мозаика Синтез, 2005. 4.   Маханева,   М.   Д.   Нравственно­патриотическое   воспитание дошкольников / М. Д. Маханева. М. : 2009. 5.   Мой   родной   дом.   Программа   нравственно­патриотического воспитания дошкольников / Под общ. Ред. Т. И. Оверчук – М. : Мозаика Синтез, 2004 6.   Фалькович,   Т.   А.   Сценарии   занятий   по   культурно­нравственному воспитанию / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. – М. : ВАКО, 2008. 7. Испо1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: ­М.: Т.Ц. Сфера, 2005. 8. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: ­М.: Т.У. Сфера, 2004.9. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: ­М.: Просвещение, 2001. 10. Демонстрационный материал: «Моя семья», «Мой дом», Расскажи про детский сад».  11. Интернет­ресурсы Диагностическая карта обследования уровня сформированности  представлений детей среднего дошкольного возраста по нравственно –  патриотическому воспитанию по теме «Семья, Мой детский сад» ь н е в о р У и т с о н н а в о р и м р о ф с № Представление о себе и своей семье Представления о детском саде Средний дошкольный возраст а к н е б е р   . . И Ф и ь м е с   в о н е л ч   т е а в ы з а Н т е я л е д е р п О е ы н н е в т с д о р я м и   е о в с   т е а в ы з а Н ю и л и м а ф   и , с и е с р с д е а ф й о и р н п ш   т а ю м а о в д ы   т з е а а Н н м З н а м о ф и е п л а е п т     о г о к с т е д   с е р д а   т е а н З а д а с й е о в с   о с   м о к а н З й о н в о л с о д о р   в я с т е у р и т н е и р О   я и н а в з а н х и   т е а н з   ,   о г о к с т е д и и н е щ е м о п . и и ц к н у ф и   Сформированно  3; частично сформировано  2; не сформировано – 1    а д а с 1 2 3 4 5 6 х я и с с е ф о р п . а д а с о   е и н е л в а т с д е р п   т е е м И о г о к с т е д в о к и н д у р т о с        Карта мониторинга сформированности представлений детей среднего дошкольного возраста по нравственно – патриотическому воспитанию по теме «Семья, Мой детский сад» Раздел Критерии Начало уч.год Конец уч.год Называет свое имя и фамилию.Представление о себе и своей семье Представления о детском саде Знает домашний адрес, телефон. Называют профессии пап и мам Определяет родственные отношения Называет членов семьи Ориентируется в помещении  детского сада, знает их названия и  функции. Знает адрес детского сада Имеет представление о профессиях  сотрудников детского сада. Показатели результативности Высокий уровень ­знает свое имя, фамилию; заботится о близких, оказывает  помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет  договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Средний уровень ­ знает свое имя, фамилию, заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. Низкий уровень ­ не называет имена мамы, папы, не знает своего домашнего адреса, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.