Программа
дополнительного образования обучающихся
духовно-нравственного направления
«Моя малая родина»
Разработана
Учителем истории
Шаваровой И.Н.
Пояснительная записка.
Одним из приоритетных направлений дополнительного образования обучающихся является духовно-нравственное направление.
Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального и основного общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего посёлка, занимаются изучением материальной и традиционной культуры. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.
Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.
Программа разработана с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, экскурсий. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.
Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, посёлок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего посёлка, района и его населения;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и района, области;
- изучение проблем развития области ;
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укрепление семейных связей:
заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;
совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические акции;
- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию своей инициативы.
Программа рассчитана на обучающихся со 2-ого по 5-й класс. Продолжительность реализации 1учебный год. Программа реализуется при двухчасовом режиме работы в неделю, всего 68часов, продолжительность занятия – 45 минут.
. Содержание программы.
Программа выполняет две функции:
- информационно-методическая функция - позволяет всем участникам получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;
- организационно - планирующая функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
- признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта;
- выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы единства целей и принципов.
В содержании:
- изложение содержания с территориально - хронологических позиций;
- понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.
Курс данной программы интегративный, включающий в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты.
В организации:
- реализация важнейшей особенности данного направления;
- придание особой роли наглядности в реализации программы в аудиторных условиях, использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования, экскурсии и походы.
Программа курса духовно-нравственного направления «Моя малая родина», представлена в виде шести блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.
2-5 классы |
1. История моей семьи (10 часов). 2. История своего посёлка (13 часов). 3.Западнодвинский район (11 часов ) 4.Природа нашего края (16 часов ) 5. Тверская область – субъект Российской Федерации (12 часов ) 6.Природные комплексы области (6 часов ) Итого: 68 часов |
Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает в себя практические работы.
Планируемые результаты.
В ходе реализации программы обучающихся учащиеся должны:
Знать/понимать:
Ø родословную своей семьи
Ø историю своего населённого пункта, различных учреждений
Ø историю народов, проживающих в своём крае и их традиции
Ø основные краеведческие термины и понятия
Ø администрацию района и своего населённого пункта, правительство, губернатора Тверской области, значения официальных символов
Ø основные этапы и ключевые события истории Тверской области
Ø изменения природной среды района и области в результате деятельности человека
Ø особенности природы, населения
Ø специфику географического положения и административно-территориального устройства
Ø природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем
Ø важнейшие достижения культуры и системы ценностей
Уметь:
Ø рассказывать о важнейших событиях истории района и своего населённого пункта
Ø выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы
Ø работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию
Ø описывать традиции народа своего края
Ø показывать на карте границы и географический центр области, района
Ø приводить примеры использования и охраны природных ресурсов области
Ø составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты
Ø работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Ø проведения самостоятельного поиска информации
Ø понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни
Ø ориентирования на местности и чтения карт
Ø учёта наблюдений в природе своей местности
Ø решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий
Ø высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии Тверской области
Ø использования знаний об историческом пути и традициях посёлка, района в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Тематическое планирование.
1. История моей семьи (10 часов).
Моё имя. История моёго имени. Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи. Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего посёлка, района. Традиции семьи.
Практические работы:
1) Составление древа семьи.
2) Исследование старых фотографий и их анализ.
3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего посёлка.
4) Изучение традиций семьи и их описание.
2. История своего посёлка (13 часов).
История создания, строительства посёлка как железнодорожной станции. История школы и других учреждений посёлка. Традиции школы .Сельские поселения , входящие в Староторопский округ. Население посёлка. Традиции посёлка .Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны.
Мои земляки – участники боевых действий в Афганистане , Чечне.
Практические работы.
1) Посещение поселковой библиотеки с целью анализа данных о развитии посёлка.
2) Изучение материалов об истории школы и других учреждений посёлка
3) Изучение и описание традиций школы.
4) Заочные экскурсии в сельские поселения нашего сельского округа.
5) Администрация поселения.
6) Изучение и описание традиций посёлка.
7.) Экскурсия в школьный музей.
3 Западнодвинский район (11 часов).
История района. Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц.
Символы района. Администрация района. Традиции района. Художники района.
Практические работы.
1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Западнодвинского района.
2) Заочные экскурсии в населённые пункты района.
3) Изучение символики района.
4) Администрация района.
5).Рисование пейзажей родного края.
4. Природа нашего края (16 часов).
1) Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга Тверской области. Зелёная аптека нашего края.
2) Край рек и озёр. Водные объекты нашего края. Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности. Великая русская река Волга. Река Западная Двина.
3) Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.
Практические работы.
1) Составление рассказа об озёрах и реках Тверской области.
2) Заочная экскурсия на озеро Селигер.
3) Заочное путешествие по рекам Волга, Западная Двина.
4)Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».
5) Составление рассказов о местных животных и растениях.
6)Сбор лекарственного сырья.
5..Тверская область – субъект Российской Федерации (12 часов).
Тверская область на карте мира, на карте Российской Федерации. Границы, пограничные территории. Тверь – столица нашей области. Официальные символы. Поэты Тверской области. Художники Тверской области.
Практические работы.
1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Тверской области.
2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации.
3) Заочная экскурсия в город Тверь.
4) Проба пера и кисти.
6.. Природные комплексы области (6 часов).
Природные комплексы и их охрана. Заповедники 21 века. Памятники природы области. Экологическая станция «Чистый лес» (г.Торопец).Областная станция юннатов.
Практические работы.
1) Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»
2) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы.
3) Заочные экскурсии на экологические станции области.
4) Экскурсии по школьной экологической тропе.
Календарно-тематическое планирование.
№ блока |
Раздел, тема. |
Количество часов |
||
всего |
теор |
практ |
||
1
|
История моей семьи. 1.Моё имя. История моего имени 2.Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи. 2.Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего посёлка, района. 3. Традиции семьи. Практические работы: 1) Составление древа семьи. 2) Исследование старых фотографий и их анализ. 3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего посёлка. 4) Изучение традиций семьи и их описание. |
10 1 3 3
3
|
6 1 2 1
2
|
4
1 2
1
1 1 1
1 |
2 |
История своего посёлка. 1.История создания строительства посёлка. 2.История школы и других учреждений посёлка. 3.Традиции школы. 4. История создания строительства посёлка как железнодорожной станции. 5.Сельские поселения 6. Население посёлка. 7. Традиции посёлка. 8.Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны. Мои земляки – участники боевых действий в Афганистане , Чечне. Практические работы. 1) Посещение поселковой библиотеки с целью анализа данных о развитии посёлка. 2) Изучение материалов об истории школы и других учреждений посёлка. 3) Изучение и описание традиций школы 4) Администрация поселения. 5) Заочные экскурсии в сельские поселения нашего сельского округа 6) Изучение и описание традиций посёлка. 7) Экскурсия в школьный музей. |
13 1 2 2 1
2 2 2 1 |
7 0 1 1 1
1 1 1 1 |
6 1 1 1
1 1 1 |
3.
3.
4.
5.
6.
7.
|
Западнодвинский район. 1.История района. 2.Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц. 3.Символы района. 4.Администрация района. 5. Традиции района. 6. Художники района. Практические работы. 1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Западнодвинского района. 2) Заочные экскурсии в населённые пункты района 3) .Изучение символики района. 4) Администрация района 5) Рисование пейзажа родного края
6) Рисование пейзажей родного края.
3) Изучение символики района. 4). Знакомство с Никаноро 4) Администрация района.
3.Символы района. 4. Администрация района. Практические работы. 1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Карталинского района. 2) Работа с топонимическим словарём. 3) Изучение символики района.
Челябинская область – субъект Российской Федерации. 1. Челябинская область на картах мира и России. 2. Границы, пограничные территории. 3. Челябинск – столица нашей области. 4. Официальные символы. 5. Губернатор и правительство области. Практические работы. 1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Челябинской области. 2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации. 3) Достопримечательности города Челябинска.
Природа нашего края. 1. Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. 2. Красная книга Челябинской области. 3. Край рек и озёр. Водные объекты нашего края. 4. Озёра – здравницы. 5. Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности. 6. Климат и погода.История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. 7. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. 8. Климатическая характеристика района проживания. Практические работы. 1) Работа с топонимическим словарём о происхождении названий географических объектов. 2) Составление рассказа об озёрах и реках Челябинской области. 3) Заочная экскурсия в районный метеорологический пункт. 4)Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года». 5) Составление альбома о местных животных и растениях.
Природные комплексы нашего края. 1. Природные комплексы и их охрана. 2. Заповедники 21 века. 3. Памятники природы края. Практические работы. 1) Заочная экскурсия на Аркаим. 2) Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!» 3) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы. 4) Заочное путешествие по Джабык-Карагайскому бору. 5) Составление правил поведения на территории памятников природы.
|
11 1 2
2 2 3 1
6 2 2 2 |
6 1 1
1 1 2 1
5 1
1
2
1
4
2
1 1
4
1
1 1 1
6 1
1 1
1 1
1
2
1 1 |
4
1
1 1 1 1
2 2
1
4
1
2 1
6
2
2
2
7
2
1
1
1
2
4
1 1
1
1 |
4 |
Природа нашего края 1) Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга Тверской области .Зелёная аптека нашего края. 2) Край рек и озёр. Водные объекты нашего края. Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности. Великая русская река Волга. Река Западная Двина. 3) Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания. Практические работы. 1) Составление рассказа об озёрах и реках Тверской области. 2) Заочная экскурсия на озеро Селигер. 3) Заочное путешествие по рекам Волга, Западная Двина. 4)Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года». 5) Составление рассказов о местных животных и растениях 6) Сбор лекарственного сырья |
16 6
6
4 |
11 5
3
3
|
5 1
3
1 |
5 |
Тверская область – субъект Российской Федерации 1.Тверская область на карте мира, на карте Российской Федерации. Границы, пограничные территории. 2. Тверь – столица нашей области. 3.Официальные символы. .4.Поэты Тверской области. 5. Художники Тверской области. Практические работы. 1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Тверской области. 2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации. 3) Заочная экскурсия в город Тверь. 4.Проба пера и кисти.
|
12
3
4 3 1 1 |
7
2
3 2
|
5
1
1 1 1 1 |
6 |
Природные комплексы области 1.Природные комплексы и их охрана. Заповедники 21 века. Памятники природы области. 2.Экологическая станция «Чистый лес» (г.Торопец).Областная станция юннатов. Практические работы. 1) Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!» 2) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы. 3) Заочные экскурсии на экологические станции области. 4) Экскурсии по школьной экологической тропе.
|
6 4 2
|
3 2 1 |
3 2 1 |
Материально-техническое обеспечение.
№1 |
Наименование |
Количество |
Примечание |
1 |
Физическая карта мира |
1 |
На всех учащихся |
2 |
Физическая карта России |
1 |
На всех учащихся |
3 |
Физическая карта Тверской области |
1 |
На всех учащихся |
4 |
Атлас Тверской области |
15 |
На каждого учащегося |
5 |
Контурные карты. |
15 |
На каждого учащегося |
6 |
Коллекция полезных ископаемых Тверской области |
1 |
На всех учащихся |
7 |
Мультмедийный комплекс |
1 |
На всех учащихся |
8 |
Набор картин растений и животных Тверской области |
1 |
На всех учащихся |
9 |
Набор плакатов с символикой района, области |
1 |
На всех учащихся |
Учебно-дидактическое обеспечение.
Рекомендуемая литература:
1. Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник.- Челябинск: «Абрис»,2004
2. Справочник административно - территориального деления Челябинской области. -Челябинск: 1997 г.
3. Челябинская область: Энциклопедия. Т1-5.- Челябинск: Каменный пояс, 2003.
Специальная литература:
1. Андреева М.А. География Челябинской области: Учебник для 7~9 кл. - Челябинск:ЮУКИ, 2002
2. Кирин Ф.Я. Тетрадь юного краеведа «Карталинский район». Челябинск: «Абрис», 2006
3. Атлас. Озерный край, Челябинск: «Абрис», 2002
4. Калишев В.У. У природы нет плохой погоды. О погоде Урала. - Челябинск, 1998.
5. Румянцева А.Я. Климат Челябинской области.- Челябинск. Изд-во ЧГПИ, 1998.
6. Природа Челябинской области. - Челябинск. Изд-во ЧГПУ, 2000.
7. Флора и растительность Южного Урала и их охрана. Выпуск 8. – Челябинск, 1979.
8. Андреева М.А. Природа Челябинской области. Челябинск, 2000.
9. Левит А.И. Южный Урал; география, экология, природопользование. – Челябинск, 2001.
10. Бакунин В.А. Особо охраняемые природные территории Челябинской области. Челябинск: 1993-
11. Виноградов Страницы Древней истории Южного Урала. Челябинск: 1997-
12. Алентьев Ю.М. Карталинский район. - Магнитогорск, 1995-
13. Методическое пособие Страницы Древней истории Южного Урала.- Челябинск: 2000 г.
14. Шувалов. От Парижа до Берлина. – Челябинск.
15. Топонимический словарь.
Источники.
1. Коллекция научно-исследовательских работ членов НОУ клуба «Искатель» МОУ Новокаолиновая СОШ.
2. Презентации членов НОУ клуба «Искатель» МОУ Новокаолиновая СОШ.
3. Официальный сайт «Краеведческий портал Челябинской области».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.