рабочая программа кружка "Моя малая Родина"

  • Разработки курсов
  • docx
  • 24.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа кружка "Моя малая Родина" разработана для обучающихся 5-7 классов. Одним из приоритетных направлений дополнительного образования обучающихся является духовно-нравственное направление. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего посёлка, занимаются изучением материальной и традиционной культуры. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.
Иконка файла материала МОЯ МАЛАЯ РОДИНА.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

дополнительного образования обучающихся

духовно-нравственного направления

«Моя малая родина»

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработана

 Учителем истории

Шаваровой И.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Одним из приоритетных направлений дополнительного образования  обучающихся является духовно-нравственное направление.

        Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального и основного общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

       Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего посёлка, занимаются изучением материальной и традиционной культуры. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.

        Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка,  направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного  развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.

        Программа разработана  с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, экскурсий. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.

  Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, посёлок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

 

Образовательные задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего посёлка,  района и его населения;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего насе­ленного пункта и района, области;

- изучение проблем развития области ;

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование личностно-ценностного отно­шения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование толерантности и толерантного поведения в ус­ловиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурно­сти региона;

 - укрепление семейных связей:

           заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;

           наличие богатых возможностей для большого количества уча­щихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы роди­телей, бабушек и дедушек, других родственников;

           изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писате­лей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

            общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;

            совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между пред­ставителями разных поколений в семье);

           формирование экологической культуры, способности само­стоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к ок­ружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познава­тельной деятельности;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические акции;    

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реали­зацию своей инициативы.

       Программа рассчитана на обучающихся со 2-ого по 5-й класс. Продолжительность реализации 1учебный год. Программа реализуется при двухчасовом режиме работы в неделю, всего 68часов, продолжительность занятия – 45 минут.

 

.                                       Содержание программы.

 

Программа выполняет две функции:

               - информационно-методическая функция - позволяет всем участникам получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;

              - организационно - планирующая  функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

         - признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта;

         - выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы единства целей и принципов.

В содержании:

            - изложение содержания с территориально - хронологических позиций;

            - понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.

Курс  данной программы интегративный, включающий в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты.

 

В организации:

- реализация важнейшей особенности данного направления;

 - придание особой роли наглядности в реализации программы в ау­диторных условиях, использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

 - вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования, экскурсии и  походы.

          Программа курса духовно-нравственного направления «Моя малая родина», представлена в виде шести блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.

     

     2-5 классы

1. История моей семьи (10 часов).

2. История своего посёлка (13 часов).   

 3.Западнодвинский район (11 часов ) 

4.Природа нашего края (16 часов )

5. Тверская область – субъект Российской Федерации (12 часов )

6.Природные комплексы области (6 часов )

Итого: 68 часов

 

Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает в себя практические работы.

 

                          Планируемые результаты.

В ходе реализации программы обучающихся учащиеся должны:

Знать/понимать:

Ø родословную своей семьи

Ø историю своего населённого пункта, различных учреждений

Ø историю народов, проживающих в своём крае и их традиции

Ø основные краеведческие термины и понятия

Ø администрацию района и своего населённого пункта, правительство, губернатора Тверской области, значения официальных символов

Ø основные этапы и ключевые события истории Тверской области

Ø изменения природной среды района и области в результате деятельности человека

Ø особенности природы, населения

Ø специфику географического положения и административно-территориального устройства

Ø природные и антропогенные причины  возникновения экологических проблем

Ø важнейшие достижения культуры и системы ценностей

Уметь:

Ø рассказывать о важнейших событиях истории района и своего населённого пункта

Ø выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы

Ø работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию

Ø описывать традиции народа своего края

Ø показывать на карте границы и географический центр области, района

Ø приводить примеры использования и охраны природных ресурсов области

Ø составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты

Ø работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их

Использовать приобретённые знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Ø проведения самостоятельного поиска информации

Ø понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни

Ø ориентирования на местности и чтения карт

Ø учёта наблюдений в природе своей местности

Ø решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий

Ø высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии Тверской области

Ø использования знаний об историческом пути и традициях посёлка, района в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

 

 

 

                         Тематическое планирование.

 

                         1. История моей семьи (10 часов).

Моё имя. История моёго имени. Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи. Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего посёлка, района. Традиции семьи.

Практические работы:

1) Составление древа семьи.

2) Исследование старых фотографий и их анализ.

3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего посёлка.

4) Изучение традиций семьи и их описание.

 

                        2. История своего посёлка (13 часов).   

История создания, строительства посёлка как железнодорожной станции.  История школы и других учреждений посёлка. Традиции школы .Сельские поселения , входящие в Староторопский округ. Население посёлка. Традиции посёлка .Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны.

Мои земляки – участники боевых действий в Афганистане , Чечне.

Практические работы.

1) Посещение поселковой библиотеки с целью анализа данных о развитии посёлка.

2) Изучение материалов об истории школы и других учреждений посёлка

3) Изучение и описание традиций школы.

 4) Заочные экскурсии в сельские поселения нашего сельского округа.

5) Администрация поселения.

6) Изучение и описание традиций посёлка.                            

 7.) Экскурсия в школьный музей.

 

                   

                     3 Западнодвинский район (11 часов).

История района. Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц.

Символы района. Администрация района. Традиции района. Художники района.

 

 

Практические работы.

 

1)   Работа на контурной карте с целью обозначения границ Западнодвинского  района.

2)   Заочные экскурсии в населённые пункты  района.  

 3) Изучение символики района.

     4) Администрация района.

      5).Рисование пейзажей родного края.

 

                     4.  Природа нашего края (16 часов).

1) Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга Тверской  области. Зелёная аптека нашего края.

2) Край рек и озёр. Водные объекты нашего края. Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности. Великая русская река Волга. Река Западная Двина.

3) Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.

Практические работы.

1) Составление рассказа об озёрах и реках Тверской  области.

2) Заочная экскурсия на озеро Селигер.

3) Заочное путешествие по рекам Волга, Западная Двина.

4)Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».

5) Составление рассказов о местных животных и растениях.

6)Сбор лекарственного сырья.

 

        5..Тверская область –  субъект Российской Федерации (12 часов).

Тверская область на карте мира, на карте Российской Федерации. Границы, пограничные территории. Тверь – столица нашей области. Официальные символы. Поэты Тверской области. Художники Тверской области.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Тверской области.

2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации.

3) Заочная экскурсия в город Тверь.

4) Проба пера и кисти.

            

 

 

   6.. Природные комплексы области (6 часов).

Природные комплексы и их охрана. Заповедники 21 века. Памятники природы области. Экологическая станция «Чистый лес» (г.Торопец).Областная  станция юннатов.

Практические работы.

1) Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»

2) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы.

3) Заочные экскурсии на экологические станции области.

4) Экскурсии по школьной экологической тропе.

 

 

                                  Календарно-тематическое планирование.

№ блока

Раздел, тема.

Количество часов

всего

теор

практ

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История моей семьи.

1.Моё имя. История моего имени

2.Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи.

2.Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего посёлка, района.

3. Традиции семьи.

Практические работы:

1) Составление древа семьи.

2) Исследование старых фотографий и их анализ.

3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего посёлка.

4) Изучение традиций семьи и их описание.

10

1

3

3

 

3

 

 

 

 

 

 

 

6

1

2

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

4

 

1

2

 

1

 

1

1

1

 

 

1

2

История своего посёлка.   

1.История создания строительства посёлка.

2.История школы и других учреждений посёлка.

3.Традиции школы.

4. История создания строительства посёлка как железнодорожной станции.

5.Сельские поселения

6. Население посёлка.

7. Традиции посёлка.

8.Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны. Мои земляки – участники боевых действий в Афганистане , Чечне.

Практические работы.

1) Посещение поселковой библиотеки с целью анализа данных о развитии посёлка.  

2) Изучение материалов об истории школы и других учреждений посёлка.

3) Изучение и описание традиций школы

 4) Администрация поселения.

5) Заочные экскурсии в сельские поселения нашего сельского округа

6) Изучение и описание традиций посёлка.

7) Экскурсия в школьный музей.

13

1

2

2

1

 

2

2

2

1

7

0

1

1

1

 

1

1

1

1

6

1

1

1

 

 

1

1

1

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Западнодвинский район.

1.История района.

2.Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц.

3.Символы района.

4.Администрация района.

5. Традиции района.

6. Художники района.

Практические работы.

1)   Работа на контурной карте с целью обозначения границ Западнодвинского  района.

2)   Заочные экскурсии в населённые пункты  района

3)   .Изучение символики района.

4)   Администрация района

5)   Рисование пейзажа родного края

 

 

  

6)   Рисование пейзажей родного края.

 

 3) Изучение символики района. 4). Знакомство с   Никаноро

     4) Администрация района.

 

 

 

 

3.Символы района.

4. Администрация района.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Карталинского района.

2) Работа с топонимическим словарём.

3) Изучение символики района.

 

 

Челябинская область –  субъект Российской Федерации.

1. Челябинская область на картах мира и  России.

2. Границы, пограничные территории.

3. Челябинск – столица нашей области.

4. Официальные символы.

5.  Губернатор и правительство области.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Челябинской области.

2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации.

3) Достопримечательности города Челябинска.

 

Природа нашего края.

1. Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные.

2. Красная книга Челябинской области.

3. Край рек и озёр. Водные объекты нашего края.

4. Озёра – здравницы.

5.  Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности.

6. Климат и погода.История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой.

7. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде.

8. Климатическая характеристика района проживания.

Практические работы.

1) Работа с топонимическим словарём о происхождении названий географических объектов.

2) Составление рассказа об озёрах и реках Челябинской области.

3) Заочная экскурсия в районный метеорологический пункт.

4)Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».

5) Составление альбома о местных животных и растениях.

 

Природные комплексы нашего края.

1. Природные комплексы и их охрана.

2. Заповедники 21 века.

3. Памятники природы края.

Практические работы.

1) Заочная экскурсия на Аркаим.

2) Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»

3) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы.

4) Заочное путешествие по Джабык-Карагайскому бору.

5) Составление правил поведения на территории памятников природы.

 

11

1

2

 

2

2

3

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

2

2

2

6

1

1

 

1

1

2

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

1

 

1

 

2

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

2

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

1

 

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

1

 

 

1

1

 

1

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

1

1

4

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

 

1

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

2

1

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

2

 

2

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

1

 

1

 

1

 

2

 

 

4

 

 

 

 

1

1

 

1

 

 

1

4

Природа нашего края

1) Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга Тверской  области .Зелёная аптека нашего края.

2) Край рек и озёр. Водные объекты нашего края. Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности. Великая русская река Волга. Река Западная Двина.

3) Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.

Практические работы.

1) Составление рассказа об озёрах и реках Тверской  области.

2) Заочная экскурсия на озеро Селигер.

3) Заочное путешествие по рекам Волга, Западная Двина.

4)Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».

5) Составление рассказов о местных животных и растениях

6) Сбор  лекарственного сырья

16

6

 

 

6

 

 

 

4

11

5

 

 

3

 

 

 

3

 

5

1

 

 

3

 

 

 

1

5

Тверская область –  субъект Российской Федерации

1.Тверская область на карте мира, на карте Российской Федерации. Границы, пограничные территории.

2. Тверь – столица нашей области.

3.Официальные символы.

.4.Поэты Тверской области.

5. Художники Тверской области.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Тверской области.

2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации.

3) Заочная экскурсия в город Тверь.

4.Проба пера и кисти.

 

   

12

 

3

 

 

4

3

1

1

7

 

2

 

 

3

2

 

5

 

1

 

 

1

1

1

1

6

Природные комплексы области

1.Природные комплексы и их охрана. Заповедники 21 века. Памятники природы области. 2.Экологическая станция «Чистый лес» (г.Торопец).Областная  станция юннатов.

Практические работы.

1) Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»

2) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы.

3) Заочные экскурсии на экологические станции области.

4) Экскурсии по школьной экологической тропе.

 

 

6

4

2

 

3

2

1

3

2

1

 

                         Материально-техническое обеспечение.

№1

Наименование

Количество

Примечание

1

Физическая карта мира

1

На всех учащихся

2

Физическая карта России

1

На всех учащихся

3

Физическая карта Тверской области

1

На всех учащихся

4

Атлас Тверской области

15

На каждого учащегося

5

Контурные карты.

15

На каждого учащегося

6

Коллекция полезных ископаемых Тверской области

1

На всех учащихся

7

Мультмедийный комплекс

1

На всех учащихся

8

Набор картин растений и животных Тверской области

1

На всех учащихся

9

Набор плакатов с символикой района, области

1

На всех учащихся

 

 

Учебно-дидактическое обеспечение.

 

 Рекомендуемая литература:

1. Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник.- Челябинск: «Абрис»,2004

2. Справочник административно - территориального деления Челябинской области. -Челябинск: 1997 г.

3.  Челябинская область: Энциклопедия. Т1-5.- Челябинск: Каменный пояс, 2003.

Специальная литература:

1. Андреева М.А. География Челябинской области: Учебник для 7~9 кл. - Челябинск:ЮУКИ, 2002

2.  Кирин Ф.Я. Тетрадь юного краеведа «Карталинский район». Челябинск: «Абрис», 2006

3.  Атлас. Озерный край, Челябинск: «Абрис», 2002

4. Калишев В.У. У природы нет плохой погоды. О погоде Урала. - Челябинск, 1998.

5. Румянцева А.Я. Климат Челябинской области.- Челябинск. Изд-во ЧГПИ, 1998.

6. Природа Челябинской области. - Челябинск. Изд-во ЧГПУ, 2000.

7. Флора и растительность Южного Урала и их охрана. Выпуск 8. – Челябинск, 1979.

8. Андреева М.А. Природа Челябинской области. Челябинск, 2000.

9. Левит А.И. Южный Урал; география, экология, природопользование. – Челябинск, 2001.

10. Бакунин В.А. Особо охраняемые природные территории Челябинской области. Челябинск: 1993-

11. Виноградов Страницы Древней истории Южного Урала. Челябинск: 1997-

12. Алентьев Ю.М. Карталинский район. - Магнитогорск, 1995-

13. Методическое пособие Страницы Древней истории Южного Урала.- Челябинск: 2000 г.

14. Шувалов. От Парижа до Берлина. – Челябинск.

15. Топонимический словарь.

Источники.

1. Коллекция научно-исследовательских работ членов НОУ клуба «Искатель» МОУ Новокаолиновая СОШ.

2. Презентации членов НОУ клуба «Искатель» МОУ Новокаолиновая СОШ.

3. Официальный сайт «Краеведческий портал Челябинской области».


Посмотрите также