«Мир через культуру»
Повесть о добром человеке
Автор: Чура Светлана Сергеевна,8 класс
Руководитель: Князева Марина Павловна
воспитательМБОУ «Андогская средняя
школа имени Героя Советского Союза
А.А.Карташова»
162520 с.Никольское, ул. Центральная, 14
Кадуйский район
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Душа родом из детства.
2.2. Следы войны.
2.3. Школа – часть его души.
2.4. Творчество души.
2.5. Когда семья вместе, так и душа на месте.
2.6. «Здравствуй, милый папа!»
2.7. «Милая Мариночка!» (письма для внучки).
2.8. Природа как источник доброты и творчества.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. ПРИЛОЖЕНИЯ
Учитель
«Ведет урок или в поход идет,
Готовит вечер, учит ли учиться –
Он каждый день ребятам отдает
Своей души какую-то частицу.
И так всегда, всю жизнь, из года в год
Для них ее богатства открывает.
Видать, душа, зажиточно живет:
Век отдает, а все не убывает»
(А.Копничев )
ВВЕДЕНИЕ
Направление данного исследования – «История в лицах (вологодские краеведы, вологжане – выдающиеся деятели отечественной истории и культуры, интересные люди, ученые, инженеры, священники, купцы и т.д.)».
Идея этой работы принадлежит учителю-краеведу нашей школы Ивановой Галине Александровне. С ее слов, бесспорно, интересным человеком был наш земляк-кадуйчанин Копничев Алфей Николаевич, о котором в год 110-летия поселка нужно обязательно вспомнить.
Тема работы - «Добрая душа нашего героя» - была определена после того, как были собраны и проанализированы сведения о Копничеве Алфее Николаевиче и его семье. Из курса «Основы православной культуры» вспомнились слова о том, что чем больше добра делает человек, чем больше отдаёт, тем богаче становится его душа. На примере судьбы Алфея Николаевича, мне кажется, эту истину можно подтвердить.
В наше непростое время, когда спорят, каким человеком нужно быть: расчётливым, жёстким, несентиментальным либо добрым, терпимым, нежным, ласковым - нравственная тема особенно актуальна. Сейчас, как никогда, необходимы примеры доброты, чуткости. «Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы», - писал замечательный писатель двадцатого века Василий Шукшин. Ведь как хорошо, когда рядом с нами приветливые, приятные люди. Когда мы их видим, общаемся с ними, нам становится радостнее, светлее на душе, так хочется обнять такого доброго человека, улыбнуться ему, сказать, как приятно с ним находиться. Именно таким был Алфей Николаевич Копничев по воспоминаниям тех людей, которые были с ним рядом.
Основной целью работы является изучение жизненного пути и творческого наследия А.Н. Копничева, чтобы на примере его жизни попытаться показать, как можно творить добро и делать богаче свою душу.
В период взросления мне и моим сверстникам необходимы жизненные ориентиры
В соответствии с заявленной целью в ходе исследования решались
следующие задачи:
1) знакомство с материалами, рассказывающими о жизни и творчестве А.Н.Копничева (публикации в газетах, сети Интернет, фотографии семейного альбома, награды, семейные реликвии);
2) знакомство с творчеством героя и творчеством его сына - Сергея (книги «Сердце, стучи!», «Без страха и упрёка»);
3) выявление основных этапов жизненного пути Алфея Николаевича по рассказам его жены – Копничевой Зои Васильевны;
4) сбор отзывов и воспоминаний о нём среди его учеников, коллег, знакомых;
5) анализ и обобщение изученных материалов.
Основные методы исследования – в своем исследовании мы применяли такие методы научного исследования, как выявление процессов в хронологической последовательности (стратиграфический), экспериментальный, реализованный приемами опроса информаторов, изучение семейных архивных материалов, документов, беседа, анализ книг и статей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Душа родом из детства.
Родился Алфей Николаевич в 1925 году в деревне Меньшовское Вологодского района, в крестьянской семье. Как воспитывали деревенского паренька, понимаем из эссе-воспоминания «Сколько мужику сделать надо» Копничева А.Н.
«Вспоминая эпизоды раннего детства, невольно приходил к выводу о том, что, пожалуй, ни с чем не сравнимые воспитательные результаты даёт совместный труд родителей и детей, где бы он ни был: в поле или дома, на скотном дворе или приусадебном участке. Главное, чтобы родители умели убедительно, разумно или положительно, не только советом, но и примером повлиять на сына или дочь. И именно в то время, когда делают что-то впервые в жизни…».
« А ты меня слушай, - внушала мать,- свои худо не научат. Ну-ка, давай снова. Вместе. Вишь, уже целый сноп набирается. Пойдут люди мимо и подумают: кто это нечестно поработал? Никогда ничего худого не делай. Лучше не торопись, а сделай хорошенько…»
Как видим, в сыне родители воспитывали самые важные для крестьянской деревни качества, где каждый человек на виду и не все равно, что скажут о тебе люди. Испокон веку в деревне ценились трудолюбие, ответственное отношение к делу. А еще совестливым, старательным хотели видеть сына родители, чтобы вырос он достойным человеком. И Алфей Николаевич оправдал надежды родителей. Доказательством этому стали правительственные награды: медаль «За доблестный труд», медаль Жукова, орден Великой Отечественной войны 1 степени и другие награды.
2. Следы войны.
«-Один из осколков мины до сих пор в теле ношу, - услышала я от Алфея Николаевича, когда мы с ним разговаривали о том страшном периоде в истории нашей страны – так начинает свою статью под названием «А война продолжала греметь» Аза Сергеевна Баркова –корреспондент газеты «Наше время» в 2006 году.
Алфей Николаевич Копничев не успел встретиться с врагом в открытом бою. Не дорос парнишка из деревни Меньшовской к началу войны. Однако все ее тяготы испытал сполна. Отец ушёл на фронт, сын, в свои 16 лет, отца заменил. Что уж тут говорить, легко ли было парню, взвалившему на плечи колхозные тяготы. Ломил он за взрослого мужика. Только в феврале 1943 года получил он долгожданную повестку на фронт. Понимали в военкомате, что парень горит желанием повоевать. Но вместо фронта он попадает в Архангельскую область, где в Каргаполе находилось пехотное училище. Здесь была учеба, готовили новобранцев на младших командиров. В будущем они должны были стать кадровыми военными.
«Там были нагрузки посерьезней. Делали тринадцатикилометровые марш-броски в полном боевом снаряжении, - вспоминал о тех годах Алфей Николаевич. - У нас же была одна мысль: скорей закончить учебу - и на фронт. Вот уже война докатилась до Румынии, Венгрии. Надо успеть и нам повоевать.
Однако не успели! Однажды среди ночи они были разбужены дежурным: «Ребята! Война закончилась!» - крикнул он.
Наступило мирное время, но война все еще продолжала греметь на минных полях.
Читаем в газете дальше:
«…Это было в Карелии, недалеко от города Ухта. Взвод юных солдат, которым командовал Алфей Копничев, получил задание провести сплошное разминирование на бывшей линии обороны. То, что это опасно, понимал каждый.
Говорят, что сапер ошибается один раз. И это так. Ошибся и юный необстрелянный солдат, возле которого находился командир взвода.
Алфей Николаевич помнит все, как в замедленной съёмке. Взрыв - и как будто что-то закружилось вокруг, а он в середине этого непонятного смерча. Его тело было буквально напичкано осколками. Ведь мина та была одной из самых коварных. Взрываясь, она разбрасывала огромное количество осколков, могла уничтожить целый взвод.
Солдаты переживали за своего командира, боялись, что он не выживет. Алфей Копничев выжил, в 20 лет стал инвалидом».
А сколько таких неожиданно-трагических случаев было на войне! Об одном из них Алфей Николаевич рассказал в своем стихотворении «Медсестра»:
Ведь сколько спасла наша девушка жизней,
А вот свою уберечь не смогла.
Все. Холмик могильный, да горе безмерное…
Да неба высокого свод голубой.
Медаль «За победу над Германией» была утеряна и не дошла до солдата.
3. Школа – часть его души.
Расставшись с военной службой, Алфей Николаевич решил выбрать гуманную профессию - учить детей. Окончив педучилище, а затем два факультета Вологодского и Ленинградского пединститутов, Алфей Николаевич полностью посвятил свою жизнь педагогическому делу. Его педагогический стаж – свыше 25 лет. Начинал в Туровецкой школе Междуреченского района, с 1965 года по 1970 год АлфейНиколаевич исполнял обязанности директора.
Десять лет он учительствовал в Кадуйской школе № 1: преподавал русской язык и литературу, руководил начальной военной подготовкой.
Его уроки литературы можно было назвать уроками жизни, ибо он воспитывал у ребят своим поэтическим словом самое прекрасное чувство -любовь к своей земле, Родине.
Вот так пишет об этом в своей статье «Гордость наша – учителя» в 2006 году корреспондент районной газеты «Наше время» Елена Кекина.
«…. Кто может лучше рассказать об учителе? Ну, конечно, ученики. Ведь частичка его души осталась в каждом из них. Спустя много лет выпускники 1977 года с упоением вспоминают уроки литературы и русского языка, на которых Алфей Николаевич учил их думать, сопереживать, любить: «Его факультативы были настолько интересными, захватывающими, что уносили вместе с героями книг в другую жизнь. А как артистично читал он произведения классиков. Все девчонки представляли своего учителя в образе поэта Сергея Есенина. Он был добрым, обаятельным, жизнелюбивым и являл собой образец порядочности, честности, мудрости».
«Мне с моими одноклассниками очень повезло, что самые лучшие годы школьной жизни с нами всегда рядом был наш классный руководитель Алфей Николаевич - замечательный педагог, человек исключительной порядочности, интеллигентности, скромности и честности. Все девочки в классе были влюблены в него. На уроках литературы и факультативах он учил нас думать, анализировать, ценить, уважать друг друга и просто любить. Часто говорил: "Относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам». Он воспитывал нас на произведениях Тургенева, Толстого, Куприна, Пушкина, Лермонтова, Маяковского и других великих классиков. В сердце каждого из нас осталась частичка его щедрой души, а его стихи всегда напоминают о нем и будут актуальны еще не для одного поколения». Так вспоминает о своём учителе Наталья Александровна Лаврова – заведующая детским садом «Буратино», выпускница 1977 года.
Алфей Николаевич тоже вспоминал своих учеников, часто с юмором. Читая его стихи «Будь готов!», «Орёлики», «Эстафета», мы видим школьную жизнь тех лет и душевное отношение к своим ученикам:
Сегодня все мои орлы,
Как говорится, отличились:
И хорошо себя вели,
И замечательно учились! («Орелики»)
4.Творчество его души
«Стучи, сердце!» - так назвал свою первую книгу стихов Алфей Николаевич Копничев.
Первые поэтические строчки Алфея Копничева, семиклассника Березниковской школы Вологодской области, появились в местной газете в 1937 году. Первое стихотворение и первую книгу отделяют ровно семьдесят лет.
«...Поэтические раздумья педагога подкупают своей лиричностью, точностью и лаконичностью образов. В них живут красота родной северной природы, восхищение и любовь ко всему живому на земле. «Весна с апельсиновым солнышком в руках» по-прежнему дарит вдохновение поэту Алфею Копничеву. Недаром на обложке книги - веточка вербы. Стучи, сердце, стучи.В сборнике стихов каждый найдет строки по душе».
Так говорит об этой книге корреспондент «Учительской газеты» Надежда Семёновна Тумова.
А Валерий Васильевич Судаков в своём отзыве об этой книге, говорит о том, что «каждая строка пропитана свежестью разгорающегося дня, влюблённостью в звуки и краски природы. Для молодых – это приглашение к постижению полного удивительных загадок мира – добро пожаловать в Страну Счастья!..»
А мне по душе оказалась «Колыбельная», которую Алфей Николаевич написал для своей внучки Саши.
Ветер улегся, замолкли птички,
Сосны, притихнув, стоят.
Спи, моя звездочка, спи невеличка,
Спи, золотая моя!
Ждет в коридоре нас наша колясочка.
К речке поедешь ты в ней,
Дай тебе Бог, моя резвая ясочка,
Много счастливейших дней.
В парке, в песочнице ты наиграешься,
Свежих грибов наберешь.
На карусельках на всех покатаешься,
Песенку звонко споешь.
Спряталось солнышко, спит, утомленное,
Где-то на ГРЭС, за трубой.
Мы за цветочками в поле зеленое
Утречком выйдем с тобой.
Так Алфей Николаевич через своё творчество делится с нами – читателями сокровищами своей души.
5. Когда семья вместе, так и душа на месте – говорит народная мудрость. О семье Алфей Николаевич говорил: «Ноша-то своя, она – не зря же говорят – не тянет». А дети для него – самое большое счастье. «Какое чудо – первый детский шаг, в какой восторг приводит детский лепет».
Каждая строчка его произведений о семье пронизана добротой, любовью, нежностью к своим самым близким людям.
«...Купи нашему Ёжику платочек ситцевый, тонкий – напоминает неопытная мать несмышлёнышу мужу. – Когда выпишут, надо будет на головку надеть» - это о первых днях сына.
«…Рос Серёжа крепким, здоровым, спал спокойно, и мы подолгу смотрели на его реснички, светлые, лёгкие волосики. Есть ли на свете что – то более приятное, чем видеть разметавшегося в кроватке ладного малыша, своего первенца?! И нам было так легко, так хорошо! Так хотелось жить!».
«…Как нам было хорошо, легко и радостно! И ничем это счастье тогда не омрачалось», - так говорит о своей семье Алфей Николаевич, вспоминая туристический поход от Туровца до Тотьмы, в который вместе с учениками впервые ходил и его сын – первоклассник Сергей.
Много трогательных и шутливых стихов посвятил Алфей Николаевич своей жене Зое Васильевне, тоже педагогу. Есть у Алфея Николаевича стихи, где он высказал свою любовь, в них он жену называет: «мое земное счастье, мой светлый ангел во плоти, моя заветная». Обращается к ней:«Жена, жена! Ты, как всегда, права. Любимая! Спасибо за заботу».
А его стихотворение «Солнечный свет»звучит как заповедь семейной жизни.
«В ЗАГСе Вологды
Расписалися.
В 52-ом,
Милом нам, году.
Пятьдесят второй
Мы живём в ладу.
Со смирением
Помним мы всегда:
Это зов судьбы-
Он нам свыше дан.
Сами мы порой
Удивляемся,
Как с невзгодами
Мы справляемся.
На судьбу свою
Мы не сетуем
Да и вам, друзья
Не советуем.
…… лет прожили вместе Алфей Николаевич и Зоя Васильевна. Как образцовая семья, они награждены медалью святых Петра и Февронии «За любовь и верность».
И когда было совсем тяжело, мысли и заботы были опять не о себе, а о своих близких.
«И стал бы каждый Божий день
Мне и семье судьбы подарком»(А.Копничев.Судьба)
«Дай Бог уйти, не намешав
Родным, любимым.
Избавь их от житейских гроз,
От непогоды.
Дай Бог, чтоб я с собой унес
Все их невзгоды».(А.Копничев. Дай, Бог)
Чем больше добра отдаёшь, тем больше его возвращается к тебе.
6. «Здравствуй, милый папа!»
Так начинались некоторые письма суворовца Сергея Копничева. В первый год службы их было 28, во второй - 32.
«…Ничего удивительного! Лучшего друга, чем мама нет. Но высшее счастье, когда другом можно назвать и отца. Как же завязывалась, росла и крепла эта дружба двух Копничевых, старшего и младшего?..» - об этом размышляет Юрий Леднев, член Союза писателей России, один из авторов книги «Без страха и упрёка» (о жизни Сергея Копничева).
«...Еще не так давно на каждом перекрестке модно было пережевывать мысль об отцах и детях, при этом противопоставлять одних другим. А вот здесь удивительный духовный монолит. Чья тут заслуга? Наверное, обоих: и отца, и сына. Первый сумел вовремя сказать, обратить внимания, поддержать. Второй сумел понять мудрость близкого человека. Это ведь тоже надо уметь - понимать того, кто хочет тебе добра…».
Школьное сочинение Сергея «Мой отец» занимает семь тетрадных страниц. И каждая строка в них - признание в крепкой, верной сыновней дружбе.
«…Все его оценки для меня всегда имели большое значение. Я не имею ввиду только оценку писанины, прежде всего, эти оценки жизненной позиции, взглядов, поведения, поступков. Не ошибусь, если скажу, что папа - это самый главный, самый мой любимый учитель. И дай бог мне стать таким в глазах будущего сына…»
И наступит в их жизни страшная пора, когда младшего Копничева врачи приговорят к смерти. И последние слова он обратит опять к «милому папе»,одновременно и ища у него поддержки и поддерживая родителей и сестер словами мужественными и прямыми.
И отец напишет последнее письмо:
«Милый, хороший мой!
Мне надо уезжать. Утешать или воспитывать тебя нечего.Ты и меня - то поддерживаешь в моральном отношении… На то мы и солдаты, чтобы все вытерпеть…Помни, что в жизни человеческой, как в природе: ненастные, дождливые и слякотные дни сменяются солнечными..."
7. «Милая Мариночка!» - так обращается к внучке, дочери Сергея, Алфей Николаевич, рассказывая ей об отце в форме писем. Вот некоторые фразы из них:
«…А сегодня, милая внученька, давай посидим тихонько вместе. Это ничего, что ты теперь далеко, в другом государстве нашего нынешнего нелепого СНГ. Для мысли, для чувства, для воображения нет границ - ни прозрачных, ни полупрозрачных, ни тех, что на надежном замке. Я представляю, что ты рядом, и мы будем разговаривать, читать... Что? А записные книжки папы.
«…А вот, внученька, рассказать о том, как нам было тогда хорошо вместе - не рассказать...Да и слов таких в нашем богатом из богатейших языков не найдется…»
«…Время идёт, ты взрослеешь. С годами будешь чувствовать всё возрастающую потребность побольше знать о твоём папе. Не сомневаюсь, что к этим моим пространным письмам обратишься не раз».
Думаю, что мне тоже захочется не раз перечитать эти письма, наполненные любовью и нежностью.
8. Природа как источник доброты и творчества.
«Берёзоньке», «Вишня», «Наступила зима», «В небе солнышко играет…», «Заветный борок» - эти стихи Алфей Николаевич посвящает родным местам, красоте природы Кадуя. При анализе этих стихотворений выявилась такая закономерность: автор постоянно использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («морозец», «солнышко, «корзинка», «ягодки», «полянка», «березонька»). В стихотворении «Заветный борок», где автор рассказывает о походе в лес за грибами, в первых 12 строчках 7 таких существительных: сосенки, золотиночки, кузовочки, палестиночке, болотце, борок, бугорок. Чувствуется, с какой любовью и добротой относится Алфей Николаевич к окружающему миру природы. В стихотворении он не просто называет разные грибы, а олицетворяет их: «сыроежки встречают уж нас», «на веселую чисть вышел сам боровик», а моховиков «здесь толпа, там гурьба», «да у них вроде праздник, гуляние»,черные грузди «сплоченны, дружны»,коллективно живут – «где один – там десяток и больше». Такое согласие, доброжелательность в царстве грибов! В этом, конечно, проявляется доброе отношение ко всему самого автора, его мировосприятие. Для него даже встреча с ужом приятна: «Как сноровист, в движеньях как точен!.. Он ухватисто, плавно и ловко в тень два солнечных пятнышка гордо несет на изящной змеиной головке». А сколько радости, восхищения от встречи с дятлом («музыкант элегантен, форсист, и головка, и грудь -загляденье»), с тетеревом-косачом, у которого «горит краснобровье», с муравейником («Вот так дом!»), с ручейком, что «прохладен, прозрачен и чист». В этом стихотворении25 восклицательных предложений, которые передают массу светлых, ярких, радостных чувств.
«Счастье дивное светлой к природе любви»- вот чем переполнена душа автора, и этим счастьем он готов с нами поделиться.
И уроки жизни Алфей Николаевич тоже брал у природы:
«Вот так сама природа учит нас
Любых позиций не сдавать без боя» (стихотворение « Урок жизни»).
И этим урокам жизни Алфей Николаевич следовал всю свою жизнь: урокам добра, любви и нежности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
8 глав получилось в моей работе. Это 8 направлений, 8 путей, по которым, на примере жизни Алфея Николаевича, можно учиться делать добро и черпать душевные силы и душевное богатство.
«А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас»,- утверждал Д.С.Лихачёв. (Из «Писем о добром и прекрасном»).
Этих глав могло бы быть, конечно, больше. Это и рассказ о дочерях, и друзьях, и о чём-то ещё, что можно изучать дальше. О таких людях, как Алфей Николаевич Копничев, можно писать книги, которые для читателя станут возможностью задуматься о жизни, о себе, о своей душе.
Ведь «добро не лежит на дороге, его случайно не
подберешь. Добру человек у человека учится».
Тема
добра необходима во все времена.
А «Повесть о добром человеке», мне кажется, схожа с «Повестью о настоящем человеке», потому, что настоящий человек обязательно должен быть добрым.
Список литературы
1. А война продолжала греметь. Аза Баркова.Районная газета «Наше время» от 20 мая 2006 года.
2. Вологодский институт развития образования. Без страха и упрёка. (О жизни Сергея Копничева). Вологда 2000 г.
3. Гордость наша – учителя. Елена Кекина. Районная газета «Наше время» от 14 мая 2006 г.
4. А. Копничев. Стучи, сердце! Поэтические раздумья педагога.Вологда 2007г.
5. Незаконченные стихи. Районная газета «Наше время» от 6 октября 2015 г.
6. Стучи, сердце! Н.С.Тумова. «Учительская газета» от 19 мая 2007 г.
Интернет ресурсы
1. http://ug.ru/archive/18155
2. http://zodiac.narod.ru/zhitipomnit6
3. http://s13002.edu35.ru/attachmtns/
4. http://ok.ru/groyp/50594490351765
5. http://adminkaduy.ru/?page_id=1264
6. Источник:http://www.wisdoms.ru/43.html
7. http://god_dob_del.kudashi.ru/p26aa1.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.