Рабочая программа кружка по кулинарии "Смак"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 17.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Питание - неотъемлемая составная часть жизни. Зачем нужна пища, знает каждый, о хлебе насущном человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он ни занимался. Пища восполняет энергию, затраченную человеком на какую — либо работу. Чем тяжелее работа, тем больше энергетического материала необходимо компенсировать. За счет пищи организм в достаточно короткие сроки полностью обновляется. Большое значение имеет вид пищи. Пища до приема должна радовать. Всем этим занимается наука о приготовлении пищи — КУЛИНАРИЯ.Программа состоит из блоков: 1. Салаты 2. Первые блюда 3. Вторые блюда 4. Закуски 5. Блюда из круп, яиц и молока 6. Изделия из теста Практика показывает, что учащиеся успешно и с интересом занимаются в кружках кулинарии. Приобретенные на занятиях знания и навыки очень помогают им в повседневной жизни, а некоторым дают ориентацию в выборе профессии.
Иконка файла материала смак — копия.docx
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА Внеурочных занятий  для учащихся 5­8 классов по эстетическому воспитанию  «Смак» Учитель Стыцко Наталья Владимировна2015 год Пояснительная записка      Питание   ­   неотъемлемая   составная   часть   жизни.   Зачем   нужна   пища,   знает каждый, о хлебе насущном человек думает в течение всей своей жизни, каким  бы трудом он ни занимался. Пища восполняет энергию, затраченную человеком на какую —   либо   работу.   Чем   тяжелее   работа,   тем   больше  энергетического  материала необходимо компенсировать. За счет пищи  организм  в достаточно короткие сроки полностью обновляется. Большое значение имеет вид пищи. Пища до приема должна радовать.  Всем   этим   занимается  наука   о  приготовлении   пищи   —   КУЛИНАРИЯ. Обязательное   условие   занятий   –   соблюдение   санитарно­гигиенических   требований. Одно   из   правил   гигиены   приготовления   пищи   –   наличие   спецодежды:   фартука   и косынки   для  девочек;   фартука  и  колпака  для   мальчиков,  а  также  сменной  обуви. Руководитель   кружка   должен   строго   следить   за   соблюдением   учащимися   правил гигиены. Только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу.   Работа   кружка   связана   с   пользованием   нагревательными   приборами (электрической плитой), режущими инструментами (ножами, мясорубками и др.), с варкой, жарением и выпечкой продуктов. Это обязывает педагога особое внимание обращать на правила  безопасности  труда. На первом  же занятии, знакомя ребят с помещением, его оборудование, руководитель кружка обучает их правилам обращения с нагревательными приборами и режущими инструментами. На последующих занятиях педагог напоминает правила, необходимые в данный момент.  Данная программа осуществляется на часах кулинарии, в форме сотрудничества педагога с учащимися 6­8 класса. Программа включает в себя  38  занятий по 2 часа. Программа состоит из блоков: 1. Салаты 2. Первые блюда 3. Вторые блюда 4. Закуски 5. Блюда из круп, яиц и молока 6. Изделия из теста       Практика   показывает,   что   учащиеся   успешно   и   с   интересом   занимаются   в кружках кулинарии. Приобретенные на занятиях знания и навыки очень помогают им в повседневной жизни, а некоторым дают ориентацию в выборе профессии. Актуальность создания программыШкола призвана не только  передавать необходимые  знания, но и подготовить детей   к   самостоятельной   жизни,   способствовать   их   правильной     социализации. Особого   внимания   требует   старший   подростковый   возраст,   ведь   это   время перестройки     всей   социальной   ситуации   развития   школьника.   У   ребят   появляется интерес к собственному миру, возникает желание понять, лучше узнать самого себя и иметь   возможность   сформировать   адекватную   самооценку.   Поэтому   на   занятиях будем способствовать     расширению кругозора    воспитанников на основе значения питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её   лечебных   свойствах,   о   культуре   питания;   формирование   умений   определить простейшими   приемами   экологически   чистые   продукты;   приготовить   блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их. Кружок   «Смак», опираясь в своей работе на знания   и   навыки   по   приготовлению   пищи,   полученные   учащимися   на   уроках социально­бытовой ориентировки, должны расширить и углубить эти знания и навыки, способствовать профориентации школьников. Содержание программы строится на принципах:   *   принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому воспитаннику *     принцип   индивидуального   подхода,   который   основан   на   личностно ориентированном подходе *   принцип   взаимосвязи   обучения   и   творчества   как   важного   фактора   творческой личности воспитанника *   принцип эстетизации предполагает овладение языком кулинара Цель: Оказание социальной помощи и подготовка воспитанников к адаптации в жизненном  пространстве.  Задачи: 1. Формирование потребностей в самостоятельной деятельности.  2. Ознакомление учащихся с общими трудовыми процессами.  З. Привитие общетрудовых навыков и умений работы с техникой  (электроплиты,  кухонные комбайны режущие инструменты). 4. Обучение приготовлению  простейших блюд. 5. Привитие навыков экономного ведения домашнего хозяйства «Каждый кусочек ­ в  дело!»  6. Воспитание привычки к чистоте, к трудолюбию.  7. Воспитание чувства взаимопомощи В структуре каждого занятия выделяются следующие смысловые этапы:1. Приветствие. Его ритуал обычно придумывают сами ребята на первом занятии. Он служит для создания положительного настроя  на работу и сплочения учащихся. 2. Объявление учителем темы занятий. Сопровождается обозначением в понятной для ребят форме конкретного занятия. 3. Основная работа по теме занятия. Она включает в себя  работу с технологической картой и приготовлением блюда, подобранного в соответствии с темой занятия.  Завершение   занятия   и   подведение   итогов.   4.   Предполагает   дегустацию приготовляемого   блюда,   формулирование   основных   результатов,   достигнутых   на уроке, в форме открытого обсуждения. Уборка помещения. Ожидаемые результаты Обучающиеся  получат знания о:  ­ значении питания;  ­ правилах безопасной работы режущими инструментами;  ­ правилах сервировки стола;  ­ правилах мытья посуды и уборки помещения;  ­ способах выбора доброкачественных продуктов;  ­ способах хранения  продуктов и  готовой пищи;  ­ правилах составления рецепта блюда;  ­ значении первых, вторых блюд;  ­ правилах безопасности при использовании механических и электробытовых       приборов при приготовлении пищи;  ­ способах приготовления изделий из теста;  ­ названиях и рецептах 1 – 2 национальных блюд; Учащиеся приобретут умения:  ­ прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;  ­ строго соблюдать правила безопасности работы с режущими ;    Инструментами;  ­ составить рецепт блюда;  ­ вымыть, вычистить посуду;  ­ пользоваться механическими и электробытовыми приборами: мясорубкой,     теркой, миксером;  ­ приготовить первое и второе блюдо по рецепту из доступных по цене продуктов;  ­ приготовить пресное тесто и изделие из него;  ­ нашинковать морковь, петрушку, укроп;  ­ приготовить одно национальное блюдо.Содержание разделов 1. Салаты Значение овощей в современном питании огромно и многообразно. Многие овощи  имеют значительное количество легкоусвояемых углеводов. Установлено, что замена  части хлеба и круп овощами повышает усвояемость белков пищи на 10—15%. Овощи благодаря наличию в них витаминов, минеральных солей, фитонцидов и  ферментов являются ценной лечебно­диетической пищей. Пища, в которой много различных витаминов, легче и быстрее усваивается  организмом. Отсутствие или недостаточное количество витаминов нарушает  правильный обмен веществ и вызывает серьезные заболевания 2. Первые блюда Первые   блюда.   Значение   первых   блюд   в   питании.   Классификация   супов   по способу   приготовления.   Использование   отваров   (овощных,   крупяных)   для приготовления супов.  3. Вторые  блюда  Мясные блюда. Виды мяса, питательная ценность, хранение и обработка мяса. Изделия из рубленого мяса (котлеты,   тефтели).   Значение и место мясных  блюд в питании. Понятие о пищевой ценности мяса.  Доброкачественность мяса (по цвету, по запаху   ...).   Санитарные   условия   первичной   обработки   мяса.   Правила   оттаивания мороженого   мяса.   Способы   разделки   мяса.   Принципы   подбора   гарнира   к   мясным блюм. Оформление вторых блюд из мяса.  4. Закуски Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, используемых в кулинарии. Сохранность питательных веществ в овощах при кулинарной обработке. Назначение и правила   первичной   обработки   овощей  (сортировка,   мойка,   очистка,   промывание, нарезка).   Способы   и  формы   нарезки.   Кулинарное   использование   различных  форм нарезки  овощей.   Приготовление   блюд   из   овощей.   Виды   салатов.  Технология приготовления  салатов из  свежих  овощей.  Заправка  овощных  салатов. Оформление салатов. Подача к столу.  5. Блюда из круп, яиц и молока Виды   круп.   Их  первичная   обработка.   Виды   макаронных   изделий   и   их   первичная обработка. Правила варки крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Технология приготовления  каш.  Способы  варки макаронных изделий. Процессы,  происходящие при  варке  круп  и  макаронных   изделий.   Причины   увеличения  объема  при  варке.Соотношение   крупы   и  макаронных   изделий   и   жидкости   при   варке.   Технология приготовления каш и макарон.  Значение   яиц  в   питании  человека   Использование   яиц   в   кулинарии.   Способы определения свежести яиц. Хранение яиц. Технология приготовления омлета. Значение молока и  молочных продуктов  в питании человека.  Кулинарное  значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока. Способы определения качества  молока.  Сроки хранения  молока.  Санитарно­гигиенические  требования при приготовлении блюд из молока. Технология приготовления молочных супов и каш.  6. Изделия из теста Питательная   ценность   хлебобулочных   изделий,   виды   теста.   Основные  и дополнительные продукты для приготовления теста. Определение качества муки (по цвету,  запаху,  вкусу  и  влажности).  Разрыхлители   теста  (дрожжи,  сода,  взбивание). Ароматические добавки. Пресное тесто. Основные изделия из этого теста.  Способы приготовления   теста  для   блинов   и  оладий.   Технология   выпечки  блинов   и  оладий. Подача  блинов к  столу. Песочное  тесто.  Основные изделия из этого теста. Правила приготовления  песочного  теста.   Дефекты   приготовления,   причины.   Приготовление теста для печенья. Технология приготовления печенья. Сладкие  блюда.   Сахар,   его   роль  в   кулинарии   и   в  питании   человека.   Технология приготовления компота из свежих  и  сушеных фруктов  и  ягод. Виды крахмала и его свойства.   Технология   приготовления   киселей  различной   консистенции   (жидкий, средний, густой). Разновидность сладких блюд (горячие и холодные). Горячие сладкие блюда  (пудинги, суфле, яблоки в тесте, сладкие  каши).  Сырью для приготовления горячих  сладких   блюд.   Первичная   обработка  сырья.   Технология   приготовления горячих сладких блюд.  УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ Методические разработки и исследовательские работы:  «Меню и сервировка праздничного стола»  «Бутерброд»  «Сервировка стола к завтраку» Дидактический материал:  Сервировка стола к завтраку  Сервировка стола к обеду  Сервировка стола к ужинуДемонстрационный дидактический материал:  «Продукты»  Демонстрационные упаковки от продуктов:  Чая  Кофе  Молока  Сахара­рафинада  Сока  Пельменей  Соли  Различных каш  Шоколада  Хлеба Электронные таблицы:  Правила безопасности труда  Санитарно­гиенические требования  Правила ухода за посудой  Полезные советы: «Работа с пищевыми продуктами» Коллекции:  Муляжи плодов и овощей.          Презентации по темам.Тема занятия Количество часов Вводное занятие. Правила безопасности труда на занятиях. № п/п 1. 2. Салаты 3. 4. 5. 6. 7. Первые блюда 8. 9. 10. 11. 12. 13. Вторые блюда 14. 15. 16. 17. 18. 19. Приготовление салата «Осенний» Приготовление салата с шампиньонами, куриной грудкой и  кукурузой Приготовление салата «Сытный» Приготовление салата «Снежинка» Приготовление салата «Мельник» Приготовление сырного супа на бульоне Приготовление супа с фрикадельками из куриного фарша Приготовление крошки на кефире с колбасой Приготовление супа с сырными клецками Приготовление  супа из сухих грибов Приготовление грибного супа из шампиньонов Приготовление картофеля запеченного с начинкой Приготовление пасты с соусом Болоньезе Приготовление жульена в тарталетках Приготовление вареников с картошкой и квашеной капустой (с сюрпризом) Приготовление мяса в сливочном соусе Приготовление запеченного карп в духовке Дата проведения План Факт 1.09 1.09 8.09 15.09 22.09 29.09 6.10 13.10 20.10 27.10 3.11 10.11 17.11 24.11 1.12 8.12 15.12 22.15 29.12 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2Закуски 20. 21. 22. 23. Приготовление маффинов с сыром и ветчиной Приготовление рулетиков из армянского лаваша Приготовление рулета из лаваша с начинкой из крабовых  палочек Приготовление тарталеток из картофеля под чесночным  соусом Приготовление куриных рулетиков с сыром и ветчиной Приготовление пирожного закусочного Приготовление фаршированных крабовых палочек Приготовление бутербродной массы из яиц и плавленого  сыра Приготовление рулета из крабовых палочек Приготовление омлетного рулета с сыром Приготовление яичницы­пиццы 24. 25. 26. Блюда из яиц и молока 27. 28. 29. 30. Изделия из теста. 31. 32. 33. 34. 35. Сладкие блюда 36. Приготовление сырных палочек Приготовление чебуреков из заварного теста Приготовление медового наполеона  Приготовление пряника «Тульский» Приготовление пирожного "Картошка" из печенья Приготовление шоколадного крема 37. 38. 39. Приготовление запеченных яблок Приготовление орехово­шоколадных трюфелей Подведение итогов за год. Тестирование. Награждение.  Чаепитие. ИТОГО 5.01 12.01 19.01 26.01 2.02 9.02 16.02 1.03 15.03 22.03 29.03 5.04 12.04 19.04 26.04 3.05 10.05 17.05 24.05 31.05 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 74Список используемой литературы Для педагога 1. В. Д. Симоненко, Технология. Обслуживающий труд, М,2009 г. 2. А. К. Бешенков, Трудовое обучение 7 класс, М, 1990 г. 3. В.   В.   Гладкая,   Социально­бытовая   подготовка   воспитанников   специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, М, 2003 г. 4. Журналисткое агенство «Гласность», Русская закуска, М, 1992 г. 5. Журналисткое агенство «Гласность», Салаты и закуски, М, 1993 г. 6. Журналисткое агенство «Гласность», Морсы, сбитни, кисели, М, 1993 г. 7. Т. Воробьева, Блюда из мяса и птицы, Москва, Издательство Эксмо, 2004 8. Н. Передерей, рецепты мировой кухни, Москва, Издательство ВЕЧЕ, 2004 9. С.А. Попова, Просто о простом, Совъяж БЕВО, 1994 10. Л.В.Строкова, Вкусные салаты и закуски для праздников, Москва, РИПОЛ классик, 11. И. Е.Васильева, Сто потрясающих обедов, Москва, РИПОЛ классик, 2001 12. Т.   А.   Федосеева,   Большая   энциклопедия   очищения   организма,   Москва,   ОЛМА     ­ 2004 ПРЕСС, 2006 13. В. В.Усов, Гость в доме, Москва, Журналисткое агентство: «Гласность», 199 14. М. Б. Запольская, Фруктовые блюда:  вишня, слива, абрикосы, Москва, Журналисткое агентство: «Гласность», 1992 15. Н. И. Брунек, Рыбные блюда, Москва, Журналисткое агентство: «Гласность», 1993 16. В. В. Усов, Салаты и закуски, Москва, Журналисткое агентство: «Гласность», 1993 17. В. В. Усов, Морсы, сбитни, кисели, Москва, Журналисткое агентство: «Гласность», 1993 18. Л.   М.   Померанцева,   Яблочко   наливное,   Москва,   Журналисткое   агентство: 19. В. В. Усов, Из птицы кролика, Москва, Журналисткое агентство: «Гласность», 1993 20. М. Л. Свердлова, Секреты хлебосола, Москва, Журналисткое агентство: «Гласность», «Гласность», 1992 1992 21. Н. Г. Булгак, Витамины с куста, Москва, Журналисткое агентство: «Гласность», 1993 22. В.В. Усов, Бобы и крупы, Москва, Журналисткое агентство: «Гласность», 1993 23. З.   А.   Туганова,   Сеньор   помидор   и   другие,   Москва,   Журналисткое   агентство: «Гласность», 1993 24. В.   Н.   Никитская,   Русская   закуска,   Москва,   Журналисткое   агентство:   «Гласность», 1992 25. И.   М.   Скурихин,   Слово   о   здоровой   пище,   Москва,   Журналисткое   агентство: «Гласность», 1993